Введение 3
ГЛАВА 1. Исследование фактора, влияющего на изменения условий труда в академической сфере 7
1.1 Общая характеристика диджитализации в академической сфере 7
1.2 Исследование диджитализации как фактора изменений условий труда в
академической сфере 18
1.3 Диджитализация академической сферы в связи с пандемией 24
ГЛАВА 2. Оценка проблематичных аспектов дистанционной работы в академической сфере среди сотрудников факультета социологии в связи с пандемией на примере Университета Билефельда: социологический анализ 32
2.1 Описание деятельности и структуры университета Билефельда 32
2.2 Оценка проблематичных аспектов дистанционной работы в академической сфере среди преподавательского состава и административных работников факультета социологии в связи с пандемией на примере Университета Билефельда 34
Заключение 61
Литература и источники 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность данной исследования заключается в том, что условия труда в сфере образования претерпевают существенные изменения с процессом диджитализиции в мире. Это влияет как и на образовательный процесс для студентов, их удовлетворённость полученными знаниями и форматом проведения курсов, так и на формат работы для сотрудников университета. До пандемии университеты довольно неактивно, но все же старались соответствовать запросам общества в связи с цифровыми технологиями. Однако, их применение на практике зачастую вызывало затруднения, в связи с недостатком временных и денежных ресурсов, отсутствием трудовых компетенций, а также должной информацией о внедрении технологий в повседневные практики процессов в университете.
Опыт пандемии Covid-19 несомненно вынудил университеты перейти в полностью дистанционный формат организации рабочих и образовательных процессов. Важным становится исследовать, какой опыт получили сотрудники университета за время пандемии для работы и преподавания, а также какие из практик дистанционной работы они были бы готовы применить в последующей работе.
Исследовательский вопрос
Описанная ситуация в образовательной сфере на данный момент не даёт полного понимания процессов трансформации условий труда в академической сфере. Для того чтобы понимать, как университет должен организовать дальнейшую работу, важным становится исследовать как организовать рабочие процессы в дальнейшем.
Соответственно, вопрос данного исследования - «Как опыт дистанционной работы во время пандемии можно применить в дальнейшем в академической сфере для улучшения качества условий труда?».
Объект исследования - условия труда при переходе на дистанционный формат работы в академической сфере в связи с пандемией.
Предмет исследования - роль диджитализации в процессе трансформации условий труда в академической сфере.
Целью данного исследования является анализ цифровых компетенций сотрудников университетов для перехода на дистанционный формат работы.
Из цели вытекают следующие задачи:
• Определить специфику феномена диджитализации и его влияние на процесс перехода на дистанционный формат в академической сфере.
• Проанализировать существующие исследования о компетентности сотрудников университета в рамка диджитализации образования.
• Оценить влияние пандемии Covid-19 на изменения в процессе диджитализации образовательной сферы.
• Выявить предпочтения в организации рабочих процессов в академической сфере по мнению сотрудников университета.
Степень изученности проблемы:
Изменения условий труда в сфере образования тема является довольно изученной темой. Об образовательном секторе проводились теоретические исследования такими классиками, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, Т. Плрсонс. Тема изменения условий труда в связи с диджитализацией является относительно новым явлением, что определённо вызывает интерес у современных исследователей. В российской социологией на эту тему написаны работу у Смирнова Е.Н, Примак Л.В., Сизова И.Л., Иванова И.А. и другие. Однако, исследования, посвящённые теме изменений условий труда в образовательной сфере в связи с влиянием пандемии является довольно новым направлением, так как связано с кризисными событиями прошедшего 2020 года. В связи с этим, основная литература на данную тему публикуется, в основном, в статьях, а также отдельных социологических и экономических журналах. С точки зрение изученности вопроса складывается впечатление, что, ввиду новизны проблематики, аспект оказался не полностью изучен и не позволяет сформировать полноценную картину происходящего в обществе процесса.
Методы исследования
В работе использованы общенаучные методы: анализ документов, анализ литературы по теме. Также использованы специальные методы: в рамках работы использовался метод глубинного полуструктурированного интервью. Обработка и анализ полученных данных проводились с использованием программного пакета ATLAS.ti.
Гипотезой исследования является предположение, что переход на дистанционный формат работы в условиях пандемии не позволяет сохранить привычный формат труда.
Структура работы
Структура работы соответствует поставленным цели и задачам. Во введении описаны актуальность темы, исследовательский вопрос, объект, предмет, цели и задачи работы, степень изученности проблемы, а также теоретико-методологическая база исследования, гипотезы и структура работы и её теоретическая и практическая значимость.
В первой главе раскрывается общая характеристика процесса диджитализации и его влияние на образовательную сферу. Вторая глава работы посвящена самостоятельному исследованию условий труда в университете Билефельда, анализируются полученные данные, а также выявляются результаты и рекомендации.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическое значение данной работы заключается в формировании представления о предпочтительном формате работы в академической сфере в период пост пандемии, который отвечает запросу сотрудников университета и корректирует баланс работы и личной жизни сотрудников. Результаты работы могут быть использованы как для организации труда в университете после пандемии, так и для организации мониторинга удовлетворённости работой в академической сфере как преподавателей, так и сотрудников университета.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций университетам с целью эффективной организации рабочих процессов, удовлетворяющих запросы на примере сотрудников университета Билефельда.
Целью данной работы стоял анализ цифровых компетенций сотрудников университетов для перехода на дистанционный формат работы. Для формирования представления процесса изменений условий труда в академической сфере в связи с пандемией, важности его изучения и решения первой задачи исследования, в работе были рассмотрены такие понятия как диджитализация, цифровизация, а также диджитализация в образовательной сфере. Для решения первой задачи исследования, были исследованы основные подходы к определению процесса диджитализации в академической сфере и её роль в изменениях условий труда в университетах в связи с пандемией Covid-19. Также, рассмотрены компетентности сотрудников университета в использовании цифровых технологий как до пандемии, на основании исследований и литературы, существующих на момент написания работы, так и во время перехода на дистанционный формат работы. Отдельно анализируется перспектива внедрения цифровых технологий в образовательные процессы и форматы организации дистанционной работы как для преподавателей, так и для студентов.
Для решения второй задачи исследования, были проанализированы российский и зарубежные источники и исследования, для того чтобы сформировать наиболее полноценную картину ситуации, которая бы характеризовала качество цифровых компетенций у сотрудников университета. Основываясь на результатах изученных материалов, можно сделать вывод, что, хоть к 2020 году диджитализация уже постепенно внедрялась в образовательные процессы, что подкрепляется государственными инициативами с планом цифровизации к 2024 году, сотрудники университетов оказались практически полностью не готовы к резкому переходу на дистанционный формат организации учёбы.
Для решения третьей задачи исследования, были проанализированы исследования, проведённые за 2020 и начало 2021 года, которые позволили сформировать представление о тех проблематичных ситуациях в условиях труда, с которыми столкнулись сотрудники университетов во время дистанционной работы в период Covid-19. Удалось выяснить, что последствия, связанные с пандемией коронавируса, внесли заметные коррективы в трансформацию образовательного пространства. Пандемия мгновенно ускорила внедрение диджитализации в образовательной сфере, что с одной стороны, позволило начать процесс цифровой трансформации гораздо быстрее, а с другой стороны внесло множество сложностей в рабочие процесс высших учебных заведений, которые не были готовы мгновенно адаптироваться к онлайн-образованию.
Соответственно, можно заявит, что цель данной работы была достигнута. Кроме того, для достижения решения четвёртой задачи исследования, было проведено собственное эмпирическое исследование, позволяющее выявить предпочтительный формат условий труда в академической сфере на примере университета Билефельда.
Стоит отметить, что хотя предпочтительным формат для сотрудников университета Билефельда не оказался, так называемый, «будущий формат онлайн- университета», факт готовности активного внедрения цифровых компетенций в повседневные практики трудовых процессов в университете означает изменение условий труда для академической сферы. Данный вывод позволяет дать рекомендации для университетов по организации условий труда в период пост-пандемии:
1. Университет, как работодатель, должен взять ответственность обеспечить сотрудников всем необходимым оборудованием для осуществления работы в дистанционном и/или смешанном формате труда.
2. Курсы в университетах следует проводить в смешанном формате, которые преподаватель выбирает самостоятельно, опираясь на специфику курса, а также пожелания студентов.
3. Несмотря на дистанционный/смешанный формат условий труда, необходимо организовывать очные мероприятия для сотрудников университета, с целью поддержания связей в академической среде.
Гипотеза, выдвинутая в данной работе, подтвердилась. Опыт диджитализации образовательной сферы в условиях пандемии дал возможность сотрудникам университета овладеть новыми навыками цифровых технологий, которые можно применять как в университетской работе, так и в преподавательской деятельности. Несмотря на упомянутые информантами преимущества оффлайн формата, сотрудники университета Билефельда считают полезным опыт пандемии и выражают свою готовность применять полученные цифровые компетенции в дальнейшей работе независимо от формата, что означает потенциальное изменение формата труда для академической сферы путём частичной или даже полной диджитализации трудовых процессов в университете.
Данная работа представляет собой промежуточный анализ проблематики изменений условий труда в академической сфере. В дальнейшем полученные результаты качественного исследования могут быть использованы для разработки мониторинга удовлетворённости работой в академической сфере как преподавателей, так и сотрудников университета, что позволит организовать достойные условия труда в университете.
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. МЭСИ, 1999. С. 196.
2. Белановский, С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие / С.А. Белановский, О.А. Авдеюк. - Никколо-Медиа : Волгоградский государственный технический университет, 2001. С.70. URL: ййрз://^^^йзели/йа1а/2010/09/03Д220649344/Белановский%20Индивидуальное%20глубокое%20интервью.рйГ.
3. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 539 с.
4. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. 432 с.
5. Все нуждающиеся в компьютерах школьники могут получить их за лето // TASS URL: https://tass.ru/obschestvo/8575041
6. Данные с официального сайта UNESCO. URL: https: //ru. unesco. org/covid 19/educationresponse.
7. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации "Цели устойчивого развития ООН и России" / Аналитический центр при правительстве Российской Федерации, 2016. С.181. URL: https://ac.gov.rU/files/publication/a/11068.pdf.
8. Долятовский, В.А., Мазур, О.А., Кузнецова, И.В., Сакиев, Э.Е., Рябченко, Т.Н. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг. Монография. / Под ред. В.А. Долятовского, О.А. Мазура. — Ростов-на- Дону-Невинномысск: СКНЦ ВШ-РГЭУ «РИНХ» - НИЭУП, 2005. — С - 14.
9. Дюркгейм Э. Социология образования. / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. М.: ИНТОР, 1996. 372 с.
10. Ершова, М. В. Преимущества и риски цифровой экономики: Стратегии развития / М. В. Ершова // Университет им. В.И. Вернадского, 2020. Т. 1, № 75. С. 69.
11. Зеер, Э. Ф. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования / Э. Ф. Зеер, Н. В. Ломовцева, В. С. Третьякова. - : Педагогическое образование в России, 2020. - № 3 С. 26-39.
12. Иванова, И.А. Социально-экономические проблемы цифровизации в фокусе восприятия разными поколениями / И.А. Иванова, И.В. Ковалевич. - : Креативная экономика, 2019. - Т. 9. №13С. 661-670
13. Какие онлайновые учебные курсы стали популярны во время пандемии // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/04/08/827543-onlainovie-kursi.
14. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Т.1, №40. С. 85. URL: http://lib.mkgtu.ru/images/stories/journal-vmgtu/2019-01/008.pdf.
15. Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия // Социолог. исследования. 2011. № 5. C. 82-90.
16. Крапчина Л.Н., Влазнева С.А., Влазнев А.И. Ускорение диджитализации экономических процессов и ее влияние на среднесрочную конъюнктуру рынка труда: возможности и риски // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 2. - С. 659-676.
17. Крюкова, О.В. Сетевое мышление - феномен современности / О.В. Крюкова // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7. URL:
http: //human. snauka. ru/2013/07/3558
18. Международная стандартная классификация образования
19. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [29.12.2020]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o- chislennosti-studentov-obrazovatelnykh-organizatsiy-osushchestvlyayushchikh- obrazovateln.
20. Московская А.А. Должно ли высшее образование соответствовать спросу на рынке труда? // Высшее образование в России. 2015. № 10. C. 75-84.
21. Ненастоящее образование". Как пандемия вскрыла проблемы онлайн- обучения// BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/vert-cap-54027632.
22. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики // Аналитический отчёт к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». - ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. C.118.
23. Общественное мнение -2020. М.: Левада-Центр, 2021, С.71. URL: https: //www.levada. ru/cp/wp-content/uploads/2021/02/OM-2020. pdf.
24. Овчинцева Л.А. Образование как инструмент социальных трансформаций: проблема интерактивных методик// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 359-367.
25. Офисная ностальгия//Комерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4791135.
26. Официальный сайт платформы Panopto. URL: https://www.panopto.com.
27. Официальный сайт платформы Zoom. URL: https://zoom.us.
28. Официальный сайт университета Билефельда. URL: https://uni- bielefeld.de/uni/profil/.
29. Парсонс Т. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения. М.: THESIS, 1993.№ 2. С. 98-104.
30. Паспорт национального проекта «Образование», 2019, С.13. URL:
http: //static. government. ru/media/files/UuG 1 ErcOWtj fOF CsqdL sLxC8oPFDkmBB. pdf
31. Петрунева, Р.М. Проблемы дистанционного образования глазами преподавателей: Уроки коронавируса / Р.М. Петрунева, О.А. Авдеюк, Ю. В. Петрунева. - : Волгоградский государственный технический университет, 2020. URL: http://www.vstu.ru/uploadiblok/files/primo-aspectu/2(42)- 2020.pdf#page=67.
32. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Правительство Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-p]. URL: http://static.government.rU/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
33. Профессиональный кодекс социолога//Российское общество социологов/URL: http://www.ssa-rss.ru/index.php?page id=73.
34. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. —М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 48
35. Регулирование трудовой миграции: международная практика внедрения экономических и правовых механизмов / Л.В. Примак [и др.] // Международный журнал гражданского строительства и технологий. - 2018. - Т. 9, № 13.-С. 1075-1081
36. Сизова, И.Л. Труд и занятость в цифровой экономике: проблемы российского рынка труда / И.Л. Сизова, Т.М. Хусяинов // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Т. 10, № 4. С.376. URL: https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2017.401.
37. Социология под вопросом. Социальные науки в постструктуралистской перспективе - Бурдье П. Поле науки. Москва : Праксис, Институт экспериментальной социологии, 2005. - С. 23.
38. Стариков, В.С. Сравнительный анализ трансформации систем высшего образования в Беларуси, России, Украине и странах Балтии / В.С. Стариков, Сравнительный анализ трансформации систем высшего образования в Беларуси, России, Украине и странах балтии, 2016. С. 18.
39. Старовойтова Т.А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России // «Научные записки». 2009. № 2. С. 53-63.
40. Статистика Юнеско за 2.04.2021 URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse.
41. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 г.г.[Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203]. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf.
42. Трегубова, Н. Цифровизация и искусственный интеллект / Н. Трегубова, А. Рязаев // СоциоДиггер. - 2020. Т. 1, № 3. - С. 34.
43. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021).
44. Что такое “гибридное обучение”? URL: https://zen.yandex.ru/media/digitalteacher/chto-takoe-gibridnoe-obuchenie- 601912cd8d30cb1780282092.
45. Шваб, К. Четвёртая промышленная революция / К. Шваб. Москва : Эксмо, 2020. C. 168.
46. Экономическая социология. Том 6. №3. Май 2005. С. 60-74. Перевод М.С.
Добряковой. Научное редактирование — В.В. Радаев. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 18.09.2009. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2009/2601.
47. Экономическая социология: теория и история / Веселов Ю. В., Капусткина Е. В., [и др.] / под ред. Ю. В. Веселова и А. Л. Кашина. - СПб.: Нестор-История, 2012. 759 с.
48. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы, М.: Наука, 1987. 248 с.
49. Akteurinnen/Akteure der Digitalisierung im Hochschulsystem: Modernisierung oder Profilierung? / B. Getto [и др.] // Zeitschrift Fur Hochschulentwicklung. - 2017. - Т. 12, №1.-S. 130.
50. European Union, Digital Education Action Plan / European Union, 2018. URL: https://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework/educationtechnology en.
51. Frey, C. B. The future of employment: how susceptible are jobs to computerisation? / C. B. Frey, M. A. Osborne, University of Oxford, 2013. - P. 10.
52. Hennessey, S. Teacher perspectives on integrating ICT into subject teaching: commitment, constraints, caution, and change / S. Hennessey, K. Ruthven, S. Brindley // Journal of Curriculum Studies, 2005. Т. 37, № 2. P. 155-192
53. Jagdish, А. Digitisation: Methods, Tools and Technology / А. Jagdish. - Ahmedabad, India : Inflibnet, 2010. P.3. URL: https://www.igi- global.com/chapter/digitisation-methods-tools-technology/42736.
54. Knox J., What Does the ‘Postdigital’ Mean for Education?”, 2019. P. 367.
55. Learning during COVID-19: Initial findings on students’ reading and math achievement and growth / M. Kuhfeld [и др.], 2020. - P.3. URL: https://www.nwea.org/content/uploads/2020/11/Collaborative-brief-Learning- during-COVID- 19.NOV2020.pdf.
56. Mishra, P. Technological pedagogical content knowledge: A framework for teacher knowledge / P. Mishra, M. Koehler // Teachers College Record,2006. Т. 108, № 6. С. 1017-1054.
57. Puentedura, R. Building transformation: An introduction to the SAMR model / R. Puentedura., 2014. URL:
http: //www. hippasus. com/rrpweblog/archives/2014/08/22/BuildingT ransformation_ AnInt roductionToSAMR.pdf.
58. Puentedura, R. Transformation, technology, and education / R. Puentedura., 2006. URL: http://hippasus.com/resources/tte/.
59. Schunemann, I. Hochschulstrategien fur die Lehre im digitalen Zeitalter /1. Schunemann, J. Budde // Hochschulforum Digitalisierung. - 2018. № 38. P. 12. URL: https://hochschulforumdigitalisierung.de/site.
60. Weindorf-Sysoeva, M.E. "Digital Education" as a System-Forming Category: Approaches to Definition / M.E. Weindorf-Sysoeva, M.L. Subocheva // Bulletin of the Moscow State Regional University. 2018. № 3. P. 30
61. World University Ranking By Subject “Sociology” // QS. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/university-subject- rankings/2020/sociology.
62. WP сообщила об утечке в сеть тысячи записей видеозвонков Zoom // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e88e00c9a79479ffe141e23.