Введение 3
Глава 1. Конунг как правитель 10
Глава 2. Конунг как военный вождь. 15
Глава 3. Личность конунга. 21
Заключение 25
Источники и литература 27
У множества народов, когда-либо существовавших на земле, были свои сказания. Сказание — это повествование чаще всего легендарного содержания, однако не редко имеющее и историческую основу. Вообще, жанры фольклора «рассматриваются как явления неформальной, вернакулярной коммуникации. Их назначение заключается, прежде всего, в передаче от прошлого по каналам коммуникативной памяти культурно и социально значимых сообщений, ценного опыта, предопределяющего формы жизни и деяния последующих поколений» . Подобная точка зрения имеет под собой рациональное обоснование: действительно, сказания отражают культуру того народа, который их создал, а именно традиции, взгляды и ценности, присущие тому или иному обществу. Здесь же можно говорить о мифе (пер. с др.греческого «μῦθος» — «сказание»). Так, Р. Барт в своем труде, посвященном размышлениям о семиотике, отмечает, что одной из задач народного сказания является создание образа действительности, который совпадал бы с ценностными ожиданиями носителей мифологического сознания , а К. Леви-Стросс, этнолог и социолог, известный также своими исследованиями в области фольклора, отдельного выделяет социологический уровень мифа, указывая на его прочную связь с развитием народа, создавшего и передающего его из поколения в поколение .
Так на основе сказаний и легенд рождался эпос, который, бытуя изначально в устной форме, постепенно видоизменялся, соответственно переменам в обществе, а затем был записан. Трудно не согласиться с точкой зрения А. Гуревича о том, что «эпос давал законченную и всеобъемлющую картину мира, объяснял его происхождение и дальнейшие судьбы, включая и самое отдаленное будущее, учил отличать добро от зла, наставлял в том, как жить и как умирать. Эпос вмещал в себя древнюю мудрость, знание его считалось необходимым для каждого члена общества» . Сказание предстает как оболочка для культуры, накопленной тем или иным народом, как наглядный учебник, помогающий с помощью легендарных образов усвоить традиции и ценности последующим поколениям. А. Гуревич также замечает, что «уже Тацит, который одним из первых оставил описание германских племен, упоминает древние песни их о мифических предках и вождях: эти пес¬ни, по его утверждению, заменяли варварам историю» . Эпические поэмы со своим ритмичным строем самой своей художественной формой, легкой для понимания и запоминания, призваны «завораживать, создавать почтительную тональность к сакральному прошлому, прославленным своими подвигами героям, родовым династиям, конунгам, дружинам, их завоеваниям» .
Так, фольклорные жанры, являясь носителями ценностей и взглядов их создателей, могут служить источником для изучения того или иного общества, их породившего, а эпос, постепенно формировавшийся на основе фольклорной традиции, занял важное место в культуре народа, передавая последующим поколениям не только нравственные качества, характерные для него, но и самосознание народа как носителя своей истории.
Особое место занимает героический эпос. Интересно, что его появление связывается с «глубокими изменениями в общественном сознании» , когда действительность выдвигает «на первый план фигуру военачальника, предводителя дружины, удачливого воина и щедрого покровителя, могучего и надёжного защитника» . Это связано прежде всего с войнами и военной политикой, которая в Раннее Средневековье занимает одно из важнейший мест в жизни народов Европы. Героический эпос тесно связан с властными структурами, так как он нередко складывался при дворе конунгов. Главной целью подобных произведений было поддержать боевой дух перед битвой . Принимая во внимание этот факт, не вызывает удивления то, что в героическом эпосе были отражены лучшие качества воинов и правителей.
Таким образом, эпос, являясь отражением культуры и мировоззрения, может стать источником представлений народа, которому сказание принадлежит. Например, такие памятники литературы, как «Беовульф», позволяют «изучать социальные отношения и менталитет германского народа», хоть они и «содержат сюжеты, иной раз далекие от реальных событий или просто фантастические» . В раннесредневековой поэме переплетаются фольклор и исторические факты, мифологическое и христианское сознание. Все это позволяет «Беовульфу» дать исследователю материал для изучения культуры и нравственности англосаксов .
Исследователи также отмечают глубину образов в «Беовульфе», например конунга Хродгара, акцентируя внимание на тщательности описания его психологического портрета. Действительно, именно персонажи в первую очередь, а не сами события, занимают важное место в сказаниях, демонстрируя добродетельные качества, характерные для той или иной социальной роли, будь то воин или конунг. Так, «герои эпоса вырублены из одного куска, каждый олицет¬воряет какое-то качество, детерминирующее его сущность. Беовульф — идеал мужественного и решительного воина, неизменного в верности и дружбе, щед¬рого и милостивого короля» . Не только, однако, отдельные персонажи предстают перед исследователем во время чтения «Беовульфа», но отношения между ними. Поэма дает шанс ознакомиться с общественной структурой, общением ее членов в социальной и политической сферах. По мнению М. Е. Попова, «в повести раскрывается сущность и идеологическая подоплека власти конунга, отмечается характерное отношение к нему дружины и народа». Слова исследователя доказывает сам источник, когда обращается к описанию пиров и застолий, а в особенности похоронной церемонии Беовульфа в конце произведения, где исследователю открывается отношение народа германцев к их правителю: «Вождю воздали//Последнюю почесть//Двенадцать всадников высокородных, -//Объехав стены//с обрядным пением//они простились//с умершим конунгом,//восславив подвиги//и мощь державца//и мудромыслие//так подобает//людям, любившим//вождя при жизни,//хвалить, как прежде,//и чтить правителя,//когда он покинул//юдоль земную!»
Таким образом, «Беовульф» — пример раннесредневекового героического эпоса, сложившегося под влиянием возрастающей роли военной политики. Произведение предоставляет материал для изучения взглядов и ценностей, общественной организации германцев, содержа в себе образы, соответствовавшие идеалам того времени, а также взаимодействие героев, играющих те или иные социальные роли.
Ни одно англосаксонское произведение, сохранившееся до наших дней, не получило такого широкого признания, как «Беовульф». Поэма дошла до нас в списках X в., а возникновение этого памятника относится примерно к VIII в. В тот период англосаксы уже переживали начинавшийся процесс зарождения феодальных связей. Поэме, однако, присуща эпическая архаизация. Кроме того, она рисует действительность со специфической точки зрения: мир «Беовульфа» — это мир ко¬ролей и дружинников, мир пиров, битв и поединков .
Первое английское издание поэмы осуществлено в 1833 г. Рукопись поэмы хранится в Британском музее. Эта поэма — единственное крупное произведение героического эпоса, сохранившееся целиком. Сюжет довольно прост и соответствует традиционному германскому мотиву борьбы с чудовищами и представляет собой череду бесконечных сражений, поединков и последующих за ними хвалебных пиров. Беовульф (от др.-англ. Beowulf, «пчелиный волк», т. е. медведь), предстает перед нами молодым отважным воином - гаутом, который узнав о том, что король данов, Хигелак, не может защитить свой дворец, Хеорот, от разрушительных нападений чудовища Гренделя и об истреблении в течение двенадцати лет дружинников короля, собирается на помощь, чтобы уничтожить его. После сражений герой возвращается домой, получив множество наград и благодарностей. Продолжая совершать подвиги, проявляя мужество, храбрость и стойкость духа, Беовульф становится королем гаутов и благополучно правит страной на протяжении нескольких десятков лет.
Поэма больше похожа на сказку. Сказочно-фантастическое не отделено в нем от реального. Вдобавок, в поэме много рассуждений на религиозные и морально-этические темы. Описание быта, взаимоотношений людей, словом, мирской жизни англосаксонского общества невелико, но, тем не менее, читая поэму, можно познакомиться и с этой стороной его существования.
Историография изучения «Беовульфа» богата исследованиями: поэма рассматривается и как памятник литературы с точки зрения филологии, и как исторический источник, содержащий немало сведений о быте германских воинов и конунгов в Раннее Средневековье. Из наиболее важных исследователей не только «Беовульфа», но и жизни англосаксов можно выделить А. Я. Гуревича, который в свои трудах обращался к вопросам феодальных истоков жизни англосаксов , а также древнегерманского эпоса . Кроме того, проблемой повседневной жизни англосаксов занимались такие исследователи, как Е. А. Мельникова и Ч. Г. Б. Квенелл . Несмотря на отсутствие историографической лакуны, проблема мировоззрения и быта германцев остается открытой в связи с разнородностью и большим количеством сведений, которые источник может предоставить.
Вопрос отражения представлений об идеальном конунге актуален для изучения, так как он помогает расширить понимание «Беовульфа» как исторического источника, отражающего мировоззрение германцев в эпоху Раннего Средневековья.
Объектом исследования является поэма «Беовульф», а его предметов – представления англосаксов об идеальном конунге.
Целью исследования является выявление черт идеального правителя с точки зрения германцев на основе эпоса «Беовульф». В связи с этим можно выделить следующие задачи: определение представлений германцев о конунге как правителе; выделение идеальных черт конунга как военного вождя; определение идеального образа правителя как личности.
В качестве методов исследования применяются анализ и синтез, а также индукция.
Структура работы включает введение, заключение, а также 3 главы соответственно заявленным задачам исследования.
Таким образом, «Беовульф» как источник интересен тем, что содержит в себе отражение взглядов и ценностей англосаксов, представленные в образах, соответствовавшим идеалам того времени. Именно поэтому, исходя из него, мы можем делать выводы о том, каким представлялся идеальный конунг германцам в эпоху Раннего Средневековья.
Рассмотрев образ конунга с трех наиболее важных сторон, как правителя, как военного вождя и как отдельной личности, удалось выявить черты, наиболее почитаемые в мировоззрении англосаксов. Так, на основе текста была доказана важность способности предводителя защищать свое племя от врага, что связано главным образом с обстоятельствами эпохи написания эпоса, когда военные нападения племен друг на друга были обыкновенны. С этим же связана следующая сторона идеального конунга – его сила и смелость, которые позволяют ему добиваться успехов в походах, тем самым стяжая славу и выстраивая авторитет среди своих воинов. Нельзя не упомянуть утверждение, что также мудрость правителя как лучшего из людей почитается германцами в «Беовульфе».
Среди качеств конунга как военного вождя была особенно выделена щедрость, как важный аспект выстраивания отношений между предводителем и войском. Личные чувства конунга, понимание ценности своих людей, оплакивание из смерти – все это встречается в «Беовульфе» и может быть воспринято как отражение характера и поведения идеального образа правителя. Кроме того, слава как репутационный аспект личности предводителя играет одну из главных ролей в разговоре о раннесредневековых представлениях германцев о нем.
Последней рассмотренной стороной образа идеального конунга стала его личность как отдельного человека. Исходя из «Беовульфа», в частности предсмертной речи героя, был сделан вывод о важности семейных связей и преемственности. Воспитание конунга, его окружение также играют важную роль в его становлении как хорошего правителя. Кроме того, идеальному образу предводителя присущи такие черты, как честность, милосердие, его христианские религиозные чувства.
Подведя итоги данному исследованию, важно указать, что в области изучения «Беовульфа» остается еще много нерешенных вопросов. Эта поэма как пример раннесредневекового эпоса представляет интерес не только как памятник литературы, но и исторический источник, отражающий мировосприятие англосаксов указанного периода. Таким образом, исследование лишь дополняет уже сказанное и никак не ставит точку в дальнейшем изучении поэмы.
1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М. – Художественная литература, 1975 г.
2. Гогенко В. В. «Беовульф» как пример англосаксонского героического эпоса / В. В. Гогенко // Актуальные вопросы филологии: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 ноября 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 52-55.
3. Губанов И. Б. Старшая и младшая дружина, юный конунг и его воспитатель. К вопросу о традиционной структуре дружины и ее управлении // Научный вестник Крыма. 2018. №4 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/starshaya-i-mladshaya-druzhina-yunyy-konung-i-ego-vospitatel-k-voprosu-o-traditsionnoy-strukture-druzhiny-i-ee-upravlenii (дата обращения: 13.10.2023).
4. Гурбанова, М. К. Образ идеального героя в «Песни о Беовульфе» / М. К. Гурбанова // Молодость. Интеллект. Инициатива : Материалы IX Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 23 апреля 2021 года / Редколлегия: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 165-166.
5. Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. 2. М., 1999. С. 15 – 260.
6. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.
7. Гуревич А. Я. Средневековый героический эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М. – Художественная литература, 1975 г.
8. Домский М. В. Германский эпос: символы героя // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2004. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/germanskiy-epos-simvoly-geroya (дата обращения: 22.10.2023).
9. Евтухов, И. О. Структура древнегерманского общества по данным англосаксонского эпоса «Беовульф» / И. О. Евтухов // Счастье не в награде за доблесть, а в самой доблести : Материалы международного научного круглого стола, посвященного 70-летнему юбилею профессора В. А. Федосика, Минск, 09 февраля 2021 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – С. 139-146.
10. Королёва Е. П. Двоеверие и проблема авторства древнеанглийской поэмы «Беовульф» // Rhema. Рема. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvoeverie-i-problema-avtorstva-drevneangliyskoy-poemy-beovulf (дата обращения: 24.10.2023).
11. Ларин, В. П. Поэма "Беовульф" как отражение культуры и быта англосаксов / В. П. Ларин, С. Г. Ларина // Диалог языков, культур и литератур в современном мире : материалы докладов Международной научной конференции, Москва, 07 апреля 2016 года. Том Выпуск 3. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2017. – С. 137-139.
12. Мельникова Е.А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987.
13. Палашевская И.В, Гогенко В. В. Ценности власти в англосаксонском героическом эпосе раннего средневековья // Жанры речи. 2023. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-vlasti-v-anglosaksonskom-geroicheskom-epose-rannego-srednevekovya (дата обращения: 21.10.2023).
14. Попов М. Е. Эпос северных германцев как отражение изменения общественных отношений в раннегосударственный период // Инновационная наука. 2015. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/epos-severnyh-germantsev-kak-otrazhenie-izmeneniya-obschestvennyh-otnosheniy-v-rannegosudarstvennyy-period (дата обращения: 21.10.2023).
15. Руберт И. Б., Долгова Н. Б. Основные характеристики мифологического времени в англосаксонских эпических текстах // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-harakteristiki-mifologicheskogo-vremeni-v-anglosaksonskih-epicheskih-tekstah (дата обращения: 22.10.2023).
16. Тинькова, В. Н. Текст как транслятор культурной информации на примере текста "Беовульф" / В. Н. Тинькова // Филология, лингвистика и лингводидактика в современном обществе : Сборник тезисов III Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Елец, 26–27 апреля 2023 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. – С. 175-176.