Введение 3
Глава 1. Коммуникации строительных компаний с локальной общественностью: теоретико-методологические подходы 9
1.1 Рынок жилого строительства в Санкт-Петербурге: ключевые игроки,
характеристики, особенности функционирования 9
1.2 Локальная общественность застройщиков Санкт-Петербурга:
ключевые группы, характеристики, коммуникативная активность 21
1.3 Коммуникации строительных компаний с целевыми группами
общественности: основные PR-тренды 39
Глава 2. Коммуникации строительной компании «Л1» с локальной общественностью 57
2.1 Строительная компания «Л1» как субъект и объект продвижения .. 57
2.2 Коммуникации строительной компании «Л1» с локальной
общественностью: направления работы, проблемы и перспективы 64
2.3 Рекомендации по совершенствованию коммуникативной деятельности строительной компании «Л1» с локальной общественностью.. 77
Заключение 81
Список литературы 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
Рынок первичной жилой недвижимости, как одна из самых масштабных и стремительно-развивающихся сфер строительной индустрии Санкт-Петербурга, характеризуется непрерывным ростом жилых объектов. Увеличение темпов ввода в эксплуатацию строительных объектов объясняет повышенную конкуренцию, поэтому игроки рынка уже не могут ограничиться только фактом создания жилого объекта и обозначения его стоимости. В результате изобилия предложений от строительных компаний требуется не просто информационное освещение их деятельности, а конструктивная, спланированная и продуманная коммуникационная политика, поддерживаемая на протяжении всех этапов развития строительного объекта.
Спецификой коммуникативного пространства рынка недвижимости, связанной с его функционированием и акторами, является локализация рынка. Такое явление объясняется неподвижностью и немобильностью строительных объектов, в связи с этим коммуникации на данном рынке носят преимущественно локальный характер. Формируется новый пласт аудитории — локальная общественность.
В условиях экономической нестабильности необходимость внедрения коммуникационных практик увеличивается. В кризисные периоды 2008 и 2015 гг. большое количество игроков рынка сошли с дистанций по причине того, что не смогли адекватно и своевременно отреагировать на кризис и принять антикризисные меры. Те игроки строительного рынка, которые сумели удержать свои позиции, были вынуждены в корне пересмотреть стратегии развития бизнеса и максимально подстроиться под нужды локальной общественности. Все это привело к тому, что правила современного рынка стали диктовать не только власти с новыми нормами градостроительства, но и сам покупатель, на которого в свою очередь значительно влияют СМИ.
При этом информационная уязвимость строительных компании в условиях ужесточения конкуренции и бурного развития технологий значительно увеличивается. Наиболее острым становится вопрос углубленного сегментирования ключевых групп. Как в сфере повышенных репутационных рисков, на строительном рынке появляются новые акторы — кризисные группы. Все эти обстоятельства требуют от застройщиков поиска принципиально новых подходов к коммуникациям и связям с общественностью Внедрение новых техник взаимодействия с целевыми группами становиться жизненно необходимым для реализации деловой деятельности строительных компаний.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
• недостаточной степенью изученности коммуникационных процессов строительной сферы мегаполиса в условиях экономического кризиса;
• необходимостью изучения новых целевых групп общественности, участвующих в формировании кризисных ситуаций вокруг строительной компании;
• необходимостью изучения новых практик взаимодействия строительных компаний с кризисными группами общественности в условиях ужесточившейся конкуренции на рынке и стремительного развития технологий в области коммуникаций.
В качестве объекта исследования выступает коммуникационная политика строительной компании с локальной общественностью (на примере строительной компании «Л1»).
Предмет исследования — деятельность PR-служб по формированию и поддержанию коммуникации строительной компании с локальной общественностью, а также коммуникативные механизмы формирования имиджа строительной компании, в частности инвестиционно-строительного холдинга «Л1».
Целью данного исследования является выявление особенностей технологического процесса формирования и развития коммуникации строительной компании с локальной общественностью.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
• определить основные методологические подходы к проблеме формирований коммуникации с локальной общественностью строительной компанией, осваивающей рынок мегаполиса;
• описать особенности функционирования строительного рынка Санкт- Петербурга, выявить основных акторов, особенности, проблемы и перспективы;
• дать характеристику целевым группам общественности строительных компаний, выявить и описать при этом локальную общественность и кризисные группы;
• проанализировать основные PR-тренды, характерные для строительных компаний, в том числе в кризисных ситуациях;
• проанализировать опыт PR-службы инвестиционно-строительного
холдинга «Л1» по формированию коммуникаций с общественностью;
• разработать на основе проведенного анализа практические рекомендации по эффективному включению PR-трендов отрасли в PR-практику «Л1».
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2008 по 2016 г. Выбор данного временного отрезка обусловлен сразу несколькими факторами:
• высокий уровень экономической турбулентности в стране и, как
следствие, разрастание кризисных явлений, кульминация которых приходится именно на 2008 и 2016 гг.;
• преобладание рынка предложений над покупательским спросом, а, следовательно, обостренная конкуренция застройщиков на рынке первичной недвижимости;
• появление новых технологий, как в области градостроительства, так и в области его коммуникационного обеспечения;
• формирование новых групп целевой общественности, требующих поиска новых подхода к организации коммуникационного пространства строительных компаний.
Основой теоретико-методологической базы исследования стали научные труды отечественных и западных авторов. Принципиально существенными для изучения системы функционирования субъектов на рынке недвижимости стали «Материалы XXIII научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития строительной отрасли», работа М.С. Агафоновой. В ходе подготовки исследования были также проанализированы работы, посвященные коммуникациям в связях с общественностью: Ф. Котлера, С. Блэка, О.Г. Филатовой, А.Н. Чумикова и М.П. Бочарова, П. Штомпки. Крайне важным для исследования стал анализ работ, которые раскрывают все составляющие понятия «целевая общественность» Г. Даулинга, С.М. Катлипа, А.Х. Сентер, Г.М. Брум, J.E. Grunig, J.-M. Decuadin, J.R. Wilson, петербургской школы PR в лице: А.Д. Кривоносова, О.Г. Филатовой и М.А. Шишкиной, Е.А. Шарковой. Основой для анализа категории «кризис» стали труды: Д.П. Гавра, Е.В. Быковой, В. Бенуа, О.Н. Демчук.
Эмпирическую базу исследования составили:
• документальные источники (федеральные законы и кодексы РФ, регламентирующие строительную деятельность, официальные и неофициальные (внутренние) документы и статистические данные о деятельности строительной компании «Л1»);
• PR-источники (продукты деятельности PR-службы строительной
компании «Л1»);
• медиаисточники (сообщения федеральных и региональных СМИ о деятельности строительных компаний Санкт-Петербурга);
• материалы социологических исследований, проводимых маркетинговыми компаниями и аналитическими центрами (Бюллетень Недвижимости,;
• материалы качественных исследований, проведенных автором работы.
Для достижения поставленной цели в рамках практической части работы автором были применены такие методы исследования, как:
• качественный анализ документов в т.ч. сбор статистических данных о текущем состоянии жилого строительства в Санкт-Петербурге;
• экспертное интервью с действующими PR-специалистами строительной отрасли;
• включённое наблюдение (в рамках 62-ой Выставки «Жилищный проект» 2018);
• SWOT-анализ базисного субъекта исследования, а также строительной отрасли 2008 и 2016 гг.;
• анализ медийного поля.
Научная новизна исследования определяется как постановкой проблемы, так и полученными результатами. Элементы новизны могут быть определены исходя из следующих положений:
• поднимается проблема более углубленного сегментирования целевой общественности с учетом локализации строительного рынка;
• рассмотрена и обоснована необходимость выделения кризисных групп в рамках целевой общественности рынка недвижимости как сферы повышенных репутационных рисков;
• поднимается проблема включения антикризисной составляющей в коммуникационную стратегию застройщика в не зависимости от текущей экономической ситуации;
• предпринят попытка выявления способов реорганизации
коммуникативного пространства строительной фирмы путем формирования легенды компании на базе истории её деятельности.
Содержание выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Структура работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.
Подводя итог исследованию рынка жилой первичной недвижимости Санкт-Петербурга, надо сказать, что коммуникации строительных компаний с локальной общественностью отличаются разнообразием с точки зрения каналов и средств её распространения. На сегодняшний день огромные возможности для установления контакта с аудиторией открывает Интернет-пространство, однако, ведущую роль в продвижении застройщиков до сих пор играют связи со СМИ, участие в торговых выставках и конференциях и налаженное взаимодействие с представителями власти и надзора.
С нашей точки зрения, ключевыми группами локальной общественности девелоперов являются: потребители, внутренний состав организации, государственные органы власти и надзора, СМИ, общественные организации, местное сообщество, партнеры и финансовый рынок.
Важнейшими составляющими успешной коммуникационной стратегии будут:
- применение различных PR-приемов в соответствии с маркетинговой стратегией компании;
- гармоничное взаимодействие внутренних отделов организации, согласованность их действий;
- поддержание делового имиджа, повышающего конкурентный статус компании;
- формирование привлекательного образа жилищных объектов с учетом особенностей и ценностей целевой аудитории;
- гибкость коммуникационной политики и ориентация на будущее.
Главными задачами PR-специалиста строительных предприятий являются создание потребности в продукте у общественности, незамедлительная реакция на коммуникационную активность целевых групп, а также умение предугадывать кризис.
Изучив рынок, мы выявили, что кризис может коснуться любого застройщика в результате самых различных причин, начиная от несостоятельности внутриорганизационной структуры компании и заканчивая информационной атакой со стороны заинтересованных в этом конкурентов. Важно в такой ситуации вовремя принять меры и сформировать эффективную систему антикризисных коммуникаций. Характерной особенностью игроков рынка недвижимости стало осознание необходимости внедрения в деятельность PR-практик именно в связи с разрастанием кризисных явлений.
Строительно-инвестиционный холдинг «Л1», столкнувшись с кризисом 2008 года, испытал на себе всю гамму негативных последствий. Значительно подорванная репутация предприятия, тем не менее, не значительно отразилась на деловом и социально-ответственном имидже компании.
Концептуальное освоение действительности и планомерное устранение проблемных вопросов — главная характеристика бизнес-процессов «Л1». В основу позиционирования компании ложится принцип, озвученный самими сотрудниками: «Мы давно на рынке и доказали свою надежность ».
Комплексное применение маркетинговых инструментов PR направлено на формирование лояльности в первую очередь со стороны состоявшихся покупателей, это: разработка бонусных программ, формирование ценовых гарантий, сервисное обслуживание в он-лайн и оф-лайн среде, продвижение в социальных сетях и клиентских форумах.
В целом, резюмируя результаты исследования строительного рынка в Санкт-Петербурге, надо признать, что механизмы связей с общественностью, применяемые в кризисных коммуникациях, носят скорее предупредительный характер, нежели контролирующий. Именно поэтому, полнота информации и обеспечение к ней доступа всем заинтересованным лицам — это первостепенный фактор наличия возможности для преодоления кризисных явлений и последствий.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Приор, 2001. - 32 с.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): офиц. текст (с изм. и доп. от 11 февраля 2013 г.) // Сбор. законодательства РФ. - 2013. - № 7. - Ст. 609
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 29.10.2001. - № 44. - ст. 4147
4. Жилищный кодекс Российской Федерации: Право собственности и другие вещные права на жилые помещения/29.12.2004 №188-ФЗ / ред. От 28.12.2016 // URL: http://docs.cntd.ru/document/901919946 (дата обращения 14.09.2017)
5. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 7 февр. 1992 г. №2300-1 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/10106035/ (дата обращения: 14.09.2017)
6. СТО ГС 01.0.01-03. «Единая система профессионального управления недвижимостью. Общие положения»
7. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель» / 11.04.2006 № 206 / ред. От 12.04.2009 // URL: http://docs.cntd.ru/document/901975683 (дата обращения:
01.02.2018)
8. Агафонова М.С,, Агафонов П.В. Строительный бизнес: стратегии развития в условиях кризиса // Современные наукоемкие технологии - 2013. -№10-1.- 130 c.
9. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое / Пер. с англ. - М., 1990. - 240 с.
10. Гавра Д.П., Быкова Е.В. Кризисные коммуникации в строительном бизнесе: базовые принципы и прикладные аспекты // Российская школа связей с общественностью. 2016. Т. 8. С. 100-109.
11. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. Пер. с англ. — М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2003. — XXVI, 368 с. — (Серия «Современные консалтинговые технологии»)
12. Демчук О.Н. Антикризисное управление: учеб. пособие / О.Н. Демчук, Т. А. Ефремова. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. - 256 с.
13. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»)
14. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с: ил. - (Серия «Деловой Бестселлер»)
15. Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика / Отв. Редактор Я.Н. Засурский. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1996. - 134 с.
16. Сальникова Л. С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и
технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Сальникова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 303 с. — (Бакалавр.
Академический курс)
17. Скотт М. Катлип, Аллен Х. Сентер, Глен М. Брум. Паблик рилейшнз. Теория и практика, 8-е изд.: Пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
- 624 с.: ил. - Парал. тит. англ.
18. Федотова Л. Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение. - СПб: Питер, 2003.
- 352 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»)
19. Филатова О. Г. Основы бизнес-PR : учеб. пособие / О. Г. Филатова, Д. П. Шишкин. — СПб. : Филол. ф-т СПбГУ, 2012. — 195 с.
20. Чумиков А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз». Учеб. пособие / А. Н. Чумиков; МГУ им. М. В. Ломоносова. Ин-т гос. упр. и соц. исслед. - Москва : Унив. гуманит. лицей, 1998. - 215 с.
21.Чумиков А.Н. PR: актуальные основания для 2011 года // Российская пиарология: тренды и драйверы. Сборник научных трудов. - Челябинск, ИЦ «Уральская академия», 2011. - 0,3 п.л.
22. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2006. — 552 с. — (Сер. «Классический университетский учебник»)
23. Шаркова Е. А. Экологический PR в бизнесе: работа с внешними стейкхолдерами // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2015. Т.
1. № 1. С. 70-74.
24. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер, с англ, под ред. В. А. Ядова.—М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.— (Программа «Высшее образование»)
25. An, S., Gower K., Cho S. Level of crisis responsibility and crisis response strategies of the media / An, S., Gower K., Cho S. // Journal of Communication Management. Серия 15. - 2011. № 1. - С.70-83
26. Decuadin J.-M. La communication Marketing: concepts, techniques, strategies. Paris, 1999.
27. James E. Grunig and Fred C. Repper, “Strategic Managment, Public and Issues”, in Excellence in Public Relations and Communication Managment, editet by James Grunig (Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1992)
28. J.R, Wilson, Word-of-Mouth Marketing (New York: John Wiley & Sons, 1991)
29. Доклад РАОС: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pr-
club.com/assets/files/pr_lib/pr_raboty/2014/RAOS-2014-report.pdf (дата обращения: 14.09.2017)
30. Профессиональный стандарт специалиста по связям с общественностью,
РАСО: [Электронный ресурс]. - URL:
https://drive.google.com/file/d/0B0MQY2BqV8swRS1TV GtNNEI4aDA/view (дата обращения: 14.09.2017)
31. Российский союз промышленников и предпринимателей «Социальная хартия российского бизнеса»: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.csr-rspp.ru/social(дата обращения: 14.09.2017)
32. Социально-экономические проблемы развития строительной отрасли: материалы XXIII внутривузовской научно-практической конференции, 7 декабря 2011 г., Волгоград / М-во образования и науки Росс. Федерации; Волгогр. Гос. архит.-строит. ун-т. Волгоград : ВолгГАСУ, 2011. 517 с.
33. Digital-каналы продвижения недвижимости для гарантированных продаж /
Раздел: Статьи / 03.08.2016 / Сайт PCNEWS.RU // URL: http://pcnews.ru/articles/digital_kanaly_prodvizenia_nedvizimosti_dla_garantirovannyh_prodaz-714867.html (дата обращения: 01.02.2018)
34. Сайт PROEVENTS / Ничего лишнего — только digital. Итоги практической
конференции «Интернет маркетинг в недвижимости» / // URL: http://pro-
conference.ru/nichego-lishnego-tolko-digital-itogi-prakticheskoj-konferencii-internet-marketing-v-nedvizhimosti/ (дата обращения: 01.02.2018)
35. Информационный портал Subscribe / Автор: А. Чернозатонский / PR:
управление кризисом / Раздел: PR // URL:
http://subscribe.ru/digest/marketing/pr/n511476864.html (дата обращения:
01.02.2018)
36. Chutima Kessadayrat / Understanding Image Restoration Strategies from a
Stakeholder Approach // URL:
http://www.bu. ac.th/knowledgecenter/epaper/j an_june2011/pdf/pdf_025.pdf (дата
обращения: 01.02.2018)
37. Сайт SPBHOMES.RU/ Рейтинг застройщиков Петербурга: кому стоит доверять / База знаний / 14 декабря 2016 // URL: https://spbhomes.ru/science/rejting-zastrojshchikov-spb-2017/ (дата обращения: 01.02.2018)
38. Сайт domofond.ru/ Итоги 2016 года на рынке недвижимости России / Полезные
советы / 31 декабря 2016 // URL:
http://www.domofond.ru/statya/itogi_2016_goda_na_rynke_nedvizhimosti_rossii_/5903 (дата обращения: 01.02.2018)
39. Петербургская интернет-газета «Фонтанка» / Выживет тот, кто будет строить /
Рубрика: строительство / 29.09.2014 // URL:
http://www.fontanka.ru/2014/12/26/185/ (дата обращения: 01.02.2018)
40. Петербургская интернет-газета «Фонтанка» / Автор: Ольга Вавилова / Застройщики готовятся к «заморозкам» / Рубрика: строительство / 12.02.2015// URL: http://www.fontanka.ru/2015/02/12/102/ (дата обращения: 01.02.18)
41. Газета: Бюллетень Недвижимости / Автор: Елена Зубова / Итоги не подвели /
Раздел: рынок жилья / 29.01.2009 // URL:
http://www.gazeta.bn.ru/articles/2009/01/29/40125.html(дата обращения 01.02.18)
42. Сайт-визитка компании «Решение»: консалтинг и исследования рынка / Автор:
Елена Зубова / Рубрика: статьи и комментарии / 27.01.2009 // URL:
http://decision.ru/stati_i_commentarn/2009/itogi_2008_goda_dlya_stroitelnoj_otrasli_peterburga_priznany_uspeshnymi_nesmotrya_na_nekotoryj_spad_v_poslednem_kvartale_v_ekspl/ (дата обращения 01.02.18)
43. Интернет-газета «Бюллетень Недвижимости» / Автор: Елена Денисенко / Как
выбрать застройщика в кризис — семь правил / Рынок жилья / 15.12.2014 // URL: http://www.gazeta.bn.ru/articles/2014/12/15/206791.html (дата обращения:
01.02.2018)
44. Интернет-газета «Бюллетень Недвижимости» / Кто в Петербурге больше всех
строит — десятка лидеров / Рынок жилья / 31.01.2017 // URL:
http://www.gazeta.bn.ru/articles/2017/01/31/236719.html (дата обращения:
01.02.2018)
45. Интернет-издание «Фонтанка» / Среди строительных компаний города лучших
не нашли / Недвижимость / 14.10.2008 // URL:
http://www.fontanka.ru/2008/10/14/061/ (дата обращения: 01.02.2018)
46. Газета «Деловой Петербург» / Авторы: Наталья Ковтун, Ольга Мягченко /
Какие строительные компании скоро покинут рынок Петербурга / Рубрика: хорошие квартиры / 26 ноября 2015 // URL:
http://news.nb.dp.ru/a/2015/11/25/Postroilis_na_vihod (дата обращения: 01.02.2018)
47. Электронный журнал «СТО» / Автор: Славяна Румянцева / Саморегулирование
и законодатели: состояние противостояния / Раздел: Архив номеров / Рубрика: Архив в электронном виде / 23 октября 2013 // URL:
http://stopress.ru/archive/html/STO_0623_oktyabr_2013/sr1.html (дата обращения 01.02.2018)
48. Интернет-газета «Фонтанка» / Автор: Александр Смирнов / Как застройщики Петербурга интернет-троллей ловят / Раздел: строительство / 05.10.2016 // URL: http://www.fontanka.ru/2016/10/05/135/ (дата обращения 01.02.2018)
49. Петербургский Правовой портал / Автор: Ярослава Задорина / Строители выходят на связь с общественностью / Раздел: новости / Источник: Строительный Еженедельник / 14 марта 2011 // URL: http://ppt.ru/news/93533 (дата обращения 01.02.2018)
50. Сайт ГК «ПИА Недвижимость» / Тенденции и перспективы на строительном рынке Санкт-Петербурга / Обзор новостроек, статьи о недвижимости / 01.01.2017 // URL: https://piaspb.ru/articles/tendentsii-i-perspektivy-na-stroitelnom-rynke-sankt-peterburga/ (дата обращения: 01.02.2018)
51. Строительный Еженедельник № 32 (77) от 25.08.2003 / Автор: Екатерина
Меньшикова / Публичные люди / Стиль бизнеса // URL: https://asninfo.ru/magazines/html-version/77-spb/298-publichnyye-lyudi (дата
обращения: 01.02.2018)
52. Интернет-газета «Карповка» / Автор: Эльвира Егорова / Работа над
градостроительными ошибками /Раздел: Аналитика / 02.07.2014 // URL:
http://karpovka.com/2014/07/02/186892/ (дата обращения: 01.02.2018)
53. Сетевое издание «Недвижимость и строительство Санкт-Петербурга» / Отчёт о
мероприятии / Дискуссионный клуб / 6 июля 2016 // URL:
http://nsp.ru/arrangements/reports/32-demokratichnii-prestizh-moskovskogo (дата
обращения: 01.02.2018)
54.Он-лайн служба распространения пресс-релизов B2Blogger.com/ Проведен круглый стол «Жив ли классический PR или весь растворился в соц. сетях и креативе?» / Пресс-релизы / 26 апреля 2013 // URL:
http://b2blogger.com/pressroom/162090.html (дата обращения: 01.02.2018)
55. Официальный сайт Российской гильдии управляющих и девелоперов / На
круглом столе комитета РГУД девелоперы обсудили законодательные
нововведения / Новости Гильдии / 23.10.2015 / // URL: http://www.gud- estate.ru/novosti/na-kruglom-stole-komiteta-rgud-po-urbanistike-arkhitekture-i- gradostroitelstvu-developery-obsudili-z/(дата обращения: 01.02.2018)
56. Интернет-газета «Бюллетень Недвижимости» / Автор: Павел Никифоров /
Пиар во время «чумы» / 19.05.2009 // URL:
http://www.gazeta.bn.ru/articles/2009/05/19/42657.html (дата обращения:
01.02.2018)
57. Интернет-издание «Известия» / Автор: Виктор Громов / В сложный момент клиенты обращаются к надежным компаниям / Рубрика: Общество / 7 ноября 2008 // URL: http://izvestia.ru/news/342525 (дата обращения: 01.02.2018)
58. Сайт агентства строительных новостей «Аснинфо» / Автор: Александр Аликин
/ Скандальная хроника строительного рынка: 2002-2012 / Рубрика: Юбилей / 19.03.2012 // URL: https://asninfo.ru/magazines/html-version/504-spb/10160-
skandalnaya-khronika-stroitelnogo-rynka-2002-2012 (дата обращения 01.02.2018)
59. Сайт Редакции Media-Online / Автор: Ольга Кирсанова / На каждый кризис найдется свой антикризис / Раздел: Аналитика /29 января 2009 / // URL: https://www.media-online.ru/index.php3?id=295531 (дата обращения: 01.02.2018)
60. Строительный портал КтоСтроит.Ру / Полугодие внушает оптимизм / 13.07.2015 // URL: https://ktostroit.ru/news/231919/ (дата обращения: 01.02.2018)
61. Сайт интернет-издания «Деловой Петербург» / Автор: Ольга Мягченко /
Передел рынка мелкой розницы заставил вспомнить, как чиновники влияют на рынки / Раздел: Аналитический материал / 18 августа 2015 // URL:
https://www.dp.ru/a/2015/08/17/Svjazannie_odnoj_vlastju (дата обращения:
01.02.2018)
62. Интернет-газета «Фонтанка» / Автор: Антонина Асанова / «Норманн»
готовится к долгострою / Раздел: Строительство / 23.11.2016 // URL:
http://www.fontanka.ru/2016/11/22/145/ (дата обращения: 01.02.2018)
63. Сайт advertology.ru/ Автор: Анна Лекич / PR в Интернете: с какой стороны
подойти? / Раздел: Статьи / 13.05.2005 // URL:
http://www.advertology.ru/print13976.htm (дата обращения: 01.02.2018)
64. Интернет-газета «Фонтанка» / Автор: Екатерина Дмитриева / Мифы
петербургских новостроек / Раздел: Строительство / 12.05.2015 // URL:
http://www.fontanka.ru/2015/12/09/106/ (дата обращения: 01.02.2018)
65. Деловое аналитическое издание «Эксперт Северо-Запад» / Правильный
нейминг увеличивает стоимость недвижимости / 17 декабря 2013 // URL:
http://www.old.expertnw.ru/news/2013-12- 17/pravilny-neyming-uvelichivaeyt-stoimost-nedvizhimosti (дата обращения: 01.02.2018)
66. Сайт коммуникативного агентства «Свобода Group» / Экспертный опрос
портала Urban Look на тему «Экономят ли девелоперы на PR?» // URL: http://svobodagroup.ru/company/news/item/165-urbanlook (дата обращения:
01.02.2018)
67. Сайт «Индикаторы Рынка Недвижимости» / Кризис научил новым методам продвижения // Раздел: Маркетинг в недвижимости // Рубрика: Дайджест // URL: http://www.mvn.irn.ru/digest/59.html (дата обращения: 01.02.2018)
68. Информационный портал UrbanLook / Экспертные мнения по пятницам:
экономят ли сейчас девелоперы на PR? / 27 апреля 2015 // URL:
http://urbanlook.ru/ekspertnye-mneniya-po-pyatnicam-ekonomyat-li-sejchas- developery-na-pr/(дата обращения: 01.02.2018)
69. Сайт «Лекции.Ком» / Коммуникация как процесс обмена информацией. Роль информации в коммуникативном процессе / // URL: http://lektsii.com/2-50100.html(дата обращения 01.02.2018)
70. Официальный сайт строительного концерна «ЮИТ» / Создаем эстафету добра вместе / Раздел: 100 добрых дел // URL: https://www.yit.ru/100-dobrih-del (дата обращения: 01.02.2018)
71. Электронный журнал «СТО» / Сохраняем или теряем? / Раздел: Архив номеров
/ Рубрика: Архив в электронном виде / май 2016 // URL:
http://stopress.ru/archive/html/STO_0344MAI_2016/Sohranyaem_ili_teryaem.html(дата обращения: 01.02.2018)
72. Сайт «Индикаторы Рынка Недвижимости» / Строительный «манок» для
покупателя: что новенького? / Раздел: Маркетинг в недвижимости / Рубрика: дайджест / февраль 2016 // URL: http://www.mvn.irn.ru/digest/380.html (дата
обращения: 01.02.2018)
73. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга / Итоги 2016 года по
вводу жилья и объектов общегражданского строительства / Комитет по строительству / Новости / 13 января 2017 // URL:
https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/komstroy/news/104315/ (дата обращения
01.02.2018)
74. Комитеты, управления, инспекции и службы / Раздел: власть / Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга // URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/ (дата обращения 01.02.2018)
75. Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам / URL:
http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&DocNumber=428235&TypeFile=html (дата обращения: 01.02.2018)
76. Постановление Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области по Делу № А56-38912/2009 // URL:
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/2ddce5f3-daad-4057-a729-ca0311864595/A56-38912-2009_20091118_Reshenie.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
77. Постановление Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области по Делу № А56-5353/2010 // URL:
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/1a23956c-9b90-4877-a5d0-eaf60aeff00b/A56-5353-2010_20100601_Reshenie.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
78. Постановление Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области по Делу № А56-65775/2009 // URL:
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/372c55aa-da15-4607-af51-3b6cda27d689/A56-65775-2009_20091109_Reshenie.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
79. Постановление Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области по Делу № А56-22396/2009 // URL:
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/409f40d1-a571-4335-b78b-7656bc6a0567/A56-22396-2009_20091130_Reshenie.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
80. Постановление Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области по Делу № А56-55254/2009 // URL:
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/6c346a11-08d8-45a4-9368-770cef33234f/A56-55254-2009_20091207_Reshenie.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
81. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга / СПб ГУП "Центр содействия строительству" / Раздел: власть / Рубрика: Комитет по строительству
// URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/komstroy/spb-gup-centr-sodejstviya-stroitelstvu/
(дата обращения 01.02.2018)
82. XI Ежегодная конференция «IIII» / Сайт «Недвижимость и строительство
Петербурга» // URL: http://nsp.ru/arrangements/37-zima-budet-dolgoi (дата
обращения: 01.02.2018)
83. Ярмарка недвижимости — выставка, которую ждут! / Сайт «Ярмарка
Недвижимости» // URL: http://www.y-expo.ru/history/ (дата обращения:
01.02.2018)
84. Ежегодная практическая конференция «Маркетинг в недвижимости» / Сайт PROEVENTS // URL: http://pro-conference.ru/marketing-v-nedvizhimosti-3/ (дата обращения: 01.02.2018)
85. Официальный сайт «Выставка-семинар для населения «Жилищный проект» // URL: http://www.gilproekt.ru (дата обращения: 01.02.2018)
86.О выставке «ИнтерСтройЭкспо» / Сайт WorldBuild St. Petersburg // URL: http://www.interstroyexpo.com/ru-RU/about/aboutexhibition.aspx (дата обращения: 01.02.2018)
87. О конгрессе / Раздел: Жилищный конгресс / Сайт «Гражданский Жилищный
Форум» // URL: http://www.gilforum.ru/congress/about_congress.html (дата
обращения: 01.02.2018)
88. Рождественский саммит в Санкт-Петербурге / Сайт PROEVENTS // URL: http://pro-conference.ru/rozhdestvenskij-sammit-v-sankt-peterburge/ (дата обращения: 01.02.2018)
89. V Юбилейная «Международная конференция «Управление недвижимостью корпораций» / Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга» // URL: https://gov.spb.ru/gov/admin/albin-igor-nikolaevich/photo/16592/ (дата обращения: 01.02.2018)
90. Официальный сайт URBAN AWARDS // URL: http://www.urbanawards.ru (дата обращения: 01.02.2018)
91. Официальный сайт Всероссийского конкурса «Лучший реализованный девелоперский проект на российском рынке недвижимости» // URL: ййрзУ/конкурсфиабси.рф (дата обращения: 01.02.2018)
92. Официальный сайт Конкурса по экологическому девелопменту и энергоэффективности // URL: http://greenawards.ru (дата обращения: 01.02.2018)
93. PROEstate MEDIA AWARDS / Сайт PROESTATE // URL:
http ://www.proestate.ru/contests/item/110 -konkurs-zhurnali stov/110 -konkurs-zhurnalistov (дата обращения: 01.02.2018)
94. Официальный сайт Конкурса «Доверия потребителя» // URL: http://doveriekonkurs.ru (дата обращения: 01.02.2018)
95.Официальный сайт КАИССА // URL: http://www.kaissa-spb.ru/pub/380 (дата обращения: 01.02.2018)
96.Официальный сайт «Интернет-премии в сфере недвижимости» // URL: http://www.webrealtor.spb.ru (дата обращения: 01.02.2018)
97. Официальный сайт застройщика «ЛенСпецСМУ» / Политика качества / Раздел: О компании // URL: http://www.lenspecsmu.ru/about/company/ (дата обращения: 01.02.2018)
98. Официальный сайт LEGENDA Intellegent Development // URL: https://legenda- dom.ru(дата обращения: 01.02.2018)
99.Официальный сайт Glorax Development // URL: http://glorax.com (дата обращения: 01.02.2018)
100. Официальный сайт инфестиционно-строительного холдинга RBI / О холдинге RBI / Раздел: О компании // URL: http://rbi-holding.ru/about/ (дата обращения: 01.02.2018)
101. Официальный сайт «ЛСР. Недвижимость-Северо-Запад» / Раздел: О компании // URL: http://www.lsr.ru/company/information/#.WRoVvo9SCM8 (дата обращения: 01.02.2018)
102. Информационный меморандуам ООО «ЛЭКстрой» / Электронное издание / ОАО «Банк Москвы»., 2007. С. 25-26.
103. Официальный сайт строительной компании «Л1» // URL: https://www.l1- stroy.ru(дата обращения: 01.02.2018)
104. Официальный сайт строительной компании «Л1» / Экскурсия в ЖК
«Империал» / Раздел: Новости // URL: https://www.l1-
stroy.ru/novosti/podrobnee/866 (дата обращения: 01.02.2018)
105. Официальный сайт компании «Л1» / Новости // URL: https://www.l1- stroy.ru/novosti(дата обращения: 01.02.2018)
106. Официальный сайт строительной компании «Л1» / Создание компании / Раздел: О компании // URL: https://www.l1-stroy.ru/o-kompanii (дата обращения: 01.02.2018)
107. Официальный сайт строительной компании «Л1» / Создание компании / Раздел: О компании / // URL: https://www.l1-stroy.ru/o-kompanii (дата обращения: 01.02.2018)
108. Официальный сайт строительной компании «Л1» / Компания сегодня / Раздел: О компании // URL: https://www.l1-stroy.ru/o-kompanii (дата обращения: 01.02.2018)
109.
109. Официальный сайт компании «Л1» / Начало процедуры
предварительного осмотра квартир // URL: https://www.l1-
stroy.ru/novosti/podrobnee/863 (дата обращения: 01.02.2018)
110. Тематический блог строительной компании «Л1» // URL: http://lec- blog.livejournal.com/profile(дата обращения: 01.02.2018)
111. Сайт LIVEJOURNAL / Дни открытых дверей / Блог новостей строительной компании «Л1» // URL: http://lec-blog.livejournal.com/289100.html(дата обращения: 01.02.2018)
112. Сайт LIVEJOURNAL / Как шведы питерские стройки осматривали / Блог
новостей строительной компании «Л1» // URL: http://lec-
blog.livejournal.com/293455.html (дата обращения: 01.02.2018)
113. Сайт LIVEJOURNAL / Встречи на стройке / Блог новостей строительной компании «Л1» / 27 декабря 2011// URL: http://lec-blog.livejournal.com/163765.html(дата обращения: 01.02.2018)
114. Сайт LIVEJOURNAL / Компания «Л1» участвует в конкурсе на премию «Рекорды рынка недвижимости» / Блог новостей строительной компании «Л1» // URL: http://lec-blog.livejournal.com/588377.html (дата обращения: 01.02.2018)
115. Сайт LIVEJOURNAL / «Премьер Палас» компании «Л1» признан лучшим жилым комплексом Санкт-Петербурга / Блог новостей строительной компании «Л1» / 11 июня 2013 // URL: http://lec-blog.livejournal.com/433896.html(дата обращения: 01.02.2018)
116. Сайт LIVEJOURNAL / Компания «Л1» показала студентам, как строится жилье / Блог новостей строительной компании «Л1» /11 марта 2015 // URL: http://lec-nik.livejournal.com/17993.html (дата обращения: 01.02.2018)
117. Интернет-газета «Деловой Петербург» / Автор: Наталья Ковтун / Fort
Group присоединился к борьбе за строительную компанию «Л1» / Новости компаний / 23 ноября 2015 // URL:
http://news.nb.dp.ru/a/2015/11/22/Nachalo_vtorogo_raunda/ (дата обращения: 01.02.2018)
118. Информационный сайт «Разумная Недвижимость» / Л1: главное в работе
с дольщиками — абсолютная открытость / Городская недвижимость / 12 октября 2016 // URL: http://razned.ru/urban-property/article/l1-the-main-thing-in-working-
with-real-estate-investors-an-absolute-transparency/ (дата обращения: 01.02.2018)
119. Единый строительный портал Северо-Запада «Ктостроит.ру» / Дольщики
ЖК «Классика» и сотрудники компании «Л1» посадили деревья на территории жилого комплекса / Раздел: Новости / 23 октября 2012 // URL:
https://ktostroit.ru/news/189861/ (дата обращения: 01.02.2018)
120. Сайт «Дом Контроль» / Компания «Л1» запускает конкурс «РИАЛ — квартира-студия мечты!» / Раздел: Строительные компании / 14.09.2012 // URL: http://www.domkontrol.ru/news.php?id=5772 (дата обращения: 01.02.2018)
121. Информационный портал «Витринановостроек.рф» / МЧС провели
учения на объекте компании «Л1» / Рубрика: Интересное / 24 октября 2016 // URL: http://vitrinanovostroek.ru/spb/novosti/interesnoe/mchs-proveli-ucheniya-na-
obekte-kompanii-l1/ (дата обращения: 01.02.2018)
122. Интернет-издание «Комсомольская правда» / Жилые комплексы Л1
вышли в финал Urban Awards 2013 /Раздел: Недвижимость /11 ноября 2013 // URL: http://www.kompravda.eu/daily/26157.5/3045068/ (дата обращения:
01.02.2018)
123. Интернет-телевидение Piter.TV / Автор: Роман Романов / Павел Андреев:
Хочу, чтобы дольщики стали нашими акционерами / Рубрика: каналы + диалоги / 23 ноября 2001 // URL: http://piter.tv/event/Pavel_Andreev_Hochu_chto/ (дата
обращения: 01.02.2018)