Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности самооценки подростков в неблагополучных семьях

Работа №129111

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ Школа №956 (г. Москва).
Выборка: 30 подростков возрастом от 14 до 16 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 6
1.1. Понятие «самооценки» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Характеристика подросткового возраста 10
1.3. Особенности формирования самооценки у подростков в неблагополучных семьях 16
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 31
2.3. Психолого-педагогическая программа коррекции самооценки подростков 41
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53

Актуальность. Одним из самых ответственных периодов жизни человека является подростковый возраст. Сегодня дети взрослеют медленнее, в более позднем возрасте уезжают из дома и дольше поддерживают связь с родителями. В подростковом возрасте ребенок продолжает расти физически, когнитивно и эмоционально, превращаясь из ребенка во взрослого. Тело быстро увеличивается в размерах, а половые и репродуктивные органы становятся полностью функциональными. В то же время, по мере того как подростки развивают более продвинутые модели рассуждений и более сильное чувство собственного достоинства, они стремятся сформировать свою собственную идентичность, развивая важные привязанности с людьми, не являющимися их родителями. Особенно в западных обществах, где потребность в обретении новой независимости имеет решающее значение, этот период может быть стрессовым для многих детей, поскольку он включает в себя новые эмоции, потребность в развитии новых социальных отношений, и растущее чувство ответственности и независимости.
Наибольший интерес вызывает изучение особенностей формирования самооценки у подростков, так как подростковый возраст по мнению Выготского Л.С.: «характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового» [16, c. 136]
Самооценка касается оценки себя и того, насколько люди любят себя, и считается фундаментальным аспектом психосоциального функционирования. На самооценку могут влиять многие факторы, такие как школа, друзья и внутренний мир личности, но, семья играет решающую роль в формировании самооценки. Исследования показывают, что подростки из неблагополучных семей имеют более низкую самооценку, чем подростки из благополучных семей, это обусловлено конфликтностью, условиями внутри семьи и отношениями подростков и родителей [15]. Тем самым, целесообразно выявить особенности самооценки подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования состоит в том, что подростки в неблагополучных семьях испытывают сомнения в своих способностях и ценности и имеют более низкую самооценку, чем подростки из благополучных семей.
Объект исследования – самооценка подростков.
Предмет исследования – особенности самооценки подростков в неблагополучных семьях.
Цель исследования – изучить особенности самооценки подростков в неблагополучных семьях.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи:
1. Изучить понятие самооценки в психолого-педагогической литературе;
2. Представить характеристику подросткового возраста;
3. Выявить особенности формирования самооценки в подростковом возрасте;
4. Провести эмпирическое исследование особенностей самооценки подростков из неблагополучных семей и составить психолого-педагогическую программу.
Методы и методики исследования: общенаучные методы (анализ, сравнение синтез, обобщение, аналогия, логический метод); эмпирическое исследование, анкетирование, Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва; Анкета «Самооценка» Е.Н. Матулис.
Теоретической основой работы послужили труды таких ученых, как Аболин Л.М, Авдеева Н.Н, Акбаева А.М, Ананьев Б.Г, Баранов А.А, Бернс. Р, Божович Л.И и других.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ Школа №956 г. Москва.
Теоретическая значимость заключается в расширении понимания влияния семейной среды на формирование самооценки подростков. Исследование позволит выявить особенности и факторы, которые могут негативно влиять на самооценку подростков, выросших в неблагополучных семьях. Понимание этих особенностей может способствовать разработке более эффективных программ и подходов к поддержке подростков в таких семьях.
Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы для разработки и реализации программ, направленных на улучшение или коррекцию самооценки подростков в неблагополучных семьях. Результаты исследования могут помочь школьным психологам лучше понять и учитывать особенности подростков из неблагополучных семей при разработке индивидуальных планов поддержки и помощи.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате анализа особенностей самооценки подростков в неблагополучных семьях можно сделать следующие выводы.
Понятие «самооценка» играет важную роль в формировании личности подростка и может быть подвержено влиянию семейной среды. Самооценка, является одной из основных потребностей человека, её недостаток является корнем многих психологических заболеваний. Самооценка более важна в подростковом возрасте, поскольку подростковый возраст рассматривается как один из основных и доминирующих процессов социально-психологического роста личности.
Подростковый возраст характеризуется особыми физическими и психологическими изменениями, которые могут влиять на самооценку. В неблагополучных семьях формирование самооценки подростков может быть затруднено из-за отрицательного влияния семейной среды. Эти выводы являются основой для проведения эмпирического исследования во второй главе.
Как отмечалось, структура семьи и ее эмоциональная функция также относятся к числу важных социальных аспектов развития самооценки. Отец и мать – две основные основы семьи. Изменения в структуре семьи и отсутствие родителя в семейной среде нарушают ее баланс и ставят детей в неблагоприятные и нежелательные условия по сравнению с детьми полных семей, так как это может отрицательно сказаться на их нормальном развитии. Неблагополучная семейная среда может привести к низкой самооценке, тревожности и другим психологическим проблемам у подростков.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование особенностей самооценки у подростков в неблагополучных семьях. Была выбрана целевая группа подростков из таких семей, и использованы различные методы сбора данных, включая анкетирование, наблюдение и интервью. Были проанализированы данные, полученные от подростков из неблагополучных семей, с учетом различных аспектов самооценки.
Анализ полученных результатов позволил выявить конкретные особенности самооценки у подростков из неблагополучных семей, которые включают в себя некоторое количество подростков с сомневающимся типом личности, это может свидетельствовать о неуверенности, недостаточной самооценке и постоянном сомнении в своих способностях и ценности. Подростки из таких семей могут испытывают стресс, тревогу и неопределенность относительно своего будущего и места в обществе. Гипотеза исследования подтвердилась.
Разработанная программа коррекции самооценки представляет собой эффективный инструмент для улучшения самооценки подростков в таких семьях. Программа содержит в себе 4 блока занятий, один из которых направлен на родителей.



1. Абдулазиз Расулев, Алишер Муродов Понятие неблагополучной семьи и ее социальная опасность // ОИИ. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-neblagopoluchnoy-semi-i-ee-sotsialnaya-opasnost (дата обращения: 31.10.2023).
2. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. – Казань : Изд-во Казан.ун-та, 1987. – 262 с.
3. Авдеева Н.Н., Хоффман Б.Я. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 4. С. 69-78
4. Акбаева А.М., Койчуева Ф.Х., Урусова А.М. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsennostnyh-orientatsiy-u-podrostkov-iz-neblagopoluchnyh-semey-i-podrostkov-iz-polnyh-semey (дата обращения: 31.10.2023).
5. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды [Текст]: Педагогика / Борис Геннадьевич Ананьев — Том 2. Москва, 2009. — 134 с.
6. Баранов А.А., Баранова З.Я. Неблагополучная семья как предиктор агрессивного поведения подростка // Социальная педагогика. 2020. № 4. С. 77-78.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.: пер. с англ / Роберт Бернес — Москва: Прогресс, 1986. — 1986.- 421с.
8. Богомолова М.И. Проблема семьи и семейного воспитания детей // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2018. Т. 1. № 1 (23). С. 39-44.
9. Божович Л.И. Личность и учение подростка [Текст]: Психологическая наука и образование / Лидия Ильинична Божович. — СПб.: Питер, 2008. С. 400.
10. Бранден Н. Шесть столпов самооценки. Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2021.
11. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-19.
12. Вершинина Л.В., Максимова И.Е. К вопросу о выявлении критериев неблагополучия семьи для ребенка младшего школьного возраста //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. № 3. С. 54-64.
13. Водяха Сергей Анатольевич, Водяха Юлия Евгеньевна Особенности самооценки психологически благополучных школьников // Педагогическое образование в России. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-psihologicheski-blagopoluchnyh-shkolnikov (дата обращения: 31.10.2023).
14. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]: учебное пособие / Борис Степанович Волков. — Москва: — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: КНОРУС, 2018. — 266 с.
15. Волкова Н.Ю., Мамедова Л.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ // Управление образованием: теория и практика. 2022. №7 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-podderzhka-detey-iz-neblagopoluchnyh-semey (дата обращения: 31.10.2023).
16. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2018. 1136 с.
17. Гогицаева Ольга Урузбековна, Небежева Аминат Викторовна, Шибзухова Диана Арсеновна Детско-родительские отношения и самооценка подростка // БГЖ. 2018. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-i-samootsenka-podrostka (дата обращения: 31.10.2023).
18. Гуров Д.В., Гурова Е.В. Классификация неблагополучных семей //Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 193-196.
19. Донцов, А.И. О ценностных факторах формирования личности. / А.И. Донцов // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива: Сборник трудов — М.: Изд-во МГПИ, 1975. — 273 с.
20. Зотова Д.И. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ // Вестник магистратуры. 2023. №4-3 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-samootsenki-podrostkov (дата обращения: 31.10.2023).
21. Ибрагимова Э.Ф., Авдеенко А.С., Соболева Е.В. Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями // Вестник СМУС74. 2017. №2 (17).
22. Кирюшин Денис Викторович, Кирюшина Екатерина Евгеньевна, Потапов Максим Викторович, Корж Елена Михайловна К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА, ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ // Современное педагогическое образование. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-lichnosti-podrostka-vospityvayuschegosya-v-neblagopoluchnoy-semie (дата обращения: 31.10.2023).
23. Киселева А. Ю. Влияние неблагополучных семей на самооценку подростков // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-neblagopoluchnyh-semey-na-samootsenku-podrostkov (дата обращения: 30.10.2023).
24. Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Аст -Пресс, 1999. - 397 с.
25. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Семья как условие социализации личности//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 2 (21). С. 83-86.
26. Крестьянцева М.М. НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЙ РЕБЁНОК ИЛИ РЕБЁНОК ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neblagopoluchnyy-rebyonok-ili-rebyonok-iz-neblagopoluchnoy-semi (дата обращения: 31.10.2023).
27. Кузнецова, Э. (2018). Роль самооценки в личностном росте и развитии. Журнал образования и практики, 9(6), 1-5
28. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
29. Неблагополучные семьи. Классификация. Особенности. иКЬ: https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/09/25/neblagopoluchnye_semi. klassifikatsiya.osobennosti.pdf (Дата обращения 27.10.2023)
30. Петухова Л.П., Степченко Т.А., Елисеева Е.В., Серая Г.В., Тасоева Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение личностного сопровождения подростков из неблагополучных семей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 8(18). С. 237-242.
31. Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска»: учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. — Ставрополь: ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. — 268 с.
32. Пышкина Н.А. Психологические защитные механизмы копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей // Преемственность в образовании. 2021. № 29(8). С. 339-353.
33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2018. - 368 с.
34. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Издательская группа «Прогресс» ; «Универс», 1994. 480 с.
35. Селигман Н. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Перев. с англ. - М.: София, 2006. - 368 с.
36. Струк, Л.А. Исследование самооценки подростков / Л.А. Струк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 655-659. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92368/ (дата обращения: 23.10.2023).
37. Сулейманова Раиса Валиабдулаевна, Ермилова Наида Шаирсултановна СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ // АНИ: педагогика и психология. 2021. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-detey-iz-neblagopoluchnyh-semey (дата обращения: 31.10.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ