Проведено эмпирическое исследование.
База проведения: БОУ г. Омска «Гимназии №146».
Выборка: 21 учащихся 2 класса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ботанических понятий у младших школьников 6
1.1. Систематика высших растений 6
1.2. Биологическая характеристика высших растений 12
1.3. Краеведческий компонент в курсе «Окружающий мир» 15
1.4. Анализ программы «Школы России» по формированию ботанических понятий у младших школьников 19
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ботанических понятий у младших школьников при изучении высших растений 27
2.1. Констатирующий этап 27
2.2. Формирующий этап 34
2.3. Контрольный этап 44
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 60
Актуальность исследования определяется: необходимостью формирования ботанических понятий у младших школьников, закрепленной требованиями ФГОС; важной ролью ботанических понятий в естественнонаучной подготовке учащихся; наличием затруднений у практикующих учителей начальной школы в процессе формирования ботанических понятий у младших школьников по программе «Школа России» ввиду недостаточной освещенности в учебно-методических публикациях особенностей методических подходов, предлагаемых в учебниках А.А. Плешакова.
Согласно требованиям ФГОС НОО необходимо формировать у обучающихся «уважительного отношения к России, родному краю…культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, осознания целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)» [43].
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [30]. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, но младший школьник – это ещё ребенок, который любит играть. Поэтому педагог должен учитывать все особенности детей при организации обучения и использовать игровые технологии на уроках для достижения целей начального образования.
Объект: процесс формирования ботанических понятий у младших школьников на уроках окружающего мира по УМК «Школа России» при изучении растений России и Омского Прииртышья.
Предмет: методика формирования ботанических понятий о высших растениях у младших школьников на уроках окружающего мира при изучении растений России и Омского Прииртышья.
Гипотеза: процесс формирования ботанических понятий о высших растениях Омского Прииртышья у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» будет более эффективным при реализации разработанного комплекса занятий урочной деятельности с применением дидактических игр.
Цель: теоретически обосновать и выявить эффективность разработанных уроков по формированию ботанических понятий у младших школьников на уроках окружающего мира по программе «Школа России» при изучении растений России и Омского Прииртышья с применением игровых технологий.
Задачи:
1. Представить систематику и биологическую характеристику высших растений.
2. Проанализировать школьный курс «Окружающий мир» по проблеме реализации краеведческого компонента.
3. Провести анализ УМК «Школа России» по формированию ботанических понятий о высших растениях у младших школьников.
4. Разработать, реализовать и оценить эффективность разработанного комплекса занятий с применением дидактических игр в урочной деятельности.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме, опытно-экспериментальная работа, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: БОУ г. Омска «Гимназия № 146», 2 класс.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс занятий может быть использован учителями для формирования ботанических понятий у младших школьников при изучении высших растений родного края в курсе «Окружающий мир» по УМК «Школа России».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и приложений.
Согласно Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), формирование ботанических понятий о высших растениях у младших школьников реализуется с 1 по 4 класс при изучении курса «Окружающий мир». Формирование ботанических понятий является актуальным вопросом современной начальной школы, поскольку в настоящее время довольно большое внимание уделяется экологической проблеме сохранения многообразия растений, многие их которых находятся под угрозой исчезновения.
В выпускной квалификационной работе описана систематика высших растений, представлена биологическая характеристика высших растений, дано определение понятию «краеведение» и описана его взаимосвязь при изучении растительного мира. Проанализирован учебно-методический комплекс «Школа России», сделан вывод, отводимое время на изучение высших растений недостаточно, поэтому возникает проблема формирования ботанических понятий о высших растениях в начальной школе.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На первом (констатирующем) этапе проведено тестирование №1. Средняя результативность выполнения заданий обучающимися составила 62%, что свидетельствует о преобладании среднего и низкого уровня сформированности ботанических понятий о высших растениях у младших школьников.
На формирующем этапе разработаны и апробированы четыре урочных занятия по следующим темам: «Какие бывают растения», «Дикорастущие и культурные растения», «Красная книга», «Комнатные растения», и дидактические игры («Хвойные и лиственные растения», «Деревья, кустарники, травянистые растения», «Дикорастущие и культурные растения», «Культурные растения», «Красная книга России», «Животные и растения, занесённые в Красную книгу Омской области», «Органы растений», «Комнатные растения»). Целью данной разработки являлось формирование у обучающихся ботанических понятий о высших растениях, бережного отношения к природе родного края, в игровом, познавательно-исследовательском, творческом процессе. Учебный материал подбирался с учётом индивидуальных особенностей и возможностей младших школьников, соответствовал требованиям ФГОС НОО.
После проведения комплекса занятий на контрольном этапе опытно- экспериментальной работы было проведено повторное тестирование младших школьников. Анализ результатов тестирования показал повышение результативности выполнения заданий на 28%, что свидетельствует о среднем и высоком уровне сформированности ботанических понятий о высших растениях.
Сравнение результатов тестирования на констатирующем и контрольном этапах показало эффективность проведённого комплекса занятий с использованием дидактических игр по программе «Школа России», направленного на формирование ботанических понятий у младших школьников.
Таким образом, гипотеза: процесс формирования ботанических понятий о высших растениях Омского Прииртышья у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» будет более эффективным при реализации разработанного комплекса занятий урочной деятельности с применением дидактических игр, – экспериментально доказана.
1. Битюкова, Л. А., Тощакова С. В. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 7. – С. 10-14.
2. Богданов, П.Л. Ботаника. Морфология и систематика растений / П.Л. Богданов. – М.: М. – Л.: Гослесбумиздат, 2012. – 348 c.
3. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы [Текст] // Воронов В. // Воспитание школьников. - 2001. - N6. – С.21-26.
4. Долгачёва, В.С. Естествознание. Ботаника. / В.С. Долгачёва. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 368 с.
5. Еленевский А. Г. Ботаника: Систематика высших, или наземных, растений [Текст]: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности "Биология" / А. Г. Еленевский, М. П. Соловьева, В. Н. Тихомиров. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. – 456 с.
6. Зубкевич Т.И., Сауткина Т.А., Черник В.В. Классификация высших растений [Текст]: Метод. Указания по ботанике. Мн.: БГУ, 2002. - 34с.
7. Ижогина, Е. Ю. Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе / Е. Ю. Ижогина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3845/ (дата обращения: 01.05.2023).
8. Кавеленова Л.М. Жизненные циклы высших растений: учеб. пособие / Л.М. Кавеленова, Н.В. Прохорова; Федер. агентство по образованию. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2007. – 36 с.
9. Комарницкий, Н. А. Ботаника. Систематика растений / Н.А. Комарницкий, Л.В. Кудряшов. - М.: Просвещение, 2017. - 608 c
10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. – 576 с.
11. Красная книга Омской области [Текст] / [М. Г. Антипова и др.; редкол.: Г. Н. Сидоров (отв. ред.), Н. В. Пликина (отв. ред.) и др.]; Правительство Омской обл., М-во природных ресурсов и экологии Омской обл., Омский гос. пед. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – 633 с.
12. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
13. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2002. – 523 с.
14. Лотова, Л. И. Ботаника. Морфология и анатомия высших растений. ЛКИ, 2017. - 512 c.
15. Мижериков, В. А. Словарь – справочник по педагогике / В. А. Мижериков, под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М: Сфера, 2005. – 439 с.
16. Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир / А.В. Миронов. – М.: Феникс, 2011. − 512 с
17. Новиков, В.С. Популярный атлас – определитель. Дикорастущие растения / И.А. Губанов. – М.: Издательство «Дрофа», 2004. – 416 с.
18. Павловская, Н.К. Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе //Педагогика сегодня – проблемы и решения: Молодой ученый – 2017. – С. 101-104.
19. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студентов. / (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.) под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
20. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение, 2014. – 205 с.
21. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с.
22. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с.
23. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учеб.для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с
24. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учеб.для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
25. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков. – 5 – е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.
26. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учеб.для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 5 – е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 157 с.
27. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учеб.для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2006. - 223с.
28. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учеб.для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2005. - 207с.
29. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков, Н.Н. Гара З.Д. Назарова. – М.: Просвящение. – 2012. – 95 с.
30. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального образования [Электронный ресурс]: режим доступа https://goo.su/aZBLJV (Дата обращения: 01.05.2023).
31. Прокопьев, И.И. Педагогика: Основы общей педагогики. Дидактика / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: Тетра Системс, 2002. – 537 с.
32. Сауткина Т.А. Размножение растений: Пособие для студ. специальности Н.04.01.00 "Биология" / Т. А. Сауткина, В.Д. Поликсенова. – Мн.: БГУ, 2001. – 48 с.: ил.
33. Сборник физминуток для начальной школы [Электронный ресурс]: режим доступа https://goo.su/Ifch9 (Дата обращения: 024.09.2022).
34. Скворцов А. К. У истоков систематики. К 300-летию Карла Линнея // Природа: журнал. - 2007. - № 4. - С. 30.
35. Смирнова, М.С. Как изучать окружающий мир в начальной школе / М. С. Смирнова. – М.: «Перо», 2016. – 66 с.
36. Сорокин, Н. А. Дидактика: учебное пособие / Н. А. Сорокин. – М.: Просвещение, 2005. – 222 с
37. Степановских, А.С. Экология. Учебник для вузов / А.С. Степановских. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 703 с.
38. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям: учеб. пособие / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянска школа, 1973. - 243с.
39. Сухомлинский В.А. Игра – это огромное светлое окно [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1975. – 256 с.
40. Топор, А. В. Использование краеведческих и экологических материалов при подготовке урока в начальной школе // Начальная школа: журнал. – 2013. – №3. – с. 107-110.
41. Узорова, О.В. Дидактические карточки-задания по курсу "Окружающий мир". 2 класс / О.В. Узорова. - М.: АСТ, 2021. - 347 c.
42. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д.Ушинский. - М.-Л.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1948 - 1952. - Т. 5: Методические статьи и материалы к «Детскому миру». - 592 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования [Электронный ресурс] // URL: //fgos.ru/ (Дата обращения: 01.02.2023).
44. Формы и методы краеведческой работы с учащимися [Электронный ресурс]: режим доступа https://goo.su/vXcT (Дата обращения: 01.02.2023).
45. Шевлюк, Н.Н. Краткий словарь биологический терминов и понятий/ Н.В. Обухова, Н.Н. Шевлюк, Н.А. Сивожелезова. – 2-е изд. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011. – 224 с.
46. Широбокова, Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании. 2012. № 12. С.46-59.
47. LearningApps.org [Электронный ресурс]: режим доступа https://learningapps.org/ (Дата обращения: 17.10.2022).