Введение 3
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННЫЙ PR КАК ВИД ПРОДВИЖЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 7
1.1. Технологии и инструменты продвижения в сети Интернет 7
1.2. Продвижение некоммерческих организаций в сети Интернет 12
1.3. РПЦ как базисный субъект PR 21
ГЛАВА 2. PR-КОММУНИКАЦИИ РПЦ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 33
2.1. Ресурсы РПЦ в Интернете 33
2.2. Православные сообщества в социальных сетях 47
2.3. Рекомендации по улучшению PR РПЦ в Интернете 66
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 78
Приложения 87
Актуальность темы исследования. В условиях непрерывно развивающейся экономики коммерческие и некоммерческие организации (НКО) должны постоянно и стремительно эволюционировать, приобретая умения рационально пользоваться новыми знаниями и рыночными технологиями. Интернет как один из видов электронных каналов передачи информации уже давно стал неотъемлемой частью общества и потому используется как инструмент влияния на массовое сознание. Продвижение в сети Интернет играет важнейшую роль для развития коммерческих и некоммерческих организаций. Религиозные организации, в том числе и Русская Православная Церковь (РПЦ), относятся к некоммерческим организациям. Деятельность РПЦ на современном этапе развития российского общества направлена на популяризацию собственной деятельности, своих идей и ценностей. Ведущая роль в трансляции дискурса принадлежит электронным масс медиа, связывающим аудитории через территориальные и социальные границы. По мнению Г. Миненкова, «благодаря электронным СМИ приобретают новые измерения практики конструирования “воображаемых сообществ”». В таких опосредованных масс-медиа содружествах создаются возможности для социальных и политических действий.
Существует целая система под названием Православный Интернет - явление, набирающее все большую популярность и являющееся инструментом в руках РПЦ по распространению своих намерений и образов. Это целая культура со своей символикой. В 2004 году, известный русский православный миссионер диакон Андрей Кураев предложил объявить апостола Иоанна Богослова покровителем православного Интернета . Ранее, секретарь ученого совета Московской духовной академии Павел Великанов предложил признать покровителем русского интернета святителя Феофана Затворника, который провел много десятилетий в затворничестве, но активно общался с миром на расстоянии, при помощи писем.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси благословил освоение Интернет пространства паствой. Предстоятель Русской Церкви Патриарх Кирилл, выступая с докладом в Архиерейском Соборе 3 февраля 2013 года, отметил: «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети - всё это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там - значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг - обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви...». В Православном Интернете есть свои собственные социальные сети, сайты знакомств, форумы, чаты и блоги, в которых активное участие принимают не только священнослужители, но и миряне. Все выше обозначенное, по мнению автора работы, и обуславливает актуальность темы исследования.
Исследованию проблем церковно-общественных отношений в России, положению РПЦ в государстве и обществе, ее деятельности уделяется значительное внимание в научно-исследовательской литературе. Исследованию положения РПЦ МП в XX в. посвящены работы О.Ю. Васильевой, М.И. Одинцова, С. Л. Фирсова, Г. Штриккера и др.
Объектом исследования выступает продвижение в сети Интернет.
Предметом исследования являются способы PR Русской Православной Церкви в сети Интернет.
Цель и задачи исследования. Цель работы - исследование продвижения Русской Православной Церкви в сети Интернет.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1) выделить основные инструменты продвижения в сети Интернет;
2) проанализировать PR некоммерческих организаций, их формы и специфику;
3) описать РПЦ как субъект PR;
4) проанализировать деятельность официальных органов РПЦ,
направленную на продвижение в Интернете;
5) изучить продвижение РПЦ в Интернете, осуществляемое иными субъектами;
6) разработать рекомендации по улучшению PR РПЦ в Интернете.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: анализ научной литературы по теме продвижения Русской Православной Церкви в сети Интернет, статистический анализ деятельности РПЦ в сети Интернет, структурный анализ официальных сайтов РПЦ общей направленности, сравнительный анализ деятельности православных сообществ в социальных сетях.
Теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных авторов на тему связей с общественностью: Скотта М. Катлипа, Алена Х. Сентера, Глена М. Брума, Ф. Джефкинса, Р. Абрамова, И. В. Алешиной, В.А. Ачкасовой, А. Бекетова, Э. Галумова, А.П. Егоршина, А.Б. Зверинцева, Д. Игнатьева, Э. Кондратьева, А.Д. Кривоносова, Н.Д. Никандрова, Р.Ю. Почекаева, Г.Г. Почепцова, О.Г. Филатовой, А.Н. Чумикова М.А. Шишкина, Д. Ядина.
Эмпирической базой исследования послужили следующие ресурсы:
1) официальные сайты РПЦ общей направленности, проект «Батюшка - онлайн»;
2) аккаунты священнослужителей, православные сообщества и группы в основных социальных медиа с числом участников более 100 тысяч: «ВКонтакте»- 9, «Одноклассники»-8, Facebook-2, Instagram-1, Twitter-1 в период с 1.03.17 по 01.04.2017;
3) выступления представителей РПЦ на видеоканале официального сайта Московского Патриархата на Youtube.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию PR РПЦ в Интернете.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка используемых источников и приложений к работе.
Неотъемлемым средством продвижения большинства организаций в современном социуме является Интернет. PR в Интернете - это комплекс online мероприятий, как правило, являющихся частью общей PR-кампании, направленных на оценку, поддержку и изменение информационной среды вокруг организации в Интернете.
Сегодня большинство организаций, в том числе и некоммерческие, представлены в Интернете для более успешного функционирования. К некоммерческим относятся религиозные объединения, а соответственно и Русская Православная Церковь.
Целью дипломной работы было исследование продвижения Русской Православной Церкви в сети Интернет.
Подводя итог исследованию, сформулируем основные выводы, сделанные в ходе работы.
Продвижение в сети Интернет осуществляется благодаря инструментам продвижения. В ходе работы мы выделили основные из них, к таким инструментам относятся:
• контекстная реклама;
• контент-маркетинг;
• баннерная и медийная реклама;
• почтовая e-mail рассылка;
• профессиональная SEO оптимизация;
• видеоролики;
• социальные сети.
Всеми этими инструментами пользуются большинство организаций.
Проанализировав PR некоммерческих организаций и их специфику, мы убедились что в некоммерческой сфере находят применение некоторые элементы комплекса продвижения продукта: связи с общественностью и реклама. Несмотря на то, что НКО играют важнейшую роль в решении социальных и культурных проблем, они сталкиваются с некоторыми сложностями продвижения. В данной работе нам удалось выделить основные из них:
• недоверие со стороны общественности;
• неграмотность населения страны в этой области;
• недостаточное количество сторонников;
• поиск благотворителей и финансирование;
• неоднозначное отношение со СМИ;
• сложность определения оценки эффективности.
Особого внимания с точки зрения позиционирования заслуживают религиозные организации. Деятельность РПЦ на современном этапе развития российского общества направлена на популяризацию собственной деятельности, своих идей и ценностей. Участие РПЦ в решении проблем общественной дезинтеграции, преодолении социального напряжения, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми осуществляется посредством постоянного использования различных PR- инструментов как социальной коммуникации. Преодоление целого ряда актуальных социальных проблем и установление PR-диалога с международными организациями осуществляется Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. РR как социальная коммуникация также используются в качестве основного инструмента организации двухстороннего диалога и развития сотрудничества между РПЦ и традиционными нехристианскими религиями - исламом, буддизмом, иудаизмом. В формировании морально-нравственного сознания российского общества активно реализуется воспитательная функция, а также функция модератора, координатора взаимодействия субъектов социально-культурного и политического пространства в процессе решения актуальных социальных проблем. Основным инструментом деятельности РПЦ являются связи с общественностью.
Проведя анализ деятельности Русской Православной Церкви в виртуальном пространстве, мы установили, что Интернет в качестве эффективного коммуникационного средства приобретает особую значимость. Всемирная сеть активно используется Православной Церковью. С помощью Интернета РПЦ на данном этапе развития:
• взаимодействует с другими сетевыми акторами;
• обозначает официальную позицию руководства Церкви по актуальным вопросам современной действительности;
• способствует сохранению «традиционных нравственных»
ценностей;
• занимается миссионерской деятельностью.
Изучив множество православных информационных интернет-ресурсов в период с 1.03.2017 по 1.04.2017, мы пришли к заключению об основных темах публикаций. На официальных сайтах РПЦ общей направленности большинство публикаций посвящено новостям религии и церковным праздникам, иногда освещаются политические события, с точки зрения Православия. Также нами был выполнен структурный и тематический анализы официальных сайтов РПЦ. Все сайты имеют различную структуру и у них отсутствует стилистическое сходство.
Сравнительный анализ деятельности Православных сообществ в социальных сетях, количество участников которых превышает 100 тысяч человек показал, что большинство проанализированных нами сообществ публикуют материалы на религиозную или нравственную тему. В выборку вошли 9 сообществ в «ВКонтакте», 8 в «Одноклассниках», 1 сообщество в Facebook, 1 аккаунт в Instagram. Надо признать, что активность некоторых сообществ в социальных сетях в рассматриваемый период была более высокой, ввиду того что для всех православных верующих 27 февраля 2017 начался Великий пост.
Некоторые из рассмотренных нами проектов получили благословение Патриарха Кирилла. Один из них и самый популярный, это проект «Батюшка- онлайн». Проект рассказывает о вере в доступном и интересном формате. Основная цель - вести православную миссию в глобальной сети, оказывая сопротивление пропаганде греха, исповедуя истинные ценности и приобщая людей к Православию. Деятельность проекта осуществляется во всех популярных социальных сетях. Кроме того, в рамках проекта существует благотворительный фонд, который занимается различными направлениями деятельности (собственное издательство, под проект «Православие детям», «Батюшка-онлайн: Live-версия»). Также благословление Патриарха получил официальный канал Русской Православной Церкви на видеохостинге YouTube, создание первого Православного мессенджера «Правжизнь Telegram» и др. В ходе исследования мы также выяснили, что большинство самых многочисленных сообществ в социальных сетях, которые были нами проанализированы, не являются официальными группами РПЦ.
При очевидных успехах продвижения для сохранения положительных тенденций в отношениях Русской Православной Церкви с государством и обществом РПЦ следует еще более тщательно формировать свою информационную политику, формы и методы присутствия в Интернете, находясь в постоянном контакте с общественностью. В связи с этим мы разработали рекомендации по улучшению продвижения РПЦ в сети Интернет, которые могут способствовать более успешному взаимодействию церкви и общества в виртуальном пространстве.
1. Алашкин, П. Все о рекламе и продвижении в Интернете / П. Алашкин. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 219 с.
2. Ачкасова, В.А., Володина, Л.В. Связи с общественностью как социальная инженерия / В.А. Ачкасова, Л.В. Володина. - СПб.: Речь, 2005. - 336 с.
3. Баранов, Н.А. Взаимодействие церкви и государства в современной России / Н.А. Баранов // Человек. Сообщество. Управление. - 2009. - №4. - С. 97-108.
4. Баранов, Н.А. Русская православная церковь: ресурсы и политические возможности / Н.А. Баранов // Теодицея. Альманах. - 2012. - №2. - С. 75-82.
5. БАТЮШКА СЕРАФИМ САРОВСКИЙ И ЕГО ДИВЕЕВО : группа в соц. сетях [Электронный ресурс] // Одноклассники. - Режим доступа: https://ok.ru/sv.serafim.
6. Батюшка-онлайн : страница в соц. сетях [Электронный ресурс] // Инстаграм. - Режим доступа: https://www.instagram.com/batyushkaonline/
7. Большакова, З.Г. Взаимодействие Русской Православной церкви и СМИ на региональном и федеральном уровне [Электронный ресурс] / З.Г. Большакова // Медиаскоп. - 2011. - № 4. - Режим доступа: http://mediascope.ru/node/967#11.
8. Большой толковый социологический словарь. Т. 1-2 / Пер. с англ. - М.: Вече ACT, 2014. - 986 с.
9. Борисов, Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие / Б.Л. Борисов. - М., 2014. - 624 с.
10. Бородина, И. Некоммерческий PR в коммерческих целях / И. Бородина // Маркетолог. - 2000. - №10. - C. 11-16.
11. ВЕРА - мощная сила t: группа в соц. сетях [Электронный ресурс] // Одноклассники. - Режим доступа: https://ok.ru/veramoshch.
12. Верую t Православие : группа в соц.сетях [Электронный ресурс] // Вконтакте. - Режим доступа: https://vk.com/pravoslavnie_hristiane.
13. Всероссийский интернет-портал «Батюшка онлайн» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://batyushka-online.ru.
14. Вьюгов, А.И., Кривоносов, С.С. Особенности организации и проведения PR-коммуникаций для некоммерческих молодежных организаций (НКО) [Электронный ресурс] / А.И. Вьюгов, С.С. Кривоносов, // Российский новый университет. - Режим доступа: http://www.rosnou.ru/pub...science...- NIR/ gt/Vyugov_Krivonosov. doc
15. Гридина, В.В. Религиоведческие знания в подготовке будущих PR- специалистов / В.В. Гридина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 1. - С. 49.
16. Группа t Слава Богу за всё t: группа в соц. сетях [Электронный ресурс] // Одноклассники. - Режим доступа: https://ok.ru/slavaboguz.
17. Доброе слово ’Православие* : группа в соц.сетях [Электронный ресурс] // Вконтакте. - Режим доступа: https://vk.com/slovodobroe.
18. Добрускин, М.Е. О социальных функциях церкви: (на материалах русской православной церкви) / М.Е. Добрускин // Социологические исследования. - 2002. - № 4. - С. 76-85.
19. Емельяненко, В.Д., Александрова, Н.В. Интернет и мировоззренческие основания религиозного сознания / В.Д. Емельяненко, Н.В. Александрова // Альманах современной науки и образования. - 2015. - № 2 (92). - С. 28-33.
20. Ермакова, М. Репрезентация РПЦ в виртуальном пространстве (на основе сравнений с репрезентацией Англиканской церкви) / М. Ермакова // Известия Тульского Государственного Университета. Гуманитарные науки. - 2013. - С. 182-189.
21. Ермакова, М.В. Использование интернет-коммуникаций Святым Престолом и Русской Православной Церковью / М.В. Ермакова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - №1. - С. 91-100.
22. Желновакова, М.Ф. Особенности осуществления PR-взаимодействия между религиозными организациями и обществом / М.Ф. Желновакова // Реклама и PR в России : современное состояние и перспективы развития : материалы X Всероссийской научно-практической конференции, 12 февраля 2013 года / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов; [отв. ред.: Л. И. Харченкова, М. В. Лукьянчикова]. - Санкт-Петербург: Издательство СПбГУП, 2013. - 173 с. - С .145-147.
23. Звоновский, В.Б., Соловьева, Ю.В. Информационный фактор отношения к РПЦ / В.Б. Звоновский, Ю.В. Соловьева // Primo Aspectu. - 2016. - № 2 (26). - С. 36-53.
24. Зыкова, Н.А. Технологии связей с общественностью в религиозных организациях [Электронный ресурс] / Н.А. Зыкова // Научная электронная библиотека. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21170639.
25. Иванов, А.М. Русская Православная Церковь в контексте основных прав человека и гражданина в современной России / А.М. Иванов // Известия вузов. Правоведение. - 2008. - № 4. - С. 19-35.
26. Интернет-улов : ответы священника на вопросы в социальных мрежах / Сост. игумен Лука (Степанов). - Изд. 1-е. - Рязань: Рязанская обл. тип., 2014. - 109 с.
27. Казьмина, О.Е. Проблема прозелитизма и формирование новой религиозной ситуации в России / О.Е. Казьмина // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. - 2007. - № 6. - С. 70-82.
28. Карпушкин, А.В. Конституционно-правовые аспекты религиозной толерантности во взаимоотношениях государства с религиозными объединениями / А.В. Карпушкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2008. - № 4(8). - С. 91-95.
29. Каршева, Н.А. Культура интерактивной коммуникации в интернет-СМИ (на примере комментариев к публикациям по православной тематике) / Н.А. Каршева // Медиаисследования. - 2015. - № 2. - С. 184-192.
30. Катлип, С., Сентер, А., Брум, Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика: учебное пособие / С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум. - 8 - е изд.: пер. с англ. Изд. дом Вильямс, 2011. - С. 45.
31. Катлип, С.М., Сентер, А.Х., Брум, Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика / С.М. Катлип, А.Х. Сентер, Г.М. Брум. - М., 2001. - 564 с.
32. Кирилл (Гундяев), митр. Возрождение православия и обновление России / митр. Кирилл // Журнал Московской Патриархии. - 1993. - № 9. - С. 67-71.
33. Кирилл (Гундяев), митр. Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки / митр. Кирилл // Журнал Московской Патриархии. - 1990. - №2.
- С. 33-37.
34. Кирилл (Гундяев), митр. Церковь и общество в свете Основ социальной концепции Русской Православной Церкви / митр. Кирилл // Церковь и время. - 2002. - № 2(19). - С. 15-19.
35. Кострикин, А.В. Молодежные общественные объединения как социальный институт / А.В. Кострикин // Молодежь - будущее цивилизации. Сборник материалов международной конференции. - СПб., 2007. - 421 с.
36. Костюк, К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви / К.Н. Костюк // Общественные науки и современность. - 2001. - № 6. - С. 114-131.
37. Кривоносов, А.Д., Филатова, О.Г., Шишкина, М.А. Основы теории связей с общественностью / А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина. - М.: Питер, 2011. - С. 384
38. Кузнецов, П.А. Социальная реклама: теория и практика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 032401 "Реклама", 030602 "Связи с общественностью" / П.А. Кузнецов. - Москва: ЮНИТИ, 2010.
- 175 с.
39. Кырлежев, А. Церковь и мир в социальной концепции Русской Православной Церкви / А. Кырлежев // Русская мысль. - 2000. - № 4334. - С. 56-59.
40. Лаза, В. Православие в мире новейших информационных технологий / В. Лаза // Вестник Государственного лингвистического университета Издательство: Редакция научного журнала "Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета" (Пятигорск). - 2012. - № 4.
- С. 320-328.
41. Липич, О. РПЦ и ООН начнут взаимодействовать в социальной сфере [Электронный ресурс] / О. Липич // РИА Новости. - Режим доступа: http://www.rian.ru/society/20091126/195538375.html.
42. Лученко, К.В. Интернет в информационно-коммуникационной
деятельности религиозных организаций России: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.10 [Электронный ресурс] / К.В. Лученко. - Москва, 2009. - 22 с. // Электронная библиотека диссертаций. - Режим доступа: www.dissercat.com/content/internet-v-informatsionno- kommunikatsionnoi-
deyatelnosti-religioznykh-organizatsii-rossii#ixzz2fE2XzoBF.
43. Маленков, В.В. Государство и православная церковь в России : монография / В.В. Меленков. - Москва: Спутник+, 2013. - 121 с.
44. Методические рекомендации по решению проблем организации работы с молодежью на приходе: итоговые материалы работы секции «Организация работы с молодежью на приходе: начало и развитие» конференции Санкт- Петербургской Митрополии Русской Православной Церкви «Работа с молодежью 2014», 21 декабря 2014 г. / Под редакцией А.В. Розмыслова; Отдел по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии РПЦ (МП). - СПб.: 2015.
45. Михальченко, В.Л. Особенности связей с общественностью в конфессиональной среде (на материале деятельности Русской православной церкви) [Электронный ресурс] / В. Л. Михальченко // Медиаскоп. - 2011. - №1. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/723.
46. Мчедлов, М.П. Проблемы толерантности в постсоветской России / М.П. Мчедлов // Философские науки. - 2002. - № 4. - С. 64-70.
47. Наумов, C. Церковь и государство: история и современность / С. Наумов // Государственная служба. - 2004. - № 3. - С. 119-123.
48. О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной церкви: определение Архиерейского Собора [Электронный ресурс] // Церковь и время. - 2008. - № 3(44). - Режим доступа: http://www.mospat.ru/churchtime/churchtime44.pdf.
49. Основы конституционного строя [Электронный ресурс] / Совет Федерации
// Справочно-правовая система Гарант. - Режим доступа:
http:// graph. garant.ru:8080/SESSION/PILOT/main.htm.
50. Официальный канал РПЦ на видеохостинге [Электронный ресурс] // Youtube. - Режим доступа: https://www.youtube.com/user/russianchurch.
51. Официальный сайт Московского Патриарха [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/52719.html.
52. Патриарх Кирилл: миссия Церкви должна быть широко распространена в интернет-пространстве [Электронный ресурс] // Интерфакс - религия. - Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=49867.
53. Писаревский, В. Социологический анализ интернет-сообщества «Православие и Мир» в социальной сети «Вконтакте» / В. Писаревский. - Краснодар: «Издательский дом «ХОРС», 2013.
54. Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html.
55. ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ВЕЛИКИЙ ПОСТ. РЕЦЕПТЫ! : группа в соц.сетях [Электронный ресурс] // Вконтакте. - Режим доступа: https://vk.com/p_trapeza.
56. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшенз для профессионалов / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2007. - С. 34.
57. Православие : группа в соц.сетях [Электронный ресурс] // Вконтакте. - Режим доступа: https://vk.com/pravoclavie.
58. Православие f : группа в соц.сетях [Электронный ресурс] // Вконтакте. - Режим доступа: https://vk.com/public26919587.
59. Православие и жизнь : группа в соц. сетях [Электронный ресурс] // Одноклассники. - Режим доступа: https://ok.ru/ozhiznitse.
60. Православие и мир : группа в соц. сетях [Электронный ресурс] // Faccebook.
- Режим доступа: https://www.facebook.com/pravmir/?fref=ts.
61. ПРАВОСЛАВИЕ И МИР : группа в соц. сетях [Электронный ресурс] // Одноклассники. - Режим доступа: https://ok.ru/pravmir.
62. Православие и мир : группа в соц.сетях [Электронный ресурс] // Вконтакте.
- Режим доступа: https://vk.com/pravmir.
63. Православие. Вера, Надежда, Любовь : группа в соц. сетях [Электронный ресурс] // Одноклассники. - Режим доступа: https://ok.ru/pravoslavnie
64. Православие. Ru : группа в соц. сетях [Электронный ресурс] // Faccebook. - Режим доступа: https://www.facebook.com/pravoslavie/?fref=ts.
65. Православие. Ru : группа в соц.сетях [Электронный ресурс] // Вконтакте. - Режим доступа: https://vk.com/pravoslavie_ru.
66. Православная психология : группа в соц.сетях [Электронный ресурс] // Вконтакте. - Режим доступа: https://vk.com/orthodoxpsiholog.
67. Православное обозрение : страница в соц. сетях [Электронный ресурс] // Инстаграм. - Режим доступа: https://www.instagram.com/pravo- slavnoe obozrenie/
68. Православные фильмы и молитвы на видео : группа в соц. сетях [Электронный ресурс] // Одноклассники. - Режим доступа: https://ok.ru/- vgruppes.
69. Православные шутят! : группа в соц.сетях [Электронный ресурс] // Вконтакте. - Режим доступа: https://vk.com/orthodox_smile.
70. Православные, объединяйтесь! Присоединяйтесь к простой и удобной социальной сети для православных верующих [Электронный ресурс] // Правжизнь Телеграмм. - Режим доступа: https://pravzhizn.ru/downlo- admessenger.
71. ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА : группа в соц. сетях [Электронный ресурс] // Одноклассники. - Режим доступа: https://ok.ru/bogoroditsa.
72. Путилкин, П.А. Взаимодействие права и религии в регулировании общественных отношений / П.А. Путилки // Право и государство: теория и практика. - 2010. - № 8. - С. 9-12.
73. Религии и СМИ : материалы круглого стола, 15 ноября 2011 года / Нижегородский гос. лингвистический ун-т им. Н. И Добролюбова, Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, Нижегородская гос. сельхозакад., Общероссийская организация содействия защите свободы совести. - Москва: Медина; Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2012. - 210 с.
74. Рубина, Я. РПЦ будет продвигать себя в социальных сетях с помощью блогеров [Электронный ресурс] / Я. Рубина // Санкт-Петербург.Ру. - Режим доступа: http://saint-petersburg.rU/m/society/rubina/355700/.
75. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): пер. с нем. Кн. 1. / Сост. Г. Штриккер. - М. Пропилеи, 1995. - 399 с.
76. Свистунов, М.Н. О влиянии Русской Православной Церкви на формирование основ русской цивилизации / М.Н. Свистунов // Социально¬гуманитарные знания. - 2004. - № 1. - С. 252-261.
77. Синодальный отдел по делам молодежи [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://sinodmrpc.ru/.
78. Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2, ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. - 656 с.
79. Тарасевич, И.А. Конституционно-правовой статус Русской Православной Церкви в Российской Федерации / И.А. Тарасевич // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 10. - С. 11-18.
80. Тюрин, А.И. Конституционное право военнослужащих на свободу вероисповедания: проблемы его реализации в войсках / А.И. Тюрин // Право в Вооруженных Силах; Воспитательная работа в военных организациях. - 2006.
- № 1. - С. 110-112.
81. Устав Русской Православной церкви [Электронный ресурс] //
Официальный сайт РПЦ. - Режим доступа:
http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/.
82. Устинова, О.А. Интернет как канал информирования о деятельности Русской Православной Церкви и ее социальном служении / О.А. Устинова // Социально-гуманитарный вестник Прикаспия. - 2016. - № 1(4). - С. 16-20.
83. Филатова, О.Г. Технологии и методы PR-продвижения информационных ресурсов. Вводный курс: Учебное пособие / О.Г. Филатова. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 73 с.
84. Филиппов, Б. Церковь и государство / Б. Филиппов // Эксперт. - 2009. - № 4. - С. 21- 22.
85. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях/ Дамир Халилов.- 2-е изд.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.-240 с.
86. Холмогоров, Е. Застенчивая иерократия. Заметки на полях «Основ социальной концепции РПЦ» / Е. Холмогоров // Отечественные записки. - 2001. - № 1. - С. 4-11.
87. Худяков, С. Социокультурная динамика и консолидация российского
общества [Электронный ресурс] / С. Худяков // Власть. - 2009. - № 3. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2009/03/Sociokulturnaya%20-
dinamika.pdf.
88. Церковь и общество в России на переломных этапах истории : Всероссийская научная историческая конференция Московской духовной академии "Церковь и общество в России на переломных этапах истории" [12¬13 октября 2012 года] : сборник тезисов. - Сергиев Посад: Московская духовная акад., 2012. - 227 с.