Введение 3
Глава 1. Коммуникации предприятий атомной отрасли с локальной общественностью: теоретико-методологические подходы 10
1.1. Атомная отрасль России: характеристики, ключевые игроки,
особенности функционирования 10
1.2. Локальная общественность: ключевые группы, характеристики,
коммуникативная активность 24
1.3. Коммуникации предприятий атомной отрасли с локальной
общественностью: основные PR-тренды 34
Глава 2. Коммуникации ЛАЭС с локальной общественностью 51
2.1. ЛАЭС как объект и субъект продвижения 51
2.2. Коммуникации ЛАЭС с локальной общественностью на примере
Соснового бора: направления, проблемы и перспективы 60
2.3. Рекомендации по формированию коммуникативной активности ЛАЭС с
населением Санкт-Петербурга и Ленинградской области 79
Заключение 84
Библиографический список 89
Приложения
Современное общество живет в эпоху научно-технического прогресса, который зачастую влечет за собой возможность техногенных катастроф, способных нанести ущерб природе и человеку. В связи с этим, продукт научно-технического прогресса должен быть предельно ответственным в воздействии на окружающую среду и регулярно доказывать своё право на существование. Одним из таких продуктов является отрасль ядерной энергетики. «Современная цивилизация немыслима без электрической энергии. Выработка и использование электричества увеличивается с каждым годом, но перед человечеством уже маячит призрак грядущего энергетического голода из-за истощения месторождений горючих ископаемых и все больших экологических потерь при получении электроэнергии». В таких условиях идея использования ядерного топлива, которое дает гораздо больше энергии, в отличие от других видов топлива, выглядит рациональной. Однако из-за возможности вредного, в случае неправильной эксплуатации, воздействия радиоактивных веществ на окружающую среду целесообразность строительства АЭС нередко ставится под сомнение.
Тем не менее, во многих странах мира именно атомные станции являются основным источником электроэнергии. Безопасность, в случае отсутствия нарушения техники безопасности эксплуатации атомных предприятий, научно доказана, однако степень недоверия общественности к атомной энергетики достаточно высока. Результаты исследования, приведенного в статье Е. Вовк «Отношение к атомной энергетике в России: через 20 лет после Чернобыля», доказывают вышеизложенное утверждение: «Подавляющее большинство респондентов отрицательно среагировали бы на решение построить вблизи их дома атомную электростанцию». Именно на решение проблемы недоверия общественности направлена коммуникационная политика атомных предприятий.
Таким образом актуальность данного исследования обусловлена:
• пониманием необходимости постоянной работы по взаимодействию с локальной общественностью для успешного функционирования предприятия;
• важностью изучения коммуникативных технологий атомных предприятий, направленных на формирование лояльности местного сообщества;
• необходимостью структурирования коммуникативного опыта атомных предприятий различных стран мира в работе с местным сообществом;
• задачей практического овладения PR-технологиями и методами формирования и поддержания лояльности локального сообщества корпорации атомной отрасли на примере Ленинградской АЭС.
Объект исследования - коммуникации предприятий атомной отрасли с локальной общественностью в мировой и, в частности, российской практике.
Предмет исследования - коммуникативные технологии взаимодействия атомных предприятий с местным сообществом, применяемые в деятельности PR-департамента ЛАЭС.
Целью исследования является выявление трендов в коммуникациях предприятий атомной отрасли с локальной общественностью.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретико-методологические подходы к коммуникациям атомных предприятий с локальной общественностью;
• проанализировать атомную отрасль России, выявить ключевых игроков и особенности функционирования;
• выявить и дать характеристику основным группам локальной общественности атомного предприятия;
• изучить опыт атомных предприятий в коммуникациях с локальной общественностью в мировой и российской практике;
• изучить направления, проблемы и перспективы ЛАЭС в коммуникациях с локальной общественностью;
• дать рекомендации по формированию коммуникативной активности ЛАЭС с различными группами местного сообщества в СПб.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2013 - 2016 годов, который позволяет отследить динамику коммуникативной активности ЛАЭС в отношении локальной общественности в условиях серьёзных технологических перемен, обусловленных в первую очередь строительством и вводом в эксплуатацию ЛАЭС-2.
Теоретико-методологическая основа исследования. Автором были привлечены отечественные и западные научные труды и разработки из различных областей социально-гуманитарного знания. Для изучения теоретико-методологических подходов к коммуникации крупных промышленных предприятий, в том числе атомной отрасли, с локальной общественностью, автор ознакомился с трудами Ф. И. Шаркова, А. Н. Чумикова, Ю. Е. Благова, Д. П. Гавры. Крайне важными для исследования стали научные работы, посвященные анализу коммуникативной деятельности предприятий атомной отрасли в России, в число которых вошли исследования Е. А. Худоренко, И. А. Зыкова, С. Г. Зырякова, В. К. Иванова, Т. В. Летаевой. Также значимыми для исследования стали научные работы, посвященные изучению понятия локальной общественности, среди них можно выделить следующих авторов: Е. А. Шаркову, Е. А. Худоренко, М. А. Шишкину, В. А. Ачкасову.
Эмпирическую базу исследования составили:
• документальные источники (Федеральные законы, распоряжения Правительства Российской Федерации, а также официальные и неофициальные (внутренние) документы и статистические данные ГК «Росатом», ОАО «Концерн Росэнергоатом» и ЛАЭС);
• PR-источники - продукты деятельности PR-службы ЛАЭС (департамента Управления информации и общественных связей филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция»);
• медиа-источники (сообщения федеральных, региональных и специализированных СМИ о ЛАЭС);
• материалы социологических исследований, проводимых PR- службами атомных электростанций Росатома;
• материалы мониторинга медийного поля ЛАЭС посредством системы Integrum Профи;
• материалы качественных исследований, проведенных автором работы.
Методы исследования, использованные в ходе написания практической части:
• качественный анализ документов;
• включенное наблюдение;
• экспертные интервью;
• анализ тематических сайтов и официальных представительств в социальных сетях;
• SWOT-анализ базисного субъекта;
• анализ медийного поля.
Научная новизна исследования определяется как постановкой проблемы, так и полученными результатами. Элементы новизны могут быть определены исходя из следующих положений:
• поднимается проблема комплексного изучения коммуникативной активности предприятий атомной отрасли с локальной общественностью;
• предпринята попытка систематизирования PR-технологий, применяемых атомными предприятиями в работе с местным сообществом;
• рассмотрены и обоснованы наиболее и наименее успешные коммуникативные технологии предприятия атомной отрасли на примере ЛАЭС;
• сформулировать рекомендации по взаимодействию ЛАЭС с населением СПб.
Основные положения, выносимые на защиту:
• атомным предприятиям присущи проблемы, связанные с недоверием и недостаточной лояльностью общественности, то есть проблемы репутации, которые возможно решить при помощи определённых PR-технологий;
• локальная общественность как целевая группа общественности атомного предприятия объединяет в себе все возможные группы стейкхолдеров: сотрудники базисного субъекта, семьи сотрудников, СМИ, некоммерческие организации, бизнес- сообщество, органы государственной власти;
• для выстраивания успешных коммуникаций с локальной общественностью предприятиям атомной отрасли следует иметь PR- департамент, который будет разрабатывать стратегии взаимодействия с каждой из составляющих локальную общественность групп;
• наиболее передовыми и важными являются тренды, направленные на коммуникации с детьми, направленные на решение проблемы гендерного неравенства в атомной промышленности, на тему безопасности и ответственности атомной отрасли и экономии электроэнергии;
• ключевое направление работы ЛАЭС - выстраивание коммуникации (с учетом мировых коммуникативных трендов) и формирование лояльности локальной общественности Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.
В результате изучения атомной отрасли, были выделены ключевые тренды отрасли, которые оказывают непосредственное влияние на формирование тенденций в коммуникациях атомных предприятий:
• увеличение стран-новичков в атомной промышленности;
• ужесточение требований безопасности в отрасли;
• увеличение сроков эксплуатации атомных объектов;
• комплексное строительство атомных электростанций по всему миру;
• лидирующие позиции России на мировом атомном рынке;
• восприятие АЭС как возможности улучшения социально-экономического развития региона присутствия станции;
• технологическое развитие отрасли.
Наличие вышеперечисленных трендов свидетельствует о развитии отрасли в целом, которое влечет за собой развитие коммуникаций с общественностью отраслевых предприятий. В рамках данного исследования, основное внимание уделялось коммуникациям с локальной общественностью. Для этого было раскрыто понятие локальной общественности предприятия атомной отрасли. Результатом изучения научной литературы стало определение локальной общественности не просто как местного населения, а как целевой группы общественности, которая включает в себя несколько подгрупп, таких как местные жители, СМИ, сотрудники, семьи сотрудников, общественные организации, бизнес- сообщество и органы государственной власти.
Разумеется, каждая из представленных подгрупп нуждается в определённых теоретико-методологических подходах к коммуникациям. В
85
результате анализа коммуникативного опыта зарубежных предприятий
атомной отрасли были выявлены мировые тренды коммуникаций:
• персонификация и популяризация образа атомщика;
• активное присутствие в социальных сетях;
• развитый видеоконтент;
• карьеориентированные коммуникации;
• развитые коммуникации с бизнес-сообществом;
• коммуникации с детьми и воспитание экологически ответственного населения;
• поддержание женщин в атомной отрасли;
• коммуникации в непрофильных направлениях;
• профильное онлайн и офлайн образование сотрудников;
• привлечение сотрудников к социально ориентированной деятельности компании;
• коммуникации с потенциальными сотрудниками компании;
• поддержание коммуникаций с бывшими сотрудниками компании или сотрудниками, которые пошли выше по карьерной лестнице;
• коммуникации с потребителями электроэнергии;
• антикризисные коммуникации;
• упрощение информации в коммуникациях с целевыми
группами общественности.
В результате анализа вышеупомянутых коммуникативных трендов были выделены основные PR-инструменты, используемые в реализации коммуникаций с локальной общественностью: специальные мероприятия, SMM, публикации в СМИ и на официальных веб-сайтах компании. Кроме того, каналы коммуникации: интернет, в частности социальные сети и собственные веб-сайты предприятий, и ключевые сообщения, которые можно разделить на несколько тематических групп: энергосбережение,
безопасность, значимость отрасли, социальная ответственность и гендерное равенство.
В эмпирической части исследования была проанализирована коммуникативная деятельность российского атомного предприятия - Ленинградской атомной электростанции. Были изучены основные направления деятельности, конкретные кейсы, цели и задачи, которые стоят перед ЛАЭС сегодня с коммуникативной точки зрения. В результате автором были выявлены сильные, слабые стороны, угрозы и возможности коммуникативной деятельности ЛАЭС.
К сильным сторонам коммуникаций с локальной общественностью можно отнести:
• высокую лояльность локальной общественности Соснового Бора к деятельности ЛАЭС;
• профессионализм сотрудников Управления;
• высокий интерес к деятельности ЛАЭС локальных СМИ;
• высокую лояльность общественности к деятельности станции в городе Сосновый Бор;
• поддержку деятельности ЛАЭС местным правительством и общественными организациями;
• наличие современного корпоративного издания,
популярного среди сотрудников;
• развитую корпоративную социальную ответственность;
• развитый внутрикорпоративный PR;
• регулярную публикацию нефинансовой отчетности;
• регулярную проведение мероприятий для СМИ;
• реализацию проектов и специальных мероприятий для школьников Соснового Бора;
• положительный имидж руководства ЛАЭС;
• регулярное проведение общественных слушаний.
Можно выделить следующие возможности для развития коммуникативной деятельности:
• формирование лояльности локальной общественности Лен. области и СПб;
• повышение информированности о деятельности, эффективности и безопасности ЛАЭС среди локальной общественности Лен. области и СПб;
• разработка новых проектов и специальных мероприятий для локальной общественности Лен. области и СПб;
• внедрение мировых коммуникационных трендов в деятельность ЛАЭС.
К слабым сторонам коммуникаций ЛАЭС относится:
• отсутствие надлежащего уровня осведомлённости о деятельности ЛАЭС и её системе безопасности у жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга;
• деятельность пресс-службы ЛАЭС сконцентрирована на общественности города Сосновый Бор;
• низкая степень информированности общественности о системах безопасности ЛАЭС;
• низкий интерес к деятельности ЛАЭС региональных и федеральных СМИ;
• отсутствие применения трендов в digital-коммуникациях на уровне ЛАЭС;
• коммуникации в социальных сетях адресованы исключительно локальной общественности Соснового Бора;
• негативные коннотации деятельности ЛАЭС в публикациях зелёных некоммерческих организациях;
• недостаточное освещение темы безопасности ЛАЭС среди
общественности Лен. области и СПб.
К основным угрозам относится:
• отсутствие отклика местного сообщества в Лен. области и СПб на инициативы организации;
• снижение инвестиционной привлекательности ЛАЭС;
• развитие мифов и страхов у жителей региона;
• формирование негативного имиджа не только ЛАЭС, но и всей отрасли ядерной энергетики;
• возможность конфликтных ситуаций с региональными общественными организациями.
В результате исследования, с учетом мировых трендов, автором были разработаны рекомендации, направленные на работу со слабыми сторонами и угрозами коммуникативной деятельности ЛАЭС, а также на решение основной задачи PR-департамента предприятия - вывод коммуникаций на региональный уровень.
1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю.Е. Благов; С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. менеджмента. - [2-е изд.]. - Санкт-Петербург : Высшая школа менеджмента, 2011. - 271 с. : ил. ; 22 см. - Библиогр.: с. 252-266. - Имен. указ.: с. 268-271
2. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность в России: уроки национального доклада о социальных инвестициях // Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7. № 1. С. 3-24 (соавт. с Е.А.Ивановой).
3. Гавра Д. П., Шишкин Д. П. Внутрикорпоративные связи с общественностью: проблема оценки эффективности // Вестник Санкт- Петербургского государственного университета. Серия «Филология. Востоковедение. Журналистика»,№ 4, 2012.
4. Зыков И. А., Архангельская Г.В. Информационная защита населения на основе представлений о социальном приемлемости радиационного риска. СПб.: ФГУН НИИРГ, 2010. 363 с.
5. Зыряков С.Г Мельницкая Т.Б. Конышев И.В Соколов Г.В Долгое Эхо Радиации. Челябинск: Общественный совет ГК "Росатом", 2009. 346 с.
6. Иванов В. К. Ликвидаторы. Радиологические последствия Чернобыля. М.: 2010. 32 с.
7. Летаева Т. В. Правовые аспекты корпоративной социальной ответственности ГК «Росатом» // Журнал "Правопорядок: история, теория, практика", 2014, № 2 (3)
8. Новые идеи в теории и практике коммуникации : сборник научных трудов / Санкт-Петерб. гос. ун-т, Фак. журналистики, Каф. теории коммуникации; отв. ред.: Д.П. Гавра. - Санкт-Петербург : Роза мира, 2006. - 205, [1] с. : ил. ; 20 см. - Библиогр. в примеч. в конце ст.
9. Худоренко Е. А. PR технологии российских корпораций ТЭК. МГИМО-Университет, 2005. - С. 272.
10. Чумиков А. Н., Антикризисные коммуникации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) "Реклама и связи с общественностью" / А. Н. Чумиков. - Москва : Аспект Пресс, 2013. - 172, [1] с. : ил., портр., факс. ; 22 см. - (Серия "Современные технологии PR. Мастер-класс"). - Библиогр. в конце кн.
11. Чумиков А. Н., Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов : учебник : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальности) "Реклама и связи с общественностью" : соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 3-го поколения / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - 2-е изд. - Москва : ИНФРА- М, 2013. - 327, [1] с. : ил. ; 22 см. - (Высшее образование - Бакалавриат). - (Бакалавриат). - Др. кн. авт.: с. 322 (9 назв.)
12. Шарков Ф. И., Формирование и реализация социальной политики в регионе : (социологический аспект) : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.социол.н. : Спец. 22.00.08 / Шарков Ф.И.; [Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации]. - М, 1999. - 50 с. ; 20 см. - Библиогр.: с. 48 - 50 (18 назв.) и в подстроч. примеч.
13. Шаркова Е.А. Коммуникация с пострадавшими и вовлеченными группами общественности в условиях экологического кризиса // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике №2 (2). Санкт- Петербург, 2016. С. 208-220
14. Шаркова Е.А. Коммуникация в условиях экологического риска // Стратегическое коммуникации в бизнесе и политике: материалы межд. науч. конф. (23 апреля 2014). СПбГУ. СПб., 2014. С. 60-64.
15. Шаркова Е.А. Экологический PR в бизнесе: работа с внешними стейкхолдерами // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. Матер. межд. науч.-практ. конф. (25-26 нояб. 2015). СПб, СПбГУ, 2015. С. 70-74.
16. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М. А. Шишкина - СЗРЦ "Русич", Паллада-медиа, 2002. - 448 с.
17. Excellent Public Relations and Effective Organizations: A Study of Communication Management in Three Countries (Communication S.), Inc Paperback, 2002.
18. GR и лоббизм: теория и технологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ачкасова [и др.] ; под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 315 с.
Электронные ресурсы:
19. Атомград Сосновый Бор [Электронный ресурс] // www.vk.com- URL: https://vk.com/atomgrad(дата обращения 15.04.2017 г.)
20. Атомная крепость [Электронный ресурс] //www. game.rosenergoatom.ru
- URL: http://game.rosenergoatom.ru/(дата обращения 15.04.2017 г.)
21. Атомная энергетика: состояние, проблемы, перспективы, 2015
[Электронный ресурс] // Slideshare.net- URL:
http://www.slideshare.net/AndreyOzharovsky/2015- 44787920?from_action=save(дата обращения 21.01.2017)
22. Атомная энергия: за и против [Электронный ресурс] // www.alhimik.ru
- URL: http://www.alhimik.ru/read/atom.html
23. Атомный ледокольный флот [Электронный ресурс] // Rosatom.ru-
URL: http://www.rosatom.ru/production/fleet/ (дата обращения
03.01.2017)
24. Банкротство Westinghouse трезвым взглядом [Электронный ресурс] //
Геоэнергетика.га аналитический онлайн-журнал - URL:
http://geoenergetics.ru/2017/03/30/bankrotstvo-westinghouse-trezvym- vzglyadom/(дата обращения 01.04.2017)
25. Благотворительность [Электронный ресурс] //
www.lennpp.rosenergoatom.ru - URL:
http://www.lennpp.rosenergoatom.ru/about/social/blagotvoritelnost/ (дата
обращения 27.04.2017)
26. Граждане города Сосновый Бор [Электронный ресурс] // www.vk.com- URL: https://vk.com/grazhdanesb(дата обращения 15.04.2017 г.)
27. Доклад на форуме Атомэкспо - 2012 [Электронный ресурс] //
2012.atomexpo.ru - URL:
http://2012.atomexpo.rU/mediafiles/u/files/Present2012/Karavaev.pdf(дата обращения 01.04.2017)
28. Историческая справка [Электронный ресурс] // www.lnpp2.ru- URL: http://www.lnpp2.ru/?q=node/3(дата обращения 15.04.2017 г.)
29. Исторический экскурс [Электронный ресурс] // www.laes.ru- URL: http://www.laes.ru/new_lnpp/mindex.shtml?../content/vizitka/history/history .htm (дата обращения 15.04.2017 г.)
30. История атомной промышленности России [Электронный ресурс] // Rosatom.ru- URL: http://www.rosatom.ru/about-nuclear-industry/history/(дата обращения 1.04.2017)
31. Кодекс этики Концерна Росэнергоатом. URL:
http://www.rosenergoatom.ru/resources/f3981e8049cbd1f09b569bac266abd 69/Rea_etic_codecs_2015.pdf
32. Композитные материалы [Электронный ресурс] // Rosatom.ru- URL:
http://www.rosatom.ru/production/kompozitnye-materialy/ (дата
обращения 03.01.2017)
33. Конкурент «Росатома» начал процедуру банкротства [Электронный ресурс] // Interfax.ru- URL: http://www.interfax.ru/business/555867(дата обращения 01.04.2017)
34. Конкуренты Росатома: Франция [Электронный ресурс] //
Геоэнргетика.га - аналитический онлайн журнал - URL:
http://geoenergetics.ru/2016/09/26/konkurenty-rosatoma-franciya/ (дата
обращения 01.04.2017)
35. Конкуренты Росатома. Westinghouse [Электронный ресурс] // Геоэнргетика.га - аналитический онлайн журнал - URL: http://geoenergetics.ru/2016/09/16/konkurenty-rosatoma-westinghouse/(дата обращения 01.04.2017)
36. Корпоративная система обратной связи [Электронный ресурс] // www.feedback.rosatom.ru- URL: https://feedback.rosatom.ru/(дата обращения 15.04.2017 г.)
37. ЛАЭС [Электронный ресурс] // www.facebook.com- URL:
https://www.facebook.com/groups/LenAES/7frefHs (дата обращения
15.04.2017 г.)
38. ЛАЭС [Электронный ресурс] // www.vk.com- URL:
https://vk.com/leningradaes(дата обращения 15.04.2017 г.)
39. Ленинградская АЭС поддержала региональный этап конкурса
«Энергия будущего-2015» [Электронный ресурс] //
www.lennpp.rosenergoatom.ru - URL:
http://www.lennpp.rosenergoatom.ru/about/press- center/news/4871ef00479e05c8a64af65847e9f55f (дата обращения
27.04.2017)
40. Ленинградская АЭС: подведены итоги конкурса «Раскрась градирни атомной станции» [Электронный ресурс] // www.rosenergoatom.ru- URL: http://www.rosenergoatom.ru/journalist/news/3b565180421fa7699599d5b3 2a194887 (дата обращения 27.04.2017)
41. Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности»
42. О концерне [Электронный ресурс] // www.rosenergoatom.ru- URL: http://www.rosenergoatom.ru/about/(дата обращения 15.04.2017 г.)
43. О нас [Электронный ресурс] // Rosatom.ru- URL:
http://www.rosatom.ru/about/(дата обращения 03.01.2017)
44. Открыт прием работ старшеклассников на IV Всероссийский конкурс "Атомная наука и техника" [Электронный ресурс] // www.atomic- energy.ru- URL: http://www.atomic-energy.ru/news/2015/05/06/16625(дата обращения 27.04.2017)
45. Отношение к атомной энергетике в России: через 20 лет после
Чернобыля [Электронный ресурс] // corp.fom.ru- URL:
http://corp.fom .ru/uploads/ socreal/post- 116.pdf
46. Первый раз в атомкласс [Электронный ресурс] // www.laes.ru- URL:
http://www.laes.ru/content/pressa/reliz/2013/17_10_13_2.htm (дата
обращения 27.04.2017)
47. Первый EPR [Электронный ресурс] // tnenergy.livejournal.com- URL: http://tnenergy.livejournal.com/21070.html(дата обращения 01.04.2017)
48. Перспективы развития мировой атомной энергетики [Электронный ресурс] // Gisee.ru- URL: http://gisee.ru/articles/alternate/29447/(дата обращения 10.12.2016)
49. Понятие общественности и общественного мнения [Электронный
ресурс] // www.free.megacampus.ru - URL:
http://free.megacampus.ru/xbookM0023/index.html?go=part-011*page.htm(дата обращения 22.01.2017)
50. Понятие общественности, типология групп общественности [Электронный ресурс] // Pr-lecture.narod.ru- URL: http://www.pr- lecture.narod.ru/prt5r1part1.html(дата обращения 22.01.2017)
51. При поддержке Ленинградской АЭС завершился отборочный тур
межрегионального чемпионата по дебатам "В зоне особого внимания!" [Электронный ресурс] // www.lennpp.rosenergoatom.ru- URL: http://www.lennpp.rosenergoatom.ru/about/press- center/news/a2c43d804b20cf398c7f8c72ad5c19ed (дата обращения
27.04.2017)
52. При поддержке Ленинградской АЭС продолжится школьный проект "Знает каждый первоклассник: мирный атом - это классно!" [Электронный ресурс] // www.lennpp.rosenergoatom.ru- URL: http://www.lennpp.rosenergoatom.ru/about/press- center/news/e4fd41004b0b9719bd64bfb983fdfe03(дата обращения 27.04.2017)
53. Росатом [Электронный ресурс] // rosatom.ru - URL:
http://www.rosatom.ru/(дата обращения 01.04.2017)
54. «Росатом» корректирует бизнес-модель [Электронный ресурс] //
Gazeta. ru - URL:
https://www.gazeta.ru/business/2015/06/04/6745406.shtml (дата
обращения 10.12.2016)
55. Сайт Ленинградской АЭС [Электронный ресурс] //
www.lennpp.rosenergoatom.ru - URL:
http://www.lennpp.rosenergoatom.ru/(дата обращения 15.04.2017 г.)
56. Связь с населением в случае ядерной или радиологической аварийной ситуации [Электронный ресурс] // Www-pub.iaea.org- URL: http://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/EPR- PublicComm2012_R_web.pdf(дата обращения 29.12.2016)
57. Социальные проекты [Электронный ресурс] //
www.lennpp.rosenergoatom.ru - URL:
http://www.lennpp.rosenergoatom.ru/about/social/soc_proekti_laes/(дата обращения 27.04.2017)
58. Строящиеся АЭС [Электронный ресурс] // Rosatom.ru- URL:
http://www.rosatom.ru/production/design/stroyashchiesya-aes/ (дата
обращения 1.04.2017)
59. Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 01.12.2007 N 317-ФЗ
60. Школа Росатома [Электронный ресурс] // rosatomschool.ru- URL: http://rosatomschool.ru/(дата обращения 27.04.2017)
61. Экологическая политика ЛАЭС. URL:
http://www.lennpp.rosenergoatom.ru/resources/243b8000475f9a73927f9f35 8967157a/Ecologic_politic.pdf
62. Энергоэффективность и энергосбережение. Гибкие решения в современной ядерной энергетике [Электронный ресурс] // Hse.ru- URL: https://www.hse.ru/data/2015/08/12/1087749163/Trendletter11%20(17).pdf(дата обращения 20.11.2016)
63. Ядерная безопасность [Электронный ресурс] // Rosatom.ru- URL: http://www.rosatom.ru/production/safety/(дата обращения 03.01.2017)
64. Ядерная медицина [Электронный ресурс] // Rosatom.ru- URL: http://www.rosatom.ru/production/medicine/(дата обращения 03.01.2017)
65. Ядерная энергетика - залог геополитического влияния России
[Электронный ресурс] // politrussia.com- URL:
http://politrussia.com/ekonomika/mirnyy-atom-v-726/(дата обращения 01.04.2017)
66. Ядерный энергетический комплекс [Электронный ресурс] // Rosatom.ru- URL: http://www.rosatom.ru/production/nuclear-weapons-complex/(дата обращения 03.01.2017)
67. A brighter future, technically speaking [Электронный ресурс] //
Edfenergy.com - URL: https://www.edfenergy.com/careers/early-
careers/trainee-programmes/technical-foundation-training-scheme (дата
обращения 29.12.2016)
68. Alumni [Электронный ресурс] // Edfenergy.com - URL:
https://www.edfenergy.com/careers/alumni(дата обращения 29.12.2016)
69. Business electricity and gas for SMEs [Электронный ресурс] //
Edfenergy.com - URL: https://www.edfenergy.com/sme-business(дата обращения 30.12.2016)
70. Chris Chavez [Электронный ресурс] // Facebook.com - URL: https://www.facebook.com/WestinghouseNuclear/photos/a.1015027274096
9750.372896.169074414749/10154847752304750/?type=3&theater (дата
обращения 12.12.2016)
71. Corporate Citizenship Report 2014 [Электронный ресурс] //
Westinghousenuclear.com -
URL:http://www.westinghousenuclear.com/Portals/0/about/community/Cor porate%20Citizenship%20Report%202014.pdf (дата обращения
29.12.2016)
72. Diversity & Inclusion [Электронный ресурс] // Edfenergy.com - URL: https://www.edfenergy.com/diversity(дата обращения 29.12.2016)
73. EDF careers [Электронный ресурс] // Twitter.com - URL:
https://twitter.com/edfecareers(дата обращения 12.12.2016)
74. EDF Energy [Электронный ресурс] // Facebook.com - URL:
https://www.facebook.com/edfenergy(дата обращения 12.12.2016)
75. EDF Energy [Электронный ресурс] // Twitter.com - URL:
https://twitter.com/edfenergy(дата обращения 12.12.2016)
76. EDF Energy Pretty Curious film (extended cut) [Электронный ресурс] //
Youtube.com -
URL:https://www.youtube.com/watch?v=lBNVcRx5rR8&list=PLXeIrBe86 r_IT2ya4ZieukXJRlGrKoPDX (дата обращения 12.12.2016)
77. EDF Energy Show Me Your Bill Advert 2016 - featuring Zingy & Trisha
[Электронный ресурс] // Youtube.com - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=zQklw-PySVE (дата обращения
12.12.2016)
78. EDF Hinkleyc [Электронный ресурс] // Twitter.com - URL:
https://twitter.com/edfehinkleyc(дата обращения 12.12.2016);
79. EDF Innovation [Электронный ресурс] // Twitter.com - URL:
https://twitter.com/edfeinnovation(дата обращения 12.12.2016)
80. EDF New energy [Электронный ресурс] // Twitter.com - URL:
https://twitter.com/edfrenewenergy(дата обращения 12.12.2016)
81. EDF Sizewellc [Электронный ресурс] // Twitter.com - URL: https://twitter.com/edfesizewellc(дата обращения 12.12.2016)
82. IAEA Safety Glossary [Электронный ресурс] // Www-ns.iaea.org - URL: https://www-ns.iaea.org/downloads/standards/glossary/iaea-safety-glossary- draft-2016.pdf(дата обращения 20.11.2016)
83. Interships [Электронный ресурс] // Edfenergy.com- URL:
https://www.edfenergy.com/careers/early-careers/internships (дата
обращения 29.12.2016)
84. Kris Vervaet explique pourquoi l’accompagnement d’EDF est fondamental
pour le B2B [Электронный ресурс] // Youtube.com - URL: https://www.youtube.com/watch?v=XHYocRCOHa8 (дата обращения
12.12.2016)
85. Making History at London 2012 [Электронный ресурс] // Youtube.com - URL: https://www.youtube.com/watch?v=GX67FuQWfps&list=PL1782714372C 3E18F (дата обращения 12.12.2016)
86. Meet the nuclear generation [Электронный ресурс] // Edfenergy.com-
URL: https://www.edfenergy.com/virtual-tours (дата обращения
29.12.2016)
87. More for your power [Электронный ресурс] // Youtube.com- URL: https://www.youtube.com/watch?v=T0YP7Z44RnU&list=PLXeIrBe86r_L B4_pIvwbh8bYOoYAUQ9lI (дата обращения 12.12.2016)
88. MyCampus [Электронный ресурс] // Edfenergy.com- URL:
http://campus.edfenergy.com/campus/mycampus (дата обращения
29.12.2016)
89. Nuclear Power Generation [Электронный ресурс] // Jointhepod.org- URL: http://jointhepod.org/resources/resource/421(дата обращения
29.12.2016)
90. Our Better Energy Ambitions [Электронный ресурс] // Edfenergy.com -
URL: https://www.edfenergy.com/about/ambitions (дата обращения
12.12.2016)
91. Our community programmes [Электронный ресурс] // Edfenergy.com -
URL: https://www.edfenergy.com/careers/life-at-edf-energy/csr (дата
обращения 29.12.2016)
92. Pretty Curious [Электронный ресурс] // Edfenergy.com - URL: https://www.edfenergy.com/prettycurious#statsources(дата обращения
29.12.2016)
93. Public Relations Cases, 5th Edition, Wadsworth Pub Co, 2000, Jerry A. Hendrix
94. Westinghouse Europe/Middle East/Africa [Электронный ресурс] //
Westinghousenuclear.com - URL:
http://www.westinghousenuclear.com/About/Regional-Operations/EMEA(дата обращения 12.12.2016)
95. Westinghouse Nuclear [Электронный ресурс] // Facebook.com - URL:
https://www.facebook.com/WestinghouseNuclear (дата обращения
12.12.2016)
96. Westinghouse Nuclear [Электронный ресурс] // Youtube.com- URL:
https://www.youtube.com/user/WestinghouseNuclear/videos (дата
обращения 12.12.2016)
97. Women In Nuclear [Электронный ресурс] // Westinghousenuclear.com-
URL: http://www.westinghousenuclear.com/About/Community-and-
Education/Westinghouse-Women-In-Nuclear (дата обращения 20.12.2016)
98. Work Insight Programme [Электронный ресурс] // Edfenergy.com - URL https://www.edfenergy.com/careers/early-careers/wip(дата обращения
29.12.2016)