Направления повышения экономической и социальной эффективности деятельности муниципального учреждения (Уральский государственный экономический университет)
|
Объект исследования - МКОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1» ( пос. Унъюган Октябрьского района Тюменской области ХМАО – Югра).
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования эффективности деятельности муниципального общеобразовательного учреждения 7
1.1 Понятие эффективности деятельности общеобразовательного учреждения 7
1.2 Управление общеобразовательным учреждением на основе оценки эффективности его деятельности 17
2 Исследование показателей оценки эффективности деятельности муниципального учреждения на примере МКОУ «Уньюганская средняя общеобразовательная школа №1» 27
2.1 Общая характеристика и организационная структура общеобразовательного учреждения 27
2.2 Оценка показателей социально-экономической эффективности деятельности общеобразовательного учреждения 34
2.3 Основные направления повышения эффективности деятельности общеобразовательного учреждения 40
Заключение 49
Список использованных источников 52
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования эффективности деятельности муниципального общеобразовательного учреждения 7
1.1 Понятие эффективности деятельности общеобразовательного учреждения 7
1.2 Управление общеобразовательным учреждением на основе оценки эффективности его деятельности 17
2 Исследование показателей оценки эффективности деятельности муниципального учреждения на примере МКОУ «Уньюганская средняя общеобразовательная школа №1» 27
2.1 Общая характеристика и организационная структура общеобразовательного учреждения 27
2.2 Оценка показателей социально-экономической эффективности деятельности общеобразовательного учреждения 34
2.3 Основные направления повышения эффективности деятельности общеобразовательного учреждения 40
Заключение 49
Список использованных источников 52
Актуальность темы исследовательской работы состоит в том, что в России в последнее время в центр внимания государственной образовательной политики очевидным образом переместились вопросы эффективности деятельности в сфере образования. Это связано с тем, что каждый новый этап модернизации образования в России сопряжен с появлением актуальных на данный момент приоритетов, с новыми акцентами, которые учитываются практиками и исследователями, которые выносятся на страницы печати и дискуссионные площадки. В этой связи, безусловно, «хит» последнего времени – это эффективность в сфере образования.
Полагается, что повышенное внимание к этой тематике выглядит несколько удивительным с учетом того, что ничего принципиально нового в адрес общеобразовательных учреждений не заявлено. С самых первых шагов модернизации российского образования изменения были направлены на повышение доступности, качества и эффективности образования. Эту триаду вот уже более десяти лет можно наблюдать в документах, отражающих государственную политику в этой сфере. Внимательный читатель программных документов обязательно увидел бы, что ни один из этих трех целевых ориентиров ни на секунду не выпадал из поля зрения реформаторов российского образования. Другое дело, что для педагогического и экспертного сообщества, для управленцев-практиков акценты выстраивались по-своему.
Если говорить о степени научной исследованности вопросов, касающихся эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, то здесь необходимо отметить, что их изучению посвящено сравнительно небольшое число российских исследований. На сегодняшний день накоплен небольшой фонд источников и документов по направлению эффективного менеджмента в области муниципального управления, в особенности, что касается вопроса повышения эффективности деятельности общеобразовательных учреждений. Примечательно, что он постоянно пополняется, поэтому нуждается в детальном изучении. Существует ряд научных трудов и докладов, а также монографий, посвященных оценке эффективности деятельности общеобразовательных учреждений в России. Проводятся научные конференции по изучению проблем в этой области.
Теоретические позиции понятия эффективности деятельности показаны в научных материалах таких теоретиков, как Астахова Н.И., Борушевская О.О., Герасимов Б.Н., Елистратова А.И., Иванова Н.Г., Илюшина О.С., Курмаева В.С., Кучеренко В., Розанова Н.М., Староверова К.О., Столяренко А.В., Хижа О.Н., Хорев А.И., Штеле Е.А. и др.
Большой вклад в изучение вопросов в области эффективности деятельности общеобразовательных организаций внесли такие исследователи, как Бочков Д.В., Винокуров М.А., Гетман А.В., Донина И.А., Еремина О.Ю., Зяблов А.А., Иванченко Ю.П., Коржавина Н.П., Обозный Д.А., Пешкова П.В., Роньжова Н.В., Самохин И.С., Смирнова Е.А., Сысоева Ю.Ю., Филькевич И.А., Чувасова А.А. и др.
В целом обзор научно-практической литературы по изучаемому вопросу дает возможность полагать, что работы перечисленных исследователей охватывают, главным образом, теоретические стороны эффективности деятельности общеобразовательных организаций, в основном раскрываемые российскими авторами с позиций зарубежного опыта. По-прежнему остается недостаточно изученным вопрос, связанный с практическими особенностями оценки эффективности деятельности общеобразовательных учреждений. Преимущественно во всех научных исследованиях речь идет о системе и методах оценки эффективности, и мало кто из современных отечественных авторов осуществляет разработку конкретных направлений повышения эффективности деятельности общеобразовательных учреждений государственного характера, тем более, что особенное значение приобретает разработка системы показателей эффективности деятельности рассматриваемого вида муниципальных учреждений. В этом состоит проблема исследования.
В качестве источников для исследовательской работы использовались материалы научно-практических конференций, монографии, статьи и публикации в СМИ, а также другие документы и материалы, относящиеся к проблеме исследования.
Исследовательскую базу составило муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Объект исследования – эффективность деятельности муниципального учреждения.
Предмет исследования – повышение социально-экономической эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
Цель исследования – разработать направления повышения социальной и экономической эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
2. Изучить систему управления общеобразовательным учреждением на основе оценки эффективности его деятельности.
3. Охарактеризовать деятельность общеобразовательного учреждения.
4. Произвести оценку показателей социально-экономической эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
5. Разработать направления повышения эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
Методология исследования базируется на широком круге теоретико-практических разработок управленческого, социального и научно-проектировочного характера на основе научных принципов познания: объективности, анализа и синтеза с точки зрения цивилизационного подхода, позволивших изучить такое сложное многокомпонентное понятие, как эффективность деятельности общеобразовательного учреждения. Метод системного анализа позволил рассмотреть различные подходы к изучению понятий, раскрыть их причинно-следственные связи. На основе типологического метода была проведена классификация источников и полученной из них информации. Сравнительный метод применялся при изучении понятия эффективности. Данные методы, применяемые в совокупности, позволили решить поставленные задачи и достигнуть установленной цели.
Структура работы отвечает заявленной цели и обозначенным задачам и состоит из введения, двух глав, шести частей, заключения, списка источников, двух приложений. В работе представлен иллюстрационный материал.
Полагается, что повышенное внимание к этой тематике выглядит несколько удивительным с учетом того, что ничего принципиально нового в адрес общеобразовательных учреждений не заявлено. С самых первых шагов модернизации российского образования изменения были направлены на повышение доступности, качества и эффективности образования. Эту триаду вот уже более десяти лет можно наблюдать в документах, отражающих государственную политику в этой сфере. Внимательный читатель программных документов обязательно увидел бы, что ни один из этих трех целевых ориентиров ни на секунду не выпадал из поля зрения реформаторов российского образования. Другое дело, что для педагогического и экспертного сообщества, для управленцев-практиков акценты выстраивались по-своему.
Если говорить о степени научной исследованности вопросов, касающихся эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, то здесь необходимо отметить, что их изучению посвящено сравнительно небольшое число российских исследований. На сегодняшний день накоплен небольшой фонд источников и документов по направлению эффективного менеджмента в области муниципального управления, в особенности, что касается вопроса повышения эффективности деятельности общеобразовательных учреждений. Примечательно, что он постоянно пополняется, поэтому нуждается в детальном изучении. Существует ряд научных трудов и докладов, а также монографий, посвященных оценке эффективности деятельности общеобразовательных учреждений в России. Проводятся научные конференции по изучению проблем в этой области.
Теоретические позиции понятия эффективности деятельности показаны в научных материалах таких теоретиков, как Астахова Н.И., Борушевская О.О., Герасимов Б.Н., Елистратова А.И., Иванова Н.Г., Илюшина О.С., Курмаева В.С., Кучеренко В., Розанова Н.М., Староверова К.О., Столяренко А.В., Хижа О.Н., Хорев А.И., Штеле Е.А. и др.
Большой вклад в изучение вопросов в области эффективности деятельности общеобразовательных организаций внесли такие исследователи, как Бочков Д.В., Винокуров М.А., Гетман А.В., Донина И.А., Еремина О.Ю., Зяблов А.А., Иванченко Ю.П., Коржавина Н.П., Обозный Д.А., Пешкова П.В., Роньжова Н.В., Самохин И.С., Смирнова Е.А., Сысоева Ю.Ю., Филькевич И.А., Чувасова А.А. и др.
В целом обзор научно-практической литературы по изучаемому вопросу дает возможность полагать, что работы перечисленных исследователей охватывают, главным образом, теоретические стороны эффективности деятельности общеобразовательных организаций, в основном раскрываемые российскими авторами с позиций зарубежного опыта. По-прежнему остается недостаточно изученным вопрос, связанный с практическими особенностями оценки эффективности деятельности общеобразовательных учреждений. Преимущественно во всех научных исследованиях речь идет о системе и методах оценки эффективности, и мало кто из современных отечественных авторов осуществляет разработку конкретных направлений повышения эффективности деятельности общеобразовательных учреждений государственного характера, тем более, что особенное значение приобретает разработка системы показателей эффективности деятельности рассматриваемого вида муниципальных учреждений. В этом состоит проблема исследования.
В качестве источников для исследовательской работы использовались материалы научно-практических конференций, монографии, статьи и публикации в СМИ, а также другие документы и материалы, относящиеся к проблеме исследования.
Исследовательскую базу составило муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Объект исследования – эффективность деятельности муниципального учреждения.
Предмет исследования – повышение социально-экономической эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
Цель исследования – разработать направления повышения социальной и экономической эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
2. Изучить систему управления общеобразовательным учреждением на основе оценки эффективности его деятельности.
3. Охарактеризовать деятельность общеобразовательного учреждения.
4. Произвести оценку показателей социально-экономической эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
5. Разработать направления повышения эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
Методология исследования базируется на широком круге теоретико-практических разработок управленческого, социального и научно-проектировочного характера на основе научных принципов познания: объективности, анализа и синтеза с точки зрения цивилизационного подхода, позволивших изучить такое сложное многокомпонентное понятие, как эффективность деятельности общеобразовательного учреждения. Метод системного анализа позволил рассмотреть различные подходы к изучению понятий, раскрыть их причинно-следственные связи. На основе типологического метода была проведена классификация источников и полученной из них информации. Сравнительный метод применялся при изучении понятия эффективности. Данные методы, применяемые в совокупности, позволили решить поставленные задачи и достигнуть установленной цели.
Структура работы отвечает заявленной цели и обозначенным задачам и состоит из введения, двух глав, шести частей, заключения, списка источников, двух приложений. В работе представлен иллюстрационный материал.
В исследовательской работе изучена эффективность деятельности муниципального учреждения, рассмотрена проблема повышения эффективности деятельности общеобразовательного учреждения, разработаны направления повышения его социальной и экономической эффективности.
В первой главе представлены теоретические аспекты исследования эффективности деятельности муниципального общеобразовательного учреждения: рассмотрено понятие эффективности деятельности общеобразовательного учреждения, изучена система управления общеобразовательным учреждением на основе оценки эффективности его деятельности.
Во второй главе осуществлено исследование показателей оценки эффективности деятельности муниципального учреждения на примере МКОУ «Уньюганская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, охарактеризована деятельность данного общеобразовательного учреждения, разработаны направления повышения его эффективности.
В результате проведенного исследования можно говорить о следующих выводах.
1. Понятие эффективности деятельности муниципального образовательного учреждения представляет собой специальный показатель, характеризующий уровень достижения эффекта в пределах заданных цели и выделенных бюджетных ресурсов учредителем.
Эффективность – понятие относительное и характеризует две группы отношений: результат – затраты и результат – цели. Эти параметры и задают систему координат, в которой должна оцениваться эффективность, что, как правило, выступает определенным элементом управления общеобразовательным учреждением.
2. Теоретические дискуссии и практические обсуждения проблемы оценки эффективности в сфере образования оказались ограниченными теми рамками и концептуальными представлениями, которые содержатся в программных документах федерального уровня. Однако степень свободы в работе с категорией эффективности и ее производными не была осознанна и определена ни практиками, ни представителями науки; не были уточнены и конкретизированы задачи, которые нужно и можно решать сегодня с учетом общего контекста проводимых реформ.
Самый главный недостаток разрабатываемых в образовательных организациях показателей эффективности деятельности состоит в том, что они находятся вне логики формирования сквозной системы показателей эффективности.
3. Рассмотренная система показателей эффективности деятельности общеобразовательного учреждения носит инновационный характер. Потребность в подобной системе показателей оценки обусловлена спецификой производства и реализацией образовательных услуг, их спецификой экономического содержания, а также особенностями элементов финансирования образовательных организаций. Применяемая руководителем система показателей позволяет выявить узкие места в деятельности общеобразовательного учреждения, что позволяет определить основные направления совершенствования механизмов управления ресурсами исследуемого общеобразовательного учреждения.
4. Основными направлениями повышения эффективности деятельности общеобразовательного учреждения в современных российских условиях можно обозначить три ключевых момента.
В рамках повышения социальной эффективности деятельности общеобразовательного учреждения предлагается создание системы стратегических партнерств и совершенствование трудового контракта с педагогическими работниками. В рамках совершенствования финансово-экономической эффективности – это
создание научно-образовательных центров для старшеклассников общеобразовательного учреждения.
Полагается, указанные направления могут способствовать повышению общей эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
Тема исследовательской работы может быть продолжена в рамках апробации предлагаемых направлений повышения социально-экономической эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, выявления их результативности в практическом применении.
В первой главе представлены теоретические аспекты исследования эффективности деятельности муниципального общеобразовательного учреждения: рассмотрено понятие эффективности деятельности общеобразовательного учреждения, изучена система управления общеобразовательным учреждением на основе оценки эффективности его деятельности.
Во второй главе осуществлено исследование показателей оценки эффективности деятельности муниципального учреждения на примере МКОУ «Уньюганская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, охарактеризована деятельность данного общеобразовательного учреждения, разработаны направления повышения его эффективности.
В результате проведенного исследования можно говорить о следующих выводах.
1. Понятие эффективности деятельности муниципального образовательного учреждения представляет собой специальный показатель, характеризующий уровень достижения эффекта в пределах заданных цели и выделенных бюджетных ресурсов учредителем.
Эффективность – понятие относительное и характеризует две группы отношений: результат – затраты и результат – цели. Эти параметры и задают систему координат, в которой должна оцениваться эффективность, что, как правило, выступает определенным элементом управления общеобразовательным учреждением.
2. Теоретические дискуссии и практические обсуждения проблемы оценки эффективности в сфере образования оказались ограниченными теми рамками и концептуальными представлениями, которые содержатся в программных документах федерального уровня. Однако степень свободы в работе с категорией эффективности и ее производными не была осознанна и определена ни практиками, ни представителями науки; не были уточнены и конкретизированы задачи, которые нужно и можно решать сегодня с учетом общего контекста проводимых реформ.
Самый главный недостаток разрабатываемых в образовательных организациях показателей эффективности деятельности состоит в том, что они находятся вне логики формирования сквозной системы показателей эффективности.
3. Рассмотренная система показателей эффективности деятельности общеобразовательного учреждения носит инновационный характер. Потребность в подобной системе показателей оценки обусловлена спецификой производства и реализацией образовательных услуг, их спецификой экономического содержания, а также особенностями элементов финансирования образовательных организаций. Применяемая руководителем система показателей позволяет выявить узкие места в деятельности общеобразовательного учреждения, что позволяет определить основные направления совершенствования механизмов управления ресурсами исследуемого общеобразовательного учреждения.
4. Основными направлениями повышения эффективности деятельности общеобразовательного учреждения в современных российских условиях можно обозначить три ключевых момента.
В рамках повышения социальной эффективности деятельности общеобразовательного учреждения предлагается создание системы стратегических партнерств и совершенствование трудового контракта с педагогическими работниками. В рамках совершенствования финансово-экономической эффективности – это
создание научно-образовательных центров для старшеклассников общеобразовательного учреждения.
Полагается, указанные направления могут способствовать повышению общей эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
Тема исследовательской работы может быть продолжена в рамках апробации предлагаемых направлений повышения социально-экономической эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, выявления их результативности в практическом применении.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД
БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2020 - Анализ эффективности деятельности бюджетных организаций
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КОММУНИКАЦИЯМИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Повышение эффективности использования муниципального имущества
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ШЕИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КОММУНИКАЦИЯМИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКРЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМИТЕТНОГО И ДИСКРИМИНАНТНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Диссертации (РГБ), информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020



