Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изменение условий труда в академической сфере в связи с пандемией коронавируса (на примере Университета Билефельда)

Работа №128826

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы90
Год сдачи2021
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Исследование фактора, влияющего на изменения условий труда в академической сфере 7
1.1 Общая характеристика диджитализации в академической сфере 7
1.2 Исследование диджитализации как фактора изменений условий труда в
академической сфере 18
1.3 Диджитализация академической сферы в связи с пандемией 24
ГЛАВА 2. Оценка проблематичных аспектов дистанционной работы в академической сфере среди сотрудников факультета социологии в связи с пандемией на примере Университета Билефельда: социологический анализ 32
2.1 Описание деятельности и структуры университета Билефельда 32
2.2 Оценка проблематичных аспектов дистанционной работы в академической сфере среди преподавательского состава и административных работников факультета социологии в связи с пандемией на примере Университета Билефельда 34
Заключение 61
Литература и источники 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуальность данной исследования заключается в том, что условия труда в сфере образования претерпевают существенные изменения с процессом диджитализиции в мире. Это влияет как и на образовательный процесс для студентов, их удовлетворённость полученными знаниями и форматом проведения курсов, так и на формат работы для сотрудников университета. До пандемии университеты довольно неактивно, но все же старались соответствовать запросам общества в связи с цифровыми технологиями. Однако, их применение на практике зачастую вызывало затруднения, в связи с недостатком временных и денежных ресурсов, отсутствием трудовых компетенций, а также должной информацией о внедрении технологий в повседневные практики процессов в университете.
Опыт пандемии Covid-19 несомненно вынудил университеты перейти в полностью дистанционный формат организации рабочих и образовательных процессов. Важным становится исследовать, какой опыт получили сотрудники университета за время пандемии для работы и преподавания, а также какие из практик дистанционной работы они были бы готовы применить в последующей работе.
Исследовательский вопрос
Описанная ситуация в образовательной сфере на данный момент не даёт полного понимания процессов трансформации условий труда в академической сфере. Для того чтобы понимать, как университет должен организовать дальнейшую работу, важным становится исследовать как организовать рабочие процессы в дальнейшем.
Соответственно, вопрос данного исследования - «Как опыт дистанционной работы во время пандемии можно применить в дальнейшем в академической сфере для улучшения качества условий труда?».
Объект исследования - условия труда при переходе на дистанционный формат работы в академической сфере в связи с пандемией.
Предмет исследования - роль диджитализации в процессе трансформации условий труда в академической сфере.
Целью данного исследования является анализ цифровых компетенций сотрудников университетов для перехода на дистанционный формат работы.
Из цели вытекают следующие задачи:
• Определить специфику феномена диджитализации и его влияние на процесс перехода на дистанционный формат в академической сфере.
• Проанализировать существующие исследования о компетентности сотрудников университета в рамка диджитализации образования.
• Оценить влияние пандемии Covid-19 на изменения в процессе диджитализации образовательной сферы.
• Выявить предпочтения в организации рабочих процессов в академической сфере по мнению сотрудников университета.
Степень изученности проблемы:
Изменения условий труда в сфере образования тема является довольно изученной темой. Об образовательном секторе проводились теоретические исследования такими классиками, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, Т. Плрсонс. Тема изменения условий труда в связи с диджитализацией является относительно новым явлением, что определённо вызывает интерес у современных исследователей. В российской социологией на эту тему написаны работу у Смирнова Е.Н, Примак Л.В., Сизова И.Л., Иванова И.А. и другие. Однако, исследования, посвящённые теме изменений условий труда в образовательной сфере в связи с влиянием пандемии является довольно новым направлением, так как связано с кризисными событиями прошедшего 2020 года. В связи с этим, основная литература на данную тему публикуется, в основном, в статьях, а также отдельных социологических и экономических журналах. С точки зрение изученности вопроса складывается впечатление, что, ввиду новизны проблематики, аспект оказался не полностью изучен и не позволяет сформировать полноценную картину происходящего в обществе процесса.
Методы исследования
В работе использованы общенаучные методы: анализ документов, анализ литературы по теме. Также использованы специальные методы: в рамках работы использовался метод глубинного полуструктурированного интервью. Обработка и анализ полученных данных проводились с использованием программного пакета ATLAS.ti.
Гипотезой исследования является предположение, что переход на дистанционный формат работы в условиях пандемии не позволяет сохранить привычный формат труда.
Структура работы
Структура работы соответствует поставленным цели и задачам. Во введении описаны актуальность темы, исследовательский вопрос, объект, предмет, цели и задачи работы, степень изученности проблемы, а также теоретико-методологическая база исследования, гипотезы и структура работы и её теоретическая и практическая значимость.
В первой главе раскрывается общая характеристика процесса диджитализации и его влияние на образовательную сферу. Вторая глава работы посвящена самостоятельному исследованию условий труда в университете Билефельда, анализируются полученные данные, а также выявляются результаты и рекомендации.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическое значение данной работы заключается в формировании представления о предпочтительном формате работы в академической сфере в период пост пандемии, который отвечает запросу сотрудников университета и корректирует баланс работы и личной жизни сотрудников. Результаты работы могут быть использованы как для организации труда в университете после пандемии, так и для организации мониторинга удовлетворённости работой в академической сфере как преподавателей, так и сотрудников университета.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций университетам с целью эффективной организации рабочих процессов, удовлетворяющих запросы на примере сотрудников университета Билефельда.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы стоял анализ цифровых компетенций сотрудников университетов для перехода на дистанционный формат работы. Для формирования представления процесса изменений условий труда в академической сфере в связи с пандемией, важности его изучения и решения первой задачи исследования, в работе были рассмотрены такие понятия как диджитализация, цифровизация, а также диджитализация в образовательной сфере. Для решения первой задачи исследования, были исследованы основные подходы к определению процесса диджитализации в академической сфере и её роль в изменениях условий труда в университетах в связи с пандемией Covid-19. Также, рассмотрены компетентности сотрудников университета в использовании цифровых технологий как до пандемии, на основании исследований и литературы, существующих на момент написания работы, так и во время перехода на дистанционный формат работы. Отдельно анализируется перспектива внедрения цифровых технологий в образовательные процессы и форматы организации дистанционной работы как для преподавателей, так и для студентов.
Для решения второй задачи исследования, были проанализированы российский и зарубежные источники и исследования, для того чтобы сформировать наиболее полноценную картину ситуации, которая бы характеризовала качество цифровых компетенций у сотрудников университета. Основываясь на результатах изученных материалов, можно сделать вывод, что, хоть к 2020 году диджитализация уже постепенно внедрялась в образовательные процессы, что подкрепляется государственными инициативами с планом цифровизации к 2024 году, сотрудники университетов оказались практически полностью не готовы к резкому переходу на дистанционный формат организации учёбы.
Для решения третьей задачи исследования, были проанализированы исследования, проведённые за 2020 и начало 2021 года, которые позволили сформировать представление о тех проблематичных ситуациях в условиях труда, с которыми столкнулись сотрудники университетов во время дистанционной работы в период Covid-19. Удалось выяснить, что последствия, связанные с пандемией коронавируса, внесли заметные коррективы в трансформацию образовательного пространства. Пандемия мгновенно ускорила внедрение диджитализации в образовательной сфере, что с одной стороны, позволило начать процесс цифровой трансформации гораздо быстрее, а с другой стороны внесло множество сложностей в рабочие процесс высших учебных заведений, которые не были готовы мгновенно адаптироваться к онлайн-образованию.
Соответственно, можно заявит, что цель данной работы была достигнута. Кроме того, для достижения решения четвёртой задачи исследования, было проведено собственное эмпирическое исследование, позволяющее выявить предпочтительный формат условий труда в академической сфере на примере университета Билефельда.
Стоит отметить, что хотя предпочтительным формат для сотрудников университета Билефельда не оказался, так называемый, «будущий формат онлайн- университета», факт готовности активного внедрения цифровых компетенций в повседневные практики трудовых процессов в университете означает изменение условий труда для академической сферы. Данный вывод позволяет дать рекомендации для университетов по организации условий труда в период пост-пандемии:
1. Университет, как работодатель, должен взять ответственность обеспечить сотрудников всем необходимым оборудованием для осуществления работы в дистанционном и/или смешанном формате труда.
2. Курсы в университетах следует проводить в смешанном формате, которые преподаватель выбирает самостоятельно, опираясь на специфику курса, а также пожелания студентов.
3. Несмотря на дистанционный/смешанный формат условий труда, необходимо организовывать очные мероприятия для сотрудников университета, с целью поддержания связей в академической среде.
Гипотеза, выдвинутая в данной работе, подтвердилась. Опыт диджитализации образовательной сферы в условиях пандемии дал возможность сотрудникам университета овладеть новыми навыками цифровых технологий, которые можно применять как в университетской работе, так и в преподавательской деятельности. Несмотря на упомянутые информантами преимущества оффлайн формата, сотрудники университета Билефельда считают полезным опыт пандемии и выражают свою готовность применять полученные цифровые компетенции в дальнейшей работе независимо от формата, что означает потенциальное изменение формата труда для академической сферы путём частичной или даже полной диджитализации трудовых процессов в университете.
Данная работа представляет собой промежуточный анализ проблематики изменений условий труда в академической сфере. В дальнейшем полученные результаты качественного исследования могут быть использованы для разработки мониторинга удовлетворённости работой в академической сфере как преподавателей, так и сотрудников университета, что позволит организовать достойные условия труда в университете.



1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. МЭСИ, 1999. С. 196.
2. Белановский, С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие / С.А. Белановский, О.А. Авдеюк. - Никколо-Медиа : Волгоградский государственный технический университет, 2001. С.70. URL: ййрз://^^^йзели/йа1а/2010/09/03Д220649344/Белановский%20Индивидуальное%20глубокое%20интервью.рйГ.
3. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 539 с.
4. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. 432 с.
5. Все нуждающиеся в компьютерах школьники могут получить их за лето // TASS URL: https://tass.ru/obschestvo/8575041
6. Данные с официального сайта UNESCO. URL: https: //ru. unesco. org/covid 19/educationresponse.
7. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации "Цели устойчивого развития ООН и России" / Аналитический центр при правительстве Российской Федерации, 2016. С.181. URL: https://ac.gov.rU/files/publication/a/11068.pdf.
8. Долятовский, В.А., Мазур, О.А., Кузнецова, И.В., Сакиев, Э.Е., Рябченко, Т.Н. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг. Монография. / Под ред. В.А. Долятовского, О.А. Мазура. — Ростов-на- Дону-Невинномысск: СКНЦ ВШ-РГЭУ «РИНХ» - НИЭУП, 2005. — С - 14.
9. Дюркгейм Э. Социология образования. / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. М.: ИНТОР, 1996. 372 с.
10. Ершова, М. В. Преимущества и риски цифровой экономики: Стратегии развития / М. В. Ершова // Университет им. В.И. Вернадского, 2020. Т. 1, № 75. С. 69.
11. Зеер, Э. Ф. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования / Э. Ф. Зеер, Н. В. Ломовцева, В. С. Третьякова. - : Педагогическое образование в России, 2020. - № 3 С. 26-39.
12. Иванова, И.А. Социально-экономические проблемы цифровизации в фокусе восприятия разными поколениями / И.А. Иванова, И.В. Ковалевич. - : Креативная экономика, 2019. - Т. 9. №13С. 661-670
13. Какие онлайновые учебные курсы стали популярны во время пандемии // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/04/08/827543-onlainovie-kursi.
14. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Т.1, №40. С. 85. URL: http://lib.mkgtu.ru/images/stories/journal-vmgtu/2019-01/008.pdf.
15. Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия // Социолог. исследования. 2011. № 5. C. 82-90.
16. Крапчина Л.Н., Влазнева С.А., Влазнев А.И. Ускорение диджитализации экономических процессов и ее влияние на среднесрочную конъюнктуру рынка труда: возможности и риски // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 2. - С. 659-676.
17. Крюкова, О.В. Сетевое мышление - феномен современности / О.В. Крюкова // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7. URL:
http: //human. snauka. ru/2013/07/3558
18. Международная стандартная классификация образования
19. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [29.12.2020]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o- chislennosti-studentov-obrazovatelnykh-organizatsiy-osushchestvlyayushchikh- obrazovateln.
20. Московская А.А. Должно ли высшее образование соответствовать спросу на рынке труда? // Высшее образование в России. 2015. № 10. C. 75-84.
21. Ненастоящее образование". Как пандемия вскрыла проблемы онлайн- обучения// BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/vert-cap-54027632.
22. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики // Аналитический отчёт к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». - ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. C.118.
23. Общественное мнение -2020. М.: Левада-Центр, 2021, С.71. URL: https: //www.levada. ru/cp/wp-content/uploads/2021/02/OM-2020. pdf.
24. Овчинцева Л.А. Образование как инструмент социальных трансформаций: проблема интерактивных методик// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 359-367.
25. Офисная ностальгия//Комерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4791135.
26. Официальный сайт платформы Panopto. URL: https://www.panopto.com.
27. Официальный сайт платформы Zoom. URL: https://zoom.us.
28. Официальный сайт университета Билефельда. URL: https://uni- bielefeld.de/uni/profil/.
29. Парсонс Т. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения. М.: THESIS, 1993.№ 2. С. 98-104.
30. Паспорт национального проекта «Образование», 2019, С.13. URL:
http: //static. government. ru/media/files/UuG 1 ErcOWtj fOF CsqdL sLxC8oPFDkmBB. pdf
31. Петрунева, Р.М. Проблемы дистанционного образования глазами преподавателей: Уроки коронавируса / Р.М. Петрунева, О.А. Авдеюк, Ю. В. Петрунева. - : Волгоградский государственный технический университет, 2020. URL: http://www.vstu.ru/uploadiblok/files/primo-aspectu/2(42)- 2020.pdf#page=67.
32. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Правительство Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-p]. URL: http://static.government.rU/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
33. Профессиональный кодекс социолога//Российское общество социологов/URL: http://www.ssa-rss.ru/index.php?page id=73.
34. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. —М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 48
35. Регулирование трудовой миграции: международная практика внедрения экономических и правовых механизмов / Л.В. Примак [и др.] // Международный журнал гражданского строительства и технологий. - 2018. - Т. 9, № 13.-С. 1075-1081
36. Сизова, И.Л. Труд и занятость в цифровой экономике: проблемы российского рынка труда / И.Л. Сизова, Т.М. Хусяинов // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Т. 10, № 4. С.376. URL: https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2017.401.
37. Социология под вопросом. Социальные науки в постструктуралистской перспективе - Бурдье П. Поле науки. Москва : Праксис, Институт экспериментальной социологии, 2005. - С. 23.
38. Стариков, В.С. Сравнительный анализ трансформации систем высшего образования в Беларуси, России, Украине и странах Балтии / В.С. Стариков, Сравнительный анализ трансформации систем высшего образования в Беларуси, России, Украине и странах балтии, 2016. С. 18.
39. Старовойтова Т.А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России // «Научные записки». 2009. № 2. С. 53-63.
40. Статистика Юнеско за 2.04.2021 URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse.
41. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 г.г.[Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203]. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf.
42. Трегубова, Н. Цифровизация и искусственный интеллект / Н. Трегубова, А. Рязаев // СоциоДиггер. - 2020. Т. 1, № 3. - С. 34.
43. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021).
44. Что такое “гибридное обучение”? URL: https://zen.yandex.ru/media/digitalteacher/chto-takoe-gibridnoe-obuchenie- 601912cd8d30cb1780282092.
45. Шваб, К. Четвёртая промышленная революция / К. Шваб. Москва : Эксмо, 2020. C. 168.
46. Экономическая социология. Том 6. №3. Май 2005. С. 60-74. Перевод М.С.
Добряковой. Научное редактирование — В.В. Радаев. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 18.09.2009. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2009/2601.
47. Экономическая социология: теория и история / Веселов Ю. В., Капусткина Е. В., [и др.] / под ред. Ю. В. Веселова и А. Л. Кашина. - СПб.: Нестор-История, 2012. 759 с.
48. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы, М.: Наука, 1987. 248 с.
49. Akteurinnen/Akteure der Digitalisierung im Hochschulsystem: Modernisierung oder Profilierung? / B. Getto [и др.] // Zeitschrift Fur Hochschulentwicklung. - 2017. - Т. 12, №1.-S. 130.
50. European Union, Digital Education Action Plan / European Union, 2018. URL: https://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework/educationtechnology en.
51. Frey, C. B. The future of employment: how susceptible are jobs to computerisation? / C. B. Frey, M. A. Osborne, University of Oxford, 2013. - P. 10.
52. Hennessey, S. Teacher perspectives on integrating ICT into subject teaching: commitment, constraints, caution, and change / S. Hennessey, K. Ruthven, S. Brindley // Journal of Curriculum Studies, 2005. Т. 37, № 2. P. 155-192
53. Jagdish, А. Digitisation: Methods, Tools and Technology / А. Jagdish. - Ahmedabad, India : Inflibnet, 2010. P.3. URL: https://www.igi- global.com/chapter/digitisation-methods-tools-technology/42736.
54. Knox J., What Does the ‘Postdigital’ Mean for Education?”, 2019. P. 367.
55. Learning during COVID-19: Initial findings on students’ reading and math achievement and growth / M. Kuhfeld [и др.], 2020. - P.3. URL: https://www.nwea.org/content/uploads/2020/11/Collaborative-brief-Learning- during-COVID- 19.NOV2020.pdf.
56. Mishra, P. Technological pedagogical content knowledge: A framework for teacher knowledge / P. Mishra, M. Koehler // Teachers College Record,2006. Т. 108, № 6. С. 1017-1054.
57. Puentedura, R. Building transformation: An introduction to the SAMR model / R. Puentedura., 2014. URL:
http: //www. hippasus. com/rrpweblog/archives/2014/08/22/BuildingT ransformation_ AnInt roductionToSAMR.pdf.
58. Puentedura, R. Transformation, technology, and education / R. Puentedura., 2006. URL: http://hippasus.com/resources/tte/.
59. Schunemann, I. Hochschulstrategien fur die Lehre im digitalen Zeitalter /1. Schunemann, J. Budde // Hochschulforum Digitalisierung. - 2018. № 38. P. 12. URL: https://hochschulforumdigitalisierung.de/site.
60. Weindorf-Sysoeva, M.E. "Digital Education" as a System-Forming Category: Approaches to Definition / M.E. Weindorf-Sysoeva, M.L. Subocheva // Bulletin of the Moscow State Regional University. 2018. № 3. P. 30
61. World University Ranking By Subject “Sociology” // QS. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/university-subject- rankings/2020/sociology.
62. WP сообщила об утечке в сеть тысячи записей видеозвонков Zoom // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e88e00c9a79479ffe141e23.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ