Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Идеальный конунг в эпоху Раннего Средневековья (История государства и власти, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)

Работа №129042

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

история

Объем работы28
Год сдачи2023
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере поэмы «Беовульф».

Введение 3
Глава 1. Конунг как правитель 10
Глава 2. Конунг как военный вождь. 15
Глава 3. Личность конунга. 21
Заключение 25
Источники и литература 27

У множества народов, когда-либо существовавших на земле, были свои сказания. Сказание — это повествование чаще всего легендарного содержания, однако не редко имеющее и историческую основу. Вообще, жанры фольклора «рассматриваются как явления неформальной, вернакулярной коммуникации. Их назначение заключается, прежде всего, в передаче от прошлого по каналам коммуникативной памяти культурно и социально значимых сообщений, ценного опыта, предопределяющего формы жизни и деяния последующих поколений» . Подобная точка зрения имеет под собой рациональное обоснование: действительно, сказания отражают культуру того народа, который их создал, а именно традиции, взгляды и ценности, присущие тому или иному обществу. Здесь же можно говорить о мифе (пер. с др.греческого «μῦθος» — «сказание»). Так, Р. Барт в своем труде, посвященном размышлениям о семиотике, отмечает, что одной из задач народного сказания является создание образа действительности, который совпадал бы с ценностными ожиданиями носителей мифологического сознания , а К. Леви-Стросс, этнолог и социолог, известный также своими исследованиями в области фольклора, отдельного выделяет социологический уровень мифа, указывая на его прочную связь с развитием народа, создавшего и передающего его из поколения в поколение .
Так на основе сказаний и легенд рождался эпос, который, бытуя изначально в устной форме, постепенно видоизменялся, соответственно переменам в обществе, а затем был записан. Трудно не согласиться с точкой зрения А. Гуревича о том, что «эпос давал законченную и всеобъемлющую картину мира, объяснял его происхождение и дальнейшие судьбы, включая и самое отдаленное будущее, учил отличать добро от зла, наставлял в том, как жить и как умирать. Эпос вмещал в себя древнюю мудрость, знание его считалось необходимым для каждого члена общества» . Сказание предстает как оболочка для культуры, накопленной тем или иным народом, как наглядный учебник, помогающий с помощью легендарных образов усвоить традиции и ценности последующим поколениям. А. Гуревич также замечает, что «уже Тацит, который одним из первых оставил описание германских племен, упоминает древние песни их о мифических предках и вождях: эти пес¬ни, по его утверждению, заменяли варварам историю» . Эпические поэмы со своим ритмичным строем самой своей художественной формой, легкой для понимания и запоминания, призваны «завораживать, создавать почтительную тональность к сакральному прошлому, прославленным своими подвигами героям, родовым династиям, конунгам, дружинам, их завоеваниям» .
Так, фольклорные жанры, являясь носителями ценностей и взглядов их создателей, могут служить источником для изучения того или иного общества, их породившего, а эпос, постепенно формировавшийся на основе фольклорной традиции, занял важное место в культуре народа, передавая последующим поколениям не только нравственные качества, характерные для него, но и самосознание народа как носителя своей истории.

Особое место занимает героический эпос. Интересно, что его появление связывается с «глубокими изменениями в общественном сознании» , когда действительность выдвигает «на первый план фигуру военачальника, предводителя дружины, удачливого воина и щедрого покровителя, могучего и надёжного защитника» . Это связано прежде всего с войнами и военной политикой, которая в Раннее Средневековье занимает одно из важнейший мест в жизни народов Европы. Героический эпос тесно связан с властными структурами, так как он нередко складывался при дворе конунгов. Главной целью подобных произведений было поддержать боевой дух перед битвой . Принимая во внимание этот факт, не вызывает удивления то, что в героическом эпосе были отражены лучшие качества воинов и правителей.
Таким образом, эпос, являясь отражением культуры и мировоззрения, может стать источником представлений народа, которому сказание принадлежит. Например, такие памятники литературы, как «Беовульф», позволяют «изучать социальные отношения и менталитет германского народа», хоть они и «содержат сюжеты, иной раз далекие от реальных событий или просто фантастические» . В раннесредневековой поэме переплетаются фольклор и исторические факты, мифологическое и христианское сознание. Все это позволяет «Беовульфу» дать исследователю материал для изучения культуры и нравственности англосаксов .
Исследователи также отмечают глубину образов в «Беовульфе», например конунга Хродгара, акцентируя внимание на тщательности описания его психологического портрета. Действительно, именно персонажи в первую очередь, а не сами события, занимают важное место в сказаниях, демонстрируя добродетельные качества, характерные для той или иной социальной роли, будь то воин или конунг. Так, «герои эпоса вырублены из одного куска, каждый олицет¬воряет какое-то качество, детерминирующее его сущность. Беовульф — идеал мужественного и решительного воина, неизменного в верности и дружбе, щед¬рого и милостивого короля» . Не только, однако, отдельные персонажи предстают перед исследователем во время чтения «Беовульфа», но отношения между ними. Поэма дает шанс ознакомиться с общественной структурой, общением ее членов в социальной и политической сферах. По мнению М. Е. Попова, «в повести раскрывается сущность и идеологическая подоплека власти конунга, отмечается характерное отношение к нему дружины и народа». Слова исследователя доказывает сам источник, когда обращается к описанию пиров и застолий, а в особенности похоронной церемонии Беовульфа в конце произведения, где исследователю открывается отношение народа германцев к их правителю: «Вождю воздали//Последнюю почесть//Двенадцать всадников высокородных, -//Объехав стены//с обрядным пением//они простились//с умершим конунгом,//восславив подвиги//и мощь державца//и мудромыслие//так подобает//людям, любившим//вождя при жизни,//хвалить, как прежде,//и чтить правителя,//когда он покинул//юдоль земную!»
Таким образом, «Беовульф» — пример раннесредневекового героического эпоса, сложившегося под влиянием возрастающей роли военной политики. Произведение предоставляет материал для изучения взглядов и ценностей, общественной организации германцев, содержа в себе образы, соответствовавшие идеалам того времени, а также взаимодействие героев, играющих те или иные социальные роли.

Ни одно англосаксонское произведение, сохранившееся до наших дней, не получило такого широкого признания, как «Беовульф». Поэма дошла до нас в списках X в., а возникновение этого памятника относится примерно к VIII в. В тот период англосаксы уже переживали начинавшийся процесс зарождения феодальных связей. Поэме, однако, присуща эпическая архаизация. Кроме того, она рисует действительность со специфической точки зрения: мир «Беовульфа» — это мир ко¬ролей и дружинников, мир пиров, битв и поединков .
Первое английское издание поэмы осуществлено в 1833 г. Рукопись поэмы хранится в Британском музее. Эта поэма — единственное крупное произведение героического эпоса, сохранившееся целиком. Сюжет довольно прост и соответствует традиционному германскому мотиву борьбы с чудовищами и представляет собой череду бесконечных сражений, поединков и последующих за ними хвалебных пиров. Беовульф (от др.-англ. Beowulf, «пчелиный волк», т. е. медведь), предстает перед нами молодым отважным воином - гаутом, который узнав о том, что король данов, Хигелак, не может защитить свой дворец, Хеорот, от разрушительных нападений чудовища Гренделя и об истреблении в течение двенадцати лет дружинников короля, собирается на помощь, чтобы уничтожить его. После сражений герой возвращается домой, получив множество наград и благодарностей. Продолжая совершать подвиги, проявляя мужество, храбрость и стойкость духа, Беовульф становится королем гаутов и благополучно правит страной на протяжении нескольких десятков лет.
Поэма больше похожа на сказку. Сказочно-фантастическое не отделено в нем от реального. Вдобавок, в поэме много рассуждений на религиозные и морально-этические темы. Описание быта, взаимоотношений людей, словом, мирской жизни англосаксонского общества невелико, но, тем не менее, читая поэму, можно познакомиться и с этой стороной его существования.
Историография изучения «Беовульфа» богата исследованиями: поэма рассматривается и как памятник литературы с точки зрения филологии, и как исторический источник, содержащий немало сведений о быте германских воинов и конунгов в Раннее Средневековье. Из наиболее важных исследователей не только «Беовульфа», но и жизни англосаксов можно выделить А. Я. Гуревича, который в свои трудах обращался к вопросам феодальных истоков жизни англосаксов , а также древнегерманского эпоса . Кроме того, проблемой повседневной жизни англосаксов занимались такие исследователи, как Е. А. Мельникова и Ч. Г. Б. Квенелл . Несмотря на отсутствие историографической лакуны, проблема мировоззрения и быта германцев остается открытой в связи с разнородностью и большим количеством сведений, которые источник может предоставить.
Вопрос отражения представлений об идеальном конунге актуален для изучения, так как он помогает расширить понимание «Беовульфа» как исторического источника, отражающего мировоззрение германцев в эпоху Раннего Средневековья.
Объектом исследования является поэма «Беовульф», а его предметов – представления англосаксов об идеальном конунге.
Целью исследования является выявление черт идеального правителя с точки зрения германцев на основе эпоса «Беовульф». В связи с этим можно выделить следующие задачи: определение представлений германцев о конунге как правителе; выделение идеальных черт конунга как военного вождя; определение идеального образа правителя как личности.
В качестве методов исследования применяются анализ и синтез, а также индукция.
Структура работы включает введение, заключение, а также 3 главы соответственно заявленным задачам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, «Беовульф» как источник интересен тем, что содержит в себе отражение взглядов и ценностей англосаксов, представленные в образах, соответствовавшим идеалам того времени. Именно поэтому, исходя из него, мы можем делать выводы о том, каким представлялся идеальный конунг германцам в эпоху Раннего Средневековья.
Рассмотрев образ конунга с трех наиболее важных сторон, как правителя, как военного вождя и как отдельной личности, удалось выявить черты, наиболее почитаемые в мировоззрении англосаксов. Так, на основе текста была доказана важность способности предводителя защищать свое племя от врага, что связано главным образом с обстоятельствами эпохи написания эпоса, когда военные нападения племен друг на друга были обыкновенны. С этим же связана следующая сторона идеального конунга – его сила и смелость, которые позволяют ему добиваться успехов в походах, тем самым стяжая славу и выстраивая авторитет среди своих воинов. Нельзя не упомянуть утверждение, что также мудрость правителя как лучшего из людей почитается германцами в «Беовульфе».
Среди качеств конунга как военного вождя была особенно выделена щедрость, как важный аспект выстраивания отношений между предводителем и войском. Личные чувства конунга, понимание ценности своих людей, оплакивание из смерти – все это встречается в «Беовульфе» и может быть воспринято как отражение характера и поведения идеального образа правителя. Кроме того, слава как репутационный аспект личности предводителя играет одну из главных ролей в разговоре о раннесредневековых представлениях германцев о нем.
Последней рассмотренной стороной образа идеального конунга стала его личность как отдельного человека. Исходя из «Беовульфа», в частности предсмертной речи героя, был сделан вывод о важности семейных связей и преемственности. Воспитание конунга, его окружение также играют важную роль в его становлении как хорошего правителя. Кроме того, идеальному образу предводителя присущи такие черты, как честность, милосердие, его христианские религиозные чувства.
Подведя итоги данному исследованию, важно указать, что в области изучения «Беовульфа» остается еще много нерешенных вопросов. Эта поэма как пример раннесредневекового эпоса представляет интерес не только как памятник литературы, но и исторический источник, отражающий мировосприятие англосаксов указанного периода. Таким образом, исследование лишь дополняет уже сказанное и никак не ставит точку в дальнейшем изучении поэмы.



1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М. – Художественная литература, 1975 г.
2. Гогенко В. В. «Беовульф» как пример англосаксонского героического эпоса / В. В. Гогенко // Актуальные вопросы филологии: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 ноября 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 52-55.
3. Губанов И. Б. Старшая и младшая дружина, юный конунг и его воспитатель. К вопросу о традиционной структуре дружины и ее управлении // Научный вестник Крыма. 2018. №4 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/starshaya-i-mladshaya-druzhina-yunyy-konung-i-ego-vospitatel-k-voprosu-o-traditsionnoy-strukture-druzhiny-i-ee-upravlenii (дата обращения: 13.10.2023).
4. Гурбанова, М. К. Образ идеального героя в «Песни о Беовульфе» / М. К. Гурбанова // Молодость. Интеллект. Инициатива : Материалы IX Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 23 апреля 2021 года / Редколлегия: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 165-166.
5. Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. 2. М., 1999. С. 15 – 260.
6. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.
7. Гуревич А. Я. Средневековый героический эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М. – Художественная литература, 1975 г.
8. Домский М. В. Германский эпос: символы героя // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2004. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/germanskiy-epos-simvoly-geroya (дата обращения: 22.10.2023).
9. Евтухов, И. О. Структура древнегерманского общества по данным англосаксонского эпоса «Беовульф» / И. О. Евтухов // Счастье не в награде за доблесть, а в самой доблести : Материалы международного научного круглого стола, посвященного 70-летнему юбилею профессора В. А. Федосика, Минск, 09 февраля 2021 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – С. 139-146.
10. Королёва Е. П. Двоеверие и проблема авторства древнеанглийской поэмы «Беовульф» // Rhema. Рема. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvoeverie-i-problema-avtorstva-drevneangliyskoy-poemy-beovulf (дата обращения: 24.10.2023).
11. Ларин, В. П. Поэма "Беовульф" как отражение культуры и быта англосаксов / В. П. Ларин, С. Г. Ларина // Диалог языков, культур и литератур в современном мире : материалы докладов Международной научной конференции, Москва, 07 апреля 2016 года. Том Выпуск 3. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2017. – С. 137-139.
12. Мельникова Е.А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987.
13. Палашевская И.В, Гогенко В. В. Ценности власти в англосаксонском героическом эпосе раннего средневековья // Жанры речи. 2023. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-vlasti-v-anglosaksonskom-geroicheskom-epose-rannego-srednevekovya (дата обращения: 21.10.2023).
14. Попов М. Е. Эпос северных германцев как отражение изменения общественных отношений в раннегосударственный период // Инновационная наука. 2015. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/epos-severnyh-germantsev-kak-otrazhenie-izmeneniya-obschestvennyh-otnosheniy-v-rannegosudarstvennyy-period (дата обращения: 21.10.2023).
15. Руберт И. Б., Долгова Н. Б. Основные характеристики мифологического времени в англосаксонских эпических текстах // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-harakteristiki-mifologicheskogo-vremeni-v-anglosaksonskih-epicheskih-tekstah (дата обращения: 22.10.2023).
16. Тинькова, В. Н. Текст как транслятор культурной информации на примере текста "Беовульф" / В. Н. Тинькова // Филология, лингвистика и лингводидактика в современном обществе : Сборник тезисов III Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Елец, 26–27 апреля 2023 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. – С. 175-176.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ