Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Искусство перформанса в контексте музея

Работа №128810

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История перформативных практик: от кабаре до музея 6
1.1. История формирования перформативных практик 6
1.2. Роль «больших выставочных проектов» в институализации
перформативных практик 11
1.3. Практика перформанса в пространстве музея 14
Глава 2. Фиксация и сохранение перформанса 19
2.1. Подходы в осмыслении сохранения и документирования
перформативных практик 19
2.2. Основные способы сохранения перформативных практик в музеях и
архивах 24
Глава 3. Актуализация и рецепция перформативных практик 28
3.1. Рецепция перформанса в теоретической мысли и художественной
критике 28
3.2. Актуализация перформанса в контексте музея 30
Заключение 36


Перформанс является одним из наиболее ярких и влиятельных направлений искусства второй половины ХХ века. В начале своей истории перформанс не имел доступа в музеи и галереи, считаясь маргинальным видом искусства, однако ситуация изменилась в 1970 -х годах, когда перформанс как самостоятельное средство художественного выражения стал постепенно завоевывать признание на западе. Этот процесс тесно связан с возросшей популярностью концептуального искусства в середине 1970-х годов, когда перформанс зачастую играл роль демонстрации идей концептуализма, противопоставляясь излишней коммерциализации художественной сферы. На сегодняшний день справедливо утверждать, что искусство перформанса утратило свой маргинальный статус и в России.
В различных источниках наряду с термином «перформанс» можно встретить такие понятия как «хеппенинг» и «акционизм». Для внесения ясности необходимо отметить, что перформанс - это заранее срежиссированное действо, в основе которого лежит некая идея; хэппенинг содержит в себе элемент импровизации и спонтанности, не имеет четкого сценария 1; акция же стремится стереть грань между искусством и повседневностью, ставя акцент на процессе создания произведения, а не на конечном результате 2. В качестве обобщающего понятя в данной работе используется термин «перформативные практики».
Актуальность данной работы обусловлена тем, что перформанс, как сравнительно новая форма искусства, пока не вполне осмыслен в контексте музейного хранения, хотя уже сложилась достаточно стойкая традиция исполнения перформансов в музее. В последние десятилетия, когда перформанс сформировался как самостоятельное средство художественного выражения, получил признание во всем мире и занял свою нишу в истории мирового искусства, исследователями поднимаются вопросы о возможных способах
1 Тарасов А. Постмодернистские арт-практики: хэппенинг, перформанс // Аналитика культурологи. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/postmodernistskie-art-praktiki-heppening-performans (Последнее посещение: 25.04.2018)
2 Петров В. О. Акционизм в искусстве ХХ века: генезис // Новый университет, 2015. № 11-12. С. 31. сохранения перформативного искусства и различных формах актуализации перформативных практик прошлых лет, не теряющие своей актуальности и сегодня.
Теоретическую базу данного исследования составили труды из различных областей гуманитарного знания. Определенный вклад в разработку темы сохранения перформативных практик в контексте философии искусства, рецептивной эстетики и теории перформативности внесли работы философского и культурологического характера Беньямина, Барта, Ж. Деррида, Э. Фишер- Лихте.
Для настоящего исследования представляют ценность так же работы искусствоведческого характера, посвященные теории и истории перформанса. Составить впечатление о процессе становления и развития перформативных практик позволяют работы Р. Голдберг, П. Шиммель, А. Бронсонс и П. Гейл, М. В. Катковой. Теоретические аспекты искусства действия, представленные в трудах Б. Гройса, Н. Кэролла, К. Бишоп, О Делл, Е. Ю. Деготь, И. А. Кулик, И. М. Бакштейна и др.
С середины 1970-х годов, когда, в связи с возрастающей популярностью перформанса, наметилась тенденция к его институализации, возникшая потребность осмысления перформанса в качестве закономерного этапа развития истории искусства порождает необходимость поиска путей сохранения и му- зеефикации перформативных практик. Проблемы сохранения искусства перформанса находят отражение в трудах исследователей, занимавшихся вопросами теории перформанса. Среди них можно назвать Р. Краусс, Х. Гилберт, Р. Голдберг, А. Вагнер, Ф. Аусландера, Э. Джонс, Н. Исраилову. Вопросы репрезентации перформанса в музейных коллекциях затронуты в работах В. Кейси, К. Манзеллы, А. Воткинса, М. Шаумэйкер, Л. Зелинского.
Важные для нашего исследования источники можно разделить на три группы. В первую очередь это визуальные источники, представляющие собой документацию перформативных практик в форме фото и видеоматериалов. В качестве другой группы выделяются работы и тексты ряда перформансистов и акционистов: А. Капроу, Й. Бойса, В. Аккончи, Б. Наумана, группы «Венских акционистов», О.Кулика, Т. Сигала. В третью группу можно объединить материалы, приуроченные к музейным выставкам - каталоги и архивы выставок на сайтах музеев.
Объектом нижеследующего исследования являются перформативные практики. Предмет исследования - способы их сохранения и актуализации.
Целью данного исследования является подробное рассмотрение основных способов сохранения перформативных практик в музее и последующей актуализации накапливаемого материала.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть историю формирования и развития перформативных практик в контексте музея;
2. определить роль больших выставочных проектов в музеефикации перформанса;
3. исследовать специфику проведения художественных акций в пространстве музея;
4. изучить теорию документации перформанса;
5. проанализировать опыт сохранения перформанса в музеях и архивах;
6. проанализировать различные способы актуализации практик перформанса в контексте музея.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена рассмотрению истории перформативных практик с акцентом на музейном контексте: как из маргинального искусства перформанс превратился в искусство истаблишмента, представляемое крупнейшими мтровыми музеями. Во вророй главе анализируются различные методы сохранения и музеефика- ции перформаса. Третья глава посвящена актуализации перформанса в культуре, особое внимание уделено музейным мероприятиям и выставкам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании была предпринята попытка рассмотреть основные способы сохранения и актуализации перформативных практик в контексте музея. Для этого в первую очередь была рассмотрена история формирования перформативных практик и выделения их в самостоятельный вид искусства, история развития перформативных практик была рассмотрена в свете взаимоотношений данной формы искусства с таким культурным институтом как музей. В рамках первой главы данного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Искусство перформанса возникает вследствие аккумуляции элементов визуального языка и теоретических изысканий авангардистских течений первой половины ХХ века. Непосредственное становление жанра происходит с конца 1960-х годов, когда видят свет первые осмысленные и важные акции европейских и американских художников;
2) В рамках авангардной и в некотором роде «антимузейной» традиции ранних перформативных практик музей воспринимался как репрессивный механизм культуры. Однако авангардный протест через некоторое время превращается в компромисс в виде документаций перформансов, представления перформансов в музейном пространстве, а позже и включения документов перформанса в музейные фонды;
3) Важным этапом институциализации перформанса и началу более осмысленной его документации стало включение перформансов в такие мастабные международные выставочные проекты как Венецианская биеннале, кассельская «Документа», «Манифеста» и т.п.
4) Музейная институция и музейные работники, в частности кураторы, могут оказывать активное влияние как на отдельные произведения, выступая в качестве соавторов перформансов, так и на вектор развития жанра в целом, поощряя и популяризируя одни работы и отвергая другие;
5) Функциями музея в отношении перформативных практик является информирование публики, популяризация и внедрение жанра в поле культуры, и фиксирование события.
Вторая глава была посвящена рассмотрению существующих подходов в музеефикации и перформативных практик. В ходе анализа литературы по теме было выделено три основных подхода в рассмотрении отношения перформанса и его документации: в рамках первого документация является крайне нежелательной, перформанс и документация рассматриваются в рамках отношения «оригинал-копия»; второй подход, признавая преимущества живого действия перед документацией допускает последнюю, рассматривая ее в качестве средства сохранения перформанса для его последующего изучения; в рамках третьего подхода живой перформанс и его документация рассматриваются как разные знаковые системы, что позволяет рассматривать фото или видео документ как часть запечатленной реальности или ее замещение.
На основании теоретических работ, а так же опыта различных учреждений по музеефикации перформанса было выделено несколько основных способов включения перформанса в музейное собрание. Некоторые способы му- зеефикации перформанса были позаимствованы из опыта сохранения театрального наследия: фото- и видео-документация, сохранение печатных и рукописных материалов и других артефактов, задействованных в организации и непосредственном показе перформанса. Свидетельствами искусства перформанса могут так же служить объекты, созданные или заметно преображенные во время его осуществления.
Заключительная глава была посвящена актуализации перформансса. Этот процесс может происходить как в рамках текстов, посвященных перформансу, так и в музейном контексте. В опубликованном тексте происходит актуализация личного переживания перформанса или комплекса документальных источников, которым пользовался автор при проведении исследования. В каждом отдельном тексте прослеживается индивидуальность личного восприятия или прочтения источника, а так же включение перформанса в существующую культурную среду и определенный исторический контекст. Далее было выделено три основных способа актуализации перформанса в музее: выставка реликтов перформативных практик, реперформанс и репрезентация перформанса в музейных образовательных программах. В результате анализа отдельных экспозиций и выставок, подробно освещающих искусство перформанса, был сделан вывод, что наиболее удачными можно признать перформативные выставки включающие комплекс различных материальных свидетельств.



1. 100 Years: A History of Performance Art // MoMA URL: www.moma.org/ explore/inside_out/2010/04/05/100-years-a-history-of-perfor- mance-art/ (Последнее посещение: 25.04.2017)
2. Auslander Ph. The Performativity of Performance Documentation // A Journal of Performance and Art, 2006. Vol. 28, No. 3. - P. 1-10.
3. Ephemera archive. URL: https://www.moma.org/collec- tion/works/202213?locale=it
4. Exhibition and Performance Documentation. URL: http://net- work.icom.museum/cidoc/working-groups/exhibition-and-performance-documen- tation/ (Дата обращения 18.04.2018).
5. Gomez-Pena G. In defence of performance art. - NY. - 2000 - 79 p.
6. Hagendoor I. Dada Retrospective. URL: www.ivar-
hagendoorn.com/blog/2006/01/09/dada-retrospective (Последнее посещение: 25.04.2017)
7. Helen Gilbert. Bodies in Focus: Photography and Performativity in PostTheatre // Textual Studies in Canada 10(11), 1998. - рр. 17 - 32.
8. John Cage. Silence: Lectures and Writing. - Hanover : University Press. - 1961. - 278 p.
9. Jones A. «Presence» in Absentia: Experiencing Performance as Documentation // Art Journal, 1997. Vol. 56, No.4. - P. 11-18.
10. Jones A. Perform, Repeat, Record: Live Art in History / Amelia Jones, Adrian Heathfield. - New York : Intellect, 2012. - 650 p.
11. Kaprow A. Statement // Happenings : an illustrated anthology - New York : E. P. Dutton, 1966.- 45 - 48.
12. Kaprow А. How to Make a Happening. URL: http://primaryinfor- mation.org/files/allan-kaprow-how-to-make-a-happening.pdf (Последнее посещение: 25.04.2017)
13. Kaye N. Site specific art : Performance, place a. documentation / Nick Kaye. - London ; New York : Routledge, 2000. - XVIII, 238 p.
14. KirbyM.. The New Theatre: Performance Documentation. NY : University Press, 1974 - 239 p.
15. Klaus Biesenbach // Senior staff URL: https://www.moma.org/about/ senior-staff/klaus-biesenbach (Дата обращения 01.04.2019).
16. Krauss R. Two Moments from the Post-Medium Condition // October. 2006. Vol. 116. P. 55-62.
17. Krauss R. Video: The Aesthetics of Narcissism // October. - NY, 1976. Vol. 1. - P. 50-64.
... Всего источников –65.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ