Уральская индустриальная биеннале современного искусства как форма актуализации наследия конструктивизма Екатеринбурга
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ 6
1.1. Наследие конструктивизма Екатеринбурга 6
1.2. Термин «актуализация» 12
1.3 Биеннале как выставочный формат 13
ГЛАВА 2. УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТА 15
2.1. Формулирование территориальной идентичности Екатеринбурга:
образ города 15
2.2. Понятие биеннале и особенности формата 28
2.3. Специфика Уральской индустриальной биеннале современного
искусства 43
2.4. Влияние Уральской индустриальной биеннале на развитие региона . 49
ГЛАВА 3. УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ КАК ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВИСТСКОГО НАСЛЕДИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА 53
3.1. Активизация культурной ценности памятников конструктивизма
Екатеринбурга с помощью проектов биеннале 53
3.2. Конструктивизм в культурной жизни Екатеринбурга 2010-2020 гг. ... 61
3.3. Успешный опыт сохранения наследия модернистской архитектуры в
России и мире 67
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ 6
1.1. Наследие конструктивизма Екатеринбурга 6
1.2. Термин «актуализация» 12
1.3 Биеннале как выставочный формат 13
ГЛАВА 2. УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТА 15
2.1. Формулирование территориальной идентичности Екатеринбурга:
образ города 15
2.2. Понятие биеннале и особенности формата 28
2.3. Специфика Уральской индустриальной биеннале современного
искусства 43
2.4. Влияние Уральской индустриальной биеннале на развитие региона . 49
ГЛАВА 3. УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ КАК ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВИСТСКОГО НАСЛЕДИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА 53
3.1. Активизация культурной ценности памятников конструктивизма
Екатеринбурга с помощью проектов биеннале 53
3.2. Конструктивизм в культурной жизни Екатеринбурга 2010-2020 гг. ... 61
3.3. Успешный опыт сохранения наследия модернистской архитектуры в
России и мире 67
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
Екатеринбург начинает свою историю как «город-завод» еще в первой четверти 18 века. Масштабная застройка пришлась на первые годы советской власти с её задачей индустриализации страны форсированными темпами. По статистическим данным с 1917 по 1939 годы население Екатеринбурга возросло почти в 10 раз: с 42.239 человек до 425.239. 1 Росла потребность в быстром развитии инфраструктуры. Возведенные в это время конструктивистские (конструктивизм был признан почти официальным стилем эпохи) здания образовали общественные, промышленные и жилые комплексы («Городок чекистов», «Дом Гостяжпромурала», «Дома Уралоблсовета», «Городок Юстиции», «Медицинский городок»), которые сегодня создали единое связное городское пространство Екатеринбурга. Несмотря на то, что Уральская область прекратила свое существование уже в 1936 году и реализация масштабного проекта «Большой Свердловск» прекратилась, принципы, разработанные его генеральным планом, послужили опорой для строительства города и в последующие годы. Новаторская архитектура, подчиненная идее технического прогресса и индустриализации, во многом сформировала и определила современный облик города, обозначила его идентичность, культурный код и мифологию. Индустриальная и промышленная архитектура - градостроительная доминанта Екатеринбурга и его отличительная черта: в других городах новая архитектура становилась лишь вкраплением в уже существующую среду.
Эстетические качества памятника архитектуры - не единственный критерий его ценности, важна его семиотическая и историческая значимость. В связи с этим «на современном этапе объектами культурного наследия признаются сооружения, отражающие колорит определенной исторической эпохи или определенного исторического и архитектурного стиля, в том числе,
объекты рядовой застройки»2. Конструктивистская, промышленная архитектура Екатеринбурга - культурное наследие города, требующее внимания и охраны.
Существует ряд факторов, осложняющих этот процесс. Обострил проблему сохранения индустриального наследия рубеж 1980-90х гг. - период деиндустриализации страны, способствовавший девальвации индустриальной культуры. На протяжении долгого времени объекты промышленной архитектуры не позиционировались как компоненты культуры моногородов. На сегодняшний день большое количество промышленных памятников до сих пор не включены в перечень культурного наследия и находятся под угрозой разрушения или сноса, что довольно часто выгодно бизнесу. Ввиду этих оснований, актуализация как форма сохранения гармоничной архитектурной среды современного исторического города является актуальной задачей культурной политики.
В 2010 году под эгидой филиала Государственного центра современного искусства родилась Уральская индустриальная биеннале. Появление её обусловлено самой логикой развития региона с доминирующей индустриальной застройкой и альтернативными художественными течениями 1990-х годов.
Главенствующая и постоянная тема проекта - индустриальная специфика Урала. Это позволило ему практически сразу громко заявить о себе на международной арене биеннального движения. За десять лет существования биеннале командой профессионалов проделана колоссальная работа с промышленным архитектурным наследием Екатеринбурга и ближайших областей. Каждые два года меняется тема проекта, но каждая тесно связана с индустриальной культурой Урала и осмысляет ее в образах и символах
2 Горелова Ю.Р. Актуализация культурного наследия как значимая задача культурной политики // Журнал Института Наследия. 2016. №7. С. 1-7.
современности, достигая эффекта слияния, диалога прошлого и настоящего. Тем самым достигается эффект новой жизни объектов наследия, происходит их практическая актуализация.
Объект данного исследования - памятники архитектуры конструктивизм Екатеринбурга.
Предмет исследования - процесс актуализации наследия конструктивизма Екатеринбурга в рамах проектов Уральской индустриальной биеннале.
Цель исследования: выявить степень влияния Уральской индустриальной биеннале на процесс актуализации наследия конструктивизма Екатеринбурга.
Задачи исследования:
- Сформулировать предпосылки появления Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге;
- Выделить специфические черты выставочного формата биеннале и Уральской индустриальной биеннале в частности;
- Выделить и проанализировать проекты Уральской индустриальной биеннале, посвященные наследию конструктивизма Екатеринбурга;
- Проанализировать динамику развития темы конструктивизма в Екатеринбурге в период проведения Уральской индустриальной биеннале (2010-2020).
Для всестороннего раскрытия обозначенного предмета исследования были применены следующие методы: 1) методы общего способа научного познания, такие как анализ, классификация и обобщение; 2) эмпирические методы описания и сравнения.
Эстетические качества памятника архитектуры - не единственный критерий его ценности, важна его семиотическая и историческая значимость. В связи с этим «на современном этапе объектами культурного наследия признаются сооружения, отражающие колорит определенной исторической эпохи или определенного исторического и архитектурного стиля, в том числе,
объекты рядовой застройки»2. Конструктивистская, промышленная архитектура Екатеринбурга - культурное наследие города, требующее внимания и охраны.
Существует ряд факторов, осложняющих этот процесс. Обострил проблему сохранения индустриального наследия рубеж 1980-90х гг. - период деиндустриализации страны, способствовавший девальвации индустриальной культуры. На протяжении долгого времени объекты промышленной архитектуры не позиционировались как компоненты культуры моногородов. На сегодняшний день большое количество промышленных памятников до сих пор не включены в перечень культурного наследия и находятся под угрозой разрушения или сноса, что довольно часто выгодно бизнесу. Ввиду этих оснований, актуализация как форма сохранения гармоничной архитектурной среды современного исторического города является актуальной задачей культурной политики.
В 2010 году под эгидой филиала Государственного центра современного искусства родилась Уральская индустриальная биеннале. Появление её обусловлено самой логикой развития региона с доминирующей индустриальной застройкой и альтернативными художественными течениями 1990-х годов.
Главенствующая и постоянная тема проекта - индустриальная специфика Урала. Это позволило ему практически сразу громко заявить о себе на международной арене биеннального движения. За десять лет существования биеннале командой профессионалов проделана колоссальная работа с промышленным архитектурным наследием Екатеринбурга и ближайших областей. Каждые два года меняется тема проекта, но каждая тесно связана с индустриальной культурой Урала и осмысляет ее в образах и символах
2 Горелова Ю.Р. Актуализация культурного наследия как значимая задача культурной политики // Журнал Института Наследия. 2016. №7. С. 1-7.
современности, достигая эффекта слияния, диалога прошлого и настоящего. Тем самым достигается эффект новой жизни объектов наследия, происходит их практическая актуализация.
Объект данного исследования - памятники архитектуры конструктивизм Екатеринбурга.
Предмет исследования - процесс актуализации наследия конструктивизма Екатеринбурга в рамах проектов Уральской индустриальной биеннале.
Цель исследования: выявить степень влияния Уральской индустриальной биеннале на процесс актуализации наследия конструктивизма Екатеринбурга.
Задачи исследования:
- Сформулировать предпосылки появления Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге;
- Выделить специфические черты выставочного формата биеннале и Уральской индустриальной биеннале в частности;
- Выделить и проанализировать проекты Уральской индустриальной биеннале, посвященные наследию конструктивизма Екатеринбурга;
- Проанализировать динамику развития темы конструктивизма в Екатеринбурге в период проведения Уральской индустриальной биеннале (2010-2020).
Для всестороннего раскрытия обозначенного предмета исследования были применены следующие методы: 1) методы общего способа научного познания, такие как анализ, классификация и обобщение; 2) эмпирические методы описания и сравнения.
Уральская индустриальная биеннале современного искусства появилась в Екатеринбурге в период кризиса города после глобальной перестройки индустриальной экономики в инновационную с преобладанием сектора креативной экономики. В рамках креативной экономики появляется возможность сформировать новую культурную парадигму территории, которая способствовала бы её развитию: привлекательности с точки зрения туризма, создания новых художественных институций. Образ города приобретает качество символического капитала.
Одна из главных особенностей формата биеннале - работа с локальным контекстом, проработка идентичности места. Уральская индустриальная биеннале стала той площадкой, главная цель которой - выявление из индустриального по своей сути места новых смыслов, способных включить отдельные объекты, утратившие свои функции после смены вектора экономического развития, в современную жизнь города. Архитектурные объекты наследия конструктивизма, возникшие в парадигме индустриальной революции 20-30-х годов, также включены в фокус внимания проектов биеннале.
Один из основателей конструктивизма в советской России Моисей Гинзбург писал: «Конструктивизм работает сегодня для завтрашнего дня. Поэтому-то он должен избегать всех трафаретов и канонов вчерашнего и вместе с тем всякой опасности утопичности. Он не должен забывать, что, работая для завтрашнего, он все же строит сегодня» 172. Не смотря на изначальную устремлённость конструктивизма стать современным и удобным в любое время, благодаря своей функциональности, в общественном сознании сформировался ряд мифов, способствующих отрицанию ценности архитектуры данного стиля и дальнейшему разрушению зданий: 1) 172 Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат, 1996. С. 86.
невозможность реставрации зданий по причине некачественных материалов строительства; 2) конструктивистская архитектура - памятник неудачным опытам советской идеологии по формированию нового типа человека, современным людям в таких домах жить нельзя.
В ходе работы достигнута цель исследования - удалось выявить степень влияния Уральской индустриальной биеннале на процесс актуализации наследия конструктивизма Екатеринбурга. Проектам биеннале удалось развенчать мифы, сформировавшие негативное отношение к наследию конструктивизма:
• Памятники конструктивизма приобрели статус общемировой
ценности после проведения в их стенах Основных проектов биеннале и пристального внимания зарубежных экспертов, высоко оценивающих качество этих сооружений.
• Сформировался новый язык, способный описать конструктивизм в понятных категориях для любого посетителя выставок - это язык социальной истории конструктивизма, человеческого опыта взаимодействия с этой архитектурой.
• Удалось доказать, что архитектура конструктивизма стала базой для развития современной архитектуры. В ней впервые была заложена та функция городского жилья, что для нас сейчас естественна и злободневна.
• Привлечь внимание к проблеме неудовлетворительного состояния памятников конструктивизма, причина которого лежит не в изначальном качестве строительных материалов, а в отсутствии правильной эксплуатации сооружений, отсутствии школы реставрации и сохранения конструктивизма.
Биеннале актуализировала наследие конструктивизма в аспекте его «духовного освоения», дала импульс к формированию запроса на развитие темы конструктивизма в Екатеринбурге, городе, исторический облик которого сформировался благодаря этому стилю. На волне биеннале организован целый ряд параллельных проектов, посвященных этой теме. В городе появилась культурная инфраструктура, активно работающая над проблемой сохранения и развития градообразующего стиля.
Появились первые примеры успешной консервации и реставрации наследия: Проект сохранения «Белой башни», проект создания музея конструктивизма «Ячейка F»». От «духовного освоения» удалось перейти к освоению физическому.
Биеннале удалось сформировать новый бренд - «Екатеринбург - столица конструктивизма». Конструктивистские здания становятся символами города в его айдентике17з, СМИ регулярно освещают темы, связанные с наследием конструктивизма.
Обзор мирового опыта позволяет сделать вывод, что важным шагом к более активным действиям по сохранению архитектурного наследия конструктивизма может стать включение этих памятников в номинацию на включение в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Ле Корбюзье называл дом машиной для жилья174, но управлять ей должен человек. От его нужд, его комфорта отталкиваются все детали конструктивистских сооружений. Архитектура конструктивизма была задумана не для отдельных коммун в отдельно взятой стране, а для любого современного человека. Эта архитектура в первую очередь антропоцентрична, в её центре - человек.
Существует практический опыт сохранения модернистской архитектуры, на который можно опереться, сформирован социальный запрос на сохранение наследия конструктивизма среди горожан. Реставрация, возвращение первоначального облика, возвращение изначальной функции или, если это возможно, адаптация к новой функции - всё это позволит стать памятникам конструктивизма полезными для человека и сегодня.
Одна из главных особенностей формата биеннале - работа с локальным контекстом, проработка идентичности места. Уральская индустриальная биеннале стала той площадкой, главная цель которой - выявление из индустриального по своей сути места новых смыслов, способных включить отдельные объекты, утратившие свои функции после смены вектора экономического развития, в современную жизнь города. Архитектурные объекты наследия конструктивизма, возникшие в парадигме индустриальной революции 20-30-х годов, также включены в фокус внимания проектов биеннале.
Один из основателей конструктивизма в советской России Моисей Гинзбург писал: «Конструктивизм работает сегодня для завтрашнего дня. Поэтому-то он должен избегать всех трафаретов и канонов вчерашнего и вместе с тем всякой опасности утопичности. Он не должен забывать, что, работая для завтрашнего, он все же строит сегодня» 172. Не смотря на изначальную устремлённость конструктивизма стать современным и удобным в любое время, благодаря своей функциональности, в общественном сознании сформировался ряд мифов, способствующих отрицанию ценности архитектуры данного стиля и дальнейшему разрушению зданий: 1) 172 Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат, 1996. С. 86.
невозможность реставрации зданий по причине некачественных материалов строительства; 2) конструктивистская архитектура - памятник неудачным опытам советской идеологии по формированию нового типа человека, современным людям в таких домах жить нельзя.
В ходе работы достигнута цель исследования - удалось выявить степень влияния Уральской индустриальной биеннале на процесс актуализации наследия конструктивизма Екатеринбурга. Проектам биеннале удалось развенчать мифы, сформировавшие негативное отношение к наследию конструктивизма:
• Памятники конструктивизма приобрели статус общемировой
ценности после проведения в их стенах Основных проектов биеннале и пристального внимания зарубежных экспертов, высоко оценивающих качество этих сооружений.
• Сформировался новый язык, способный описать конструктивизм в понятных категориях для любого посетителя выставок - это язык социальной истории конструктивизма, человеческого опыта взаимодействия с этой архитектурой.
• Удалось доказать, что архитектура конструктивизма стала базой для развития современной архитектуры. В ней впервые была заложена та функция городского жилья, что для нас сейчас естественна и злободневна.
• Привлечь внимание к проблеме неудовлетворительного состояния памятников конструктивизма, причина которого лежит не в изначальном качестве строительных материалов, а в отсутствии правильной эксплуатации сооружений, отсутствии школы реставрации и сохранения конструктивизма.
Биеннале актуализировала наследие конструктивизма в аспекте его «духовного освоения», дала импульс к формированию запроса на развитие темы конструктивизма в Екатеринбурге, городе, исторический облик которого сформировался благодаря этому стилю. На волне биеннале организован целый ряд параллельных проектов, посвященных этой теме. В городе появилась культурная инфраструктура, активно работающая над проблемой сохранения и развития градообразующего стиля.
Появились первые примеры успешной консервации и реставрации наследия: Проект сохранения «Белой башни», проект создания музея конструктивизма «Ячейка F»». От «духовного освоения» удалось перейти к освоению физическому.
Биеннале удалось сформировать новый бренд - «Екатеринбург - столица конструктивизма». Конструктивистские здания становятся символами города в его айдентике17з, СМИ регулярно освещают темы, связанные с наследием конструктивизма.
Обзор мирового опыта позволяет сделать вывод, что важным шагом к более активным действиям по сохранению архитектурного наследия конструктивизма может стать включение этих памятников в номинацию на включение в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Ле Корбюзье называл дом машиной для жилья174, но управлять ей должен человек. От его нужд, его комфорта отталкиваются все детали конструктивистских сооружений. Архитектура конструктивизма была задумана не для отдельных коммун в отдельно взятой стране, а для любого современного человека. Эта архитектура в первую очередь антропоцентрична, в её центре - человек.
Существует практический опыт сохранения модернистской архитектуры, на который можно опереться, сформирован социальный запрос на сохранение наследия конструктивизма среди горожан. Реставрация, возвращение первоначального облика, возвращение изначальной функции или, если это возможно, адаптация к новой функции - всё это позволит стать памятникам конструктивизма полезными для человека и сегодня.
Подобные работы
- БИЕННАЛЕ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



