Введение 3
Глава 1. Защита конкуренции в ходе организации продажи продовольственных товаров через торговые сети 6
§ 1. Нарушения Закона о торговой деятельности на стадии заключения договора 16
§ 2. Информирование об условиях отбора контрагентов и об условиях договора поставки (ч.1 и ч.2 ст. 9 Закона № 381-ФЗ) 19
§ 3. Создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 381-ФЗ) 24
§ 4. Навязывание несправедливых условий договора и заключение договора, содержащего условия о возврате скоропортящихся товаров (п. 4 ч. 1 ст. 13 и п. 6 ч.1 ст.13 Закона № 381-ФЗ) 28
Глава 2. Защита конкуренции в ходе исполнения договоров, заключенных торговой сетью с поставщиками товаров 36
§ 1. Создание дискриминационных условий (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 381-ФЗ) 42
§ 2. Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона № 381-ФЗ) 52
§ 3. Заключение посреднических соглашений с поставщиками (п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона № 381-ФЗ) 59
§ 4. Перспективы развития законодательства 65
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Актуальность темы исследования. Рыночную экономику в современных условиях невозможно представить без торговой деятельности по продаже продовольственных товаров, а также без действенного механизма защиты конкуренции в данной сфере, что способствует развитию рынка, лучшему предложению и охране прав потребителей.
Для соблюдения баланса интересов торговых сетей и поставщиков был принят Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговой деятельности, Закон № 381-ФЗ). При этом на данный момент никто не сомневается, что доминирующее положение в диалоге поставщиков и сетей занимают последние. Однако нельзя забывать, что сеть - это не просто бизнес, а система обеспечения продовольствием всего города. Сейчас продовольственная безопасность зависит от взаимоотношений хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и субъектов, осуществляющих поставки товаров.
Торговые сети являются ведущими участниками рынка на стороне приобретателей продовольственных товаров у производителей, и от их деятельности во многом зависит развитие розничной торговли. А это, в свою очередь, влияет на конечного потребителя, то есть на каждого человека в стране.
Исходя из вышеизложенного, на данный момент тема исследования является актуальной. Законодатель и судебная практика пытаются максимально пресечь возможные нарушения в данной сфере, однако до сих пор остается еще много вопросов в области правового регулирования защиты конкуренции при осуществлении торговой деятельности посредством организации торговой сети.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Борзило Е. Ю., Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В., Егорова М.А., Петров Д.А., Андреева Л.В., Кондакова А.А., Манохова С.В.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в сфере правовой защитой конкуренции при осуществлении торговой деятельности по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие правовую защиту конкуренции при осуществлении торговой деятельности по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
Целью исследования является изучение сущности и проблем правовой защиты конкуренции при осуществлении торговой деятельности по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, а также анализ судебной практики в данной сфере.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследовать механизм организации продажи продовольственных товаров через торговые сети;
- проанализировать судебную практику в сфере нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку продовольственных товаров;
- провести анализ наиболее часто встречающихся нарушений антимонопольных норм торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров;
- определить перспективы развития правовой защиты конкуренции в сфере осуществления торговой деятельности посредством организации торговой сети.
Методологическая база исследования составила общенаучные и специально-юридические методы: системный, историко-правовой,
формально-юридический и прочие.
Теоретическая база работы - учебники, статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Нормативной основой исследования являлись имеющие отношение к теме исследования положения нормативных правовых актов, регламентирующие общественные отношения, связанные с правовой защитой конкуренции при осуществлении торговой деятельности по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети. В частности, Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.
По итогам проведенного исследования нами были выявлены следующие проблемы и пути их решения:
Во-первых, на данный момент торговые сети занимают доминирующее положение в отношениях с поставщиками продовольственных товаров, хотя, по своей сути, они не являются производителями, а лишь посредниками. Несмотря на изначальную декларацию целей Закона о торговле, по-прежнему отсутствует баланс интересов всех участников продовольственной цепочки: от агрария-производителя до покупателя-потребителя.
Очевидно, среди указанных субъектов торговли, поставщики и особенно производители являются наиболее уязвимыми участниками отношений. Соответственно, больше обязательств и ограничений должно быть именно на стороне торговых сетей.
На наш взгляд, данная проблема может быть решена введением квотирования. Торговой сети необходимо заключить контракты с местными производителями, тем самым обеспечив присутствие местных товаров у себя в продаже не менее определенной доли в процентах от релевантного ассортимента. Если установить минимальное количество поставщиков, торговые сети уже не смогут их свободно «душить» закупочными ценами, более того, у ритейлеров появится необходимость договариваться и приглашать к себе новых поставщиков продукции. Решение вопроса о составе таких поставщиков необходимо оставить региональным властям. Однако по разным товарам могут существовать разные соотношения и уровни регулирования. Например, по сельскохозяйственной продукции квоты надо устанавливать на федеральном уровне, так как на Севере местных производителей может и не оказаться. Таким образом, квота станет именно обязательством для торговой сети и правом для производителя/поставщика.
Во-вторых, в Докладе о состоянии конкуренции в России за 2018 год ФАС указало, что Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не делает различий между понятиями «торговая сеть», «дистрибьютор», «субъект осуществляющий торговую деятельность», что создает ситуацию, при которой дистрибьюторы, торговые сети и небольшие ритейлеры, имея разные бизнес модели последующей реализации приобретаемой у поставщиков продукции, подпадают под единое государственное регулирование (за исключением отдельных дополнительных ограничений для торговых сетей), в частности, в отношении ограничений выплат и допустимых видов услуг, что не позволяет обеспечивать эффективные условия реализации продукции конечному потребителю. Возможным решением данной проблемы будет являться выведение дистрибьюторов в рамки отдельного правового регулирования, в части допустимых соглашений между поставщиками и дистрибьюторами, а также размеров и видов допустимых вознаграждений и иного.
В-третьих, размер штрафных санкций, устанавливаемых торговыми сетями в отношении поставщиков, постоянно растет. При этом такие санкции становятся мерой давления, а сами штрафы - недобросовестным способом получения дополнительной прибыли. Из-за этого число претензий растет, а ситуация на рынке ритейла усложняется. В целом, значительный размер штрафных санкций применительно к юридическим лицам в сфере торговой деятельности по сравнению с субъектами - нарушителями антимонопольных правил в других сферах создает "положение, при котором за одно и то же нарушение - создание дискриминационных условий - хозяйствующие субъекты несут различную административную ответственность".
Решением данной проблемы было бы, во-первых, установление «зеркальной» ответственности поставщиков и торговых сетей, а, во-вторых, приведение в соответствие Закона о торговой деятельности, Закона о защите конкуренции и Кодекса об административных правонарушениях. В частности:
• Закон о защите конкуренции в ч. 8 ст.4 относит создание препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов к дискриминационным условиям, а Закон о торговой деятельности разделяет эти понятия;
• российское антимонопольное законодательство устанавливает запрет на создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке (п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции), а также для торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров (ст. 13 Закона о торговой деятельности), т.е. для двух разных категорий хозяйствующих субъектов. При этом для обеих групп хозяйствующих субъектов создания дискриминационных условий, как это следует из содержания п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговой деятельности, применяется одно и то же определение понятия таких условий, закрепленное в рассмотренных ранее нормах Закона о защите конкуренции (см. подробнее в §1 Главы 2). В связи с этим появляются трудности в правоприменении. Если законодатель разделил одно и то же правонарушение по субъектному составу, то необходимо также уточнить объективную сторону правонарушения с учетом специфики субъектного состава;
• в настоящий момент в Российской Федерации развивается новая конструкция отношений между торговыми сетями и поставщиками, которая не имеет законодательного закрепления, и может быть расценена, как нарушающая ряд антимонопольных норм, направленных на запрет картельных сговоров. Указанная практика, связанна с объединением мелких и средних, в основном региональных, торговых сетей в торгово-закупочные союзы, которые предлагают поставщикам унификацию бизнес моделей в рамках взаимодействия с нескольким торговыми сетями (единые цены, один логистический центр, единый подход к продвижению товара и иное), при этом, данная практика не находит своего отражения в правовом регулировании, и фактически может быть рассмотрена как картельный сговор, поскольку торговые сети согласовывают единые условия работы, что нарушает установленные ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запреты;
• существует проблема некорреспондирующихся норм Закона о торговой деятельности и КоАП РФ, так, части 1 и 2 статьи 14.41 КоАП необходимо привести в соответствие с требованиями частей 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле;
• ряд взаимосвязанных положений Закона о торговле и КоАП содержат разный субъектный состав, что вызывает неоднозначность толкования и правоприменения (пункт 10 статьи 2, части 4 и 6 статьи 9 Закона о торговле, часть 2 статьи 14.42 КоАП);
• прямо не предусмотренное положениями КоАП право антимонопольного органа на проведение административного расследования по некоторым составам административных правонарушений порождает неединообразие практики производства по делам об административных нарушениях за нарушение положений Закона о торговле (часть 1 статьи 28.7 КоАП следует дополнить словами «законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности»).
В-четвертых, торговая сеть - одна из моделей бизнеса, одна из форм организации продаж. Главная проблема в нашей стране, на данный момент, в том, что крупный бизнес выбирает торговые сети именно как средство недобросовестной борьбы на рынке с конкурентами. Потому что сети обладают большими возможностями управлять своими финансами и минимизировать расходы, а также устанавливать демпинговые цены. Поэтому необходимо, во-первых, регулировать их деятельность путем установления прямых запретов и обязательств, ставя их в равные условия с остальными участниками. Это, в свою очередь, позволит увеличить число конкурентов, так как сейчас эта модель позволяет войти в топ, «задавить» более мелких посредников в продаже продовольственных товаров и затем навязывать свои цены потребителю.
Данную проблему можно также решить введением квот. Стоит создать реестр поставщиков по каждому региону, и обязываем торговые сети закупаться у них в пределах квот. В противном случае - штраф и приостановление деятельности, пока сеть не подпишет портфель контрактов. Для того чтобы попасть в такой реестр поставщикам необходимо пройти сертификацию, а также соответствовать всем требованиям, предъявляемым к качеству товара и т.п.
Таким образом, государство должно создать такие условия, чтобы эта бизнес модель использовала только те преимущества, которые лежат в плоскости интересов потребителя: низкие цены, хорошее качество, логистика, широкий охват поставщиков, сеть складов и т.д., но не те преимущества, которые позволяют устранять с рынка конкурентов.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации.
1.1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 28 декабря 2009 г. № 381 - ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - №1. - Ст. 2.
1.2. О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135 - ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - №31(1 ч.). - Ст. 3434.
1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) :
федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51 - ФЗ // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301. - (в ред. от 29 июл. 2017 г.).
1.4. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) : Пост. Правительства Рос. Федерации от 07 марта 1995 г. № 239 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 11. - Ст. 997.
1.5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195 - ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - №1 (ч.1). - Ст. 1.
2. Материалы судебной практики Российской Федерации.
2.1. Постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2017 г. N 09АП-1659/2017-АК
2.2. Постановление одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2017 г. по делу N А65-21924/2016
2.3. Определение ВС РФ от 15 сентября 2017 г. N 309-КГ17-12762
2.4. Постановление арбитражного суда московского округа от 23 мая 2017 г. по делу N А40-207325/16
Постановление 9 арбитражного апелляционного суда от 6 июня
2017 г. N 09АП-11013/2017
2.6. Постановление 11 арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 г. по делу N А65-22926/2016
2.7. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от
18 апреля 2017 г. по делу N А19-17792/2016
2.8. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 N 17АП-14431/2013-АК
2.9. Определение ВАС РФ от 02.08.2012 N ВАС-9921/12 по делу N А60-35180/2011
2.10. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.12.2013 по делу N А53-7183/2013
2.11. Постановление АС Московского округа от 24.12.14 по делу № А40-149833/2013.
2.12. Определение Верховного Суда РФ от 3 февраля 2015 г. по делу № А65-1736/2014
... Всего источников – 80.
Содержание ВКР — ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДАЖЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВОЙ СЕТИ
Выдержки из ВКР — ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДАЖЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВОЙ СЕТИ