Коррекционная работа по развитию цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности (Уральский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 (г. Екатеринбург).
Выборка: 9 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития…..………..7
1.2. Особенности формирования и развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием и с задержкой психического развития……15
1.3. Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………..32
2.1. Параметры, определяющие развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития..…32
2.2. Цель, задачи и организация эксперимента……44
2.3. Полученные результаты и анализ..45
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....53
3.1. Формирующий эксперимент..... 52
3.2. Контрольный эксперимент.... 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….………………….. 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………66
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА……......70
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА………………………71
База проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 (г. Екатеринбург).
Выборка: 9 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития…..………..7
1.2. Особенности формирования и развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием и с задержкой психического развития……15
1.3. Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………..32
2.1. Параметры, определяющие развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития..…32
2.2. Цель, задачи и организация эксперимента……44
2.3. Полученные результаты и анализ..45
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....53
3.1. Формирующий эксперимент..... 52
3.2. Контрольный эксперимент.... 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….………………….. 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………66
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА……......70
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА………………………71
Актуальность исследования. С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация. Но мир цвета открывается не сразу. В первый год жизни цвет слит для ребёнка с остальными характеристиками предметов и не выделяется им, как самостоятельное, особое свойство окружающего предметного мира. Всё это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. «Ребёнок, – по выражению К.Д. Ушинского, – мыслит красками, звуками, ощущениями вообще» . Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Знакомство с цветом помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребёнка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.
Цвет – это одна из сложных характеристик предмета для детского восприятия. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно надо увидеть.
Форма – понятие постоянное и более понятное. Например, мяч всегда круглый, но он может быть и красным, и синим, и зелёным и т.д. Поэтому, лишь накопив жизненный опыт, ребёнок узнаёт, что заяц бывает только белым или серым, а не синим. То есть, воспринимает цвет как постоянную характеристику предмета. Если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослого, то оно оказывается в основном поверхностным и неполным.
В настоящее время в работе по формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста нет системы, а полагаются лишь на отдельные методические приёмы.
Перед педагогами дошкольного учреждения стоит важная задача: ввести ребёнка в мир цвета, научить его правильному цветовосприятию и цветоразличению. Именно в детском учреждении начинается ежедневная и кропотливая работа по данной теме.
Связано это с органическим поражением центральной нервной системы, лежащей в основе задержки психического развития (за исключением задержки психического развития, проявляющейся в результате педагогической запущенности). Органические поражения могут захватывать центральную и периферическую части зрительного анализатора, что ведёт к снижению остроты зрения, проявляются такие особенности зрительного восприятия как нарушение цветоразличения, узость, медленность.
Следовательно, цветоаномалии у детей с задержкой психического развития встречаются чаще, чем у детей с неповреждённой центральной нервной системой. То есть, такие дети испытывают затруднения при восприятии сенсорных эталонов цвета.
Объект исследования: цветовосприятие у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: процесс развития цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования – изучить особенности коррекционной работы по развитию цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: Реализация коррекционной работы по развитию цветовосприятия у детей с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности окажет положительное влияние на уровень развития цветовосприятия.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические и методические аспекты развития восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2) Организовать и провести экспериментальное обследование детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3) Провести коррекционную работу по развитию цветовосприятия у детей с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические - педагогический эксперимент;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость. Собранный теоретический материал и полученные данные в ходе проведенного исследования могут в дальнейшем использоваться педагогами, психологами и студентами при изучении вопросов развития цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности.
Структура работы. Работа содержит ведение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Знакомство с цветом помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребёнка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.
Цвет – это одна из сложных характеристик предмета для детского восприятия. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно надо увидеть.
Форма – понятие постоянное и более понятное. Например, мяч всегда круглый, но он может быть и красным, и синим, и зелёным и т.д. Поэтому, лишь накопив жизненный опыт, ребёнок узнаёт, что заяц бывает только белым или серым, а не синим. То есть, воспринимает цвет как постоянную характеристику предмета. Если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослого, то оно оказывается в основном поверхностным и неполным.
В настоящее время в работе по формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста нет системы, а полагаются лишь на отдельные методические приёмы.
Перед педагогами дошкольного учреждения стоит важная задача: ввести ребёнка в мир цвета, научить его правильному цветовосприятию и цветоразличению. Именно в детском учреждении начинается ежедневная и кропотливая работа по данной теме.
Связано это с органическим поражением центральной нервной системы, лежащей в основе задержки психического развития (за исключением задержки психического развития, проявляющейся в результате педагогической запущенности). Органические поражения могут захватывать центральную и периферическую части зрительного анализатора, что ведёт к снижению остроты зрения, проявляются такие особенности зрительного восприятия как нарушение цветоразличения, узость, медленность.
Следовательно, цветоаномалии у детей с задержкой психического развития встречаются чаще, чем у детей с неповреждённой центральной нервной системой. То есть, такие дети испытывают затруднения при восприятии сенсорных эталонов цвета.
Объект исследования: цветовосприятие у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: процесс развития цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования – изучить особенности коррекционной работы по развитию цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: Реализация коррекционной работы по развитию цветовосприятия у детей с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности окажет положительное влияние на уровень развития цветовосприятия.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические и методические аспекты развития восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2) Организовать и провести экспериментальное обследование детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3) Провести коррекционную работу по развитию цветовосприятия у детей с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические - педагогический эксперимент;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость. Собранный теоретический материал и полученные данные в ходе проведенного исследования могут в дальнейшем использоваться педагогами, психологами и студентами при изучении вопросов развития цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности.
Структура работы. Работа содержит ведение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Восприятие цвета не может быть выделено практически, то есть путем проб и ошибок, а значит, цвет нужно обязательно увидеть, тем самым, использовать для этого только зрительную, перцептивную ориентировку. После освоения практических действий у детей формируются сенсорные эталоны – образцы основных цветов, с которыми они сопоставляют окружающие предметы. На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребенок учится определять цвет предмета в «уме», то есть мысленно, уже не прибегая к практическим действиям: эти же действия он начинает выполнять в умственном плане и происходит мгновенное различение цветов.
Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, М. Монтессори, Е.А. Стребелева в ходе своих исследований разработали задания, дидактические пособия, программы для развития цветовосприятия. Для более эффективного развития мы использовали полифункциональные дидактические пособия.
После проведения теоретического анализа проблемы исследования для проведения констатирующего этапа были сформулированы шесть показателей развития цветовосприятия детей 6-7 лет и подобраны к ним 6 диагностических заданий.
По результатам проведенных индивидуально с каждым ребенком диагностических заданий можно сделать вывод о том, что в группе у 56 % детей преобладает низкий уровень развития цветовосприятия и у 44 % детей уровень развития промежуточный между средним и высоким уровнем. Дети с низким уровнем восприятия не могут выполнить словесную инструкцию, не называют самостоятельно цвета, по показу действуют не все и с большим трудом, внимание теряется и интерес к выполнению заданий минимален.
Описаны и охарактеризованы вариативные задания, направленные на развитие способностей цветовосприятия обучающихся художественной студии:1) «Радуга; 2) «Фонарики»; 3) «Груша»; 4) «Золотая хохлома»; 5) «Осенний листок»; 6) «Подсолнухи»; 7) «Замерзшее дерево»; 8) «Замерзающие цветы»; 9) «Фея Красной страны»; 10) Пейзаж «Весеннее тепло».
По результатам контрольного этапа было выявлено, что количество детей с высоким уровнем достигло 22%. А 45% детей с низким уровнем остались на низком уровне развития цветового восприятия, но хочется отметить некоторые сдвиги в выполнении заданий и действиях детей. Они стали более внимательны, дольше удерживают свое внимание, хорошо воспринимают действия по показу, после многократного повторения могут выполнить некоторые задания. Полученные данные свидетельствуют о том, что нами была проведена эффективная работа по развитию цветовосприятия у детей 6-7 лет.
Таким образом, мы справились с поставленной целью и задачами, создали уникальные полифункциональные дидактические пособия и определи комплекс игровых заданий с ними, осуществили полноценную коррекционную работу с детьми, и тем самым, подтвердили гипотезу исследования, о том, что реализация коррекционной работы по развитию цветовосприятия у детей с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности окажет положительное влияние на уровень развития цветовосприятия.
Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, М. Монтессори, Е.А. Стребелева в ходе своих исследований разработали задания, дидактические пособия, программы для развития цветовосприятия. Для более эффективного развития мы использовали полифункциональные дидактические пособия.
После проведения теоретического анализа проблемы исследования для проведения констатирующего этапа были сформулированы шесть показателей развития цветовосприятия детей 6-7 лет и подобраны к ним 6 диагностических заданий.
По результатам проведенных индивидуально с каждым ребенком диагностических заданий можно сделать вывод о том, что в группе у 56 % детей преобладает низкий уровень развития цветовосприятия и у 44 % детей уровень развития промежуточный между средним и высоким уровнем. Дети с низким уровнем восприятия не могут выполнить словесную инструкцию, не называют самостоятельно цвета, по показу действуют не все и с большим трудом, внимание теряется и интерес к выполнению заданий минимален.
Описаны и охарактеризованы вариативные задания, направленные на развитие способностей цветовосприятия обучающихся художественной студии:1) «Радуга; 2) «Фонарики»; 3) «Груша»; 4) «Золотая хохлома»; 5) «Осенний листок»; 6) «Подсолнухи»; 7) «Замерзшее дерево»; 8) «Замерзающие цветы»; 9) «Фея Красной страны»; 10) Пейзаж «Весеннее тепло».
По результатам контрольного этапа было выявлено, что количество детей с высоким уровнем достигло 22%. А 45% детей с низким уровнем остались на низком уровне развития цветового восприятия, но хочется отметить некоторые сдвиги в выполнении заданий и действиях детей. Они стали более внимательны, дольше удерживают свое внимание, хорошо воспринимают действия по показу, после многократного повторения могут выполнить некоторые задания. Полученные данные свидетельствуют о том, что нами была проведена эффективная работа по развитию цветовосприятия у детей 6-7 лет.
Таким образом, мы справились с поставленной целью и задачами, создали уникальные полифункциональные дидактические пособия и определи комплекс игровых заданий с ними, осуществили полноценную коррекционную работу с детьми, и тем самым, подтвердили гипотезу исследования, о том, что реализация коррекционной работы по развитию цветовосприятия у детей с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности окажет положительное влияние на уровень развития цветовосприятия.



