Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


PR-технологии формирования и поддержания имиджа бюджетного авиаперевозчика в России

Работа №128918

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

реклама & PR

Объем работы111
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМ ИМИДЖЕМ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 7
1.1. Корпоративный имидж: понятие, формирование и восприятие 7
1.2. Особенности формирования имиджа бюджетной авиакомпании 18
ГЛАВА 2. РОССИЙСКИЙ РЫНОК БЮДЖЕТНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК:
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ 29
2.1. История и основные направления деятельности авиакомпании «Победа» .. 29
2.2. Коммуникационные технологии авиакомпании «Победа» 39
2.3. Каналы продаж авиакомпании «Победа» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Топ-10 бюджетных авиакомпаний в 2016 году 67
2. Экспертное интервью №1 68
3. Экспертное интервью №2 72
4. Экспертный опрос 79
5. Наблюдение №1 82
6. Наблюдение №2 84
7. Мониторинг СМИ: количество сообщений 86
8. Мониторинг СМИ: оригиналы и перепечатки сообщений 87
9. Мониторинг СМИ: МедиаИндекс сообщений 88
10. Мониторинг СМИ: характер сообщений 89
11. Мониторинг СМИ: динамика количества сообщений по источникам 90
12. Мониторинг СМИ: характеристика источников сообщений 91
13. Мониторинг СМИ: топ-100 резонансных событий 92
14. Социологический опрос №1 98
15. Социологический опрос №2 104


В условиях жесткой конкуренции компании вынуждены внедрять новые бизнес-модели, которые предложат иной потребительский опыт за меньшую стоимость. В качестве иллюстрации можно привести деятельность бюджетных авиакомпаний (лоукостеров), появившихся в середине XX века в США и получивших массовое развитие в 1990-е годы в Европе. Концепция предлагает крайне низкую плату за перелёт в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. В России бюджетные авиаперевозки получили развитие гораздо позже, чем в США и европейских странах. Лишь две компании рискнули в 2000-х годах внедрить данную бизнес-модель, но обе в 2011 году в итоге прекратили свою деятельность.
Очередная попытка была предпринята в 2014 году, когда крупнейший авиаперевозчик России «Аэрофлот» объявил о создании дочерней, третьей по счёту в истории страны, бюджетной авиакомпании «Добролёт». Несмотря на протекторат материнской компании, принадлежащей на 51% государству, лоукостер прекратил свою деятельность менее чем через два месяца после начала полётов. Причиной стали международные экономические санкции в связи с осуществлением полётов в Симферополь.
В конце 2014 года было объявлено о возрождении авиаперевозчика под брендом «Победа». За первый год компания получила прибыль в 37 млн. руб. при запланированных убытках в 1,5 млрд. руб., что доказало востребованность бизнес-модели среди потребителей. Однако, несмотря на финансовый успех, маркетинговая и коммуникационная стратегии авиаперевозчика регулярно подвергаются критике, как пассажирами, так и экспертами отрасли, поэтому важно определить причины неудовлетворённости услугами авиаперевозчика среди целевых групп общественности и сформировать рекомендации по улучшению имиджа и репутации авиакомпании «Победа».
Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений, поскольку рынок бюджетных авиаперевозок в России до сих пор находится на стадии развития и нуждается в исследованиях, посвящённых его перспективам.
Объектом исследования является имидж бюджетной авиакомпании в России, а предметом - способы и характер коммуникаций, используемых для его формирования и поддержания.
Целью данной работы является поиск и анализ причин неоднозначного отношения целевых групп общественности к авиакомпании «Победа» и подготовка практических рекомендаций по его улучшению.
Для этого автором были поставлены следующие задачи:
1. поиск и систематизация теоретического материала, посвящённого имиджу и его формированию;
2. изучение концепции лоукостера и опыта зарубежных бюджетных авиаперевозчиков;
3. анализ бизнес-стратегии и деятельности авиакомпании «Победа», а также её маркетинговой и коммуникационной политики;
4. организация и проведение экспертных интервью и социологического опроса среди целевых групп общественности;
5. выявление ошибок в маркетинговой и коммуникационной стратегии авиакомпании «Победа» и подготовка практических рекомендаций по их устранению.
Теоретическая база выпускной квалификационной работы представлена, прежде всего, книгами «Константы гудвилла» Ф. И. Шаркова, «Паблик рилейшнз для менеджеров» И. В. Алёшиной, «Основы теории связей с общественностью» А. Д. Кривоносова и «Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд» А. Н. Чумикова. В них рассматривается явление корпоративного имиджа, его структура, формирование и управление им. Полезными с точки зрения маркетинга и менеджмента оказались труды Ф. Котлера, Б. Джи, Г. Даулинга и Ф. Джефкинса. Также для подготовки материала были использованы издания «PR и продвижение в маркетинге» М. Р. Душкиной, «Основы бизнес-PR» О. Г. Филатовой и Д. П. Шишкина и «PR фирмы: технология и эффективность» Г. Л. Тульчинского, в них даны практические советы по применению инструментария связей с общественностью в корпоративной деятельности. Кроме того, автором настоящей работы были изучены научные статьи по имиджу.
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы представлена:
— результатами проведённых автором исследований;
— содержанием сайта авиакомпании «Победа» и её страниц в социальных сетях;
— документами и пресс-релизами авиакомпании «Победа» и различных государственных ведомств;
— нормативно-правовыми актами, регулирующими рынок пассажирских авиаперевозок в России и мире;
— отчётами системы «Медиалогия»;
— публикациями в деловых и отраслевых изданиях.
При подготовке данной выпускной квалификационной работы использованы следующие методы исследования:
— анализ документов, в том числе мониторинг СМИ;
— наблюдение (включённое полевое);
— интервью, в том числе экспертное;
— социологический опрос.
Результаты данной выпускной квалификационной работы могут иметь практическую значимость для бизнеса, поскольку они содержат рекомендации по работе с целевыми группами общественности, основанные на проведённых исследованиях.
Настоящая работа обладает новизной, поскольку на данный момент бюджетные авиаперевозки в России только развиваются и поэтому слабо изучены. В посвящённых им исследованиях анализируется преимущественно фирменный стиль лоукостеров и влияние ребрендинга на бизнес-деятельность. В свою очередь, в данной работе будут изучены PR-технологии формирования и поддержания имиджа и проблемы их внедрения.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и Приложениями. Первая глава посвящена изучению корпоративного имиджа и бизнес-модели лоукостера, вторая - анализу деятельности авиакомпании «Победа» и отношения к ней целевых групп общественности, а также разработке практических рекомендаций по улучшению маркетинговой и коммуникационной стратегии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Корпоративный имидж - это образ организации в глазах целевых групп общественности. Его формирование и поддержание может быть как стихийным - на основе деятельности компании, так и искусственным - с помощью инструментария связей с общественностью. Корпоративный имидж имеет огромное значение для любой организации, поскольку упрощает ей доступ к ресурсам и коммуникацию с целевыми группами, что в свою очередь повышает конкурентоспособность на рынке. Существует множество моделей формирования имиджа, однако почти все они начинаются с формирования видения, миссии, целей и ценностей организации, которые с помощью PR-технологий интегрированных коммуникаций транслируются целевым группам. Однако эти действия будут напрасными, если деятельность компании вызывает недовольство общественности, а товары или услуги не удовлетворяют потребителей.
В сфере услуг организации важно предоставлять клиентам уровень сервиса, соответствующий или превосходящий их ожидания. Иначе, как правило, происходит несоответствие текущего имиджа компании желаемому. Однако удовлетворение желаний клиентов становится сложным, если бизнес-модель организации предполагает снижение издержек, а значит, сервис без излишеств. Это особенно актуально для бюджетных авиаперевозчиков, также именуемых лоукостерами. В России данная бизнес-модель пока только получает развитие в лице авиакомпании «Победа», имидж которой является, по крайней мере, неоднозначным (см. Прил. 3-4). Впрочем, в ходе анализа её деятельности было выяснено, что отечественный лоукостер за исключением некоторых аспектов, обусловленных особенностями российского рынка пассажирских перевозок, полностью соответствует бизнес-модели, а также декларируемым стандартам сервиса (см. Прил. 5). Это подтверждается результатами проведённого автором опроса, согласно которым авиакомпания «Победа» оправдала или превзошла ожидания более, чем 43% её клиентов (см. Рис. 17 в Прил. 14). Кроме того, отечественный лоукостер готовы порекомендовать своим друзьям и близким почти 77% её пассажиров.
Однако автором настоящей работы в технологии взаимодействия с потребителями (Consumer Relations) были обнаружены критические ошибки, приводившие к недовольству предоставляемыми услугами. Причина неудовлетворённости заключается в том, что многие пассажиры получают неверную или неполную информацию об условиях перевозки и поэтому ожидают иной уровень сервиса, который лоукостер не предоставляет. Исследование каналов продаж и коммуникации выявило, что посредники авиакомпании «Победа» в лице онлайн-сервисов и агентств по бронированию авиабилетов упускают в описании базового тарифа следующие важнейшие детали перелёта: размеры ручной клади, отсутствие питания, невозможность возврата или обмена билета, платный багаж и его габариты.
Важно отметить, что сайт авиакомпании «Победа», через который реализуется 70% всех её авиабилетов, содержит всю информацию, необходимую потребителю. Это подтверждают результаты проведённого автором опроса (см. Рис. 8-9 в Прил. 15), согласно которому около 68% пассажиров считают тарифы и правила авиаперевозчика прозрачными и понятными. Таким образом, авиакомпании «Победа» следует уделить пристальное внимание тому, какую информацию о перелёте предоставляют посредники, доля которых среди каналов продаж составляет 24% (см. Прил. 2). Автор предполагает, что большинство недовольных пассажиров лоукостера приобретали билеты именно у сторонних онлайн-сервисов. На это указывают результаты опроса, согласно которому как раз примерно четверть клиентов не считают авиаперевозчика бюджетным (см. Рис. 18 в Прил. 14).
Официальные кассы авиакомпании «Победа», через которые реализуется 6% авиабилетов, также имеют недочёты в коммуникации с потребителями (см. Прил. 6). Персонал может забыть рассказать об ограничениях лоукостера пассажиру, который будет ожидать их отсутствия. Кроме того, около касс крайне мало печатных материалов с информацией об условиях и правилах перевозки и тарифах, а также отсутствует измеритель для ручной клади. Устранить данные недочёты несложно. Достаточно провести с сотрудниками дополнительный инструктаж и заказать необходимые материалы и оборудование.
Кроме того, авиакомпания «Победа» неэффективно использует ресурс социальных сетей, через которые можно в удобной для потребителя форме проинформировать его о правилах перевозки, тарифах, стоимости дополнительных услуг и особенностях бизнес-модели лоукостера. Данный тезис подтверждается мнением одного из экспертов (см. Прил. 4) и результатами социологического опроса (см. Рис. 7 в Прил. 15). Респонденты отметили, что официальные страницы авиакомпании в социальных сетях содержат значительно меньше информации, чем сайт.
Эксперт в сфере пассажирских авиаперевозок Олег Пантелеев допускает, что скандальный образ авиакомпании «Победа» в средствах массовой информации может быть создан менеджментом лоукостера искусственно для того, чтобы рассказать о своих правилах и принципах с наибольшим резонансом (см. Прил. 3). Пресс-секретарь авиаперевозчика Елена Селиванова отрицает это, но добавляет, что «надо честно и прямо комментировать ситуацию, ведь только так можно объяснить свою позицию, донести идею и рассказать о правилах» (см. Прил. 2). Однако сделать это можно, по мнению автора работы, иными способами, которые были перечислены выше. Согласно гипотезе, предоставление пассажирам максимально полной информации об особенностях бизнес-модели лоукостера должно оказать положительный эффект, выражающийся в улучшении имиджа авиакомпании «Победа» как у потребителей, так и у остальных типов целевых групп общественности.
Автором настоящей работы была подробно изучена деятельность авиакомпании «Победа» и её имидж в средствах массовой информации и среди потребителей. В результате исследования были выявлены проблемы, проанализированы их причины и предложены возможные решения. Поставленные автором цели были достигнуты, а задачи - успешно выполнены.



1. Алёшина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров: Курс лекций. М.: ИКФ «Экмос», 2004. 479 с.
2. Амирджанян М. Андрей Калмыков: "Победа" снизит цену на авиабилет до минимума в 777 рублей // ТАСС. 03.08.2017. URL: http://tass.ru/opinions/interviews/4458986(дата обращения: 24.02.2018).
3. Воробьёв А. Лоукостер «Победа» получил прибыль в первый же год работы // Ведомости. 03.03.2016. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/03/04/632489-pobeda-pribil(дата обращения: 24.02.2018).
4. Гавра Д. П. Феномен имиджа: сущность и основные характеристики // Капитал страны. 01.07.2009. 23 с.
5. Гавра Д.П., Шишкин Д.П. Современные теории и стратегии в сфере PR. СПб: НОУ «Невский институт языка и культуры», 2006. 83 с.
6. Горчакова Р. Р. Особенности формирования корпоративного имиджа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2012. № 2 (22). С. 185-192.
7. Гройсман С. «Победа» против пассажиров: как лоукостер оказался в центре скандалов // Дождь. 25.07.2016. URL: https://tvrain.ru/articles/skandaly vokrug pobedy-413816(дата обращения: 24.02.2018).
8. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», 2003. 368 с.
9. Дембинская Н. Лоукост по-русски: почему в России нет бюджетных авиакомпаний // РИА Новости. 20.06.2016. URL: https://ria.ru/economy/20160620/1449357911.html(дата обращения: 24.02.2018).
10. Джефкинс Ф. Паблик рилейшнз. М.: Юнити-Дана, 2003. 416 с.
11. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. СПб: Питер, 2000. 224 с.
12. Душкина М. Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология: Учебное пособие. СПб: Питер, 2010. 560 с.
13. Егорова А. Квест «Победа» // Новая газета. 17.08.2016. № 90. С. 12-13.
14. Журавлёв О. В., Пименова Ж. В. К вопросу о развитии лоукостов в России // Научный вестник МГТУ ГА. 2012. № 182. С. 153-155.
15. Калмыков А. Груз «Победы» // Ведомости. 25.07.2016. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/07/25/650381-gruz-pobedi(дата обращения 24.02.2018).
16. Комарова В., Маринин В. Глава «Победы» — РБК: Вся отрасль знала про грядущий коллапс «ВИМ-Авиа» // РБК. 28.09.2017. URL: https://www.rbc.ru/interview/business/28/09/2017/59cb5e1 f9a7947f4bfaa223f(дата обращения 24.02.2018).
17. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер, 2012. 816 с.
18. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. СПб: Питер, 2010. 384 с.
19. Кривцова Е. В., Крёков Д. Д. Использование PR-технологий в формировании имиджа авиакомпании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 5. URL:http://e-koncept.ru/2017/170108.htm.
20. Кузнецова Е. «Аэрофлот» не верит в обычных пассажиров // Коммерсантъ. 17.06.2015. № 104. С. 11.
21. Кузнецова Е. «Победа» нашла доходный маршрут // Коммерсантъ. 22.11.2016. № 216. С. 10.
22. Кузнецова Е. «Победа» наращивает крылья // Коммерсантъ. 13.03.2017. №41. С. 9.
23. Кузнецова Е., Скоробогатько Д. «Победа» не приходит одна // Коммерсантъ. 01.06.2017. № 96. С. 1.
24. Кузнецова Е. Российских пассажиров оставили без багажа // Коммерсантъ. 26.07.2017. № 134. С. 9.
25. Майборода Н. Андрей Калмыков: «Прошлый год стал для нас годом рекордов» // Forbes. URL:http: //www. forbes. ru/brandvoice/aeroflot/339133-andrey-kalmykov-proshlyy-god-stal-dlya-nas-godom-rekordov(дата обращения 24.02.2018).
26. Майборода Н. У «Победы» появилось лицо // Forbes. URL: http://www.forbes.ru/brandvoice/aeroflot/351209-u-pobedy-poyavilos-lico(дата обращения: 20.04.2018).
27. Мальцев А. А., Матвеева А. В., Тарасов А. Г. Лоукост-компании как драйвер роста мирового авиапассажиропотока // Проблемы современной экономики.
2016. № 1 (57). С. 63-67.
28. Мальцев А. А., Матвеева А. В. Лоукостеры как вектор динамичного развития мирового рынка авиаперевозок // Российский внешнеэкономический вестник.
2017. № 8. С. 80-91.
29. Медведев И. Глава «Победы» Андрей Калмыков рассказал, как летать дешевле всех // Business FM. 07.04.2016. URL:https://www.bfm.ru/news/319490(дата обращения 24.02.2018).
30. Мокроусова И. «Аэрофлот» запустит лоукостер без имени // Ведомости. 02.10.2014. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/10/02/loukoster-bez-imeni(дата обращения 24.02.2018).
31. Морошкин А. Бюджетная история // Огонёк. 09.05.2016. № 18. С. 24-26.
32. Морошкин А. Только небо, ничего лишнего // Огонёк. 16.05.2016. № 19. С. 24-25.
33. Морошкин А. Рецепт «Победы» // Огонёк. 06.06.2016. № 22. С. 26-27.
34. Пантелеев О. Полет в будущее. Как классические авиакомпании копируют лоукостеров // Forbes. 24.07.2017. URL:http://www.forbes.ru/biznes/348183-polet-v-budushchee-kak-klassicheskie-aviakompanii-kopiruyut-loukosterov(дата обращения: 24.02.2018).
35. Парфенёнок К. А. Почему «Победа» не настоящий лоукостер // Ведомости. 21.07.2016. URL:https://www.vedomosti.ru/business/blogs/2016/07/21/650099-pobeda-ne-loukoster(дата обращения: 24.02.2018).
36. Разумнова Л. Л. Конкуренция на рынке авиаперевозок: позиции лоукостеров // Экономика и финансы. 2014. № 6 (55). С. 14-19.
37. Романов А. А., Панько А. В. Маркетинговые коммуникации. М.: Эксмо, 2006. 432 с.
38. Сазонова Е. «Не надо говорить, что нам делать, а мы не будем говорить, куда вам надо идти» // Газета.ги. 26.12.2015. URL:
https://www. gazeta.ru/business/2015/12/24/7990145. shtml(дата обращения 24.02.2018).
39. Семёнов А. А. Географические особенности развития и функционирования системы бюджетных авиаперевозок мира // Бюллетень транспортной информации. 2011. № 9 (195). С. 10-23.
40. Сироткина И. В. Построение целостного имиджа компании // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2008. № 1. С. 34-41.
41. Симонова Т. Победа не за «Победой» // РЖД-Партнер. 14.07.2016. URL: http://www.rzd-partner.ru/aviation/news/pobeda-ne-za--pobedoi-414796/(дата обращения: 24.02.2018).
42. Стариков С. Глава лоукостера "Победа": очень хотим сделать билеты еще дешевле // РИА Новости. 01.07.2015. URL:
https://ria.ru/interview/20150701/1106715257.html(дата обращения: 24.02.2018).
43. Титов С. Гендиректор «Победы» — РБК: «У нас есть жир, мы сможем еще снизить цены» // РБК. 10.10.2016. URL: https://www.rbc.ru/interview/business/10/08/2016/57a4b4319a79478d69ee58a9(дата обращения 24.02.2018).
44. Тульчинский Г. Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб: Алетейя, 2000. 431 с.
45. Ульяновский А. В. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
46. Фёдорова В. А. Формирование имиджа предприятия в сознании потребителя // Економша транспортного комплексу. 2013. № 22. С. 52-60.
47. Филатова О. Г., Шишкин Д. П. Основы бизнес-PR: Учеб. пособие. СПб: Филол. ф-т СПбГУ, 2012. 195 с.
48. Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2012. 159 с.
49. Шарков Ф. И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; 2010. 272 с.
50. Глава "Победы": если бизнес не может жить без кредитной иглы, дайте ему умереть // Интерфакс. 26.12.2017. URL:http://www.interfax.ru/interview/593451(дата обращения 24.02.2018).
51. Как создать успешный бренд российского лоукостера // Авиатранспортное обозрение. 22.05.2013. URL:http: //www.ato .ru/content/kak-sozdat-uspeshnyy-brend-rossiyskogo-loukostera(дата обращения: 24.02.2018).
52. Crego E., Schiffrin P. Customer Centered Reengineering. Homewood, IL: Irwin, 1995. 220 p.
53. Ishak S. Low-cost & leisure traffic // Airline Business. 2017. Vol. 33. N. 5. P. 34.
54. McDonough J. PR-and then some. Burson-Marsteller ‘manages perceptions’. // Advertising Age. November 2, 1998. P. 36, 38.
55. Parasuraman A., Zeitaml V., Berry L. A Conceptual Model of Service Quality and Its Implications for Further Research // Journal of Marketing. Fall 1985. P. 44.
56. Zhao J. The Importance of Image Survey: Improving Effectiveness of Communication Programs // Public Relations Quarterly. Summer 1999. P. 27-31.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ