Введение 3
1. Теоретические основы применения провокативных технологий в маркетинговых коммуникациях FMCG-брендов 10
1.1. Теоретические подходы к использованию провокативных технологий 10
1.2. Особенности маркетинговых коммуникаций на рынке FMCG 26
2. Анализ влияния провокативных технологий на восприятие FMCG-брендов 34
2.1. Методические подходы к исследованию влияния провокативных технологий на восприятие товаров FMCG-брендов 34
2.2. Исследование влияния провокативных технологий на продвижение FMCG-брендов 39
3. Рекомендации по применению провокативных технологий в коммуникациях FMCG-брендов и перспективы дальнейших исследований 53
Заключение 59
Список использованной литературы и источников 63
Приложения 71
Актуальность темы исследования. Современный уровень развития и распространения информационных технологий создает ситуацию переизбытка информации, в том числе рекламного характера. Вместе с тем, по мере увеличения массива информации не происходит увеличение объема коллективного внимания, и каждому отдельному сообщению все труднее дойти до адресатов. В этой связи внимание становится все более ценным ресурсом бизнеса, за который конкурируют компании, что привело к появлению понятия «экономика внимания» [28]. Данное обстоятельство предопределяет необходимость находить такие способы донесения маркетинговых сообщений до потребителей, которые бы позволяли выделяться из общего потока информации. Один из способов решения данной задачи заключается в использовании провокативных технологий в коммуникациях с аудиторией. Затрагивание табуированных тем, нарушение принятых в обществе норм, интригующие и шокирующие элементы позволяют привлечь внимание, чтобы затем конвертировать его в продажи, а в конечном счете – в прибыль.
Рынок товаров повседневного спроса (так называемый FMCG-сектор) является одним из самых конкурентных рынков. И хотя в 2022 году FMCG-рынок столкнулся со множеством проблем в связи с политическими событиями и осложнением экономической ситуации, он находится на стадии стабилизации – об этом свидетельствуют результаты исследования NielsenIQ [20]. Наряду с исключением товарных позиций из ассортимента магазинов исследователи фиксируют выведение на рынок новинок, а большинство российских потребителей продолжает их пробовать [там же]. Кроме того, на рынке FMCG наблюдается импортозамещение – российские производители запускают новые бренды взамен ушедших иностранных [18]. В этих условиях привлечение и удержание покупателей приобретает особую важность, что создает предпосылки для применения провокаций в маркетинговых целях.
Степень изученности темы. В последнее десятилетие рассмотрению феномена провокации через призму различных научных дисциплин были посвящены работы И. М. Дзялошинского, А. В. Дмитриева., О. С. Иссерс, С. В. Тумского [12; 13; 19; 45; 46]. Их труды дают общее представление о провокациях: предлагаются различные трактовки данного термина, анализируется трансформация взглядов на провокационные технологии по ходу развития человечества, выявляются характерные признаки провокации и наиболее частые сферы их применения.
Теоретические основы использования провокаций в маркетинговых целях отражены в научных работах А. В. Завадской, Е. А. Ивановой, Д. А. Косовой, М. Смеловой, В. Н. Степанова, М. В. Терских [16; 17; 25; 38; 40; 42; 43]. Анализ данных исследований демонстрирует наличие разных подходов к определению провокации в рекламе и, как следствие, различных функций и типологий маркетинговых провокаций. Кроме того, рассматривается соотношение шока, эпатажа и провокаций в качестве методов воздействия на аудиторию.
Следующий блок исследований составляют труды, посвященные особенностям принятия потребительский решений, в частности влиянию рекламы на покупательский выбор. Наибольший интерес в данной области вызывают работы Д. Вакратаса, Д. Блэкуэлла, Й. Нордфальта, Р. Смита, Р. Хита [59; 7; 32; 53; 57]. Авторы выявляют наиболее важные факторы эффективности рекламы, исходя из различных моделей потребительских решений.
Также стоит отметить исследования восприятия разных аспектов маркетинговых провокаций целевой аудиторией. Так, использование комбинации юмора и насилия в рекламе изучено коллективом авторов под руководством Б. Блэкфорда [52], рекламные провокации, основанные на социальных мотивах – Н. Кенгта [55], отношение влияние эротических элементов в рекламе на имидж копании – К. Нигелем [56]. Группа американских ученых – К. Суани, М. Вейнбергер и Ч. Гулас – проанализировала гендерный аспект восприятия провокативного юмора [58]. Изучению запоминаемости провокативной рекламы в привязке к продвигаемому бренду посвящено исследование С. Майерс [54].
Таким образом, проблема использования провокаций в рекламе довольно широко представлена в научных работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Однако большинство российских исследований провокативной рекламы носит описательный характер и не подкрепляется эмпирическими данными о том, как аудитория воспринимает эпатажные коммуникации брендов. Такие исследования проводятся иностранными учеными, но их выводы требуют отдельной проверки в российских условиях. Кроме того, в большинстве работ, посвященных провокативным технологиям в маркетинге, исследование ограничивается лишь fashion-индустрией, в которой часто используется провокация методом эксплуатации сексуальных мотивов, либо сферой социальной рекламы. Литературный обзор выявил и другой недостаток в научном знании – отсутствие единого и четкого понимания относительно того, какие маркетинговые коммуникации можно считать провокационными (провокативными), а также какова эффективность провокативной рекламы на рынке повседневного спроса. Данные обстоятельства подтверждают необходимость исследования маркетинговых провокаций в категориях FMCG.
Проблема исследования заключается в следующем противоречии. С одной стороны, маркетинговые провокации эффективны, поскольку обеспечивают возможность выделиться из потока стандартных рекламных сообщений и привлечь внимание широкой аудитории. С другой стороны, использование табуированных тем и нарушение социальных норм ставит под угрозу позитивное восприятие бренда и его продукции. Это может повлечь за собой рост негативных упоминаний в СМИ и социальных сетях, а также отрицательно повлиять на потребительский выбор. Так как товары на FMCG-рынке мало отличаются по своим характеристикам и легко взаимозаменяемы, у потребителя нет существенных барьеров, препятствующих отказу от покупки продукции социально неодобряемого бренда. Таким образом, проблема исследования связана с нерешенным вопросом эффективности применения провокативных технологий в коммуникациях FMCG-брендов.
Гипотеза исследования. Теоретический анализ литературы и результатов зарубежных эмпирических исследований по рассматриваемой теме позволяет выдвинуть несколько гипотез:
1. Большинство потребителей запоминает, какому бренду принадлежит провокативная реклама.
2. Существует расхождение в восприятии провокативной рекламы мужской и женской аудиторией. Эпатажные, шокирующие элементы рекламы вызывают у представителей мужского пола менее негативную реакцию, чем у представителей женского пола.
3. Провокативная реклама с использованием социальных мотивов воспринимается аудиторией более благосклонно, чем провокации сексуального и физиологического характера.
4. В рекламе съедобных продуктов провокации оказывают более негативное воздействие на восприятие продвигаемых товаров, чем в рекламе других категорий FMCG. Предположение базируется на мысли о том, что негативные ассоциации с продуктом, вызванные провокативной рекламой, отрицательно отражаются на желании употребить его в пищу.
5. Отношение к провокации в рекламе не оказывает большого влияния на отношение потребителей к продукции продвигаемого бренда.
Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования выступают провокативные технологии в маркетинговых коммуникациях, а предметом – социально-психологические отношения, опосредующие использование провокативных технологий в коммуникациях FMCG-брендов.
Цель исследования – выявление восприятия провокативных элементов в коммуникациях брендов на рынке FMCG.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к использованию провокативных технологий;
2. Определить особенности маркетинговых коммуникаций на рынке FMCG;
3. Изучить методические подходы в оценке влияния использования провокативных технологий на продвижение FMCG-брендов;
4. Исследовать восприятие различных провокативных элементов в коммуникациях FMCG-брендов;
5. Обосновать рекомендации для эффективного использования провокативных технологий на рынке FMCG.
Теоретическое обоснование. Влияние рекламы провокативного типа на потребителей рассматривается через призму модели принятия потребительских решений в условиях низкой вовлеченности (low-involvement hierarchy) [59]. Она полностью применима в контексте FMCG-рынка, на котором реализуются относительно недорогие товары с коротким жизненным циклом, что в совокупности минимизирует покупательские риски. В этих условиях потребитель не склонен прилагать больших усилий при принятии решения о покупке.
Теоретическая рамка исследования также включает в себя концепцию набора рассматриваемых альтернатив (consideration set), утверждающую, что в условиях низкой вовлеченности покупатель принимает во внимание только товары знакомых ему торговых марок и не рассматривает остальные [32].
Эмпирическое обоснование. В качестве первичных данных выступают результаты онлайн-опроса (анкетирования) молодых потребителей из крупных городов России, направленного на выявление отношения к провокациям в рекламе товаров FMCG-брендов.
Вторичная информация представлена преимущественно зарубежными эмпирическими исследованиями. В частности, исследование о внимании к атрибутам бренда в рекламе с использованием табуированных тем [54], гендерном аспекте восприятия провокативного юмора в рекламе [58], реакции потребителей на провокативную рекламу с социальной повесткой [55].
Кроме того, в работе рассматриваются правовые и маркетинговые аспекты провокативных коммуникаций на примере рекламных кампаний ресторана быстрого питания «Бургер Кинг» [5; 36; 47; 51].
Методическое обоснование. Исследование проведено с использованием следующих общенаучных методов: дефиниция (определение понятий «провокация», «FMCG» и др.), сравнительный анализ (сравнение различных подходов к пониманию сути провокации в маркетинговых коммуникациях в теоретической части работы, оценок восприятия разных провокаций представителями мужского и женского пола – в эмпирической части), классификация провокаций по различным основаниям.
Первичная информация о восприятии примеров провокативной рекламы была получена методом онлайн-опроса (анкетирования), а результаты были обработаны путем статистического (количественного) анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в валидации результатов части зарубежных эмпирических исследований в российских условиях. Кроме того, в работе впервые предлагается рассмотрение эффективности провокативной рекламы на FMCG-рынке с использованием модели принятия потребительского решения с низкой вовлеченностью.
Практическая значимость исследования определяется рекомендациями по использованию провокативных приемов в рекламе на российском рынке FMCG.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и источников, а также приложения.
В первой главе проанализированы различные подходы к трактовке понятия провокации в сфере маркетинга, рассмотрены характеристики и классификации провокаций, а также правовые и этические аспекты применения провокаций в целях продвижения, обозначена специфика FMCG-рынка как с точки зрения принятия потребительских решений, так и с точки зрения маркетинговых коммуникаций.
Вторая глава посвящена описанию методики проведения эмпирического исследования и анализу результатов, полученных в ходе проведения онлайн-опроса (анкетирования).
В третьей главе обозначены рекомендации по применению провокативной технологии в маркетинговых коммуникациях FMCG-брендов, описаны ограничения настоящего исследования и предложены варианты для дальнейшей научной разработки темы.
В соответствии с целью исследования, нами было изучено восприятие различных провокативных элементов в коммуникациях брендов на рынке FMCG. Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
В ходе решения первой задачи было выявлено три подхода к пониманию сущности провокации в контексте маркетинговых коммуникаций: она может рассматриваться как сообщение, направленное на вызов каких-либо эмоций; как нестандартная рекламная кампания скрытого характера, при которой реклама маскируется под необычный инфоповод; а также как коммуникативный прием, предполагающий нарушение принятых в данном обществе норм и/или эксплуатацию табуированных тем с целью провоцирования публичной реакции, которая привлечет к сообщению внимание большой аудитории за счет вирального («вирусного») эффекта. В настоящей работе за основу последний подход к определению провокации, которая подразделяется на три вида в зависимости от использованных мотивов: сексуальные, социальные и физиологические мотивы.
Также в теоретической части исследования обозначен двойственный характер провокативных коммуникаций брендов. С одной стороны, провокация по определению нарушает социальные нормы, включая правовые, что создает потенциал для негативного воздействия на общество. С другой стороны, провокация обладает большими возможностями для повышения узнаваемости бренда. Еще одно противоречие находится в сугубо маркетинговой плоскости. Провокация действительно может стать эффективной технологией привлечения внимания аудитории, но у нее есть и обратная сторона – трудно предсказуемое влияние на бренд и отношение к нему. Последствием провокативной, эпатажной кампании может стать рост негативного восприятия торговой марки и ее продукции у части аудитории.
Кроме того, изучение теоретических и эмпирических исследований позволило выявить неоднородность восприятия провокаций. Среди факторов, определяющих реакцию на провокативные сообщения – культурная принадлежность, возраст, гендер, индивидуальные особенности. Для одной части аудитории провокация будет однозначно негативной, а другие отнесутся к ней нейтрально или даже положительно. Бренд может сфокусироваться на тех, кто относится к провокативным приемам благосклонно, и использовать провокации в качестве метода позиционирования и отстройки от конкурентов за счет создания эпатажного, «бунтарского», «дерзкого» образа.
Последнее особенно актуально для рынка FMCG, который характеризуется наличием большого количества товаров с одинаковыми или незначительно отличающимися свойствами, что придает дополнительную важность позиционированию. В условиях сходства функциональных преимуществ продуктов различных торговых марок большое значение в коммуникациях с потребителями приобретает эмоциональный компонент, который эффективно обеспечивается с помощью провокаций.
Значительное внимание было уделено изучению моделей принятия потребительских решений, применимых к FMCG-рынку. В отношении товаров повседневного спроса потребительское поведение характеризуется низким вовлечением, что означает склонность экономить усилия и время при выборе товаров. Это объясняется относительно невысокими ценами на продукцию FMCG-категории, коротким жизненным циклом товаров, а также сходством присутствующих на рынке альтернатив, что в совокупности минимизирует риски в случае принятия неправильного потребительского решения. В процессе выбора покупатели обращают внимание только на товары известных им торговых марок, попавших в набор рассматриваемых альтернатив (consideration set). Вторым «фильтром» выступает опыт потребления продукта: негативный опыт в прошлом понижает вероятность повторного приобретения товара, положительный – повышает. При этом остальные факторы (включая рекламные сообщения), согласно модели принятия потребительских решений в условиях низкой вовлеченности, имеют незначительный вес. В этих условиях провокация представляется действенным и относительно безопасным маркетинговым приемом, который повышает узнаваемость торговой марки и обеспечивает ей место в наборе рассматриваемых альтернатив с одной стороны и не оказывает негативного влияния на намерение приобрести товар – с другой стороны.
Все вышеперечисленное позволило выдвинуть ряд гипотез, на проверку которых было направлено эмпирическое исследование, проведенное методом опроса в форме онлайн-анкетирования. Анализ результатов опроса молодой аудитории россиян в возрасте 18-30 лет показал:
• Аудитория запоминает не только содержание рекламы провокативной рекламы, но и принадлежность такой рекламы к конкретному бренду;
• Наблюдаются гендерные различия в восприятии провокаций. Провокативные элементы с физиологическими мотивами благосклоннее оцениваются мужской аудиторией, а провокации социального характера – женской. Отношение к провокациям с сексуальными мотивами у представителей обоих полов отличается незначительно.
• Молодая аудитория в целом воспринимает провокативную рекламу с использованием социальных мотивов менее негативно, чем провокации сексуального и физиологического характера.
• В рекламе съедобных продуктов провокации оказывают более негативное воздействие на восприятие продвигаемых товаров, чем в рекламе других категорий FMCG.
• Большая часть потребителей рассматривает влияние провокативной рекламы на отношение к продукции бренда как нейтральное.
Таким образом, главный вывод исследования заключается в том, что даже негативное восприятие провокативного содержания рекламы не сказывается на восприятии продукта, а равно и на намерении совершить покупку. Согласно модели принятия потребительских решений в условиях низкой вовлеченности, провокация оказывается эффективным способом привлечения внимания к бренду и стимулирования покупателей совершить пробную покупку. Дальнейшее взаимодействие с товарами бренда будет преимущественно определяться оценкой личного опыта потребления, в то время как провокативные коммуникации позволят оставаться у аудитории на слуху и оставаться в наборе рассматриваемых альтернатив (consideration set).
В заключительной части работы были выдвинуты рекомендации по применению провокативных приемов в маркетинговых коммуникациях FMCG-брендов. Во-первых, следует с осторожностью использовать сексуальные мотивы в коммуникациях, направленных на продвижение товаров из категории съедобных продуктов: в этой области замечен наибольший процент негативного влияния провокации на восприятие продукта. Во-вторых, рекомендуется принимать во внимание гендерные особенности восприятия провокаций разных типов. Если целевую аудиторию составляют мужчины молодого возраста, можно использовать провокации с физиологическими мотивами; для женской аудитории наилучшим вариантом будут провокации социального характера. В-третьих, перед запуском провокативной кампании необходимо учесть все риски и подготовить антикризисный план на случай. В частности, нельзя забывать, что в целевую аудиторию входят не только покупатели, но и партнеры, инвесторы, поставщики, которые в случае неблагоприятного стечения обстоятельств могут засомневаться в выгодности сотрудничества с провокационным брендом в целях защиты собственной репутации. Также необходимо принять во внимание возможные юридические последствия в случае, если государственные органы обнаружат в коммуникациях с провокативным содержанием нарушение закона о рекламе и других нормативных правовых актов. Наконец, FMCG-брендам, ориентированным на преимущественно молодую аудиторию, провокации можно рассматривать как способ позиционирования. Для этого требуется сделать провокативность частью бренда и включить ее в коммуникационную стратегию
1. Mediascope рассказал о медиапотреблении россиян в 2022 году [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал Sostav.ru. – URL: https://www.sostav.ru/publication/mediaskop-59445.html
2. Аверина М. В. Образы тела и физического совершенства в рекламе: от западной провокативности до восточного аскетизма [Электронный ресурс] / М. В. Аверина // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. – 2021. – № 2(42). – С. 65-75. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46449473
3. Азоев Г. Л. Маркетинг: освоение профессии: Учебник для вузов [Текст] / Г. Л. Азоев, Алешников В. И., Токарев Б. Е. – СПб: Питер, 2020. – 544 с. – ЭБС ZNANIUM.com. – URL: https://znanium.com/read?id=379264
4. Арсенова Е. В. Инструменты коммерциализации инноваций: эмпирическое исследование рынка FMCG [Электронный ресурс] / Е. В. Арсенова, О. Н. Панкова // Эффективное антикризисное управление. – 2017. – № 4(103). – С. 42-51. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32363055
5. Березина А. Король-хулиган: как эпатаж помогает бизнесу Burger King в России [Электронный ресурс] / Березина Анастасия, Левинская Анна // Журнал РБК. – URL: https://www.rbc.ru/magazine/2018/12/5bf2ef539a7947ed57b392e7
6. Блумер Г. Общество как символическая интеракция [Текст] // Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Т. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 173-179.
7. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей. 10-е изд. [Текст] / Пер. с англ. – Спю.: Питер, 2007. – 944 с.
8. ВкусВилл удалил скандальную статью с участием ЛГБТ-семьи и принес извинения клиентам [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал Sostav.ru. – URL: https://www.sostav.ru/publication/vkusvill-udalil-statyu-s-uchastiem-lgbt-semi-i-prines-izvineniya-klientam-49254.html
9. Воронкевич А. Б. Изменение особенностей потребительского поведения на рынке товаров массового потребления под влиянием цифровизации в России [Электронный ресурс] // Практический маркетинг. 2020. №7 (281). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-osobennostey-potrebitelskogo-povedeniya-na-rynke-tovarov-massovogo-potrebleniya-pod-vliyaniem-tsifrovizatsii-v-rossii
10. Горалик Л. KPI и этика: почему не стоит делать неэтичную рекламу [Электронный ресурс] / Linor Goralik: The Content is The Queen. – URL: https://linorg.medium.com/kpi-и-этика-почему-не-стоит-делать-неэтичную-рекламу-a7a41e351246
11. Григорян Е. С. Производственная стратегия предприятия [Электронный ресурс] / Е. С. Григорян. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 374 с. – ЭБС ZNANIUM.com. – URL: https://znanium.com/read?id=387621
12. Дзялошинский И. М. Провокация в системе коммуникационных технологий [Электронный ресурс] / Иосиф Михайлович Дзялошинский // Российская пиарология-3: тренды и драйверы: сборник научных трудов в честь профессора В. Н. Степанова. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. – С. 35-43. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28373109
13. Дмитриев А.В. Понятие провокации [Электронный ресурс] / Анатолий Васильевич Дмитриев // Провокация: сферы коммуникативного проявления. – Москва: Русайнс, 2016. – С. 7-17. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25543634&pff=1
14. Дружинин А. Как Burger King «обострился» в России [Электронный ресурс] / Дружинин Андрей // Информационно-аналитический портал Sostav.ru. – URL: https://www.sostav.ru/publication/burger-king-21675.html
15. Ермаков В.В. Рекламное дело: учебное пособие [Текст] / Вадим Васильевич Ермаков. – Москва: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 184 с.
16. Завадская А. В. Эпатаж как способ речевого воздействия в современных рекламных текстах [Электронный ресурс] / А. В. Завадская // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2013. – Т. 2. – № 6. – С. 57-61. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26302786
17. Иванова Е. А. Шок, эпатаж и провокация в текстах массовых коммуникаций как стереотипы воздействия на целевые аудитории [Электронный ресурс] / Е. А. Иванова, И. В. Палагина, С. С. Прошкин // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – С. 80-94. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35041042
18. Импортозамещение: какие новые бренды запускают российские компании [Электронный ресурс] / Сетевое издание AdIndex. – URL: https://adindex.ru/news/marketing/2022/04/18/303883.phtml
19. Иссерс О. С. Стратегия речевой провокации в публичном диалоге [Электронный ресурс] / О С. Иссерс // Русский язык в научном освещении. – 2009. – № 2(18). – С. 92-104. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15127752 (дата обращения: 19.01.2023).
20. Как изменился FMCG-рынок в 2022? [Электронный ресурс] / NielsenIQ. – URL: https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2022/kak-izmenilsya-fmcg-rynok-v-2022/
21. Клименко А. «Не тормози — сникерсни»: как товары повседневного спроса изменили брендинг и маркетинг [Электронный ресурс] / Анастасия Клименко // Cossa. – URL: https://www.cossa.ru/trends/238104/
22. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2023) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
23. Колбасный хайп: бородатый Дюжев прорекламировал «Мясницкий ряд» [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал Sostav.ru. – URL: https://www.sostav.ru/publication/kolbasnyj-khajp-borodatyj-dyuzhev-proreklamiroval-myasnitskij-ryad-32495.html
24. Королёва Н.Е. Культурно-обусловленные особенности рекламы [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-obuslovlennye-osobennosti-reklamy
25. Косова Д. А. Шоковая реклама в коммерческой сфере: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] / Д. А. Косова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2015. – № 2(18). – С. 82-90. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24353998
26. Левинсон Д. Партизанский маркетинг. Простые способы получения больших прибылей при малых затратах. [Текст] – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 432 с.
27. Медведева А. А. Психовирусный контент - реклама с помощью провокации [Электронный ресурс] / А. А. Медведева // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. – 2016. – № 16-2. – С. 48-53. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35629552
28. Милкова М. А. Феномен внимания в информационной среде: экономика внимания [Электронный ресурс] / Мария Александровна Милкова // Цифровая экономика. – 2020. – № 3(11). – С. 73-87. – URL.: https://elibrary.ru/item.asp?id=44450560
29. Милюкова А.Г. Социальные конфликты вокруг размещения провокационной рекламы (региональный аспект) [Электронный ресурс] // Социодинамика. – 2017. – № 9. – С. 123-134. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30080563
30. Моргун А. В. Информационные споры в связи с ненадлежащей рекламой в СМИ и кинопродукции: специальность 12.00.13 "Информационное право": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук [Электронный ресурс] / Моргун Альбина Викторовна. – Москва, 2014. – 24 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30400962
31. Музыкант В. Л. Брендинг: Управление брендом: учеб. пособие [Электронный ресурс] / В. Л. Музыкант. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2022. – 316 с. – ЭБС ZNANIUM.com. – URL: https://znanium.com/read?id=400773
32. Нордфальт Й. Модель принятия решений в торговом зале и ее отличие от традиционной [Электронный ресурс] / Йенс Нордфальт // Энциклопедия маркетинга. – URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/In-Store_Marketing.htm
33. Ольховников А. В. Механизмы рекламного влияния в условиях низкой вовлеченности [Электронный ресурс] / А. В. Ольховников // Вестник университета. – 2015. – № 5. – С. 316-322. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23893558
34. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. – 2-е издание, переработанное и дополненное. [Текст] – Москва : Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Российской академии наук "Издательство "Наука", 1983. – 478 с.
35. Пашутин С.Б. Непристойность и скабрезность в маркетинговых коммуникациях [Электронный ресурс] / Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». – 2007. – №2. – URL: http://www.mavriz.ru/articles/2007/2/4727.html
36. Решение №ПО/36175/19 по делу № 077/05/5-1991/2019 от 18 июля 2019 г. [Электронный ресурс] / База решений и правовых актов ФАС России. – URL: https://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/cde055b4-bc0f-4491-9827-a39a7e87777e/
37. Родионова М.Е. Социология потребления: учеб. пособие [Электронный ресурс] / М. Е. Родионова, С. В. Назаренко, Е. А. Агеева, н. И. Киселева, К. В. Голубева. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 2018. – 189. с. – ЭБС ZNANIUM.com. – URL: https://znanium.com/read?id=329566 (дата обращения: 16.02.2023).
38. Смелова М. В. Провокационные стратегии в рекламной коммуникации [Электронный ресурс] / М. В. Смелова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2017. – № 1. – С. 168-172. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29028934
39. Солодухо А. С. Провокативность в интернет-коммуникации: проблема определения понятия [Электронный ресурс] / А. С. Солодухо, А. В. Лозовский // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2019. – № 1. – С. 104-109. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36963948
40. Степанов В. Н. Провоцирование в рекламной коммуникации [Электронный ресурс] / В. Н. Степанов // Организационная психолингвистика. – 2019. – № 2(6). – С. 3. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41109806
41. Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования : учебное пособие [Электронный ресурс] / Е.П. Тавокин. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 239 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1280630
42. Терских М. В. Отношение аудитории к провокационной рекламе: критерии оценки коммуникативной эффективности [Электронный ресурс] / М. В. Терских // Неофилология. – 2020. – Т. 6. – № 21. – С. 201-212. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42745782
43. Терских М. В. Провокативная реклама: понятие, функции, типология [Электронный ресурс] / М. В. Терских, О. А. Зайцева // Коммуникативные исследования. – 2021. – Т. 8. – № 2. – С. 248-262. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46154460
44. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. – URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=24336
45. Тумский С. В. Провокация как социальное действие - определение феномена в контексте кроссдисциплинарного анализа [Электронный ресурс] / Станислав Вячеславович Тумский // Социодинамика. – 2017. – № 8. – С. 1-11. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29863769
46. Тумский С.В. Положительная провокация в социокультурной сфере. Отличие положительной провокации от отрицательной [Электронный ресурс] / Станислав Вячеславович Тумский // Социодинамика. – 2018. – № 9. – С. 27-39. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35666142
47. ФАС оштрафовала Бургер Кинга за ненадлежащую рекламу [Электронный ресурс] / Официальный сайт ФАС России. – URL: https://fas.gov.ru/news/26280
48. Федотова В.А. Ценности россиян в контексте возрастных различий [Электронный ресурс] / Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 1. С. 78–86. – URL: https://publications.hse.ru/articles/178734991
49. Хмурина Д. О. Методические проблемы нейромаркетинговых исследований [Электронный ресурс] / Д. О. Хмурина, А. Н. Агафонова // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2020. – № 1-1. – С. 656-658. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43458515
50. Швецова Т. Как устроены FMCG-продажи и почему это важно знать бизнесу [Электронный ресурс] / Татьяна Швецова // Чек: проект ООО «Яндекс». – URL: https://thecheck.media/fmcg-rynok/
51. Эксперты ФАС признали законной рекламу Burger King [Электронный ресурс] / Сетевое издание Advertology. – URL: http://www.advertology.ru/article136244.htm
52. Blackford, Benjamin & Gentry, James & Harrison, Robert & Carlson, Les. The Prevalence and Influence of the Combination of Humor and Violence in Super Bowl Commercials / Journal of Advertising. 40 (2011). – 123-133. – URL: https://www.researchgate.net/publication/259925004_The_Prevalence_and_Influence_of_the_Combination_of_Humor_and_Violence_in_Super_Bowl_Commercials
53. Heath, Robert & Nairn, Agnes. Measuring Affective Advertising: Implications of Low Attention Processing on Recall / Journal of Advertising Research. 45. – 2005 – 269-281. – URL: https://www.researchgate.net/publication/4733803_Measuring_Affective_Advertising_Implications_of_Low_Attention_Processing_on_Recall
54. Myers Susan & Deitz George & Huhmann Bruce & Jha Subhash & Tatara, Jennifer. An eye-tracking study of attention to brand-identifying content and recall of taboo advertising / Journal of Business Research. (2019) – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0148296319304795?via%3Dihub
55. Nam Kyoungtae & Iyer, Narayanan & Frith, Katherine. Consumers’ Responses Towards Provocative Advertising for Social Cause / The Korean Journal of Advertising. 4. (2015) – 109-141. – URL: https://www.researchgate.net/publication/282488635_Consumers
56. Pope Nigel & Voges Kevin & Brown Mark. The Effect of Provocation in the Form of Mild Erotica on Attitude to the Ad and Corporate Image: Differences Between Cause-Related and Product-Based Advertising / Journal of Advertising. 33 (2013) – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00913367.2004.10639154
57. Smith, R. E. Integrating Information from Advertising and Trial: Processes and Effects on Consumer Response to Product Information / Journal of Marketing Research, 30(2). 1993. – 204–219. – URL: https://www.jstor.org/stable/3172828
58. Swani, Kunal & Weinberger, Marc & Gulas, Charles.The Impact of Violent Humor on Advertising Success: A Gender Perspective / Journal of Advertising. 42. – 2013 – 308-319. – URL: https://www.researchgate.net/publication/258366966_The_Impact_of_Violent_Humor_on_Advertising_Success_A_Gender_Perspective
59. Vakratsas, Demetrios & Ambler, Tim. How Advertising Works: What Do We Really Know? / Journal of Marketing (1999). 26-43. – URL: https://www.researchgate.net/publication/329634983_How_Advertising_Works_What_Do_We_Really_Know
60. Vezina, Richard M. and Olivia Paul. Provocation in advertising: A conceptualization and an empirical assessment. / International Journal of Research in Marketing 14 (1997): 177-192. – URL: https://coek.info/pdf-provocation-in-advertising-a-conceptualization-and-an-empirical-assessment-.html