Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рецепция культурной травмы Германии: влияние на эстетическое пространство 60-х годов ХХ века

Работа №129089

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I: Историко-философский анализ рецепций культурной травмы
Германии 10
1.1. Первая рецепция и первые работы, посвященные травме. Спор Хайдеггера и
Ясперса 10
1.2. Вторая Рецепция 1968-го года: Студенческое движение и Франкфуртская
школа 21
1.3. Третья рецепция и сегодняшнее состояние теории немецкой травмы 28
Глава II: Характеристика художественного пространства Германии второй
половины ХХ века 31
2.1. Свобода, травма, язык 33
2.2. Концепт истории и немецкая травма 37
2.3. Память и травма 40
Глава III: Радикализация диспута об индивидуальной и коллективной
травмах. Влияние на эстетические практики 60-х годов ХХ века 45
3.1. Партиципаторное искусство 47
3.2. Йозеф Бойс и герменевтическая неразрешимость немецкой травмы 49
Заключение 55
Список литературы 58


«Она (Джесси), несомненно, принадлежала к той школе эмигрантов, в восприятии которых нацисты были чем-то вроде племени марсиан, вероломно захвативших их беззащитную отчизну; в отличие от другой школы, которая утверждала, что в каждом немце прячется нацист. Была также третья школа, которая шла еще дальше и заявляла, что нацист прячется вообще в каждом человеке, просто это состояние по-разному называется. Эта школа, в свою очередь, делиться на два течения - философское и воинствующе-практическое» . «Земля Обетованная» или «Тени в Раю» - произведение Ремарка 50-ых годов ХХ века, которое посвящено жизни немецкой эмиграции в США во время Второй Мировой войны. Так как писатель входил в круг немецких интеллектуалов - эмигрантов, не удивляет, насколько точно автор передает нам суждения, существовавшие среди немцев. Приведенная цитата лучше всего описывает уже развивающийся в конце войны и после неё диспут о происхождении нацизма, который интересен не только как отдельный предмет изучения, но и не теряет свою актуальность в контексте изучения культурной травмы Германии, определяющей до сих пор векторы развития немецкой культуры.
Теория травмы в гуманитарной сфере берет свое начало в немецкой науке, в области психоанализа. В начале XX века Зигмунд Фрейд стал рассматривать травму как невроз, истоки появления которого он искал в прошлом своих пациентов. Интерес к травме возник у Фрейда при работе с участниками Первой Мировой войны, на основе сеансов с которыми была написана книга «По ту сторону принципа удовольствия». Его концепция травмы обозначила теоретические рамки для всех последующих моделей изучения травмы в психоаналитическом и гуманитарном пространстве. Для Фрейда травма - это переживание, которое приводит к полному бессилию и крайней беспомощности или иными словами к депрессии, которую через сновидениях человек пытается преодолеть. Главный вывод, к которому пришел Фрейд , и который важен для данной работы, это то, что травматический опыт пробивает «защиту от возбуждения» (от немецкого слова Reitzschutz), от чего нарушаются механизмы психической защиты человека от внешних возбудителей, то есть разрушаются защита его Я. Так благодаря Фрейду, давшему определение травмы как разрушителя «защиты», сегодняшние исследования, посвященные травме, также определяют ее как некий перелом и разрушение дотравматических традиций и нарративов в культуре.
Культура - область, которая сильнее всего реагирует на травму, так как отличается большой инертностью. Так, травма, касающаяся области культуры, и как следствие, влияющая на идентичность индивида и коллектива, будет называться культурной травмой. Одним из первых исследователей, кто дал точное определение термина «культурная травма», был польский социолог Перт Штомпки, который определял культурную травму как резкое и внезапное событие, затрагивающие все сферы общественной жизни. По мнению Штомпки, общество может реагировать на культурную травму двумя способами - адаптироваться к событиям или игнорировать . Под адаптацией Штомпка понимает активное проговаривание и переживание травмы, однако здесь социолог пишет только об инновациях и бунтах, отрицая ритуализм и ретритизм, что для концепта культурной травмы, представленного социологом, является спорным моментом.
Исследования травмы Штопки строиться на примере Польши после 1989 года, изучается посткоммунистическая травма страны. В центре изучения социолога лежит временной промежуток, на котором обществом выбираются пути проработки и преодоления травмы: адаптация или игнорирование. Однако, рассматриваемый социологом период травмы достаточно мал, что позволяет сделать вывод о том, что при анализе более длительного промежутка в контексте исследования одной травмы становится явным, что в одном обществе, даже одновременно могут существовать разные пути преодоления травмы. Общество, чья травма изучается, остается неизменно, в том плане, что центром изучения является только польское общество, как пример. В самом же обществе происходит постоянная смена поколения, и каждое новое поколение менять методики проговаривания травмы.
Таким образом, проблема изучения культурной травмы заключается в том, что в первую очередь нужно определить на памяти какого поколения травмы основывается интерпретация событий. Именно поэтому не каждое историческое событие становится травмой, так как главным фактором для формирования травмы служит «сообщество памяти», которое влияет на процесс социальной и политической проработки памяти и участвует в ее публичной нарративизации.
Если обратиться к отечественным исследованиям культурной травмы, то известен сборник «Травмы:пункты», где Елена Трубина в деталях исследует «феномен вторичного свидетельства», который заключается в том, что индивид приходит к необходимости осмысления себя с историей своей страны, к выражению своего отношения к событиям в истории. Однако сложность вторичного свидетельства заключается в осуществлении постоянной работы над памятью, что приводит к тому, что следующее поколение не всегда согласно с интерпретацией событий и предлагает новые формы осмысления травмы.
Сергей Ушакин, еще один автор сборника «Травмы:пункты», как и Штомпке определяет травму как разлом, в котором невозможно связать в единое три экзистенциально разных опыта: опыт пережитого, опыт осмысленного и опыт высказанного. Это означает, что помимо проблемы межпоколенческого диспута, существует также проблема проговаривания травмы. Существование одновременно трех разных опытов приводят к тому, что травму невозможно проговорить, невозможно описать сам травматический опыт и выработать к нему единый подход.
Пути осмысления травмы культурой можно заметить в пространстве эстетических практик, в которых травма изменяет привычный нарратив, созданный культурой до ней. Поэтому травму можно считать преодоленной, если культура выработала определенный язык ей проговаривания с учетом уже выработанных самой травмой нарративов, что находит свое выражение в устоявшийся формах интерпретаций травмы. Поэтому цель данной работы - проанализировать особенности немецкой культурной травмы и показать то, как диспут о немецкой травме осмыслялся в эстетических практиках (художественное пространство). И здесь стоит отметить, что поставленная цель в работе довольно грандиозная и требует отдельного большого исследования, что не вписывается в формат выпускной квалификационной работы. Так в данной работе хотелось бы только обозначить тенденции и развития теории о немецкой травме, которые нашли свое место в немецком художественном пространстве.
Перед тем, как приступить непосредственно к анализу немецкой культурной травмы, следует обозначить ряд ограничений на исследовательский круг в данной работе. Одним из ограничений является тот факт, что в работе не затрагивается травма Первой Мировой войны и ей феномен в немецкой культуре. Сложность исследования травмы Первой Мировой войны заключается в том, что сегодня в немецком академическом сообществе принято считать, что травма Первой Мировой войны стала причиной возникновения травмы во второй половине ХХ века. Упоминания о Первой Мировой войне будут в работе, однако, они будут представлены как тенденции, которые привели к нацизму, и не будут отдельно рассматриваться. Еще одно ограничение в работе связано с эстетическим пространством Германии после Второй Мировой войны. Для сжатия материала, что поможет больше сосредоточится на анализе немецкой травмы, в работе будет представлен только анализ художественного пространства 60-х годов ХХ века, как момента радикализации диспута о травме.
В ходе анализа художественного пространства Германии после Второй Мировой войны выяснилось, что не все интерпретации травмы актуализируется обществом. Так каждое поколение вырабатывает для себя свой концепт травмы. На это взаимодействие нарративов травмы указывала цитата Ремарка о существование сразу трех точек зрения на происхождение нацизма. Удивителен тот факт, что в теории немецкой травмы всегда фигурирует цифра три. Так травма в первую очередь интерпретировалась с трех разных позиций: с позиции «палача», «жертвы» и «свидетеля». Осмысление травмы и выработка языка базируется также на трех разных опытах, на которые указывал Ушакин. Таким образом, целесообразным можно считать и деления немецкой культурной травмы на три рецепции, связанных с тремя поколениями в Германии.
О «троичности» немецкой травмы указывал в своей работе «Вопросы к немецкой памяти» Лутц Нитхаммер. В главе «Коллективные размышления» автор книги выделяет три этапа осмысления войны немецким обществом. Так первый этап или первая рецепция развивалась после окончания войны : «первое послевоенное десятилетие жизнь немцев на бытовом уровне была подчинена преодолению непосредственных последствий Второй мировой войны, а на политическом уровне — решениям союзников и затем неравному разделу страны в годы холодной войны. Сочетание этих двух важнейших условий образовывало рамки, в которых сложились паттерны воспоминания о войне, сохранявшие свое действие очень долго — как на политическом и культурном уровнях, так и на бытовом, и на уровне личных воспоминаний»8.
Первая рецепция, в которой еще не актуализируется вопрос о переосмыслении войны и нацизма, общество, философию и культуру волнует вопрос об ответственности, что выражается на примере диспута Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера, представленный в работах «Вопрос о виновности» и в «Черных тетрадях». В первой рецепции немецкой травмы важен диспут вокруг понятий «палач», «жертва» и «свидетель». В ходе представленного анализа первого рецепции в работе можно сделать вывод, что позицию «палача» в диспуте занимает Хайдеггер, а «свидетеля» - Ясперс. Роль «жертвы», как не парадоксально, принадлежит Ханне Арендт, которая не только подвела диспут о травме между философами первой рецепции к логическому завершению, но и выразила нарратив травмы для первой рецепции в книге «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме».
Вторая рецепция травмы характеризуется в первую очередь тем, что право на интерпретацию травмы получили только «свидетели», к которым относились немецкие интеллектуалы-эмигранты, как например философы Франкфуртской школы. Нитхаммер характеризует эту рецепцию как фазу борьбы за память о войне и национал-социализме - «...эту войну можно понимать только в связи с национал-социализмом и (это особенно относится к Западной Германии), что Холокост представляет собой важнейший элемент памяти о войне, который навсегда сохранит парадигматическую роль главного, о чем стоит помнить. Такой прогресс познания имел свои издержки — прежде всего они выразились в том, что необработанные военные воспоминания большинства современников оказались изолированы, лишены связи с осмысленным жизненным опытом. Кроме того, в политической сфере воспоминания о войне облеклись в форму 9 затертых инсценированных мемориальных ритуалов»9.
Под влиянием текстов и выступлений философов Франкфуртской школы, особенно благодаря Теодору Адорно с его исследованиями тоталитарного в таких работах как «Диалектика Просвещения», «Негативная Диалектика» и «Исследования авторитарного характера», молодое поколение Германии подвергает осмыслению травматический опыт своих «отцов». Однако, их методики оказались настолько радикальными, что их процесс осмысления травмы привел к вытеснению памяти. Поэтому перед поколением третьей рецепции была поставлена цель осмыслить опыт двух предыдущих рецепций - «Затем наступило время, длящееся до сегодняшнего дня, которое, как мне кажется, характеризуется тем, что в средствах массовой информации и в политической сфере поднимаются одна за другой волны расширения восприятия и выдвигаются вызывающие споры толкования. По главной тенденции эту фазу можно назвать фазой открытия памяти на пороге перехода от коммуникативной памяти современников и свидетелей событий к ориентированной на будущее памяти культуры» .
Иными словами, характерной чертой третьей рецепции является то, что травму больше не обсуждают, обсуждению подлежат только интерпретации травмы. Главный тезис для рецепции был обозначен Алейдой Ассман в работе «Распалась связь времен», который гласит о том, что без концепта культурной травмы сегодня в Германии невозможно мыслить о будущем так каковом и предаваться суждениям о настоящем, так как культура направлена только на осмысление прошлого, в котором видят истоки и пути решения проблем настоящего.
Различия, которые обозначил Нитхаммер в отношении к каждой рецепции, актуальны и для художественного пространства. Так Джулиана Ребентиш в работе «Theorien der Gegenwartskunst» утверждает, что с 1960-х годов ХХ века, когда новое понимание свободы, истории только устоялось, не существовало привычного разделения на направления в истории искусств, что в свою очередь стало симптомом общего забывания истории. Перед искусством встает вопрос о «Posthistorie» - в какой парадигме должно развиваться искусство после Холокоста.
Проблема осмысления Холокоста (Освенцима) привела к тому, что в художественном пространстве Германии диспут о немецкой травме радикализировался в попытках выработать открытое общественное пространство для проговаривание индивидуального опыта травмы. В период студенческих бунтов искусство перформанса становится важным направление в искусстве и формирует художественное пространство второй рецепции. Однако, как было уже указано выше, радикализация способствовала вытеснению индивидуальной травмы, что еще раз обострило противостояние индивидуальной и коллективной травмы в немецком обществе.
Таким образом, можно прийти к следующей структуре работы: в первой главе будет представлен историко-философский анализ трёх рецепций культурной немецкой травмы; вторая глава посвящена характеристики художественного пространства Германии во второй половине ХХ века; и третья глава является анализом искусства перформанса, который привел к радикализации диспута о травме; заключении представляет собой попытку осмысления влияние радикализации художественного пространства на дальнейший процесс осмысления культурной травмы Германии

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«Вся послевоенная история Германии (Западной Германии, я имею в виду) свидетельствует о том, как трудно установление человеческих институций, если они не вырастают из души, способности, умения каждого. Я повторяю фразу, которую уже говорил: для каждого человеческого закона, для его существования и пребывания нужно достаточно большое число таких людей, из глубины потребностей, умения, риска и страсти которых этот закон каждый раз вырастал бы, то есть на философском языке это означает, что человеческие вещи не длятся, а все время должны воспроизводится. Иначе их просто нет». Характеризуя особенности современной европейской философии, М. Мамардашвили не мог не рассмотреть важность немецкого вопроса для дальнейшего развития философской мысли Европы. Ведь события немецкой истории стали рубежом для всей европейской культуры.
Культурная травма не может существовать без постоянного возобновления диспута о ней, поэтому каждая рецепция немецкой травмы, основываясь на опыте предыдущей, воспроизводила диспут в культуре. Очевидно, также, что диспут о травме не пришел к своему логическому завершению, и, на что указывает Хайдеггер, это невозможно для немецкой культуры, так как травма - концепт, определяющий направление развития культуры: «Фюрер - сам и только он - есть сегодняшняя и будущая немецкая действительность и закон».
Анализируя особенность немецкого травмы и ей влияние на европейскую философию, Мамардашвили также затрагивает вопрос об идентичности в немецком обществе после Второй Мировой войны. Свой концепт идентичности философ строит на различия между такими немецкими словами как Gesellschaft и Gemeinschaft. Gesellschaft в переводе на русский язык - это общество, которое является сложной социальной системой с разделением властей, когда Gemeinschaft - это общность, которая возникает в процессе общения. Различие между обществом и общностью, представленное Мамардашвили, можно найти в концепте культурной немецкой травмы, которая по существу своему является процессом проговаривания индивидуальной травмы, с целью сохранения памяти об исторических событиях.
Так сегодня в немецких исследованиях, посвященные культурной травме, трактовку различия Gesellschaft и Gemeinschaft можно увидеть в различие немецких концептов Erinnerungskultur и Erinnerungspolitik, подробный анализ которых был представлен в работах Алейды Ассман.
В первую очередь Ассман связывает немецкую травму с концептом «Aufarbeitung der Vergangenheit», что дословно означает «проработку прошлого», в котором скрывается проблема мемориализации в Германией и ей политикализации. Сложность работы с памятью заключается в том, что для общественного диспута она представляют собой источник агрессивных мифов и почву для конфликтов . Процесс вытеснения памяти немецким обществом Ассман объясняет тем, что память одинаково вредна и полезна для выживания общества, так как культурная память как совокупность всех воспоминаний общества включает в себя как память палача, так и жертвы: «Так же как задачей психотерапии является нейтрализация и перевод в позитивное русла индивидуальных воспоминаний, сдерживающих развитие индивидуума, так и задачей культурологического исследования должно быть... раскрытие опасной динамики коллективных воспоминаний и разработка объективных критериев определения их негативного потенциала» .
По сути, Ассман понимает под Erinnerungskultur - новую политическую культуру не только Германии, но и Европы. Отличительная особенность такого понимания культуры воспоминания заключается в том, что культура ориентирована, прежде всего, на создание активного диспута Второй Мировой войны, который будет включать в себя индивидуальную травму как палача, так и жертвы. Именно со сменой поколений в начале 1960-х годов ХХ века была связанная переоценка ценностей и необходимость создания концепта культуры памяти, которая привела к критике событий прошлого.
Требования молодежи, к которому их подтолкнул Адорно и Бойс, были направлены на осмысление каждым своей индивидуальной травмы, собрание в одном обществе как память палача, так и память жертвы. По мнению студентов, ведь только тогда общество сможет прийти к единому никем не искаженному пониманию своей травмы. Однако радикализация ими же художественного пространства и стремление студенческого движения отделиться от общества своих отцов и матерей привело к тому, что индивидуальная травма не смогла стать доступной для общественного диспута. События 60-х годов привели к тому, что немецкая культура памяти еще не сформировалась, а политизация памяти усилилась, что привело к тому, что сейчас также существует политика памяти, сформированная с первых дней после войны .
Вторая рецепция пыталась создать для индивидуальной травмы именно общность, то есть пространство для ее проговаривания. Однако, столкнувшись с невозможность вмещение противоречивости индивидуальной травмы в концепт плюрализма, который редактировался актуальной политикой памяти, художественное пространство студенческих движений пришло к радикализации протеста против опыта травмы первого поколения. Таким образом, их радикализм усложнил коммуникацию между произведением и зрителем в художественном пространстве, которая выступала как формирующиеся пространство проговаривания культурной травмы Германии.



1. Абалакова Н.Б. Между субъектом и телом. Перформанс. Попытка определения жанра. Кто? Как? Для чего? // http://www.owl.ru/avangard/mezhdusubyektomitelom.html
2. Агамбен Дж. HOMO SACER. Что остается от Освенцима // Европа, М., 2012.
3. Адорно Т. В. Негативная диалектика // Научный Мир, М., 2003
4. Арендт Х. Опыты понимания 1930-1954. Становление, изгнание и тоталитаризм. Институт Гайдара, М., 2018.
5. Арендт Х. Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме// URL: https://www.litmir.me/bd/?b=155610.
6. Арендт Х. Что такое свобода? // http://www.bibikhin.ru/chto takoe svoboda
7. Артёменко Н.А. Время,Память,Травма:между бытием и небытием// Studia Culturae: Вып. 2 (36): VULNUS: Н.А. Артеменко. С. 124-136.
8. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика // https://e-libra.ru/read/373241-dlinnaya-ten-proshlogo-memorial-naya-kul-tura-i-istoricheskaya-politika.html
9. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой // Новое литературное обозрение, М., 2016. Стр. 166.
10. Адорно Т. Что значит «проработка прошлого // https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/chto-znachit-prorabotka-proshlogo.html
11. Бибихин В. Дело Хайдеггера.Философия Мартина Хайдеггера и современность // http://www.bibikhin.ru/delo haydeggera#p2640
12. Бишоп К. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства // http://special.theoryandpractice.ru/artificial-hells-1.
13. Ханс Кристоф фон Бок, Буцко А. Скульптор Штефан Балькенхоль: Вагнер на фоне собственной тени// https://p.dw.com/p/18cSO
14. Голдберг Р. Искусство перформанса/МД Marginem Press.
15. Гелен А. Между вчера и завтра // журнал «Логос«. 2015. № 4 (106). - С.93-134.
16. Гришин В. В. Мироощущение, искусство и история// Вестник Мининского университета. 2014. № 2 (6).
17. Гройс Б. Ранние тексты 1976/1990 // Ад Маргинем Пресс. М.
18. Глухов А. Философская ясность: Хайдеггер равно Гитлер//Логос.Москва. Т. 28 №3.2018.
19. Дебор Г. Ситуационисты и новые формы в политике и искусстве. Статьи и декларации 1952-1985// ГИЛЕЯ. 2018.
20. Джеффрис С. Гранд-отель «Бездна«. Биография Франкфуртской школы// Ад Маргинем Пресс, М., 2018.
21. Левитт С. Параграфы о концептуальном искусстве. Тезисы концептуального искусства // http://moscowartmagazine.com/issue/23/article/366
22. Лиссман К. П. Философия современного искусства // Гиперион, СПБ., 2011.
23. Лондонская школа и поэзия. Искусство после Освенцима. // https://www.culture.ru/movies/6354/londonskaya-shkola-i-poeziya-iskusstvo-posle-osvencima
24. Иванов С. Г. Философско-психологические особенности эстетики Нового времени // Вестник БГУ. 2015. №S6.
25. Марков Борис Васильевич Незавершенная революция: политическая философия Франкфуртской школы // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология . 2018. №1.
26. Малинина P. А., Пушкарева Т. В. Gedachtnis - Erinnerung - Erinnerungskultur в современном историческом сознании Германии. Проблема перевода // Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода. 2009. №2.
27. Мамардашвили М. Очерк современной европейской философии// https://mamardashvili.com/files/pdf/euro/02%20Лекция%201.pdf.
28. Мотрошилова Н.В. «Черные тетради» М. Хайдеггера: по следам публикации. Вопросы философии. 2015.
http://vphil.ru/index.php?option=com content&task=category§ionid=8&id=22&Itemid=52
29. Миронов В.В., Миронова Д.В.Г. Философ и власть: случай Хайдеггера // Вопросы философии. 2016. № 7. //
http://vphil.ru/index.php?option=com content&task=view&id=1428&Itemid=52.
30. Никитина Ирина Петровна Тема художественного пространства в современной философии искусства // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2003. №1. - С. 83-91.
31. Носов Д. М. Ханна Арендт - философ? // http://vphil.ru/index.php?option=com content&task=view&id=939.
32. Ортега-и-Гассет Х. о точке зрения в искусстве//Он же. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
33. Осбринк Э. 1947 // АД Маргинем Пресс, М., 2019
34. Осминкин Р. С. Коллективные перформансы: от партиципации к производству социальной жизни // Манускрипт. 2016. №12-3 (74).
35. Пайен Гийом. От Черных тетрадей к финалу дела Хайдеггера? // Философско-литературный журнал «Логос». 2018. №3 (124). - С. 51-90.
36. Подорога В. Память и забвение. Т. В. Адорно и время “После Освенцима” // http://www.intelros.ru/readroom/nlo/y4-2012/16096-pamyat-i-zabvenie-tv-adorno-i-vremya-posle-osvencima.html
37. Савчук Валерий Владимирович Феномен поворота в культуре XX века // Международный журнал исследований культуры. 2013. №1 (10).
38. Старикашкина Дарья Александровна Репрезентация предельных событий: память в искусстве vs. искусство памяти // Международный журнал исследований культуры. 2016. №3 (24).
39. Тьерри де Дюв. Невольники Маркса: Бойс, Уорхол, Кляйн, Дюшан/ZAd Marginem Press.
40. Фай Э., Финкелькраут А. Арендт pro/conta Хайдеггер: дискуссия//Логос.Москва. Т. 28 №3.2018 - С. 183-204.
41. Хайдеггер М. Искусство и пространство // http://bibikhin.ru/iskusstvo i prostranstvo
42. Хайдеггер М. Размышления II-VI (Черные тетради 1931-1938) // Института Гайдара, М., 2016.
43. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты // Медиус, М., 1997.
44. Шпарага О. Сообщество-после-Холокоста. На пути к обществу инклюзии // Медисонт, Минск, 2018.
45. Эттингер Б.Л. Жуткое и матричный Объект а взгляда // Кабинет «З»: искусство, философия, психоанализ. СПб.: Издательство «Скифия», 2004.
46. Юрлова М. Рецензия. «Между прошлым и будущим»: упражнения в политической мысли в отсутствие твердой опоры//https://sociologica.hse.ru/data/2014/12/29/1103796966/1SocOboz 13 3 10 Yurlova.pdf.
47. Ясперс К. Вопрос о виновности // URL: http://padaread.com/?book=69156
48. Alexander J. C. On the Social Construction of Moral Universals: The «Holocaust« from War Crime to Trauma Drama // Cultural Trauma and Collective Identity /J. C. Alexander et al. (eds). Berkeley: University of California, 2004. P. 196-263
49. Assman A. Der lange Schatten der Vergangenheit. Erinnerungskultur und Geschichtspolitik // Munchen, 2006
50. Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology // E. P. DUTTON, New York. 2010.
51. Clemens A., Gunter C., Bock M.. Die intellektuelle Grundung der Bundesrepublik. Eine Wirkungsgeschichte der Frankfurter Schule // Campus Verlag, Frankfurt am Main, 1999.
52. Gere Ray. Joseph Beuys. Mapping the legacy: Joseph Beuys and the After-Auschwitz Sublime // http://faculty.winthrop.edu/stockk/Contemporary%20Art/Ray%20Beuys.pdf.
53. Heidegger M. Anmerkungen I-V: (Schwarze Hefte 1942-1948) // Klostermann, Frankfurt a. M., 2015.
54. Heidegger M. , Blochmann E. Briefwechsel 1918-1969, Marbacher Schriften // Deutschen Literaturarchiv, Marbach, 1990.
55. Hirsch, M. The generation of postmemory: writing and visual culture after Holocaust. New York: B&W Illus, 2012.
56. Heidegger M. , Blochmann E. Briefwechsel 1918-1969, Marbacher Schriften // Deutschen Literaturarchiv, Marbach, 1990.
57. Lucie-Smith E. Kunstrichtungen seit 1945 // Verlag Fritz Molden, Wien - Munchen - Zurich,1969.
58. Matthew Biro. Representation and Event: Anselm Kiefer, Joseph Beuys, and the memory of the Holocaust // The Yale Journal of Criticism, Volume 16, Number 1, Spring 2003, p. 113-146.
59. Owen Hulatt. Adorno’s Theory of Aesthetic and Philosophical Truth // Texture and Performance, 2016.
60. Rebentisch J. Theorien der Gegenwartskunst. Zur Einfuhrung // JUNIUS.Hamburg.2017.
61. Thomas K. Zweimal deutsche Kunst nach 1945 : 40 Jahre Nahe und Ferne // Koln, 1985.
62. Yusuf Ornek. Karl Jaspers in den Schwarzen Heften Martin Heideggers // https://www.academia.edu/38030262/Karl Jaspers in den Schwarzen Heften MartinHeideggers?email work card=view-paper.
63. Wenzel Е. und Jessyka Beuys: Joseph Beuys. Block Beuys// Schirmer/Mosel, Munchen 1990, S. 270.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ