Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Краеведческий компонент при формировании ботанических понятий в начальной школе (Омский государственный педагогический университет)

Работа №129077

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы102
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База проведения: БОУ г. Омска «Гимназии №146».
Выборка: 21 учащихся 2 класса.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ботанических понятий у младших школьников 6
1.1. Систематика высших растений 6
1.2. Биологическая характеристика высших растений 12
1.3. Краеведческий компонент в курсе «Окружающий мир» 15
1.4. Анализ программы «Школы России» по формированию ботанических понятий у младших школьников 19
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ботанических понятий у младших школьников при изучении высших растений 27
2.1. Констатирующий этап 27
2.2. Формирующий этап 34
2.3. Контрольный этап 44
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 60

Актуальность исследования определяется: необходимостью формирования ботанических понятий у младших школьников, закрепленной требованиями ФГОС; важной ролью ботанических понятий в естественнонаучной подготовке учащихся; наличием затруднений у практикующих учителей начальной школы в процессе формирования ботанических понятий у младших школьников по программе «Школа России» ввиду недостаточной освещенности в учебно-методических публикациях особенностей методических подходов, предлагаемых в учебниках А.А. Плешакова.
Согласно требованиям ФГОС НОО необходимо формировать у обучающихся «уважительного отношения к России, родному краю…культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, осознания целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)» [43].
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [30]. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, но младший школьник – это ещё ребенок, который любит играть. Поэтому педагог должен учитывать все особенности детей при организации обучения и использовать игровые технологии на уроках для достижения целей начального образования.
Объект: процесс формирования ботанических понятий у младших школьников на уроках окружающего мира по УМК «Школа России» при изучении растений России и Омского Прииртышья.
Предмет: методика формирования ботанических понятий о высших растениях у младших школьников на уроках окружающего мира при изучении растений России и Омского Прииртышья.
Гипотеза: процесс формирования ботанических понятий о высших растениях Омского Прииртышья у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» будет более эффективным при реализации разработанного комплекса занятий урочной деятельности с применением дидактических игр.
Цель: теоретически обосновать и выявить эффективность разработанных уроков по формированию ботанических понятий у младших школьников на уроках окружающего мира по программе «Школа России» при изучении растений России и Омского Прииртышья с применением игровых технологий.
Задачи:
1. Представить систематику и биологическую характеристику высших растений.
2. Проанализировать школьный курс «Окружающий мир» по проблеме реализации краеведческого компонента.
3. Провести анализ УМК «Школа России» по формированию ботанических понятий о высших растениях у младших школьников.
4. Разработать, реализовать и оценить эффективность разработанного комплекса занятий с применением дидактических игр в урочной деятельности.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме, опытно-экспериментальная работа, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: БОУ г. Омска «Гимназия № 146», 2 класс.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс занятий может быть использован учителями для формирования ботанических понятий у младших школьников при изучении высших растений родного края в курсе «Окружающий мир» по УМК «Школа России».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Согласно Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), формирование ботанических понятий о высших растениях у младших школьников реализуется с 1 по 4 класс при изучении курса «Окружающий мир». Формирование ботанических понятий является актуальным вопросом современной начальной школы, поскольку в настоящее время довольно большое внимание уделяется экологической проблеме сохранения многообразия растений, многие их которых находятся под угрозой исчезновения.
В выпускной квалификационной работе описана систематика высших растений, представлена биологическая характеристика высших растений, дано определение понятию «краеведение» и описана его взаимосвязь при изучении растительного мира. Проанализирован учебно-методический комплекс «Школа России», сделан вывод, отводимое время на изучение высших растений недостаточно, поэтому возникает проблема формирования ботанических понятий о высших растениях в начальной школе.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На первом (констатирующем) этапе проведено тестирование №1. Средняя результативность выполнения заданий обучающимися составила 62%, что свидетельствует о преобладании среднего и низкого уровня сформированности ботанических понятий о высших растениях у младших школьников.
На формирующем этапе разработаны и апробированы четыре урочных занятия по следующим темам: «Какие бывают растения», «Дикорастущие и культурные растения», «Красная книга», «Комнатные растения», и дидактические игры («Хвойные и лиственные растения», «Деревья, кустарники, травянистые растения», «Дикорастущие и культурные растения», «Культурные растения», «Красная книга России», «Животные и растения, занесённые в Красную книгу Омской области», «Органы растений», «Комнатные растения»). Целью данной разработки являлось формирование у обучающихся ботанических понятий о высших растениях, бережного отношения к природе родного края, в игровом, познавательно-исследовательском, творческом процессе. Учебный материал подбирался с учётом индивидуальных особенностей и возможностей младших школьников, соответствовал требованиям ФГОС НОО.
После проведения комплекса занятий на контрольном этапе опытно- экспериментальной работы было проведено повторное тестирование младших школьников. Анализ результатов тестирования показал повышение результативности выполнения заданий на 28%, что свидетельствует о среднем и высоком уровне сформированности ботанических понятий о высших растениях.
Сравнение результатов тестирования на констатирующем и контрольном этапах показало эффективность проведённого комплекса занятий с использованием дидактических игр по программе «Школа России», направленного на формирование ботанических понятий у младших школьников.
Таким образом, гипотеза: процесс формирования ботанических понятий о высших растениях Омского Прииртышья у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» будет более эффективным при реализации разработанного комплекса занятий урочной деятельности с применением дидактических игр, – экспериментально доказана.



1. Битюкова, Л. А., Тощакова С. В. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 7. – С. 10-14.
2. Богданов, П.Л. Ботаника. Морфология и систематика растений / П.Л. Богданов. – М.: М. – Л.: Гослесбумиздат, 2012. – 348 c.
3. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы [Текст] // Воронов В. // Воспитание школьников. - 2001. - N6. – С.21-26.
4. Долгачёва, В.С. Естествознание. Ботаника. / В.С. Долгачёва. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 368 с.
5. Еленевский А. Г. Ботаника: Систематика высших, или наземных, растений [Текст]: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности "Биология" / А. Г. Еленевский, М. П. Соловьева, В. Н. Тихомиров. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. – 456 с.
6. Зубкевич Т.И., Сауткина Т.А., Черник В.В. Классификация высших растений [Текст]: Метод. Указания по ботанике. Мн.: БГУ, 2002. - 34с.
7. Ижогина, Е. Ю. Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе / Е. Ю. Ижогина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3845/ (дата обращения: 01.05.2023).
8. Кавеленова Л.М. Жизненные циклы высших растений: учеб. пособие / Л.М. Кавеленова, Н.В. Прохорова; Федер. агентство по образованию. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2007. – 36 с.
9. Комарницкий, Н. А. Ботаника. Систематика растений / Н.А. Комарницкий, Л.В. Кудряшов. - М.: Просвещение, 2017. - 608 c
10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. – 576 с.
11. Красная книга Омской области [Текст] / [М. Г. Антипова и др.; редкол.: Г. Н. Сидоров (отв. ред.), Н. В. Пликина (отв. ред.) и др.]; Правительство Омской обл., М-во природных ресурсов и экологии Омской обл., Омский гос. пед. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – 633 с.
12. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
13. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2002. – 523 с.
14. Лотова, Л. И. Ботаника. Морфология и анатомия высших растений. ЛКИ, 2017. - 512 c.
15. Мижериков, В. А. Словарь – справочник по педагогике / В. А. Мижериков, под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М: Сфера, 2005. – 439 с.
16. Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир / А.В. Миронов. – М.: Феникс, 2011. − 512 с
17. Новиков, В.С. Популярный атлас – определитель. Дикорастущие растения / И.А. Губанов. – М.: Издательство «Дрофа», 2004. – 416 с.
18. Павловская, Н.К. Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе //Педагогика сегодня – проблемы и решения: Молодой ученый – 2017. – С. 101-104.
19. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студентов. / (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.) под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
20. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение, 2014. – 205 с.
21. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с.
22. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с.
23. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учеб.для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с
24. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учеб.для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
25. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков. – 5 – е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.
26. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учеб.для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 5 – е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 157 с.
27. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учеб.для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2006. - 223с.
28. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учеб.для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2005. - 207с.
29. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков, Н.Н. Гара З.Д. Назарова. – М.: Просвящение. – 2012. – 95 с.
30. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального образования [Электронный ресурс]: режим доступа https://goo.su/aZBLJV (Дата обращения: 01.05.2023).
31. Прокопьев, И.И. Педагогика: Основы общей педагогики. Дидактика / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: Тетра Системс, 2002. – 537 с.
32. Сауткина Т.А. Размножение растений: Пособие для студ. специальности Н.04.01.00 "Биология" / Т. А. Сауткина, В.Д. Поликсенова. – Мн.: БГУ, 2001. – 48 с.: ил.
33. Сборник физминуток для начальной школы [Электронный ресурс]: режим доступа https://goo.su/Ifch9 (Дата обращения: 024.09.2022).
34. Скворцов А. К. У истоков систематики. К 300-летию Карла Линнея // Природа: журнал. - 2007. - № 4. - С. 30.
35. Смирнова, М.С. Как изучать окружающий мир в начальной школе / М. С. Смирнова. – М.: «Перо», 2016. – 66 с.
36. Сорокин, Н. А. Дидактика: учебное пособие / Н. А. Сорокин. – М.: Просвещение, 2005. – 222 с
37. Степановских, А.С. Экология. Учебник для вузов / А.С. Степановских. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 703 с.
38. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям: учеб. пособие / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянска школа, 1973. - 243с.
39. Сухомлинский В.А. Игра – это огромное светлое окно [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1975. – 256 с.
40. Топор, А. В. Использование краеведческих и экологических материалов при подготовке урока в начальной школе // Начальная школа: журнал. – 2013. – №3. – с. 107-110.
41. Узорова, О.В. Дидактические карточки-задания по курсу "Окружающий мир". 2 класс / О.В. Узорова. - М.: АСТ, 2021. - 347 c.
42. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д.Ушинский. - М.-Л.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1948 - 1952. - Т. 5: Методические статьи и материалы к «Детскому миру». - 592 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования [Электронный ресурс] // URL: //fgos.ru/ (Дата обращения: 01.02.2023).
44. Формы и методы краеведческой работы с учащимися [Электронный ресурс]: режим доступа https://goo.su/vXcT (Дата обращения: 01.02.2023).
45. Шевлюк, Н.Н. Краткий словарь биологический терминов и понятий/ Н.В. Обухова, Н.Н. Шевлюк, Н.А. Сивожелезова. – 2-е изд. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011. – 224 с.
46. Широбокова, Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании. 2012. № 12. С.46-59.
47. LearningApps.org [Электронный ресурс]: режим доступа https://learningapps.org/ (Дата обращения: 17.10.2022).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ