Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Слова с корнем -пуст- в художественном и публицистическом дискурсе: словообразовательный и лексико-семантический аспекты

Работа №128785

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы словообразования в лексико-грамматическом и семантическом аспекте 7
1.1. Основные термины и понятия словообразования 7
1.1.1. Словообразовательная мотивация 7
1.1.2. Словообразовательная цепочка 8
1.1.3. Словообразовательное гнездо 9
1.1.4. Словообразовательный тип 10
1.1.5. Словообразовательное значение 11
1.2. Основные способы словообразования в русском языке 11
1.2.1. Суффиксальный способ 12
1.2.2. Приставочный способ 12
1.2.3. Приставочно-суффиксальный способ 12
1.2.4. Бессуффиксальный способ 13
1.2.5. Словосложение и сложносуффиксальный способ 13
1.3. Типы языковых значений: предметные и отвлечённые значения слова.14
1.4. Роль словообразования для преподавания РКИ 17
Выводы 21
Глава II. Лингвистические и семантические особенности слов с корнем -пуст- в художественном и публицистическом дискурсе 23
2.1. Классификация слов с корнем -пуст- по частям речи (морфологическая
характеристика) 23
2.2. Классификация слов с корнем -пуст- по способам словообразования..41
2.3. Классификация слов с корнем -пуст- по типам значений 44
2.3.1. Слова с корнем - пуст - с предметными и отвлеченными значениями 45
2.3.1.1. Слова с корнем -пуст- с предметным значением в функции
идентификации 45
2.3.1.2. Слова с корнем -пуст- в предметном значении в функции
характеризации 51
2.3.1.3 Слова с корнем -пуст- в отвлеченном значении 57
2.3.2. Слова с корнем -пуст- в прямом и переносном значении
Выводы 68
Заключение 70
Список литературы 73
Список электронных источников 75

Настоящее исследование посвящено изучению словообразовательных и семантических процессов, связанных с корнем -пуст-, и особенностям их функционирования в художественных и публицистических текстах. (В нашей работе мы сосредоточимся большей частью на поэтических текстах.)
Актуальность исследования определяется тем, что лексическая и словообразовательная система русского языка не остается в неизменном виде, функциональные возможности слов постоянно изменяются. Важно проследить, какие именно изменения происходят в функциональных возможностях отдельных слов в связи со словообразованием, и выявить их. Слова с корнем -пуст- рассматриваются в работе в публицистическом и художественном дискурсе. Публицистический дискурс очень динамичен, в связи с чем требуется постоянный мониторинг. Художественный дискурс также меняется со временем. Интерес к изменениям, происходящим в значениях слов в связи с их употреблением в публицистических и художественных текстах, никогда не ослабевает.
Объектом нашего исследования служат слова с корнем -пуст- в первом значении. Мы предполагаем рассмотреть функционирование слов с этим корнем в художественной и публицистической речи.
Предмет исследования - способы словообразования и типы значений слов с корнем -пуст- в современном русском языке, а также реализация этих значений в художественной и публицистической речи.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые подвергается системному анализу одно из наиболее значимых словообразовательных гнёзд в русском языке - словообразовательное гнездо с корнем -пуст-, а также его функционирование в художественной и публицистической речи.
Цель исследования - показать словообразовательный потенциал корня -пуст-, а также рассмотреть функционирование слов с корнем - пуст- в современном русском языке (художественной и публицистической речи).
Задачи исследования:
1. Осуществить выборку слов с корнем -пуст- из толковых словарей русского языка;
2. Произвести классификацию слов с корнем -пуст- по частям речи;
3. Произвести классификацию слов с корнем -пуст- по способам словообразования;
4. Выписать из Национального корпуса русского языка примеры употребления слов с корнем -пуст- в художественной и публицистической речи;
5. Проанализировать значения слов с корнем -пуст- в художественной и публицистической речи и выявить преобладание тех или иных значений;
Методы и приёмы исследования:
В работе использованы описательный метод, метод семантического анализа, методы грамматического, словообразовательного и стилистического анализа материала; сравнительно-сопоставительный метод исследования; а также приёмы сплошной и частичной выборки материала.
Материалом (источником) исследования послужили данные толковых словарей русского языка (С. И. Ожегова, Д.Н. Ушакова, С.А. Кузнецова), «Словаря лингвистических терминов» Т. В. Жеребило и «Нового словообразовательного словаря русского языка для всех, кто хочет быть грамотным» А. Н. Тихонова, а также Национальный корпус русского языка.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в теорию словообразования, а также в теорию межкультурной коммуникации.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования результатов исследования в курсе современного русского языка (в частности, в разделах «Словообразование» и «Лексикология»), а также возможностью употребления её материалов в практике преподавания русского языка как иностранного, при семантизации слов с корнем -пуст- в современном русском языке.
Гипотеза исследования:
- корень -пуст- активно участвует в различных
словообразовательных процессах; в результате этих
словообразовательных процессов возникают слова с новыми значениями;
- при помощи корня -пуст- образуются слова с предметным и отвлеченным значением, которые употребляются в публицистических и художественных текстах, при этом преобладают слова с отвлечённым значением, обозначающие состояния, эмоции, абстрактные действия;
- корень -пуст- играет важную роль в истолковании предметного и духовного мира человека.
Структура исследования:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена анализу словообразовательных и семантических особенностей слов с корнем -пуст-, с помощью теоретических основ изучения словообразования и типов лексических значений.
Первая глава посвящена теоретическом вопросам, в ней рассматриваются основные понятия и способы словообразования в русском языке. В первом параграфе определены следующие понятия: словообразовательная мотивация, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательный тип и словообразовательное значение.
Параграф второй посвящен рассмотрению основных способов словообразования в русском языке (параграф второй), при этом мы сосредоточились на морфологическом способе, в котором различаются: суффиксальный способ, приставочный способ, приставочно-суффиксальный способ, бессуффиксальный способ, основосложение и словосложение с суффиксацией (сложносуффиксальный способ).
В третьем параграфе представлено понятие типа лексического значения, на основе чего выделено две группы слов: 1) слова, употребляемые в предметном и отвлеченном значении; 2) слова, употребляемые в прямом и переносном значении.
В четвертом параграфе показана роль словообразования при обучении РКИ и сделан вывод, что изучение словообразовательных процессов помогает иностранным учащимся запоминать значения слов, способствует расширению потенциального лексического запаса и обеспечивает правильное употребление слов.
Во второй главе мы представили 50 слов с корнем -пуст- в значении ‘пустой’, отобранных из толковых словарей русского языка, и осуществили классификации этих слов по разным принципам. Первая классификация - по частям речи. Она показала, что существительные представляют собой самую многочисленную группу, всего 25 слов. На втором месте стоят прилагательные (14), следом идут глаголы (8). Наречий оказалось наименьшее количество (3). Вторая классификация - по способам словообразования. Она показала, что самым продуктивным способом в образовании слов с корнем -пуст- в значении ‘пустой’ является суффиксальный способ (при помощи этого способа образовано 29 слов, более половины всей выборки). За ним идет словосложение (12 слов). Приставочный и приставочно-суффиксальный способ оказались менее эффективными (соответственно 3 и 6 слова). Бессуффиксальный способ не представлен ни одним примером.
Анализируя семантические особенности слов с корнем -пуст-, мы разделили их на две группы: слова с предметным и отвлечённым значением; слова с прямым и переносным значением; собрали публицистические и художественные тексты из Национального корпуса русского языка и проанализировали, в каких значениях реализуются в них слова с корнем -пуст-.
Проведенный анализ показал, что корень -пуст- реализуется в двух сферах: предметной и отвлечённой. Получив выход в два мира, которые отражают две стороны человеческого существования, «предметный» и «отвлечённый», корень -пуст- благодаря различным приставкам и суффиксам соотносится с разными феноменами, предметными и духовными. Например, на основе слова пустыня как физического понятия, семантические компоненты которого песок, камни, безводье и т.п., формируется отвлеченное значение, передающее реалии духовного мира: пустыня духовная, с семантическими компонентами душа, внутренняя опустошенность, неудовлетворенность жизнью.
Таким образом, можно сделать вывод, что корень -пуст- оказывается очень значимым в истолковании предметного и духовного мира человека.
Особенностью этого корня является то, что в нем до сих пор ощущается влияние старославянского языка, откуда пришли определенные морфемы, вследствие чего произошла интенсификация той стороны языка, которая связана с представлением духовной жизни человека.



1. Анисимова, Е.А. Морфемика. Словообразование: практикум / - Гродно: ГрГУ, 2012. - 47 с.
2. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. - 9-е изд. -М.: Русский язык, 2014. -256 с.
3. Аркадьева Э.В., Битехтина Н.Б., Вайшнорене Е.В., Горбаневская Г.В., Жаркова Т.Л., Занин В.Ф., Кирсанова Н. Д., Марчков И.Б., Харлицкий М.С., Шляхов В.И. Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного. -2-е изд. - М.: Русский язык, 2009. - 336с.
4. Арутюнова Н. Д. язык и мир человека. -2-е изд., испр. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - I - XV, 896 с.
5. Бебчук Е. М. Современный русский язык: Морфемика и словообразование. - Воронеж, 2007. - 28 с.
6. Беликова Н. Н. Русский язык. Морфемика. Словообразование.: Учебное пособие.- Комсомольск-на-Амуре, 2006. - 54 с.
7. Белякова Г. В. Современный русский язык. Словообразование. Практический курс. - Астрахань: Астрах. ун-т, 2007. - 21 см.
8. Гинзбург Е. Л. Словообразование и синтаксис. -М. Издательство «Наука», 1979. - 264 с.
9. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М.: Издательство «Флинта», Издательство «Наука» 2007. - 320 с.
10.Зубова Л.В., Меньшикова Ю. В. Морфемика и словообразование современного русского языка. СПбГУ, 2014. - 207 с.
11. Клобуков Е.В. Словообразование//Современный русский язык. Под ред. П.А. Леконта . - М., 3-е изд., 2003.
12. Кожевникова Л.П., Кожевников А.Ю. От корня — к слову: Учебное пособие по лексике и словообразованию для иностранцев, изучающих русский язык. - СПб.: САГА; Наука, 2004. - 192 с.
13. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семиотика производного слова. - М., 1981.
14. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. - М.: Издательство МГУ, 2006. - 240 с.
15. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста//Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство-СПб., 1996, с. 18 -131.
16. Матвеева Е.Н. Коммуникативно обусловленное эстетическое слова в поэзии. - АКД, Барнаул, 2009.
17. Реформатский А. А. Введение в языковедение: Учебник для вузов/Под ред. В.В. Виноградова. - 5-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 536 с.
18. Рожкова Г.И. Очерки практической грамматики русского языка. -М.: Высшая школа, 1987. -158 с.
19. Хмелевская Е. С., Козырев И. С., Фомина А. П., Молочко Г. А., Галина Анатольевна Современный русский язык: Словообразование. - Минск: Вышэйшая школа, 1978. - 150 с.
20. Цветова Н. С. Лексическая стилистика: Конспекты лекций и материалы к практическим занятиям. - СПб., 2005. -79 с.
21. Шанский Н. М. Русский язык: лексика, словообразование. - М.: Просвешение, 1975. - 239 с.
22. Шведова Н. Ю. Русская грамматика. Т. I . - М.: Издательство Наука, 1980. - 754 с.
23. ^£< ж<жш^тш, шх^ад, 1990.
Словари
1. Большой толковый словарь русского языка/Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - Спб.: «Норинт», 1998. - 1536 с.
2. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978. - 846 с.
4. Тихонов А.Н. Новый толковый словообразовательный словарь русского языка.
5. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д.Н. Ушакова. - М.: ООО «Издательство Астрель», «Издательство АСТ». 2000.
Список электронных источников
1. Национальный корпус русского языка. Режим доступа: https://ruscorpora.ru/new/index.html
2. Предмет лексической стилистики. Основные понятия. Режим доступа: https://scibook.net/lingvistika_1373/predmet-leksicheskoy-stilistiki-osnovnyie- 64462.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ