Введение 3
Глава 1. Основные подходы к исследованию связей с органами власти в
Российской Федерации 6
1.1 Термины, определения и методологические подходы в системе
government relations 6
1.2 Технологии осуществления GR-деятельности 14
1.3 Особенности взаимодействие бизнеса и власти в современной
России 28
Глава 2. Особенности GR в сфере обращения с отходами 49
2.1 Характеристика отрасли обращения с отходами 49
2.2 Государственно-частное партнерство в сфере обращения с
отходами 71
2.3 Стратегия GR-коммуникаций в сфере обращения с отходами 83
Заключение 98
Список литературы
Реферируемая выпускная квалификационная работа посвящена изучению стратегий и технологий осуществления Government Relations в сфере обращения с отходами.
Government Relations в сфере обращения с отходами находятся на стадии зарождения, на начальном этапе развития. На сегодняшний день отсутствуют исследования, посвященные организации GR-деятельности в сфере обращения с отходами. Однако происходящие изменения в данной отрасли, а также возрастание интереса со стороны государства к вопросам экологии, а в частности к модернизации системы управления отходами и строительству высокотехнологичных объектов обращения с отходами, позволяют говорить о необходимости исследований в данной системе коммуникаций.
Актуальность работы также обусловлена возрастающим интересом к Government Relations как сложной системе, на первый план которой выступают коммуникативные свойства. Активное изменение экономической обстановки, возрастание процессов глобализации и информатизации приводят к преобразованию взаимоотношений бизнеса, общества и государства. Организации неизбежно вступают во взаимодействие с органами государственной власти в рамках правовых отношений и подвергаются их управленческому воздействию. Кроме того, государство может выступать в качестве экономического контрагента организации. Следовательно, возрастает зависимость успешности деятельности организации от эффективности управления процессом взаимодействия с органами государственной власти.
Особенности сферы обращения с отходами, такие, как необходимость перманентного взаимодействия с органами государственной власти и поддержание паблицитного капитала среди общественности, делают деятельность GR-специалиста особенно ценной. Ценность данного исследования заключается в выявлении сущностных характеристик работы специалиста по связям с органами государственной власти.
Объектом исследования работы являются стратегии и технологии Government Relations в сфере обращения с отходами.
Организация GR-деятельности в сфере обращения с отходами и её подсистем в частности определена как предмет исследования.
Целью работы является выявление характерных особенностей Government Relations в сфере обращения с отходами.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить место и роль GR в общей системе внешних коммуникаций организации;
2. провести анализ технологий осуществления GR-деятельности;
3. определить особенности взаимодействия бизнеса и власти в России;
4. проанализировать отрасль обращения с отходами;
5. провести анализ этапов GR-стратегии в сфере обращения с отходами.
Мы выносим несколько положений на защиту:
1. организации в сфере обращения с отходами в настоящее время наиболее подвержены влиянию решений органов государственной власти;
2. крупнейшие организации в сфере обращения с отходами в недостаточной мере используют общественную поддержку для отстаивания своих интересов.
В ходе работы для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- сравнительный;
- анализ документов;
- контент-анализ;
- экспертное интервью.
Важно отметить малое количество отечественных работ о посвященных Government Relations. Основные из них легли в основу данного исследования: «GR-связи с государством» Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой, «GR: теория и практика» Минтусова И. Е., Филатовой О. Г. и «GR и лоббизм: теория и технологии» Ачкасовой В.А., Минтусова И.Е., Филатовой О.Г.
GR-коммуникации на сегодняшний день не интегрированы в структуру менеджмента отечественных компаний в должной мере. В то же время на Западе GR-технологии стали неотъемлемой частью политики организаций. Поэтому теоретическое исследование также базируется на работах западных ученых, таких как С. Томсон и С. Джон.
Эмпирическую базу работы составили результаты независимых исследований, публикации в СМИ, отчёты организаций, действующих в сфере обращения с отходами.
Структура диссертации включает в себя: Введение, 2 главы, в которых последовательно рассматриваются теория организации коммуникаций с органами государственной власти, взаимодействие бизнеса и власти в сфере обращения с отходами, а также Заключение, Список литературы и Приложения.
Подводя итог исследованию, заметим, что GR-стратегия является составной частью общей стратегии компании, и составляется согласно принципу комплексного и системного взаимодействия с органами государственной власти, целью которого является создание благоприятных условий для развития компании. Формируется с учетом особенностей деятельности организации и согласно её потребностям.
GR-деятельность предполагает виртуозное владение, в первую очередь, технологиями PR-деятельности, в качестве инструмента управления внешними и внутренними коммуникациями субъекта. GR- коммуникации осуществляются с помощью следующих технологий: прямое взаимодействие с органами государственной власти, воздействие на лиц принимающих решения путем реализации проектов с экспертным сообществом и/или общественности, поддержка политической деятельности, аналитическая работа, медиарилейшнз, технологии формирования общественного мнения и поддержки инициатив, реализация программ корпоративной социальной ответственности.
Взаимодействие бизнеса и власти в современной России выходит на новый уровень, когда бизнес осознает ответственность воздействия на государственную власть: GR способен повлиять на общее состояние регулятивной среды, на модель экономического роста государства, на государственную политику в социальной сфере. В свою очередь государство готово идти навстречу бизнесу и все чаще делегирует свои функции по регулированию развития отрасли напрямую самому бизнесу.
В свою очередь возрастает роль государственно-частного партнерства в связи с реформированием системы государственного управления, новой концепцией отношений государства и бизнеса, которая способна стать локомотивом преобразований как в системе государственного управления, так и в коммерческом секторе.
В данном исследовании мы рассмотрели отрасль обращения с отходами в России, её основные характеристики, особенности взаимодействия с органами государственной власти.
В настоящее время в сфере обращения с отходами проходит реформа, в результате которой принципиально изменена система управления отходами. Благодаря данной реформе с 2014 года поступательно повышается инвестиционная привлекательность отрасли. За это время на рынке появились крупные компании, осуществляющие деятельность сразу в нескольких субъектах РФ и способные осуществить строительство и эксплуатацию дорогостоящих современных комплексов обращения с отходами.
Государственно-частное партнерство в сфере обращения с отходами является наиболее оптимальным механизмом модернизации отрасли, так как способен обеспечить необходимую поддержку государства проектов развития инфраструктуры в части экономии и привлечения инвестиций, утверждения оптимального тарифа, обеспечения объектов потоками материалов.
В общем виде организацию GR-деятельности в сфере обращения с отходами можно описать в виде формулы «мониторинг — анализ полученной информации — реагирование в виде конкретных действий». В основе эффективной организации GR лежит системность и непрерывность в мониторинге ситуации в органах государственной власти в части подготовки решений, касающихся сферы обращения с отходами. Взаимодействие с органами власти во многом строится на своевременном получении информации, её анализе и выработки плана действий.
Мы выносили два положения на защиту:
1. организации в сфере обращения с отходами в настоящее время наиболее подвержены влиянию решений органов государственной власти;
2. крупнейшие организации в сфере обращения с отходами в недо статочной мере используют общественную поддержку для отстаивания своих интересов.
Можно отметить, что положения подтвердились: изменение системы государственного управления сферой обращения с отходами вынудила организации встраиваться в изменившуюся отрасль. Причем часть игроков рынка предпочли принять участие в совершенствовании законодательства в сфере обращения с отходами. Также исследования показали, что крупнейшие организации в сфере обращения с отходами — АО «Управление отходами» и АО «НЭО» — проводят недостаточно активную политику взаимодействия с общественностью и подвергаются критике общественных организаций, общественные деятелей и экологов в социальных сетях.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г., № 82-ФЗ.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2.05.2006 г., № 59-ФЗ.
4. Федеральный закон Российской Федерации «О саморегулируемых организациях» от 23 ноября 2007, № 315-ФЗ.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г., № 59-ФЗ.
6. Федеральный закон Российской Федерации «Об Общественной палате Российской Федерации» от 23.03.2005 г., № 32-ФЗ.
7. Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г., № 10-ФЗ.
8. Федеральный закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (последняя редакция)
9. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 29.12.2014 No 458-ФЗ (последняя редакция).
10. Федеральный закон от 22 .07.2005 г. No 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 17.05.2007 No 82-ФЗ «О банке развития».
12. Федеральный закон от 21.07.2005 г. No 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
13. Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 No 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
14. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2005 No 115- ФЗ «О концессионных соглашениях».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 No 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 No 269 «Об определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов».
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 4.05.2005 г. No 284 «О государственном учете результатов научно - исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения».
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 No 484-ФЗ «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 No 505 «Об утверждении Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 No 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 No 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. No 641».
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 No 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов».
23. «Инструкция по работе с обращениями и запросами граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Утверждена распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 2011 года № 189рп-СФ.
24. «Национальный план по противодействию коррупции на 2014-2015 годы» утвержден Указом Президента РФ от 11 апреля 2014 г., №-226.
25. «Национальный план пр отиводействия коррупции на 2016¬2017 годы» утвержден Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г. №-147.
26. «Положение об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Утверждено решением Совета палаты от 13.06.2002 г. (протокол N 20/16-сп).
27. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. No 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 10.02.2016 No 52-СФ).
28. Постановление ГД ФС РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 23.12.2009 года № 3018-5 ГД.
29. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принят постановлением ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 18.01.2017).
30. Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 г. № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».
Учебные пособия, книги, монографии
31. Архипова, Т.Г Организация государтсвенных учреждений в России: 1917-2013гг. / Т.Г.Архипова, Е.П.Малышева. - М.: РГГУ, 2014. - 557 с.
32. Ачкасова, В.И. Государственный PR и Government Relations в России и Беларусии: основные тенденции / В.И.Ачкасова [и др.]; Отв. ред. В.В.Грибанова. - Сыктывкар.: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. - 218 с.
33. Баглай, М.В. Малая энциклопедия конституционного права / М. В. Баглай, В. А. Туманов. - М. : БЕК, 1998. - 516 с.
34. Баранов, Н.А. Современная российская политика: учебное пособие. Для бакалавров / Н.А.Баранов, Б.А.Исаев. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.
35. Баженов А.В., Использование механизмов государственно-частного партнерства как катализатора антикризисного потенциала развития инфраструктуры / Государственно - частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы / Сборник статей под общей редакцией Зверева А.А. М. 2009.
36. Большаков, С.Н. Государственное и муниципальное управление: базовые подходы и концепции / С.Н.Большаков, [и др.];.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - 204 с.
37. Большаков , С .Н., О проблеме взаимодействия современного российского бизнеса и государства: общее и частное / С.Н.Большаков и др. // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2014. № 2. С. 1 - 14.
38. Боханов, А.Н. Деловая элита России 1914 г. / А.Н.Боханов. — М.: Наука, 1994 г. — 274 с.
39. Брыкин, А. В. Взаимодействие с органами государственной власти или Government Relations в России/ А.В.Брыкин. - М.: Изд-во «Наука», 2013 - 256 с.
40. Булаков, О.Н. Парламентское право России. Курс лекций / О.Н.Булаков, И.Н. Рязанцев. —М.: Юстицинформ, 2007. — 296 с.
41. Быков, И.В. Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти / под ред. В.И.Быкова, Л.Н.Галенской, Л.В.Сморгунова. — СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006. — 208 с.
42. Вечернин, Д.С. Правовое регулирование продвижения бизнес- интересов в органах государственной власти Российской Федерации: новейшие тенденции и перспективы / Д.С.Вечернин // Материалы научно-практического семинара «GR-менеджмент в России: теория, практика, искусство». — М.: ГУУ, 2013. — 217 с.
43. Востряков, Л.Е. Правовой статус СМИ и правовое обеспечение связей с общественностью: учеб. пособие / Л.Е.Востряков, С.Ю.Чимаров, Е.Ю.Ястребов. - СПб.: Изд-во СЗИ РАНХиГС, 2012. - 240 с.
44. Вуйма, А.Ю. Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений / А.Ю.Вуйма - СПб.: Питер, 2008. - 383 с.
45. Габричидзе, Б.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие / Б.Н.Габричидзе [и др.] — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 479 с.
46. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Д.П.Гавра. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
47. Головлева, Е.Л. Government Relations: модели коммуникации власти и групп интересов: учебник / Е.Л.Головлева Р.Т.Мухаев. — М.: изд-во Московского гуманитарного университета, 2014. —159. с.
48. Гончаров, А.А. Гражданский контроль над органами власти / А.А.Гончаров. - М.: Изд-во Весь Мир, 2010. - 224 с.
49. Дорский, А.Ю. Этика и право публичных коммуникаций: регулирование брэндинга: Научно-методические материалы / А.Ю.Дорский. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. - 194 с.
50. Клинова, М.В. Государство и частный капитал в поисках прагматического взаимодействия / М.В. Клинова. — М., ИМЭМО РАН, 2009. — 122 с.
51. Кривоносов, А.Д., Теория связей с общественностью /
A. Д.Кривоносов, О.Г.Филатова, М.А. Шишкина. — СПб.: Питер, 2010. — 384 с.
52. Кулакова, Т.А. GR и процесс принятия политических решений / Т.А.Кулакова. // Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти/ Под ред. В.И.Быкова, СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006. —64 с.
53. Купряшин, Г.Д. Модернизация государственного управления: институты и интересы / Г.Д.Купряшин. - М.: Изд-во Московского университета, 2012. - 312 с.
54. Лебедева, Е.В. Взаимодействие государства, бизнеса и общества в целях устойчивого развития: социологический подход / Лебедева Е.В., Титаренко Л.Г., Филатова О.Г. // Государственный PR и government relations в России и Беларусии: основные тенденции / под ред.
B. В.Грибанова и др. — Сыктывкар.: изд-во СГУ, 2015. —284 с.
55. Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. - М.: Синергия, 2012. - 624 с.
56. Малышева, М.А. Теория и методы современного государственного управления. Учебно-методическое пособие / А.М.Малышева. - СПб.: НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011. - 280 с.
57. Материалы научно-практического семинара «GR-менеджмент в России: теория, практика, искусство», 16 мая 2013 г.. - Москва : ГУУ,
2013. - 81 с.
58. Минтусов, И.Е. GR: теория и практика: учебник / И.Е.Минтусов, О .Г. Филатова - СПб.: СПбГУ, 2013. - 180 с.
59. Осипов, Г.В. Российская социологическая энциклопедия / общ.ред. Г.В.Осипов. — М., Норма-Инфра-М, 1998. — 672 с.
60. Парсонс, Т.О. понятии «политическая власть» / Т.Парсонс // Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. — М.: Гардарики, 2000. — 843 с.
61. Петров, М.П. Исполнительная власть на этапе модернизации Российского государства: опыт правового исследования: монография / Р.А.Попов; Отв. ред. А.В.Малько. - М.: Юрлит-информ, 2012. - 384 с.
62. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебник / Р.А.Попов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
63. Ревзина О.В., Минскова М.Г., Государственно-частные партнерства в России - правовое регулирование сегодня перспективы на будущее / Го сударственно-частное партнерство : пути совершенствования законодательной базы / Сборник статей под общей редакцией Зверева А.А. М. 2009.
64. Сидорская, И.В. Коммуникационная модель Government Relations и государственного Public Relations / Сидорская И.В., Грибанов В.В., Быков И.А. // Государственный PR и government relations в России и Беларусии: основные тенденции / под ред. В.В.Грибанова и др. — Сыктывкар.: изд-во СГУ, 2015. — 296 с.
65. Спиридонов А.А, Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования, Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Национальный центр государственно- частного партнерства. Аналитика.
66. Сморгунов, Л.В. Политические сети. Теория и методы анализа / Л.В.Сморгунов, А.С.Шерстобитов. — М. «Аспект пресс», 2014. — 320 с.
67. Сморгунов, Л.В. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством, учебное пособие / Л.В. Сморгунов. - М.: РОССПЭН, 2012.
- 407 с.
68. Толстых П.А. GR : практикум по лоббизму в России / П.А.Толстых.
- Москва: Альпина Бизнес Букс НИККОЛО М, 2007. - 378 с.
69. Осипов И.Д. Власть и предпринимательство в России: историко-культурный аспект взаимоотношений / И.Д.Осипов // Формирование системы цивилизованного лоббизма в России / под ред. Быкова И.В.. — СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006. — 191 с.
70. Усягин А. В. Политическое управление и его территориальные аспекты: российский опыт: Монография. — Н. Новгород.: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009. —101 с.
71. Филатова, О.Г. Основы бизнес-PR: учеб. пособие / О .Г.Филатова, Д.П.Шишкин. - СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2012. - 195 с.
72. Филиппова, Н.А. Представительство публичных интересов в федеративном государстве: о собенно сти ро ссийской национальной модели / Н.А.Филиппова. - Ект.: УрО РАН, 2009. - 394 с.
73. Царев Д.А., Государственно-частное партнерство: правовой аспект // «Финансовая газета», 2009, N 17
74. Чумиков, А.Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник / А.Н.Чумиков, М.П.Бочаров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 329 с.
75. Шапкин, И.Н. Из истории лоббизма в России. Представительские организации российского капитала во второй половине Х1Х - начале ХХ веков / И.Н.Шапкин. - М. : МАЭП, 1999. - 199 с.
76. Шарков, Ф.И. Правовые основы коммуникации: в рекламе, связях с общественностью, журналистике / Ф.И.Шарков, В.И.Захарова. - М.: Проспект, 2016. - 241 с.
77. Шатилов, А.Б. GR для эффективного бизнеса / А.Б.Шатилов, А.С.Никитин. - Москва: Форум, 2011. - 142 с.
78. Шохин, А.Н. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия / А.Н.Шохин. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. - 352 с.
Иностранная литература
79. Bardach Eugene, A Practical Guide for Policy Analysis. The Eightfold Path to More Effective Problem Solving / CQ Press, an Imprint of SAGE Publications, Inc. 2012. URL: https://www.ethz.ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/cis/international-relations-dam/Teaching/cornerstone/Bardach.pdf(дата обращения 21.12.2016)
80. Evan M. Berman, Ph.D. The practice of government relations/ 2012 by Taylor & Francis Group, LLC. URL: http://andrerahman.staff.uns.ac.id/files/ 2015/10/ASPA-Series-in-Public-Administration-and-Public-Policy-Mordecai- Lee-Grant-Neeley-Kendra-Stewart-The-Practice-of-Government-Public- Relations-CRC-Press-2011.pdf (дата обращения 28.10.2016)
81. Gerrard M.B. What are public-private partnerships, and how do they di er from privatizations? // Finance & Development, 2001, v. 38, No 3.
82. Getz K. Public Affairs and Political Strategy: Theoretical Foundations / Journal of Public Affairs. 2001. Vol. 2. No 1. P. 109.
83. Herbert A. Simon, Administrative Behavior. How organizations can be understood in terms of decision processes / Roskilde University, 1994. URL: http://jespersimonsen.dk/Downloads/Simon-introduction.pdf (дата обращения 13.10.2016)
84. Lionel Zetter, Lobbying. The Art of Political Persuasion / Harriman House Ltd, 2008. URL: http://trungtamwto.vn/sites/default/files/wto/3-Lobbying%20The_Art_of_Political_Persuasion.PDF (дата обращения 24.11.2017)
85. Meznar M. The Theoretical Foundations of Public Affairs and Political Strategy. Where do we go from here? / Journal of Public Affairs. 2002. Vol. 1. No 4. Vol. 2. No 1. Р 331.
86. Paul Ch. Strategic communication: origins, concepts and currant debates. California, 2011.
87. Thomson St., John St. Public affairs in practice: A Practica Guide to Lobbying (PR in Practice) / London.: Kogan page, 2007. — c. 169.
88. Varese, F. The Russian Mafia: Private Protection in a New Market Economy / Oxford.: Oxford Univ. Press, 2001.
89. World PR Report 2015. URL: http://www.holmesreport.com/ranking-and-data/world-pr-report(дата обращения 24.11.2017).