Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые стратегии выражения авторской субъективности в газетном дискурсе (на материале прессы Португалии)

Работа №128782

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы52
Год сдачи2021
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА I. ДИСКУРС МАССМЕДИА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ . 5
1.1. Понятие дискурса 5-7
1.2. Структура дискурса печатных СМИ 7-11
1.3. Понятие речевого манипулирования 11-12
1.4. Понятие имиджа (человека, страны) в СМИ и средства его
формирования 12-15
1.5. Понятие фрейминга как одной из основных технологий манипуляции 15-16
ГЛАВА II. АВТОРСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ В ГАЗЕТНОМ ДИСКУРСЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ РЕЧЕВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ 17-19
11.1. Лексическо-грамматические приёмы 20-30
11.2. Синтаксические (структурные) приёмы 30-40
11.3. Логико-риторические приёмы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46-47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48-55
ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕРСИИ ГАЗЕТ 56

Аннотация: в данной работе рассмотрена проблема выражения авторской субъективности в португальских СМИ, в частности в новостных заметках, и связанная с этим проблема языковой манипуляции, как журналистской стратегии. Выявлены основные тенденции использования языковых стратегий.
Ключевые слова: СМИ, новостная заметка, языковая стратегия, авторская субъективность, образ, манипуляция, мнение, автор.
Темой исследования в данной работе является проблема выделения и анализа основных языковых стратегий, используемых авторами португальских СМИ.
В последние десятилетия изучение особенностей речевого воздействия вызывает большой интерес исследователей, поскольку языковые средства являются основой для реализации приемов манипуляции сознанием. Создание и закрепление в сознании человека картины мира - одна из важнейших функций языка. Основным же каналом, через который осуществляется это воздействие, является массмедиальный дискурс.
Однако манипулятивный аспект языка, в частности языка португальского массмедиального дискурса, недостаточно изучен. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности настоящего исследования.
Новизну данного исследования составляет тот факт, что анализ проводится на всех уровнях текста - лексическом, синтаксическом и прагматическом.
Цель данной работы - выделить средства языкового манипулирования как журналистской стратегии в текстах новостных и аналитических статей португальских изданий и проанализировать их влияние на формирование мнения у читателя.
Для решения поставленной цели формируются следующие задачи:
1) описать понятие и структуру массмедиального дискурса;
2) рассмотреть понятия манипуляции в СМИ;
3) определить понятие имиджа государства, формируемого в СМИ;
4) описать классификацию языковых средств речевой манипуляции;
5) провести анализ применяемых в португальских газетах средств и приемов речевого воздействия;
6) определить наиболее популярные инструменты и технологии воздействия на сознание читателя.
Материалом исследования послужили новостные и аналитические статьи португальской прессы. В качестве источников для сбора материала использовались такие многотиражные португальские газеты как Diario de Noticias, Publico, Jornal de Noticias и Expresso.
Теоретическую базу исследования составили работы Е.С. Кубряковой, В.И. Карасика, Н.Д. Арутюновой, Т.Г. Добросклонской, Т.А. Дейка, С.А. Виноградовой, Ю.А. Ильичевой и других учёных-лингв истов.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что в ней продолжается разработка проблематики выражения авторской субъективности в португальских СМИ, дается описание структуры массмедиального дискурса, а также подробно рассматриваются речевые средства осуществления манипулятивной стратегии в текстах СМИ.
Практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты могут быть полезны как в процессе обучения будущих лингвистов, журналистов, политологов, так и в процессе профессиональной деятельности политиков, политтехнологов, журналистов, социологов, психологов. Кроме того, изучение приемов речевой манипуляции, используемых в текстах СМИ, дает возможность воспринимающему эти тексты распознавать данные приемы и тем самым уменьшать психологическое воздействие, оказываемое манипулятором.
Данная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках настоящей выпускной квалификационной работы было рассмотрено понятие массмедиального дискурса, а также его структура; изучено и описано понятие манипуляции с лингвистической точки зрения; рассмотрена реализация воздействующих функций СМИ.
В соответствии с целью данного исследования был произведён анализ средств речевого манипулирования, как основной журналистской стратегии в текстах новостных и аналитических статей португальских изданий.
На предмет использования манипулятивных и экспрессивных языковых средств нами были проанализированы новостные заметки и аналитические статьи, опубликованные в таких источниках как многотиражные португальские газеты Diario de Noticias, Publico, Jornal de Noticias и Expresso.
Нами было выделено три группы воздействующих приёмов: лексико - грамматические, синтаксические (структурные) и логико -риторические.
Сравнительный анализ использования данных средств в текстах португальских СМИ показал, что самыми распространёнными приёмами являются использование эмоционально-окрашенной или эмотивной лексики (лексико-грамматический приём), цитирование и риторический вопрос (структурные приёмы), а также интертекстуальность (логико-риторический приём).
Проведенный нами анализ показал, что данные приемы характерны для всех жанров газетных статей. Наиболее ярко проявляются в новостных заметках использование эмотивной лексики и прием цитирования. В аналитических статьях наиболее часто встречаются приёмы метафоры, риторического вопроса, интертекстуальности, а также использование слов- аффективов.
Наиболее распространённой задачей, которая решается авторами посредством употребления данных средств, является прагматическая задача по привлечению внимания читателя. Особенно явно это прослеживается в тех случаях, когда манипулятивные приёмы используются в заголовках статей (особенно яркими и часто употребляемыми приёмами здесь служат фразеологизмы, эмотивная лексика, парадокс, риторический вопрос, интертекстуальность).
Также, не менее значимой задачей, решаемой с помощью манипулятивных приёмов, является создание определённого эмоционального фона сообщения, воздействующего на читателя. Чаще всего, для достижения этой цели журналисты прибегают к использованию таких лексико - грамматических средств как эмоциональная лексика с отрицательной коннотацией, парадокс, а также к таким синтаксическим приёмам как антитеза, инверсия, параллельные конструкции, эллипсис.
Подводя итог, стоит упомянуть, что перспективы дальнейшего исследования могут заключаться в продолжении разработки проблематики выражения авторской субъективности в португальских СМИ на материале отдельно взятых объектов новостной видимости.



1. Анохин, Е. В. Имидж страны: проблемы формирования и управления// Проблемы современной экономики. 2014. No 3. C. 213-215.
2. Арутюнова, Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический
словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Большая Российская
энциклопедия, 2002. [Электронный ресурс] / Режим доступа -
http://lingvisticheskiy-slovar.ru/description/diskurs/168
3. Белоусова, Ю. В. Генезис образа и его функционирование в
медиапространстве. СПб: Алетейя, 2015. 190 с.
4. Богданова, В. Р. Языковые средства выражения авторской модальности в политических газетных текстах (на материале французского языка) // Ученые записки НовГУ. 2019. №1 (19). [Электронный ресурс] / Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-sredstva-vyrazheniya-avtorskoy-modalnosti-v-politicheskih-gazetnyh-tekstah-na-materiale-frantsuzsko go -yazyka
5. Быкова, О. Н. Опыт классификации приемов речевого манипулирования в текстах СМИ // Речевое общение. Вып. 1. Красноярск, 2000. С. 42-53
6. Валгина, Н. С. (2003) Теория текста. М.: Логос, 279 с.
7. Виноградова, С. А. Политический медиадискурс как коммуникативное явление с манипулятивным потенциалом // МНКО. 2010. №4-1. С. 45¬47
8. Дейк, Т. А. Язык, познание, коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. - 310 с.
9. Джавадова, С. А. Медиафрейминг, как инструмент влияния на общественное мнение // E-Scio. 2020. №5 (44). [Электронный ресурс] / Режим доступа -https://cyberleninka.ru/article/n/mediafreyming-kak-instrument-vliyaniya-na-obschestvennoe-mnenie
10. Добросклонская, Т. Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2014. №13 (184) Вып. 22. С. 181-187.
11. Добросклонская, Т. Г. Массмедийный дискурс: теория и методы изучения // «Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования». I Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, БелГУ, 1-4 апреля 2014 г.: Сб. науч. работ / Под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского, А.Г. Ходеева. - Белгород: Константа, 2014. - 382 с.
12. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. 2008. М.: Флинта; Наука, 263 с.
13. Драчева, Ю. Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. №2 (89). [Электронный ресурс] / Режим доступа -https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mediaobraza-i-ego-opisanie-v-yazykovedcheskom-i-neyazykovedcheskom-aspektah
14. Дубских, А. И., Бутова, А. В., Кисель, О. В. Механизмы речевого
воздействия в массмедиальном дискурсе // Известия ВГПУ. 2019. №6 (139). [Электронный ресурс] / Режим доступа -
https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-rechevogo-vozdeystviya-v-massmedialnom-diskurse
15. Дьякова, Т. В. Основные принципы и структура новостных сообщений // Lingua mobilis. 2011. №2 (28). [Электронный ресурс] / Режим доступа -https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-i-struktura-novostnyh-soobscheniy
16. Журавлева, О. А., Пивоварова, М. О. Инструменты и технологии
воздействия на читателя (на материале британских газет) //
Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №4.
[Электронный ресурс] / Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-i-tehnologii-vozdeystviya-na-chitatelya-na-materiale-britanskih-gazet
17. Ильичева, Ю. А. Речевое манипулирование в политическом тексте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2013. No 4. С. 172-184.
18. Исаева, А. Ю. Стилистические приемы в заголовках газет как средство прагматического воздействия на аудиторию // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №8-1 (62). [Электронный ресурс] / Режим доступа -https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-priemy-v-zagolovkah-gazet-kak-sredstvo-pragmaticheskogo-vozdeystviya-na-auditoriyu
19. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2005. - 832 с.
20. Карасик, В. И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс Текст. / В. И. Карасик. Волгоград, 2002. - 477 с.
21. Каримова, К. Р. Понятия "образ" и "имидж" в практике СМИ и
научных исследованиях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. №4 (34). [Электронный ресурс] / Режим доступа -
https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-obraz-i-imidzh-v-praktike-smi-i-nauchnyh-issledovaniyah
22. Клименко О. К. 2010. 04. 014. Данилова А. А. Манипулирование
словом в средствах массовой информации. - М.: Добросвет: КДУ, 2009. - 232 с. - библиогр.: С. 220-232 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание: Реферативный журнал. 2010. №4.
23. Ковалевская, Е. В. Метафора и сравнение в публицистическом тексте //
Вестник КГУ. 2009. №3. [Электронный ресурс] / Режим доступа -
https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-i-sravnenie-v-publitsisticheskom-tekste
24. Копылова, В. Е. - Речевое манипулирование в политике, 2001
[Электронный ресурс] / Режим доступа -
https://www.proza.ru/2011/02/09/568
25. Кубрякова, Е. С. К определению понятия имиджа // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. No 1. С. 5-11. [Электронный ресурс] / Режим доступа -https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-ponyatiya-imidzha
26. Кубрякова, Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в
современной лингвистике Статья из сборника: Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты / Сборник
обзоров. Серия "Теория и история языкознания" РАН. ИНИОН. - М., 2000. - С. 5-13.
27. Курманина, Т. С. Роль СМИ в формировании имиджа политических лидеров // Проблемы Науки. 2016. №27 (69). [Электронный ресурс] / Режим доступа-https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-formirovanii-imidzha-politicheskih-liderov
28. Ленкова, Т. А. Языковые возможности проявления авторского «я» в
письменном дискурсе репортажа (на материале современной прессы Германии) // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2011. №1.
[Электронный ресурс] / Режим доступа -
https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-vozmozhnosti-proyavleniya-avtorskogo-ya-v-pismennom-diskurse-reportazha-na-materiale-sovremennoy-pressy-germanii
29. Литунов С. Н. Речевое воздействие и языковое манипулирование в
рекламе [Электронный ресурс] / Режим доступа -
http://www.elitarium.ru/2007/03/02/rechevoe vozdejjstvie i jazykovoe manipulirovanie v reklame.html
30. Любимова, А. А. Языковые аспекты воздействия на общественное сознание: дис. ... канд. филол. наук / А. А. Любимова. - М., 2006.
31. Малюкова, Д. С. О примерах использования тактик манипулирования в
современном медийном дискурсе // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №347. [Электронный ресурс] / Режим доступа -
https://cyberleninka.ru/article/n/o-primerah-ispolzovaniya-taktik-manipulirovaniya-v-sovremennom-mediynom-diskurse
32. Никитина, К. В. Технологии речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ (на материале газет США): автореф. дисс... канд. фил. наук. - Уфа, 2006.
33. Николаева, Е. С. / Имиджевые характеристики России через новостную видимость в массмедиа (на материале прессы Бразилии, Португалии, Никарагуа и Сальвадора). in: древняя и новая романия. 2020; No. S26. pp. 93-110.
34. Николаева, Е. С. Языковые стратегии формирования медийного имиджа России (на материале прессы Португалии). In: Древняя и Новая Романия. 2019. № 24. С. 86-108.
35. Пономарев, Н. Ф. Фрейминг медиаповестки дня и типология
медиафреймов // Вестник Пермского ун-та. — 2010. — Вып. 3(9). — С. 62—67. [Электронный ресурс] / Режим доступа -
https://cyberleninka.ru/article/n/freyming-mediapovestki-dnya-i-tipologiya-mediafreymov
36. Попович, О. А., Акоева, И. Г., Оспанова, У. А. Языковые средства
манипуляции в политическом медиадискурсе // Современное педагогическое образование. 2020. №11. [Электронный ресурс] / Режим доступа - http s://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye- sredstva-
manipulyatsii-v-politicheskom-mediadiskurse
37. Прохоров, А. В. Специфика лингвистического моделирования имиджа
// Вестник ТГУ. 2013. №9 (125). [Электронный ресурс] / Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-lingvisticheskogo-
modelirovaniya-imidzha
38. Рябуха, О. В. (2020) К вопросу типологии и интерпретации медиатекстов. Исследования языка и современное гуманитарное знание, т. 2, No 2, с. 72-80. [Электронный ресурс] / Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-tipologii-i-interpretatsii-mediatekstov
39. Сафина, А. В. Лексико-семантические способы выражения языковой манипуляции в межличностном общении немцев // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №11-1 (77). [Электронный ресурс] / Режим доступа -https://cyberleninka.ru/article/n/leksiko-semanticheskie-sposoby-vyrazheniya-yazykovoy-manipulyatsii-v-mezhlichnostnom-obschenii-nemtsev
40. Сафина, А. В. Способы выражения языковой манипуляции на синтаксическом уровне // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №6-2 (72). [Электронный ресурс] / Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-vyrazheniya-yazykovoy-manipulyatsii-na-sintaksicheskom-urovne
41. Стеценко, Н. М. Фрейминг как средство интерпретации печатных
новостей // Русистика. 2013. №2. [Электронный ресурс] / Режим
доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/freyming-kak-sredstvo-
interpretatsii-pechatnyh-novostey
42. Тибинько, Н. Д. Репрезентация категории интертекстуальности в
англоязычном политическом дискурсе (на примере СМИ) // Гуманитарный вектор. 2017. №2. [Электронный ресурс] / Режим
доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya-kategorii-
intertekstualnosti-v-angloyazychnom-politicheskom-diskurse-na-primere-smi
43. Тырыгина, В. А. Хронотопическое измерение медиадискурса / Язык и
культура: сборник статей по материалам XX III Международной
научной конференции, 21-24 октября 2012. / отв. ред. С.К. Гураль. - Томск Издательский дом ТГУ, 2013. - C.108-110 
44. Фокина, О. В. Интертекстуальность в парадигматический аспект // Вестник НГУ. филология. 2013. №10. [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/intertekstualnost-v-pechatnyh-smi-paradigmaticheskiy-aspekt
45. Фомина С. Б. Лексико-семантические характеристики современного
англоязычного газетного дискурса // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2020. №2 (37). [Электронный ресурс] /
Режим доступа -https://cyberleninka.ru/article/n/leksiko-semanticheskie-harakteristiki-sovremennogo-angloyazychnogo-gazetnogo-diskursa
46. Хабекирова, З. С. Имплицитная оценочность в газетных текстах
политической тематики // Культурная жизнь Юга России. 2008. №1. [Электронный ресурс] / Режим доступа -
https://cyberleninka.ru/article/n/implitsitnaya-otsenochnost-v-gazetnyh-tekstah-politicheskoy-tematiki
47. Цыбина, Л. В., Лещенко, Г. В. Приемы речевого манипулирования в
англоязычном спортивном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №2-2 (80). [Электронный ресурс] / Режим доступа - http s://cyberleninka.ru/article/n/priemy-rechevo go -
manipulirovaniya-v-angloyazychnom-sportivnom-diskurse
48. Черлянцева Е. Речевое манипулирование в политике Копылова В Е. -
2011 [Электронный ресурс] / Режим доступа -
https://www.proza.ru/2011/02/09/568
49. Шалагина, Е.В. Имиджелогия: создание корпоративного имиджа / ФГБОУ. ВПО «Урал.гос.пед.ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 112 с.
50. Шарипов, А., Каримова, Ф. Б. Прагматическая заданность газетных заголовков (на материале английских газет) // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2015. №2 (43). [Электронный ресурс] /
Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/pragmaticheskaya-
zadannost-gazetnyh-zagolovkov-na-materiale-angliyskih-gazet


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ