Создание юридического лица (Хабаровский государственный университет экономики и права)
|
Введение…………………………………………………………… 4
Глава 1. Юридические лица: история и современность……. 10
1.1. История происхождения юридических лиц..10
1.2. Современное понимание юридического лица и его виды…………….. 17
1.3. Нормативно-правовое регулирование создания юридических лиц….. 33
Глава 2. Способы и порядок создания юридического лица.. 42
2.1. Способы создания юридических лиц……42
2.2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица……. 46
2.3. Учредительные документы юридических лиц………………………. 55
Глава 3. Государственная регистрация юридического лица. 65
3.1. Понятие и порядок регистрации юридического лица……………….. 65
3.2. Особенности государственной регистрации отдельных юридических лиц……82
3.3. Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде – как инновационный способ при создании юридического лица…. 90
Заключение……………………………………………………. 96
Список использованных источников……103
Глава 1. Юридические лица: история и современность……. 10
1.1. История происхождения юридических лиц..10
1.2. Современное понимание юридического лица и его виды…………….. 17
1.3. Нормативно-правовое регулирование создания юридических лиц….. 33
Глава 2. Способы и порядок создания юридического лица.. 42
2.1. Способы создания юридических лиц……42
2.2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица……. 46
2.3. Учредительные документы юридических лиц………………………. 55
Глава 3. Государственная регистрация юридического лица. 65
3.1. Понятие и порядок регистрации юридического лица……………….. 65
3.2. Особенности государственной регистрации отдельных юридических лиц……82
3.3. Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде – как инновационный способ при создании юридического лица…. 90
Заключение……………………………………………………. 96
Список использованных источников……103
Актуальность темы. Одним из основных элементов рыночной экономики в государстве является осуществление предпринимательской деятельности. Предпринимательство заключается в инициативе осуществления самостоятельной деятельности граждан или организаций, направленной на получение прибыли. Исходя из этого, одной из задач государства представляется создание правовых основ предпринимательской деятельности. Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее – ГК РФ) предпринимательская деятельность определяется как любая деятельность на свой страх и риск, имеющая целью систематическое получение выгоды от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законодательном порядке.
Активное развитие предпринимательской деятельности в России, трансграничный характер коммерческих отношений актуализирует необходимость нового осмысления правового статуса коммерческих организаций и их классификации. Предпринимательские правоотношения многомерны, изучение закономерностей развития данных правоотношений представляет особое значение. Развитие процессов различных хозяйственных правоотношений и их организационных форм, определяет важность, и значимость предпринимательской деятельности в России.
Законодательство призвано учитывать особенности развития общественных отношений, поэтому современное нормативно-правовое регулирование правового положения коммерческих организаций есть результат постоянной эволюции гражданского права. В последние годы происходят постоянные изменения в предпринимательских правоотношениях, пересматриваются давно существующие теоретико-методологические подходы, расширяются возможности научной деятельности.
С изменением и развитием общества, актуализируется и вопрос о правовом статусе коммерческих организаций и их классификации.
Степень изученности. Тема юридических лиц является весьма распространенной среди ученых, как современного этапа правовой науки, так и советского периода. Вопросам генезиса развития юридических лиц, а также понятия и сущности посвящены труды таких авторов как Е. В. Бегичевой, А. Е. Васильевой, М. А. Волковой и др., вопросам правового регулирования создания и деятельности юридических лиц посвящены труды авторов: Я. А. Ионовой, М. И. Кудриной, Э. Ю. Кукаровой и др. Понятие и виды юридических лиц рассмотрены такими авторами как Ю. С. Салтыковой, С. А. Федоркова, В. В. Курилова и др.
Однако именно проблема создания юридических лиц является недостаточно изученной. На современном этапе данной проблеме посвящены труды таких авторов как А. В. Лобзова, А. О. Мельниковой, К. П. Мельниковой, И. В. Муратова, Н. А. Нехамкиной и др.
Объектом исследования является система правоотношений, которые складываются в процессе создания юридического лица.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие порядок создания юридического лица, в том числе его государственной регистрации, практика их применения, а также литература по теме исследования.
Целью работы является проведение комплексного анализа отношений между субъектами при создании юридического лица, выявление проблем в данной сфере и предложение путей по их решению.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- изучить историю происхождения юридических лиц;
- рассмотреть современное понимание юридического лица и его виды;
- исследовать нормативно-правовое регулирование создания юридических лиц;
- дать характеристику способам создания юридических лиц;
- обосновать выбор организационно-правовой формы юридического лица;
- охарактеризовать учредительные документы юридических лиц, их понятие и виды;
- рассмотреть понятие и порядок регистрации юридического лица;
- выявить особенности государственной регистрации отдельных юридических лиц;
- рассмотреть процесс подачи документов на государственную регистрацию в электронном виде – как инновационный способ при создании юридического лица.
Методология исследования. Настоящее исследование проводилось с применением сравнительно-правового метода, метода логического анализа, а также формально-юридического метода. Применение данных методов позволило не только дать определение юридическому лицу и его видам, но и выявить проблемы при создании и регистрации юридических лиц, а также предложить пути по их решению.
Научная новизна исследования заключается в положениях, выносимых на защиту:
Наряду с положительными и цикличными мерами по совершенствованию законодательства, существует ряд проблем, которые имеют место при совершении регистрационных действий юридического лица.
1. Проблема определения места нахождения юридического лица при государственной регистрации.
В федеральном законе от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сохраняется 5-дневный срок со дня представления документов срок для осуществления государственной регистрации, а при государственной регистрации создаваемого юридического лица – не более 3-х рабочих дней. Этот срок очевидно недостаточен для проверки достоверности данных, а невозможность его увеличения для уточнения вызывающей сомнение информации приводит в большинстве случаев к отказу в государственной регистрации юридического лица.
С учетом изложенного, в целях недопустимости злоупотребления правом, представляется необходимым на законодательном уровне закрепить полномочия налогового органа, включающее право требовать документы-подтверждения местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах.
Тем не менее, в рамках пятидневного срока будет возможным осуществить надлежащую проверку адресов юридических лиц, что является необходимым для защиты как публичных интересов, так прав и законных интересов других участников гражданского оборота. Кроме того, ее проведение, в том числе, позволит избежать в дальнейшем процедуры ликвидации юридического лица предусмотренной п. 2 ст. 25 ФЗ-128 как созданного с грубыми и неустранимыми нарушениями, или же исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений о юридическом адресе лица по инициативе налогового органа.
2. Проблема правового регулирования уставного капитала.
Участие в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, на которое, помимо прочего, распространяются гражданские права, перечисленные в ст. 128 ГК РФ, может переходить на режим совместной собственности (п. 1 ст. 256 ГК РФ).
Пункт 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ довольно поверхностно регулирует вышеописанные отношения. В данной норме, как и во всем семейном и гражданском праве, нет требований к содержанию такого соглашения. Не регулируется возможность распространения действия согласия на неограниченный круг сделок. В соответствии с п. 1 ст. 256 ГК РФ супруги могут по договору отойти от правового регулирования имущества, совместно нажитого в ходе брака, и установить иное регулирование такого имущества. В деталях это положение регулирует семейное право и называет такое соглашение брачным договором.
По нашему мнению, представляется важным закрепить в этом пункте необходимость получения такого согласия для каждой сделки в отдельности. Также полезно указать обязанность получения нотариально заверенного согласия супруга на совершение сделок, связанных с отчуждением совместного имущества, с учетом стоимостного критерия. Обязательно требовать согласия супруга для сделок, связанных с кредитными обязательствами (долговыми обязательствами).
3. В Федеральном законе от 11.06.2003 № 74 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» («О КФХ») определено правовое и индивидуальное регулирование создания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Закреплены следующие формы:
- единоличное КФХ в лице индивидуального предпринимателя;
- КФХ как договорное объединение граждан, возглавляемое главой КФХ - ИП;
- КФХ как юридическое лицо, которое создается из первых двух возможных форм хозяйствования.
В Гражданском кодексе РФ и Ф3 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» закреплено регулирование деятельности единоличного КФХ и договорного объединения граждан. КФХ, созданное в форме юридического лица, регулируется нормами, содержащимися в основных положениях о юридических лицах (параграф 1 главы 4 ГК РФ), а также в специальной ст. 86.1 ГК РФ.
Появившаяся в Гражданском кодексе статья 86.1 позволяет гражданам, ведущим совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе Соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, создавать КФХ в форме юридического лица.
Данное обстоятельство требует внесения аналогичного изменения в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Поэтому абзац первый п. 3 ст. 1 предлагается дополнить положениями о возможности создания крестьянского (фермерского) хозяйства в виде юридического лица.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть полезными при предложении мероприятий при создании юридических лиц и выборе его организационно-правовых форм, а также в изменении уже существующих правовых механизмов регистрации деятельности юридических лиц, понимания их правовой природы и правового регулирования.
Апробация. Диссертационное исследование подготовлено и обсуждено на кафедре гражданского права и гражданского процессуального права юридического факультета Хабаровского государственного университета экономики и права. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в трех опубликованных научных работах автора.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, три главы, включающие в себя девять параграфов, заключение и список использованных источников.
Активное развитие предпринимательской деятельности в России, трансграничный характер коммерческих отношений актуализирует необходимость нового осмысления правового статуса коммерческих организаций и их классификации. Предпринимательские правоотношения многомерны, изучение закономерностей развития данных правоотношений представляет особое значение. Развитие процессов различных хозяйственных правоотношений и их организационных форм, определяет важность, и значимость предпринимательской деятельности в России.
Законодательство призвано учитывать особенности развития общественных отношений, поэтому современное нормативно-правовое регулирование правового положения коммерческих организаций есть результат постоянной эволюции гражданского права. В последние годы происходят постоянные изменения в предпринимательских правоотношениях, пересматриваются давно существующие теоретико-методологические подходы, расширяются возможности научной деятельности.
С изменением и развитием общества, актуализируется и вопрос о правовом статусе коммерческих организаций и их классификации.
Степень изученности. Тема юридических лиц является весьма распространенной среди ученых, как современного этапа правовой науки, так и советского периода. Вопросам генезиса развития юридических лиц, а также понятия и сущности посвящены труды таких авторов как Е. В. Бегичевой, А. Е. Васильевой, М. А. Волковой и др., вопросам правового регулирования создания и деятельности юридических лиц посвящены труды авторов: Я. А. Ионовой, М. И. Кудриной, Э. Ю. Кукаровой и др. Понятие и виды юридических лиц рассмотрены такими авторами как Ю. С. Салтыковой, С. А. Федоркова, В. В. Курилова и др.
Однако именно проблема создания юридических лиц является недостаточно изученной. На современном этапе данной проблеме посвящены труды таких авторов как А. В. Лобзова, А. О. Мельниковой, К. П. Мельниковой, И. В. Муратова, Н. А. Нехамкиной и др.
Объектом исследования является система правоотношений, которые складываются в процессе создания юридического лица.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие порядок создания юридического лица, в том числе его государственной регистрации, практика их применения, а также литература по теме исследования.
Целью работы является проведение комплексного анализа отношений между субъектами при создании юридического лица, выявление проблем в данной сфере и предложение путей по их решению.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- изучить историю происхождения юридических лиц;
- рассмотреть современное понимание юридического лица и его виды;
- исследовать нормативно-правовое регулирование создания юридических лиц;
- дать характеристику способам создания юридических лиц;
- обосновать выбор организационно-правовой формы юридического лица;
- охарактеризовать учредительные документы юридических лиц, их понятие и виды;
- рассмотреть понятие и порядок регистрации юридического лица;
- выявить особенности государственной регистрации отдельных юридических лиц;
- рассмотреть процесс подачи документов на государственную регистрацию в электронном виде – как инновационный способ при создании юридического лица.
Методология исследования. Настоящее исследование проводилось с применением сравнительно-правового метода, метода логического анализа, а также формально-юридического метода. Применение данных методов позволило не только дать определение юридическому лицу и его видам, но и выявить проблемы при создании и регистрации юридических лиц, а также предложить пути по их решению.
Научная новизна исследования заключается в положениях, выносимых на защиту:
Наряду с положительными и цикличными мерами по совершенствованию законодательства, существует ряд проблем, которые имеют место при совершении регистрационных действий юридического лица.
1. Проблема определения места нахождения юридического лица при государственной регистрации.
В федеральном законе от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сохраняется 5-дневный срок со дня представления документов срок для осуществления государственной регистрации, а при государственной регистрации создаваемого юридического лица – не более 3-х рабочих дней. Этот срок очевидно недостаточен для проверки достоверности данных, а невозможность его увеличения для уточнения вызывающей сомнение информации приводит в большинстве случаев к отказу в государственной регистрации юридического лица.
С учетом изложенного, в целях недопустимости злоупотребления правом, представляется необходимым на законодательном уровне закрепить полномочия налогового органа, включающее право требовать документы-подтверждения местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах.
Тем не менее, в рамках пятидневного срока будет возможным осуществить надлежащую проверку адресов юридических лиц, что является необходимым для защиты как публичных интересов, так прав и законных интересов других участников гражданского оборота. Кроме того, ее проведение, в том числе, позволит избежать в дальнейшем процедуры ликвидации юридического лица предусмотренной п. 2 ст. 25 ФЗ-128 как созданного с грубыми и неустранимыми нарушениями, или же исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений о юридическом адресе лица по инициативе налогового органа.
2. Проблема правового регулирования уставного капитала.
Участие в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, на которое, помимо прочего, распространяются гражданские права, перечисленные в ст. 128 ГК РФ, может переходить на режим совместной собственности (п. 1 ст. 256 ГК РФ).
Пункт 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ довольно поверхностно регулирует вышеописанные отношения. В данной норме, как и во всем семейном и гражданском праве, нет требований к содержанию такого соглашения. Не регулируется возможность распространения действия согласия на неограниченный круг сделок. В соответствии с п. 1 ст. 256 ГК РФ супруги могут по договору отойти от правового регулирования имущества, совместно нажитого в ходе брака, и установить иное регулирование такого имущества. В деталях это положение регулирует семейное право и называет такое соглашение брачным договором.
По нашему мнению, представляется важным закрепить в этом пункте необходимость получения такого согласия для каждой сделки в отдельности. Также полезно указать обязанность получения нотариально заверенного согласия супруга на совершение сделок, связанных с отчуждением совместного имущества, с учетом стоимостного критерия. Обязательно требовать согласия супруга для сделок, связанных с кредитными обязательствами (долговыми обязательствами).
3. В Федеральном законе от 11.06.2003 № 74 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» («О КФХ») определено правовое и индивидуальное регулирование создания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Закреплены следующие формы:
- единоличное КФХ в лице индивидуального предпринимателя;
- КФХ как договорное объединение граждан, возглавляемое главой КФХ - ИП;
- КФХ как юридическое лицо, которое создается из первых двух возможных форм хозяйствования.
В Гражданском кодексе РФ и Ф3 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» закреплено регулирование деятельности единоличного КФХ и договорного объединения граждан. КФХ, созданное в форме юридического лица, регулируется нормами, содержащимися в основных положениях о юридических лицах (параграф 1 главы 4 ГК РФ), а также в специальной ст. 86.1 ГК РФ.
Появившаяся в Гражданском кодексе статья 86.1 позволяет гражданам, ведущим совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе Соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, создавать КФХ в форме юридического лица.
Данное обстоятельство требует внесения аналогичного изменения в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Поэтому абзац первый п. 3 ст. 1 предлагается дополнить положениями о возможности создания крестьянского (фермерского) хозяйства в виде юридического лица.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть полезными при предложении мероприятий при создании юридических лиц и выборе его организационно-правовых форм, а также в изменении уже существующих правовых механизмов регистрации деятельности юридических лиц, понимания их правовой природы и правового регулирования.
Апробация. Диссертационное исследование подготовлено и обсуждено на кафедре гражданского права и гражданского процессуального права юридического факультета Хабаровского государственного университета экономики и права. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в трех опубликованных научных работах автора.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, три главы, включающие в себя девять параграфов, заключение и список использованных источников.
Подводя итог данной работы можно прийти к выводу, что юридическое лицо - это организация, которая имеет обособленное имущество, и способная отвечать этим имуществом по своим обязательствам, может приобретать от своего имени имущественные или личные неимущественные права, и осуществлять их, выполнять обязательства, требовать, и нести ответственность в суде.
Основные этапы создания юридического лица можно систематизировать следующим образом:
- выбор организационно-правой формы;
- сбор документов на регистрацию;
- государственная регистрация юридического лица;
- послерегистрационные процедуры.
Действующее гражданское законодательство России устанавливает исчерпывающий перечень юридических лиц.
Существует три способа создания юридического лица: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Независимо от того, какой способ создания применяется, создаваемое юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации.
Распорядительный порядок: юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Таким способом создаются в основном унитарные предприятия. Разрешительный порядок: инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица, при этом соответствующее решение о создании юридического лица принимает компетентный орган. К таким лицам относятся банки и страховые компании.
Явочно-нормативный порядок: наиболее распространенный порядок, который не требует ни распоряжения, ни специального разрешения, требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Порядок государственной регистрации юридических лиц определён Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Практически во всех случаях решение о государственной регистрации юридического лица принимает налоговый орган. Исключения составляют общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, коммерческие организации с иностранными инвестициями — решение по ним принимает Управление министерства юстиции, а также кредитные организации, за регистрацию которых отвечает главное управление Центрального банка России.
Как показывает практика, именно ООО рассматривается как наиболее распространённая и оптимальная форма осуществления хозяйственной деятельности в современных рыночных реалиях.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом.
Наряду с положительными и регулярными мерами по совершенствованию законодательства и развитию юридических лиц, существует ряд проблем, которые имеют место при совершении регистрационных действий юридического лица.
1. Проблема определения места нахождения юридического лица при государственной регистрации.
В ФЗ-129 сохраняется 5-дневный со дня представления документов срок для осуществления государственной регистрации, а при государственной регистрации создаваемого юридического лица – не более 3-х рабочих дней. Этот срок очевидно недостаточен для проверки достоверности данных, а невозможность его увеличения для уточнения вызывающей сомнение информации приводит в большинстве случаев к отказу в государственной регистрации юридического лица.
В ст. 12 ФЗ-129, указывается, что документ, подтверждающий юридический адрес, указанный в заявлении на государственную регистрацию юридического лица, а также в учредительных документах может быть предоставлен, но исключительно – по инициативе заявителя-учредителя.
С учетом изложенного, в целях недопустимости злоупотребления правом, представляется необходимым на законодательном уровне закрепить полномочия налогового органа, включающее право требовать документы-подтверждения местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах. При законодательном закреплении такого рода полномочий, вероятнее всего, будет увеличен срок для вынесения решения налоговым органом по результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации [54, с. 143].
Предлагаем в ст. 12 ФЗ-129 внести дополнение в виде пункта «е» и изложить его следующим образом:
Е) Налоговый орган вправе требовать документы-подтверждения местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах.
К тому же, в рамках данного срока будет возможным осуществить надлежащую проверку адресов юридических лиц, что является необходимым для защиты как публичных интересов, так прав и законных интересов других участников гражданского оборота.
Кроме того, ее проведение, в том числе, позволит избежать в дальнейшем процедуры ликвидации юридического лица, предусмотренной п. 2 ст. 25 ФЗ-129 как созданного с грубыми и неустранимыми нарушениями, или же исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений о юридическом адресе лица по инициативе налогового органа.
2. Проблема правового регулирования уставного капитала.
Порядок увеличения уставного капитала регулируется нормами Гражданского кодекса РФ и специальными законами. Участие в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которое, помимо прочего, регулируется нормами гражданского права, в частности в ст. 128 Гражданского кодекса РФ, может распространяться на режим совместной собственности (п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса РФ).
Рассматривая это положение, необходимо говорить о совокупности отношений, а именно имущественных отношениях, существующих между супругами, и корпоративных отношениях супруга, участвующего в организации. Пункт 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ довольно поверхностно регулирует вышеописанные отношения. В данной норме, как и во всем семейном и гражданском праве, нет требований к содержанию такого соглашения.
Не регулируется возможность распространения действия согласия на неограниченный круг сделок. В соответствии с п. 1 ст. 256 ГК РФ супруги могут по договору отойти от правового регулирования имущества, совместно нажитого в ходе брака, и установить иное регулирование такого имущества. В деталях это положение регулирует семейное право и называет такое соглашение брачным договором [95, с. 425].
Предлагаем п. 1 ст. 256 ГК РФ изложить следующим образом:
1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
А) Для каждой гражданско-правовой сделки необходимо согласие супруга на ее осуществление.
Б) Сделка, связанная с отчуждением совместного имущества, с учетом стоимостного критерия должна быть нотариально заверена нотариусом в обязательном порядке
В) Необходимо письменное согласие супруга для совершения сделок, совершаемых с кредитными организациями.
Доля в уставном капитале ООО имеет сложную юридическую природу и их регулирование подчиняется нормам гражданского и семейного права, что приводит к определенным «юридическим нюансам», наличие которых следует учитывать при заключении брачных договоров.
Таким образом, несовершенство действующего законодательства создает проблемы, которые возникают на практике и в других случаях дает возможность совершения действий криминального характера. Поэтому вопрос о регулировании размера и состава уставного капитала остается актуальным и по сей день.
Несмотря на то, что в настоящий момент внесено достаточно изменений по оптимизации процедуры создания юридических лиц, по-прежнему остаются проблемы.
Проанализировав современное состояние регистрации юридического лица в Российской Федерации, можно выделить два вида проблем в этой области: технические и организационные.
К организационным проблемам относятся следующие пункты:
1. Точность сведений о месте нахождения юридического лица;
2. Порядок возврата государственной пошлины при отказе в регистрации юридического лица;
3. Органы, которые имеют полномочия на заверение подписи заявителя;
4. Создание юридического лица с тождественными названиями.
К техническим проблемам относят такие пункты, как:
1. Вопросы по заполнению заявлений, а именно информации об учредителях;
2. Оформление документов, необходимых для создания юридического лица.
Проблемы правовой неопределенности в фирменном наименовании юридических лиц:
Для устранения правовой неопределенности в оценке включения слов и словосочетаний в фирменные наименования юридических лиц, считаем целесообразным внести изменения в ГК РФ, а именно в ст. 1473 ГК РФ и дополнения в части включения в фирменные наименования слова русский и производных от него слов, а именно:
Изложить пп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ: «полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств».
Изложить абз. 2 пп. 5 п. 4 ст. 1473 ГК РФ: «допускается по разрешению, выданным в порядке, который был установлен Правительством РФ включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Россия или же Российская Федерация».
Включение в фирменное наименование юридического лица слов и словосочетаний, которые определяют национальность допускается только по разрешению, которое выдается на основании порядка, установленного Правительством Российской Федерации.
В качестве дополнения предлагаем отразить изменения в пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а именно:
Изложить пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ: «за разрешение правом использования наименований «Россия», «Российская Федерация» в наименованиях юридических лиц - 100 000 рублей».
Таким образом, вышеуказанные изменения и дополнения позволят сократить не только количество судебных процессов, но и обезопасит участников гражданского оборота.
Также отметим, что важной проблемой является отсутствие нормативной базы о регистрации юридического лица в режиме онлайн. Несмотря на то, что электронный сервис взаимодействия между обществом и государством «Госуслуги» сформирован.
Электронное взаимодействие по созданию юридических лиц было налажено лишь в двух городах федерального значения, и то с помощью нотариусов.
Для сокращения злоупотреблений необходимо принять правки по формированию перехода на электронные системы оказания государственных услуг по созданию юридических лиц.
Причем технической особенностью должна стать возможность автоматическая проверка в базе на уникальность, запрещенные названия, а также выявление иных ограничений, связанных с заявителем.
Следует отметить, что законодательство, регламентирующее порядок регистрации юридических лиц, во многом несовершенно и делает регулирование рассматриваемых отношений малоэффективным.
Совершенствование законодательства будет способствовать повышению правовой защиты конституционных прав и обязанностей граждан и организаций
Основные этапы создания юридического лица можно систематизировать следующим образом:
- выбор организационно-правой формы;
- сбор документов на регистрацию;
- государственная регистрация юридического лица;
- послерегистрационные процедуры.
Действующее гражданское законодательство России устанавливает исчерпывающий перечень юридических лиц.
Существует три способа создания юридического лица: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Независимо от того, какой способ создания применяется, создаваемое юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации.
Распорядительный порядок: юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Таким способом создаются в основном унитарные предприятия. Разрешительный порядок: инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица, при этом соответствующее решение о создании юридического лица принимает компетентный орган. К таким лицам относятся банки и страховые компании.
Явочно-нормативный порядок: наиболее распространенный порядок, который не требует ни распоряжения, ни специального разрешения, требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Порядок государственной регистрации юридических лиц определён Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Практически во всех случаях решение о государственной регистрации юридического лица принимает налоговый орган. Исключения составляют общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, коммерческие организации с иностранными инвестициями — решение по ним принимает Управление министерства юстиции, а также кредитные организации, за регистрацию которых отвечает главное управление Центрального банка России.
Как показывает практика, именно ООО рассматривается как наиболее распространённая и оптимальная форма осуществления хозяйственной деятельности в современных рыночных реалиях.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом.
Наряду с положительными и регулярными мерами по совершенствованию законодательства и развитию юридических лиц, существует ряд проблем, которые имеют место при совершении регистрационных действий юридического лица.
1. Проблема определения места нахождения юридического лица при государственной регистрации.
В ФЗ-129 сохраняется 5-дневный со дня представления документов срок для осуществления государственной регистрации, а при государственной регистрации создаваемого юридического лица – не более 3-х рабочих дней. Этот срок очевидно недостаточен для проверки достоверности данных, а невозможность его увеличения для уточнения вызывающей сомнение информации приводит в большинстве случаев к отказу в государственной регистрации юридического лица.
В ст. 12 ФЗ-129, указывается, что документ, подтверждающий юридический адрес, указанный в заявлении на государственную регистрацию юридического лица, а также в учредительных документах может быть предоставлен, но исключительно – по инициативе заявителя-учредителя.
С учетом изложенного, в целях недопустимости злоупотребления правом, представляется необходимым на законодательном уровне закрепить полномочия налогового органа, включающее право требовать документы-подтверждения местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах. При законодательном закреплении такого рода полномочий, вероятнее всего, будет увеличен срок для вынесения решения налоговым органом по результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации [54, с. 143].
Предлагаем в ст. 12 ФЗ-129 внести дополнение в виде пункта «е» и изложить его следующим образом:
Е) Налоговый орган вправе требовать документы-подтверждения местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах.
К тому же, в рамках данного срока будет возможным осуществить надлежащую проверку адресов юридических лиц, что является необходимым для защиты как публичных интересов, так прав и законных интересов других участников гражданского оборота.
Кроме того, ее проведение, в том числе, позволит избежать в дальнейшем процедуры ликвидации юридического лица, предусмотренной п. 2 ст. 25 ФЗ-129 как созданного с грубыми и неустранимыми нарушениями, или же исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений о юридическом адресе лица по инициативе налогового органа.
2. Проблема правового регулирования уставного капитала.
Порядок увеличения уставного капитала регулируется нормами Гражданского кодекса РФ и специальными законами. Участие в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которое, помимо прочего, регулируется нормами гражданского права, в частности в ст. 128 Гражданского кодекса РФ, может распространяться на режим совместной собственности (п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса РФ).
Рассматривая это положение, необходимо говорить о совокупности отношений, а именно имущественных отношениях, существующих между супругами, и корпоративных отношениях супруга, участвующего в организации. Пункт 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ довольно поверхностно регулирует вышеописанные отношения. В данной норме, как и во всем семейном и гражданском праве, нет требований к содержанию такого соглашения.
Не регулируется возможность распространения действия согласия на неограниченный круг сделок. В соответствии с п. 1 ст. 256 ГК РФ супруги могут по договору отойти от правового регулирования имущества, совместно нажитого в ходе брака, и установить иное регулирование такого имущества. В деталях это положение регулирует семейное право и называет такое соглашение брачным договором [95, с. 425].
Предлагаем п. 1 ст. 256 ГК РФ изложить следующим образом:
1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
А) Для каждой гражданско-правовой сделки необходимо согласие супруга на ее осуществление.
Б) Сделка, связанная с отчуждением совместного имущества, с учетом стоимостного критерия должна быть нотариально заверена нотариусом в обязательном порядке
В) Необходимо письменное согласие супруга для совершения сделок, совершаемых с кредитными организациями.
Доля в уставном капитале ООО имеет сложную юридическую природу и их регулирование подчиняется нормам гражданского и семейного права, что приводит к определенным «юридическим нюансам», наличие которых следует учитывать при заключении брачных договоров.
Таким образом, несовершенство действующего законодательства создает проблемы, которые возникают на практике и в других случаях дает возможность совершения действий криминального характера. Поэтому вопрос о регулировании размера и состава уставного капитала остается актуальным и по сей день.
Несмотря на то, что в настоящий момент внесено достаточно изменений по оптимизации процедуры создания юридических лиц, по-прежнему остаются проблемы.
Проанализировав современное состояние регистрации юридического лица в Российской Федерации, можно выделить два вида проблем в этой области: технические и организационные.
К организационным проблемам относятся следующие пункты:
1. Точность сведений о месте нахождения юридического лица;
2. Порядок возврата государственной пошлины при отказе в регистрации юридического лица;
3. Органы, которые имеют полномочия на заверение подписи заявителя;
4. Создание юридического лица с тождественными названиями.
К техническим проблемам относят такие пункты, как:
1. Вопросы по заполнению заявлений, а именно информации об учредителях;
2. Оформление документов, необходимых для создания юридического лица.
Проблемы правовой неопределенности в фирменном наименовании юридических лиц:
Для устранения правовой неопределенности в оценке включения слов и словосочетаний в фирменные наименования юридических лиц, считаем целесообразным внести изменения в ГК РФ, а именно в ст. 1473 ГК РФ и дополнения в части включения в фирменные наименования слова русский и производных от него слов, а именно:
Изложить пп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ: «полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств».
Изложить абз. 2 пп. 5 п. 4 ст. 1473 ГК РФ: «допускается по разрешению, выданным в порядке, который был установлен Правительством РФ включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Россия или же Российская Федерация».
Включение в фирменное наименование юридического лица слов и словосочетаний, которые определяют национальность допускается только по разрешению, которое выдается на основании порядка, установленного Правительством Российской Федерации.
В качестве дополнения предлагаем отразить изменения в пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а именно:
Изложить пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ: «за разрешение правом использования наименований «Россия», «Российская Федерация» в наименованиях юридических лиц - 100 000 рублей».
Таким образом, вышеуказанные изменения и дополнения позволят сократить не только количество судебных процессов, но и обезопасит участников гражданского оборота.
Также отметим, что важной проблемой является отсутствие нормативной базы о регистрации юридического лица в режиме онлайн. Несмотря на то, что электронный сервис взаимодействия между обществом и государством «Госуслуги» сформирован.
Электронное взаимодействие по созданию юридических лиц было налажено лишь в двух городах федерального значения, и то с помощью нотариусов.
Для сокращения злоупотреблений необходимо принять правки по формированию перехода на электронные системы оказания государственных услуг по созданию юридических лиц.
Причем технической особенностью должна стать возможность автоматическая проверка в базе на уникальность, запрещенные названия, а также выявление иных ограничений, связанных с заявителем.
Следует отметить, что законодательство, регламентирующее порядок регистрации юридических лиц, во многом несовершенно и делает регулирование рассматриваемых отношений малоэффективным.
Совершенствование законодательства будет способствовать повышению правовой защиты конституционных прав и обязанностей граждан и организаций
Подобные работы
- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Европейский суд по правам человека как механизм защиты прав юридических лиц (Омская Юридическая Академия)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Субъекты системы размещения заказов: заказчики, специализированная организация, уполномоченный орган, контролирующие органы (Организация и проведение государственных закупок в сфере здравоохранения, РАНХ и ГС)
Контрольные работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2019 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Административно - правовой статус нотариуса
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Понятие и виды гарантий конституционного статуса личности в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Уголовно-правовая характеристика бандитизма (Российский государственный университет правосудия (Ростовский филиал))
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Актуальные проблемы привлечения юридических лиц к ответственности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2600 р. Год сдачи: 2024 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001



