Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ тенденций развития проектного управления в сфере таможенных услуг: отечественный и зарубежный опыт

Работа №129054

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

управление проектами

Объем работы90
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проектного управления в сфере таможенных услуг 5
1.1 Сущность и принципы проектного управления 5
1.2 Особенности проектного управления в государственном секторе 17
1.3 Нормативное правовое обеспечение проектного управления в сфере таможенных услуг 26
Глава 2. Анализ практики реализации проектного управления в сфере таможенных услуг 36
2.1 Организационно-методические основы проектного управления в сфере таможенных услуг36
2.2 Отечественный и зарубежный опыт проектного управления в деятельности таможенных органов 46
2.3 Анализ тенденций развития проектного управления в сфере таможенных услуг 60
Глава 3 Разработка предложений по совершенствованию проектного управления сфере таможенных услуг 67
3.1 Проблемные вопросы проектного управления в таможенной сфере 67
3.2 Совершенствование процесса реализации проектного подхода в сфере таможенных услуг73
Заключение 83
Список использованных источников 87

На современном этапе развития экономики в Российской Федерации существуют определенные сложности, требующие неординарного решения и концентрации материальных, интеллектуальных, трудовых и иных ресурсов. В связи с этим расширение и распространение комплекса методов управления социально-экономическим развитием и включение в деятельность организаций и органов власти в области государственного и муниципального управления проектного подхода как никогда актуальны.
Проектное управление практически во всем мире считается успешно зарекомендовавшим себя методом, который направлен не только на успешное развитие бизнеса, но и позволяет значительно повысить эффективность государственного управления различных уровней.
Стратегия развития таможенной службы до 2030 года является базой для формирования стратегического управления деятельностью, которая включает в себя решение задач, учитывающих такие элементы, как оригинальная цель, командный способ взаимодействия участников и прагматизм. Вышеуказанные компоненты являются элементами проектного управления. Представляется, что внедрение в таможенную деятельность механизма проектного управления будет способствовать повышению эффективности деятельности таможенных органов.
Однако, внедрение инноваций в любую сферу государственного сектора практический всегда сопровождается некоторой долей сопротивления со стороны сотрудников государственных органов и даже руководства. Успех инноваций в государственных органах зачастую зависит от нормативно-правовой, организационной и методической составляющей, а также от реальных примеров успешного функционирования нововведений, например, в зарубежных странах.
Вышесказанным объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования - анализ тенденции развития проектного управления в сфере таможенных услуг: зарубежный и отечественный опыт.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и принципы проектного управления;
- выявить особенности проектного управления в государственном секторе;
- рассмотреть нормативное правовое обеспечение проектного управления в сфере таможенных услуг;
- изучить организационно - методические основы проектного управления в сфере таможенных услуг;
- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт проектного управления в деятельности таможенных органов;
- проанализировать тенденции развития проектного управления в сфере таможенных услуг;
- выявить проблемные вопросы проектного управления в таможенной сфере;
- предложить способы совершенствования процесса реализации проектного подхода в сфере таможенных услуг.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся по вопросу проектного управления в таможенном деле.
Предмет исследования – отечественные и зарубежные нормативные правовые акты, организационные, методические основы проектного управления в сфере таможенных услуг.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, классификация (систематизация), аналогия) и частно-научные методы (метод статистического анализа, формально-юридический). Основной информационной базой исследования стали действующее международное и национальное законодательство, научные труды отечественных и зарубежных ученых, статистические и иные данные Федеральной таможенной службы, материалы периодической печати, а также личные наблюдения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Под проектом понимается создание нового, эксклюзивного продукта или услуги при учете ограниченных ресурсов. Благодаря системе управления проектами предприятия получают возможность реализовать проект при затрате минимального количества временных и финансовых ресурсов с максимальным качеством. Каждая сфера деятельности хозяйствующего субъекта обуславливает особенности в управлении, которые обязательно должны учитываться при внедрении на предприятия метода процессного управления.
Проектное управление является важным новшеством для государственного сектора, внедрение которого осуществляется с определенными сложностями, что требует для успешной реализации задуманного серьезных усилий со стороны государственных органов и поддержки со стороны сотрудников государственного сектора.
Нормативно-правовая база в сфере управления проектами представлена незначительным количеством нормативных правовых актов, а актов, непосредственно относящихся к проектному управлению именно проектной деятельностью в сфере таможенных услуг, в настоящее время не принято. Существующая нормативная база нуждается в обновлении и актуализации.
Рассмотренные группы принципов управления проектами в сфере таможенных услуг в совокупности представляют собой организационно- методологическую базу управления проектами.
Система управления проектами в сфере таможенных услуг должна разрабатываться при учете организационного и технического комплекса, системного обеспечения, разработки рабочих графиков, планов и программ, при учете рассмотренных принципов и в целом упор должен быть сделан на то, чтобы итоговые решения могли подходить как можно более широкому кругу задач таможенных органов. В целом необходимо заключить, что благодаря внедрению эффективных систем управления проектами можно достичь принципиально новых возможностей для максимально эффективного достижения поставленных целей.
Для того, чтобы достичь целей Стратегии развития ФТС до 2030г, необходимо учитывать специфику проектов на всех их этапах, начиная от разработки и заканчивая реализацией. В литературе и действующей законодательстве не выработано единообразия в подходах к требованиям, которым должны соответствовать разработка, реализация, мониторинг и оценка проектов, а требования к их качеству выделены довольно условно. Вышеизложенное чревато возникновением ситуации внедрения новых процессов с большой долей формализма, и не способствует повышению качества выдвигаемых инициатив, не позволяет в должной мере оценить их воздействие, проанализировать выгоды и затраты и т.п.
Вышесказанным объясняется актуальность предлагаемых в настоящей работе критериев к проектам, которые, как нам представляется, в должной мере отражают их основные параметры и позволяют учитывать специфику каждого конкретного проекта в отдельности. Проект, который был проанализирован в настоящей работе, в целом соответствовал предлагаемым требованиям в качественном смысле, однако разница в том, были ли учтены определенные требования, повлияла на сроки реализации проекта и на устойчивость его результатов.
По результатам проведенного анализа можно прийти к выводу, что предлагаемые требования к качеству проектов могут быть включены в металлические рекомендации по разработке, реализации и оценке проектов в сфере таможенных услуг. Предлагаемые требования актуальны на любом этапе цикла управления проектом: в процессе разработки, мониторинга и оценки результатов. На наш взгляд, учет предлагаемых требований будет способствовать повышению качества проектной деятельности и созданию условий для достижения устойчивости результатов проектов.
Для того, чтобы рекомендации могли быть внедрены в практическую деятельность, необходимо:
1. Внести изменения в действующее законодательство, включив в перечень документов стратегического планирования проекты, реализуемые ФТС.
2. Внести изменения в существующую методическую и правовую базу, которой в настоящее время регламентируется проектная деятельность, в целях установления требований к проектам.
Тенденции проектного управления в сфере таможенных услуг можно назвать соответствующими современным реалиям, актуальными и перспективными.
Комплексный подход к внедрению проектного управления в таможенную сферу , включающий в себя постоянное обучение кадров, формирование единой организационно-методологической и методической базы и разработка рекомендаций по его применению, как представляется, будет способствовать решению многих проблем управленческой деятельности, существующих в настоящий момент, а главное – это прогрессивный способ управления, успешно зарекомендовавший себя во многих сфера в коммерческой и государственной деятельности .
Проектное управление в настоящее время идет по пути глобальной трансформации во всех направлениях, а четкое выявление и понимание проблем его внедрения в деятельность таможенных органов будет способствовать увеличению масштабов проектной деятельности таможенной службы, а это, в свою очередь, повлечет более детальную проработку в рамках стратегического планирования проектов.
Ключевой проблемой внедрения проектного управления в деятельности таможенных органов является существенная разница между традиционной и проектной моделями управления, что чревато низкой удовлетворительностью построенной в настоящее время системой проектного управления в анализируемой службе и без решения данные проблемы практически невозможно добиться положительной динамики проектного управления.
Решение данной проблемы в первую очередь видится в плоскости человеческого фактора.
На наш взгляд, развитие и популяризация предложенных систем подготовки студентов специальности «таможенное дело» поможет получить на выходе специалистов, обладающих высоким уровнем квалификации, которые готовы работать в таможенных органах, у которых будут ценные навыки и личностные качества, которые позволят оперативно реагировать на все нововведения стремительно меняющиеся сферы, к которым в том числе относится и проектное управление.



1. Федеральный Закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» 28 июня 2014 года № 172-ФЗ(ред. от. 17.02.2023) //СПС «КонсультантПлюс»
2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (последняя редакция)//СПС «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 03.12.2012 № 239-ФЗ (последняя редакция)//СПС «КонсультантПлюс»
4. Постановление Правительства «Об организации проектной деятельности в правительстве Российской Федерации» №1050 от 15.10.16//СПС «КонсультантПлюс»
5. Постановление Правительства РФ от 12.10.2017 № 1242 (ред. от 24.03.2022) «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации" утратил силу//СПС «КонсультантПлюс»
6. Постановление Правительства Российской Федерации № 1288 от 30 октября 2018 года «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федераци» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»)//СПС «КонсультантПлюс»
7. Распоряжение Министерства экономического развития Российской Федерации № 26 от 14.04.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительный власти». //СПС «КонсультантПлюс»
8. Указ о национальных целях развития России до 2030 года / Официальный сетевой ресурс Президента России. 21 июля 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 24.08.2023)

Дополнительная литература

9. Безлепкина, А. А. Проектное управление инвестициями в нефтегазовом секторе / А. А. Безлепкина, В. С. Семенов, Н. Г. Соколова // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2021. – № 5(37). – С. 29-33
10. Булатов, А. М. Корпоративная система управления проектами как инструмент повышения эффективности реализации проектов по созданию геоинформационных систем / А. М. Булатов // Россия - Азия - Африка - Латинская Америка: экономика взаимного доверия : Материалы X Евразийского экономического форума молодежи, Екатеринбург, 16–19 апреля 2019 года. Том 1. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. – С. 138-141
11. Булах Г.В. Проектное управление в органах государственной власти / Г.В. Булах, В.А. Иваненко // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 5.– С. 32-35.
12. В структуре ФТС России появится Центр оперативного мониторинга и анализа [Электронный ресурс]. URL: https://customsforum.ru/№ews/busi№ess/v-strukture-fts-rossii-poyavitsya-tsentr-operativnogo-monitoringa-i-analiza-555357.html . Дата доступа: 09.03.2023.
13. Воропаев В.Н. Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компе- тентности специалистов. M.: ЗАО «Проектная Практика», 2010. 256 с.
14. Говорова, Н. Г. Проектное управление / Н. Г. Говорова // Директор школы. – 2019. – № 10(243). – С. 26-35.
15. Денисова Н.А. Роль стратегирования в цифровой трансформации таможенных органов. Таможенные чтения – 2020. Стратегия развития 2030: Вызовы времени. Наука и инновации: сборник материалов Международной научно-практической
16. Доклад Э. Эндрюса Открытый семинар Московского отделения PMI (г.Москва) 20.03.2007
17. Ерлыгина, Е. Г. Корпоративная система управления проектами - эффективный инструмент управления деятельностью предприятия / Е. Г. Ерлыгина, В. Д. Филимонова // Бюллетень науки и практики. – 2019. – Т. 5, № 6. – С. 351-356.
18. Игнатова А. М. Применение проектного управления в государственном секторе современной России. Маркетинг МПА. Маркетинговое управление предприятием. – 2018. – № 1. – С. 176-189
19. Ковалев, Д. Е. Теоретические вопросы внедрения проектного управления в Российской Федерации / Д. Е. Ковалев // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика : сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 мая 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 42-44.
20. Кобызева, Н. А. Проектное управление в России: барьеры и развитие / Н. А. Кобызева // Проблемы управления - 2019 : Материалы 27-й Всероссийской студенческой конференции, Москва, 13–14 мая 2019 года. Том Выпуск 2. – Москва: Государственный университет управления, 2019. – С. 16-20.
21. Кузнецов Н.В., Побываев С.А. Мониторинг разработки и реализации документов стратегического планирования: ключевые аспекты // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 5 (82). С. 56–61.
22. Макаева, К. И. Сущность управления проектами / К. И. Макаева, И. И. Чубанов, Д. Н. Сойников // Экономический рост: управление и организация : Материалы Национальной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора экономических наук, профессора З.Н. Босчаевой, Элиста, 12 мая 2022 года / Редколлегия: С.Б. Болдырева [и др.]. – Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2022. – С. 103-105.
23. Оплетаева, К. С. Проектный подход в управлении развитием систем (процессов) / К. С. Оплетаева, Н. А. Ямбаков, А. Г. Овеян // Водные ресурсы - основа глобальных и региональных проектов обустройства России, Сибири и Арктики в XXI веке : Сборник статей национальной научно-практической конференции с международным участием, Тюмень, 19–20 марта 2021 года. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2021. – С. 360-364
24. Остапюк С Ф., Филин С А. Формирование и оценка эффективности научно-технических и инновационных программ. М.: Благо- вест-В, 2004. 319 с.
25. Послание Президента Федеральному Собранию, 3 декабря 2015 года, 13:00, Москва, Кремль / Президент России, официальный сайт. - Москва, 2015. – 14 с.
26. Отчет об исполнении основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации за IV квартал 2020 года [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Федер. таможен. службы Рос. Федерации. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/svedeniya-o-vypolnenii-osnovnyx- pokazatelej-raboty-/2020-god/document/268794 (дата обращения: 20.06.2023)
27. Славин Б. Наша служба не ясна и не трудна // "Коммерсантъ Власть". – № 6 от 18.02.2017. [Электронный ресурс] / URL – URL: http://www.kommersant.ru/doc/3219813 (дата обращения: 20.05.2023)
28. Тебекин А. В., Сурат И. Л., Широкова Л. Н. Управление инновационными проектами. М. : Риалтекс, 2014. 189 с.
29. Тхориков Б. А. Базовые элементы проектного управления в общественном секторе экономики [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.).— М.: Буки-Веди, 2017. — С. 138-142. — URLhttps://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12235/ (дата обращения: 21.05.2023).
30. Устойчивое проектное управление как инструмент повышения экономического эффекта от технологических инноваций / А. В. Плетнева, Э. А. Насырова, А. Н. Аксенов, Е. А. Халимон // Вестник университета. – 2021. – № 7. – С. 151-158.
31. Царегородцева, И. В. Особенности проектного управления в государственном секторе / И. В. Царегородцева // Матрица научного познания. – 2021. – № 12-2. – С. 197-199
32. Шамахов В., Мещеряков Г: Проектная Россия. Тренд, имитация или проходящая мода? URL: htpps:// https://izborsk-club.ru/ (дата обращения 24.08.2023)
33. Электронный портал «Конкурент»// «Монолитхолдинг» работает по- новому» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.konkurent- krsk.ru. Дата обращения – 20.05.2023.
34. Юсупова, Г. Ф. Экологический инновационно-инвестиционный проект: особенности и определение / Г. Ф. Юсупова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. – Т. 5, № 3(16). – С. 220-223.
35. Яковлева Е.Ю. Преимущества электронного декларирования и возможность их использования в условиях // Молодой ученый. 2021. №13.1. С. 57-59.
36. Individual Competence Baseline for Project Management (ICB4). International Project Management Association (IPMA), 2018. 212 p.
37. International LPI [Электронный ресурс] // Official website of the World Bank. 2018. URL: htts://lpi.worldbank.org/international/global (дата обращения 20.06.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ