Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникативные технологии политической демобилизации

Работа №128832

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы158
Год сдачи2017
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Политическая демобилизация как объект научного
исследования 11
§1.1. Интерпретации политической демобилизации в отечественной и зарубежной науке 11
§1.2. Понятие и признаки политической демобилизации 21
§1.3. Понятие коммуникативных технологий политической демобилизации 34
Выводы к главе 51
Глава 2. Демобилизационные технологии в современной России 56
§2.1. Коммуникативные технологии политической демобилизации:
мнение политологов и политических консультантов 56
§2.2. Использование демобилизационных технологий при наименовании моста через Дудергофский канал 69
§ 2.3. Использование демобилизационных технологий во время акций протеста в марте - апреле 2017 г 84
Выводы к главе 94
Заключение 98
Список источников и литературы 103
Приложение 1. Гайд для экспертных интервью №1 114
Приложение 2. Гайд для экспертных интервью №2 115
Приложение 3. Экспертное интервью с Алексеем Волковым 116
Приложение 4. Экспертное интервью с Александром Никифоровым 120
Приложение 5. Экспертное интервью с Александром Шерстобитовым 124
Приложение 6. Экспертное интервью с Игорем Соповым 127
Приложение 7. Экспертное интервью с Дмитрием Гаврой 129
Приложение 8. Экспертное интервью с Игорем Минтусовым 134
Приложение 9. Экспертное интервью с Игорем Побединским 138
Приложение 10. Экспертное интервью с Кристиной Муравьевой 142
Приложение 11. Экспертное интервью с Александром Серавиным 146
Приложение 12. Оглавление отчета информационно-аналитической системы мониторинга СМИ «Медиалогия» 149
Приложение 13. «Власти Петербурга назвали именем Кадырова мост, но дискуссия продолжается» (РИА Новости) 155
Приложение 14. Расшифровка программы «Вечер с В. Соловьевым» от 4 апреля 2017 года 158
Приложение 15. Расшифровка программы «Добров в эфире» от 2 апреля 2017 года 159

В свете последних событий мировой истории, когда арабский мир и некоторые страны Европы были охвачены волной политических протестов, ученые по всему миру говорят об особой роли коммуникативных технологий, значительно повлиявших на протестную мобилизацию. Однако наряду с процессами мобилизации в социуме также происходят процессы обратной направленности , и, в то время как политическая мобилизация и вопрос использования в ней коммуникативных технологий широко обсуждаются в научной среде, вопрос о возможностях технологий политической демобилизации остается неизученным, как и само понятие «политическая демобилизация».
Согласно результатам исследований аналитического центра «Левада-Центр» потенциал политического протеста в России на протяжении последних лет характеризуется значительными подъемами (Рисунок 1).
Пиковые точки на графике соответствуют крупным мобилизационным процессам, происходившим как в России, так и в ближайшем зарубежье. Так, вершины графика соответствуют периодам многократных массовых политических протестов, начавшихся в России после выборов в Государственную думу VI созыва, политическому кризису на Украине 2013¬2014 гг., крымской мобилизации, многотысячным маршам памяти Бориса Немцова. Однако приведенный график иллюстрирует не только значительные подъемы потенциала политического протеста, но и следующие за ними спады. И, в то время как изучение мобилизационных технологий, в частности, протестных технологий, в последние годы привлекает внимание многих исследователей , вопрос о технологиях реконсолидации политической мобилизации (в том числе массовых протестов) остается неизученным. В этом заключается актуальность темы исследования.
Научная новизна диссертации обусловлена тем, что впервые в отечественной коммуникативистике была произведена попытка определения категории “политическая демобилизация” и ее основных характеристик, а также выявлен ряд актуальных коммуникативных технологий, использующиеся в целях демобилизации.
Объект исследования диссертации - политическая демобилизация. Предметом исследования являются коммуникативные технологии в процессах политической демобилизации.
Цель диссертации - исследовать актуальные коммуникативные технологии политической демобилизации. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать существующие в науке интерпретации политической демобилизации;
2. разработать авторское определение понятия «политическая демобилизация»;
3. определить понятие «коммуникативная технология политической демобилизации»;
4. рассмотреть и систематизировать виды коммуникативных технологий политической демобилизации;
5. выявить отношение к коммуникативным технологиям политической демобилизации в среде политологов, практикующих политтехнологов и политконсультантов;
6. описать коммуникативные технологии политической демобилизации, используемые в России.
В качестве основных общетеоретических методов исследования мы использовали методы анализа, обобщения, структурирования, сравнения и синтеза. Основными эмпирическими методами исследования стали метод неформализованного анализа СМИ, неформализованного анализа контента сообществ и личных профилей в социальных сетях, метод экспертных интервью, метод кейс-стади, а также метод вторичного статистического анализа отчетов информационно-аналитической системы мониторинга СМИ «Медиалогия».
Теоретико-методологическая база исследования включает научные публикации российских и зарубежных ученых. Первое направление научных исследований объединяет работы, характеризующие сущность понятий «массовая/социальная мобилизация» и «политическая мобилизация». Так, различное понимание данных дефиниций дается в исследованиях К. В. Дойча, О. Н. Яницкого, Т. В. Кремень, Д. В. Гончарова.
Второе направление составляют исследования, авторы которых обращаются к термину «политическая демобилизация». Несмотря на редкость употребления категории, в отечественном и зарубежном научных дискурсах уже наметились различные подходы к пониманию дефиниции. Так, различные определения данного понятия можно встретить в исследованиях Л. Д. Гудкова, Э. А. Паина, Б. В. Дубина, Журавлева О. и соавторов, Дж. Партхеймюллер и А. Шмит-Бек, Кэрри Дж. Коесел, Дж. Кинг, Дж. Пан и М. Е. Робертс.
Третья группа исследований посвящена вопросу определения актуальных коммуникативных технологий политической мобилизации и демобилизации. Данная группа включает в себя научные работы Ю. А. Ильичевой, А. С. Шерстобитова, К. А. Брянова, А. Ваньке, И. Ксенофонтовой, И. Тартаковской, В. Э. Гончарова, П. В. Елизарова.
Эмпирической базой исследования послужили тексты экспертных интервью, материалы СМИ, контент сообществ и личных профилей в социальных сетях, а также отчеты информационно-аналитической системы мониторинга СМИ «Медиалогия». В частности, было проведено девять экспертных интервью с политологами и политтехнологами, проанализировано более тридцати материалов СМИ и около двадцати сообществ/личных профилей в социальных сетях в ходе анализа кейсов второй главы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Политическая демобилизация - это приведение социального субъекта- объекта влияния в состояние неготовности к политическому действию, явившееся следствием воздействия внешних акторов и основанное на подавлении и/или искажении осознанных политических предпочтений данного субъекта.
2. Можно выделить следующие виды коммуникативных технологий политической демобилизации:
2.1. Генерирование и распространение демобилизационного контента в лояльных/нелояльных СМИ, блогах и сообществах в социальных сетях;
При этом субъектами демобилизации могут быть использованы следующие коммуникативные приемы:
• запугивание, основанное на использовании нарратива, описывающего возможные негативные последствия участия в мобилизационных акциях;
• отвлечение, основанное на использовании нарратива, переводящего внимание с острых политических тем на другие темы неполитического содержания;
• подрыв доверия к лидерам мобилизации, основанный на использовании нарратива, дискредитирующего лидеров мобилизации.
2.2. Выборочное освещение событий с целью фильтрации контента, повествующего о происходящей мобилизации.
2.3. Блокировка нелояльных субъектам демобилизации СМИ, сообществ и блогов в социальных сетях с целью остановки/торможения генерирования и распространения мобилизационного контента.
3. В профессиональной среде не сложилось единого понимания категории «политическая демобилизация»: часть экспертов указывает на то, что политическая демобилизация - это процесс искусственно модерируемый, часть экспертов допускает возможность того, что процесс демобилизации может рассматриваться как относительно естественный.
4. На сегодняшний день в России наиболее активно используются следующие технологии демобилизации:
4.1. генерирование и распространение демобилизационного контента в лояльных СМИ, блогах и сообществах в социальных сетях;
4.2. выборочное освещение событий с целью фильтрации контента, повествующего о происходящей мобилизации (в частности, выборочное освещение/отсутствие всякого освещения протестных событий в эфирах центральных телеканалов);
4.3. блокировка нелояльных субъектам демобилизации сообществ в социальных сетях с целью остановки/торможения генерирования и распространения мобилизационного контента.
При этом субъектами демобилизации чаще всего используются следующие коммуникативные приемы:
• запугивание, основанное на использовании нарратива, описывающего возможные негативные последствия участия в мобилизационных акциях;
• подрыв доверия к лидерам мобилизации, основанный на использовании нарратива, дискредитирующего лидеров мобилизации.
• отвлечение, основанное на использовании нарратива, переводящего внимание с острых политических тем на другие темы неполитического содержания;
Выпускная квалификационная работа включает в себя две главы. В первой главе мы обращаемся к изучению исследований зарубежных и отечественных авторов, посвященных проблематике политической мобилизации и демобилизации, на основе противопоставления процессов проводим теоретическую операционализацию понятия «политическая демобилизация». Кроме того, автор обращается к анализу актуальных коммуникативных технологий политической мобилизации и демобилизации, описанных отечественными и зарубежными исследователями. На основе противопоставления мобилизационным технологиям автор формулирует определение понятия «коммуникативные технологии политической демобилизации», называет основные компоненты и каналы реализации демобилизационных технологий, выявляет ряд актуальных коммуникативных технологий демобилизации. Во второй главе автор обращается к анализу экспертных интервью, а также анализу трех кейсов: наименования моста через Дудергофский канал в Санкт-Петербурге именем Ахмата Кадырова, антикоррупционным митингам, прошедшим 26 марта во многих городах страны, акциям «Надоел», инициированным общественной организацией «Открытая Россия» и Михаилом Ходорковским.
Основные результаты диссертационного исследования были представлены на 16-ой международной научно-практической конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» и опубликованы в сборниках «Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов» , «Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения» . Кроме того, часть исследования была опубликована в монографии «Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации» .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании мы провели многосторонний анализ процесса политической демобилизации. На основе проведенного анализа мы сформулировали авторское определение исследуемого процесса, а также выявили ряд коммуникативных технологий, использующихся различными субъектами в целях демобилизации. Таким образом, можно говорить о том, что поставленная в начале исследования цель достигнута.
В первой главе диссертации автор обращается к анализу процесса политической мобилизации, а также поиску исследований, посвященных проблематике политической демобилизации. Опираясь на подходы, найденные нами как в отечественном, так и зарубежном научном дискурсе, мы утверждаем, что помимо процессов политической мобилизации в социуме также наблюдаются демобилизационные процессы. В рамках нашего исследования мы рассматриваем данные процессы как взаимообратные.
На основе противопоставления мобилизации и демобилизации нами было предложено следующее определение исследуемого объекта: политическая демобилизация - это приведение социального субъекта- объекта влияния в состояние неготовности к политическому действию, явившееся следствием воздействия внешних акторов и основанное на подавлении и/или искажении осознанных политических предпочтений данного субъекта. Кроме того, автором были обозначены основные характеристики процесса, возможные группы субъектов и объектов, а также предложена классификация процесса по основанию инициированности. В первой главе работы нами также был осуществлен сравнительный анализ понятий дискурсивного пространства политической демобилизации. Важным результатом проведенного анализа стал вывод о наличии концептуального сходства между категориями «политическое разобщение», «политическое отчуждение» и «политическая демобилизованность».
Далее мы обращаемся к исследованиям, посвященным изучению вопроса применения коммуникативных технологий в процессах мобилизации и демобилизации. На основе противопоставления технологий мобилизации и демобилизации нами было сконструировано авторское определение демобилизационных технологий. Так, под коммуникативными технологиями демобилизации мы понимаем целенаправленную, системно-организованную деятельность политического актора (субъекта влияния) по реорганизации и реконсолидации мобилизованной (или потенциально мобилизованной) общественности с целью приведения ее в состояние неготовности к политическому действию, осуществляемую в основном посредством PR, масс-медиа, социальных сетей, рассчитанную на достижение результата при заданных ресурсах. Систематизация и обобщение подходов к определению процесса демобилизации, обозначенных в первой главе, а также анализ исследований, посвященных изучению российского протестного движения 2011-2012 гг. позволили нам выделить следующие актуальные технологии демобилизации:
1. Генерирование и распространение демобилизационного контента в:
• лояльных СМИ, блогах и сообществах в социальных сетях;
• нелояльных блогах и сообществах в социальных сетях.
При этом субъектами демобилизации могут быть использованы следующие коммуникативные приемы:
• запугивание, основанное на использовании нарратива, описывающего возможные негативные последствия участия в мобилизационных акциях;
• отвлечение, основанное на использовании нарратива, переводящего внимание с острых политических тем на другие темы неполитического содержания;
• подрыв доверия к лидерам мобилизации, основанный на
использовании нарратива, дискредитирующего лидеров мобилизации.
2. Выборочное освещение событий с целью фильтрации контента, повествующего о происходящей мобилизации (в частности, выборочное освещение/отсутствие всякого освещения протестных событий в эфирах центральных телеканалов).
3. Блокировка нелояльных субъектам демобилизации СМИ с целью остановки/торможения генерирования и распространения мобилизационного контента.
В эмпирической части исследования был проведен анализ экспертных интервью, а также разбор событий, вызвавших широкий общественный резонанс и протестную активность. Чтобы подтвердить актуальность коммуникативных технологий демобилизации, обозначенных автором в первой главе, мы привлекли к обсуждению проблематики исследования политологов и политтехнологов. Результаты интервью показали, что политическая демобилизация рассматривается экспертами в двух аспектах: как субъективный процесс, инициированный какими-либо субъектами, а также как относительно естественный процесс, не обладающий субъектностью. На наш взгляд, данное представление об исследуемом объекте заслуживает дальнейшего обсуждения и изучения. Таким образом, в ходе проведения интервью было обнаружено новое направление, к изучению которого мы планируем обратиться в наших дальнейших исследованиях. Озвученные экспертами технологии политической демобилизации частично подтвердили актуальность технологий и приемов, обозначенных нами в теоретической части диссертации. В частности, была подтверждена технология генерирования и распространения демобилизационного контента в лояльных/нелояльных СМИ, блогах и сообществах в социальных сетях, а также коммуникативные приемы запугивания, отвлечения и подрыва доверия к лидерам мобилизации.
Чтобы подтвердить актуальность других обозначенных нами коммуникативных технологий политической демобилизации, мы обратились к анализу событий, вызвавших широкий общественный резонанс и волну протестных акций. Так, нами было проанализировано три кейса: наименование моста через Дудергофский канал именем первого президента Чечни Ахмата Хаджи Кадырова; антикоррупционные митинги, прошедшие в конце марта 2017 г. во многих городах России; акции «Надоел», прошедшие в некоторых городах страны в конце апреля 2017 г. В ходе анализа данных событий нами была подтверждена актуальность следующих коммуникативных технологий и приемов демобилизации:
1. Генерирование и распространение демобилизационного контента в лояльных СМИ, блогах и сообществах в социальных сетях. При этом субъектами демобилизации использовались следующие коммуникативные приемы:
- запугивание, основанное не использовании нарратива, указывающего на возможные негативные последствия, в частности, на возможное ужесточение межнациональной розни;
- подрыв доверия к лидерам мобилизации, основанный на использовании
нарратива, дискредитирующего лидеров мобилизации, в частности, распространение видео «Гитлер 1945 - Навальный 2018», а также организация просмотра фильма об А. Навальном и беседа со студентами ВлГУ.
2. Выборочное освещение событий с целью фильтрации контента, повествующего о происходящей мобилизации (в частности, выборочное освещение/отсутствие освещения протестных событий в эфирах центральных телеканалов);
3. Блокировка нелояльных субъектам демобилизации каналов коммуникации с целью остановки/торможения генерирования и распространения мобилизационного контента (в частности, блокировка Роскомнадзором групп в социальной сети Вконтакте, созданных для координации акций протеста).
Таким образом, в рамках эмпирической части исследования нами была подтверждена актуальность всех обозначенных в теоретической части диссертации коммуникативных технологий и приемов политической демобилизации.
Мы хотим еще раз отметить актуальность темы диссертации и призвать научное сообщество к обсуждению исследуемого нами процесса. Кроме того, на наш взгляд, изучение коммуникативных технологий политической мобилизации и демобилизации является перспективным вектором исследования средств противодействия терроризму и идеологическому экстремизму, что, безусловно, является востребованным научным направлением в современном обществе.



1. Автономная некоммерческая организация “Аналитический Центр Юрия
Левады” (АНО Левада-Центр) : [сайт]. URL: http://www.levada.ru/indikatory/polozhenie-del-v-strane/ (дата обращения:
12.04.2017).
2. Агашкова П. И. Сопротивление диффузии: реакция России и Китая на волны массовых восстаний против авторитарной власти // Дискурс-ПИ. 2014. №4. С. 40-44.
3. Азикова Ю. М. Стратегии деполитизации “черкесского вопроса” // Научная мысль Кавказа. 2012. № 2 (70). С. 109-115.
4. Битва за мост // Петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру». URL: http://www.fontanka.ru/2016/05/31/172/(дата обращения: 01.12.2016).
5. Болдырев С. Н. Технико-юридические основы деполитизации судебной власти в системе разделения властей // Общество и право. 2010. № 2. С. 24-28.
6. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Азаров А. А., Фильченков А. А., Абрамов М. В., Карзубов Д. Н. Интернет-технологии мобилизации политического протеста (на примере Евромайдана) // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. №4. С. 54- 69.
7. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Азаров А. А., Фильченков А. А., Абрамов М. В., Карзубов Д. Н. Интернет-технологии мобилизации политического протеста (на примере Евромайдана) // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. №4. С. 54- 69.
8. Бычков П. А., Серавин А. И. Протесты 2011-2012: психолого-политический анализ полевых заметок. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. - 238 с.
9. В ЗакСе зарегистрировали обращение к губернатору с призывом не называть мост именем Кадырова // Петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру». URL: http: //www.fontanka. ru/2016/06/10/136/(дата обращения: 01.12.2016).
10. В ожидании чуда: российское общество после крымских событий: Беседа
политолога Эмиля Паина и социолога Льва Гудкова // Политическая
концептология. 2014. № 1. С. 69-74.
11. В парламенте Петербурга вновь обсуждали "мост Кадырова" // Петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру». URL:http://www.fontanka.ru/2016/06/07/055/(дата обращения: 01.12.2016).
12. В Петербурге активисты "переименовали" Невский в проспект Кадырова //
Официальный сайт газеты «Деловой Петербург». URL:
https://www.dp.rU/a/2016/06/01/V Peterburge aktivisti p/(дата обращения: 01.12.2016).
13. В Петербурге будет не улица Ахмата Кадырова, а «объект городской среды» //
Информационное агентство «Regnum». URL:
https://regnum.ru/news/society/1887457.html(дата обращения: 01.12.2016).
14. Ваньке А., Ксенофонтова И., Тартаковская И. Интернет-коммуникации как средство и условие политической мобилизации в России (на примере движения «За честные выборы») // INTER. 2014. №7. C. 44-73.
15. Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения : матер. 56-го междунар. форума (13-14 апреля 2017 г.) / отв. ред. В. В. Васильева. — 2017. — № 2 : в 2 т. — Т. 1. — СПб. : Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017. - 278 с.
16. Видео «Гитлер 1945 - Навальный 2018» на одном из каналов YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rosjVJieKnw(дата обращения: 30.04.2017).
17. Во Владимирском госуниверситете показали ролик о преступнике Навальном.
И сравнили его с Гитлером // Интернет-издание «Meduza». URL:
https://meduza.io/feature/2017/04/19/vo-vladimirskom-gosuniversitete-pokazali-rolik-o-prestupnike-navalnom-i-sravnili-ego-s-gitlerom (дата обращения:
30.04.2017).
18. Гавра Д. П. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции [Электронный ресурс]. Доступ из электронной библиотеки «Twirpx.com».
19. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
20. Гончаров Д. В. Политическая мобилизация // Журнал Полис (Политические исследования). 1995. № 6В. С. 129-137.
21. Горизбирком удовлетворил заявку "Яблока" на референдум по мосту Кадырова
// Петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру». URL:
http: //www.fontanka. ru/2016/09/05/108/(дата обращения: 01.12.2016).
22. Гудков Л. Д. Антимобилизационный потенциал российского общества // Мониторинг общественного мнения. 2000. №6 (50). С. 46-49
23. Депутат внес проект постановления о недоверии вице-губернатору Кириллову
из-за «моста Кадырова» // Информационное агентство «Росбалт». URL: http://www.rosbalt.ru/piter/2016/05/31/1519230.html (дата обращения:
01.12.2016).
24. Джандубаева З. З. Абсентеизм как феномен современной российской практики: Автореф. канд. соц. наук: 22.00.04. - М.: 2005.
25. Дубин Б. В. Режим разобщения // Рго et СопРи. 2009. № 7. С. 6-19. URL: http://polit.ru/article/2009/05/18/dubin/(дата обращения: 15.12.2016).
26. Дубин Б. В. Симулятивная власть и церемониальная политика о политической культуре современной России // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2006. № 1. С. 14-25.
27. Епархина О. В. Коллективное действие и революция в исторической социологии Ч. Тилли // Вестник Московского университета. 2011. №4. С. 94¬
111.
28. Жители Петербурга против моста имени Кадырова. Все акции // Интернет- издание «Медуза». URL:https://meduza.io/feature/2016/06/23/zhiteli-peterburga-protiv-mosta-imeni-kadyrova-vse-aktsii(дата обращения: 01.12.2016).
29. Журавлев О., Савельева Н., Ерпылева С. Индивидуализм и солидарность в новых российских гражданских движениях // Журнал исследований социальной политики. 2006. № 2. С. 185-200.
30. ЗакС решил не рассматривать вопрос о референдуме по мосту Кадырова //
Петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру». URL:
http://www.fontanka.ru/2016/11/09/029/(дата обращения: 01.12.2016).
31. Зачем мосту в Петербурге имя Кадырова // Информационное агентство «ТАСС». URL:http://tass.ru/obschestvo/3325029(дата обращения: 01.12.2016).
32. Зинченко М. Деполитизация ислама как основа стабилизации на Северном Кавказе // Россия и мусульманский мир. 2012. № 3. С. 65-73.
33. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. М. - Н.Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. - 196 стр.
34. Ильин А.Н. Социальная деконсолидация и деполитизация в эпоху потребления // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2014. № 1 (17). С. 71-77.
35. Ильичева Ю. А. Мобилизационные технологии: сущность, предпосылки возникновения, основные инструменты и средства // Медиаскоп. 2013. №2. URL:http://www.mediascope.ru/node/1335(дата обращения: 09.04.2017).
36. Ильичева Ю. А. СМИ в мобилизационных технологиях: цели, функции, политические последствия: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2014. С. 92.
37. Исследование Brand Analytics по активной аудитория социальных сетей
(«ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter, «Мой Мир» и LiveJournal) в России за ноябрь 2016. URL:
https://adindex.rU/publication/analitics/100380/2016/12/8/156545.phtml (дата
обращения 09.04.2017).
38. Карпович О. Г. Роль интернет-технологий в реализации сценариев цветных революций “Арабской весны” (на примере Египта) // Политика и общество. 2015. №11. С. 1486-1494.
39. Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации: колл. монография / науч. ред. В. А. Ачкасова, Г.С. Мельник. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2016. - 248 стр.
40. Кремень Т. В. Компоненты политической мобилизации // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2013. №28. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=20244112(дата обращения: 21.01.2017).
41. Кремень Т. В. Политическая мобилизация: объекты и субъекты //
Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №5. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/politicheskaya-mobilizatsiya-obekty-i-subekty(дата обращения: 21.01.2017).
42. Майборода Э. Пути и способы деполитизации этничности на юге России // Россия и мусульманский мир. 2013. № 12 (258). С. 48-58.
43. Мануйлов А. Практика приватности в южно-российском селе (кейс-стади) // Антропологический форум. - 2007. - № 6. - С. 179-180.
44. Медиа в современном мире. Молодые исследователи : материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15-17 марта 2017 года) / Под ред. А. С. Смоляровой; сост. А. Н. Марченко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2017. - 550 стр.
45. Мельник Г. С. Новые (тактические) медиа как структурный компонент мобилизационных технологий // Гуманитарный вектор. 2014. № 3. С. 130-135.
46. Михайлов О. Протесты оппозиции в России: интернет кипит, ТВ молчит // Русская служба BBC. URL:http://www.bbc.com/russian/russia/2011/12/111207_russia protests media coverage.shtml(дата обращения 03.12.16).
47. Мост Кадырова ставят на голосование // Официальный сайт газеты
«Коммерсантъ». URL: http://kommersant.ru/doc/3008129(дата обращения:
01.12.2016).
48. Мы научим вас любить Кадырова // Официальный сайт общественно-политического федерального издания «Новая газета» (СПб). URL: http://novayagazeta.spb.ru/articles/10366/(дата обращения: 01.12.2016).
49. Официальная информационная группа в социальной сети «Вконтакте»
депутата Государственной Думы России VII созыва; депутата ЗакСа СПб, члена партии «Единая Россия» Виталия Милонова. URL: https://vk.com/milonovinfo?w=wall-36023237 11599 (дата обращения:
18.04.2017).
50. Официальная информационная группа в социальной сети «Вконтакте» депутата Государственной Думы России VII созыва; депутата ЗакСа СПб, члена партии «Единая Россия» Виталия Милонова. URL:https://vk.com/wall-
36023237 11620(дата обращения: 18.04.2017).
51. Официальная информационная группа в социальной сети Facebook депутата
Г осударственной Думы России VII созыва; депутата ЗакСа СПб, члена партии «Единая Россия» Виталия Милонова. URL:
https: //www.facebook.com/milonovinfo/posts/1003893636373876 (дата
обращения: 18.04.2017).
52. Официальная информационная группа в социальной сети Facebook депутата
Государственной Думы России VII созыва; депутата ЗакСа СПб, члена партии «Единая Россия» Виталия Милонова. URL:
https://www.facebook.com/milonovinfo/posts/1000265690070004 (дата
обращения: 18.04.2017).
53. Официальная страница Николая Старикова в социальной сети «Вконтакте». URL:https://vk.com/nstarikov club?w=wall-9828339 2643501(дата обращения 16.12.2016).
54. Официальная страница Николая Старикова в социальной сети «Вконтакте». URL:https://vk.com/nstarikov club?w=wall-9828339 2643501(дата обращения 16.12.2016).
55. Официальное сообщество Александра Сокурова в социальной сети Вконтакте. URL:https://vk.com/alexander sokurov(дата обращения 05.12.2016).
56. Официальное сообщество в социальной сети «Вконтакте» интернет-портала «РИА Катюша». URL:https://vk.com/riakatyusha?w=wall-115161362 739(дата обращения 16.12.2016).
57. Официальное сообщество в социальной сети «Вконтакте» интернет-портала «РИА Катюша». URL:https://vk.com/riakatyusha?w=wall-115161362 729(дата обращения 16.12.2016).
58. Официальное сообщество в социальной сети Facebook депутата ЗакСа СПб
Ольги Галкиной. URL: https://www.facebook.com/galkina.spb?ref=bookmarks
(дата обращения 05.12.2016).
59. Официальное сообщество в социальной сети Вконтакте депутата ЗакСа СПб Ольги Галкиной. URL:https://vk.com/galkina zaks(дата обращения 05.12.2016).
60. Официальное сообщество РОО «Открытая Россия» в социальной сети
Facebook. URL: https://www.facebook.com/openrussia. org (дата обращения
05.12.2016).
61. Официальное сообщество РОО «Открытая Россия» в социальной сети Вконтакте. URL:https://vk.com/openrussia org(дата обращения 05.12.2016).
62. Официальный аккаунт в социальной сети Facebook Александра Кобринского.
URL: https: //www.facebook.com/alexander.kobrinskiy (дата обращения
05.12.2016).
63. Официальный аккаунт в социальной сети Facebook Борис Вишневский. URL: https://www.facebook.com/visboris(дата обращения 05.12.2016).
64. Официальный аккаунт в социальной сети Facebook депутата ЗакСа СПб
Максима Резника. URL: https://www.facebook.com/maxim.reznik.775 (дата
обращения 5.12.2016).
65.Официальный аккаунт в социальной сети Facebook Ильи Яшина. URL: https://www.facebook.com/yashin.ilya(дата обращения 05.12.2016).
66. Официальный аккаунт в социальной сети Facebook Михаила Амосова. URL: https://www.facebook.com/m.amosov1959(дата обращения 05.12.2016).
67. Официальный аккаунт в социальной сети Вконтакте Александра Кобринского . URL:https://vk.com/kobrinsky(дата обращения 05.12.2016).
68. Официальный аккаунт в социальной сети Вконтакте Борис Вишневский. URL: https://vk.com/borisvishnevskiy(дата обращения 05.12.2016).
69. Официальный аккаунт в социальной сети Вконтакте депутата ЗакСа СПб
Максима Резника. URL: https: //vk. com/maxim.reznik(дата обращения
05.12.2016).
70. Официальный аккаунт в социальной сети Вконтакте Ильи Яшина. URL: https://vk.com/ilya yashin(дата обращения 05.12.2016).
71. Официальный сайт автономной некоммерческой организации “Аналитический
Центр Юрия Левады” (АНО Левада-Центр). URL:
http://www.levada.ru/2015/12/16/novostnye-istochniki-i-doverie-k-nim/ (дата
обращения: 18.04.2017).
72. Паин Э. А. Политический режим в России 2000-х гг.: особенности наследственные и приобретенные // Вестник общественного мнения. 2009. № 4 (102). С. 38-49.
73. Парламент Петербурга отказался рассматривать обращение о мосте Кадырова
// Официальный сайт «РБК». URL:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5761079c9a7947dfc6b0145e (дата обращения
01.12.2016).
74. Петербургские депутаты ополчились против присвоения мосту имени
Кадырова // Интернет-газета «Лента.ру». URL:
https://lenta.ru/news/2016/05/30/most/(дата обращения: 01.12.2016).
75. Петербуржцы сказали про мост Кадырова // Петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру». URL:http://www.fontanka.ru/2016/06/06/176/(дата обращения: 01.12.2016).
76. Петиция «Добьемся отмены переименовывания моста в Санкт-Петербурге в честь Кадырова». URL:https://www.change.org/p/отмените-переименовывание-моста-в-санкт-петербурге-в-честь-кадырова(дата обращения: 01.12.2016).
77. Про мост Кадырова объявят завтра // Петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру». URL:http://www.fontanka.ru/2016/06/15/126/(дата обращения: 01.12.2016).
78. Публичная сфера: теория, методология, кейс стади: коллектив. моногр. / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой и П. В. Романова (Библиотека «Журнала исследований социальной политики»). М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. - 360 стр.
79. Селютин А. В. Проблема «деполитизации» в условиях современного общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 4. С. 52-59.
80. Словарь военных терминов : [сайт]. URL:http: //military terms. academic. ru/694/Демобилизация(дата обращения: 12.03.2017).
81. Соломатина Е. Н. Социальные протесты в современном мире: социологический анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №1. С. 103-107.
82. Сордж Б. Наступила ли новая эра в российской политике? // Мониторинг общественного мнения. 2014. № 3. С. 159-164.
83. Страница сообщества «Антиоранжевый комитет» // Социальная сеть
«Вконтакте». URL: https://www.facebook.com/groups/AntiOrangeRU/ (дата
обращения: 03.12.2016).
84. Студентам ВлГУ провели лекцию об «уголовном прошлом» Навального,
которого сравнили с Гитлером // Официальный сайт нового медиа «TJournal». URL: https://tjournal.ru/43418-studentam-vlgu-proveli-lekciu-ob-ugolovnom-
proshlom-navalnogo-kotorogo-sravnili-s-gitlerom(дата обращения: 30.04.2017).
85. Студентов ВлГУ согнали в зал и промыли мозги лекцией о «Гитлере-
Навальном» // Официальный сайт радиостанции «Эхо Москвы». URL: http: //echo .msk.ru/blo g/statia iz re giona/1966000-echo/ (дата обращения:
30.04.2017).
86. Студентов ВлГУ согнали в зал и промыли мозги лекцией о «Гитлере- Навальном» // Региональное интернет-издание «ПроВладимир». URL: https://provladimir.ru/news/life/studentov-vlgu-sognali-v-zal-i-promyli-mozgi-lekciej -o-gitlere-navalnom(дата обращения: 30.04.2017).
87. Сумина Р. С. Системы управления социальными объектами в условиях стохастической неопределенности начальных условий. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.т.н. Спец. 05.13.01. Воронеж, 2004.
88. Топонимическая комиссия Петербурга поддержала инициативу присвоения мосту имени Кадырова // Информационное агентство «ТАСС». URL: http://tass.ru/obschestvo/3324744(дата обращения: 01.12.2016).
89. Упало // Интернет-газета «Лента.ру». URL:
https://lenta.ru/articles/2011/12/05/upalo/(дата обращения 03.12.2016).
90. Федорова С. В. Коммуникативные технологии в политическом дискурсе // Вестник Чувашского университета. 2006. №6. [Электронный ресурс]. Доступ из электронной библиотеки «Cyberleninka.ru».
91. Федотова В. Г. Апатия на Западе и в России // Вопросы философии. 2005. №3.
URL: http://www.intelros.ru/subject/figures/valentina-fedotova/9904-apatiya-na-
zapade-i-v-rossii.html#ftn3(дата обращения: 07.02.2017).
92. Фролов С. С. Фактор неопределенности как основа управления социальными объектами // Вестник НОУ ОНУТЦ ОАО Газпром. 2011. № 10. С. 38-43.
93. Хван Е.А. Политическое отчуждение как проблема политического участия // Ученые записки Сахалинского государственного университета. 2012. №1/ С. 113-115.
94. Шерстобитов А. С., Брянов К. А. Технологии политической мобилизации в социальной сети “Вконтакте”: сетевой анализ протестного и провластного сегментов // Грамота. 2013. № 10. С. 196-202.
95. Штомпка П. Социология социальных изменений / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996. - 416 стр.
96. «Вы сравниваете Навального с Гитлером»: студентам во Владимире рассказали
об опасности оппозиционера // Официальный сайт телеканала «Дождь». URL: https://tvrain.ru/teleshow/videooftheday/vladimir studenti-432785/ (дата
обращения: 30.04.2017).
97. Bruckman A. Programming for Fun: MUDs as a Context for Collaborative Learning // Recreating the Revolution. Proceedings of the Annual National Educational Computing Conference (15th, Boston, Massachusetts, June 13-15, 1994). Boston, 1994. P. 141 - 146; Knorr Cetina K. Sociality with objects: social relations in postsocial knowledge societies // Theory, culture & society. 1997. 14(4). P. 1-30.
98. Deutsch K. W. Social Mobilization and Political Development // The American Political Science Review. Vol. 55. No. 3. (Sep., 1961). P. 493. URL: https://ru.scribd.com/document/252749759/Karl-Deutsch(дата обращения: 14.04.2017).
99. Gamson W. Book Reviews. Citizenship Between Elections: An Inquiry Into the
Mobilizable American by James N. Rosenau. // American Journal of Sociology. 1975. Vol. 80 (6). URL:
http: //www.j stor.org/stable/2777309?seq=1 #page scan tab contents (дата
обращения: 12.02.2017).
100. Karrie J. Koese «Diffusion-Proofing: Russian and Chinese Responses to Waves of Popular Mobilizations against Authoritarian Rulers» // Perspectives on Politics. 2013. № 3. P. 753-768.
101. King G., Pan J., Roberts M. E. How the Chinese Government Fabricates
Social Media Posts for Strategic Distraction, not Engaged Argument // American Journal of Political Science. 2016. URL:
http://gking.harvard.edu/files/gking/files/50c.pdf7mM464790150(дата обращения: 17.12.2016)
102. Linz J. J. Totalitarian and authoritarian regimes. Boulder, CO : Lynne Rienner Publishers, 2000. vii, 343 p.
103. Nahed Eltantawy, Julie B. Wiest. Social Media in the Egyptian Revolution: Reconsidering Resource Mobilization Theory // International Journal of Communication. 2011. Vol. 5. P. 1207-1224.
104. Partheymuller J., Schmitt-Beck R. A “Social Logic” of Demobilization: The Influence of Political Discussants on Electoral Participation at the 2009 German Federal Election // Journal of Elections, Public Opinion and Parties. 2012. Vol. 22 (4). P. 457-478.
105. Wolton D. Penser la communication. - Paris: Flammarion, 1997. - 388 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ