Введение 4
Глава 1. Специфика и развитие графических принципов первой половины ХХ в 10
1.1. Художественная система и графическая традиция дизайна 1910-1920-х гг.
Баухауз 10
1.2. Графические принципы 1920-1930-х гг. Язык и формообразование новой
типографики 17
1.3. Графическая система и её особенности 1940-1950-х гг. Швейцарская школа
графического дизайна 23
Глава 2. Специфика и развитие графических принципов второй половины ХХ в. ...27
2.1. Художественная концепция и графические принципы 1950-1960-х гг.
Ульмская школа 27
2.2. Художественная концепция и графические принципы 1960-1970-х гг.
Минимализм 35
2.3. Художественная концепция и графические принципы 1970-1980-х гг.
Новая волна 38
Глава 3. Особенности формирования телевидения и специфика развития медиа 45
3.1. Телевизионный дизайн как проводник медиа контента 45
3.2. Тв-дизайн и проектирование цифрового медиа-пространства 51
3.3. Цифровой дизайн как пространство для художественных произведений 54
3.4. Художественный медиум: коддинг как форма художественного письма 56
3.5. Тв-дизайн и мобильные технологии: поиск «идеального» восприятия 58
Глава 4. Разработка проекта графического сопровождения для международного
образовательного студенческого телерадиоканала «МОСТ» 61
4.1. Разработка концепции для дизайн-продукта 61
4.2. Проектирование графических носителей 63
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение 1 88
Обзор развития графических стилей телеканалов в XX-XXI веках
Приложение 2 104
Визуальные графические аналоги
Приложение 3 137
Основные образцы графического дизайна ХХ-го века
Настоящее исследование посвящено проблеме использования визуально-графических принципов и форм информационно транслирующих технологий в системе современного телевидения на примере существующего студенческого телеканала «МОСТ» при университете СПбГУ, а также разработке прототипа сайта онлайн-платформы, формирующего образ и отражающего идею молодёжного тв-канала.
В рамках исследования ставится задача изучить процесс развития дизайн-графики периода ХХ-ХХ1-го вв., а вместе с тем, графических аналогов, которые относятся к школам дизайна, сфере телевидения, исследовать изобразительные принципы проектирования графического стиля телеканалов, выявить хронологию их развития с момента появления до нашего времени.
Основная идея работы заключается в разработке концепции, которая в перспективе может быть применена к аналогичным проектам в сфере телевидения. Графическое интерпретирование телевизионного канала в цифровой среде направлено на систематизацию подачи публикуемой информации, а также на дальнейшее улучшение её структуры.
Исследование является актуальным, поскольку предмет исследования не имел отдельно существующей платформы, предназначенной для структурированной подачи информации от лица студенческого телеканала. В то же время, благодаря технологическому процессу XXI-го в. телеканалы с мировым именем, а также отдельные вещательные учреждения стремятся перейти полностью в плоскость цифрового вещания, в том числе, с использованием различных портативных устройств.
Целью исследования является:
1) Ознакомление с художественными и графическими принципами искусства ХХ-го в.
2) Исследование феномена телевидения: как средства массовых коммуникаций, как отрасли мировой культуры, в частности художественной и дизайнерской (вторая половина ХХ-го в.)
3) Изучение литературы на заданную тему. Основываясь на полученных знаниях, раскрыть тему исследования.
4) Создание концепции и прототипа онлайн-платформы (сайта) для удобной и длительной коммуникации между телерадиоканалом и зрителями.
5) Разработка единого визуального языка (графического сопровождения) для студенческого телерадиоканала «МОСТ» с целью расширения целевой аудитории.
Для обеспечения выполнения поставленных целей, был выявлен ряд задач.
Задачи:
1) Сбор, изучение и структурирование материала по выбранной теме.
2) Исследование основных этапов развития телевидения, в частности, брендинга и айдентики телевизионных каналов.
3) Сбор и анализ актуальных примеров графического сопровождения телеканалов (в хронологическом порядке).
4) Обзор современных тенденций и графических подходов в дизайне.
5) Рассмотрение актуальных принципов дизайн-проектирования.
6) Изучение идеологических ценностей школ ХХ-го в., а также их последующее влияние на формирование и развитие языка современного графического дизайна.
7) Систематизация полученных знаний.
8) Создание концепции и прототипа онлайн-платформы (сайта), единого графического сопровождения на основе изученного материала.
Объектом исследования является графическая система представления телевизионных каналов, начиная с середины XX-го по начало XXI-го вв.
Предметом исследования является концепция подачи транслирования информации студенческого телеканала «МОСТ», а также принципы проектирования онлайн-платформ для молодёжных университетских каналов в цифровой среде. С точки зрения практики, данная онлайн-платформа разработана с целью способствовать коммуникации между представителями канала и зрителями, студентами СПбГУ, посредством визуальной составляющей. Основной идеей проекта становится наглядное представление того, как с помощью изобразительных средств графического дизайна, и визуализации их в цифровой среде, можно разработать сайт-платформу для студенческого телеканала, тем самым представив его по-новому.
В данном исследовании присутствует задача проанализировать не только графические аналоги (фирменные стили телеканалов в их традиционном понимании), но и рассмотреть актуальные варианты их размещения в XXI-ом в. Поскольку на сегодняшний день цифровое пространство является наиболее благоприятной и востребованной площадкой для проектирования, актуальным будет и сам формат подачи дизайн-проекта в качестве онлайн-платформы.
В теоретической части исследования рассматриваются работы ведущих теоретиков и практиков графического дизайна, изучавших школы дизайна и их художественные принципы XX-XXI-ых вв.; работы в области типографики, истории искусств и дизайна; монографии.
Среди рассмотренных в рамках исследования работ, которые посвящены аспектам формирования и развития визуальной культуры, стоит выделить следующие: Васильева Е.В. «Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна ХХ века», Васильева Е.В., Гарифуллина (Аристова) Ж.С. «Flat-Design и система интернационального стиля: графические принципы и визуальная форма», «Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка», Васильева Е. «Деконструкция и мода: порядок и беспорядок», «. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна», «Принцип объекта / Пространство формы», «Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка», Аронов В.Р. «Дизайн в культуре ХХ-го века», Ващук О. «Швейцарская школа графического дизайна», Пол. К. «Цифровое искусство», Меггс Ф. «История дизайна». Также удалось ознакомиться с современными работами, такими как: «Типографика в терминах и образах» Кричевского В.Г.
Приближаясь к разработке практической части проекта, внимание также было уделено теоретическим работам в области типографики, вёрстки, построения модульных сеток и проектирования сайтов для цифровых носителей. Среди работ, которые посвящены теоретическим аспектам типографики и графического дизайна, следует выделить книги Яна Чихольда «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера» и «Типографика. Руководство по оформлению» Эмиля Рудера. Также особое внимание было уделено трудам Йоханнеса Иттена, «Искусство цвета» и «Искусство формы», ставшими ключевыми в процессе обучения большинства дизайнеров, архитекторов и художников.
Для работы над концептуальной частью были исследованы работы в области социологии, философии и методологии дизайна. Среди них: «Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования» Г.Н. Лолы, «Спекулятивный мир» Рэби Ф., Данн Э., «Галактика Гутенберга» и «Понимание медиа» М. Маклюэна, «Телевидение» Ж. Лакана.
На основе исследований, произведённых благодаря изучению перечисленных выше трудов, была создана работа, представленная в нескольких главах диссертации.
В первой главе - «Специфика и развитие графических принципов первой половины ХХ в.» рассматриваются художественные принципы дизайна первой половины ХХ-го в. Более подробно рассмотрены процессы и проблемы развития графики на примере главных направлений: школы Баухауз, новой типографики и Швейцарского стиля. В данной части уделено особое внимание принципам, которым удалось просуществовать до сих пор, оставшись при этом актуальными для графического дизайна. По сути, на их базе созданы стандарты современной дизайн-графики.
Во второй главе - «Специфика и развитие графических принципов второй половины ХХ в.» рассматриваются принципы и особенности дизайн-графики второй половины ХХ- го в., влиявшие на развитие графического дизайна, а именно: Ульмская школа, типографика «Новой волны», минимализм. Особое внимание занимает исследование стилей, интегрированных в цифровую среду: работы представительницы «Новой волны» Э. Грейман, а также современное направление flat-дизайн.
В третьей главе - «Особенности формирования телевидения и специфика развития медиа» рассматривается историография телевизионного дизайна, его появление и дальнейшее развитие. Наглядно продемонстрированы примеры различных тв-каналов. Проводится сравнительный анализ каналов с момента их образования до нашего времени. Также внимание уделяется их жанровой направленности, и в зависимости от этого - стилистическим особенностям. Исследуемые телеканалы представлены в виде таблицы в Приложении 1. Более того, в главе рассматриваются дополнительные способы использования цифровой среды, в качестве альтернативного пространства для дизайн- проектирования, такие направления, как: программный дизайн, коддинг, виртуальная реальность. Отдельная подглава посвящена перспективам интеграции телевидения в мобильную среду, где рассмотрены основные технологические аспекты вопроса и графические особенности предполагаемой подачи материала.
В четвёртой главе идёт описание разработки концепции проекта, а также перечислены основные этапы проектирования онлайн-платформы для трансляции студенческого телеканала «МОСТ» с целью дальнейшей практической реализации. Рассматривается также разработка структуры и навигации сайта-платформы, а также процесс создания элементов фирменного стиля канала.
Актуальность данного исследования определяется тем, что подача любого рода информации в 2021 г. является наиболее выигрышной в случае её размещения в онлайн- среде. Таким образом, размещение студенческого телеканала в цифровом пространстве, посредством специально разработанной для этого транслирующей платформы, будет способствовать продвижению и узнаваемости среди потенциальной аудитории, а его заданный ярко выраженный визуальный облик сформирует характерный каналу имидж.
Академическая апробация проекта
Участие в конференциях:
В процессе исследовательской деятельности, под руководством научного руководителя Васильевой Е.В., была написана научная статья, занявшая почётное третье место среди магистерских работ. Статья была представлена с докладом 19-го марта 2021-го г. на научной конференции: Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения - 2021».
Организатор: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица» (СПГХПА им. А.Л. Штиглица).
Публикации:
Макарова М.: Дизайн и телевидение: интернациональный стиль и проблема минимализма // Материалы Международной научно-практической конференции «Месмахеровские чтения». Санкт-Петербург: СПБГХПА, 2021 г (в печати)
В заключении приведены практические и теоретические выводы, касающиеся темы исследования.
В ходе работы были рассмотрены визуальные системы графических стилей и дизайн-школ XX-XXI-ых вв. Проведённое исследование показало, что современные тенденции дизайна, в частности телевизионный и веб-дизайн, сохранили и унаследовали главные художественные традиции и теоретические основы начала ХХ-го в. Несмотря на это, можно наблюдать определённую видоизменчивость и адаптирование устоявшихся графических принципов к культурной среде, которая формирует современное поколение специалистов в области графического дизайна.
Для этого был изучен ряд трудов, монографий, научных статей в области истории искусств и дизайна. Был произведён анализ формообразующих работ на тему типографики, основ вёрстки. Рассмотрен процесс развития дизайн-графики в телевизионной и цифровой среде. На основании полученной информации мне удалось выявить ряд особенностей, свойственных телевизионному дизайну, позволивших в последствии разработать уникальную концепцию и графический образ проекта.
В рамках исследования был проанализирован процесс формирования и развития современного телевизионного дизайна. Для этого был исследован ряд тв-каналов, цифровых платформ, видоизменяемость их графического облика на протяжении полувека. Были обозначены принципы, которые лежат в основе формирования тв-дизайна. Также в рамках проекта, были проанализированы современные тенденции в телевизионной дизайн- графике.
Таким образом, теоретическое исследование обозначило актуальность разработки, а одним из наиболее подходящих инструментов её раскрытия была выбрана онлайн- платформа. Отдельного внимания заслуживает предмет исследования - студенческие телеканалы. Соответственно, были проанализированы различные, как и официальные студенческие, так и менее формальные молодёжные вещательные платформы.
Были рассмотрены их стилистические особенности, визуальный облик, формы подачи. Исходя из этого, анализ собранных изображений способствовал выявлению основных принципов и особенностей типографской вёрстки, сочетанию гарнитур и изображений, расположенных на страницах сайта. При этом, вектор исследовательской работы оставался направлен в сторону формирования телевизионной онлайн-платформы для креативной и современной молодёжи, а именно для студентов СПбГУ.
Таким образом, ознакомившись со всеми теоретическими аспектами и креативными тенденциями в сфере телевизионного дизайна, я смогла выявить актуальные особенности для дальнейшей работы над графическим обликом студенческого канала «МОСТ». Вместе с тем мною была разработана собственная концепция с представленной формой подачи - онлайн-платформой для транслирования передач, существующих на базе канала. Также, при появлении новых передач, рубрик, сайт может развиваться и дополняться. В проекте заложены определённая сетка и шрифт. В соответствии с этим, вёрстка онлайн-платформы может приобретать разные формы и быть динамичной.
Проектная часть работы может быть использована как инструмент для оптимизации вещательного процесса телеканала, и как следствие, для привлечения интереса новой аудитории к жизни университета. Каждая потенциальная аудитория способна подчерпнуть что-то новое из этого дизайн-продукта. Изучение специфики телевизионного дизайна показало, что на примере онлайн-платформы для студенческого телеканала «МОСТ» подобная концепция также может существовать и совершенствоваться в стенах Санкт- петербургского государственного университета. Данное исследование - неотъемлемая часть масштабного проекта, направленного на представление студенческой деятельности и культурной жизни средствами онлайн-платформы и узнаваемого графического сопровождения.
Из всего вышеперечисленного, следует вывод, что на сегодняшний день более актуальным становится применение комплексного подхода именно в цифровом пространстве. Помимо этого, важно осознавать, что для потенциального пользователя важную роль играет не только визуальная привлекательность дизайн-продукта, но и заложенные в основу функциональные качества, способствующие его удобству.
1. Беньямин. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М. 1996.
2. Вертов, Д. Статьи. Дневники. Замыслы Текст. / Д. Вертов. М.: Искусство, 1966.
3. Гропиус В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971.
4. Деррида, Ж. Письмо японскому другу Текст. / Ж. Деррида // Вопр. философии. 1992.
5. Джеймисон, Ф. Постмодернизм и общество потребления Текст. / Ф. Джеймисон // Логос. 2000.
6. Женетт, Ж. Палимпсесты: литература во второй степени Текст. / Ж. Женетт // Фигуры: Работы по поэтике: в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1998.
7. Иттен И. Искусство цвета. М.: Ид Аронов, 2013.
8. Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. М.: Д. Аронов, 2013.
9. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. М.: - СПб Азбука-классика, 2005.
10. Кандинский В. В. О духовном в искусстве: (Живопись). JI. : фонд «Ленинградская галерея», 1989. - 68 с.21 .Капр А. Эстетика искусства шрифта : Тезисы и маргиналии со 152 иллюстрациями / Альберт Капр; пер. с нем. М. : Книга, 1979.
11. Лебон, Г. Психология масс Текст. / Г. Лебон. Саратов, 2001.
12. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Жан-Франсуа Лиотар; пер. с фр. Н. А. Шматко. СПб. : Алетейя, 1998.
13. Лич, Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии / пер. с англ. М.: Вост. лит. РАН, 2001.
14. Лотман, Ю.М. «Золотое сечение» и проблемы внутримозгового диалога Текст. / Ю.М. Лотман, Н. Николаенко // Декоративное искусство СССР, 1983.
15. Лотман, Ю.М. Диалог с экраном Текст. / Ю.М. Лотман, Ю. Цивьян. Таллин, 1994.
16. Лотман, Ю.М. Проблема знака и знаковой системы в типологии русской культуры XIXIX веков Текст. / Ю.М. Лотман // Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970.
17. Лотман, Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров . Статьи. Исследования. Заметки (1968-1992) Текст. / Ю.М. Лотман. -СПб.: Искусство-СПб, 2000.
18. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии Текст. / А.Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
19. Люшер М. Цветовой тест Люшера. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
20. Розанов, В.В. О понимании Текст. / В. Розанов. СПб.: Наука, 1995.
21. Шёнберг А. Отношение к тексту // Синий всадник : Альм. 1912 г. / под ред. В. Кандинского и Ф. Марка; [Пер., комментарии и статьи 3. С. Пышновской]. М. : Изобраз. искусство, 1996.
22. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / Умберто Эко; Пер. с итал. А. Шурбелева. СПб. : Акад. проект, 2004.
23. Gill E. An Essay on Typography / E. Gill. Boston : David R. Godine Publisher, 1993.
24. Graphic design. Basle School of Arts and Crafts. Kunstgewerbeschule Basel. Ecole des arts metiers de Bale. Basel: Pharos Verlag, 1967.
25. Griswold W. Cultures and Societies in a Changing World. - London, 1994.
26. Gropius W. Die neue Architektur und das Bauhaus: Grundziige und Entwiklung einer Konzeption. Mainz u.a.: Kupferberg, 1965.
27. Ludwig Mies van der Rohe. Ausstellungskatalog. Berlinere Bauwochen. Berlin. 1968.