Развитие государственного управления цифровизацией здравоохранения в условиях формирования информационного общества (Информационное общество, Рязанский Государственный Радиотехнический Университет)
Работа сделана на примере Рязанской области.
Проведен анализ данных за 2021-2022 годы.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы и сущность государственного управления цифровизацией здравоохранения в условиях формирования информационного общества 5
1.1. Сущность государственного управления цифровизацией здравоохранения 5
1.2 Современные тенденции глобальной цифровой трансформации здравоохранения 8
Глава 2 Анализ государственного управления цифровизацией здравоохранения в условиях формирования информационного общества Рязанской области 12
2.1 Характеристика системы органов управления здравоохранением Рязанской области 12
2.2 Анализ развития государственного управления цифровизацией здравоохранения 13
Глава 3 Пути совершенствования государственного управления цифровизацией здравоохранения в условиях формирования информационного общества Рязанской области 18
3.1 Проблемы организации и развития здравоохранения в Рязанской области 18
3.2 Комплекс мер по совершенствованию системы здравоохранения 21
Заключение 23
Список использованных источников 24
Глобальный тренд цифровизации, находящийся в активной фазе своего развития, не обошел и РФ. В последние годы наше государство взяло курс на цифровую трансформацию, как приоритетное направление ее политики, ведь цифровые технологии выступают в качестве одного из ключевых драйверов устойчивого развития РФ.
Цифровая революция в РФ затронула все сферы государственной и общественной жизни, однако едва ли не наиболее радикально и масштабно она происходила в области здравоохранения. Серьезным толчком к цифровой трансформации медицинской сферы стала мировая пандемия, обусловленная глобальным распространением острой респираторной болезни, вызванной вирусом Соvid-19. Следовательно, запущенный процесс цифровизации в данной сфере не сбавляет своих оборотов, а наоборот, растет в геометрической прогрессии. Поэтому крайне актуальным кажется исследование состояния цифровизации в медицине, обращая внимание на осуществленные достижения и прогнозируя перспективы дальнейшего развития соответствующих процессов в сфере здравоохранения.
Цель написания курсовой работы – изучить развитие государственного управления цифровизацией здравоохранения в условиях формирования информационного общества на примере Рязанской области.
Задачи написания курсовой работы:
проанализировать теоретические основы и сущность государственного управления цифровизацией здравоохранения в условиях формирования информационного общества;
изучить государственное управления цифровизацией здравоохранения в условиях формирования информационного общества Рязанской области;
разработать пути совершенствования государственного управления цифровизацией здравоохранения в условиях формирования информационного общества Рязанской области.
Объект исследования - цифровизация здравоохранения. Предметом исследования является государственное управление здравоохранением Рязанской области.
Теоретическими и методологическими основами написания выпускной квалификационной работы выступили модели организации проектной деятельности, структура и содержательные аспекты которых раскрыты в международных и национальных стандартах, а также в специализированной литературе.
Методы исследования. В процессе написания курсовой работы применялись общенаучные и специальные методы: системный подход, сравнительный анализ и синтез, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистико-экономический метод, сравнительно-правовой, а также методы графического анализа для систематизации и визуализации информации.
Современные цифровые технологии играют важную роль в процессе коммуникативного взаимодействия между врачом и пациентом, изменяя подходы и методы лечения. Трансформационные изменения в сфере здравоохранения призваны улучшить принятие эффективных управленческих решений посредством использования электронных систем в предоставлении медицинских услуг и обработке больших массивов информации, объемы которых постоянно увеличиваются.
Основным координирующим органом государственного управления является Министерство здравоохранения России.
Деятельность Министерства здравоохранения Рязанской области рассмотрена как система взаимодействия всех структурных подразделений в виде организационной структуры. Рассмотрение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельности территориального Минздрава, показало, что в своей деятельности данное ведомство использует законодательную базу Российской Федерации, а также Законы и Постановления Правительства Рязанской области.
Проведенный анализ позволил выделить проблемы текущего состояния отрасли (направления) Рязанской области, решаемых при цифровизации:
1. Отсутствие преемственности оказания медицинской помощи.
2. Недостаточная доступность медицинской помощи для населения.
3. Нехватка квалифицированных кадров.
4. Недостаточная ответственность пациента в процессе лечения.
5. Отсутствие возможности управлять системой здравоохранения на основе данных.
Был предложен комплекс мер по совершенствованию системы управления цифровизацией здравоохранения.
Цель работы достигнута.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, 14.03.2020 № 1-ФКЗ). – URL : https://base.garant.ru/10103000/
2. Об основах охраны здоровья граждан в РФ : Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (ред. 28.12.2022). – Текст : электронный. – URL : https://base.garant.ru/719372188/
3. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 № 254 – Текст : электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326419/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/
4. О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства: постановление Правительства РФ от 31 мая 2012 № 533 (ред. от 30.09.2022) – Текст : электронный. – URL https://base.garant.ru/70183100/
5. Об охране здоровья граждан Рязанской области: Закон Рязанской области от 21.11.2012 №91-ОЗ (ред. от 14.07.2022) – Текст : электронный. – URL : https://base.garant.ru/21067392/ (дата обращения: 05.02.2023).
6. Об утверждении Государственной программы Рязанской области «Развитие здравоохранения Рязанской области до 2030 года»: Постановление Правительства Рязанской области № 1267-ПП от 25 сентября 2013.
7. О регламенте Министерства здравоохранения Рязанской области : Приказ Министерства здравоохранения Рязанской области от 08.12.2008 № 2204-п “ (ред. от 30.12.2020).
8. Афян А.И., Полозова Д.В., Гордеева А.А. Цифровая трансформация государственной системы здравоохранения России: возможности и противоречия // Цифровое право. 2021. Т. 2, № 4. С. 20–39. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=47500701.
9. Ваньков В. Цифровой контур здравоохранения – ключевые направления развития». URL: https://itmcongress.ru/dl/2021/Te%D1%81hnoprom2021/Vankov_ ECK_technoprom2021.pdf.
10. Власова В.Н. Цифровизация российской системы здравоохранения: перспективные направления и риски // Медицинская этика. 2021. Т. 9, № 3. С. 4–8. DOI: 10.24075/medet.2021.021. EDN CVXSGV.
11. Гусев А.В., Зарубина Т.В. Поддержка принятия врачебных решений в медицинских информационных системах медицинской организации // Врач и информационные технологии. 2017. № 2. С. 60–72.
12. Борисов Д.Н., Кушнирчук И.И., Севрюков В.В., Коваленко Е.И. Использование искусственного интеллекта в клинической практике // Клиническая патофизиология. 2019. Т. 25, № 2. С. 26–31. EDN ONRIPS.
13. Митина К. А. Современные системы управления организацией в сфере здравоохранения / К.А. Митина, Н.П. Зыряева // Россия-2035: наука и практика в фокусе инновационного развития. – 2020. – С. 409-415.
14. Скодило В. К. Правовое регулирование государственного управления в области здравоохранения / В.К. Скодило// Молодой ученый. - 2020. - №. 51. - С. 256-258.
15. Осадчая С.М., Осадчая А.Н. Цифровые технологии в управлении медицинским учреждением. Бизнес. Образование. Право 2022; (1): 132- 136.
16. Трапезникова Н. А., Ростова Н. Б. Информационные технологии в целях содействия рациональному использованию лекарственных препаратов. Вестник Смоленской государственной медицинской академии 2022; 21 (2): 211-219.
17. Стародубов В.И. Оценка уровня информатизации медицинских организаций на этапе создания единого цифрового контура в здравоохранении // Вестник Росздравнадзора. 2020. № 3. С. 20–27. DOI: 10.35576/2070-7940-2020-3-20-27. EDN JXOLKJ.
18. Титова А.В. Цифровизация здравоохранения на пути к электронной карте здоровья. URL: https://roscongress.org/materials/tsifrovizatsiya-zdravookhraneniyana-puti-k-elektronnoy-karte-zdorovya
19. Фадеева Е.В. Электронное здравоохранение сделает медицину доступнее? // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 68–75. DOI: 10.31857/S0132162500 10580-1. EDN PGOROU.
20. Юдин В. И., Широкова О. В. Перспективы и роль цифровых технологий в реформировании российского здравоохранения. Здоровье мегаполиса 2020; 1 (1): 72-86.
21. Шулаев А. В., Хисамиев Р. Ш., Зиновьев П. В. Оценка эффективности и степени зависимости показателей медицинской организации от уровня управленческих компетенций руководителя. Вестник современной клинической медицины 2021; 14 (5): 68-73.
22. Wehde M. Healthcare 4.0 //IEEE Engineering Management Review. – 2019. – Т. 47. – №. 3. – С. 24-28.
23. Michael A. Rosen. Teamwork in Healthcare: Key Discoveries Enabling Safer, High-Quality Care, 2022. URL: https://www.researchgate.net/publication/325349319_Teamwork_in_healthcare_Key_discoveries_enabling_safer_ high-quality_care
24. World Economic Forum. Top 10 Emerging Technologies of 2022. Special Report. November 2022. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Top_10_Emerging_Technologies_2022.pdf
25. EvaluatePharma.World Preview 2019, Outlook to 2024. URL: https://info.evaluate.com/rs/607-YGS-364/ images/EvaluatePharma_World _Preview_2019.pdf
26. Disability Impacts All of Us. US Centers for Disease Control and Prevention. URL: https://www.cdc.gov/ ncbddd/disabilityandhealth/infographic-disability-impacts-all.html