Введение 4
Глава I. Теоретический подход к обеспечению информационной открытости органов государственной власти 9
1.1 Понятие и место информационной открытости в деятельности органов
государственной власти 9
1.2 Нормативно-правовая база по информационной открытости органов
государственной власти 19
1.3 Принципы информационной открытости и разработка веб-ресурсов органов государственной власти 28
Глава II. Исследование влияния принципов информационной открытости на создание веб-ресурсов органов государственной власти (на примере Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга) 41
2.1. Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга как орган исполнительной власти, его официальный сайт и представительство на иных официальных интернет-ресурсах 41
2.2. Анализ официального сайта Комитета имущественных отношений
Правительства Санкт-Петербурга на предмет информационной открытости 52
2.3. Рекомендации по разработке веб-ресурсов Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга в контексте информационной
открытости 61
Заключение 71
Список использованной литературы и источников 74
Приложение № 1. Экспертное интервью с начальником Управления информационных технологий Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга Кучумовым С.В 85
Приложение № 2. Рейтинг информационной открытости высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (декабрь 2016) 89
Приложение № 3. Проект законодательной карты сайта Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга 93
9 февраля 2009 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», которым ознаменовался переход к общедоступности информации о работе властных структур. Данное решение было принято в связи с очевидностью того факта, что в политике открытости заинтересован не только государственный аппарат, но и бизнес-структуры и, конечно, граждане страны. По исследованию ВЦИОМ по итогам 2016 года россияне считают государство с его многоуровневой и разветвлённой структурой «чёрным ящиком», для большинства не понятно, как взаимодействуют ветви и уровни власти между собой и с населением страны.
Именно для достижения взаимопонимания и повышения доверия со стороны граждан органы государственной власти обязуются придерживаться принципов информационной открытости. Информационная открытость - это «организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий любым участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объём информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности». Данное понимание информационной открытости предполагает размещение общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сети Интернет в форме открытых данных. Целью подобных действий является необходимость повышения доверия к властям, которое уменьшилось в последние годы и повлияло на эффективность взаимодействия власти и общества.
Обеспечивается данное взаимодействие механизмами связей с общественностью, ведь общепризнанными принципами PR-деятельности являются открытость, честность и правдивость . Этим обусловлена актуальность данного исследования, связанная с постоянным повышением требований к открытости государственных структур и желанием общества наблюдать за деятельностью власти. Отсутствие подобных исследований относительно за-явленного субъекта государственной власти (Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга) обуславливает новизну работы.
Кроме того, актуальность темы подтверждается мнением многих исследователей о том, что не существует единого понимания государственной информационной политики вообще и политики информационной открытости в частности. В данную выпускную квалификационную работу автором вносится свой исследовательский вклад, а также теоретическая (поиск и анализ понятийной базы) и практическая (рекомендации по улучшению сайта) значимость.
Объектом исследования является информационная открытость органов государственной власти.
Предмет исследования - особенности создания официальных веб-ресурсов органов государственной власти в контексте информационной открытости.
Цель данной работы - выявить соблюдение принципов информационной открытости органов государственной власти на примере Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и дать рекомендации по улучшению веб-сайта Комитета в данной области. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
- проанализировать понятие «информационная открытость»;
- проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос информационной открытости;
- выявить особенности разработки сайтов органов государственной власти на основе принципов информационной открытости;
- проанализировать деятельность Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга в области следования принципам информационной открытости;
- разработать рекомендации по улучшению взаимодействия данного государственного органа и граждан посредством официального веб-сайта.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи и монографии отечественных и зарубежных учёных и практиков, посвящённые вопросам открытости деятельности органов государственной власти (Малахова О.В., Суханова В.А., Чуклинов А.Е., Нисневич Ю.А., Калашникова С.В., Просвирнин Ю.Г., Дудинов А.Н., Любимова Ю.В. и др.). Кроме того, при написании данной выпускной квалификационной работы были ис-пользованы специализированные интернет-ресурсы и материалы онлайн- библиотек, научные статьи и исследования (rusnauka.com, Национальная политическая энциклопедия, Российская газета, Открытое Правительство, Открытые данные и др.).
Эмпирическую базу работы составляют внутренние документы анализируемого базисного субъекта PR; нормативно-правовые акты, регулирующие информационную открытость органов государственной власти; результаты исследований, проведённых автором работы; материалы из открытых источников, в виде монографий, статей и научных публикаций; а также материалы экспертного интервью, проведённого с Кучумовым С.В. (начальником Управления информационных технологий Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга).
Во время написания исследования применялись следующие методы теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, сравнение, исторический метод, качественный анализ документов, анализ тематических сайтов и официальных веб-ресурсов, метод экспертного интервью.
Положения на защиту:
1. Информационная открытость власти - неотъемлемая часть развития гражданского общества.
2. Принципы информационной открытости влияют на разработку официальных веб-ресурсов органов государственной власти.
3. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга ведёт поли-тику информационной открытости, но имеет специфику деятельности в данном направлении в связи с осуществлением работы с коммерческими структурами по договорам о неразглашении данных.
4. Для повышения уровня информационной открытости Комитета необходимы изменения на официальном сайте.
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, 2-х глав, 6-ти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, 3-х приложений. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся понятия «информационная открытость» и влияния его на разработку веб-ресурсов органов государственной власти. В первом параграфе мы говорим о понятии информационной открытости и степени изученности данного вопроса. Во втором параграфе автором проанализированы документы и законодательные акты об изучаемом вопросе. В третьем параграфе говорится о принципах разработки открытых веб-ресурсов. Во второй главе изучается непосредственно деятельность Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга в области информационной открытости. В первом параграфе второй главы мы говорим о Комитете имущественных отношений. Следующий параграф посвящён деятельности Комитета относительно соблюдения принципов информационной открытости. В последнем параграфе даются рекомендации по улучшению веб-ресурса Комитета в контексте информационной открытости. В заключении сформулированы главные выводы исследования. Приложения содержат экспертное интервью, рейтинг открытости органов власти и проект законодательной карты для сайта.
Проведённый анализ информационной открытости в деятельности Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга позволяет сделать несколько выводов о работе не только данного государственного органа, но и других структур власти в части соблюдения политики открытости и прозрачности.
Отметим, что деятельность любого органа государственной власти нацелена прежде всего на улучшение уровня жизни общества. В условиях демократии население страны не только имеет полное право, но и обязано участвовать в этом процессе. Правовая грамотность граждан может быть повышена в том числе посредством открытости власти. Поэтому если все государственные органы будут иметь качественные и соответствующие законодательным требованиям сайты, взаимодействие власти и общества значительно улучшится.
В ходе выполнения данного исследования автором был рассмотрен вопрос поиска понятия «информационная открытость» и его места в системе политической жизни общества. Информационная открытость органов власти определяется как организационно-правовая форма взаимодействия власти и общества с возможностью получения населением необходимого и достаточного объёма информации о деятельности государственного органа.
Во время исследования была выявлена проблема законодательной дефиниции открытости. Большинство законодательных актов, принятых с целью создания открытого государства и поддержки развития информационного общества, направлены исключительно на обеспечение доступа к информации о деятельности органов власти, что не способно полностью создать систему открытого государственного и муниципального управления. Форма предоставления информации и необходимость её объяснения небюрократическим языком законодательно не регулируются. Отсутствуют и нормативно закрепленные параметры оценки открытости власти.
Также законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая вопрос открытости власти, была проанализирована для выявления особенностей создания веб-ресурсов органов государственной власти в части необходимого содержания. К другим особенностям создания государственных сайтов можно отнести обязательное наличие обратной связи, повышенную без-опасность, своевременное модерирование информации и др.
Деятельность заявленного субъекта (Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга) в области информационной открытости была про-анализирована на основе требований законодательства и в сравнении с другими комитетами Правительства Санкт-Петербурга, на основе чего были вы-явлены недостатки по работе в данном направлении и предложены возможности для их устранения. В частности, были определены перечни информации к размещению на сайте, необходимой по законодательным требованиям, но отсутствующие на портале Комитета; даны рекомендации по модернизации сайта (например, запуск формы обратной связи, создание счётчика посещаемости, добавление формы поиска по сайту); выявлена необходимость иной формы предоставления информации (классификация документов, разъяснения и комментарии, инфографика); предложено создание законодательной карты сайта и её проект.
Анализ открытости всех комитетов Правительства Санкт-Петербурга дал понять, что, к сожалению, не все данные органы исполнительной власти ответственно подходят к вопросу информационной открытости - треть комитетов Правительства СПб не имеют собственные веб-порталы, а размещают всю необходимую информацию лишь на персональной странице сайта Администрации города.
Сравнительный анализ сайтов комитетов Санкт-Петербурга помог вы-явить процент информационной открытости каждого из них в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Комитет имущественных отношений (с процентом открытости 72%) оказался ни в числе лидеров, ни в числе отстающих. Хотя по большинству критериев требования законодательства РФ Комитетом выполняются в достаточно большой степени.
Данный вывод наводит на мысль о том, что обязательства органов власти по обеспечению открытости выполняются автоматически и не требуют больших усилий. Эти действия выполняются скорее под эгидой наказуемости, если данные на сайте будут отсутствовать полностью. Под открытостью же понимается не только само наличие сведений о деятельности власти, но и простота понимания такой информации. Поэтому даже при соблюдении всех требований и чёткой структуре данных без дополнительных объяснений и комментариев информация вряд ли будет по-настоящему открыта для широкой общественности.
Возможно, именно поэтому рейтинг открытости власти Санкт- Петербурга падает на протяжении последних нескольких лет. Формальный подход к решению вопроса прозрачности и доступности информации не поможет сделать процесс взаимодействия власти и общества более оперативным и понизить степень бюрократии и уровень коррупции, т.е. достигнуть те цели, которые были поставлены при принятии Стратегии развития информационного общества в РФ, в том числе новой (подписанной Президентом РФ 10 мая 2017 года).
1. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 года № 98
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/
hotlaw/federal/84054/ (дата обращения: 24.03.2017)
2. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 года № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнитель-ной власти и органами местного самоуправления с использованием ин-формационно-телекоммуникационной сети Интернет» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2009/06/24/koncepciya-dok.html(дата обращения: 31.03.2017)
3. Постановление Правительства СПб от 15 октября 2012 года № 1108
«О внедрении принципов и механизмов открытого правительства в деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» // Правительство Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: https://gov.spb.ru/law?d&nd=822401410
&prevDoc=822404463 (дата обращения: 07.04.2017)
4. Постановление Правительства СПб от 17 июня 2014 года № 489 «О государственной программе Санкт-Петербурга "Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы» // Правительство Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: https://gov.spb.ru/law?d&nd=822403596&nh=1(дата об-ращения: 05.05.2017)
5. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 года №1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных» [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/media/files/41d47b3285a74fa56c88.pdf(дата обращения: 30.03.2017)
6. Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 2299-р «План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011 - 2015 годы» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2010/12/28/plan-site-dok.html(дата обращения: 04.04.2017)
7. Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 года № 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/199708/(дата обращения: 30.03.2017)
8. Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 года № 93-р «Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2014/02/03/koncepciya- site-dok.html(дата обращения: 30.04.2017)
9. Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 апреля 2007 года [Электронный ресурс] URL: http://transcript.duma.gov.ru/node/715/(дата обращения: 20.03.2017)
10. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212 [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html(дата об-ращения: 29.03.2017)
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/ 2012/05/09/gosupravlenie-dok.html (дата обращения: 05.04.2017)
12. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203
"О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012017051000027inde x=0&rangeSize=1 (дата обращения: 11.05.2017)
13. Федеральный закон "Об информации, информационных
технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 23.03.2017)
14. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html(дата обращения: 22.03.2017)
15. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002¬2010)» // Минкомсвязь России [Электронный ресурс] URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/(дата обращения: 28.03.2017)
Порталы органов власти и государственных услуг
16. Администрация Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://gov.spb.ru/(дата обращения: 12.04.2017)
17. Архивный комитет - Архивы Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: https://spbarchives.ru/web/group/archive_committee(дата обращения: 19.04.2017)
18. Государственные услуги в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] URL: https://gu.spb.ru/(дата обращения: 12.04.2017)
19. Государственный заказ Санкт-Петербурга. Закупки Петербурга [Электронный ресурс] URL: https://www.gz-spb.ru/(дата обращения: 19.04.2017)
20. Жилищный комитет. Отраслевой портал ЖКХ Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://gilkom-complex.ru/(дата обращения: 20.04.2017)
21. Законодательное Собрание Пензенской области [Электронный ресурс] URL: http://www.zspo.rU//contacts/Infnapolneniesaita/
Zakkarta.php (дата обращения: 12.05.2017)
22. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://spbinvestment.ru/ru(дата обращения: 19.04.2017)
23. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://www.commim.spb.ru/(дата обращения: 10.02.2017)
24. Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://www.kvs.spb.ru/(дата обращения: 20.04.2017)
25. Комитет по вопросам законности, безопасности и правопорядка [Электронный ресурс] URL: http://www.zakon.gov.spb.ru/(дата об-ращения: 19.04.2017)
26. Комитет по градостроительству и архитектуре [Электронный ресурс] URL: http://kgainfo.spb.ru/(дата обращения: 20.04.2017)
27. Комитет по делам записи актов гражданского состояния [Электронный ресурс] URL: http://kzags.gov.spb.ru/(дата обращения:
20.04.2017)
28. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://zdrav.spb.ru/ru/(дата обращения: 20.04.2017)
29. Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербург [Электронный ресурс] URL: http://kis.gov.spb.ru/(дата обращения: 19.04.2017)
30. Комитет по культуре Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://new.spbculture.ru/ru/(дата обращения: 19.04.2017)
31. Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://knvsh.gov.spb.ru/(дата обращения:
19.04.2017)
32. Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://www.k-obr.spb.ru/(дата обращения: 20.04.2017)
33. Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт- Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://cppi.gov.spb.ru/(дата обращения: 20.04.2017)
34. Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://crppr.gov.spb.ru/(дата обращения: 19.04.2017)
35. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://www.tarifspb.ru/(дата обращения: 20.04.2017)
36. Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://rspb.ru/(дата обращения: 19.04.2017)
37. Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://kfis.spb.ru/(дата обращения: 20.04.2017)
38. Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://cedipt.gov.spb.ru/(дата обращения: 20.04.2017)
39. Комитет финансов Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://www.fincom.spb.ru/(дата обращения: 19.04.2017)
40. Открытые данные Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://data.gov.spb.ru/(дата обращения: 05.04.2017)
41. Открытое Правительство [Электронный ресурс] URL: http://open.gov.ru/(дата обращения: 05.04.2017)
42. Портал совершенствования государственного управления [Электронный ресурс] URL: http://ar.gov.ru/(дата обращения: 28.03.2017)
43. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://government.ru(дата обращения: 04.04.2017)
44. РГИС Санкт-Петербурга // Региональная информационная система «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс] URL: http://www.rgis.spb.ru/map/MainPages/AboutService.aspx(дата обращения: 11.04.2017)
45. Экологический портал Санкт-Петербурга. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности [Электронный ресурс] URL:
http://www.infoeco.ru/(дата обращения: 19.04.2017)
Научные и учебные издания и статьи
46. Акопов Г.Л. Интернет-технологии и формирование «электронной» демократии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2012. - №4.
47. Афанасьев М., Афанасьева О. Приоткрытые окна // Отечественные записки. - 2004. - №3 (18).
48. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Новости, 1990.
49. Голубева А.А., Меркурьева И.С., Шулаков Н.А. Оценка веб-сайтов органов исполнительной власти Санкт-Петербурга // Вестник Санкт- Петербургского университета. - 2005. - № 8.
50. Демпси Дж. Электронное правительство и его выгоды для широких масс // Государственное управление в переходных экономиках: Ежеквартальное издание программы «Инициатива реформирования местного самоуправления и государственных услуг» / Институт от-крытого общества. - 2003, зима.
51. Дудинов А.Н. Интернет-ресурс как форма эффективного взаимодействия государственного учреждения и граждан // Информационная открытость государственных интернет-ресурсов в интересах молодёжи [Электронный ресурс] URL: http://www.ifap.ru/library/
book355.pdf (дата обращения: 06.04.2017)
52. Калашникова С.В. Влияние уровня информационной открытости региона на формирование его имиджа (на материалах Республики Адыгея) / С.В. Калашникова, С.К. Хармизова // Новые технологии. - 2010. - №2.
53. Каменская Е.А. Правовое обеспечение политики информационной открытости органов власти субъектов Российской Федерации // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. - 2010. - № 1.
54. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.
55. Любимова Ю.В. Информационная открытость и особенности разработки веб-ресурсов органов государственной власти» // Информационная открытость государственных интернет-ресурсов в интересах молодёжи [Электронный ресурс] URL: http://www.ifap.ru/
library/book355.pdf (дата обращения: 06.04.2017)
56. Малахова О.В., Суханова В.А. Информационная открытость деятельности органов государственной власти: региональные практики // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2 (38).
57. Малахова О.В. Современные информационные технологии и сетевые ресурсы: перспективы использования в гражданском секторе // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 4.
58. Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти: Учебник. М.: ИНФРА-М - 2014. - 190 с.
59. Монахов В.Н. Информационная открытость: политико-правовые аспекты // Контроль гражданского общества за информационной открытостью. Теория и практика [Электронный ресурс] URL: http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/books/control/monahov.html(дата обращения: 11.05.2017)
60. Национальная политическая энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://politike.ru/termin/informacionnaja-otkrytost.html(дата об-ращения: 22.03.2017)
61. Нильсен Я., Лоранжер Х. Web-дизайн: удобство использования
Web-сайтов. М.: «Вильямс», 2007.
62. Нисневич Ю.А. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. - 2006. - №1 (6).
63. Нисневич Ю.А. Открытость, прозрачности и подотчётность государственного управления // Высшая школа экономики [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/data/2010/11/09/1223230150/Подотчетность%20государственного%20управления.р4Г (дата обращения: 12.03.2017)
64. Открытые государственные данные: российский и зарубежный опыт. Информационный обзор // Центр технологий электронного правительства НИУ ИТМО. Серия «Развитие информационного общества и электронного правительства». 2012. - Вып. 3. - С. 3.
65. Просвирнин Ю.Г. Проблемы информационной открытости органов власти // Правовая наука и реформа юридического образования. - 2011 г. - №1.
66. Страшко И.О. Специфика создания сайта органа государственной власти // Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнёва [Электронный ресурс] URL: http://www. rusnauka.com/35_NOBG_2013/Informatica/2_152834.doc.htm (дата об-ращения: 10.04.2017)
67. Чуклинов А.Е. «Прозрачная» государственная политика: некоторые проблемы теории и практики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. - 2006. - №8.
Электронные ресурсы
68. Аналитический обзор сайтов органов государственной власти Санкт-Петербурга // Аналитическая группа «Балтийские Боевые Слоны» [Электронный ресурс] URL: http://www.baltslon.ru/rus/products/product51/ (дата обращения: 18.03.2017)
69. Аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр» [Электронный
ресурс] URL: http://www.levada.ru/2015/08/19/doverie-k-vlasti-i-
ofitsialnoj-statistike/ (дата обращения: 22.03.2017)
70. Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИ¬ОМ) [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/
index.php?id=238&uid=116036 (дата обращения 21.02.2017)
71. Двадцатка лучших веб-шрифтов // Хабрахабр [Электронный ресурс] URL: https://habrahabr.ru/post/112736/(дата обращения: 04.05.2017)
72. Ежегодный отчёт Института развития свободы информации «Ин-формационная открытость официальных источников региональных органов законодательной и исполнительной власти, федеральных органов исполнительной власти в 2007 году: анализ и статистика» // Информационная открытость государственных интернет-ресурсов в интересах молодёжи [Электронный ресурс] URL: http://www.ifap.ru/ library/book355.pdf (дата обращения: 06.04.2017)
73. Инструмент измерения и повышения информационной открытости
«Инфометр» [Электронный ресурс] URL: http://system.
infometer.org/ru/(дата обращения: 11.03.2017)
74. Информация как экономический ресурс // Корпоративный менеджмент: финансы, бизнес-планы, управление компанией [Электронный ресурс] URL: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn02/08.shtml(дата обращения: 03.03.2017)
75. Как обеспечить информационную открытость и эффективность // Издание о высоких технологиях CNews [Электронный ресурс] URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2008/articles/info_open.shtml(дата обращения: 10.05.2017)
76. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга // Деловой
Петербург [Электронный ресурс] URL: http://whoiswho.dp.ru/
cart/company/94239/ (дата обращения: 06.03.2017)
77. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга расширяет
сферу влияния // Деловой Петербург [Электронный ресурс] URL: https: //www.dp .ru/a/2016/01/14/Komitet_imushhestvennih_otn (дата
обращения: 16.03.2017)
78. Мега-гид по трендам мобильного маркетинга в 2016 году // Техно¬
логии привлечения клиентов LPgenerator [Электронный ресурс] URL: http://lpgenerator.ru/blog/2016/02/19/mega-gid-po-trendam-
mobilnogo-marketinga-v-2016-godu/ (дата обращения: 06.05.2017)
79. Открытые данные России [Электронный ресурс] URL: https://opengovdata.ru/(дата обращения: 04.04.2017)
80. Сводный рейтинг информационной открытости органов власти субъектов Российской Федерации в 2007 году // Официальный интернет-портал Республики Карелия [Электронный ресурс] URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Leader/Inform/080311b.pdf(дата обращения: 10.04.2017)
81. Создание сайта государственного учреждения // Системный интегратор Artwell [Электронный ресурс] URL: http://www.artwell.ru/ services/state_institutions_website_development/ (дата обращения: 10.04.2017)
82. Создание сайта органов власти // Digital Agency MaxStyle [Электронный ресурс] URL: http://old.maxstyle.ru/sozdanie-sayta/po-
tematike-2/sozdanie-sayta-organov-vlasti/ (дата обращения: 07.04.2017)
83. Статистика посещений сайта // РГИС - сводка - Яндекс.Метрика [Электронный ресурс] URL: https://metrika.yandex.ru/dashboard? group=day&period=month&id=914083 (дата обращения: 11.04.2017)
84. Что такое Открытое Государство? // Иван Бегтин [Электронный ресурс] URL: http://ivan.begtin.name/2012/01/25/opengovernment-2/(да¬та обращения: 08.05.2017)
Источники на иностранном языке
85. Data Categories: What is Important to Publish? (Citizens) // Benchmark
Study Data. Socrata [Электронный ресурс] URL:
https://benchmarkstudy. socrata. com/Public- Survey/Data-Categories- What-is-Important-to-Publish-Citiz/4wgg-za65 (дата обращения:
04.04.2017)
86. Global Right to Information Rating. [Электронный ресурс] URL: http://www.rti-rating.org/(дата обращения: 18.04.2017)
87. Sheila S. Coronel. Measuring Openness: A survey of transparency rat¬ings and the prospects for a global index [Электронный ресурс] URL: http://www.freedominfo.org/2012/10/measuring-openness-a-survey-of- transparency-ratings-and-the-prospects-for-a-global-index(дата обращения: 13.04.2017)
88. Infographics: What Small Businesses Should Know // Inbound Market¬ing Agency [Электронный ресурс] URL:
https://www.adherecreative.com/blog/bid/157603/infographics-what- small-businesses-should-know(дата обращения: 07.05.2017)