Введение
Глава 1. Национальная безопасность: сущность и содержание
1. Понятие и основные положения теории национальной безопасности
2. Структура национальной безопасности и содержание ее элементов
3. Пограничная безопасность – важнейшая составляющая национальной безопасности государства
Глава 2. Система обеспечения национальных интересов Российской Федерации
1. Административно-правовое регулирование системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
2. Организационно-правовые формы специальных органов государственного управления в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
3. Федеральная служба безопасности как субъект обеспечения национальной безопасности России в пограничной сфере
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации всегда была актуальной, но наиболее остро она обозначилась в последние годы. Об этом можно судить по содержанию важнейшего политического документа государства – Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В отличие от прошлых посланий, где речь шла о необходимости укрепления государства, ответственности его властных структур, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2008 г. дана оценка ситуации в стране и ее положения в мире, определены долгосрочные приоритеты в социальной сфере, в экономике, внешней и внутренней политике. Отмечено, что ситуация в России начала меняться к лучшему, что страна не только преодолела длительный период спада производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. За период с 2000 года более чем в два раза увеличились реальные доходы населения, почти вдвое сократились масштабы бедности.
Но Россия только тогда займет достойное положение в мире и сможет сохранить государственность и суверенитет – если ее граждане будут уверены в том, что все усилия государства направлены на защиту их кровных интересов: на улучшение их жизни, повышение их благосостояния и их безопасности.
Но не только ситуация в стране актуализировала проблему обеспечения национальной безопасности. Во многом это связано с формированием государственности, новых общественных отношений, которые обозначились сразу после принятия в 2000 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Важнейшими факторами, которые обусловили и усугубили проблему, являются несовершенство законодательства России в сфере обеспечения национальной безопасности и уровень преступности в стране.
За прошедшие годы Концепция национальной безопасности дважды подвергалась существенным изменениям (2002 и 2005 гг.), неоднократно вносились изменения в Закон Российской Федерации «О безопасности». Вступили в силу многочисленные нормативные правовые акты, предметом регулирования которых являются вопросы обеспечения национальной безопасности России.
Тем не менее, многие проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации остались неразрешенными. Теоретически их следует разделить на три блока.
Во-первых, проблемы толкования термина «национальная безопасность». Данная проблема действительно актуальна, поскольку различные трактовки термина, оценки содержания понятия приводят к неоднозначному пониманию проблемы, а на практике – к принятию несогласованных управленческих решений. Проблема усугубляется еще и тем, что единое толкование понятийного аппарата не установилось как на законодательном, так и на исследовательском уровне.
Во-вторых, проблемы соответствия национального и международного законодательства (например, организация борьбы с финансированием терроризма, создание и разработка механизма социальной поддержки жертв терроризма и т.д.) не разрешены в полной мере, что затрудняет международное сотрудничество в сфере безопасности.
В-третьих, проблемы, связанные с закреплением положений Концепции национальной безопасности в законодательстве Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актах. Анализ законодательства в области национальной безопасности выявил многочисленные несоответствия среди правовых актов всех выше перечисленных уровней. Достаточно только сказать, что существующие Доктрины (военная, образования, информационной безопасности), Концепции (внешней политики РФ, регулирования миграционных процессов и т.д.) в значительной степени и шире раскрывают угрозы национальной безопасности в соответствующих сферах, чем это сделано в Концепции национальной безопасности.
Вместе с тем, системно организованного, четко иерархически выстроенного законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности до настоящего времени нет. Одним из многочисленных примеров, подтверждающим данное утверждение является активная работа по формированию регламентов в рамках административной реформы в Российской Федерации.
Но не только объективная ситуация в стране и несовершенство законодательства значительно изменили взгляды на национальную безопасность. Зарубежный опыт, позиция политиков и ученых также повлияли на это – появился даже термин «общечеловеческая безопасность». Такое новое понимание национальной безопасности на первый план защиты ставит интересы личности: материальное благосостояние, качество окружающей среды, права человека и т.п.
Изложенные аргументы позволяют констатировать актуальность темы исследования как с теоретической, так и с практической точек зрения. Таким образом, данная тема представляет интерес для научного исследования.
В отечественной науке проблемы, связанные с национальной безопасностью, привлекают внимание многих современных специалистов: политологов, философов, социологов, экологов, экономистов. Это А.Е. Зюскевич, Ю.Д.Казанчев, Р.А. Каламкарян, Н.П. Кириллова, И.М. Мацкевич, Ю.И. Мигачев, Б.Ф. Старов, В.Г. Стрекозова, А.А. Тер-Акопов, С.В. Тихомиров, К.В. Фатеев.
Среди ученых административистов следует особо отметить труды Д.Н. Бахраха, А. В. Высоцкого, И.М. Гуткина, В.И. Захаренко, Б.М, Клименко, А.А. Першина, А.А. Порк, Э.А. Пушмина, В.Б. Рушайло, А.Д. Шерстнева и других.
С учетом специфики рассматриваемой темы отдельные вопросы в данной области рассматривали В.А. Балашов, С.Н. Булашов, В.В. Ласточкин, П.Н. Саклаков, В.Е. Чеканов и др.
Объект исследования. Объектом исследования выступают урегулированные нормами административного и других отраслей права общественные отношения, складывающиеся в области деятельности специальных органов государственного управления в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в области деятельности специальных органов государственного управления в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Целью исследования является системное исследование вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе определены следующие основные задачи:
- изучение нормативно-правовой базы и трудов ученых в области национальной безопасности;
- установление понятия и структуры национальной безопасности Российской Федерации;
- выделение пограничной безопасности как одной из составляющих национальной безопасности;
- определение видов и методов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- рассмотрение системы органов, обеспечивающих национальную безопасность России;
- рассмотрение роли, места и особенностей деятельности по обеспечению национальной безопасности со стороны Федеральной службы безопасности РФ.
Исследование темы базируется на положениях административного, конституционного, военного права. Информационную базу исследования составили нормативные акты конституционного и отраслевого характера.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, материалы периодической печати.
Методологическую основу исследования составляют: исторический, системный, социологический, логический и сравнительно-правовой методы.
Новизна исследования определяется комплексным подходом к изучению административно-правового регулирования в сфере национальной безопасности.
Теоретическая значимость заключается в том, что на основе анализа проблем организации и деятельности органов государственного управления в сфере национальной безопасности выявлены недостатки регламентации их правового статуса.
В связи с вышеизложенными целями и задачами исследования, определена и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, подводя итог дипломной работе, сделаем следующие выводы.
Современные проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно-правовом и административно-правовом аспектах обеспечения национальной безопасности нашего государства.
Административное законодательство, принятое по вопросам обеспечения национальной безопасности, берет истоки в нормах Конституции РФ, Закона РФ от 6 марта 1992 г. "О безопасности" и Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает обеспечение безопасности граждан и обеспечение безопасности государства в качестве критериев для ограничения в ряде случаев основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, относит безопасность к предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Закон РФ "О безопасности" вводит такую категорию, как "жизненно важные интересы личности, общества и государства"; определяет безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"; признает основными объектами безопасности "личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность"; закрепляет понятие системы безопасности Российской Федерации и рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации вводит такие социально-правовые категории, как "национальная безопасность Российской Федерации" и "национальные интересы".
Концепции национальной безопасности отводится основополагающая роль. Для укрепления научных основ национальной безопасности предлагается законодательно закрепить и конкретизировать "пакетом нормативно-правовых актов" все положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Пакет весьма весомый. Только по вопросам оборонно-промышленного комплекса и обороны Правовое управление Аппарата Совета Федерации предлагает принять 58 новых отраслевых законов. Должно быть приведено в соответствие с Концепцией национальной безопасности все действующее законодательство в сфере национальной безопасности.
Следует все остальное законодательство в области национальной безопасности не только подстроить под Концепцию, но и дополнить наименования соответствующих законов прилагательным "национальный".
Говорить о национальной безопасности государства допустимо, разумеется, когда речь идет о национальной доктрине, то есть о наиболее общих представлениях о месте и роли государства в системе международных отношений, об его исторических судьбах, стратегических целях и интересах нации, понимаемой как государство-нация. Анализ Концепции национальной безопасности показывает, однако, что в ней отсутствует понимаемая таким образом национальная доктрина. Недостаточно проработана геополитическая модель (место и роль России в мире), основные составляющие национальной безопасности - народ России, экономика, уклад общественной жизни, духовный потенциал. Эти геополитические понятия подменены абстрактными интересами личности, общества и государства. Не раскрыто определение национальной безопасности Российской Федерации как безопасности ее многонационального народа - носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации, данное в самой же Концепции национальной безопасности 2000 г.
Отсутствие национальной доктрины не позволяет сформулировать стратегические общенациональные интересы России и, как следствие, магистральные целевые установки, что проявляется прежде всего в аморфности официальных взглядов на федеративное устройство Российской Федерации, ее экономику и социальную сферу, оборону и внешнюю политику. В результате законодательная база в области национальной безопасности Российской Федерации носит фрагментарный характер, порождая локальные и разрозненные массивы правовых норм, что говорит об отсутствии целостного представления о том, что же представляет понятие "национальная безопасность". Результатом такого состояния нормативной базы в области национальной безопасности России стала аморфность самой Концепции национальной безопасности.
Необходимы разработка и принятие федерального закона "О пограничных войсках ФСБ России". Подобный законодательный акт не должен был бы дублировать имеющиеся нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения военной службы, а регулировал бы государственно-служебные отношения, связанные с выполнением пограничной службой возложенных на нее задач и функций в сфере обеспечения правового режима государственной границы РФ. Принятие такого закона позволило бы решить ряд вопросов, связанных с обеспечением пограничной безопасности, а также было бы промежуточным этапом на пути создания пограничной полиции.
Требуется разработка научно обоснованной концепции государственного управления в сфере обеспечения специальных административно-правовых режимов. Основой внимания к проблеме их формирования является механизм формирования и реализация стратегии государственной безопасности России, призванной обеспечить защиту национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз за счет политических, экономических, военных, правовых, научно-технических и иных возможностей государства.
Насущной проблемой является принятие комплекса нормативно-правовых актов, конкретизирующих и детализирующих различные аспекты оснований и порядка введения и реализации административно-правового режима чрезвычайного положения.
Например, отсутствует федеральный закон, определяющий статус Совета Безопасности России. Поспешность конституционного реформирования может привести к тому, что, не решив сегодняшних проблем, мы породим новые трудности в конституционном регулировании общественных отношений. Вместе с тем Конституция РФ не должна быть иконой. В перспективе можно и нужно будет внести поправки в Основной закон по тем проблемам, по которым будет достигнуто согласие между большинством политических сил общества.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации. – М., 2002.
2. Российская Федерация. Законы. О Правительстве Российской Федерации: федер. конституционный закон: [от 17 декабря 1997 г. №2 – ФКЗ; с последующими дополн. и изм.].
3. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон : [от 30 декабря 2001 г. №196 – ФЗ с последующими изм. и доп.].
4. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон : [от 13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ; с последующими изм. и доп. ].
5. Российская Федерация. Законы. О Федеральной службе безопасности : федер. закон : от 30 июня 2003 г. № 86 – ФЗ; с последующими изм. и доп..
6. Российская Федерация. Законы. О внешней разведке : федер. закон : от 10 января 1996 г..
7. Российская Федерация. Законы. Об оперативно – розыскной деятельности: федер. закон: [от 12 августа 1995 г.].
8. Российская Федерация. Законы. О Государственной охране : федер. закон : [от 27 мая 1996 г. №57 - ФЗ].
9. Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон : [от 28 марта 1998г. №52 - ФЗ].
10. Российская Федерация. Законы. О статусе военнослужащих : федер. закон : [от 27 мая 1998г. № 76 – ФЗ; с последующими измин. и доп.].
11. Российская Федерация. Законы. Об обороне : федер. закон :[от 31 мая 1996г. №61 - ФЗ].
12. Российская Федерация. Законы. О противодействии терроризму : федер. закон : от 6 марта 2006 г. №35 - ФЗ.
13. Российская Федерация. Законы. О безопасности : федер. закон : от 5 марта 1992 г. № 2446-1 ; с последующими изменениями и дополнениями.
14. Российская Федерация. Законы. О Государственной границе Российской Федерации : федер. закон : от 1 апреля 1993 г.№4730-1; с последующими изм. и доп. .
15. Российская Федерация. Законы. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон: [от 15 августа 1996г. №114-ФЗ; с последующими изм. и доп.].
16. Российская Федерация. Законы. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерацию: федер. закон:[от 25 июля 2002 г. №115 – ФЗ; с последующими изм. и доп.].
17. Российская Федерация. Законы. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: федер. закон: [от 18 июля 2006г. №109- ФЗ; с последующими изм. и доп.].
18. Российская Федерация. Президент. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ: [от 9 марта 2004г. № 314; с последующими изм. и доп.].
19. Российская Федерация. Президент. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти; указ: [от 12 мая 2008г. № 724; с последующими изм. и доп.].
20. Российская Федерация. Президент. О концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ: [от 10 января 2000г.]
21. Российская Федерация. Президент. О мерах по противодействию терроризму: указ: [от 15 февраля 2006г. № 116].
22. Российская Федерация. Президент. О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации: указ: [от 11 марта 2003г.].
23. Российская Федерация. Президент. Положение о Совете Безопасности РФ: указ: [от 2 августа 1991 г. № 949].
24. Российская Федерация. Президент. Положение о Совете обороны РФ: указ: [от 26 июля 1996 г. № 1102].
25. Российская Федерация. Президент. Положение о порядке прохождения военной службы: указ:[от 16 сентября 1999 г. №1237].
26. Российская Федерация. Президент. Положение о Федеральной службе безопасности РФ: указ: [от 11 августа 2004 г. №960].
27. Российская Федерация. Президент. Положение о Федеральном агентстве по обустройстве Государственной границы РФ: указ: [от 11 октября 2007 г. №1369].
28. Российская Федерация. Президент. Положение о Министерстве обороны РФ: указ: [от 16 августа 2004 г. №1082].
29. Российская Федерация. Президент. Положение о Федеральной службе охраны РФ: указ: [от 7 августа 2004 г. №1013].
30. Российская Федерация. Президент. Положение о Министерстве внутренних дел РФ: указ: [19 июля 2004г. №927.].
31. Российская Федерация. Президент. Положение о Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: указ:[от 11 июля 2004г. №863, с изменениями от 21 октября 2005г., 21 апреля 2008г.].
32. Российская Федерация. Президент. Положение о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков: указ:[от 28 июля 2004г. №976, с изменениями от 10 сентября 2008г.]
33. Российская Федерация. Президент. Положение о военных комиссариатах: указ: [от 1 сентебря 2007г. №1132].
34. Российская Федерация. Президент. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию – М., 2007г.
35. Правительство Российской Федерации. О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» : постановление : [от 6 июня 2007г. №352].