Введение 3
Глава 1. Имидж страны: сущность понятия и подходы к формированию 5
1.1. Понятие и специфика имиджа страны 5
1.2. Основные способы формирования имиджа страны 16
Глава 2. Внешний имидж современной КНР в Евразии ( на примере программы «Один пояс и один путь») 27
2.1. Развитие имиджа КНР: история и современность 27
2.2. Технологические аспекты формирования имиджа КНР 35
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение 1 62
Приложение 2 64
Приложение 3 65
Приложение 4
С появлением эры глобализации и информатизации, имидж страны более прямо и мощно влияет на политическую, дипломатическую и коммерческую деятельность страны. Имидж страны является одним из важных компонентов мягкой силы страны, в значительной степени он отражает комплексную силу и влияние страны. Имидж страны влияет на то, как внешние аудитории и внутренней аудитории дают общую оценку и утверждение к самой стране, её деятельности и достижения.
Программа «Один пояс и один путь» включает два проекты: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь 21-го века». Это самый длинный экономический коридор в мире. «Один пояс и один путь» стремится к объединению и использованию сравнительных преимуществ региональных экономик для достижения взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития. Это крупная стратегия, которая отвечает текущим требованиям развития Китая и облегчает развитие стран по маршруту. На фоне глобализации строительство и распространение имиджа страны стали общей проблемой, с которой сталкиваются все страны.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что имидж выступает в качестве базы, которая определяет, какую репутацию приобретает страна в сознании мировой общественности в результате акций её субъектов, поэтому понимание внешнего имиджа страны очень важно для продвижения международного статуса и продвижения международных обменов.
Объект исследования в этой работе: имидж КНР в Евразии.
Предметом исследования являются технологии формирования имиджа Китая с помощью программы «Один пояс один путь», который начал осуществляться с 2013 г.
Цель данной работы - выявить сущность внешнего имиджа КНР при помощи государственной политики на современном этапе развития международных отношений.
Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:
• рассмотреть понятие «имидж страны», его специфику и методы построения;
• выяснить значение имиджа страны на внешних рынках;
• исследовать процесс и подходы формирования имиджа КНР;
• проанализировать имидж КНР в Евразии (на примере программы «Один пояс и один путь»);
• оценить современное состояние имиджа КНР и потенциал улучшения в Евразии в связи с осуществлением программы «Один пояс и один путь».
Новизна выпускной работы заключается в изучении и определении имиджа страны в сочетании с конкретной государственной политикой.
Методы исследования:
• вторичный анализ эмпирических данных применялся при работе с данными социологических опросов, статистическими данными и рейтингами;
• анализ документов китайских органов государственной власти.
Теоретическая база исследования включает работы китайских и зарубежных специалистов в аспекте технологии формирования имиджа страны: Вэнь Линься, Гуань Вэньху, Гавра Д.П., Комлев Н.Г., Knight G.A., Philip Kotler и др.
Эмпирическая база работы: автор опирался на аналитические разработки, литературные источники, информационные материалы в СМИ и официальные документы.
В заключении сделаем несколько выводов. Во-первых, сегодня в условиях глобализации формирование хорошего национального имиджа стало важным стимулом для социально-экономического развития. Имидж страны - это общее впечатление и всесторонняя оценка политических, экономических, культурных и социальных аспектов страны, сформированных международным сообществом в процессе непрерывного взаимодействия с международным сообществом после появления суверенного государства. Имидж страны имеет такие характеристики, как динамическая и относительная стабильность, объективность и субъективность, сложность и гибкость, различие и взаимодействие.
Во-вторых, В качестве нематериального актива ценности имиджа во все большей степени признается в развитии общества. В прошлом люди в целом считали, что человеческие ресурсы, финансовые ресурсы и материальные ресурсы, которые являются видимыми ресурсами и властью, были взяты за основу основных элементов развития. Когда эпоха вошла в раннюю стадию информационного общества, многие страны начали о сознавать важность ресурсов имиджа, и визуальная область, вызывающая озабоченность, была расширена от поверхностного образа до внутреннего имиджа духовных идей и ценностей. В эпоху глобализации распространения информации значительно улучшилось рациональное воздействие имиджа. Поэтому на международном конкурсе в эпоху глобализации статус национального имиджа как чрезвычайно важного нематериального актива и стратегических ресурсов становится более заметным. Формирование и распространение национального имиджа также продвигалось в уровне национальной стратегии, и формирование хорошего национального имиджа имеет важное значение:
1. Формирование хорошего имиджа страны способствует повышению уверенности в себе и сплоченности людей в стране и способствует продвижению общего улучшения своей международной конкурентоспособности в мире;
2. Способствует формированию мировой привлекательности и реализации национальных интересов;
3. Содействие укреплению международного сотрудничества и обменов, укреплению международного статуса страны, улучшению дипломатической среды, укреплению дипломатического потенциала страны и её голоса и влиянию на международной арене в целях содействия реализации политических целей;
4. Национальный имидж напрямую связан с долгосрочным развитием страны.
В-третьих, в пяти тысячелетней истории китайской нации имидж Китая претерпел огромные изменения. С созданием КНР в качестве возможности Китай постепенно вышел на путь стандартизации имиджа страны. В этой долгой истории у нас есть как успешные, так и неудачные уроки. Об этом стоит задуматься, чтобы успешно сформировать хороший имидж страны в будущем. Согласно историческому опыту и реальности, в настоящее время в формировании национального имиджа Китая необходимо учитывать три аспекта: национальные интересы, всеобъемлющую национальную силу и международную среду. Согласно этим трем аспектам, национальный имидж Китая должен быть позиционирован в образе мирной, развивающейся, кооперативной и ответственный страны.
В-четвертых, поскольку была выдвинута программу «Один пояс и один путь», Китай активно сотрудничал со странами по маршруту, укреплял стратегические связи, укреплял связь политики в области внешней политики и торговли, активно распространил и продвигал концепцию сотрудничества программы «Один пояс и один путь» и создавал имидж Китая. Программа «Один пояс и один путь» в Евразии активно связана с стратегиями развития Европейского «Плана Юнкера», «Яркой дорогой» Казахстана, Российским «Евроазиатским экономическим союзом» и Монголией «Прейри-роуд». «Один пояс и один путь» содействовал экономическому развитию и обмену людьми между народами во всех странах. Важный ранний урожай программы «Один пояс и один путь» суммируется следующим образом:
1. Международный консенсус растет. Более чем 70 стран и организаций выразили свою поддержку и участие. 34 страны и международные организации подписали соглашение с Китаем о совместной разработке межправительственного соглашения о сотрудничестве программы «Один пояс и один путь». На этой основе будут дополнительно сформированы конкретные планы сотрудничества.
2. Механизмы финансовой поддержки начали играть определенную роль. Азиатский инвестиционный банк начал свою деятельность в начале 2016 года. Официально была начата первая серия инвестиционных проектов Фонда Шелкового пути.
3. Был достигнут значительный прогресс в строительстве экономического коридора. Китай, Монголия и Россия достигли консенсуса в отношении создания экономического коридора. Строительство нового Евразийского континентального мостового экономического коридора и китайско-российских высокоскоростных железных дорог также неуклонно продвигается вперед.
4. Был сформирован бренд Китайской высокоскоростной железнодорожной магистрали.
Китай установил хороший имидж страны в Евразии, но есть еще некоторые проблемы. Например, общественность недостаточно осведомлена о содержании программы «Один пояс и один путь»; деятельность по связям с общественностью нуждается в дальнейшем увеличении. Поэтому Китай должен предпринять усилия по следующим трем аспектам: укреплять обмены и сотрудничество в области культуры и образования со странами по маршруту; расширить внешние рекламные усилия и постараться понять доминирующую роль общественного мнения; в полной мере играть роль неправительственных организаций и аналитических центров. Реализация программы «Один пояс и один путь» тесно связана с созданием хорошего имиджа страны. Он создает условия для улучшения имиджа страны и создает возможности, а улучшение национального имиджа будет способствовать успешной реализации программы «Один пояс и один путь».
1. Алешина И., Паблике рилейшнз для менеджеров и маркетологов. М.: ГНОМПРЕСС, 1997. С. 162.
2. Выступление председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев Университете //
Газета "Жэньминь жибао" он-лайн. 7 сентября, 2013. URL: http://
russian.people.com. cn/95197/8392674.html (дата обращения: 28.04.2016)
3. Гавра Д. П., Таранова Ю. В. Имидж территориальных субъектов в
современном информационном пространстве. 2013. С. 57.
4. Комлев Н. Г., Иностранные слова и выражения. М.: Современник, 1997. С.
59.
5. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному
созданию «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового
пути XXI века». Издано с санкции Госсовета КНР. 2015. С. 6–7.
6. Сидоровой И. В. Ресурсы массовой коммуникации в формировании
страновых имиджей». 2016. С. 98.
7. Фролова И. Ю. Статья Китайский проект «Экономический пояс Шёлкового
пути»: развитие, проблемы, перспективы. 2016.
8. 陈林侠, 跨⽂化背景下电影媒介建构国家形象的重要功能, 2011,第56页。
Вэнь Линься. СМИ литературы под кросс-культурным фоном для создания
национального образа важной функции. 2011. С. 56.
9. 程曼丽:⼤众传播与国家形象塑造, 2007,第35页。 Чэн Манли. Массовая
коммуникация и построение национального имиджа. 2007. С. 35.
10.程曼丽. 关于国家形象内涵的思考[ J] ,2007. 第23页。 Чэн Манли,
Размышления о коннотации национального имиджа. [J]. 2007. С. 23.
11.程曼丽,国际传播能⼒建设的协同性分析, 2014,第134页。 Чэн Манли,
Совместный анализ развития международной коммуникации, 2014г, С. 134.U58
12. 杜仲峰. 整合营销传播视域中的国家形象建构, 2012,第78页。 Ду
Чжунфэн, Национальное имиджевое строительство на горизонте
интегрированной маркетинговой коммуникации, 2012, С. 78.
13. 杜仲峰. 由宣传到营销:中国国家形象建构再阐释, 2012,第4页。 Ду
Чжунфэн, От пропаганды до маркетинга: переинтерпретация национального
изображения Китая, 2012, С. 4.
14. 恩格斯著,家庭、私有制和国家的起源, 1999,第105页。 Энгельс.
Происхождение семья, собственности и государства, 1999, С. 105.
15. 管⽂虎:国家形象论, 2000, 第23页。 Гуань Вэньху, Национальная теория
изображения, 2000, С. 23.
16. 何辉,国家形象传播研究, 2008,第71页。 Хэ Хуэй, Исследование
распространения имиджа страны, 2008, С. 71.
17. 郭可,当代对外传播, 2004,第87页。 Го Ке, Современная внешняя
коммуникация, 2004, С. 87.
18. 江轶,⽂章《论中国国家形象的历史变迁与现实构建》,湖南⼯业⼤学学
报,第18卷第1期, 2013。 Цзян Йи. Статья Об исторических изменениях и
реальном строительстве китайского национального имиджа. 2013. 18 № 1.
19. 李彦冰、荆学民,国家形象传播研究的⼏个问题, 2010,第2页。 Ли
Янбинг, Цзин Сюэмин, Несколько вопросов об изучении национальной
имиджевой коммуникации, 2010, С. 2.
20. 李彦冰,政治传播中的中国国家形象研究, 2012,第22页。 Ли Яньбинь,
Исследование имиджа КНР в политической коммуникации, 2012, С. 22.
21. 李智,国家形象:全球传播时代结构主义解读, 2011,第25页。 Ли Чжи,
Имидж страны: структурная интерпретация глобального времени
коммуникации, 2011, С. 25.
22. 李正国,国家形象构建, 2006,第26页。 Ли Чжэнго, Формирование
имиджа страны, 2006, С. 26.U59
23. 刘继南、何辉等:中国形象:中国国家形象的国际传播现状与对策,
2006,第132页。 Лю Цзиньань, Он Хуэй, Имидж Китая: современная ситуация
и контрмеры международной коммуникации национального имиджа Китая.
2006. С. 132.
24. 孙有中:国际政治国家形象及其功能, 2002年第3期 。 Сунь Ючжун, статья
Имидж международной политики и её функций, 2002, 3 № 1.
25. 汤光鸿:论国家形象, 2004,第82页。 Тан Гуанчжун, Имидж страны,
2004. С. 82.
26. 清华⼤学国际传播研究中⼼课题组:国家形象传播研究论丛, 2008,第35
页。 Исследовательская группа по международному связям Университета
Цинхуа: Научные публикации по национальной картинной коммуникации, 2008
г. С.35.)
2 7 . 吴友富,中国国家形象的塑造与传播, 2 0 0 9,第4页。 У ЮФ у,
Моделирование и распространение национального имиджа Китая, 2009, С. 4.
28. 徐晓鸽,国际新闻传播中的国家形象问题, 2000,第27页。 Сюй Сяогэ,
«Проблема имиджа страны в международных новостях», 2000, С. 27.
29. 《⼀带⼀路》环球⾏动报告, Отчет программы «Один пояс и один пути» о
глобальных действиях в 2017г.
30. 张坤,国家形象传播。 2005,第180页。 Чжан Кун, Распространение
имиджа страны, 2005, С. 180.
31. 张毓强,国家形象刍议, 2002,第8页。 Чжан Юцян, Имидж страны, 2002,
С. 8.
32. 韦宗友,权利,软实⼒与国家形象, 2005,第67页。 Вэй Цзуню, Права,
мягкая сила и национальный имидж, 2005, С. 67.U60
33. 周宁, 天朝遥远:西⽅的中国形象研究(上), 2006, 252页. Чжоу Нин.
Астрономический и отдаленный: западный образ Китая. (I), 2006, С. 252.
34. Calantone R.J., Knight G.A., A flexible model of consumer county-of-origin
perception: Across-cultural investigation [J]. International Marketing Review. 2000
(2) : 127-145.
35. Philip Kotler, Donald H.Haider & Irving Rein. Marketing Places: Attracting
Investment, Industry, and Tourism to Cities, States and Nations[M]. New York: The
Free Press, 1993.
36. Simon Anholt. Definitions of place branding: Working Towards a Resolution[J].
Place Branding and Public Diplomacy( Vol.6,Issue 1), 2010.
Электронные ресурсы:
37. Ларин А.Г. и Матевиев В.А., Россия на новом шелковом пути, http://
www.ng.ru/courier/2015-03-16/9_silkroad.html
38. ВСМ "Евразия" начнет жить по расписанию, http://www.gudok.ru/1520/
newspaper/detail.php?ID=1386226
39. Стратегия экономического развития "Один пояс - один путь”, https://
ru.sputnik-tj.com/infographics/20170513/1022300260/odin-poyasodinput.html
40. 2017“⼀带⼀路”国际舆情⼤数据报告, Отчет о большом международном
общественном мнении "Один пояс и один путь" в 2017г., http://
www.raincent.com/content-10-9009-1.html
41. ⼈民币将正式加⼊国际货币基⾦组织(IMF)特别提款权(SDR)货币篮,
Юньминби официально присоединится к корзине валютных валют
Международного валютного фонда (МВФ), http://www.ocn.com.cn/jinrong/
201609/njbmb30103915.shtml
42. 新媒体下国家形象的塑造和传播, Формирование и распространение
национального имиджа в новых медиа, http://edu.sina.com.cn/official/
2014-11-06/1045442190.shtmlU61
43. 中国公共关系协会召开“⼀带⼀路”⼤型公关⽂化活动座谈会。 Китайская
ассоциация по связям с общественностью проводит симпозиум по культурной
деятельности о программе «Один пояс и один путь», http://www.ahyajing.com/
yjshow.asp?id=1264&web=794&web3=
44. 中国⾼铁与“⼀带⼀路”战略。 Китайская высокоскоростная железная дорога
и стратегия «Один пояс и одна дорога», http://www.cnss.com.cn/html/2015/
hyrw_0401/172486.html
45. https://www.merriam-webster.com/dictionary/image
46. ⼀带⼀路路线图。 Дорожная карта для программы «Один пояс и один путь»,
http://www.takefoto.cn/viewnews-1142141.html
47. 2017年1⽉到11⽉欧盟进出⼜增长8.7%。 Январь-ноябрь 2017 года импорт и
экспорт ЕС увеличился на 8,7%, http://www.sohu.com/a/218486032_313396