Введение……………………………………………………………………3
1.Дистанционное обучение иностранным языкам……………………………………5
1.1. Определение понятий «дистанционное обучение» и «онлайн-обучение……....5
1.2. Синхронный онлайн-урок……6
1.3. Видеоконференции как форма синхронного онлайн-урока…………………….7
2. Видеоконференции в обучении РКИ…8
2.1. Виды обучающих видеоконференций…8
2.2. Формы работы в рамках видеоконференций при обучении РКИ…9
2.3. Минусы данного способа обучения РКИ10
2.4. Плюсы данного способа обучения РКИ…11
2.5. Разработка онлайн-урока на базе платформы Zoom…………………………....12
Заключение…………………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………….16
С приходом COVID-19 в России, как и во всем мире, в сфере образования стали повсеместно внедряться технологии дистанционного обучения. В полной мере переход на дистанционную форму обучения коснулся иностранных студентов, поскольку многие из них физически остались в странах своего постоянного проживания и не смогли пересечь границу Российской Федерации. наибольшую популярность приобрели видеоконференции как средство дистанционного обучения. В последние годы в практике преподавания РКИ (русский язык как иностранный) получили широкое распространение мультимедийные технологии . Виртуальная среда резко изменила образовательный процесс, она интенсифицировала его и вывела на новую ступень развития, позволила осуществлять онлайн-обучение и актуализировала различные формы его реализации. Виртуальное образовательное пространство предоставило широкие технические и функциональные возможности для реализации разнообразных программ по русскому языку как иностранному от A1 до C2. Однако отмечаются как недостатки, так и преимущества данного вида обучения, что требует подробного исследования и анализа существующих перспектив. Всем вышесказанным и обусловлена актуальность темы исследования.
Теоретические и практические аспекты дистанционного изучения РКИ отражены в работах Э. Г. Азимова, А. Н. Богомолова, А. Д. Гарцова, А. В. Тряпельникова и др.
Целью данной работы является комплексный анализ возможностей видеоконференции в рамках онлайн-обучения русскому языку как иностранному. В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи: проанализировать современные особенности дистанционного обучения иностранным языкам; изучить аспекты применения видеоконференции в обучении РКИ; разработать урок на базе платформы ZOOM.
Предмет исследования – видеоконференции в дистанционном обучении.
При написании работы были применены следующие методы: анализ, синтез, формально-логический, структурно-функциональный и др.
Онлайн-обучение — это новая реальность. Цифровая среда меняет систему обучения и подход к образовательному процессу: происходит переход к более гибкой, вариативной системе обучения. В результате изменчивым становится не только учебный процесс, но и деятельность преподавателя, способного адаптировать методические подходы и учебные материалы под возможности, цели и компетенции обучающегося.
Дистанционные технологии зарекомендовали себя как эффективный инструмент обучения РКИ. Использование онлайн-платформ, в качестве инструмента проведения видеоконференций, позволяет решить следующие задачи: формирование индивидуального плана и графика обучения; обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья; организация командной работы над проектами; использование коммуникативных методов обучения; расширение формата географии; актуализация и визуализация информации; использование практико-ориентированных методов обучения; сочетание возможностей очного, заочного и дистанционного обучения в процессе образования.
Так, занятие с использованием ИКТ позволяет решать такие задачи, как: 1) введение / отработка лексико-грамматических моделей; 2) формирование навыков построения диалога, монолога; 3) развитие аудитивных навыков; 4) формирование гибкости, эмпатии, способности интеграции индивидуальных знаний со знаниями других студентов путем работы в группах; 5) повышение мотивации посредством сочетания различных видов деятельности.
Таким образом, дистанционное обучение в РКИ – один из способов получения качественного языкового образования, которое направлено не только на формирование знаний в области изучаемого языка, умения пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения, но и умения применять современные, релевантные для обучения ИКТ.
1. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация: монография / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М. : Изд-во МЭСИ, 1999. – 196 с.
2. Афанасьева Н.Д., Захарченко С.С., Могилева И.Б. Основные аспекты обучения русскому языку вне языковой среды // Russian Language Centre. 2017. Russian outside Russia: The Challenges of Teaching Russian as a Foreign Language outside the Language Environment. Conference Proceedings. http:// www.russiancentre.co.uk/RLC-2017-Conference-Proceedings.pdf. С. 218–223.
3. Белова Н.В., Рублёва Е.В. Краткий словарь IT-терминов для специалистов по языковому образованию. СПб.: Златоуст, 2017. 68 с.
4. Вохмина, Л. Л. Система упражнений по обучению устной иноязычной речи: теория и практика (на примере РКИ) / Л. Л. Вохмина, А. С. Куваева, С. А. Хавронина. — Спб: Златоуст. — 2020. — с. 176.
5. Кулибина, Н. В. Интерактивный онлайн-урок чтения как поликодовый текст (на материале интерактивного авторского курса «Уроки чтения — праздник, который всегда с тобой») / Н. В. Кулибина // Русский язык за рубежом. — 2018. — №1 (266). — С. 21—25. 670
6. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 230-232.
7. Лебедева, М. Ю. Синхронный онлайн-урок по РКИ как особая форма обучения в цифровой среде / М. Ю. Лебедева, А. С. Куваева // Русский язык за рубежом. — 2020. — №2 (276). — С. 15—23.
8. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие/ Отв. редактор В.И. Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003.- 792 с.
9. Савицкая Г. В. Социальные сети как инструмент изучения языка // Русский язык за рубежом. 2012, № 1, С. 102-104.
10. Хромов С. С., Жданова Е. В. Харитонов О. В. Коммуникативно-информационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. // «Русистика и современность». Мат. XIV междунар. научно-практич. конф. Т. 2. СПб: «Северная звезда», 2012. С. 308-319.
11. Черкес Т.В., Флянтикова Е.В. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: УРОК РКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Актуальные проблемы довузовской подготовки, Минск, 22 мая 2020. – С.184-188.