Введение 3
Глава 1. Миметическая власть и дискурсивные практики современной
философии 11
1.1. Фундаментальное насилие: от миметического желания к
миметической власти 11
1.2. Миметическое насилие и критика власти Фуко 25
1.3. Жирардианский и фукольдианский субъекты властных отношений 33
Глава 2. Практики ускользания: производство анти-субъектности 39
2.1. Реконструкция субъекта: Христос как ультимативный образец 40
2.2. «Пересборка» субъекта посредством фукольдианских практик 45
2.3. Внутренний опыт и предел как прерывание субъектности 47
Заключение 52
Список литературы 55
Проблематика отношений между властью и субъектом является традиционной для философии, и различные аспекты этих отношений неоднократно рассматривались в философской литературе. Вместе с тем, обозначенная тематика представляется поистине неисчерпаемой и требует постоянного пересмотра в условиях непрерывной смены общественных и политических реалий. Так, без должного внимания остается эпистемологический аспект властных отношений, конституирующих современного человека в качестве субъекта. В философии последнего столетия значительное внимание уделяется понятию миметической власти как актуальной модификации властных отношений, радикально меняющих характер субъекта. В работах философов Франкфуртской школы социальной философии, в трудах представителей французской социальной философии, в многочисленных текстах, принадлежащих жанру исторической эпистемологии, намечается модель властных отношений, которую мы предлагаем обобщенно обозначать понятием «миметическая власть». Эпистемологическое рассмотрение этого сравнительно нового для философского пространства феномена представляется нам в настоящее время чрезвычайно актуальным и открывает широкие перспективы для дальнейших исследований в регистрах истории философии, онтологии субъекта, социальной философии и т.д.
Наименее исследованной, но отнюдь не безынтересной представляется концепция миметической власти, которая выводится из миметической теории, предложенной современным франко-американским философом и антропологом Рене Жираром. Миметическая теория Жирара, как основание фундаментального философского проекта, образуется на перекрестьях антропологии, этологии, социологии, этнографии, сравнительной мифологии и литературоведения, а также христианской экзегетики, тем самым, обретая трансдисциплинарный характер, и вместе с тем специфический теоретический аппарат. Стоит также отметить и то обстоятельство, что философия Жирара претендует на звание практической, в силу своего тотального, всеобъемлющего объяснительного потенциала в отношении культуро- и социогенеза, в частности, производства субъекта и субъектности. Все эти процессы фундированы в мимесисе - заимствовании у Другого поведенческих паттернов, целей и желаний, и именно в таком «мимесисе апроприации», каковым, по существу, оказывается и мимесис обучения, и хотя некоторые интерпретаторы Жирара выделяют его в качестве отдельной подражательной модели, мы склонны полагать, что всякий аспект мимесиса сводится к присвоению, что неизбежно ведет к конфликту, идет ли речь о желании ученика овладеть навыком так же хорошо, как его учитель, или о человеке, желающем заполучить имущество своего соседа, - миметизм при любых обстоятельствах и в любом своем обличии чреват соперничеством. Через демонстрацию миметического механизма, исходной позицией которого является желание, усвоенное от Другого, Жирар подводит нас к идее, что всякое социальное взаимодействие миметично, а, следовательно, имплицитным образом содержит зародыш насилия. Последнее тоже, в свою очередь, миметично: вспыхивая, оно разносится по обществу, словно зараза, и так же поражает его, вызывая кризис - миметический, или жертвенный, кризис, преодолеть который возможно лишь подменой первоначального объекта насилия - общества/коллектива - на малую жертву, что и происходит сначала при посредстве ритуальных практик, а затем для тех же задач возникает судебный комплекс с его уголовным и исполнительным аппаратами.
Таким образом, миметическая теория, вскрывая основание общественных институтов, и вместе с тем основание субъекта, обналичивает соединительную ткань их взаимоотношений - насилие, которое есть не что иное, как кровь общественного тела, циркулирующей в нем, тем самым обеспечивающей его жизнедеятельность. Поэтому рассмотрение концепции Жирара не должно носить частный характер, но должно вписываться в более широкую панораму рассмотрения образа миметической власти и анализа дискурсивных практик, в сфере которых происходит конституирование современного субъекта. В этом свете представляется необходимым вписать жирардианскую концепцию миметической власти в интеллектуальный ландшафт современной французской философии, в частности, сопоставить ее с концепцией отношений между властью и субъектом, предложенной Мишелем Фуко, поскольку, на наш взгляд, оба философа имеют точки соприкосновения в своих проблемных полях, в частности, касательно становления субъекта, взаимодействия субъекта и власти, трансформации субъектности в условиях преобразования властных технологий.
Степень научной разработанности темы
Ввиду того, что миметическая теория Жирара, как это было отмечено ранее, возникла на пересечениях различных дисциплинарных дискурсов, спектр явлений, который она затрагивает, был и остается предметом философской рефлексии специалистов не только гуманитарных и смежных с ними областей знания, но также к ним не относящихся. Так, проблемы взаимоотношений власти и субъекта, соотношения насилия и власти рассматривались такими современными зарубежными философами, как Жан Бодрийяр, Джорджо Агамбен, Славой Жижек, осмысление мимесиса и его роли в формирования субъекта было одним из ключевых направлений в творчестве Филиппа Лаку-Лабарта.
Что касается русскоязычной интеллектуальной среды, в рамках которой освещалась обозначенная выше проблематика, стоит отметить работы Евгения Маковецкого, Валерия Подороги, Сергея Хоружего, Марины Корецкой, Инны Кругловой, Сергея Зенкина, Михаила Ямпольского.
Подавляющее большинство академических исследований, рассматривающих миметическую теорию Жирара в качестве центрального объекта изучения и интерпретации, публикуется франко- и англоязычными авторами, в частности, существует журнал Contagion: Journal of Violence, Mimesis, and Culture, специализирующийся на осмыслении миметической теории Жирара в диапазоне от гендерных исследований до риторики, в котором также публикуются материалы заседаний Colloquium on Violence and Religion, инспирированных идеями Жирара. Среди множества авторов вторичной литературы, рефлексирующей над миметической теорией, стоит упомянуть Криса Флеминга, посвятившего работу детальной экспозиции жирардианской корреляции насилия и мимесиса , Кристофера Фокса, проблематизировавшего трансформацию политического через призму мессианства, сопоставив идеи Жирара и Дж. Агамбена , Вольфганга Палафера анализировавшего функцию политики как системы сдерживания насилия посредством сравнения концепций К. Шмитта, К. Клаузевица и Жирара , Станислава Будзика, обратившегося к более поздним работам Жирара, посвященным анализу и толкованию Евангелий через призму миметизма, в своем труде «Драма искупления: драматические категории в богословии Р. Жирара, Х.У. фон Бальтазара и Р. Швагера» . Среди русскоязычных авторов работ по исследованию миметической теории Жирара в различных аспектах гуманитарного знания стоит отметить Сергея Хоружего, Алексея Зыгмонта, Инну Круглову, Евгения Галёну, Сергея Зенкина, Михаила Ямпольского, Валерия Подорогу, Григория Михайлова, Сергея Черных, Марию Пророкову.
Цель и задачи исследования
Целью данного исследования является систематический анализ концепции миметической власти в современной французской философии. В предпринимаемом исследовании представляется необходимым сделать акцент не столько на реконструкции властных дискурсов ключевых фигур, рассматриваемых в данной работе - Р. Жирара и М. Фуко, - сколько на нахождении зон их пересечения, высвечивающих новые позиции данных дискурсов. Во-первых, предполагается наличие зоны связки субъект-насилие- власть, где субъект конституируется посредством приложения к нему определенных властных техник, последние же, в свою очередь, представляются средством перераспределения насилия в обществе, генеалогию которых возможно восстановить путем сращивания жирардианского и фукольдианского дискурсов власти. Во-вторых, процесс трансформации властных техник, описанных Фуко, - от дисциплинарной власти к биовласти - на наш взгляд, является симметричным развитию отношений миметических двойников, и, поскольку оба вида взаимодействия суть субъективирующие практики, выдвигается предположение, что в основе властных техник лежит миметический принцип, которым обусловливается постулируемая Фуко способность власти конституировать субъекта и распространять себя через него же. В-третьих, ввиду того, что социальное оказывается пронизано сетью властных отношений, нами будет предпринята попытка реконструкции таких субъективирующих практик, которые бы ослабляли силу миметической власти и тем самым могли бы деконструировать субъекта как медиатора власти, в связи с чем представляется резонным обратиться к Жирару и Фуко, на основании идей которых выводятся миметические субъективирующие практики, с тем, чтобы выяснить, возможны ли альтернативные субъективирующие практики в рамках объединенного дискурса, а также - к Жоржу Батаю, представляющему для нас интерес как своего рода антагонист Жирара, но также как исследователь аналогичных искомым практик.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Контекстуально рассмотреть складывание понятия миметической власти в современных гуманитарных исследованиях.
2. Провести систематическое рассмотрение образов субъектов и субъектности в современной французской философии.
3. Реконструировать концепцию миметического насилия в творчестве Р. Жирара;
4. Произвести сопоставительный анализ концепции миметической власти в концепциях Р. Жирара и М. Фуко;
5. Произвести структурный анализ образов субъектности в современной французской философии.
В связи с обозначенной целью и поставленными задачами, в качестве Предметом исследования является феномен миметической власти, конституирующей современного субъекта.
Объектом исследования является концептуальное пространство современной философии, конституирующей понятие миметической власти.
Методология и методы исследования
Проведенное исследование опиралось на такие нормативные принципы, как принцип историзма, исторической контекстуализации, принцип системности, общенаучные принципы анализа. Конкретными методами, использованными в работе, выступили метод контекстного рассмотрения, метод дискурсивного анализа текстов, приемы логического сопоставления концепций, а также общие приемы компаративного исследования.
Научная новизна исследования
Тема взаимоотношений власти и субъекта является непреходящим элементом философской рефлексии, в связи с чем, в той или иной степени, затрагивается как в классической литературе, так и современными исследователями. Однако, на наш взгляд, обоснование власти в рамках миметической теории Жирара, но также и проблема идентичности субъекта, которая, как предполагается, производится тотальностью властных технологий и является необходимым условием социального существования человека, не получили достаточного освещения в академической философской среде. Возможно, это обусловлено тем, что исследовательский фокус смещается на более эффектный компонент жираровской миметической теории - козла отпущения, тогда как не меньший интерес в этом свете должен представлять не только кризис, который живописно разрешается коллективным жертвоприношением, но также докризисная работа миметического механизма и те его элементы, что запускают внутрисоциальное насилие.
Научная новизна данного исследования заключается, во-первых, в том, что впервые предпринимается попытка объединения фукольдианского и жирардианского дискурсов власти; во-вторых, из миметической теории Жирара выводится новое основание власти и, следовательно, открывается новый аспект субъективации индивида, осуществляемый властными техниками - миметическая власть.
Основные положения, выносимые на защиту
1. При сравнительном анализе жирардианского и фукольдианского дискурсов власти выявляется схожесть их концептуальных аппаратов, которая позволяет по-новому исследовать феномен власти, взаимоотношения между властью и субъектом, конституирующие субъекта, при ориентации на объединенный дискурс Жирара и Фуко.
2. В ходе реконструкции миметической теории Жирара устанавливается сходство ритуально-обрядового комплекса и судебной системы, в совокупности с уголовным и пенитенциарным аппаратами, что дает основание для выявления генеалогии феномена миметической власти, выведенного в ходе сопоставления жирардианского и фукольдианского дискурсов власти.
3. Исходя из логики выводов, полученных нами при рассмотрении властных техник Фуко и миметической теории в аспекте производства субъектности, нами выдвигается предположение, что идентичность субъекта, формирующаяся только в рамках осуществления миметических процедур, является, с одной стороны, условием социализации субъекта, с другой стороны- медиатором власти.
4. В рамках исследуемых дискурсивных практик, наряду с субъективирующими процедуры миметического характера, существуют также практики, ориентированные на ослабление миметической власти и, следовательно, функции субъекта как медиатора власти.
Теоретическая и практическая значимость работы
Проведенное исследование открывает перспективы для дальнейшего исследования идентичности субъекта, природы властных отношений и системного насилия, как в рамках жирардианского дискурса, так и за его пределами. Результаты данного исследования могут быть использованы для подготовки учебно-методических материалов, при проведении занятий по онтологии и теории познания, социальной и политической философии, философской антропологии.
Структура работы
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы, состоящего из 28 источников.
Согласно цели данного исследования, которая была сформулирована нами во Введении как систематический анализ концепции миметической власти в современной французской философии, был выполнен ряд обозначенных задач, служащих, во-первых, реконструкции миметической теории Жирара с выведением из нее дискурса власти, а также воспроизведению фукольдианского властного дискурса, что создало определенное пространство для обнаружения концепта миметической власти, который наиболее ярко и отчетливо раскрылся при рассмотрении и сопоставлении субъектов выше обозначенных властных дискурсов, что, в свою очередь, демонстрирует действительное сходство их концептуальных аппаратов.
Так, реконструкция миметической теории поспособствовала проведению анализа ее ключевых понятий, таких как мимесис, миметическое соперничество и миметический двойник, учредительное насилие, миметический кризис и козел отпущения. На основании этого анализа последовательно раскрывается то, как выстраиваются отношения власти и субъекта, и какую роль в них играет насилие через обращение к исходной позиции теории - миметическому желанию, которое согласно Жирару, содержит в себе насильственный потенциал, раскрывающийся в ходе миметического конфликта. Выявив идентифицирующее значение миметического желания для производства субъектности, мы обратились к фукольдианскому дискурсу власти, в частности, к одному из его центральных понятий биополитики, или биовласти, с тем, чтобы рассмотреть последнюю в качестве фактора складывания субъектности, вследствие чего, обнаружили некоторую симметрию процессов трансформации властных техник, описанной М. Фуко, и развития миметического взаимодействия, что в совокупности позволило обнаружить миметический аспект властного формирования субъектности, который мы предлагаем обозначить как миметическую власть, делая акцент на том, что миметичность является условием отправления власти и взаимодействия ее с субъектом.
На основании анализа практик субъектности и типов субъектов, представленных в рассматриваемых в данном исследовании дискурсах власти, была выявлена схожесть процессов формирования субъектов властных отношений, какими они предстают в работах Р. Жирара и М. Фуко, и более того, - что идентичность субъекта, достигающаяся при осуществлении субъективирующих практик, в обоих дискурсах является, помимо социального идентификатора субъекта, медиатором власти, через посредство которого происходит распространение на самого субъекта и через него на других субъектов. В связи с чем, перед нами возник вопрос: возможны ли субъективирующие практики без сопряжения с миметической властью, без участия в процессах субъективации образца-соперника? Так, в рамках анализируемых дискурсивных практик были обнаружены соответствующие субъективирующие практики, направленные на ослабление воздействия миметической власти и устранение конфликтного миметизма. В силу того, что описанные практики субъективации сосуществуют в едином дискурсивном пространстве с субъективирующими процедурами, завязанными на миметическом желании, соперничестве, результатом которых является субъект как медиатор власти, комплекс практик, ориентированных на ускользание от миметической власти, мы предлагаем обозначать как производство анти-субъектности. Практики, подводимые под данное понятие, были обнаружены нами в работах Р. Жирара, М. Фуко, а также Ж. Батая, и ранжированы согласно статусу и структуре субъектности:
1) производство субъекта по единственному образцу, не вступающему с субъектом в отношения соперничающих миметических двойников, что нивелирует возможность возникновения внутрисоциального насилия;
2) перманентная реконфигурация субъекта, позволяющая субъекту избегать самоопределения и социальной идентификации, и, следовательно, уклоняться от властных отношений;
3) маргинальные практики производства субъектности, посредством прерывания самой субъектности в рамках конструирования внутреннего опыта и суверенности, антикоммуникативный, и, соответственно, антисоциальный характер которых обеспечивает возможность ускользания от миметической власти и позиции субъекта как медиатора власти.
Таким образом, в рамках сравнительного анализа жирардианского и фукольдианского дискурсов власти, было обозначено новое дискурсивное поле, в границах которого были обнаружены такие концепты, как миметическая власть и производство анти-субъектности, что открывает перспективы для дальнейших исследований.
1. Азаренко С.А. Насилие и коммуникация // Фонарь Диогена. 2016. №2. С. 146 - 158.
2. БатайЖ. Сумма атеологии: Философия и мистика. - М.: Ладомир. 2016.
3. Будзик С. Драма искупления: драматические категории в богословии Р. Жирара, Х.У. фон Бальтазара и Р. Шваргера. М.: Издательство Францисканцев. 2017.
4. Голенков С. И. Понятие субъективации Мишеля Фуко // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2007. №1. С. 54 - 66.
5. Дьяков А.В. Мишель Фуко: о «смерти человека», о свободе и о «конце философии» // Вестник истории и философии КГУ. Серия «Философия». 2008. №2. С. 45 - 53.
6. Жижек С. О насилии. - М.: Европа. 2010.
7. Жирар Р. Вещи, сокрытые от создания мира. - М.: ББИ. 2016.
8. Жирар Р. Завершить Клаузевица. Беседы с Бенуа Шантром. - М.: ББИ. 2019.
9. Жирар Р. Козел отпущения. - М: Издательство Ивана Лимбаха.
2010.
10. Жирар Р. Насилие и священное. - М.: Новое литературное обозрение. 2010.
11. Жирар Р. Я вижу Сатану, падающего, как молния. - М.: ББИ. 2015.
12. Зенкин С. Н. Конструирование пустоты: миф об Ацефале // Предельный Батай: Сб. статей - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2006. С. 118 - 131.
13. Зенкин С.Н. Небожественное сакральное: Теория и художественная практика. М.: РГГУ. 2012.
14. Зенкин С. Н. Нетеологическая мистика Жоржа Батая // Батай Ж. Сумма атеологии: Философия и мистика. - М.: Ладомир. 2016. С. 6 - 73.
15. Зыгмонт А.И., Дюков Д.А. Философия насилия и сакрального Ж. Батая и Р. Жирара в сравнительной перспективе // Религиоведческие исследования. 2017. №1 (15). С. 29 - 72.
16. Лебон Г. Психология народов и масс. -М.: Академический проект,
2011.
17. Кабанес О., Насс Л. Революционный невроз. - М.: Институт психологии, Издательство КСП. 1998.
18. Кожевникова М., Пророкова М.Н. Миметическое насилие и современная этология: к проблеме истоков человеческой агрессии //Человек. 2019. Т. 30. №3. С. 61 - 79
19. Маковецкий Е.В. Подобие и подражание. Очерки по философии и истории культуры. - СПб.: РХГА. 2014.
20. Пази К. Гетерология и Ацефал: от фантазма к мифу // Предельный Батай: Сб. статей - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2006. С. 132 - 149
21. Палафер. В. Война и политика: Клаузевиц и Шмитт в свете миметической теории Жирара // Фонарь Диогена: Человек в многообразии практик / Пер. А. Д. Куманькова под ред. С. С. Хоружего. 2016. №2. С. 60 - 78.
22. Тард. Г. Законы подражания. - М.: Академический проект. 2011.
23. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. - М.: Ад Маргинем Пресс. 2016.
24. Фуко М. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975 - 1976 учебном году. - СПб.: Наука. 2005.
25. Фуко М. Субъект и власть // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко Ч. 3. М.: Праксис. 2006.
26. Fleming C. Rene Girard: Violence and Mimesis. Cambridge. Polity Press. 2004. P. 211.
27. Fox C. A. Sacrificial pasts and messianic futures: Religion as a political prospect in Rene Girard and Giorgio Agamben // Philosophy Social Criticism. 2007. Vol. 33, No. 5. P. 563 - 595.
28. HegartyP. Violent Silence: Noise and Bataille’s Method of Meditation // Negative Ecstasies: Georges Bataille and the study of Religion. New York. Fordham University Press. 2005. P. 95 - 105.