Психолого-педагогические условия развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании (Псковский государственный университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №11 "Буратино"» города Невеля Псковской области
Выборка: 31 ребенок 5-6 лет, 30 родителей воспитанников, 8 педагогов ДОУ.
Введение...
Глава 1. Теоретические основы формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста в системе социально – коммуникативного воспитания...
1.1. Психолого-педагогические теории о формировании системы нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста...
1.2. Современное состояние проблемы социально-коммуникативного воспитания детей дошкольного возраста...
Выводы по главе 1...
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование развития нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании...
2.1. Диагностика развития нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников...
2.2. Опыт реализации психолого-педагогических условий развития нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании...
2.3. Сравнительные результаты исследования (контрольный этап практической части исследования)...
Выводы по главе 2...
Заключение...
Список литературы и источников...
В современной социальной ситуации развития дошкольника, характеризующейся глобальной цифровизацией, смещением общечеловеческих ценностей к неопределенным категориям не закрепленных общественным сознанием в дошкольном возрасте обостряется потребностью направленного воспитания в формировании основ ценностных ориентаций.
Отсюда актуальность исследования еще более обусловлена потребностями психологической и педагогической науки в изучении не только особенностей развития дошкольника в условиях информационного общества и нарастающих вызовах в образовании, но и сопряженности цифровой и традиционной социализации современного ребенка.
Система ценностных ориентаций в детстве развивается с основой на сложившийся опыт отношения к социальной действительности значимых взрослых, семьи и носит подражательный характер. Асмолов А. Г.[2] в работе «Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека» заостряет внимание на культурно-историческом аспекте развития современного дошкольника, социально-коммуникативное воспитание, по его мнению, занимает одно из ведущих направлений в становлении личности ребенка.
В работах авторов Данилюка А.Я.[13], Бабанского Ю. К. [3], Гуркиной А. Л. [11], Зеньковского В.В. [15] и других, исследующих социокультурное воспитание дошкольника, замечено, что сформировавшийся в дошкольном детстве имидж ценностей семьи во многом будет определять ценностные инсталляции в отношении своей собственной детской картины мира, которая формируется уже в старшем дошкольном возрасте.
В нормативно-правовых документах 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» [53], Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО) [54], стратегические и тактические цели, содержание дошкольного образования приоритетно определены за воспитанием, немаловажным значением в котором социально-коммуникативное развитие детей. Важность ориентации воспитательного процесса на адаптацию старшего дошкольника к жизни в обществе, создание условий для позитивной социализации, предпосылок к опыту самореализации личности подтверждено во ФГОСДО [54], многочисленными исследованиями проблем дошкольного детства.
Так, например, задачи и значение социально-коммуникативного развития описаны Козловой С.А.[19], Журавлевой С.С.[44], Парамоновой Л.А. [38]. Структура социально-коммуникативного развития подрастающего поколения разработана Мудриком А.В.[27], Сластениным В.А. [46]. Развитие способности детей присвоения общественного культурно-исторического опыта детьми в ходе социализации изучены Выготским Л.С. [9].
Очевидно, социально-коммуникативное развитие детей является приоритетной областью воспитания и находится среди стратегических направлений обновления российского образования. Актуальность темы исследования, обобщение научно-методической литературы показал, что развитие ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании относиться к одному из значимых направлений в системе образовательного процесса. Все это позволило сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Психолого-педагогические условия развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании».
В ходе теоретического анализа темы был выявлен проблемный вопрос, какие психолого-педагогические условия способствуют развитию нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании?
Решение проблемного вопроса послужило определению основных параметров исследования.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий, способствующих развитию нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании.
Объект исследования: процесс развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании.
Гипотеза исследования: успешность развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий:
o разработана и реализуется рабочая программа социально-коммуникативного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
o содержание развития нравственных ценностных ориентаций детей обеспечено реализацией методического комплекса Лопиной А, Скребцовой М. «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах»;
o разработан и реализуется план взаимодействия с родителями для решения общих задач развития нравственных ценностных ориентаций у детей;
o составлен и реализуется план организации педагогической диагностики развития нравственных ценностных ориентаций у детей.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить теоретические основы формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста в системе социально – коммуникативного воспитания.
2. Определить сущность понятий: аксиологический подход, ценности, нравственные ценностные ориентации, нравственное отношение, социально-коммуникативное воспитание.
3. Обосновать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий, развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников.
Методы исследования: анализ и обобщение, педагогическая диагностика, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов.
Практическая значимость исследования: представленное исследование в выпускной квалификационной работе носит практико-ориентированный характер. Разработанные материалы, представленные в объемных приложениях, включающих обоснованный пакет диагностических материалов, разработанные и апробированные методические комплексы:
рабочая программа и комплексно-тематический план по социально-коммуникативному воспитанию, картотека дидактических и подвижных игр, комплекс образовательных ситуаций по решению нравственных задач выбора дошкольниками, конспекты собраний с родителями и другое могут быть полезными для воспитателей в их практической работе.
Структура работы: работа представлена на (69) страницах печатного текста состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы (59 источников), приложений (24), в тексте 4 таблицы, 15 рисунков.
Проанализировав научно-методическую литературу по данной теме исследования, мы пришли к выводу, что большинство исследователей психологии и педагогики Детства единодушны в признании возможности и необходимости специально организованной педагогической работы по развитию основ нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста в социально-коммуникативном воспитании.
Ученые отмечают, что работа в данном направлении должна проводиться на основе учета принципов ориентации на возрастные возможности и перспективы социального и познавательного развития детей в дошкольном возрасте. Они так же подчеркивают, что дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит в свою очередь от усвоения ребенком норм и правил нравственного поведения, погружения во взрослую культуру, освоение абстрактных понятий из категории «нравственные ценности».
В ходе решения практических задач исследования был проведен констатирующий эксперимент, количественный анализ которого выявил трудности определения старшими дошкольниками эмоциональных состояний окружающих людей; невозможность объяснить причину и предположить дальнейшее развитие образовательной ситуации, в ходе проведения диагностики воспитанников в условной ЭГ было замечено, что большинство испытуемых не могли корректно формулировать и высказывать свое мнение в окончании образовательной ситуации, часто обращались за подсказкой к педагогу.
После анализа результатов были разработаны и проведены серия ООД, организованы культурные практики с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, образовательная деятельность с детьми, направленная на формирование представлений о нравственных ценностях, абстрактных понятий этой группы, вся образовательная деятельность успешно реализовывалась совместно с родителями воспитанников.
В ходе формирующего эксперимента была разработана и реализована рабочая программа воспитателя по социально-коммуникативному воспитанию, был составлен комплексно-тематический план, который был реализован в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Подробно весь комплект материалов этапов эксперимента представлен приложениями.
Затем была организована образовательная деятельность с детьми: серия «уроков» из пособия М. Лоптиной А. Скребцовой, всего 6 «уроков мудрости», а также внедрили в ОДвРМ, в ООД в самостоятельную деятельность детей образовательные ситуации, дидактические игры с детьми, которые предваряли работу по пособию. Отметим, что разработанное содержание сочеталось с основным содержанием развития нравственных ценностных ориентаций у детей 5-6 лет. Успешной с нашей точки зрения была организованная работа с семьей, как и предполагалось в психолого-педагогическом условии гипотезы.
Кроме специально организованных мероприятий по развитию нравственных ценностных ориентаций у воспитанников, экспериментальная работа проходила и в самостоятельной деятельности детей. Для привлечения внимания дошкольников и повышения их интереса к изучаемым темам нравственных абстрактных понятий системно осуществлялась игровая деятельность с дошкольниками, родителями.
Для систематизации информации мы разработали картотеку подвижных и дидактических игр, включили в образовательную деятельность образовательные ситуации. Таким образом, в самостоятельной деятельности старшие дошкольники имели возможность осуществлять культурные практики, используя пособия по освоению значений нравственных абстрактных понятий.
После проведения серии образовательной деятельности, направленной на развитие нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников, было снова проведено контрольное обследование детей, анкетирование родителей, которое выявило влияние экспериментальной работы на развитие нравственных ценностных ориентаций в системе нравственных ценностей: «Доброта», «Добросердечие», «Милосердие», «Дружелюбие», «Бескорыстие», у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что проведенное исследование является эффективным способом развития нравственных ценностных ориентаций у детей 5-6 лет. При проведении итогов, можно сделать вывод о том, что поставленные цель и задачи достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев. - 3-е изд., Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 288 с. – ISBN 978-5-49807-869-4.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / Александр Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Academia, 2017. – 526 с. – ISBN 978-5-89357-221-6.
3. Бабанский, Ю. К. Педагогика высшей школы : [Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов] / Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина, З. У. Жантекеева. – Алма-Ата : Мектеп, 2005. - 175 с. – ISBN 5-625-00844-2.
4. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург, Питер, 2008, – 345с. – ISBN 978-5-91180-846-4.
5. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика – педагогика развития / Т.М. Бабунова. – Магнитогорск, 2016, 280 с. – ISBN 978-5-89144-782-0.
6. Баранникова, О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду / О. Н. Баранникова. – Москва : Аркти, 2018, с. 220с. – ISBN 5-89415-563-0.
7. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения. / Н.И. Белоцерковец. – автореф. дисс. кан. пед. наук, Карачаевск, 2002. –29 c.
8. Бугаенко А.Э. О некоторых особенностях восприятия и понимания дошкольниками друг друга и усвоения ими способов коммуникации / А.Э. Бугаенко. – Москва : Просвещение, 2016. –249 с. – ISBN 978-5-98620-324-9.
9. Выготский, Л.C. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Москва : Академия, 2013. – 433 с. – ISBN 5-87852-033-8.
10. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности / А.М. Голуб. // Социальная работа. – 2019. – №4. – С. 53–57.
11. Гуркина, А. Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности / А. Л. Гуркина. // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 648-651. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35994/ (дата обращения: 23.09.2021). Режим доступа: для авторизованных пользователей.
12. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. – №8. – С. 118–122.
13. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад. образования. ― Москва : Просвещение, 2011. – 29 с. – ISBN 978-5-09-033553-9.
14. Евдокшина, О.В. Психологические аспекты социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста: Диссертация кандидата психологических наук. / О.В. Евдокшина. – Москва, 2010.
15. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.П. Зеньковский. – Екатеринбург, 2013. – 297 с. – ISBN 5-88687-008-3.
16. Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно - ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование. –2008. – №2. – С. 68–73.
17. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – Москва : Ленанд, 2014.–320 с. – ISBN 978-5-9710-0321-2.
18. Козлова, С.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: современный аспект / С.А. Козлова // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. ФГОС ДО / авт.-сост. Т.В. Волосовец, О.А. Зыкова. – Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2016 - С. 11-16. – ISBN 5-9219-0248-9.
19. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. – Москва : Академия, 2017. – 123 с. – ISBN 5-7695-0286-X.
20. Козлова, С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка / С.А. Козлова. – Москва : Школьная пресса, 2018. – 44 с. – ISBN 5-9219-0225-X.
21. Китаева, А.В. Социально-коммуникативное развитие. Что такое социализация детей дошкольного возраста? / А.В. Китаева. – Электронный ресурс. http://fb.ru/article/194200/sotsialnokommunikativnoe-razvitie-chto-takoe-sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
22. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. [Текст] / Л.В. Коломийченко. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. - 160 с. – ISBN 978-5-9949-1062-7.
23. Кошелева, А.Д. Роль эмоционально-смысловой сферы ребенка в его социально-коммуникативном развитии [Текст] / А.Д. Кошелева // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сб. ст. ФГОС ДО / авт.-сост. Т.В. Волосовец, О.А. Зыкова – Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2019. - С. 166-191. – ISBN 5-7695-1058-7.
24. Космачева, Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций в современных отечественных программах ДОУ / Н.В. Космачева // Сборник научных статей аспирантов и соискателей. Вып. III. – Коломна : КГПИ, 2015. – С. 103-108 (0,36 п. л.). – ISBN 978-5-98492-097-1.
25. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. - Москва : СМЫСЛ, 1992. - 17 с. - ISBN 5-85494-005-1.
26. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – Москва : Академия‐пресс, 2018. – 200 с. – ISBN 978-5-7695-8842-6.
27. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – Москва : Педагогика, 2004. - 304 с. – ISBN 5-7695-3170-3.
28. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников / Н.В. Микляева. – Москва : АСТ, 2013. –245с. –ISBN 978-5-7695-6992-0.
29. Мильруд, Р.П., Максимова, И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного воспитания / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова. // Воспитание в детском саду. 2012. №4. С.9-15.
30. Меджидова, Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема / Э.С. Меджитова. // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 799–803.
31. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ / Н. В. Микляева. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – ISBN 5-8112-2123-1.
32. Михайленко, А. Введение дошкольника в мировую культуру: парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей / А. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 14-18.
33. Новикова, Н. Н. Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе подготовки детей к школе // Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт: сборник материалов региональной научно-практической конференции / под ред. В. В. Садырина, Е. С. Комаровой. – Челябинск, 2012. – Вып. 2. – С. 102–105.
34. Николаева, С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками./ С. О. Николаева. – Москва, 2009. – ISBN 5-691-00261-9.
35. Новицкая, М. М. Наследие: программа нравственно-патриотического воспитания / М.М. Новицкая, Е.В.Соловьева. – Москва : Академия, 2019. – ISBN 5825200339.
36. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский. – Москва : Академия , 2012.– 255с. – ISBN 5-7155-0138-5.
37. Пантин, В. Семья и семейный ценности в сознании россиян (по данным социалогических опросов) / В. Панин // Воспитание школьников. – 2008. – №10. – С. 9–14.
38. Парамонова, Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. – Москва, 2017. – 160 с. – ISBN 7-7500-3165-4.
39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705с. – ISBN 978-5-459-01141-8.
40. Развитие методологии междисциплинарных исследований в области воспитания и социализации детей: сб. науч. ст. / под ред. Г.Н. Филонова, И.В. Усольцевой – Москва : ИСВ РАО, 2014 - 149 с. – ISBN 978-5-459-02156-6.
41. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологическое исследование [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – Москва : Просвещение, 2016. - 73 с. – ISBN 26-4431-00322-9.
42. Реан А. А. Психология и педагогика. [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 432 с. – ISBN 5-272-00266-0.
43. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина. – Москва : Педагогика, 1988. - 232 с. – ISBN 5-7155-0243-8.
44. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников: теоретическое и практическое обеспечение: учеб. метод. пособие/ сост. Журавлева С.С. – Курск : ООО Планета +, 2014. – 314 с. – ISBN 978-5-91517-067-3.
45. Селезнев, Н.В. Становление человека: культурологический аспект [Текст] : монография / Н. В. Селезнев, Е. Н. Селезнев. – Воронеж : Научная книга, 2015. – 144 с. – ISBN 978-5-4446-0406-9.
46. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – Москва : Академия, 2011. – 192 с. – ISBN 5-7695-0965-1.
47. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте/ Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. 2014. №12. С.14.
48. Сохин, Ф.А. Основы развития речи дошкольников. / Ф. А. Сохин. – Москва : Владос, 2013 – 290 с. – ISBN 5-89502-754-7.
49. Субботский, Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников / Е.В. Субботский. – Москва : Наука, 2012. 169 с. – ISBN 8-143412-334-2.
50. Сенин, И. Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: автореф. дисс… канд.психол.наук. Ярославль, 2003, 29 с.
51. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа: //
http://festival.1september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680
52. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика : учеб.пособие / В. И. Турченко .– 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА : НОУ ВПО"МПСУ", 2013. – 256с. – ISBN 26-7142-1254-5.
53. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года) [Текст] : [Электронный ресурс], 2010. – С. 9.
55. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. / Л. В. Чернецкая. Ростов н /Дону : Феникс, 2013. – 299 с. – ISBN 5-222-07148-0
56. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
57. Широких О.Б., Космачева Н.В. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций [Текст] / О.Б. Широких, Н.В. Космачева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. –С. 42–46.
58. Широких, О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2007. –№9. – С. 23–27.
59. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. М.С. Яницкий – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с. – ISBN 5-202-01717-0.