Введение 3
Глава 1. Информационное обеспечение избирательного процесса 6
1.1 Правовая природа информационного обеспечения избирательного
процесса: общие положения 6
1.2 Информирование избирателей, участников выборов: понятие, цели,
субъекты и виды 11
1.3 Функции и полномочия Санкт-Петербургской избирательной
комиссии в информационном обеспечении выборов 20
Глава 2. Анализ информационного обеспечения выборов в Санкт-
Петербурге 25
2.1 Деятельность Санкт-Петербургской избирательной комиссии в
период подготовки выборов 2016 года 25
2.2 Общественная оценка информационного обеспечения выборов 2016
года в Санкт-Петербурге 38
2.3 Экспертный анализ информационного обеспечения выборов 53
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения
Согласно статье 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Избирательный процесс представляет собой форму реализации избирательного права, процедуру осуществления важнейшего института народовластия.
Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности. От выбора граждан зависит дальнейшей путь развития страны и именно поэтому очень важно, чтобы вся информация, связанная с выборами была объективной и достоверной. Организационно-правовые меры по обеспечению эффективности института информационного обеспечения выборов представляются одними из важнейших составляющих совершенствования избирательной системы в целом.
Информационное обеспечение выборов - это одно из важнейших составляющих системы гарантий избирательных прав. Именно оно способствует осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов. Информационное обеспечение выборов является самой политизированной и экспрессивной составляющей избирательного процесса, особенно в части агитационной деятельности. Высокий интерес вызывает тот факт, что информационное обеспечение выборов является относительно новым институтом избирательного законодательства.
Избирательное законодательство Российской Федерации прошло определенные стадии развития. Одновременно с избирательным законодательством эволюцию претерпела и его важнейшая составная часть - институт информационного обеспечения выборов.
В связи с этим актуальность работы достаточно высока, так как избирательный процесс выступает гарантом реализации прав граждан на осуществление власти и формирование ее легитимных органов.
Объектом исследования работы является информационное обеспечение избирательного процесса, как формы реализации избирательных прав граждан.
Предметом исследования работы является информационное обеспечение выборов 2016 года в Санкт-Петербурге.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в необходимости изучения информационного обеспечения выборов 2016 на примере Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие исследовательские задачи:
• Определить содержание понятия «информационное
обеспечение»;
• Выделить функции и полномочия Санкт-Петербургской избирательной комиссии в информационном обеспечении избирательного процесс;
• Проанализировать деятельность Санкт-Петербургской
избирательной комиссии в период подготовки выборов
• Изучить общественную оценку информационного обеспечения выборов.
Теоретической базой исследования стали публикации известных ученых и специалистов в области избирательного права: С.В Большакова, А.Г. Головина, И.Л. Бачило, В.Н. Лопатина, М.А. Федотова, С.А. Белова, Р.Т. Биктагирова, И.Б. Борисова, Ю.А. Веденеева, А.А. Вешнякова, И.В. Выдрина, С.Е. Заславского, З.М. Зотовой, А.В. Иванченко, С.Д. Князева, Е.И. Колюшина, В.В. Лапаевой, и других. Однако исследование по данной проблематике необходимо продолжать в соответствии с требованиями, предъявляемыми временем и практикой проведения избирательных кампаний к институту информационного обеспечения выборов.
Эмпирическую базу исследования составили материалы региональных СМИ, электронные ресурсы, содержащие информацию о выборах 2016 года в Санкт-Петербурге, опрос населения и другие методы качественного анализа.
Методологическую основу исследования составили: сравнительный анализ, метод синтеза, опросный метод и экспертное интервьюирование.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список использованных источников и литературы включает 40 наименований.
В процессе написания данной выпускной квалификационной работы был проведен анализ информационного обеспечения выборов в Санкт- Петербурге. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе были рассмотрены правовые особенности информационного обеспечения выборов, определены функции СПбИК в информационном обеспечении, проведены разграничения между официальным и неофициальным информированием и определены цели информирования избирателей.
Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов. Законодательная база у информационного обеспечения выборов очень сильная и позволяет точно определить цели информирования избирателей. Со своей стороны избирательная комиссия реализует эти цели:
• доведение до сведения избирателей информации о проводимых выборах (дата голосования, порядок избирательных действий и т.д.);
• обеспечение максимальной информированности граждан обо всех мероприятиях, связанных с проводимыми выборами;
• ознакомление избирателей с электоральным настроением (путем опубликования результатов опроса общественного мнения , связанных с выборами);
• доведение до избирателей информации о результатах выборов (итоги голосования, сведения о расходование средств из выделенного бюджета)
Во второй главе была посвящена анализу информационного обеспечения выборов в Санкт-Петербурге. Автором был проведен анализ документов и охарактеризована деятельность Санкт-Петербургской избирательной комиссии при подготовке к выборам. Результаты анализа подтвердили, что общий объем работы, проведенный по информационному обеспечению выборов, был достаточным и соответствовал объему предусмотренных законом выделенных бюджетных средств.
Также было изучено информационное обеспечение в сети интернет. Санкт-Петербургская избирательная комиссия имеет свой сайт. Там была представлена вся необходимая информация о выборах. На сайте много разделов, на которых можно легко найти информацию о нормативно-правовом обеспечении выборов, политических партиях, избирательных комиссиях, финансовом обеспечении, информационном обеспечении, работе с обращениями граждан, также есть информация для наблюдателей, избирателей-военнослужащих и календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов.
Важной частью второй главы являлся опрос общественного мнения. Общественная оценка информационного обеспечения выборов позволила выявить, как положительные, так и отрицательные информирования избирателей. Выборка состояла из 200 участников в возрасте от 20-62 лет. В опросе участвовали различные возрастные и социальные группы, и это позволило получить срез общественного мнения. Результаты опроса показали, что есть направления в информационном обеспечении выборов, которые требуют более внимательного подхода. Также очень важно повышать интерес к выборам среди молодежи.
Чтобы подтвердить или опровергнуть результаты моих исследований, было проведено интервью с экспертами в этой области. Все эксперты компетентны и авторитетны в области избирательного права. Они поделились своим мнением на тему качества информационного обеспечения выборов. Благодаря их полным и глубоким ответам, мы смогли разобраться во всех нюансах информационного обеспечения выборов. Мнения экспертов иногда сильно расходились, что говорит о важности и актуальности темы интервью.
Завершая работу, хотелось бы отметить, что информационное обеспечение выборов это очень объемный и трудоемкий процесс. Разумеется, что не все было реализовано на идеальном уровне, но информирование избирателей прошло достаточно хорошо. Низкая явка на выборах не должна являться главным критерием оценки информационного обеспечения выборов. Таким образом, все поставленные задачи выполнены, а цель работы достигнута
1. Конституция Российской Федерации [электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ [электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ [электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» [электронный ресурс]: Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Закон Санкт-Петербурга «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» (с изменениями на 25 мая 2016 года) [электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Книги, монографии, учебные пособия, статьи
1. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2001, 779 с.
2. Большаков С. Н. Информационно-коммуникационное пространство электорального процесса: учебное пособие. СПб., 2010, 189 с.
3. Большаков С.В. Информирование избирателей и предвыборная агитация: особенности правового регулирования. М. : РЦОИТ : Рос. фонд свобод. выборов, 2003, 150 с.
4. Большаков С.В. Правовое регулирование участия средств массовой информации в избирательном процессе. Автор. дисс. канд. юрид. наук. М., 2002, С. 15.
5. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации; М.: Весь Мир, 2007, С. 290 — 300.
6. Бондарь Н. С. , Джагарян А. А. , Хачатуров Н. В. Предвыборная агитация: теория и практика / отв. Ред. Бондарь. Н. С. - М. : Городец: формула права, 2004, 202 с.
7. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. М.: Формула права, 2005, 334 с.
8. Васильева М. М. Связи с общественностью в органах власти: учебник для академического бакалавриата / М. М. Васильева [и др.]. — М.: Издательство Юрайт, 2014, 495 с.
9. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. - 2006. - № 6. - С. 56
10. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001, с. 253 - 270.
11. Дмитриев Ю. А., Исраэлян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2004, 864 с.
12. Исаев Б. А. Баранов Н. А. Современная российская политика: для бакалавров. СПб., 2013, 448 с.
13. Кешян Н. А. Использование социальных сетей в системе информационного обеспечения управления молодежной политики города / Н. А. Кешян, А. О. Балабанова // Известия Сочинского государственного университета. 2015. № 3-1 (36). - С. 117 - 123.
14. Ковалева Н.Н. Информационное право России : учебное пособие / 2-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К, 2012, 350 с.
15. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт / Изд-во ИГиП РАН, 1995, 116 с.
16. Колобаева Н.Е. Проблемы информационного обеспечения выборов в России с участием средств массовой информации // научная статья канд. юр. наук /// Журнал "Российское право", 2015, 3 с.
17. Кукушкин М.И., Югов А.А. Понятие и структура избирательного процесса. - Чувашия, 2005 - С. 101 - 104.
18. Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., 2000, 218 с.
19. Марков А. А. Связи с общественностью в органах власти. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2014, 190 с.
20. Михайлов С. А. Выборы: системный кризис доверия и электоральная практика СМИ: монография. СПб., 2012, 274 с.
21. Наполитан Дж. Электоральная игра. М., 2002, 400 с.
22. Нечипоренко Т.В. Информационное обеспечение выборов - институт избирательного законодательства Российской Федерации: Автореф. дис. ...канд. юрид. наук.. М., 2010 - С. 24 - 27.
23. Нечипоренко Т.В. Информирование избирателей как составная часть информационного обеспечения избирательной кампании // Журнал о выборах. - 2010. - № 4 - С.19-22.
24. Ныров Б. Ф. Государственная власть и местное самоуправление. 2008. С.
25. Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Междунар. отношения, 2002, С. 38-40.
26. Хабибов Д. А. СМИ в качестве инструмента политического маркетинга в избирательной кампании / Д. А. Хабибов. - Вестник ТНУ. - №2/1(193). - С. 297 - 303.
Электронные источники
1. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://wwwdumagovru/(Дата обращения
14.11.2016)
2. Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. URL: http://www.assembly.spb.ru/(Дата обращения 15.11.2016)
3. Официальный сайт Санкт-Петербургской избирательной комиссии. URL: http://www.st-petersburg.izbirkom.ru/(Дата обращения 15.11.2016).
4. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. URL: http://wwwcikrfru/(Дата обращения 13.11.2016)
5. Сайт Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/(Дата
обращения 04.04.2017)
6. Страница Санкт-Петербургской избирательной комиссии в социальной сети Twitter. URL: https://twitter.com/spbik(Дата обращения 15.11.2016).
7. Страница Санкт-Петербургской избирательной комиссии в социальной сети Facebook. URL: https://www.facebook.com/stpbec(Дата обращения
15.11.2016) .
8. Страница Санкт-Петербургской избирательной комиссии в социальной сети Вконтакте. URL: https://vk.com/stpbik(Дата обращения 15.11.2016).