ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Народная тема в европейском искусстве XIXвека 6
1.1. Реалистическая школа французской живописи 6
1.2. Традиции крестьянского ренессанса в голландской живописи 13
ГЛАВА II. Крестьянская жизнь в творчестве Ф. Милле и Винсента Ван Гога 20
2.1. Идеал патриархального крестьянского мира в живописи Ф. Милле 20
2.2. Крестьянский цикл в творчестве В. Ван Гога 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению крестьянской темы в творчестве Ф. М. Милле и Ван Гога. Большое количество дошедших до наших дней работ выдающихся живописцев позволяет нам убедиться в том, что одним из центров искусства и живописи, в частности, является Европа. Широко была представлена в живописи XIX века тема быта и трудовой жизни крестьян.
Актуальность работы заключается в том, что с течением времени европейские мастера живописи стали чаще обращаться к теме современности в прошлом, которая рассматривалась ими с позиции истории.
В XIX веке стали доминировать бытовые сюжеты, в которых великие мастера живописи показывают нам общее окружающее пространство, отдельных персонажей как части общества и их индивидуальность, которая находит отражение в зафиксированных чувствах и настроении.
Таким образом, крестьянская тема - один из самых популярных жанров XIX века. Положения и выводы курсовой работы могут стать основой для дальнейшей научной работы по изучению крестьянской темы.
Изучением данной темы занимались такие ученые, как Д. С. Лихачев, М. М. Бахтин, В.В. Кожинов, С. Бочаров, Ю. И. Селезнева.
В работе были использованы работы Д. С. Лихачева. Лихачев был всемирно известным русским историком, литературоведом, писателем, филологом, искусствоведом, сценаристом, академиком РАН. Научное наследие данного автора считается достаточно обширным и многообразным.
Также в исследовании были задействованы фундаментальные труды М. М. Бахтина. Он был известным теоретиком европейской культуры и искусства.
Работы В. В. Кожинова, С. Бочарова, Ю. И. Селезнева являются базой для исследований на подобные темы, так как это фундаментальные философы и литературоведы.
Также в качестве источников в исследовании выступили монографии Л.Л. Теракопян «Пафос преобразования. Тема деревни в прозе 50-70-х гг.» (1978). Данная работа была полезна в процессе изучения темы исследования.
Объект исследования – Искусство XIX века.
Предмет исследования – Творчество Ф. Милле и Ван Гога.
Цель исследования – выявить характерные особенности изображения крестьянской жизни в творчестве Ф. Милле и В. Ван Гога.
Для достижения указанной цели в рамках исследования потребуется решить следующие задачи:
— рассмотреть реалистическую школу французской живописи;
— охарактеризовать традиции крестьянского ренессанса в голландской живописи;
— раскрыть идеал патриархального крестьянского мира в живописи Ф. Милле;
— определить особенности и место «Крестьянского цикла» в творчестве В. Ван Гога.
Методы исследования. В данном исследовании мы использовали систематизацию, описательно-биографический метод, диалектический метод; метод анализа и синтеза (в данном случае понимается обособленный анализ составных частей (творчество, полотна, картины художников данного направления); аналитический метод (полноценный анализ творчества художников данного направления); метод обобщения всех полученных знаний по теме.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, основной части (двух глав), заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении определены актуальность, цель, задачи, методы, предмет и объект исследования. Первая глава посвящена народной теме в европейском искусстве 19-го века. Во второй рассматривается тема крестьянской жизни в творчестве Ф. Милле и В. Ван Гога. В заключении подводятся итоги исследования. Список литературы насчитывает 24 наименования. Приложения на 30 листах.
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам убедиться в том, что уникальным периодом в развитии живописи как направления искусства в XIX веке в Европе стало зарождение реалистической школы. Она появилась в результате объединения художников-единомышленников вокруг обыденных мотивов, в частности крестьянской тематики.
В то время Франция была одним из центров событий все европейской жизни. Здесь успели прогреметь революции, пришло осознание, что новой революционной силой может стать крестьянство.
Народная тема в европейском искусстве XIX века получила широкое представление. Главными героями были крестьяне и простые рабочие.
Заложенные реалистической школой живописи принципы позволили представить миру картины, заставляющие по-новому взглянуть на быт и жизнь сельских жителей.
Их тяжелый физический труд – причина немощи и болезней в старости, их верное отношение к труду – результат высокого урожая. Весомый вклад в представление крестьянской жизни был внесен такими выдающимися художниками, как Ф. Милле и Ван Гог.
Первый из художников написал целую серию картин с реальным изображением быта и труда крестьян, а вторым был подготовлен цикл рисунков в попытках познания мыслей, чувств и эмоций простого народа – представителей рабочих профессий.
1. Авдеева Ю. Н. Архитектурное пространство в произведениях Винсента Ван Гога //Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 13. – №. 6. – С. 838-859.
2. Дробышева М. М. Влияние художественного наследия и личности В. Ван Гога на изобразительное творчество Д. Д. Бурлюка: историко-психологический анализ //Историческая психология: прошлое, настоящее, будущее. – 2020. – С. 296-303.
3. Дробышева М. М. Роль изобразительного творчества Ван Гога в становлении «русского авангарда»: историко-психологический анализ //Ответственные редакторы. – 2019. – С. 420.
4. Дружинина А. А. Пограничное расстройство личности и жизнь Винсента Ван Гога //Ответственный редактор. – 2021. – С. 67.
5. Егорова Е. А. Жанровая специфика в творчестве художника Винсента Ван Гога //культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. – 2020. – С. 73-78.
6. Желтова П. А. Винсент Ван Гог: художник, человек //Культурные инициативы. – 2019. – С. 108-110.
7. Жуков В. Л., Бужурян Я. Ретроспектива творчества Винсента Ван Гога в формировании композиционного центра зимнего сада //наука и образование в области технической эстетики, дизайна и технологии художественной обработки материалов. – 2019. – С. 669-676.
8. Ивасютина М. А. Пейзажи Жан-Франсуа Милле: рисунки и пастели //Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – №. 16 (345). – С. 159-165.
9. Иевлева А. А., Храпугина С. А. Ван Гог и его вклад в развитие искусства //развитие личности средствами искусства. – 2019. – С. 180-186.
10. Калинина Л. В. Образ Ван Гога в русской языковой презентации (по материалам Национального корпуса русского языка) //Вестник гуманитарного образования. – 2018. – №. 1. – С. 76-84.
11. Кирносова Н. В., Ацбеха Н. Т. Влияние творчества Ван Гога на современный дизайн //Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2020. – №. 4. – С. 254-256.
12. Ладик А. В. Страницы истории. Ван Гог //классика и современность. – 2020. – С. 101-104.
13. Маслиева О. В., Шевченко Е. П. Пейзажи Винсента Ван Гога голландского периода //Развитие личности средствами искусства. – 2020. – С. 179-185.
14. Меремьянина В. А. Фламандская и голландская живопись XVII в. в собрании ВОХМ им. ин Крамского как два полюса одной революции //Книга в современном мире: проблемы рецепции. – 2018. – С. 159-181.
15. Минеева О. В. и др. Портретная живопись Винсента Ван Гога. – 2018.
16. Парфенова Е. В., Солонович А. А. Творческий путь Винсента Ван Гога. – 2021.
17. Пластова Т. Ю. Винсент Ван Гог-Аркадий Пластов: Парадигма бытия и живописная традиция //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2012. – №. 1-2. – С. 90-97.
18. Попова А. М. Ван Гог и его влияние на культуру и искусство нашего времени //Г94 Гуманитарные науки в современном вузе как основа межкультурного взаимодействия: матер. междунар. науч. конф. – 2018. – С. 456.
19. Попова А. М. Ван Гог и его влияние на культуру и искусство нашего времени //Г94 Гуманитарные науки в современном вузе как основа межкультурного взаимодействия: матер. междунар. науч. конф. – 2018. – С. 456.
20. Попович Е. Е. Исследование психических расстройств Винсента Ван Гога как фактор влияния на его творчество //XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2021. – С. 83.
21. Притула С. А., Белошапка Г. И. Особенности декоративного натюрморта в творчестве Поля Сезанна и Винсента Ван Гога //научное сообщество студентов. междисциплинарные исследования. – 2022. – С. 17-21.
22. Санникова Е. С. Символический капитал Винсента Ван Гога в контексте концепции экономики культуры Д. Тросби //Universum: филология и искусствоведение. – 2019. – №. 3 (60).
23. Харыбина М. Проблематика "диалога культур": творчество В. Ван Гога и художественная концепция Л.Н. Толстого //collegium linguisticum-2019. – 2019. – С. 39-40.
24. Чистяков М. А. Синергетика Ван Гога //Мир культуры: искусство, наука, образование: сб. науч. ст. – 2019. – С. 110.