Введение 3
Глава 1. Управление коммуникациями в компании: структура и организация
1.1. Территориально распределенная компания как субъект и объект
коммуникаций 7
1.2. Внутренние коммуникации в системе менеджмента организации 19
1.3. Классические и современные инструменты внутренних коммуникаций 27
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование инструментов внутренних коммуникаций территориально распределенных компаний
2.1. Общая характеристика исследования 40
2.2. Обработка и интерпретация полученных результатов 47
2.3. Методические решения и рекомендации по совершенствованию инструментов внутренних коммуникаций территориально распределенных компаний 67
Выводы по главе 2 76
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 81
Приложение 1. Количество организаций и их территориально-обособленных подразделений в 2015 году по Российской Федерации в
разрезе видов экономической деятельности 86
Приложение 2. Образец анкеты 89
Приложение 3. Гайд экспертного интервью 93
Приложение 4. Текстовая расшифровка экспертного интервью №1.. .94
Приложение 5. Текстовая расшифровка экспертного интервью №2.99
Приложение 6. Текстовая расшифровка экспертного интервью №3...103
Приложение 7. Частота использования инструментов внутренних коммуникаций для взаимодействия с сотрудниками внутри одного подразделения, с сотрудниками других подразделений, с начальством 107
Приложение 8. Частота использования инструментов внутренних коммуникаций для получения информации в зависимости от возраста 108
Приложение 9. Корпоративный спорт 111
Экономическая действительность предъявляет высокие требования к способностям компании быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия функционирования вне зависимости от ее масштаба и сферы деятельности. Четко отлаженная эффективная система коммуникаций компании, как во внешней, так и во внутренней среде, во многом определяет её успешность.
Вместе с тем, возрастание динамики и гибкости рынка обусловливает развитие компаний, работающих по принципу децентрализации и приоритета горизонтальных связей. Пропадает необходимость в территориальной локализации бизнес-процессов, а проблема связи между пространственно удаленными подразделениями теряет свою актуальность.
Тем не менее, не смотря на развитие технических возможностей связи, хранения и передачи данных, проблема построения единой коммуникационной системы, эффективно функционирующей на всех уровнях организации, стоит особенно остро перед компаниями с территориально распределенной структурой.
Основные направления деятельности в сфере внутренних коммуникаций достаточно хорошо изучены. Большое количество научно-исследовательских работ посвящено данной проблематике. Однако, на данный момент не существует комплексного исследования особенностей внутренних коммуникаций в территориально распределенных компаниях, что и обусловливает научную новизну исследования.
Вместе с тем, по данным Федеральной службы государственной статистики количество территориально-обособленных подразделений предприятий различных сфер деятельности в нашей стране растет год от года. По данным рейтингового агентства RAEX 256 компаний - участниц рейтинга крупнейших компаний России «RAEX-600» имеют территориально распределенную структуру, осуществляя деятельность сразу в нескольких регионах страны.
Актуальность научного исследования вытекает из того, что невозможно создать единую систему внутренних коммуникаций без организации эффективного взаимодействия всех структурных подразделений компании, для чего, в свою очередь, необходимо иметь четкое представление об инструментах внутренних коммуникаций, их эффективности и специфике с учетом масштаба и сферы деятельности компании.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка эффективности различных инструментов внутренних коммуникаций с точки зрения организации взаимосвязи, формирования лояльности и повышения уровня вовлеченности сотрудников в условиях территориальной распределенности компании.
Цель работы логически диктует структуру ее основных задач:
1. Выявить особенности функционирования территориально распределенных компаний, а также системы внутренних коммуникаций в них.
2. Провести исследование эффективности инструментов внутренних коммуникаций в территориально распределенных компаниях разных сфер деятельности.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации стратегии коммуникации с внутренней общественностью.
Объектом работы являются инструменты внутренних коммуникаций, а предметом - эффективность инструментов внутренних коммуникаций в территориально распределенных компаниях.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов в данной сфере, а также опубликованные по данной проблеме монографии и статьи.
Эмпирическая база включает в себя необходимую для проведения исследования информацию, состоящую из результатов опроса, проведённого по разработанной автором анкете в период с декабря 2016 года по апрель 2017 года, а также экспертных интервью со специалистами в сфере внутренних коммуникаций, проведенных в апреле 2017 года.
Логика исследования обусловила структуру выпускной квалификационной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В главе 1 рассматриваются теоретические аспекты функционирования территориально распределенных компаний в России, проблематика организации системы внутренних коммуникаций и основные инструменты, а также рассматриваются понятия, имеющие отношение к теме исследования. Глава 2 посвящена анализу инструментов внутренних коммуникаций территориально распределенных компаний и включает интерпретацию полученных в результате исследования данных и сформулированные на их основе выводы и рекомендации.
Полученные в ходе проведенного исследования результаты дают основание считать решенными задачи, поставленные в работе:
• описаны особенности функционирования территориально
распределенных компаний, а также системы внутренних коммуникаций в них;
• проведено исследование эффективности инструментов внутренних коммуникаций в территориально распределенных компаниях разных сфер деятельности;
• разработаны практические рекомендации по оптимизации стратегии коммуникации с внутренней общественностью.
Однако полученные выводы не претендуют на исчерпывающее решение вопросов, связанных с проблемой эффективности внутренних коммуникаций в компаниях с территориально распределенной структурой.
Множественность целей отношений с внутренней общественностью, специфика функций каждого подразделения компании, а также социокультурные особенности регионов затрудняют выбор оптимальных инструментов внутренних коммуникаций, а также оценку их эффективности. Тем не менее, выявленные в ходе анализа параметры наиболее эффективных инструментов внутренних коммуникаций являются достаточно универсальными для территориально распределенных компаний и могут быть использованы в целях оптимизации системы внутренних коммуникаций.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что при наличии всех доступных технологий непосредственное взаимодействие с сотрудниками по-прежнему является наиболее эффективным инструментом коммуникации.
Но с учетом всех особенностей крупных компаний специалистам по внутренним коммуникациям необходимо использовать альтернативные инструменты, которые, при комплексном подходе, могут быть не менее эффективны.
В условиях информационной перегруженности внимание внутренней аудитории необходимо завоевывать наравне с вниманием потребителей. Специалистам по внутренним коммуникациям крупных компаний приходится искать новые необычные форматы, осваивать инновационные походы к построению отношений с людьми в условиях разной информационной доступности, соблюдать баланс между вертикальными и горизонтальными коммуникациями внутри компании, между документированной (формальной) информацией и вербальными средствами.
Стоит отметить, что использование слишком широкого набора инструментов внутренних коммуникаций приводит к рассогласованности информационных потоков и потере контроля над информационным полем, а также снижению эффективности коммуникационных инструментов.
Внутренние коммуникации - это, в первую очередь, коммуникации с отдельными людьми, которым важно знать, что стоит за стратегией компании, каковы ее предпосылки и какое место они занимают в процессе её реализации.
Формализация процессов, присущая крупным компаниям, приводит к снижению эффективности горизонтальных связей между подразделениями, что приводит к дефициту общего знания о стратегических целях компании. Недостаток информации по интересующим сотрудников вопросам создает эффект бумеранга, когда любая существенная информация о стратегии и будущем Компании начинает отбрасываться, становится неинтересной.
Четко выстроенная система внутренних коммуникаций позволяет значительно увеличить вовлеченность сотрудников в реализацию организационной стратегии, повысить управляемость за счет оптимизации информационных цепочек и, таким образом, уменьшить издержки.
Коммуникационное взаимодействие внутри компании между ее географически удаленными подразделениями, группами сотрудников и между отдельными сотрудниками влияет на согласованность и результаты их действий, что, в свою очередь, влияет на успешность компании в целом.
Любая коммуникационная активность, как во внешней среде, так и внутри компании должна быть адаптирована к специфике её деятельности, масштабу и сфере, в которой она функционирует. Необходимо следить за соответствием системы внутренних коммуникаций современным стандартам, соотнесённостью с внешними факторами и особенностями территориально распределенных компаний.
1. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М.: ИКФ: ЭКМОС, 2002. 478 с.
2. Ашмарина С. И., Кандрашина Е. А., Шведова И. А. Территориальное распределение бизнес-процессов как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 5 (127). С. 77-83.
3. Ашмарина С.И., Зотова А.С. Пути совершенствования корпоративного информационного обеспечения в современных экономических условиях// Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 7 (66). С. 72-77.
4. Бияков О. А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. Томск: Издательство томского университета, 2004. 152 с.
5. Большаков С. Н., Большакова Ю. М. Внутрикорпоративные
коммуникации: стратегии и практики реализации // Экономика и
политика, 2013 год, №1
6. Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С. разработка эффективной системы мотивации персонала в территориально распределенных организациях как научная и практическая проблема менеджмента // БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. Вестник волгоградского института бизнеса, 2014, ноябрь № 4 (29).
7. Все о внутренних коммуникациях. Сост. Анна Несмеева. М.: ИД «МедиаЛайн», Альпина Паблишер. 2013. 240 с.
8. Гавра Д. П., Шишкин Д. П. Оценка эффективности внутрикорпоративных связей с общественностью//Вестник Санкт-Петербургского университета - вып.4, 2012
9. Горелов О.И. Организационное поведение, М., 2010
10. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и
методы: интерактивное учебное пособие. - М.: ФГАНУ «Центр
социологических исследований», Институт социологии РАН, 2012. - 404 с.
11. Демин Ю. М. Бизнес PR. М.: Бератор-пресс, 2003. 333 с
12.Зборовский, Г. Е. Общая социология: Учебник/Г. Е. Зборовский. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с. (с. 168-169)
13. Кравченко К. А. Особенности управления крупными промышленными компаниями // Проблемы теории и практики управления. - 2007 - №11
14. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. / Основы теории связей с общественностью: учебник — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 377 с.
15. Крылов, А. Н. Теория и практика менеджмента коммуникаций. М., 2002.
16. Мелентьева Н. И, Организация и планирование бизнес-коммуникаций: методология и методика. - М., 2005.
17. Несмеева А. Ф. Внутренние коммуникации // журнал Connect, 2004
18. Николаева Ж. В. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью». Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004
19. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.: Либроком. 2009 - 280 с. (76 стр.)
20. Портер М.Е. Конкуренция между местами размещения бизнеса:
глобальная стратегия как способ обеспечения конкурентного преимущества // Курс МВА по стратегическому менеджменту: Пер. с англ. 3-е изд., перераб. М., 2006.
21. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М., 2007.
22. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М.: Дело, 2011. - С. 43-71.
23. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб. Пособие/Пер. с англ. Под ред. Проф. Л.Ф. Никулина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 415 с.
24. Тейлор Ф. Управление коммуникациями организации. М.: Инфра-М. 2002. - С. 224-305.
25. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. И перераб. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. 511 с.
26. Филатова О. Г., Шишкин Д. П. Основы бизнес-PR. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. 195 с.
27. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд., испр. М.: Омега- Л, 2007. 567 с.
28. Allen K. The big tent. Corporate volunteering in the global age. 2012
29. Barnard, Chester I. The Functions of the Executive. Cambridge, MA: Harvard University Press.
30. Expect the Unexpected: Building business value in a changing world. KPMG International, 2012.
31. Gatignon-Turnau, A.-L., & Mignonac, K. 2015. (Mis)using employee
volunteering for public relations: Implications for corporate volunteers’ organizational commitment. Journal of Business Research, 68: 7-18
32. Jessica B. Rodell Employee Volunteering: A Review and Framework for Future Research// Journal of Management Vol. 42 No. 1, January 2016 55 -84
33. Stakeholder Engagement and the Board: Integrating Best Governance Practices. Global Corporate Governance Forum. IFC. Focus 8, 2009.
34. Committee Encouraging Corporate Philanthropy (with The Conference Board). 2014. Giving in numbers, 2014 edition.
[http://cecp.co/measurement/benchmarking-reports/giving-in-numbers/2014- edition.html].
35. Theodore Levitt. Innovation in Marketing: New Perspectives for Profit and Growth. Hardcover - June, 1962.
36. Англо-русский экономический словарь. [Электронный ресурс] URL: http://economy en ru.academic.ru/60009/stakeholder
37. Журнал «Медиаскоп» [Электронный ресурс]. URL: mediascope.ru
38. Киселев В. Внутрикорпоративные коммуникации: 5 острых проблем,
которые решит внутренний РИ//Генеральный директор. М - 2015
[Электронный ресурс] URL: http://www.gd.ru/articles/3888-
vnutrikorporativnye-kommunikatsii
39. Лиходедов К. М. Система коммуникаций организации - СПб: 2008
[Электронный ресурс] URL:
http: //www.marketing.spb.ru/read/article/a26. htm
40. РСПП: Национальный Регистр и Библиотека корпоративных
нефинансовых отчетов [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rspp.ru/simplepage/157
41. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/
42. Яшин С. Виды внутренних коммуникаций [Электронный ресурс] URL: http://www.dizk.ru/kommunikativnoe-povedenie/vidyi-kommunikatsiy.html
43. E-xecutive - сообщество эффективных менеджеров [Электронный ресурс]. URL:http: //www.e-xecutive.ru
44. elibrary.ru(Научная электронная библиотека) 45.inside-pr.ru(Сообщество внутренних коммуникаторов)
46. cyberleninka.ru(Научная электронная библиотека)
47. KPMG. Аудит [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. kpmg.com/ru/ru/pages/default. aspx
48. liveinternet.ru(Интернет-портал статистики)
49.SOVETNIK.ru(журнал «Советник»)
50. slideshare.net(Сервис для публикации презентаций)