Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании (Псковский государственный университет)

Работа №129127

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №11 "Буратино"» города Невеля Псковской области
Выборка: 31 ребенок 5-6 лет, 30 родителей воспитанников, 8 педагогов ДОУ.

Введение...
Глава 1. Теоретические основы формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста в системе социально – коммуникативного воспитания...
1.1. Психолого-педагогические теории о формировании системы нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста...
1.2. Современное состояние проблемы социально-коммуникативного воспитания детей дошкольного возраста...
Выводы по главе 1...
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование развития нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании...
2.1. Диагностика развития нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников...
2.2. Опыт реализации психолого-педагогических условий развития нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании...
2.3. Сравнительные результаты исследования (контрольный этап практической части исследования)...
Выводы по главе 2...
Заключение...
Список литературы и источников...


В современной социальной ситуации развития дошкольника, характеризующейся глобальной цифровизацией, смещением общечеловеческих ценностей к неопределенным категориям не закрепленных общественным сознанием в дошкольном возрасте обостряется потребностью направленного воспитания в формировании основ ценностных ориентаций.
Отсюда актуальность исследования еще более обусловлена потребностями психологической и педагогической науки в изучении не только особенностей развития дошкольника в условиях информационного общества и нарастающих вызовах в образовании, но и сопряженности цифровой и традиционной социализации современного ребенка.
Система ценностных ориентаций в детстве развивается с основой на сложившийся опыт отношения к социальной действительности значимых взрослых, семьи и носит подражательный характер. Асмолов А. Г.[2] в работе «Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека» заостряет внимание на культурно-историческом аспекте развития современного дошкольника, социально-коммуникативное воспитание, по его мнению, занимает одно из ведущих направлений в становлении личности ребенка.
В работах авторов Данилюка А.Я.[13], Бабанского Ю. К. [3], Гуркиной А. Л. [11], Зеньковского В.В. [15] и других, исследующих социокультурное воспитание дошкольника, замечено, что сформировавшийся в дошкольном детстве имидж ценностей семьи во многом будет определять ценностные инсталляции в отношении своей собственной детской картины мира, которая формируется уже в старшем дошкольном возрасте.
В нормативно-правовых документах 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» [53], Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО) [54], стратегические и тактические цели, содержание дошкольного образования приоритетно определены за воспитанием, немаловажным значением в котором социально-коммуникативное развитие детей. Важность ориентации воспитательного процесса на адаптацию старшего дошкольника к жизни в обществе, создание условий для позитивной социализации, предпосылок к опыту самореализации личности подтверждено во ФГОСДО [54], многочисленными исследованиями проблем дошкольного детства.
Так, например, задачи и значение социально-коммуникативного развития описаны Козловой С.А.[19], Журавлевой С.С.[44], Парамоновой Л.А. [38]. Структура социально-коммуникативного развития подрастающего поколения разработана Мудриком А.В.[27], Сластениным В.А. [46]. Развитие способности детей присвоения общественного культурно-исторического опыта детьми в ходе социализации изучены Выготским Л.С. [9].
Очевидно, социально-коммуникативное развитие детей является приоритетной областью воспитания и находится среди стратегических направлений обновления российского образования. Актуальность темы исследования, обобщение научно-методической литературы показал, что развитие ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании относиться к одному из значимых направлений в системе образовательного процесса. Все это позволило сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Психолого-педагогические условия развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании».
В ходе теоретического анализа темы был выявлен проблемный вопрос, какие психолого-педагогические условия способствуют развитию нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании?
Решение проблемного вопроса послужило определению основных параметров исследования.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий, способствующих развитию нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании.
Объект исследования: процесс развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании.
Гипотеза исследования: успешность развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий:
o разработана и реализуется рабочая программа социально-коммуникативного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
o содержание развития нравственных ценностных ориентаций детей обеспечено реализацией методического комплекса Лопиной А, Скребцовой М. «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах»;
o разработан и реализуется план взаимодействия с родителями для решения общих задач развития нравственных ценностных ориентаций у детей;
o составлен и реализуется план организации педагогической диагностики развития нравственных ценностных ориентаций у детей.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить теоретические основы формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста в системе социально – коммуникативного воспитания.
2. Определить сущность понятий: аксиологический подход, ценности, нравственные ценностные ориентации, нравственное отношение, социально-коммуникативное воспитание.
3. Обосновать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий, развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников.
Методы исследования: анализ и обобщение, педагогическая диагностика, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов.
Практическая значимость исследования: представленное исследование в выпускной квалификационной работе носит практико-ориентированный характер. Разработанные материалы, представленные в объемных приложениях, включающих обоснованный пакет диагностических материалов, разработанные и апробированные методические комплексы:
рабочая программа и комплексно-тематический план по социально-коммуникативному воспитанию, картотека дидактических и подвижных игр, комплекс образовательных ситуаций по решению нравственных задач выбора дошкольниками, конспекты собраний с родителями и другое могут быть полезными для воспитателей в их практической работе.
Структура работы: работа представлена на (69) страницах печатного текста состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы (59 источников), приложений (24), в тексте 4 таблицы, 15 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав научно-методическую литературу по данной теме исследования, мы пришли к выводу, что большинство исследователей психологии и педагогики Детства единодушны в признании возможности и необходимости специально организованной педагогической работы по развитию основ нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста в социально-коммуникативном воспитании.
Ученые отмечают, что работа в данном направлении должна проводиться на основе учета принципов ориентации на возрастные возможности и перспективы социального и познавательного развития детей в дошкольном возрасте. Они так же подчеркивают, что дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит в свою очередь от усвоения ребенком норм и правил нравственного поведения, погружения во взрослую культуру, освоение абстрактных понятий из категории «нравственные ценности».
В ходе решения практических задач исследования был проведен констатирующий эксперимент, количественный анализ которого выявил трудности определения старшими дошкольниками эмоциональных состояний окружающих людей; невозможность объяснить причину и предположить дальнейшее развитие образовательной ситуации, в ходе проведения диагностики воспитанников в условной ЭГ было замечено, что большинство испытуемых не могли корректно формулировать и высказывать свое мнение в окончании образовательной ситуации, часто обращались за подсказкой к педагогу.
После анализа результатов были разработаны и проведены серия ООД, организованы культурные практики с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, образовательная деятельность с детьми, направленная на формирование представлений о нравственных ценностях, абстрактных понятий этой группы, вся образовательная деятельность успешно реализовывалась совместно с родителями воспитанников.
В ходе формирующего эксперимента была разработана и реализована рабочая программа воспитателя по социально-коммуникативному воспитанию, был составлен комплексно-тематический план, который был реализован в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Подробно весь комплект материалов этапов эксперимента представлен приложениями.
Затем была организована образовательная деятельность с детьми: серия «уроков» из пособия М. Лоптиной А. Скребцовой, всего 6 «уроков мудрости», а также внедрили в ОДвРМ, в ООД в самостоятельную деятельность детей образовательные ситуации, дидактические игры с детьми, которые предваряли работу по пособию. Отметим, что разработанное содержание сочеталось с основным содержанием развития нравственных ценностных ориентаций у детей 5-6 лет. Успешной с нашей точки зрения была организованная работа с семьей, как и предполагалось в психолого-педагогическом условии гипотезы.
Кроме специально организованных мероприятий по развитию нравственных ценностных ориентаций у воспитанников, экспериментальная работа проходила и в самостоятельной деятельности детей. Для привлечения внимания дошкольников и повышения их интереса к изучаемым темам нравственных абстрактных понятий системно осуществлялась игровая деятельность с дошкольниками, родителями.
Для систематизации информации мы разработали картотеку подвижных и дидактических игр, включили в образовательную деятельность образовательные ситуации. Таким образом, в самостоятельной деятельности старшие дошкольники имели возможность осуществлять культурные практики, используя пособия по освоению значений нравственных абстрактных понятий.
После проведения серии образовательной деятельности, направленной на развитие нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников, было снова проведено контрольное обследование детей, анкетирование родителей, которое выявило влияние экспериментальной работы на развитие нравственных ценностных ориентаций в системе нравственных ценностей: «Доброта», «Добросердечие», «Милосердие», «Дружелюбие», «Бескорыстие», у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что проведенное исследование является эффективным способом развития нравственных ценностных ориентаций у детей 5-6 лет. При проведении итогов, можно сделать вывод о том, что поставленные цель и задачи достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев. - 3-е изд., Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 288 с. – ISBN 978-5-49807-869-4.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / Александр Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Academia, 2017. – 526 с. – ISBN 978-5-89357-221-6.
3. Бабанский, Ю. К. Педагогика высшей школы : [Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов] / Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина, З. У. Жантекеева. – Алма-Ата : Мектеп, 2005. - 175 с. – ISBN 5-625-00844-2.
4. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург, Питер, 2008, – 345с. – ISBN 978-5-91180-846-4.
5. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика – педагогика развития / Т.М. Бабунова. – Магнитогорск, 2016, 280 с. – ISBN 978-5-89144-782-0.
6. Баранникова, О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду / О. Н. Баранникова. – Москва : Аркти, 2018, с. 220с. – ISBN 5-89415-563-0.
7. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения. / Н.И. Белоцерковец. – автореф. дисс. кан. пед. наук, Карачаевск, 2002. –29 c.
8. Бугаенко А.Э. О некоторых особенностях восприятия и понимания дошкольниками друг друга и усвоения ими способов коммуникации / А.Э. Бугаенко. – Москва : Просвещение, 2016. –249 с. – ISBN 978-5-98620-324-9.
9. Выготский, Л.C. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Москва : Академия, 2013. – 433 с. – ISBN 5-87852-033-8.
10. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности / А.М. Голуб. // Социальная работа. – 2019. – №4. – С. 53–57.
11. Гуркина, А. Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности / А. Л. Гуркина. // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 648-651. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35994/ (дата обращения: 23.09.2021). Режим доступа: для авторизованных пользователей.
12. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. – №8. – С. 118–122.
13. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад. образования. ― Москва : Просвещение, 2011. – 29 с. – ISBN 978-5-09-033553-9.
14. Евдокшина, О.В. Психологические аспекты социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста: Диссертация кандидата психологических наук. / О.В. Евдокшина. – Москва, 2010.
15. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.П. Зеньковский. – Екатеринбург, 2013. – 297 с. – ISBN 5-88687-008-3.
16. Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно - ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование. –2008. – №2. – С. 68–73.
17. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – Москва : Ленанд, 2014.–320 с. – ISBN 978-5-9710-0321-2.
18. Козлова, С.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: современный аспект / С.А. Козлова // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. ФГОС ДО / авт.-сост. Т.В. Волосовец, О.А. Зыкова. – Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2016 - С. 11-16. – ISBN 5-9219-0248-9.
19. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. – Москва : Академия, 2017. – 123 с. – ISBN 5-7695-0286-X.
20. Козлова, С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка / С.А. Козлова. – Москва : Школьная пресса, 2018. – 44 с. – ISBN 5-9219-0225-X.
21. Китаева, А.В. Социально-коммуникативное развитие. Что такое социализация детей дошкольного возраста? / А.В. Китаева. – Электронный ресурс. http://fb.ru/article/194200/sotsialnokommunikativnoe-razvitie-chto-takoe-sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
22. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. [Текст] / Л.В. Коломийченко. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. - 160 с. – ISBN 978-5-9949-1062-7.
23. Кошелева, А.Д. Роль эмоционально-смысловой сферы ребенка в его социально-коммуникативном развитии [Текст] / А.Д. Кошелева // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сб. ст. ФГОС ДО / авт.-сост. Т.В. Волосовец, О.А. Зыкова – Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2019. - С. 166-191. – ISBN 5-7695-1058-7.
24. Космачева, Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций в современных отечественных программах ДОУ / Н.В. Космачева // Сборник научных статей аспирантов и соискателей. Вып. III. – Коломна : КГПИ, 2015. – С. 103-108 (0,36 п. л.). – ISBN 978-5-98492-097-1.
25. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. - Москва : СМЫСЛ, 1992. - 17 с. - ISBN 5-85494-005-1.
26. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – Москва : Академия‐пресс, 2018. – 200 с. – ISBN 978-5-7695-8842-6.
27. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – Москва : Педагогика, 2004. - 304 с. – ISBN 5-7695-3170-3.
28. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников / Н.В. Микляева. – Москва : АСТ, 2013. –245с. –ISBN 978-5-7695-6992-0.
29. Мильруд, Р.П., Максимова, И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного воспитания / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова. // Воспитание в детском саду. 2012. №4. С.9-15.
30. Меджидова, Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема / Э.С. Меджитова. // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 799–803.
31. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ / Н. В. Микляева. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – ISBN 5-8112-2123-1.
32. Михайленко, А. Введение дошкольника в мировую культуру: парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей / А. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 14-18.
33. Новикова, Н. Н. Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе подготовки детей к школе // Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт: сборник материалов региональной научно-практической конференции / под ред. В. В. Садырина, Е. С. Комаровой. – Челябинск, 2012. – Вып. 2. – С. 102–105.
34. Николаева, С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками./ С. О. Николаева. – Москва, 2009. – ISBN 5-691-00261-9.
35. Новицкая, М. М. Наследие: программа нравственно-патриотического воспитания / М.М. Новицкая, Е.В.Соловьева. – Москва : Академия, 2019. – ISBN 5825200339.
36. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский. – Москва : Академия , 2012.– 255с. – ISBN 5-7155-0138-5.
37. Пантин, В. Семья и семейный ценности в сознании россиян (по данным социалогических опросов) / В. Панин // Воспитание школьников. – 2008. – №10. – С. 9–14.
38. Парамонова, Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. – Москва, 2017. – 160 с. – ISBN 7-7500-3165-4.
39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705с. – ISBN 978-5-459-01141-8.
40. Развитие методологии междисциплинарных исследований в области воспитания и социализации детей: сб. науч. ст. / под ред. Г.Н. Филонова, И.В. Усольцевой – Москва : ИСВ РАО, 2014 - 149 с. – ISBN 978-5-459-02156-6.
41. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологическое исследование [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – Москва : Просвещение, 2016. - 73 с. – ISBN 26-4431-00322-9.
42. Реан А. А. Психология и педагогика. [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 432 с. – ISBN 5-272-00266-0.
43. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина. – Москва : Педагогика, 1988. - 232 с. – ISBN 5-7155-0243-8.
44. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников: теоретическое и практическое обеспечение: учеб. метод. пособие/ сост. Журавлева С.С. – Курск : ООО Планета +, 2014. – 314 с. – ISBN 978-5-91517-067-3.
45. Селезнев, Н.В. Становление человека: культурологический аспект [Текст] : монография / Н. В. Селезнев, Е. Н. Селезнев. – Воронеж : Научная книга, 2015. – 144 с. – ISBN 978-5-4446-0406-9.
46. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – Москва : Академия, 2011. – 192 с. – ISBN 5-7695-0965-1.
47. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте/ Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. 2014. №12. С.14.
48. Сохин, Ф.А. Основы развития речи дошкольников. / Ф. А. Сохин. – Москва : Владос, 2013 – 290 с. – ISBN 5-89502-754-7.
49. Субботский, Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников / Е.В. Субботский. – Москва : Наука, 2012. 169 с. – ISBN 8-143412-334-2.
50. Сенин, И. Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: автореф. дисс… канд.психол.наук. Ярославль, 2003, 29 с.
51. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа: //
http://festival.1september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680
52. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика : учеб.пособие / В. И. Турченко .– 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА : НОУ ВПО"МПСУ", 2013. – 256с. – ISBN 26-7142-1254-5.
53. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года) [Текст] : [Электронный ресурс], 2010. – С. 9.
55. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. / Л. В. Чернецкая. Ростов н /Дону : Феникс, 2013. – 299 с. – ISBN 5-222-07148-0
56. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
57. Широких О.Б., Космачева Н.В. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций [Текст] / О.Б. Широких, Н.В. Космачева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. –С. 42–46.
58. Широких, О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2007. –№9. – С. 23–27.
59. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. М.С. Яницкий – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с. – ISBN 5-202-01717-0.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ