Влияние занятий физическими упражнениями на показатели физического развития детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья (Сахалинский Государственный Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МКОУ «Гимназия №13» (г. Нальчик).
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи занятий физическими упражнениями и физического развития детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья
1.1. Характеристика физического развития и отклонения в состоянии здоровья младших школьников……..…………………………………...………7
1.2. Физические упражнения и двигательный режим как фактор укрепления здоровья…15
1.3.Организция занятий физическими упражнениями учителем физической культуры с детьми с отклонениями в состоянии здоровья…………………...21
Выводы по 1 главе…………27
Глава 2. Исследование влияния занятий физическими упражнениями на физическое развитие младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья
2.1. Изучение состояния физического развития младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.…28
2.2. Реализация программы физического развития с детьми младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на занятиях физической культуры …33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации учителям физической культуры по обучению детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья…40
Выводы по главе 2 ……………46
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы………50
Приложения……………………………………………………………...………53
Актуальность темы исследования. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной активности, и увеличиваются статические напряжения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию целого ряда заболеваний.
Наиболее распространены среди школьников такие заболевания как неврозоподобный и церебрастенический синдромы, вегето-сосудистая дистония, функциональная кардиопатия. Проведенные исследования показали, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.
В последние годы наблюдается выраженный рост нервно-психических расстройств, ухудшается состояние психической адаптации детей и подростков, что приводит к алкоголизации, табакокурению, наркомании. Увеличивается число школьников с несколькими диагнозами: ученики 7-8 лет имеют в среднем 2,5 диагноза, школьники 10-14 лет – 4 диагноза, а старшеклассники – в среднем шесть и более функциональных отклонений и хронических заболеваний.
Причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков могут носить как объективный, так и субъективный характер. Действительно, в школах не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режим, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающие требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей и подростков в процессе их пребывания в школе связаны с неправильными действиями учителей или их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников. В то время как состояние здоровья человека на 50% зависит от образа жизни (то есть занятия физической культурой и спортом, ведения ЗОЖ), остальные 50% приходятся: на экологию – 20%, наследственность – 20% и 10% на медицину, то есть на независящие от человека причины.
По данным статистики можно утверждать, что оздоровительная работа в школе не привлекает должного внимания ни руководителей школ, ни самих учителей. Физическое воспитание учеников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность, требуют совместных усилий педагогов и врачей. Физиологически доказано, что двигательная активность необходима в любом возрасте, наиболее выражена она у детей и подростков. «Движение» способствует не только физическому развитию человека, но и является средством становления личности и ее особенностей. Для детей с ослабленным здоровьем, в большинстве случаев, активная двигательная деятельность недоступна, поэтому возникает дефицит в удовлетворении данной потребности. При этом гиподинамия вызывает еще большие функциональные и морфологические изменения в организме. Сочетаемость симптомов заболеваний особенно наглядно проявляется у детей, у которых отмечались одновременно нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, заболевания органов дыхания. Выявить первичность заболевания (первое звено среди других звеньев патологии) у больного ребенка в ряде случаев затрудненно: эти сочетанные заболевания связаны между собой и отягощают друг друга.
Поэтому, во избежание дальнейших негативных изменений, двигательная активность для больных детей и подростков крайне необходима. Но со своими особенностями организации занятий, особенностями их проведения, особенностями дозирования нагрузок. Правильное физическое воспитания детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития.
Объект исследования: особенности организации и содержание занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья.
Предмет исследования: взаимосвязь занятий физическими упражнениями и показателей физического развития у детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать влияние занятий физическими упражнениями на показатели физического развития детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что работа учителя физической культуры к работе с детьми с отклонениями в состоянии здоровья будет успешной при подборе физических упражнений с учетом состояния здоровья занимающихся, а также при разработке и использовании методических требований к уроку физической культуры в специальных медицинских группах.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. На основании теоретического анализа физиолого-педагогической и методической литературы выявить влияние физических упражнений на организм учащихся с ОВЗ.
2. Определить содержание занятий физической культурой в специальных медицинских группах.
3. Представить методику проведения занятий при распространенных заболеваниях.
Методы исследования – теоретический анализ литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование учителя и подростков.
База исследования: МКОУ «Гимназия №13» г.о. Нальчик.
Практическая значимость работы состоит в подборе и систематизации физических упражнений для детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья для улучшения показателей их физического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Многочисленные научные исследования показали, что при регулярном занятии физическими упражнениями и играми дети быстрее растут и развиваются. Физические упражнения и игры способствуют развитию всех основных физических качеств ребенка, укреплению его здоровья, формированию духовных и нравственных качеств.
Снижение двигательной активности приводит к разнообразным заболеваниям. Среди заболеваний опорно-двигательного аппарата одно из первых мест, как по частоте, так и по сложности патологических изменений занимают различные виды нарушения осанки. Большие нагрузки в общеобразовательных школах ведут к перегрузкам детского организма в силу увеличения продолжительности занятий и объема изучаемого материала. Осанка имеет неустойчивый характер в период усиленного роста тела ребенка, который приходится на младший школьный возраст.
Изучив литературу по данной теме, мы подобрали и систематизировали комплексы упражнений, подобрали игры и систематизировали их по сезонам для проверки на эффективность мы провели педагогический эксперимент, Для проверки эффективности разработанных комплексов на формирования двигательных способностей у детей младшего школьного возраста был проведён сравнительный педагогический эксперимент, результаты которого позволили рассмотреть изменения в уровне развития исследуемых способностей.
Во второй главе своего исследования мы провели педагогический эксперимент по выявлению взаимосвязи занятий физическими упражнениями и показателей физического развития младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья. Были использованы 3 вида физических упражнений в виде теста для диагностики: «Челночный бег», «Отбивание мяча от пола» и «Подбрасывание и ловля мяча». На констатирующем этапе мы определили актуальный уровень показателей физического развития у младших школьников, разделенных на экспериментальную и контрольную группы. В каждой из групп были как здоровые дети, так и школьники с ослабленным здоровьем. Результаты показали практически одинаковый уровень физического развития в экспериментальном и контрольном группах. При этом внутри групп показатели физического развития детей с отклонениями в состоянии здоровья были значительно ниже показателей своих здоровых сверстников.
Далее нами была реализована программа физического воспитания в экспериментальной группе на занятиях физической культурой, после чего провели повторную диагностику.
Анализ полученных результатов в ходе эксперимента подтвердил, что использование специальных физических упражнений и подвижных игр с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, способствует улучшению показателей физического развития. И наша программа физического развития показала свою эффективность.
В результате проведенного эксперимента выявилась эффективность разработанной программы физического развития. Полученные результаты исследования показали, что использование специальных физических упражнений могут находить широкое применение в специальных группах по физическому воспитанию.
Поставленная цель работы достигнута, задачи реализованы.
Таким образом, данная работа способствует повышению уровня теоретических и практических знаний по проблеме влияния занятий физическими упражнениями на улучшение показателей физического развития младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья, расширяет кругозор по изученной теме.
Занятия физическими упражнениями, спортом, должны проходить через всю жизнь как средство профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья, физического развития, как средство укрепления здоровья. Краткосрочные тренировки малоэффективны. Ведь, как говорил Ромен Роллан, нельзя победить раз и навсегда, побеждать надо ежедневно. И особенно важно учиться этому с детства.
1. Аухадеев, Э.И., Галеев, С.С., Сафин, М.Р. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах [Текст] / Э.И. Аухадеев, С.С. Галеев, М.Р. Сафин. - М.: Высшая школа, 1986. – 183 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / В.К. Басильевич - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208с.
3. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст] / И.И. Брехман. - М.: Просвещение, 1987.- 93 с.
4. Булич, Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах [Текст] / Э.Г. Булич. - М: Высшая школа, 2006.-255с.
5. Вайнбаун, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие [Текст] / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова - М: Академия, 2012.-240с.
6. Велитченко, В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Под ред. Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. –66 с.
7. Велитченко, В.Н. Физкультура для ослабленных детей [Текст] / В.Н. Велитченко. - М.: Физкультура и спорт, 1989.- 112 с.
8. Детская спортивная медицина [Текст] / Под ред.С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева - руководство для врачей, 2-е изд.перераб.и доп. – М.: Медицина, 1991. – 60 с.
9. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни [Текст] / - М.: RETORIKA-A: Высш.шк., 1985. – 139 с.
10. Железняк, Ю.Д., Кулишенко, И.В., Карякина, Е.В. Методика обучения физической культуре [Текст] / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Карякина. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
11. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2002. - 264с.
12. Жмулин, А.В. Новые методологические подходы к формированию оптимального режима двигательной активности учащихся младших классов в процессе школьного физического воспитания [Текст] / А.В. Жмулин // Преподаватель XXI век. - 2007. - № 4. - С. 32-35.
13. Забалуева, Т.В. Закономерности формирования осанки средствами физической культуры [Текст] / Т. В. Забалуева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. – № 4. – С. 51–54.
14. Забродина, Н.П. Работа со специальными медицинскими группами [Текст] / Н.П. Забродина //Физическая культура в школе.-2020.-№6.-С. 22-25.
15. Петровская, Т.В. Особенности физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.В. Петровская // Вопросы дифференцированного физического воспитания детей и подростков.- Киев: КГИФК, 2011. - С. 28-36.
16. Полтырев, С.С., Русин, В.Я. Внутренние органы при физических нагрузках [Текст] / С.С. Полтырев, В.Я. Русин. - М.: Медицина, 1987. -127 с.
17. Рипа, М.Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе [Текст] / М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова / Под ред. М.Д. Рипы - М.: Просвещение, 1988.-175с.
18. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст] / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
19. Страковская, В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей [Текст] / В.Л. Страковская. - М.: Медицина, 1982. – 59 с.
20. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. -М.: Медицина, 1982 .
21. Сулейманов, И.И. Физкультурное образование учащихся: современные подходы и их соотношение. [Текст] / И.И. Сулейманов // Тезисы науч.- практ. конф. «Проблемы совершенствования школьной физической культуры». - Омск: ОГИФК, 2004. - С. 6-10.
22. Тамбиан, Н.Б. Распределение школьников на медицинские группы [Текст] / Н.Б. Тамбиан. //Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998. – С.47-54.
23. Тамбиан, Н.Б. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний [Текст] / Н.Б. Тамбиан // Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998. – С.55-60.
24. Физическое воспитание детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья. Метод указания [Текст] / Под ред. В.Т. Асмолова – М.: 2002. – 194 с.
25. Фонарев, М.И., Фонарева, Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях [Текст] / М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева. – Л.: Медицина. Ленинградское отделение, 1981. – 74 с.
26. Хрущев, С.В. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. – М.: Академия, 2006. – 304 с.
27. Цвек, С.Ф., Язловецкий, В.С. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. [Текст] / С.В. Цвек, В.С. Язловецкий. – М.: Здоровье, 2013. - 152с.