ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….с.3-5
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН……………………………………с.6-30
1.1. Понятие, сущность и виды безработицы………………………..с.6-14
1.2. Законодательство, регулирующее основы социальной защиты безработных граждан………………………………………………………….с.14-19
1.3. Основные субъекты, формы и методы оказания помощи безработным……………………………………………………………………с.20-30
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ…………………………..с. 31-46
2.1. Структура и полномочия Департамента федеральной государственной службы занятости по Хабаровскому краю…………….с.31-37
2.2. Приоритетные задачи Департамента федеральной службы занятости в сфере социальной защиты безработных граждан в Хабаровском крае…………………………………………………………………………….с.38-45
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ……………………………с.47-65
3.1. Состояние и проблемы занятости в Хабаровском крае в 2000-2004 гг…………………………………………………………………………….…..с.47-53
3.2. Перспективы развития рынка труда в Хабаровском крае…..с.53-56
3.3. Основные направления совершенствования социальной защиты безработных граждан в деятельности Департамента федеральной службы занятости населения по Хабаровскому краю…………………………….с.57-65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..с.66-67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Начавшиеся в конце 80-х годов 20 века в России преобразования в социально-экономической, общественно-политических сферах подтолкнули страну на грань экономической и демографической катастрофы, вызвали процессы «десоциализации» в обществе.
Это предопределяет объективную необходимость резкого усиления государственного внимания к нуждам граждан, которые в результате экономической неразберихи стали безработными.
Российская Конституция 1993 года определяет социальную политику государства – как один из важнейших способов защиты населения, подрастающего поколения. Произошедшие в последние годы процессы стабилизации общественно-политической и экономической обстановки в стране, увеличение числа комплексных программ решения социальных проблем граждан инициируют проведение исследований, касающихся вопросов социальной защиты граждан по разным направлениям.
Проблема безработицы в современной России является одной из наиболее актуальных. Вопросам предотвращения и снижения уровня безработицы посвящается много работ различных авторов как области юриспруденции так и социологии. В то же время, деятельность специализированных государственных органов, в ведении которых находится социальная защита безработных граждан, исследована недостаточно. Таким образом, вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Социальная защита безработных граждан – это просто одно из важнейших направлений социальной политики со стороны государства, это правовая обязанность, необходимый атрибут функционирования гражданского общества и основная задача в построении правового государства. И учитывая, что безработные граждане нуждаются в поддержке со стороны государства, социальная политика должна быть строго ориентирована на незащищенные слои общества.
Соответственно, стратегические цели этой политики должны определяться, исходя из требований и возможностей новых социальных условий, в которых оказались современное российское общество и исходя из потребностей людей.
Это, в свою очередь, требует глубокого и всестороннего анализа концептуального ядра проблем в области социальной защиты безработных граждан, и, прежде всего, различных аспектов законодательного регулирования правового статуса специализированных государственных органов по профилактике безработицы.
Проводимое в данной дипломной работе исследование, предоставит возможность определить причины и условия безработицы, ее виды, уяснить вопросы законодательного регулирования оказания социальной помощи безработным, рассмотреть на примере специализированного органа власти – Департамента Федеральной службы занятости населения по Хабаровскому краю деятельность по социальной защите безработных граждан.
Предметом настоящего дипломного исследования является нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность органов государственной власти по социальной защите безработных граждан.
Методологически правильное и эффективное с практической точки зрения исследование обозначенных вопросов объективно потребует выяснения таких понятий как безработица, Департамент Федеральной службы занятости населения по Хабаровскому краю.
Таким образом, целью настоящего дипломного исследования является выявление системы социальной помощи безработным гражданам на территории Хабаровского края, объектом исследования является деятельность Департамента Федеральной службы занятости населения по Хабаровскому краю.
Структура и объем дипломной работы определены с учетом целей и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Таким образом, подводя итог рассмотренной тематике, следует отметить, что на развитии ситуации, связанной с обеспечением занятости населения в Хабаровском крае сказывается особый территориальный характер удаленности нашего региона. Продолжается отъезд экономически активного населения в западные регионы страны, остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов во всех отраслях экономики. Продолжающийся процесс увеличения числа выпускников общеобразовательных учреждений края и заполнение имеющихся вакансиях на предприятиях всех форм собственности, по оценкам специалистов, начнется не ранее чем через несколько лет.
В этой связи ключевой задачей действий в сфере социальной защиты безработных граждан на ближайшую перспективу годы должна стать подготовка и реализация комплекса адекватных превентивных мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях перейти к эффективной занятости населения с достойным уровнем оплаты, обеспечивать развивающиеся потребности экономики в работниках соответствующей профессиональной квалификации, а также оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда.
Таким образом, на наш взгляд, первоочередными действиями в рассматриваемой сфере со стороны Департамента Федеральной службы занятости населения в Хабаровском каре должны стать:
1. Внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере занятости населения. Новое законодательство, регулирующее отношения в сфере занятости и социальной поддержки безработных граждан, должно быть направлено, прежде всего, на решение следующих задач:
обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, имея в виду, в том числе рассмотрение вопроса о введении страхового принципа при назначении пособий по безработице, учитывающего увязку размеров и сроков выплаты пособий по безработице со стажем работы, изменение периодов его выплаты в зависимости от ситуации на рынке труда и т.д.;
усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;
повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;
минимизация периода поиска работы и упреждение длительной безработицы;
2. Развитие качества рабочей силы и повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда.
В этих целях необходимо:
осуществлять разработку среднесрочного и долгосрочного прогноза профессионально-квалификационной структуры работников, занятых в отраслях экономики и в целом по Хабаровскому краю по укрупненным группам профессий и специальностей;
сформировать систему профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, как важнейшего средства развития профессиональной карьеры кадров;
развивать профессиональную ориентацию школьников, повышать их мотивацию к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
разработать и внедрить в практику работы центров профессиональной ориентации населения методы оценки профессиональной компетенции работников, планирования и сопровождения их профессиональной карьеры;
разработать меры, стимулирующие работодателей к развитию внутрипроизводственного обучения персонала.
Принимаемые меры позволят более эффективно использовать финансовые средства государственного бюджета, выделяемые на социальную защиту безработных граждан, привести профессионально-квалификационную структуру подготовки кадров в соответствие с прогнозом развития экономики, повысить качество трудовых ресурсов, развивать профессиональное обучение безработных граждан, как неотъемлемую составную часть непрерывного образования.
Кроме того, это позволит органам службы занятости и органам исполнительной власти Хабаровского края своевременно принимать превентивные меры по снятию напряженности в социальной сфере и сократить расходы федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.
1. Конституция РФ. – М.: НОРМА-М, 2003. – 123 с.
2. Гражданский кодекс РФ. – М.: НОРМА-М, 2003. – 1042 с.
3. Трудовой кодекс РФ. – М.: НОРМА-М, 2004. – 204 с.
4. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Сборник законодательства о труде. – М.: 2004. – 734 с.
5. Федеральный закон от 8.08.01 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с 11 февраля 2002 г.)// ЧОПы: Уч. - методическое пособие. – М.: 2004. – 167 с.
6. Федеральный о закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // Сборник законодательства о труде. – М.: 2004. – 734 с.
7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// СЗ РФ.-1999.- №2.- Ст. 3177
8. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.)// СЗ РФ.- 2003г.- №2. – ст. 2341
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. №99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» // Сборник законодательства о труде. – М.: 2004. – 734 с.
10. Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 г. № 875 // Сборник законодательства о труде. – М.: 2004. – 734 с.
11. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2003 г. №а568-р «Об утверждении Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг» // СЗ РФ. - 2003. - № 20, ст.1920.
12. Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утвержденное постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2000 г. № 3/1 // Сборник законодательства о труде. – М.: 2004. – 734 с.
13. Приказ Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. № 147/481 «О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними» // Правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности: Сборник законодательства. – М.: Щит, 2003. – 456 с.
14. Приказ Минтруда РФ от 30 ноября 2000 г. № 274»Об утверждении Положения о Департаменте федеральной государственной службы занятости» // Сборник законодательства о труде. – М.: 2004. – 734 с.
15. Закон Хабаровского края «Об охране труда в Хабаровском крае» // Охрана труда: Хабаровский край. – Хабаровск, 2003. – 294 с.
16. Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 26 февраля 2001 г. № 76 «Об Основных направлениях содействия занятости населения Хабаровского края на 2001-2003 годы»// Охрана труда: Хабаровский край. – Хабаровск, 2003. – 294 с.
17. Постановление Главы Администрации края от 20 декабря 1999 г. « 431 «Об отраслевых мероприятиях по развитию общественных работ в районах Хабаровского края на 2000-2001 годы» // Тихоокеанская звезда. – 2000. - №67
18. Положение о Департаменте федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю и Дальневосточному федеральному округу
19. Байтин М.И. Государство и политическая власть. – Саратов.: 1972. – 203 с.
20. Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. - М.: 1999, Т. 1,— 704 с.
21. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1984. – 178 с.
22. Винер Н. Кибернетика и общество. — М.: 1958. — 207 с.
23. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. – М.: «Экзамен», 2004. – 734 с.
24. Занятость населения в условиях перехода к рыночной экономике: Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород, 2002. – 105 с.
25. Зарицкий А.В. Гарантии прав личности при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики): Дисс. к.ю.н. Коломна, 1999. 34 С.
26. Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица. – М.: Департамент труда и занятости Правительства Москвы, 2002. – 107 с.
27. Карсон Р.Б. Что знают экономисты. — М.: 1993.—300 с.
28. Котляр А.Э., Кирпа И.К. Занятость населения и рынок труда России в условиях перехода к рыночной экономике. – М.: РГАТиЗ, 1999. – 345 с.
29. Комментарий к Трудовому кодексу под ред. Толкуновой В.Н. – М.: Проспект, 2003. – 504 с.
30. Кикоть В.Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан. // Права человека в России и правозащитная деятельность государства. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Юридический цент «Пресс», 2003. – 399 с.
31. Крапивин О.М. Работники-Профком-Работодатель. Их права и обязанности в трудовой сфере. М.: Научный центр профсоюзов, 2000.- 187 с.
32. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. - М., 2002. – 167 с.
33. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. - М., 1993. – 333 с.
34. Методические рекомендации Минтруда по обеспечению занятости населения. – М.: 2001. – 53 с.
35. Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России. М., 1996. 78 с.
36. Мировой рынок труда: новая реальность для России, СНГ. – М.: 2003. – 298 с.
37. Трудовое право: Учебник под ред. О.В. Смирнова. – М.: ТЕИС, 2002. – 607 с.
38. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: 1992. – 498 с.
39. Медведев О.М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения. - Тверь.:2003. – 187 с.
40. Щербаков А.И. Субъекты социальной защиты. – СПб.: Нева, 2003. – 306 с.
41. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право. – 1995. - №3
42. Кашепов А.В. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики. – 2003. - №5
43. Новак О. Будем спокойно трудиться // Тихоокеанская звезда. – 2002. - №67
44. Социально-экономическое развитие России за период 1992-2003 // Госкомстат РФ. – 2003. – №12. – с. 171-175
45. Горбачева Ж.А. Занятость не у дел // эж-ЮРИСТ. –июнь 2003. - № 24
46. Миляева Л., Койнаш Г. К вопросу комплексной оценки уровня конкурентоспособности работников промышленного предприятия // Человек и труд. - 2000. - № 4. - с.80.
47. Социально-экономическое развитие Хабаровского края за 2003 г. // Приамурские ведомости. – 2004. - №15
48. Титова Г. Обеспечение занятости населения // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2003. - № 51