ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В
СФЕРЕ РАЗДЕЛА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА 7
1.1 Земельный участок и землеустроительная экспертиза 7
1.2 Обзор нормативно-правовой базы по разделу земельного участка 15
1.3 Субъекты, участвующие в процессе раздела земельного участка 21
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗДЕЛА ЗЕМЕЛЬНОГО
УЧАСТКА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РЕШЕНИЮ 30
2.1 Анализ ситуаций, при которых может осуществляться раздел земельного участка 30
2.2 Классификация проблем, свойственных кадастровой системе Российской
Федерации 35
2.3 Классификация проблем, связанных с процедурой раздела земельного участка, и
рекомендации по их решению 40
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЦЕДУРЫ РАЗДЕЛА
ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА 47
3.1 Определение порядка производства землеустроительных (кадастровых) работ .47
3.2 Взаимодействие субъектов в процессе раздела земельного участка 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Раздел земельных участков довольно сложный, но необходимый процесс, который проводится кадастровыми инженерами для достижения определенных целей:
- справедливого раздела земельного имущества между собственниками;
- продажи, дарения или передачи в наследство какой-либо части своего земельного имущества;
- использования части землепользования в целях ведения предпринимательской деятельности либо по иному назначению, для которого не подходит исходный земельный участок;
- смены категории и вида разрешенного использования на вновь образованный земельный участок после разработки проекта межевания территории и пр.
В практике земельно-имущественных отношений раздел земельных участков занимает важную роль. В общем смысле - предоставляет возможность справедливого распределения земельных ресурсов между землепользователями, которое заключается в дроблении имеющихся территорий на части, способные отвечать необходимым требованиям. Однако процедура раздела должна опираться на полноценную и достоверную основу из актуальных данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Несмотря на то, что в ходе межевания земельного участка с целью раздела координаты его характерных точек могут уточняться, большая часть реестровых данных должна изначально содержаться в реестре и оперативно предоставляться для подобных операций. В связи с вышеизложенным возникает вопрос о наличии качественных исходных данных о земельных участках в самом ЕГРН.
Несмотря на то, что процедура раздела является одной из важнейших на рынке землеустройства (без нее невозможны многие процессы), она имеет ряд проблем, требующих решения:
1. Отсутствие сведений о разделяемом земельном участке в ЕГРН (так как собственник участка самостоятельно подает заявление на основании имеющихся документов о регистрации);
2. Отсутствие достаточной точности при определении границ исходного участка (в таком случае требуется дополнительное межевание участка с целью уточнения границ);
3. Несоответствие площади образуемого земельного участка требованиям, установленным Правилами землепользования и застройки населенного пункта, в границах которого располагается участок и пр.
Вышеперечисленные проблемы усложняют работу кадастровых инженеров, замедляют процессы, происходящие в ходе землеустроительной деятельности (оборот земель, их регистрацию и пр.), что впоследствии ведет к снижению инвестиционной привлекательности региона в целом, трудностям в формировании базы данных по объектам недвижимости , невозможности принятия обоснованных управленческих решений и т.д. В связи с тем, что раздел земельных участков довольно часто встречается в работе кадастровых инженеров, анализ и описание проблемных моментов, а также создание методических материалов и обзор нормативно-правовой базы в сфере проведения данных землеустроительных работ является актуальным. В связи с вышеизложенным в данной работе будет рассмотрена процедура раздела земельных участков, подняты возникающие в процессе раздела проблемы и приведены рекомендации по их решению, а также будут описаны шаги, которые необходимо выполнить собственнику земельного участка для его успешного раздела.
Таким образом, целью данной работы станет обзор проблем, связанных с разделом земельных участков, предложение рекомендаций по их решению, а также формирование методики осуществления раздела земельных участков для субъектов землеустройства. Такая постановка вопроса позволит объединить и упорядочить взаимодействие собственников, кадастровых инженеров и государства.
Для достижения поставленной цели предстоит решить ряд задач:
1. Проанализировать теоретические основы раздела земельных участков;
2. Изучить нормативно-правовую базу в сфере раздела земельных участков и их регистрации;
3. Проанализировать ситуации, при которых необходим раздел земельных участков;
4. Сформулировать принципы раздела земельных участков;
5. Оценить проблемные ситуации в данной сфере, дать их классификацию и рекомендации по решению;
6. Сформировать предложения по осуществлению процедуры раздела земельного участка, описать порядок выполнения необходимых действий.
Объектом изучения данной Выпускной квалификационной работы стал земельный участок, предметом - деятельность по разделу земельного участка.
В качестве теоретической основы исследования были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации (Конституция, кодексы, Федеральные законы, Постановления Правительства и пр.), регламентирующие кадастровую и землеустроительную деятельность на территории страны, в том числе и процедуру раздела земельных участков. Также для более глубокого изучения темы рассматривались научные статьи и публикации, посвященные теме раздела землепользований.
Практическая значимость работы заключается в фактической применимости результатов исследования на практике. Алгоритм действий, приведенный в работе, может быть использован собственниками земельных участков для успешного их раздела, поскольку методика опирается на актуальную нормативно-правовую базу в сфере землеустройства и кадастра, а также учитывает проблемы, с которыми может столкнуться землевладелец.
Выпускная квалификационная работа состоит из 82 страниц печатного текста, включая 4 рисунка, 6 таблиц и 12 страниц приложений. Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных сокращений и аббревиатур, список использованных источников в количестве 52 наименований, приложения.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам и нормативно-правовой базе в сфере раздела земельного участка. В ней приводится определение земельного участка как объекта земельных отношений, рассматриваются субъекты, участвующие в процессе раздела, а также описывается процедура землеустроительной экспертизы.
Во второй главе поднимаются проблемы, с которыми может быть сопряжена кадастровая деятельность по разделу участка, рассматриваются ситуации, при которых раздел необходим, а также анализируются проблемы, свойственные всей кадастровой системе Российской Федерации в целом.
Третья глава направлена на формирование методики действий для субъектов, желающих осуществить раздел своего недвижимого имущества. В этой главе рассматриваются землеустроительные и кадастровые работы, которые необходимо выполнять, описывается взаимодействие субъектов, участвующих в процессе раздела земельного участка.
Заключение работы содержит итоги исследования и основные выводы, полученные в ходе его выполнения.
В ходе написания Выпускной квалификационной работы было сформулировано определение земельного участка как объекта земельных отношений, позволяющее понимать его сущность. Это было необходимо сделать в связи с тем, что на данный момент нет установленного законом определения этого термина. Важно отметить, что решение имущественных и земельных споров в отношении раздела земельных участков невозможно без проведения землеустроительной экспертизы, которая описывается в работе.
Для наилучшего понимания структуры нормативно-правовой базы землеустройства и кадастра, были проанализированы основные документы, регламентирующие кадастровую деятельность в сфере раздела земельных участков. Несмотря на то, что землеустроительная деятельность имеет существенную законодательную базу, она имеет и ряд проблем, связанных с коллизией правовых норм. В связи с этим, имеет смысл пересмотреть и объединить между собой некоторые нормы законодательства с целью сокращения проблемных моментов и упрощения проведения землеустроительных процедур.
Важным аспектом всего процесса раздела являются субъекты земельных отношений, непосредственно участвующие в разделе земельных участков. В зависимости от сложностей, с которыми сопряжен раздел, количество участников может отличаться. Тем не менее, основными всегда будут собственник землепользования (инициатор раздела), кадастровый инженер (специалист, занимающийся подготовкой межевого плана по разделу участка), орган исполнительной власти, утверждающий схему раздела участка и регистрирующий права на вновь образованные земельные участки в ЕГРН (Росреестр и его структурные подразделения).
Без анализа ситуаций, в которых осуществляется раздел земельных участков, не обойтись, поэтому им посвящается первый пункт второй главы работы. К причинам, побуждающим собственников к разделу своего землепользования, относятся:
- желание сменить ВРИ части земельного участка для использования ее по назначению, не предусмотренному для исходного участка;
- нецелесообразность содержания всего земельного участка, если он фактически не используется полностью;
- раздел долевой собственности;
- раздел имущества супругов после развода;
- строительство, ремонт или реконструкция линейного объекта;
- формирование земельного участка для размещения площадного объекта.
Одним из основных пунктов данной работы является второй пункт второй главы, который посвящен основным проблемам кадастровой системы Российской Федерации. Рассмотреть их было необходимо в связи с тем, что они оказывают влияние на все землеустроительные и кадастровые процедуры, включая раздел земельных участков. Решение этих проблем возможно при комплексном подходе к вопросу, а значит, непосредственно государство и субъекты Российской Федерации должны принять участие в их решении. Для этого необходимо финансирование работ по восстановлению пунктов ГГС и ОМС, по проведению комплексных кадастровых работ, позволяющих получить актуальные и достоверные сведения о границах землепользований, по просвещению граждан в вопросах землеустройства и кадастра и пр.
Говоря о разделе земельных участков, нельзя не рассмотреть и проблемы, связанные непосредственно с этим процессом. В третьем пункте второй главы приводится классификация подобных проблем. Среди основных можно отметить:
- трудности с разделом участков, находящихся в долевой собственности у нескольких граждан;
- трудности с разделом недвижимого имущества бывших супругов;
- проблемы с проведением землеустроительной экспертизы;
- невозможность разделить исходный участок из-за требований к предельным максимальным и минимальным размерам участков, указанным в ПЗЗ;
- невозможность раздела земельного участка с расположенным на нем объектом капитального строительства и пр.
Самой важной частью работы стала третья глава, в которой рассматривался порядок производства землеустроительных и кадастровых работ, необходимых для раздела земельного участка, а также описывалось взаимодействие субъектов земельных отношений в процессе раздела земельного участка.
В первом пункте главы были рассмотрены кадастровая деятельность по разделу землепользований и межевой план как основной документ, на основании которого производится подобный раздел. Таким образом, пункт посвящен землеустроительной основе, позволяющей провести раздел земельного участка.
Второй пункт третьей главы описывает взаимодействие всех участников (субъектов) процесса раздела. Для большей наглядности был рассмотрен актуальный межевой план по разделу земельного участка, предоставленный действующим кадастровым инженером. Используя данный МП за основу, был описан порядок действий для собственника земельного участка, который планирует разделить свое землепользование. В ходе описания межевого плана была сформирована методика по разделу земельных участков, которая позволяет молодым специалистам-землеустроителям и собственникам земельных участков лучше понимать процесс и ориентироваться в нормах законодательства.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать в качестве рекомендаций для собственников, желающих осуществить раздел своего недвижимого имущества, а также для начинающих специалистов в сфере землеустройства.
Таким образом, цель и задачи, поставленные во введении к данной работе, были достигнуты в процессе ее выполнения.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Электронный ресурс]: (ред. от 01.07.2020) // КонсультантПлюс. Версия Проф.
2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51- ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146- ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
8. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации» от 31.05.2001 №73 [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. Версия Проф.
9. Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных
домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 №214-ФЗ
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
10. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
11. Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 №221-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
12. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» от 23.07.2013 №250-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
13. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» от 23.07.2013 №250-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
14. Федеральный закон «О геодезии, картографии и пространственных данных и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2015 №431-ФЗ [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. Версия Проф.
15. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов
исполнительной власти» от 21.01.2020 №21 [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. Версия Проф.
16. Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» от 25.12.2008 №1847 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
17. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» от 01.06.2009 №457 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
18. Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении
государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы» от 24.11.2016 №1240
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О руководителе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 22.01.2020 №55-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
20. Приказ Минэкономразвития России «О признании утратившими силу
приказов Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. №540, от 30 сентября 2015 г. №709, от 6 октября 2017 г. №547, от 4 февраля 2019 г. №44 и пункта 1 изменений, которые вносятся в некоторые приказы Минэкономразвития России в части совершенствования правового регулирования в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 9 августа 2018 г. №418» от 12.02.2021 №68 [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. Версия Проф.
21. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. №968» от 20.06.2016 №378 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
22. Приказ Минэкономразвития России «Об установлении примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» от 21.11.2016 №735 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
23. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении порядка кадастрового
деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ» от 24.11.2015 №877 [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. Версия Проф.
24. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» от 08.12.2015 №921 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
25. Приказ Минэкономразвития России «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» от 16.12.2015 №943 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
26. Приказ Минэкономразвития «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» от 18.12.2015 №953 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
27. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии «Об утверждении плана Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2018 год» от 30.03.2018 №П/0122 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
28. Приказ Росреестра «Об утверждении требований к точности и методам
определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места» от 23.10.2020 №П/0393
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
29. Приказ Росреестра «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» от 10.11.2020 №П/0412 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
30. Письмо Минэкономразвития России «О подготовке межевого плана» от 23.06.2014 №Д23и-2144 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
31. Письмо Росреестра №10-0968-АГ «О разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 08.10.2014 [Электронный ресурс] // Кодекс.
32. Строительные нормы и правила Российской Федерации «Основные положения
создания и ведения государственного градостроительного кадастра Российской Федерации» от 01.12.1996 14-01-96 [Электронный ресурс] //
Кодекс.
33. Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» от 05.11.2002 №532-КЗ [Электронный ресурс] // Кодекс.
34. Решение городского собрания Сочи Краснодарского края «О внесении изменений в решение Городского собрания Сочи №202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи» от 29.12.2009» №118 [Электронный ресурс] // Кодекс.
Научные статьи и дополнительная литература
35. Винников Е.С. Актуальные проблемы при разделе земельных участков // Молодежь и системная модернизация страны. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 268-270.
36. Горюнова О.И. Подготовка землеустроительной экспертизы в целях исправления реестровой ошибки // Эпоха науки, 2018. №15. С. 225-236.
37. Жембровский Д.А., Посконин А.В., Стешенко В.А., Засядь-Волк В.В.
Применение инструментов земельной политики для повышения эффективности использования земель // Тез. докл. XVII Большого
Географического Фестиваля. СПБ.: Сборник БГФ-2021, 2021. 5 с.
38. Зайцева Е.М. Экспертиза в сфере земельно-имущественных отношений // Наука, образование и культура, 2018. 5 с.
39. Землякова Г.Л. Правовые проблемы раздела земельных участков, занятых индивидуальными жилыми домами // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2017. №11. С. 66-75.
40. Иванова А.И., Пархоменко Д.В. Земельно-кадастровые аспекты раздела земельного участка (на примере раздела имущества супругов) // Интерэкспо Гео-Сибирь, 2019. С. 210-216.
41. Мамонтова С.А. Проблема понятийного аппарата землеустроительной экспертизы // Финансы и управление, 2020. №2. С. 45-54.
42. Нехорошева А.Н. Кадастровые и землеустроительные работы // Academy, 2020. С. 30-31.
43. Паркина Д.О. Землеустроительная экспертиза // Инновационные тенденции развития российской науки. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2019. С. 27-28.
44. Тотмин М.Д., Фролов Е.Н. Основные проблемы земельного права // Молодой ученый, 2018. №49. С. 137-139.
45. Юрлова А.А. Осуществление землеустроительной экспертизы при решении земельных споров // Московский экономический журнал, 2019. №12. С. 57-65.
46. Публичная декларация целей и задач Росреестра на 2018 год [Электронный
ресурс] // Электрон. текстовые дан. 2018. - Режим доступа:
https://clck.ru/V2gv7, свободный (дата обращения 02.05.2021).
Электронные источники
47. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства [Электронный ресурс] // Правовой центр М. URL: https://clck.ru/UgjPY(дата обращения 03.05.2021).
48. Как изменить вид разрешенного использования земельного участка [Электронный ресурс] // Росреестр. 2020. URL: https://clck.ru/UgjPv(дата обращения 03.05.2021).
49. Как изменить вид разрешенного использования земельного участка [Электронный ресурс] // Росреестр. 2019. URL: https://clck.ru/UgjVe(дата обращения 03.05.2021).
50. Категории и виды разрешенного использования [Электронный ресурс] //
Региональный земельный центр. 2019. URL: https://clck.ru/Uh7ra(дата
обращения 03.05.2021).
51. Правила раздела земельного участка [Электронный ресурс] // Росреестр. 2018. URL: https://clck.ru/UjocS(дата обращения 20.04.2021).
52. Раздел и выдел земельных участков [Электронный ресурс] // СОДЕЙСТВИЕ. URL: https://clck.ru/UetiW(дата обращения 20.04.2021).