Введение 3
Глава 1. Историография 8
1.1 Советская историография 9
1.2 Современная российская историография 11
1.3 Проблема периодизации 24
Глава 2. Первые русские танки (1914-1917 гг.) 27
2.1 Что такое танк? 27
2.2 Проект бронемашины (танка) В. Д. Менделеева 27
2.3 «Русский вездеход» или танк Пороховщикова А. А 30
2.4 «Царь танк» или танк Лебеденко Н. Н 32
Глава 3. Зарождение танковой промышленности. Танкостроение в 1917-1939 гг 36
3.1 Танк «Русский Рено» 36
3.2 «Борец За Свободу Товарищ Ленин» 37
3.3 Танкостроение в годы НЭПа 42
3.4 Трёхлетняя программа танкостроения 47
3.5 Танк «МС-1» 48
3.6 Танк «Т-12» 50
3.7 Высшее военное командование и танкостроение в 1929 г 51
3.8 Привлечение западного опыта в производстве танков 54
3.9 Сотрудничество СССР и Германии. Танковая школа «Кама» 55
3.10 Четвёртый этап танкостроения (1931-1936 гг.) 57
3.11 Пятый этап танкостроения (1937-1939 гг.) 60
Заключение 63
Список использованных источников 67
Список использованной литературы 68
Приложение № 1 71
Приложение № 2 72
Первая Мировая война изменила многое: пали некогда великие империи, была полностью перекроена вся политическая карта Европы. Это был первый столь масштабный и кровопролитный конфликт за всю историю человечества, который, в свою очередь, стал прологом к куда более жестокому событию — Второй Мировой войне.
Война — неотъемлемая часть истории человечества. Сколько бы времени не прошло, военное дело сопровождает человека повсеместно. Зачастую именно война способствует техническому развитию человечества. Так сложилось, что в конце XIX — начале XX века, аккурат перед Первой Мировой войной, происходило бурное развитие науки: было открыто электричество, изобретён двигатель внутреннего сгорания, было совершено множество открытий в области химии и т.п. Всё это способствовало стремительному технологическому росту человечества, а также привело как к усовершенствованию ранее существующих военных видов вооружения и снаряжения, так и к созданию новых, до этого невиданных. Таким новым видом техники стал танк, навсегда изменивший условия ведения боевых действий.
Сама по себе идея танка, если рассматривать его как хорошо бронированную и вооруженную единицу на поле боя, не нова для начала XX века. Если взглянуть глубоко в древность, то там мы можем увидеть и боевые повозки, и осадные машины, суть которых заключалась в том, чтобы стремительно прорезать строй противника, понеся при этом минимальные потери.
Всё же, почему танк не появился раньше Первой Мировой войны? Во- первых, отсутствовала достаточно развитая технологическая база. Во- вторых, как таковая имела место быть невостребованность данного вида вооружения из-за довольно низкой манёвренности в рамках боевых условий.
Как известно, перед Первой Мировой войной лидеры держав не могли даже представить, какой затяжной характер будет иметь этот конфликт, и надеялись завершить войну до начала морозов. Активные боевые действия на Западном фронте сменились траншейным ожиданием или, как его именуют в историографии, «позиционным тупиком». Страны Антанты и Тройственного союза максимально старались укрепить свои позиции, превращая окопы чуть ли не в настоящие военные города. С обеих сторон осуществлялись пехотные и кавалерийские набеги на позиции врага, но такое изобретение как пулемёт сводило на нет подобные атаки. Ещё более важную роль стала играть артиллерия, но, используя её, сломить всю оборону противника не представлялось возможным. Именно эти условия вынудили конструкторов придумать новый вид вооружения - танк.
Впервые в истории человечества танки были применены 15 сентября 1916 года в кровопролитной битве на реке Сомме, которая длилась с 1 июля по 18 ноября. Это были модели «Mark I» английского производства. Несмотря на технические несовершенства, они показали себя достойно. Применение данного принципиально нового вида вооружения было настолько перспективным, что его стали использовать в дальнейших войнах. Игнорировать такую крупную военную единицу на поле боя военные штабы многих государств уже не могли.
Применение танков сыграло важную роль в дальнейшем развитии военно-промышленного комплекса передовых стран того времени. В период между войнами происходило быстротечное развитие науки в государствах первого эшелона, что значительно повлияло на создание и усовершенствование военной техники и вооружения. Так, в будущих войнах основную роль играли не столько формирование боевого духа и подготовка личного состава, сколько продвинутое техническое вооружение. Действительно, оглянувшись на прошедший век, можно без зазрения совести отметить, что танки доказали свою эффективность в различных боевых условиях, будь это Европа времён Второй Мировой войны или неспокойный Ближний Восток начала третьего тысячелетия.
Современная Россия обладает внушительным военно-промышленным комплексом и находится наравне с военным блоком НАТО, в который входят 29 стран участниц . О мощности и боеспособности российской армии говорят внушительные расходы на вооруженные силы, разработка нового вооружения и доработка уже существующего, а также, широкая сеть высших военно-учебных заведений. Следует отметить, что Российская Федерация сумела построить эту систему не с нуля, а переняла её от СССР, выступая её правопреемницей и наследницей. От Советского Союза она также унаследовала танковую промышленность и наработки танкостроения, о зарождении которых и пойдёт речь в этой работе.
За хронологические рамки данного исследования взят период с 1915 года до конца 30-х - начала 40-х годов XX века, т.к. именно в этом промежутке времени зародилось советское танкостроение, которое в свою очередь открыло дорогу к развитию будущей российской танковой промышленности. Здесь стоит отметить, что с точки зрения автора работы, слово «российской» в названии работы не является фактической ошибкой по отношению к указанному периоду, оно лишь отражает преемственность трёх держав: Российской империи, СССР и Российской Федерации. Тема не может быть полностью раскрыта, если не затронуть имперский период истории России. Начало периода связано с первыми танковыми проектами, а конец с Великой Отечественной войной, в которой активно применялись танки, что говорит о уже сформированной танковой промышленности.
Объектом исследования выступают военно-промышленные комплексы Российской империи времён Первой мировой войны и СССР в 20-30-х гг. XX века.
Предметом исследования выступают танкостроение в Российской империи и СССР, а также советская танковая промышленность в 20-30-е гг. XX века.
Актуальность работы состоит в том, что на данный момент времени недостаточно научных работ, которые детально рассматривают выбранный период времени. Исследователи в данной области чаще рассматривают более поздние этапы российского танкостроения, не уделяя достаточного внимания раннему периоду, или же отдельно рассматривают конкретную модель танка или его тип. Этот подход связан, также, с обширным количеством источников, касающихся более поздних периодов. В целом проблема российского танкостроения актуальна, т. к. советская историография её практически не касалась из-за отсутствия доступности архивного материала на тот момент времени. Чаще всего она ограничивалась литературой, написанной военными для военных. Однако, стоит отметить, что Министерство Обороны РФ не спешит публиковать архивные материалы. С этим часто сталкиваются исследователи, которые работают с архивными документами, но внести их в научный оборот они не могут и не имеют право. Это затрудняет изучение данной темы в наши дни, одновременно давая простор исследователям в будущем. Также, изучение данной темы актуально в рамках истории вооружения в целом, поскольку позволяет специалистам оглядываться назад, учитывать плюсы и минусы как при создании совершенно новых видов вооружения, так и при модернизации и поддержании на высоком уровне уже имеющихся типов бронетанковых машин.
Цель данной исследовательской работы — рассмотреть и показать трудоёмкий и тернистый процесс становления и развития российского танкостроения и танковой промышленности на примере Российской империи в годы Первой Мировой войны и СССР в 20-30-е годы.
Главными задачами работы являются: рассмотрение развития российского танкостроения и танковой промышленности с момента появления первых образов техники в Российской империи до момента принятия военным командованием СССР на вооружение знаменитых танков победы «Т-34» и «КВ-1», обзор части историографии по данной теме и анализ доступных архивных документов, описание проблем периодизации.
Для раскрытия темы использованы труды заслуженных российских специалистов в области отечественного танкостроения, активно работавших с архивными материалами, некоторая часть которых до сих пор не опубликована. Наиболее известными среди них являются Свирин М. Н. и Коломиец М. В. Также, в работе использованы современные научные статьи по теме, литература советского периода, современные танковые энциклопедии. Стоит отдельно отметить сборник документов в 4 томах «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. 1900-1963 гг.»
В результате данной работы цель — рассмотреть и показать трудоёмкий и тернистый процесс становления и развития российского танкостроения и танковой промышленности на примере Российской империи в годы Первой Мировой войны и СССР в 20-30-е годы — была достигнута путём выполнения следующих задач:
1. Была рассмотрена историография по данной теме. Для исследователей наименьший интерес представляет советская историография в силу своей недостаточной информативности и необъективности. Современная российская историография наоборот набирает обороты. Она широко представлена в научно-популярном жанре, с каждым годом появляется всё больше научных статей. В ближайшем будущем, по мнению автора данной работы, появятся крупные научные публикации.
2. Была изучена проблема периодизации российского танкостроения. Автор данной работы придерживается периодизации, опубликованной Запарием Вас. В., за основу которой была взята внешнеполитическая история государства. Эта периодизация была дополнена автором данной работы, скорректированы даты и добавлен недостающий период, охватывающий времена Российской империи.
3. Были изучены и проанализированы архивные документы, позволившие более детально изучить и рассмотреть вопрос развития российского танкостроения того времени.
Зарождение танкостроения и танковой промышленности проходили во многих странах по-разному. Как было отмечено в работе ранее, именно Первая Мировая война подтолкнула разные государства перейти к танкостроению. Россия не была исключением. К сожалению, Российская империя упустила момент стать родоначальницей танкостроения мира, и ей стала Великобритания.
Российское танкостроение прошло тернистый и непростой путь от первых проектов времён Российской империи, которые, несмотря на выдающиеся идеи конструкторов, не могли быть реализованы из-за технологического несовершенства тех лет, до современности. Многие выдающиеся проекты так и не были реализованы из-за бюрократии и экономических проблем государства.
Главной особенностью начального периода танкостроения России была независимость от иностранных технологий и идей.
Реальное стойкое основание для российского танкостроения и танковой промышленности заложил Советский Союз, создав необходимое количество ресурсов и производственных мощностей, однако вначале 20-х гг. СССР был в состоянии войны, и экономические сложности тормозили процесс танкостроения.
Тем не менее, именно Советский Союз выпустил первый российский серийный танк в августе 1920 г. - «Борец За Свободу Товарищ Ленин». Экономические проблемы и деятельность Л. Троцкого заморозили процесс танкостроения до 1926 г. СССР потерял немалое количество времени, тем самым уступив Западу первенство в танкостроении.
Однако тяжёлая политическая ситуация 1926 г. вынудила Советский Союз вновь активно заняться танковой промышленностью. В период с 1926 по 1929 гг. танкостроение постепенно налаживалось. Выпускался массовый серийный танк «МС-1», разрабатывались танковые программы, заложившие государственный бюджет на производство танков. Помимо этого, начала формироваться теория о боевом применении танков и их взаимодействии с пехотой. Необходимо отметить, что бюрократизация тормозила процесс создания новых танков, что накладывало ограничение на производство. Советское руководство в конце 20-х гг. вместо решения реальных проблем проводило чистку инженеров и конструкторов, тормозя и так небыстрый процесс. Высшее военное руководство, осознав свою отсталость в танковой промышленности от западных держав, приняло решение позаимствовать их опыт, тем самым значительно продвинув затянутое в 20-х гг. танкостроение.
С обострением внешнеполитической обстановки в мире в 30-х гг. руководство СССР с пониманием подошло к танкостроению. Карательные меры в данной области были приостановлены. Быстрыми темпами развивалась танковая промышленность, однако неудачи не покидали эту отрасль. Копирование западных идей в середине 30-х гг. было отвергнуто руководством из-за низкой эффективности конечного продукта. Появлялись первые прототипы полностью сделанных с нуля советских танков. Была окончательно доработана теория применения танков и заложены основные принципы танкостроения.
Несмотря на успехи в рамках боевых качеств новых машин, танкостроение испытывало трудности с их производством. СССР отставал от своих же планов по выпуску определённого количества танков. Именно вопросы по реально производимому количеству танков в СССР в предвоенный период имеют дискуссионный характер. Источники противоречат друг другу, имеет место завышение цифр со стороны партийного руководства на местах. На данный вопрос ответить в работе - не представилось возможным, требуется более тщательное и детальное его изучение. Возможно, по мнению автора, с раскрытием новых архивных материалов исследователи в будущем смогут найти ответ на данный вопрос.
В предыдущем абзаце уже рассмотрен один из аспектов актуальности данной темы. По мнению автора данной работы, актуальность истории развития танкостроения можно соотнести с вопросом: как СССР смог победить в Великой Отечественной войне? В современной массовой культуре всё чаще проявляются факты искажения реальной действительности в отношении истории СССР и темы Великой Отечественной войны, в частности. На взгляд автора, необходимо выносить такие темы из узких рамок истории как науки в историю как культурную практику, дабы подобные вопросы не забывались и не искажались в массовом сознании. К сожалению, современный российский кинематограф, который спонсируются Министерством Культуры РФ, не выполняет данную роль. К примеру, удачных интерпретаций в массовой культуре можно отменить две видеоигры: «World of Tanks» от белорусской студии «Wargaming.net» и «War Thunder» от российской студии «Gaijin Entertainment».
Таким образом, изучение истории российского танкостроения является важной задачей для исторической науки, а также для военно-патриотического воспитания будущих поколений.
1. Баженов А.Ю. Привлечение иностранных технологий в отечественный военно-промышленный комплекс в 1920-х гг. (на примере танкостроения) // Российское предпринимательство. - 2009. - Том 10. - № 9. - С. 177-180
2. Барихин А.Т. Описательный курс танков - Л.: Госавиаавтотрактиздат 1933 г.
3. Барятинский М. Танки Второй мировой - М.: Эксмо 2009 г.
4. Богданов И. О. Влияние зарубежных конструкций и идей на советское танкостроение в предвоенный период// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - Том 3. - № 1. - С. 133-136
5. Васина И. И. Заграничные командировки уральских инженеров, ученых и рабочих в конце 1920-х — 1930-е гг. / И. И. Васина, В. В. Запарий // История науки и техники в современной системе знаний : Шестая ежегодная конференция кафедры Истории науки и техники, 8 февраля 2016. — Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2016. — С. 25-28
6. Горлов С. А. Совершенно секретно: Альянс Москва - Берлин, 1920¬1933 гг. - М.: Олма-Пресс, 2001 г.
7. Гребенюк А. В. РККА накануне Великой Отечественной войны// Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 2. С. 1-34
8. Дьяков Ю. Л. Фашистский меч ковался в СССР - М.: Советская Россия, 1992 г.
9. Запарий В. В. Разработка, изготовление и использование бронетанковой техники в Красной армии / В. В. Запарий, Вас. В. Запарий // Урал индустриальный. Бакунинские чтения : материалы V региональной научной конференции, декабрь 2002 г. — Екатеринбург : Издательство Гуманитарного университета, 2003 г. — С. 180-186
10. Запарий Вас. В. Советское танкостроение в период становления (1919-1939 гг.): проблемы периодизации / Вас. В. Запарий // Урал
индустриальный. Бакунинские чтения: материалы VIII Всероссийской научной конференции, [г. Екатеринбург], 27-28 апреля 2007 г. — Екатеринбург: АМБ, 2007. — Т. 2. — С. 323-326
11. Коломиец М. В. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой Мировой войне - М.: Яуза, 2007 г.
12. Коломиец М. В. Маневренные танки СССР - М.: Яуза, 2014 г.
13. Коломиец М. В. Средний танк Т-28. Трёхглавый монстр Сталина - М.: Яуза, Эксмо, 2007 г.
14. Коломиец М. В. Танк № 1. «Рено ФТ-17». Первый легендарный - М.: Эксмо, 2010 г.
15. Коломиец М. В. Танки Гражданской войны - М.: Яуза, 2014 г.
16. Кондрашин В. В. Реализация танковой программы СССР в условиях борьбы с вредительством в 1930-е гг./ Кондрашин В. В., Корнилов Г. Е., Мельников Н. Н., Мозохин О. Б.// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. № 44. С. 60-72
17. Кондрашин В. В. Советское танкостроение в 1930-х гг.: проблемы становления серийного производства / Кондрашин В. В., Корнилов Г. Е., Мельников Н. Н., Мозохин О. Б.// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. № 41. С. 40-51
18. Косырев Е.А Танки - М.: Госвоениздат, 1973 г.
19. Мельников Н. Н. Модернизация танковой промышленности СССР в условиях Великой Отечественной войны - Екатеринбург: Сократ, 2017 г.,
20. Павлов М. В. Советские средние танки довоенного периода (1924¬1941) - М.: Экспринт, 2000 г.
21. Павлов М. Павлов И. Маневренные танки Т-12 и Т-24 - М.: журнал «Техника и вооружение», 2012 г. - № 10
22. Панькин И. Д. Историки о становлении танкового производства на Урале в годы третьей пятилетки (1938 - июнь 1941 гг.)// Социум и власть. 2013. № 70. С. 124-128
23. Пихоя Р.Г. Новые публикации о становлении советского военно-промышленного комплекса // Российская история. 2016. № 5. С. 196¬204.
24. Попов Г. Г. Бумажные» танки Сталина (загадка советской военной экономики периода Великой Отечественной войны)// Историко-экономические исследования. 2010. Т. 10 № 3. С. 105-126
25. Попов Г. Г. Все для обороны страны? К вопросу о подготовке СССР к войне в довоенные пятилетки// Terra Economicus. 2012. Т4 № 15. С. 77¬80
26. Саблин В.В. Бронетанковая техника Советской Армии и армий вероятного противника - К.: КВТИУ, 1983 г.
27. Самуэльсон Л. Красный колосс. Становление военно-промышленного комплекса СССР. 1921-1941. М.: АИРО-ХХ, 2001 г.
28. Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. — М.: Яуза, Эксмо, 2005 г.
29. Свирин М. Н. Танковая мощь СССР - М.: Яуза, 2008 г.
30. Свирин М. Н., Бескурников А. Первые советские танки - М.: Армада, 1995 г.
31. Селивохин В. М.“Танк” - М.: Госвоениздат 1962 г.
32. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е
годы: темпы экономического роста, структура, организация
производства и управление - М.: РОССПЭН, 1996 г.
33. Советское военно-промышленное производство (1900-1917 гг.):
Сборник документов. Под редакцией В. А. Золотарева. - Сост. Т. В. Сорокина и др. Том 1. — М.: Новый хронограф, 2004. — (История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. 1900-1963)
34. Советское военно-промышленное производство (1918-1926 гг.):
Сборник документов. Под редакцией В. А. Золотарева. - Сост. Т. В. Сорокина и др. Том 2. — М.: Новый хронограф, 2005. — (История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. 1900-1963)
35. Советское военно-промышленное производство (1927-1937 гг.):
Сборник документов. Под редакцией А. А. Кольтюкова и др. Том 3, Ч.
1. — М.: Новый хронограф, 2008. — (История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. 1900-1963)
36. Советское военно-промышленное производство (1933-1937 гг.):
Сборник документов. Под редакцией Т. В. Сорокина и А. А. Кольтюкова др. Том 3, Ч. 2. — М.: Новый хронограф, 2011. — (История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. 1900-1963)
37. Соколов А.К. От военпрома к ВПК: советская военная
промышленность. 1917 - июнь 1941 гг. М., 2012
38. Солянкин А. Г., Павлов М. В. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905-1941 гг. Т.1 — М.: «Экспринт», 2002 г.
39. Хмельницкий Д. С. Американские и немецкие архитекторы в борьбе за советскую индустриализацию/ Хмельницкий Д. С., Меерович М. Г.// Вестник Евразии. —М.: Вестник Евразии, 2006. — С. 92-123.
40. Холявский Г. Н. Полная энциклопедия танков мира, 1915-2000 гг. - Минск, Харвест - 2006 г.
41. Черниловский А. А. Прогнозирование Второй мировой войны в 20 - 30-х годах М. Н. Тухачевским // Вестник Брянского государственного университета 2016. № 35. С. 92-97
42. Шмелев И. П. История танка 1916-1996 годы. - М.: Техника-
молодёжи, 1996.