Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние протестантизма на китайскую культуру во второй половине XX века

Работа №129020

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы42
Год сдачи2020
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава I. История и характеристика протестантской церкви в КНР 1949 -
2000-х. гг 9
1.1. Религиозно-политическая ситуация в КНР с 1949 по 1976 гг 9
1.2. Развитие протестантской религии после конца культурной революции
и до 2000 года 17
Глава II. Протестантизм и культура Китая во второй половине XX века 25
2.1. Влияние протестантизма на искусство КНР в 1949 - 2000 годах 25
Протестантизм и китайское искусство в 1949 - 1976-х гг 25
Искусство КНР 1976 - 2000 гг. и развитие протестантского искусства... 28
2.2. Влияние протестантизма на китайское общество 34
Экономическая сфера 34
Идеологическое влияние 36
Заключение 38
Список литературы 41
Литература на русском языке 41
Литература на английском языке 43
Литература на китайском языке 44

История культуры стран Запада тесным образом связана с развитием христианства и теми историческими переменами, которые в нем происходили. Ярким примером является протестантская Реформация, повлекшая за собой кардинальное изменение взгляда людей на мир. В отличие от средневекового человека, мышление людей эпохи Возрождения ориентировалось на проблемы человечества, было индивидуалистическим. Более того, христианские верующие, осознав, что люди являются подобием Бога, а не его рабами, что благодать доступна каждому, встали на путь стремительного преображения мира. Так появлялись деятели, которые сейчас считаются характерными представителями западной культуры, например, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Кроме того, уже со времени своего возникновения в XVI веке протестантская церковь четко обозначила свою позицию в миссионерской деятельности. Протестанты выделялись более активной проповеднической позицией, чем католики, к тому же они отличались значительным стремлением распространить свою веру на другие континенты. Объектом их пристального интереса стал и Китай, куда они впервые прибыли в 1807 году.
В первые десятилетия протестанты не имели права проповедовать и строить храмы, поэтому миссионеры занимались переводами протестантских текстов на китайский язык. Позже в условиях опиумных войн (1839 - 1842, 1856 - 1860), потери Китаем своей независимости, протестантам и другим христианам было разрешено возводить церкви, школы, больницы и проповедовать. В этот период сеть масштабы деятельности протестантов и сеть протестантских учреждений стремительно возрастали. В то же время, в народе, в условиях увеличения зависимости Китая от других стран, возрождались националистические тенденции, проявлявшиеся в антииностранных и антихристианских восстаниях. Например, в конце XIX века имело место ихэтуаньское восстание (ихэтуань юньдун (1898 - 1901)), в течение которого было разрушено большое количество зарубежных религиозных учреждений.
В начале XX века в Китае положение иностранцев было выгодным. Благодаря тому, что правительство в начале XX века проводило прозападную политику, протестантизм распространялся еще более активно, чем прежде. Возрастала степень пересечения западной и китайской культур .
Тем не менее, уже в 1920-х гг. вновь проявились стремления китайского народа к национализации и избавлению от иностранного вмешательства. Такие тенденции оставались сильными и продержались до победы Коммунистической партии в крестьянской войне (1927 - 1949).
Во второй половине XX века отношение к протестантизму со стороны властей КНР варьировалось в зависимости от конкретного периода - от в целом негативного и подозрительного во времена нахождения у власти Мао Цзэдуна до заинтересованно-настороженного в более поздний период, - однако в XXI веке протестантизм является одной из пяти официальных религий Китая и на настоящий момент насчитывает более 50 миллионов последователей. Протестантские общины занимаются благотворительной и общественно-полезной деятельностью. Кроме того, сообщества участвуют и в культурной работе, устраивают выставки христианского искусства, надеясь использовать этот канал как один из способов донесения веры.
В данной работе исследуется влияние протестантизма на культуру КНР второй половины XX века, при этом основное внимание уделяется влиянию на общественную сферу и изобразительное искусство, рассматриваемое через призму религиозно-культурной ситуации указанного периода.
Актуальность. В настоящее время проблематика влияния Запада вообще и протестантизма в частности на китайскую культуру привлекает пристальное внимание ученых-китаеведов разных стран. Некоторые исследователи, например, профессор Пекинского университета Чэнь Юйюй, полагают, что протестантизм имел весьма заметное влияние на Китай в экономическом и идеологическом аспектах, а также считают, что одной из причин значительного роста экономики Китая во второй половине XX века является деятельность миссионеров в начале того же столетия. Подобная точка зрения кажется довольно обоснованной, поскольку именно протестанты стремились преподнести Китаю новейшие европейские знания, помочь в развитии страны. В то время как без вмешательства извне схожих действий китайским правительством не предпринималось. Помимо этого, растет интерес к исследованию степени влияния западных идей на китайское искусство, к усилиям протестантов, направленных в сторону культурной жизни общества, а также к происхождению и сущности китайского искусства. Таким образом, в связи с ростом интереса к диалогу Китая и Запада тема культурного влияния протестантизма, одной из основ западного общества, на Китай становится как нельзя более актуальной.
Цель исследования. Целью исследования является выявление форм влияния деятельности протестантов и протестантской идеологии на культуру Китая второй половины XX века, в первую очередь, в общественной сфере и в области изобразительного искусства.
Задачи. Задачи исследования состоят в следующем:
• охарактеризовать протестантскую церковь КНР в период с 1949 года по 2000 год;
• на основе анализа деятельности протестантов в сфере общественной жизни и искусства определить, имело ли место влияние протестантизма на культуру КНР второй половины XX века и как это влияние проявлялось.
Степень разработанности темы и научная новизна исследования. Тема влияния западных религий на культуру Китая второй половины XX века представляется в отечественной историографии недостаточно разработанной, однако существует некоторое количество монографий по искусству и религиозной жизни Китая, а также статей по более узким темам, например, посвященным проблеме восприятия китайской масляной живописи глазами западного зрителя.
В западном китаеведении история христианских миссий, их деятельность в странах Азии изучалось профессором истории Йельского университета Ламином Сане, доктором М. Дж. МакКлимондом, антропологом Саймоном Коулманом и др. В отечественном китаеведении основные труды по христианству принадлежат доктору исторических наук А. В. Ломанову, востоковеду В. Г. Дацышену, который большое внимание уделяет и рассмотрению русско-китайских отношений, а также священнику Д. А. Поздняеву, который играет большую роль в возрождении православия в Китае, но занимается также и историей западных конфессий в стране.
По исследованию искусства Китая опубликовано большое количество монографий, в которых предлагается общая картина развития искусства или рассматривается конкретный период. В качестве примера можно привести труды Чжана Аньчжи «История китайской живописи», М. Е. Кравцовой «История искусства Китая»; энциклопедия «Духовная культура Китая»; монографии Дж. Ф. Эндрюс «Современное искусство Китая», Д. М. Салливана «Искусство и художники Китая XX века», «Художники современного Китая: биографический словарь.
В данной работе делается одна из первых в отечественной историографии попыток разностороннего рассмотрения влияния протестантской на религии на культуру КНР во второй половине XX века.
Обзор использованной литературы. При написании данной работы для исследования религиозной деятельности протестантских миссионеров использовались монографии В. Г. Дацышена «Христианство в Китае: история и современность», А. В. Ломанова «Христианство и китайская культура», П. М. Иванова «Из истории христианства в Китае», а также сборник эссе «Мировое христианство» от издательства Уайли-Блэквелл. В первом тексте дается историческая справка относительно данной темы, однако нет сведений о деятельности церкви в других сферах жизни государства. В монографии А. В. Ломанова представлены исчерпывающие данные о распространении христианства в традиционном Китае, но имеется мало материала по религии современного Китая. Из книги «Из истории христианства в Китае» можно почерпнуть информацию об общем состоянии духовной жизни государства и о некоторых протестантских сектах. Последний сборник содержит статьи, например, по темам церковно - государственных отношений в колониальный период, музыки в новых церквях.
Для анализа искусства Китая второй половины XX века были применены энциклопедия «Духовная культура Китая», монография Дж. Ф. Эндрюс «Современное искусство Китая», диссертация Го Сяобиня «Влияние советской живописи 1950-1960-х. на развитие китайского изобразительного искусства: рецепции и традиции в художественной жизни Китая», а также некоторое количество других статей.
Методы исследования. Исследование проводилось на основе исторического, искусствоведческого и сравнительного анализа.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе описывается религиозно-политическая ситуация в КНР в период 1949 - 2000 гг., когда религии были взяты под контроль правительства и была поставлена цель свести иностранное влияние на все сферы жизнедеятельности Китая к минимуму. Кроме того, во второй части главы приводится характеристика протестантской церкви данного периода, а также делаются выводы об особенностях протестантизма в период 1949 - 2000 гг. Во второй главе таким же образом исследуется влияние протестантской церкви на культуру КНР 1949 - 2000-х гг., в первую очередь деятельность протестантов в сфере искусства и в социальной сфере. В заключении подводятся итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


История развития протестантизма в Китае во второй половине XX века и его существования в недрах китайской культуры неоднозначна и драматична. Он прошел путь от полного подчинения государственной идеологии и властям до обретения большей свободы самовыражения и большего веса в китайской культуре и искусстве.
В целом с 1949 года по 2000 год протестантская церковь прошла процесс китаизации и адаптации к социалистическому обществу. Сложилась система церковных сообществ. Ее первое звено - это официальная государственная церковь, представленная Комитетом китайского протестантского движения за тройственную независимость. Эта организация полностью подчиняется государственной идеологии, и ее деятельность основывается на патриотических началах. Второе представлено домашними, незарегистрированными церквями, в которых главный акцент делается на проповеди протестантского учения. Третье звено - это секты, преследуемые государством.
В период с 1949 года по 1976 год протестантская церковь полностью подчинялась государству и государственным структурам, поэтому вряд ли можно говорить о каком-либо влиянии протестантизма на культуру КНР в указанный период.
С 1976 года по 2000 год протестантская церковь возрождалась. Она становилась более независимой от государства. Протестантские деятели получали возможность более открыто выражать свои идеи и принимать активное участие в общественной жизни. В результате деятельности протестантов в различных сферах складывалось определенное влияние данной религии на культуру КНР.
В экономической сфере протестантская деятельность оказала серьезное влияние на развитие государства в период реформ и открытости. Деятельность протестантов начала XX века по созданию больниц, школ, осуществлению всесторонней помощи жителям Китая способствовала ускоренной модернизации в 1980-х годах, когда государством была вновь разрешена религиозная деятельность и степень свободы организаций возрастала за счет поворота Китая в сторону Запада.
Кроме того, в китайское общество активно проникала протестантская идеология. Во многом это было связано с активизацией связей Китая со странами Запада, в первую очередь, с США, а также с попытками заимствовать у западных стран идеи модернизации и общественного прогресса, в которых роль христианства мыслилась крайне важной. Во второй половине XX века число протестантов возросло с 1 миллиона до 15 миллионов. На некоторых людей большое влияние оказала протестантская идея о всеобщем равенстве, поэтому появлялись такие феномены, как адвокаты-вэйцюань, которые своей целью ставили защиту прав человека. Некоторые были полностью солидарны с протестантской идеей о необходимости помощи людям и неустанном труде, поэтому они оказывали помощь бедным и нуждающимся, что выражалось в строительстве домов престарелых, восстановительных школ, больниц, субсидировании различных фондов. Другие находили в протестантской идеологии надежду на обновление китайского общества и ставили своей целью передачу другим учения Христа.
Кроме того, влияние на культуру КНР происходило при помощи постепенного раскрытия потенциала собственно протестантского религиозного искусства, его отделения от идеологически обусловленного искусства в период возросших контактов Китая с западными государствами и духовного кризиса в стране. Так, протестантские художники, использовавшие подчас знакомые китайцам жанры и формы, но наполнявшие их новой, христианской образностью, становились связующим звеном между западными государствами и Китаем, пробуждая в китайцах все больший интерес к христианству, несмотря на до сих пор неоднозначное отношение к последнему со стороны китайских властей.
Таким образом, можно заключить, что, несмотря на подчиненное по отношению к властям положение протестантизма в 1949 - 1976 гг., после смерти Мао Цзэдуна он вновь начал оказывать воздействие на многие сферы жизнедеятельности КНР, все более укрепляясь и восстанавливая то влияние, которое он имел в Китае в первой половине XX века.



1. Афонина Л. А. Новые тенденции в государственном регулировании
вопросов религии в КНР [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.synologia.ru. - Новые тенденции в государственном
регулировании вопросов религии в КНР | Синология.Ру. - (Дата обращения: 19.04.2020).
2. Афонина Л. А. Государственная политика Китайской Народной Республики в сфере религий в период реформ (1978-2015 гг.) : дис. канд. ист. наук. М., 2016. 218 с.
3. Афонина Л. А. Китайская специфика регулирования религиозной сферы // Общество и государство в Китае. 2015. С. 497 - 508.
4. Анчуков С. В., Ляо Чжэндин. Эволюция реализма в изобразительном искусстве Китая на протяжении XX века // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. №11. С. 189-202.
5. Белозерова В. Г. Художественная традиция. Последнее столетие // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., - 2006. [Т. 6:] Искусство / ред. М. Л. Титаренко и др. - 2010. - 1031 с.
6. Баранова Д. М. Новые религиозные течения и политика КПК в области религии [эл. ресурс]. - Режим доступа: http://www.synologia.ru. - Новые религиозные течения и политика КПК в области религии | Синология.Ру. - (дата обращения: 19.04.2020).
7. Богаделина М. Е. Проблемы восприятия: современная китайская масляная живопись глазами западного зрителя // Грамота [эл. доступ]. URL: www.gramota.net/materials/3/2018/2/24.html(дата обращения: 04.04.2020).
8. Го Сяобинь. Влияние советской живописи 1950-1960-х. на развитие китайского изобразительного искусства: рецепции и традиции в художественной жизни Китая: дис. канд. иск. наук. М., 2017. 174 с.
9. Горохов С. А. Христианство в современном Китае [электронный ресурс] / Горохов С. А. // Азия и Африка сегодня. - 2014. - №12. Режим доступа: https://asaf-today.ru/ru/. - (Дата обращения: 02.02.2018).
10. Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. 240 с.
11. Иванов П. М. Из истории христианства в Китае / свящ. Петр Иванов; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения - М.: ИВ РАН, 2005. - 224 с.
12. Комаровская П. А. Картина «Старина партийный секретарь» (1973): история создания и место в официальной художественной культуре КНР// Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Серия 15. Выпуск 3.
13. Ломанов А. В. Христианство и китайская культура. М.: Восточная литература, 2002. 446 с.
14. Ломанов А. В. Иностранные религии в Китае. Христианство // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., - 2006. [Т. 2:] Мифология. Религия / ред. М. Л. Титаренко и др. - 2007. - 869 с.
15. Неглинская М. А. Современное изобразительное искусство // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин -т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., - 2006. [Т. 6:] Искусство / ред. М. Л. Титаренко и др. - 2010. - 1031 с.
16. Непомнин О. Е. История Китая XX век. М.: Институт Востоковедения РАН, Крафт, 2011. - 736 с.
17. Пелевина О. В. Христианство в КНР в контексте современных китайских религиоведческих исследований / О. В. Пелевина // Известия Иркутского государственного университета. 2017. Т. 19. Серия «Политология. Религиоведение». С. 142-148.
Литература на английском языке
18. Andrews J., Shen K. The Art of Modern China. University of California Press, 2012. 384 p.
19. A Thriving Protestant Church in Shanghai // china-embassy [electronic source], URL: http://www.china-embassy.org/eng/zt/zjxy/t36494.htm(дата обращения: 16.04.2020).
20. Biographical Dictionary of Chinese Christianity // bdcconline [electronic source], URL: http://www.bdcconline.net/en/stories/by-affiliation/(дата обращения: 16.04.2020).
21. China - The Red Sons: A Screening and Conversation with Zheng
Shengtian // aaa-a.org: [electronic source], URL: http://www.aaa-
a.org/programs/china-the-red-sons-a-screening-and-conversation-with- zheng-shengtian/(дата обращения: 16.04.2020).
22. Chan Kim-Kwong, Hunter A. Protestantism in Contemporary China // Cambridge University Press, 2007. 316 p.
23. Creating Chinese Christian Art - Fan Pu // ArtWay: [electronic source],
URL: https://www.artway.eu/content.php?id=1195&lang=en&action=show(дата обращения: 16.04.2020).
24. David C. Protestantism in China: A Dilemma for the Party-State // Journal of Current Chinese Affairs. 2011. №2. С. 71-106 [electronic source]. URL: https://www.researchgate.net/publication/227439451_Protestantism_in_Chi na_A_Dilemma_for_the_Party-State (дата обращения: 25.03.2020).
25. Handbook of Protest and Resistance in China // ed. Wright T. Edward Elgar Publishing, 2019. 480 p.
26. Lu V. Protestant Christianity in the People’s Republic. 29 января 2016 // chinacenter: [electronic source]. URL: https://www.chinacenter.net/2016/china_currents/15-1/protestant- christianity-in-the-peoples-republic/(дата обращения: 15.04.2020).
27. Refworld: [electronic source]. URL: https://www.refworld.org/pdfid/51f27dcd4.pdf(дата обращения: 10.04.2020).
28.Sushmit N. Religion Economic Growth and Development. 10 апреля 2008 // Munich Personal RePEc Archive: [electronic source]. URL:
https://mpra.ub.uni-muenchen.de/8181/(дата обращения: 20.03.2020).
29. The Wiley Blackwell Companion to World Christianity / ed. L. Sanneh, M. McClymond. Wiley-Blackwell, 2016. 786 p.
30. Wei Shieng Chieng. A Story on Asian Christian Art: dissertation [electronic source], URL: https://www.academia.edu/11115067/MA_Dissertation A_Story_on_Asian_Christian_Art (дата обращения: 16.04.2020).
31. Yuyu Chen, Hui Wang, Se Yan, 2014, “The Long-Term Effects of Protestant Activities in China”, MPRA paper No.53531, pp. 1-57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ