ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 6
1. Экология как объект социологического анализа 6
2. Осознание экологических проблем как основа экологического сознания 15
ГЛАВА II. ВОЗМОЖНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СО-ЗНАНИЯ 25
2.1. Процесс формирования экологического сознания 25
2.2. Способы развития экологического сознания 32
ГЛАВА III. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 37
3.1. Особенности экологического сознания российской молодежи 37
3.2. Анализ результатов онлайн-опроса «Экологическое сознание российских студентов» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЯ 58
Приложения 63
Актуальность темы исследования. Экологические проблемы являются особенно актуальными в эпоху глобализации, поскольку они затрагивают абсолютно все сферы жизнедеятельности человека. Пренебрегать катастрофическим состоянием природы, человек XXI века просто не может себе позволить. К сожалению, экологическим проблемам все еще не уделено должно-го внимания на государственном и международном уровне, но необходимо понимать, что начать следует с осознания всей серьезности вопроса каждым человеком в отдельности. В этой связи хочется обратиться к теме развития экологического сознания.
Не стоит ожидать, что выработка различных законов в области экологии, а также установление правил поведения человека в отношениях с природой позволит решить одну из актуальных проблем современности. Конечно же, такое принуждение тоже может дать свои плоды, но необходимо проникнуть на уровень человеческого сознания, в котором бережливое отношение к природе и ее ресурсам должно формироваться естественным образом. Решить эту задачу возможно при помощи воспитания и образования, которое осуществляется различными социальными институтами. Лишь качественные изменения в экологическом сознании людей, а также разработки по организации и проведению образования и воспитания среди населения в экологической сфере могут дать реальные результаты.
Таким образом, очертив круг проблем, которые предстоит раскрыть в ходе написания дипломной работы, перейдем к определению предмета и объекта исследования. Объектом исследования является развитие экологического сознания посредством различных социальных институтов, а предметом является экологическое сознание и процесс его формирования.
Целью дипломной работы является определить, каким образом воз-можно развить экологическое сознание в человеке. При этом для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть экологию как объект социологического анализа;
- раскрыть сущность экологического сознания;
- рассмотреть процесс формирования экологического сознания;
- определить способы развития экологического сознания;
- в качестве примера с опорой на эмпирические данные рассмотреть экологическое сознание современной молодежи.
Методологические и теоретические основы исследования опираются на работы теоретика общей экологии Н.Ф. Реймерса, основателей экологии города Р Парка и Э. Берджесса, а также теоретиков экологического мышления Л. Леви-Брюля и Л.Н. Гумилева . Разработкой вопросов экологического сознания также занимались отечественные авторы, среди которых С.Н. Артановский, В.Е. Борейко , Ю. В. Олейников и др.
Эмпирическая база - социологические исследования, выявляющие отношение россиян к экологическим проблемам авторитетных центров ВЦИОМ, «Левада-центр», Фонд общественного мнения и пр.; исследования экологического сознания современной российской молодежи; разработка и апробация собственного исследования методом анкетирования путем онлайн- опроса российских студентов.
Используемые методы - анализ научной литературы, а также метод сравнительного анализа при использовании результатов эмпирических исследований.
Практическая значимость работы состоит в использовании его со-держания при подготовке к таким дисциплинам как «Экономическая социо-логия», «Социальная экология», «Экологическая социология».
Несмотря на то, что взаимоотношения человека с природой и обществом интересует человечество с давних времен, осознание важности экологических проблем произошло лишь в XX веке. Экология как изучение взаимоотношений различных организмов с окружающей средой стала включать в себя такие отрасли как экология человека и социальная экология. Большой вклад в развитие социальной экологии внесли американские исследователи Р Парк и Э. Берджесс, написавшие свой известный труд под названием «Город как социальная лаборатория».
Однако отношения человека и природы находятся в тяжелом положении, поскольку очевидным стало истощение природных ресурсов вследствие отсутствия экологической культуры. В таких условиях человечество стало задумываться над тем, что можно сделать, чтобы решить экологические проблемы, улучшить нынешнюю ситуацию и обеспечить рациональное использование ресурсов в будущем.
Очевидно, что усилия со стороны национальных правительств и мирового сообщества будет недо статочно, если не задействовать уровень индивида. В этом смысле решение экологических проблем во многом связано с развитием экологического сознания среди населения. Экологическое сознание выступает как тип мышления, который отражает отношение индивида к при-роде и экологическим проблемам. Экологическое сознание всегда приводит к конкретному поведению, которое понимается как уважительное и бережное по отношению к окружающей среде. Однако современное поколение не осознает важности экологических проблем, поэтому необходимо влиять на развитие экологического сознания.
Необходимо, чтобы каждый человек, вне зависимости от возраста, пытался беречь природу и использовать природные ресурсы грамотно, но до-биться сознательности индивида можно различными способами. Во-первых, семья должна выступать в качестве первичной группы, в которой происходит формирование экологического сознания и культуры, а затем должны подключаться образовательные учреждения и трудовой коллектив. Поскольку человек не только биологическое, но и социальное существо, то и его отношения с природой нельзя гармонизировать без участия социальных институтов. Также меры по формированию экологической ответственности должны поддерживаться на государственном уровне.
В ходе данной работы было выяснено, что экологическое сознание в нашей стране не развито, поэтому необходимо действовать на всех указанных уровнях. Сделать подобные выводы помог анализ данных ранее проведенных исследований, а также собственное исследование. Результаты говорят о том, что экологическое сознание молодых людей необходимо развивать, поскольку присутствует осознание экологических проблем, обеспокоенность загрязненностью окружающей среды. В то же самое время отсутствуют знания в области экологии, а также понимание того, что ответственен каждый индивид. Перекладывание ответственности на правительство и экологические организации не решит проблему, поскольку сознание индивида выступает в качестве основания для общественного сознания и общественного мнения.
Основные надежды возлагаются на образование и воспитание в сфере экологии, но признается необходимое участие других социальных институтов, среди которых семья, государство, экологические и другие общественные объединения, общественное мнение и СМИ. При этом необходимо сформировать устойчивые знания в области экологии, ценности, основанные на любви к природе и бережному к ней обращению. В итоге антропоцентричное поведение должно смениться на экоцентричное, содержащее в себе конкретные действия по сбережению природных ресурсов. Безусловно, решить поставленную задачу невозможно без формирования нравственных качеств личности.
К счастью, Россия в последние десятилетия осознала важность решения экологических проблем. В Экологической доктрине РФ прописаны конкретные меры, среди которых включение экологии как дисциплины во все образовательные программы, просвещение различных социальных групп относительно важности экологических проблем, а также подключение возможностей СМИ по информированию и пропаганде. Также наша страна принимает активное участие в международных мероприятиях, посвященных вопросам устойчивого развития, создает экологические проекты и задействует в них молодежь и представителей производственных предприятий, занимается внедрением альтернативных источников энергии и строительством мусороперерабатывающих заводов. Конечно же, существующих мер недо статочно, поскольку цифры говорят о невнимании к экологическим проблемам среди населения. Однако, остается надеяться, что меры по развитию экологического сознания молодых людей будут предприняты и в недалеком будущем дадут свои результаты. Именно молодежь как наиболее активная часть населения содержит в себе потенциал к развитию экологического сознания и участию в экологических мероприятиях.
1. Sanchez M.J. Defining and measuring environmental consciousness / M.J. Sanchez, R. Lafuente // Revista International de Sociologia (RIS), 2010. - Vol.68. - №3. - P 731-755
2. Stern P.C. Toward a coherent theory on environmentally significant be-havior / P.C. Stern // Journal of Social Issues, 2000. - Vol. 56. - P 407-424.
3. Аутлева А.Н. Сущность экологического сознания // Вестник Ады-гейского государственного университета. - 2005. - №3. - С. 29-31
4. Бганба В.Р. Основы общей и социальной экологии. Учебное пособие. - М., 2017. - 642 с.
5. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1989. - 261 с.
6. Борейко Е.В. Прорыв в экологическую этику, издание пятое, дополненное / В. Е. Борейко; Киев. Эколого-культ. центр. — К.: Логос, 2013. - 168 с.
7. Бурко Р.А., Терешина ТВ. Экологические проблемы современного общества и пути их решения // Молодой ученый. - 2013. - №11 (58). - С. 237-238
8. Вагнер И. В. Гуманитарная экология: преодолеть отчуждение от природы и развивать ценности экологической этики // Вестник Томского Государственного педагогического университета. - 2011. - № 13.- С. 189-191
9. Галинская И. Л. Возможно ли глобальное потепление? // Вестник культурологии. - 2005. - №2. - С. 151-153
10. Гизатуллин Х.Н., Троицкий В.А. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма // Общественные науки и современность. - 1998. - № 5. - С. 124-130
11. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -М.: Айрес-Пресс, 2005. - 560 с.
12. Деменьшин В.Н. Обзор зарубежных исследователей экологического сознания // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т.5, №5. Режим доступа:https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN517.pdf(дата обращения: 15.01.2021
13. Дорофеев Ю.В. Социальная экология: Учеб. пособие / Ю.В. Дорофеев. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013.
14. Егоров Ю.В., Колесникова Н.Н. Экология человека и социальная экология: термины и смыслы // Аналитика и контроль. - 2010. - №4. - С. 260-266
15. Каменская Е.Н. Экологическая культура и безопасность молодежи //
ИВД. - 2015. - №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
ekologicheskaya-kultura-i-bezopasnost-molodezhi (дата обращения: 12.05.2020).
16. Карлин Л.Н., Самусевич И.Н. Глобальный климат, история и культура // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2010. - №1 (14). - С. 130-138
17. Кочергин А.Н. Системные исследования в науке. Сборник научных трудов. - Новосибирск, НГУ, 1982. - 168 с.
18. Лагойда Н.Г. О роли природного фактора в процессе этногенеза // Евразийство и мир. - 2018. - №1. Режим доступа: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-roli-prirodnogo-faktora-v-protsesse- etnogeneza(дата обращения: 10.05.2020).
19. Лысенко А.С. Дисциплина «Экология» в системе высшего профессионального образования» // Молодой ученый. - 2014. -№ 18.1 (77.1). - С.56-58
20. Матвеева Е.В. Экологическая политика современной России // Известия АлтГУ. - 2010. - №4-1. Режим доступа: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-politika-sovremennoy-rossii(дата обращения: 15.05.2020).
21. Моисеев Н.Н. Ещё раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии, 1998. - № 8. - С.26-32.
22. Новгородцева А.Н. Социальная экология: [учеб.-метод. пособие] / А.Н. Новгородцева; [науч. ред. Г.Б. Кораблева]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. -76 с.
23. Орешкина Т. А. Социологический анализ экологического сознания населения как объекта управления // Социологический журнал. - 2012. - № 4. - С. 94-105.
24. Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обо-зрение. - 2002. - Т. 2. № 3. - С. 3-12.
25. Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. - М.: Россия молодая, 1994. - 367 с.
26. Рогозин, М. Ю. Чем опасен парниковый эффект / М. Ю. Рогозин, Д. С. Иванченко // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 120-124.
27. Саварин А.А. Социальная экология: практическое руководство / А.А. Саварин; М-во образования РБ, Гом. гос. ун-т им. Ф. Скорины. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. -37 с.
28. Сафонова Т.Н. Становление и развитие экологического сознания и экологической культуры у студентов// Гуманитарные науки. - 2019. - №2. - С. 20-25
29. Социология в России: учеб. пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев и др.; Отв. ред. В.А. Ядов ; Сост.: З.Т. Голенкова, В.А. Ядов; РАН. Ин-т социологии. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: 1998. - 659 с.
30. Ташнинова Л.Н., Ташнинова А.А. Экологическое просвещение как важнейшая составляющая гуманитарной экологии // Вестник КИГИ РАН. - 2014. - №2. - С. 159-162
31. Тихомиров Д.А. Экологическое сознание молодежи Москвы / Гори-зонты гуманитарного знания. - 2018. -№2. - С. 65-73
32. Фахретдинова А.Б., Замалетдинова Л.Р. Экологическое сознание современной молодежи (на материалах социологического исследо-вания студентов Казанского государственного энергетического университета) // ВЭПС. - 2017. -№1. - С.173-176
33. Филипенко В.Ю. Экологическое сознание: антропоцентризм и экоцентризм // Молодой ученый. - 2016. - №11 (115). - С. 1818-1821
34. Фрумин ГТ. Глобальные экологические проблемы: путь к катастрофе или миф? // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2009. - №3. - C. 101-113
35. Чердымова Е.И. Экологическое намерение как компонент экологического сознания личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - Т.13, №2(2). - С. 385-387
36. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы - М.: Наука, 1972.
37. Яницкий О.Н. Российская экосоциология за 50 лет. Итоги и новые вызовы // Социологические исследования. - 2008. - №6. - С. 139-145
38. Официальный сайт NASA(Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США) Режим доступа: URL: https://climate.nasa.gov/(дата обращения: 11.05.2020)
39. Сайт информационного агентства ТАСС. Режим доступа: URL: https://tass.ru/info/6000776(дата обращения: 12.05.2020)
40. Доклад о климатических рисках на территории Российской Федерации. - Санкт-Петербург. 2017. - 106 с.
41. Экологическая доктрина Российской Федерации. [Электронный ресурс ]. Режим доступа: https://www.mid.ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/548754 (дата обращения: 18.02.2020)
42. Экологическая ситуация в России: мониторинг ВЦИОМ (август 2018 г.). Режим доступа: URL: https://infographics.wciom.ru/theme- archive/society/social-problems/ecology-climate/article/ ehkologicheskaja-situacija-v-rossii-monitoring-1.html (дата обращения: 18.05.2020)
43. Исследование ВЦИОМ «Экологическая повестка: за 10 месяцев до выборов в Госдуму». Режим доступа: https://wciom.ru/analytical- reviews/analiticheskii-obzor/ehkologicheskaja-povestka-za-desjat- mesjacev-do-vyborov-v-gosdumu(дата обращения: 20.01.2021)