Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Неоплатонизм Флавия Клавдия Юлиана как синтез философии, мифологии и теургии

Работа №129005

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Мифология в структуре неоплатонического учения Юлиана: исток и особенности интерпретации 8
1.1 Осмысление мифологии в творчестве Плотина 11
1.2 Особенности интерпретации мифологии в творчестве
Порфирия 14
1.3 Место мифологии в учении Ямвлиха 19
1.4 На подступах к Юлиану: миф в системе Саллюстия 23
1.5 Место мифологии в неоплатонической системе Юлиана 27
Глава II. Неоплатоническое осмысление теургии и особенности ее интерпретации в пергамской школе (Саллюстий, Юлиан) 35
2.1. Неоплатоническое осмысление теургии 35
2.2 Единство неоплатонизма в связи с понятием теургии 46
2.3 Соотношении неоплатонической теургии и магии 52
2.4 Особенности понимания теургии в пергамском неоплатонизме
(Саллюстий, Юлиан) 55
Глава III. Единство философии, мифологии и теургии на примере неоплатонического толкования феномена света Юлианом 63
3.1 Обзор существующих подходов к интерпретации
онтологической системы Юлиана 65
3.2 Единое как первоисточник света 71
3.3 Гелиос как источник видимого света 74
3.4 Гелиос как основание теургического действия 78
3.5 Проявление света в чувственном космосе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89


Актуальность темы исследования. В фокусе данного исследования неоплатоническое учение римского императора Флавия Клавдия Юлиана (331 - 363). Именно неоплатонизм Юлиана стал тем основанием, на котором строились религиозные политические реформы императора. Культура поздней античности в целом и фигура Юлиана в частности на протяжении столетий вызывали интерес исследователей, особенно он усиливался в переходные периоды, привлекая типологическим сходством эпох. Сегодня мы можем видеть те же причины возрастания интереса к творчеству и деятельности Юлиана. В частности, за последние четверть века были осуществлены фундаментальные исследования творчества Юлиана. Это, прежде всего, работы П. Атанассиади [52], С. Эльм [65], Х. К. Тейтлера [69]. Опираясь на исследования своих предшественников, а именно труды Р. Браунинга [60], Г. Бауэрсока [57] и др., они предложили новые интерпретации учения Юлиана, рассматривая его в более широком культурном, политическом, религиозном контексте поздней античности.
Стремление понять основные векторы политических изменений второй половины XX - начала XXI века актуализировало обращение к исследованию деятельности политических реформаторов в истории. Исследование политической деятельности Юлиана и разработанная им политическая теория (Е.А. Пак [37], М.А. Ведешкин [24], А.А. Новиков [36], А.В. Муравьев [35], Д.Е. Фурман [49] и др.) оказались востребованы не только историками политической мысли, но и вызвали интерес в контексте осмысления современной политики.
Религиозные реформаторские движения, интерес к неоязычеству актуализировал обращение к анализу творчества Юлиана как борца за сохранение языческой культуры (Я.И. Алфионов [21], А. Вишняков [25] и др.). Его критика христианства, обоснование необходимости реформ в области религии сегодня вызывают интерес не только у специалистов по истории религии, но и оказываются предметом обсуждения в широком гуманитарном пространстве. Свидетельством возросшего интереса к личности и творчеству Юлиана можно считать издание в 2016 году его трудов в новом русском переводе Т.Г. Сидаша [3]. Издание полного собрания работ Юлиана сделало очевидной необходимость их комплексного изучения. В этом отношении обращение к изучению неоплатонического философского учения Юлиана, выступающего основой его политических и религиозных воззрений, представляется актуальным и восполняет лакуну в отечественной истории античной философии.
Степень научной разработанности. Тот факт, что неоплатонизм представляет собой нечто большее, нежели только философскую систему, подчеркивали и подчеркивают многие исследователи. Так, например, М.М. Филиппов прямо пишет, что неоплатонизм является не только философской системой, но и религиозной [48, с. 275]. К. Хелмиг и А. Варгас тоже настаивают на религиозной составляющей неоплатонического учения, при этом отмечают, что основанное на осмыслении неоплатониками понятия теургии противопоставление в истории самого неоплатонизма его религиозной и философской составляющих является ошибочным [66, р. 257].
Вопросы связи неоплатонизма и теургии были центральными для таких исследователей, как Ж. Биде [56], С. Айтрем [64], Э. Доддс [63], А.Ф. Лосев [30; 31], и интерес к этой проблематике сохраняется и сегодня. Об этом свидетельствуют исследования К. Хелмига, А. Варгаса [66], а так же А.В. Петрова [38], Туомо Ланкилы [68] и др. Однако внимание названных исследователей прежде всего концентрировалось на фигуре и учении Ямвлиха, традиционно уделялось внимание и в целом афинскому неоплатонизму, который на сегодняшний день представляется достаточно полно изученным. Этого нельзя сказать о пергамском неоплатонизме и неоплатонизме Юлиана, в частности.
Однако следует отметить предпринятые исследования творчества Юлиана такими специалистами, как П. Атанассиади [52] и Т. Крулак [67]. Атанассиади указывает, что Ямвлих сделал лишь первые шаги по внедрению в неоплатонизм ритуала, важные усилия в том направлении предпринял именно Юлиан [52, р. 6]. Крулак рассматривает проблему места теургии в пергамском неоплатонизме на примере трактовки Саллюстием и Юлианом феномена жертвоприношения. Можно выделить и работу Э. Кларк [61], посвященную исследованию связи божественного и человеческого у Саллюстия, а так же работы С. Брэдбери [58] и Н. Белайче [55], посвященные вопросу кровавого жертвоприношения, в том числе в пергамском неоплатонизме.
Ряд исследователей предлагает понимать неоплатонизм как некую форму выражения античного мировоззрения, как пишет Т.В. Попова, в лице Юлиана язычество дало последний бой христианству [43, с. 226]. А Е.Г. Рабинович, например, подчеркивает, что неоплатонизм является формой сохранения античной, языческой культуры и в этом смысле она называет его идеологией, находя термин «философия» слишком узким для обозначения того комплекса духовных аспектов, которые охватывает неоплатонизм [46, с. 106]. Одним из способов подобного сохранения античной культуры было активное использование «мифологического языка». Осмысление неоплатонизмом мифологии интересовало и интересует исследовательское сообщество (Люк Бриссон [59], Т.В. Попова [42; 44], А.Ф. Лосев [30; 31; 32] и др.). Атанассиади указывает на то, что неоплатонизм инкорпорировал практически всю философию античности (за исключением скептицизма и эпикурейства), но кроме философии неоплатонизм вобрал в себя саму античную историю. Неоплатонизм стал последней творческой конструкцией эллинизма во многом благодаря осмыслению мифа, когда Гомер и Орфей оказываются в одном ряду с философами [52, р .5]. Т. В. Попова также отмечает, что неоплатоники на материале языческой мифологии создали целую религиозно-философскую систему [42, с. 415]. П.П. Блонский, занимаясь исследованием творчества Плотина, пришел к выводу, что его философия тесна связана с мифологией, так как философия не есть результат только работы отвлеченного ума, но и чувства, не только абстракции и умозрительные понятия являются составными элементами философии Плотина, но и конкретные образы, чем объясняется связь философии с мифологией и поэзией в неоплатонизме [22, с. 47]. А.Ф. Лосев выражал уверенность в том, что без мифологии не существует никакого античного неоплатонизма [32, с. 616].
Однако, несмотря на понимание того, что неоплатонизм не может быть рассмотрен только как узкое философское направление, исследований, посвященных комплексному изучению неоплатонизма в связи с его мифологическим и ритуальным содержанием, отечественными исследователями не проводилось; не предпринимались в этом аспекте и исследования учений отдельных представителей неоплатонизма, к их числу можно отнести и неоплатоническую систему Флавия Клавдия Юлиана.
Объект исследования: античный неоплатонизм.
Предмет исследования: неоплатонизм Флавия Клавдия Юлиана
Цель исследования: раскрыть неоплатоническое учение Флавия Клавдия Юлиана как синтез философии, мифологи и теургии. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие мифа в неоплатонизме от Плотина до Юлиана и раскрыть особенности неоплатонического понимания мифологии.
2. Показать место мифологии в неоплатонизме Юлиана.
3. Проанализировать понятие «теургия» и раскрыть особенности осмысления теургии в неоплатонизме.
4. Определить место теургии в пергамском неоплатонизме (Саллюстий, Юлиан).
5. Выяснить основания возможности теургического действия в неоплатоническом учении Юлиана.
6. Выявить особенности и структуру неоплатонического учения Юлиана.
7. На примере неоплатонического толкования Юлианом феномена света раскрыть специфику неоплатонизма Флавия Клавдия Юлиана как синтеза философии, мифологии и теургии.
Методология исследования. Реализация поставленных задач будет осуществляться в рамках историко-философского подхода с использование общенаучных методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а так же метода историко-философской реконструкции. Кроме этого, будет осуществлен текстологический анализ сочинений неоплатоников.
Научная новизна работы заключается в том, что на основе комплексного исследования наследия и деятельности Флавия Клавдия Юлиана, рассмотренных в контексте развития идей неоплатонизма, его учение представлено как синтез философии, мифологии и теургии.
Исследовательская гипотеза состоит в том, что неоплатонизм Юлиана представляет собой синтез философии, мифологии и теургии, обусловленный логикой развития неоплатонического учения как такового.
Для доказательства данной гипотезы мы используем две основные стратегии. Первая заключается в содержательном анализе понятий философии, мифологии и теургии в неоплатонизме, начиная с Плотина и заканчивая Юлианом. Это позволяет нам видеть контекст мысли Юлиана, осмыслить влияния предыдущей традиции, которые сыграли значимую роль в становлении неоплатонического учения императора. Данная стратегия ориентирована в первую очередь на выявление теоретических особенностей понимания составляющих элементов неоплатонического учения. Вторая стратегия заключается в реконструкции и анализе неоплатонического толкования Юлианом феномена света, в ходе которого будет наглядно продемонстрировано, каким образом проявляет себя единство философии, мифологии и теургии в неоплатонизме Юлиана.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования мы выявили проблемную область в изучении неоплатонического учения, и пришли к следующим результатам. Изучили развитие понятия мифа в истории неоплатонизма от Плотина до Юлиана, вследствие чего было обнаружено, что Юлиан довел до конца основные тенденции, которые были заложены с самого основания неоплатонического учения и выстроил целостную теоретическую систему мифологии и включил ее в состав собственного неоплатонического учения. Также было изучено положение теургии в неоплатонизме, особенности ее инкорпорации и то, каким образом Юлиан подстраивает теургическое учение под собственную теолого-мифологическую систему. Помимо этого мы проследили на примере конкретного толкования феномена света, каким образом данная система работает, и пришли к выводу, что Юлиан понимает свет как некий «каркас» самого универсума, на который наслаивается философское, мифологическое и теургическое содержание. Такое понимание неоплатонизма как синтеза философии, мифологии и теургии, в конечном счете, позволило Юлиану представить античную языческую культуру в новом свете и противопоставить ее новым зарождающимся традициям, прежде всего, христианству.


1. Августин Блаженный. О граде Божием. Т. 1-4 М.: Спасо¬
Преображенский Валаамский монастырь, 1994.
2. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т. 1-4. М.: Мысль, 1976-1984.
3. Император Юлиан. Полное собрание творений / сост. Т.Г. Сидаша. СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2016.
4. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1990-1994.
5. Плотин. Об Эросе // А.Ф Лосев. История античной эстетики. Поздний эллинизм / пер. А.Ф. Лосева. М.: «ACT», 2000. С. 619-630.
6. Плотин. Первая эннеада / пер., вступ. ст., коммент. Т. Г. Сидаша, Р. В. Светлова. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2004. 320 с.
7. Плотин. Пятая эннеада / пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2005. 320 с.
8. Плотин. Третья эннеада / пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша; вступ. ст. Т. Г. Сидаша и Д. Ю. Сухова. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2004. 480 с.
9. Плотин. Четвёртая эннеада / пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2004. 480 с.
10. Плотин. Шестая эннеада. Трактаты VI-IX / пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2005. 416 с.
11. Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / пер. М. Л. Г аспарова. М.: Мысль, 1986. с. 427-440
12. Порфирий. О пещере нимф // Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 2 / пер. А.А. Тахо-Годи. М.: Искусство, 1988. с. 383-395
13. Порфирий. О философии из оракулов // Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства / пер. А. Б. Рановича. М.: Издательство политической литературы, 1990. с. 351-353
14. Порфирий. Подступы к умопостигаемому // EXQAH / пер. С.В. Месяц. 2008. Т. 2(2). С. 277-308
15. Порфирий. Труды. Том I / сост. Т.Г. Сидаш. СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2017. 800 с.
16. Саллюстий. О богах и мире // Император Юлиан. Полное собрание творений / пер. Р. Б. Кочеткова и Т. Г. Сидаша. СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2016. с. 657-679
17. Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. с древнегреч., комментарий и предисловие И.Ю. Мельниковой. М.: Алетейа, 2004. 208 с.
18. Porfirio. Lettera ad Anebo / Ed. A. R. Sodano. Napoli, 1958.
19. The Works of Emperor Julian / Trans. W.C. Wright. Vol. I-III. (Loeb Classic Library) London: W. Heinermann; New-York: G.P. Putnem and Sons, 1923.
Исследования:
20. Аверинцев С.С. Неоплатонизм перед лицом платоновой критики мифопоэтического мышления // Платон и его эпоха / Отв. ред. Ф.Х. Кессиди. М.: Наука, 1979. С. 83-98.
21. Алфионов Я. И. Император Юлиан и его отношение к христианству. Изд. 3-е. M.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 472 с.
22. Блонский П.П. Философия Плотина. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1918. 368 с.
23. Ведешкин М.А. «Когда я вышел уже из детского возраста, мой путь
лежал через труды Платона и Аристотеля»: Аристотель и
перипатетическая традиция в куррикулуме Юлиана Отступника // История философии. 2017. Т. 22, № 2. С. 20-28.
24. Ведешкин М.А. Языческая оппозиция христианизации римской империи (IV-VI вв.): дис. ... канд. ист. наук. Москва - Белгород, 2014. 295 с.
25. Вишняков А. Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла, архиепископа Александрийского в связи с предшествующей историей литературной борьбы между христианами и язычниками. Симбирск: Губернская типография, 1908. 125 с.
26. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное / пер. с англ., коммент. и указатель С. В. Пахомова; Послесл. Ф. X. Кессиди. СПб.: Алетейя, 2000. 507 с.
27. Дугина Д.А. Политический платонизм императора Юлиана // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Т. 7, № 2A. C. 32-38.
28.Зелинский Ф. Ф. История античных религий. СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2018. Т. 5, кн. 2. 560 с.
29. Курдыбайло Д.С. О понятии «символ» в трактате Порфирия «Об изваяниях» (Peri agalmaton) // Вопросы философии. 2018. №. 10. С. 164 -174
30. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. М.:
Искусство, 1988. Кн. 1. 414 с.
31. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. М.:
Искусство, 1988. Кн. 2. 447 с.
32. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: «ACT», 2000. 960 с.
33. Месяц С.В. Дискуссии об эфире в Античности // Космос и Душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы) / Общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 63-101.
34. Месяц С.В. Проблема начала в неоплатонизме и учение Ямвлиха о двух единых // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2007. Т. 8(2). С. 81-91.
35. Муравьёв А.В. Юлиан Отступник и ранневизантийская политическая теория в IV—V вв. : автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1995. 17 с.
36. Новиков А.А. Политические идеи и политическая теория императора Флавия Клавдия Юлиана: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1993. 155 с.
37. Пак Е.А. Политическая деятельность и литературное творчество императора Юлиана Отступника: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2014. 187 с.
38. Петров А.В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. СПб.: Издательство РХГИ; Издательский Дом СПбГУ, 2003. 415 с.
39. Петров В.В. «Многосветлая цепь»: Солнце в позднеантичном платонизме и «Ареопагитском корпусе» // HAATQNIKA ZHTHMATA. Исследования по истории платонизма / ред. В.В. Петров. М.: Кругъ,
2013. С. 240-264.
40. Петров В.В. ГицРоХа и оитОрцата в теургическом неоплатонизме Ямвлиха и Прокла // HAATQNIKA ZHTHMATA. Исследования по истории платонизма / ред. В.В. Петров. М.: Кругъ, 2013. С. 210-226.
41. Петрова М.С. Солнечный монотеизм у Макробия // HAATQNIKA ZHTHMATA. Исследования по истории платонизма / ред. В.В. Петров. М.: Кругъ, 2013. С. 226-240.
42. Попова Т.В. Гомер в оценке неоплатоников // Древнегреческая литературная критика / от. ред. Л. А. Фрейберг. М.: Наука, 1975. С. 415-453.
43. Попова Т.В. Письма императора Юлиана // Античная эпистолография. Очерки. М., 1967. С. 226-259.
44. Попова Т.В. Аллегорическое толкование античной мифологии в сочинениях императора Юлиана // Проблемы античной культуры. Тбилиси, 1975. С. 447-454.
45. Попова Т.В. Литературная деятельность Флавия Клавдия Юлиана: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 1969. 23 с.
46. Рабинович Е.Г. «Золотая середина»: к генезису одного из понятий античной культуры // Вестник древней истории. 1976. N 3(137). С. 92-107.
47. Сидаш Т.Г. Статьи // Император Юлиан. Полное собрание творений / сост. Т.Г. Сидаш; ред. С. Д. Сапожникова. СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2016. С. 933-1076.
48. Филиппов М.М. История философии с древнейших времен. СПб.: изд. К.Н. Кубинского, 1911. 321 с.
49. Фурман Д.Е. Внутренняя политика императора Юлиана (361-363гг.) автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1968. 12 с
50. Athanassiadi P. A Contribution to Mithraic Theology: The Emperor Julian's «Hymn to King Helios» // The Journal of Theological Studies. 1977. Vol. 28(2). P. 360-371.
51. Athanassiadi P. Dreams, Theurgy and Freelance Divination: The Testimony of Iamblichus // The Journal of Roman Studies. 1993. Vol. 83. P. 115-130.
52. Athanassiadi P. Julian: an Intellectual Biography. New York: Routledge,
2014. 249 p.
53. Azize J. The Phoenician solar theology : an investigation into the Phoenician opinion of the sun found in Julian’s «Hymn to King Helios». Piscataway (New Jersey): Gorgias Press, 2005. 344 p.
54. Barnes T.D. Constantine and Eusebius. Cambridge: Harvard University Press, 1981. 458 p.
55. Belayche N. Sacrifice and theory of sacrifice during the «pagan reaction»: Julian the emperor // Sacrifice in Religious Experience / ed. A.I. Baumgarten. Leiden; Boston; Koln: Brill, 2002. P. 101-126. (Studies in the history of religions; Vol. 93)
56. Bidez J. La Vie de Timpereur Julien. Paris, 1930.
57. Bowersock G. Julian the Apostate. Cambridge: Harvard University Press, 1978. 135 p.
58. Bradbury S. Julian's Pagan Revival and the Decline of Blood Sacrifice // Phoenix. 1995. Vol. 49(4). P. 331-356.
59. Brisson L. How Philosophers Saved Myths: Allegorical Interpretation and Classical Mythology. Chicago: Chicago University Press, 2004. 221 p.
60. Browning R. The Emperor Julian. Berkeley: University of California Press, 1976. 256 p.
61. Clarke E.C. Communication, Human and Divine: Saloustious Reconsidered // Phronesis. 1998. Vol. 43(4). P. 326-350.
62. Dodds E. The Parmenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic «One» // The Classical Quarterly. 1928. Vol. 22, N 3/4. P. 129-142.
63. Dodds E. Theurgy and Its Relationship to Neoplatonism // The Journal of Roman Studies. 1947. Vol. 37. P. 55-69.
64. Eitrem S. La theurgie chez les Neo-platoniciens et des Papyrus Magiques // Symbolae Osloenses. 1942. Fasc. XXII. P. 49-79.
65. Elm S. Sons of Hellenism, Fathers of the Church: Emperor Julian, Gregory of Nazianzus, and the Vision of Rome. Berkeley, California: University of California Press, 2012. 553 p.
66. Helmig C., Vargas A. Ascent of the Soul and Grades of Freedom. Neoplatonic Theurgy between Ritual and Philosophy // Fate, Providence and Moral Responsibility in Ancient, Medieval and Early Modern Thought: Studies in Honour of Carlos Steel / ed. P. D’Hoine; G. Van Riel. Leuven (Belgium): Leuven University Press, 2014. P. 253-266.
67. Krulak T. Ouoia and Theurgy: Sacrificial Theory in Fourth- and Fifth¬Century Platonism // The Classical Quarterly. 2014. Vol. 64(1). P. 353-382.
68. Lankila T. Post-Hellenistic Philosophy, Neoplatonism, and the Doxastic Turn in Religion: Continuities and Ruptures in Ancient Reflections on Religion // Numen. 2016. Vol. 63(2/3). P. 147-166.
69. Teitler H. C. The last pagan emperor: Julian the Apostate and the war against Christianity. New York: Oxford University Press, 2017. 271 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ