Введение 3
Глава I. Ситуация в культурной сфере на момент прихода Дэн Сяопина к власти и первые шаги реформ 10
1.1 Состояние китайской культуры после «культурной революции» 13
1.2 Первые шаги реформ 18
1.3 III Пленум ЦК КПК и его итоги 21
1.4 Кампания против духовного загрязнения 32
1.5 Выводы 36
Глава II. Углубление реформ 38
2.1 Анализ документа «Соображения о реформе художественно-исполнительских коллективов» 42
2.2 Борьба правительства с «желтыми» материалами 50
2.3 Основные события в сфере культуры 1986-1989 гг 53
2.4 Кампания по борьбе с буржуазной либерализацией и события 1989 г. 59
2.5 Выводы 62
Заключение 65
Список литературы 70
Актуальность темы исследования. Настоящая выпускная квалификационная работа (ВКР) посвящена исследованию особенностей культурной политики Дэн Сяопина в годы проведения «политики реформ и открытости».
Осмысление и анализ «политики реформ и открытости», начатой Дэн Сяопином в 1978 г. и проводимой до сих пор, является важнейшей научной проблемой. Те изменения и преобразования, которые были заложены правительством КНР, оказали огромное влияние на развитие всех сфер жизни общества Китая и навсегда изменили его облик. Несмотря на то, что «политика реформ и открытости» была в большей степени направлена на реформы в экономической сфере, в культурной политике также произошли значительные перемены, которые в целом соответствуют руслу экономических преобразований и таким образом являются неотъемлемой частью общей линии реформ. Так как основные тенденции в изменении государственной культурной политики были намечены в годы нахождения Дэн Сяопина у власти, изучение именно этого начального периода реформ является серьезной научной задачей. В данной выпускной квалификационной работе делается попытка рассмотреть и проанализировать события, произошедшие на первом этапе проведения реформ (1978-1992 гг.). Работа является описательно-аналитической, так как тема работы предполагает детальное изучение тех мер, которые были предприняты высшим руководством КНР. На примерах событий и процессов тех лет будет проведена попытка показать, каким образом проводилась новая культурная политика, проанализировать, привлекая мнения ведущих отечественных и зарубежных синологов, процесс изменений, происходивших в культурной сфере.
К сожалению, формат ВКР не позволяет охватить все области и феномены, традиционно связываемые со словосочетанием «культурная политика». Представляется совершенно невозможным в одной работе объединить и подробным образом рассказать об особенностях культурной политики в таких областях, как живопись, литература, телевидение и кинематограф, культурный рынок и др. Именно поэтому мы сфокусируемся лишь на основных особенностях культурной политики Дэн Сяопина, выделенными большинством отечественных и зарубежных исследователей, и будем использовать примеры применения новой культурной политики в различных областях культуры и искусства. Тем не менее, материал, собранный в подготовке написания этой работы, представляется автору необходимым и важным для дальнейших научных изысканий.
Объектом исследования является культурная политика руководства КНР в годы правления Дэн Сяопина (1978-1992 гг.).
Предметом исследования являются основные изменения в культурной политике в начальный период проведения «политики реформ и открытости».
Цель исследования: определить и проанализировать основные факторы, оказавшие наибольшее влияние на культурную политику КНР в годы правления Дэн Сяопина.
Задачи исследования:
- проанализировать основные реформы, проведенные в культурной сфере в указанный период.
- описать особенности культурной политики КНР в годы правления Дэн Сяопина.
- перечислить основные события, изменения в культурной сфере, происходившие в указанную эпоху.
Разработанность проблемы. В современном китаеведении различные аспекты «политики реформ и открытости» представлены в работах отечественных и зарубежных синологов. Среди них особо стоит выделить фундаментальный труд А. В. Виноградова, в котором ученый комплексно рассматривает проблемы модернизации, осмысляя их с опорой на классическую и современную политическую теорию. Такие ученые, как М. Л. Титаренко, Н. Л. Мамаева, Э. П. Пивоварова, М. В. Карпов занимаются отдельными аспектами социально-экономического и политического развития КНР в годы проведения реформ. Г. А. Ганшин и В. Я. Портяков исследуют региональную политику КНР в те годы. Г. А. Ганшин также изучает внешнюю культурную политику Китая, в частности т. н. «мягкую силу». О. Н. Борох в своих работах освещает развитие экономической мысли в Китае того периода с опорой на достижения зарубежных экономических теоретиков. Изучению культурной политики посвящена диссертация Н. В. Турушевой, которая также занимается проблемами отношения властей КНР к интеллигенции. Особо хочется отметить многочисленные статьи В. Ф. Сорокина и С. Д. Марковой в ежегоднике «Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура» издательства «Наука» , посвященные основным направлениям развития культуры. В них в краткой и емкой форме можно отследить основные процессы, происходившие в Китае в каждый конкретный год. Этот сборник можно с уверенностью назвать одним из основных источников данных на русском языке о культурной сфере КНР в интересующий период. Китайские ученые также занимаются широким кругом проблем в культурной среде. Проблемами культурного самоопределения и реформами культурной системы занимается Хань Юнцзинь, именно он разделил и обосновал основные этапы реформирования культурной сферы, а также проанализировал роль КПК в культурной политике. Теоретическим обоснованием культурного строительства в условиях социализма с китайской спецификой занимается Чэнь Шэнъюнь, Лю Кэли и др. Из зарубежных синологов можно выделить нидерландского синолога Доуве Фоккема занимающегося в т.ч. «литературой шрамов». Американский ученый Перри Линк в своей обширной статье «Границы культурных реформ в Китае Дэн Сяопина» анализирует те ограничения и противоречия, которые неизбежно возникают в процессе реформ. Широким кругом литературных проблем занимается В. Дженнер, Л. Кам и др. Над проблемами искусства работает Ханс ван Дик. Исследования, посвященные культурному рынку в Китае появляются в работах Майкла Кина, Цзюнь Чжана и др. И, наконец, собственно культурной политикой занимаются такие ученые как Ц. Тун, Рут Хун, Чжан Сяомин, У Цзэнсянь, Джереми Барми, Клэр Хуот и др. Отдельно хочется выделить работу Ричарда Крауса «Власть и искусство в Китае: Новая политика культуры», в которой анализируются взаимоотношения КПК и деятелей культуры, рассматривается становление культурной политики как таковой и механизмы ее работы, а также детально описывается институт цензуры и патронажа в Китае, и как этот институт взаимодействовал с китайскими деятелями искусства.
Работы, посвященные политике «реформ и открытости», начали публиковаться еще с 1979-80 гг. и продолжают появляться как в современной России, так и за рубежом. Однако большинство работ отечественных синологов ориентированы либо на исследование экономических или политических модернизаций, либо на отдельные аспекты культурной сферы. Тем не менее, в отечественном китаеведении все еще нет достаточного количества работ, посвященных культурной политике в целом, так и роли экономических модернизаций в развитии культурной сферы. Помимо этого, мало разработаны исследовательские темы, связанные с культурным рынком, креативными индустриями и взаимоотношениями между КПК и рынком.
Методология исследования. Для анализа культурной политики, проводимой КПК под руководством Дэн Сяопина в годы реформ, использовались следующие методы:
- историко-хронологический метод стал инструментом для анализа основных этапов становления новой культурной политики КПК и основных событий, произошедших в культурной сфере в указанный период.
- историко-сравнительный метод применен для сравнения особенностей культурной политики в эпоху «культурной революции» с политикой в области культуры в годы проведения политики «реформ и открытости».
- метод контент-анализа документов в сфере культуры и иных материалов позволил на основе имеющихся данных подробно объяснить сущность проводимых реформ и выявить основные особенности культурной политики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена характеристике культурной сферы к концу «культурной революции» и приходу к власти Дэн Сяопина и анализу основных особенностей культурной политики на примерах из литературы и искусства в период 1978-1984 гг. Вторая глава содержит анализ государственной политики в области культуры в 1985-1992 гг., а также изложение сути основных реформ, проведенных в этот период.
Политика «реформ и открытости» до сих пор является одним из самых успешных экономических экспериментов в истории Китая и всего мира. Реформы, задуманные Дэн Сяопином, за короткий срок превратили экономически отсталую страну в одно из самых процветающих государств. Китай не пошел по пути слепого копирования экономических и политических идей капиталистических государств, но стал совершенно новым феноменом в жизни мирового сообщества. Естественно, подобные события привлекают внимание ученых со всего мира. За годы осуществления политики «реформ и открытости» появилось множество работ, посвященных осмыслению тех грандиозных трансформаций, которые были начаты под мудрым руководством Дэн Сяопина. Преобразования в сфере культуры стояли далеко не на первом месте в списке реформ, проведенных Дэн Сяопином, более того, можно сказать, что никакого системного плана реформирования культурной сферы у правительства не было. Тем не менее, всего лишь за 15 лет своего пребывания на политической арене после долгого изгнания, Дэн смог навсегда изменить облик культуры Китая. Во многом, это результат новой культурной политики, осуществляемой государством на принципиально иных, новых началах.
В период 1978-1985 гг. в китайской культурной политике наметились первые шаги преобразований, которые в целом можно охарактеризовать как направленные на реставрацию прежнего и отмену жестких ограничений, унаследованных от десятилетия «культурной революции».
В первые годы проведения новой политики важнейшим направлением в управлении делами культуры стала оценка и осмысление итогов «культурной революции», значительный размах приобрело движение за реабилитацию пострадавших в 1966-1976 гг. Большинство репрессированных интеллигентов были реабилитированы, причем многие - посмертно.
Китайское правительство взяло курс на увеличение количества представителей интеллигенции в партии. Тем не менее, власти преследовали прагматические цели. Для осуществления «четырех модернизаций» правительству остро требовались образованные люди, которые могли понять суть проводимых реформ и стать союзниками властей в реформировании Китая. Результатом этой стратегии стало сотрудничество китайского правительства и интеллигенции в построении нового социалистического общества.
Тем не менее, в сфере управления культурой государство по- прежнему придерживалось инструментального подхода к искусству и культуре. Однако можно сказать, что между властями и деятелями культуры шел диалог и налаживалось сотрудничество, которое выразилось в том, что тезис «искусство служит политике» уступил место тезису «искусство служит социализму, служит народу».
Начатая в 1978 г. кампания по «раскрепощению сознания» стала важным идеологическим поворотом. У деятелей культуры и искусства появилось значительно больше свободы для творчества. В эти годы наблюдался небывалый всплеск либерализации, и, как следствие, активности людей искусства. Появились качественно новые литературные жанры, а также подлинные произведения искусства. Все больше писателей работали не только в рамках официальной литературы, но и пробовали себя в жанрах, находящихся за ее пределами. То же самое можно сказать и о других видах искусства.
Значительным результатом проведения этой кампании стало возросшее трезвомыслие и способность к критическому мышлению не только властей, но и рядовых граждан. Дэн Сяопин в осуществлении реформ использовал метафору «переходя реку, нащупывать камни», что фактически означало признание использования реалистического подхода к государственному управлению. Подобный подход предполагает допустимость критики, как отдельных политических деятелей, так и целых аспектов жизни общества. Конечно, не приходится говорить о полном снятии идеологических ограничений на процесс принятия важнейших государственных решений, однако сама попытка использовать в государственном управлении подобные методы заслуживает внимания.
Для преобразования культурной жизни общества, властями были разработаны первые программные документы для проведения реформ. Несмотря на то, что в период 1978-1992 гг. наблюдался недостаток в законодательных актах, определяющих направление развития культурной политики, а содержание этих документов могло быть интерпретировано по-разному из-за неясных формулировок, тем не менее, была заложена законодательная база для расширения и углубления реформ. Именно тогда были обозначены основные направления новой культурной политики. В целом можно сказать, что к 1992 г. были созданы необходимые юридические условия для функционирования культуры в условиях новой экономической системы.
Культурная жизнь постепенно переходила на «новые рельсы». Вместе с сохранением государственной поддержки части культурных учреждений, особенно в слаборазвитых регионах и местах проживания этнических меньшинств, большинство организаций плавно переходило на коммерческую основу и самообеспечение. Система «общего котла» была заменена на экономическую ответственность на основе подряда.
Новые реформы привели к рождению культурного рынка и культурных индустрий, что, безусловно, стимулировало китайских деятелей искусства на создание новых выдающихся произведений и на творческое развитие, что в свою очередь повышало художественный уровень китайского искусства. Стали использоваться такие важные термины, как «свободная конкуренция» и «культурное потребление».
Появившийся рынок произведений искусства стремительно усиливал свое влияние и вскоре стал серьезным конкурентом для государства в управлении сферой культуры. В меняющихся условиях государство отказывалось от прямого руководства в этой области, практикуя более гибкое стратегическое управление.
Тем не менее, риски, присущие рыночной системе парадоксальным образом подтолкнули власти более пристально наблюдать за культурной жизнью: стали гораздо тщательнее отслеживаться попытки либерально настроенных граждан вмешиваться в социалистическую идеологию государства.
Серьезнейшим вызовом для традиционного искусства стал расцвет массовой культуры. Поток коммерциализированных, механически воспроизводимых культурных товаров, лишенных художественной ценности оказался негативным последствием новой политики. Все чаще происходили события, свидетельствующие в пользу нарождающегося консюмеризма и упадка высокой культуры. Все это вело к очень тревожным для КПК явлениям. Борьба правительства с «духовным загрязнением», «желтыми материалами» и др. показывают негативные стороны новообретенной свободы.
События 1987 г., вошедшие в историю под названием «кампания по борьбе с буржуазной либерализацией» выявили отношение властей к нарождающемуся свободомыслию китайских деятелей искусства, а события на площади Тяньаньмэнь стали высшей точкой в ответе китайских властей на вопрос о толерантности политических последствий новой политики в сфере культуры.
Тем не менее, период 1985-1992 гг. оказался чрезвычайно важным временем для всего Китая. Политика Дэн Сяопина в сфере культуры и искусства заложила мощную базу для кардинального изменения подхода к менеджменту культуры, изменилось и видение властями своей роли в деле управления этой сферой. Без сомнения, реформы, проведенные Дэн Сяопином, продолжают оказывать влияние на культурную жизнь общества и по сей день. Даже такие значительные явления, как события на площади Тяньаньмэнь, не смогли надолго задержать локомотив китайской модернизации.
1) Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая: пер. с кит. М.: Политиздат, 1998. 259 с.
2) Китайская Народная Республика в 1978 г. Политика, экономика, культура: ежегодник. М.: Главная редакция восточной литературы, «Наука», 1980. 367 с.
3) Китайская Народная Республика в 1986 г. Политика, экономика, культура: ежегодник. М.: Главная редакция восточной литературы, «Наука», 1988. 296 с.
4) Китайская Народная Республика в 1989 г. Политика, экономика, культура: ежегодник. М.: Главная редакция восточной литературы, «Наука», 1991. 400 с.
Источники на китайском языке
1) Гоу пи чжуай вэньхуабу гуаньюй цзякуай хэ шэньхуа ишу бяоянь туаньти тичжи гайгэ ицзянь дэ тунчжи И^^ЙЬ^^Ьп^ТЛ^ЭД
ЖЬ^ЖЖЖй^^^^ЖЖЛ^®^ [Уведомление Госсовета об утверждении мнения Министерства культуры об ускорении и углублении институциональной реформы в творческих коллективах] // http://www.110.com/ [сайт] URL:
http://www.110.com/fagui/law_970.html(дата обращения 01.05.2020).
2) Дэн Сяопин няньпу (1975-1997 ) ЭДФ¥^Тн(_Л^£_АА ^) [Погодичная биография Дэн Сяопина (1975-1997)] в 16 т. Пекин: чжунъян вэньсянь чубаньшэ Ф^^^Ж^й, 2004. 1383 с.
3) Ли Ин ^^. Данъюань цзоцзя дэ поце жэньу ^щ^ЖЙ^ЭД#^ [Актуальные задачи партийных писателей] // Жэньминь жибао АК НЖ. 21.11.1983. С. 7. URL: http://data.people.com.en/rmrb/19831121/7
(дата обращения 02.05.2020).
4) Мао Цзэдун ^^Ж. Цзай Яньань вэньи цзотань хуэйшан дэ цзянхуа ^Й^^^^^^^ЙШЙ [Мао Цзэдун. Выступления на совещании по вопросам литературы и искусства в Яньани]. URL: http: //www. wenming. cn/ziliao/wmbk/201410/t20141016_223433 8. shtml (дата обращения 01.05.2020).
5) Чжоу Ян ЖШ. Цзиван кайлай, фаньжун шэхуэй чжуи синь шици дэ
вэньи: и цзю ци цзю нянь и юэ и жи цзай чжунго вэньсюэ ишу гунцзо чжэ дисыцы дайбяо дахуэйшан дэ баогао ^^^Ж ,ЖЖЙ £Ж^М0ЗД№££:-Л^Л^-Л-НЖФВ1£^ЖТ^< ШИ )А R Ж Л А А Й Ж ^ [Продолжать традиции прошлого и открывать новые пути для будущего, процветание социалистической литературы нового периода: доклад на четвертом съезде работников литературы и искусства Китая 1 января 1979 г.] // Жэньминь жибао А К Н Ж . 20.11.1979. С. 2-4. URL:
http://data.people.com.cn/rmrb/19791120/2 (дата обращения
01.05.2020).
6) Чжунгун чжунъян гуаньюй цзиньибу фаньжун вэньи дэ жогань ицзянь (и цзю ба цзю нянь эр юэ ши ци жи) ФЖФЖЖЖЙ_^Ж Ж ^ ^ Й Д А! Я ( - ЛЛЛ^-Л+^Н ) [Некоторые соображения ЦК КПК относительно дальнейшего расцвета литературы и искусства (17.02.1989 г.)] // Жэньминь жибао AKSffi.
11.03.1989. С. 1. URL: http://data.people.com.en/rmrb/19890311/1(дата обращения 01.05. 2020).
7) Энциклопедия Байду. URL: https://baike.baidu.com/item/^ Л^ ^ /9547682#5 (дата обращения 01.05.2020).
8) Энциклопедия Байду. URL: https://baike.baidu.com/item/Ф^АКйЭД И^^/241136 (дата обращения 01.05.2020).
Литература на русском языке
1) История Китая: учебник / под. ред. А. В. Меликсетова, 2-е изд., испр. и. доп. М: Изд-во МГУ, 2002. 736 с.
2) История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. / гл. ред. Акад. РАН С. Л. Тихвинский, ин-т Дальнего Востока РАН. М.: Наука, 2013. // Т. IX: Реформы и модернизация (1976-2009) / отв. ред. А. В. Виноградов, 2016. 996 с.
3) Лавринова Н. Н. Культурная политика // Аналитика культурологии.
2010. №17. [эл. доступ]. URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-politika (дата обращения:
02.05.2020).
4) Мамаева Н. Л. Политическая система и право КНР в процессе реформ, 1978-2005. М.: «Русская панорама», 2007. 464 с.
5) Никитина А. А. Эволюция персоносферы китайской прозы второй половины XX века: дис. ... канд. фил. наук. СПб, 2017. 212 с.
6) Панцов А. В. Жизнь замечательных людей. Дэн Сяопин. М.: Молодая гвардия, 2013. 558 с.
7) Пивоварова Э. П. Строительство социализма со спецификой Китая: Поиск пути. М.: ГРВЛ, Наука, 1992. 328 с.
8) Титаренко М. Л. Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. М.: Восточная литература РАН, 1999. 735 с.
9) Турушева Н. В. Позиция КПК КНР по реформированию культурной
сферы (конец XX начало ХХ! В.) // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. №356. [эл. доступ]. URL: http://cyberleninka.ru/article/nZpozitsiya-kpk- knr-po-reformirovaniyu-kulturnoy-sfery-konets-hh-nachalo-hhi-v (дата
обращения: 04.03.2020).
10) Турушева Н. В. Политика коммунистической партии Китая в
области культуры в период реформ (1978-2012 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2013. 22 с. [эл. доступ]. URL:
http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000447903(дата обращения: 25.04.2020).
11) Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1998. Т. 2. 609 с.
Литература на английском языке
1) Fairbank, J. K., Twitchett, D. The Cambridge History of China. Vol. 15 The People's Republic, Part 2: Revolutions within the Chinese Revolution 1966-1982. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 1024 p.
2) Gernet, J. A History of Chinese Civilization. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. 832 p.
3) Knight, J., Song, L. Towards a Labour Market in China. Oxford: Oxford University Press, 2005. 258 p.
4) Kraus, R. C. The party and the arty in China: the new politics of culture. Lanham: Rowman & Littlefield, 2004. 264 p.
5) Link, P. The Limits of Cultural Reform in Deng Xiaoping’s China. China // Modern China. 1987. Vol. 13 №2. P. 115-176. [эл. доступ]. URL: http://www.jstor.org/stable/189151(дата обращения: 27.03.2020).
6) Louie, K. Between fact and fiction: essays on post-Mao Chinese literature and society. Sydney: Wild Peony PTY LTD, 1989. 149 p.
7) Pye, L. W. Reassessing the Cultural Revolution. // The China Quarterly. 1986. P. 597-612.
8) Tong, Q. S., Hung, R. Y. Y. Cultural policy between the state and the market: regulation, creativity and contradiction // International Journal of Cultural Policy. June 2012. Vol. 18. No. 3. P. 265-278.
9) Van Dijk, H. Painting in China after the Cultural Revolution: Style
Developments and Theoretical Debates. Part I: 1979-1985 // China Information. 1991. Vol. VI № 3. [эл. доступ]. URL:
http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0920203X920060040Hjour nalCode=cina (дата обращения: 29.02.2020).
10) Wu Zengxian. Culture and economic reform in China // China
report. 1996. №4. [эл. доступ]. URL:
http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/000944559603200405 (дата обращения: 25.04.2020).
11) Xiaoming, Z. From institution to industry: Reforms in cultural institutions in China // International Journal of Cultural Studies. 2006. Vol. 9 №3. P. 297-306.
12) Baum, R. Deng Liqun and the struggle against “bourgeois liberalization”, 1979-1993. // China Information. 1995. Vol. IX No. 4. 35 p.
Литература на китайском языке
1) Лю Кэли ЭД^ЭД, Луань Юнюй ^Ж5. Чжунго вэньхуа тичжи гайгэ юн цзяньшэ яньцзю ФШ^Ь^^З&Ж^ЖтЯАЯ^ [Исследование реформ и развития культурной системы Китая]. Пекин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ ФИАКА^Ж^^, 2009. 229 с.
2) Хань Юнцзинь !£ЖЙ. Синьдэ вэньхуа цзыцзюе М^^^Й^ [Новое культурное самосознание]. Пекин: Вэньхуа ишу чубаньшэ ^ <Ь^Щ^± 2008. 327 с.
3) Чжан Айцзин ^Ж^. Ишу бяояньтуань тичжи гайгэ личэн цзи
чжаньван ^ЛВ'ХЙ^^ЙЙ?Й^Й^1 [История и
перспективы институциональной реформы творческих коллективов] // Жэньминь жибао, 23.06.2003. URL:
http://www.people.com.cn/GB/wenhua/27296/1930381.html (дата
обращения 01.05.2020).