Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КАРЬЕРНОГО РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ .8
1.1. «Карьера»: понятие, виды, этапы развития 8
1.2. Современные модели карьеры 11
1.3. Карьерный успех и его измерения 14
1.4. Критерии оценки знаний, полученных в ходе обучения 15
Глава 2. РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ СТЕПЕНИ MBA 18
2.1. Особенности программ MBA в России 18
2.2. Обзор карьерных результатов выпускников MBA 20
2.3. Влияние социально-демографических факторов и факторов образования на
развитие карьеры менеджеров после получения степени MBA 23
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ MBA (НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКНИКОВ MBA ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА) 29
3.1. Методология исследования 30
3.2. Характеристика выборки выпускников MBA 32
3.3. Результаты исследования 40
3.4. Обсуждение результатов исследования 47
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Приложения 62
Приложение 1. Вопросы опросника выпускников программ MBA 62
В условиях быстро меняющейся внешней среды все большую важность приобретает дополнительное профессиональное образование (ДПО), позволяющее тем, кто получил среднее специальное или высшее образование, независимо от возраста, продолжать развиваться в своей профессиональной сфере или освоить новую профессию, таким образом, сохраняя и преумножая человеческий капитал [Бурак, Разумова, 2018]. Согласно исследователям Высшей школы экономики, с экономической точки зрения, способность взрослых к обучению обеспечивает институциональное развитие в периоды экономического роста и дает дополнительный ресурс для адаптации и устойчивости в условиях кризиса [Воронина, Попов, 2019]. Помимо этого, ДПО может служить важным элементом обучения в течение всей жизни (lifelong learning), значимость которого возрастает в условиях динамичного развития новых технологий и перехода к экономике знаний. Так, в современных компаниях растет важность человеческого капитала, а создание и распространение новых знаний становится нормой в профессиональном сообществе, что повышает значимость постоянного обновления и совершенствования компетенций среди сотрудников [Van Weert, 2005].
Согласно исследованию Graduate Management Admission Council (GMAC), среди программ ДПО в сфере менеджмента популярностью пользуются программы Master of Business Administration (MBA) [GMAC, 2019]. Ранее данные программы были преимущественно иностранными, а сейчас появляется все больше российских программ, потребителями которых, согласно исследованию РБК, могут быть как отдельные менеджеры, так и корпорации, которые хотят повысить знания и навыки своих сотрудников [РБК, 2019]. Разновидностью программы MBA является программа Executive MBA (EMBA).
В России, пережившей значительные экономические изменения в 1990-е годы, проблема, связанная с развитием человеческого капитала во взрослом возрасте, критически важна, как отмечают специалисты Высшей школы экономики [Воронина, Попов, 2019]. Однако, на данный момент в сфере ДПО в России, включая ДПО MBA, в сравнении с развитыми странами, есть множество нерешенных проблем, препятствующих привлекательности ДПО среди профессионалов с высшим образованием. Так, ДПО не регулируется государством, недостаточно известны форматы и содержание такого образования. Также недостаточно изучены факторы, которые способствуют получению ДПО и дальнейшей реализации полученных знаний. В целом, существует проблема эффективности ДПО во взрослом возрасте для построения дальнейшей карьеры, а также проблема оценки отдачи от ДПО в России [Завьялова, Ардишвили, 2019]. Помимо этого, 4 отмечен разрыв между получением формального документа об окончании образования и фактическим усвоением знаний и навыков, развитием человеческого капитала среди людей, окончивших обучение. По этой причине значительная часть работодателей отмечает необходимость переобучения сотрудников [Воронина, Попов, 2019] .
Дефицит научных и практических знаний в области создания и реализации программ ДПО для взрослых приводит к противоречивой ситуации: при высокой социальной и индивидуальной потребности в обновлении знаний и навыков незначительная часть взрослых добровольно включается в обучение, а работодатель невысоко оценивает полученное ДПО [Завьялова, Ардишвили, 2019]. Так, согласно исследованию кадрового агентства Hays, проведенному в 2020 году, лишь 15% работодателей рассматривают ДПО как преимущество при отборе [Hays, 2020].
Тему, поднимаемую в настоящей работе, можно отнести к междисциплинарным. Оценку факторов обучения, влияющих его результативность, в том числе на карьеру выпускников, можно рассматривать с позиции экономики, психологии, социологии и менеджмента [Parker, Khapova, Arthur, 2009]. «Трехвекторная» модель карьеры позволяет соединить основные теоретические подходы воедино. Согласно этой модели, профессионалы развивают свою карьеру, инвестируя в три типа «знаниевых» активов: вектор «знание-как» охватывает знания и навыки человека, необходимые для работы; вектор «знание-кого» охватывает профессиональное окружение, деловые связи; вектор «знание-почему» охватывает мотивацию и профессиональную идентичность [Parker, Khapova, Arthur, 2009; Arthur и др., 1995]. «Трехвекторная» модель карьеры может представлять собой теоретическую основу для оценки знаний и навыков, накопленных выпускниками программ ДПО MBA [Sturges, Simpson, Altman, 2003]. Таким образом, если понять специфику факторов обучения, связанных с развитием знаний и навыков, в развитии дальнейшей карьеры выпускников ДПО MBA, можно сделать предположения о том, как повысить эффективность и привлекательность данного ДПО.
На данный момент в зарубежной литературе существует множество исследований, стремящихся выделить роль разнообразных факторов, связанных с получением ДПО MBA, в развитии карьеры выпускников программ MBA [Silvanto, Ryan, Gupta, 2017; Elliott, Soo, 2016; Baruch, Lavi-Steiner, 2015]. Если рассматривать российскую практику, можно сделать вывод о том, что данная сфера недостаточно изучена. В то же время, и в зарубежной, и в российской практике, специфика факторов обучения, связанных с развитием знаний и навыков, в дальнейшей карьере выпускников MBA практически не изучена.
В современной научной литературе принято выделять объективную и субъективную оценку факторов обучения, связанных с развитием знаний и навыков, а также оценку карьеры выпускников ДПО [Залесова, 2014; Baruch, Lavi-Steiner, 2015]. Академическая успеваемость студентов, получающих образование, представляет собой важный показатель качества полученного образования и может являться объективным показателем объема знаний, усвоенных студентами в процессе обучения [Рудаков и др., 2016]. Это соответствует экономической теории человеческого капитала. Существуют также общепринятые объективные критерии оценки карьеры, такие как доход и профессиональный статус [Baruch, Lavi-Steiner, 2015; Parker, Khapova, Arthur, 2009; Khapova, Korotov, 2007]. Однако в современной литературе представлено также мнение о возрастающей актуальности субъективных критериев оценки карьеры выпускников ДПО, таких, как удовлетворенность соотношением затраченных на обучение ресурсов и карьерных результатов [Ng, Feldman, 2014]. Кроме того, выделяются субъективные оценки полезности полученных знаний в зависимости от целей и ценностей обучающегося [Залесова, 2014]. Все упомянутые критерии могут быть использованы для оценки факторов обучения, связанных с развитием знаний и навыков, и для оценки дальнейшей карьеры выпускников ДПО MBA.
Исследовательская проблема: в современной научной литературе, посвященной роли ДПО MBA в профессиональной карьере менеджеров, выявлен недостаток информации о специфике факторов, связанных с развитием знаний и навыков, в дальнейшей карьере выпускников MBA.
Цель данной работы — выявить субъективные и объективные факторы обучения, связанные с развитием бизнес-карьеры выпускников программ МВА.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические концепции, связанные с карьерой и ее развитием.
2. Проанализировать научную литературу, посвященную развитию карьеры выпускников MBA, и литературу о влиянии отдельных факторов на развитие карьеры выпускников MBA.
3. Провести исследование факторов развития карьеры выпускников MBA на примере выпускников MBA Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ).
4. Сформулировать краткие рекомендации по совершенствованию организации обучения на программах МВА на основе полученных результатов.
Объект исследования — выпускники программ MBA.
Предмет исследования — «знаниевые» активы, полученные в процессе обучения, и их взаимосвязь с развитием бизнес-карьеры.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно впервые в российской практике исследует взаимосвязь субъективных и объективных факторов обучения с развитием карьеры выпускников MBA. Также особенность настоящего исследования в том, что, помимо объективных результатов развития карьеры, таких как изменение статуса и дохода, данное исследование рассматривает такой важный субъективный фактор, как оценка соотношения затраченных на обучение ресурсов (деньги, время) и результатов обучения, позволяющий сделать вывод об оценке менеджерами экономической отдачи от обучения, что является важным показателем качества ДПО.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно расширяет представление о специфике факторов развития карьеры выпускников MBA в России.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что на основе его результатов можно разработать рекомендации для провайдеров ДПО MBA, а также для менеджеров по обучению и развитию персонала по совершенствованию организации обучения менеджеров на основе понимания факторов, которые бы повысили заинтересованность специалистов в ДПО. Помимо этого, можно также разработать рекомендации по выбору программ ДПО для менеджеров, которые заинтересованы в дальнейшем развитии карьеры.
Инструментарий, используемый в данном исследовании, включает опрос выпускников программы MBA ВШМ СПБГУ.
Структура настоящего исследования состоит из введения, трех глав и заключения, а также списка литературных источников и приложений. В первой главе работы рассмотрены теоретические концепции карьерного развития менеджеров. Во второй главе рассмотрено развитие карьеры менеджеров после получения степени MBA. В третьей главе проведено исследование факторов развития карьеры выпускников MBA на примере выпускников ВШМ СПбГУ.
В качестве информационных источников в данной работе использовались литературные источники, собранные в информационных базах данных EBSCO, Elsevier, Emerald Insight, JSTOR, SAGE, Wiley Online Library, а также в открытых информационных порталах; анонимизированные данные о выпускниках MBA.
В ходе исследования была достигнута его основная цель — были выявлены субъективные и объективные факторы обучения, связанные с развитием бизнес-карьеры выпускников программ МВА.
В результате данного исследования впервые в российской практике была исследована взаимосвязь факторов, связанных с развитием знаний и навыков, с развитием карьеры выпускников MBA, а также рассмотрен такой важный карьерный результат, как оценка соотношения затраченных на обучение ресурсов (деньги, время) и результатов обучения, позволяющий сделать вывод об оценке менеджерами экономической отдачи от обучения. Помимо этого, на практике была рассмотрена взаимосвязь карьерных инвестиций менеджеров-выпускников MBA в «знаниевые» активы, предложенные в рамках «трехвекторной» модели карьеры, с их карьерным успехом после обучения.
Основные выводы исследования
• В качестве критериев оценки «знаниевых» активов и особенностей развития карьеры могут использоваться как объективные (академическая успеваемость, статус, доход), так и субъективные факторы (оценки полезности знаний и связей, соотношения ресурса и результата).
• Объективные показатели академической успеваемости (средний балл, «знание-как»), могут быть не связаны с объективными критериями развития бизнес-карьеры после получения степени МВА (статус, доход).
• Субъективные факторы и критерии оценки полезности полученных знаний («знание-почему») и связей («знание-кого») могут быть связаны как с объективными показателями развития карьеры (доход, статус), так и субъективными показателями (оценка соотношения ресурса и результата).
• «Трехвекторная» модель карьеры может быть использована в качестве методологической основы анализа особенностей развития бизнес-карьеры после получения ДПО.
• Особенности занятости слушателей (предпринимательство либо наемный менеджмент) могут быть связаны с субъективным отношением к «знаниевым» активам. В целом, академическая успеваемость предпринимателей ниже, чем у наемных менеджеров. При этом академическая успеваемость предпринимателей может быть связана с субъективной оценкой полезности знаний.
• Особенности занятости слушателей (предпринимательство либо наемный менеджмент) могут быть связаны с особенностями развития карьеры после получения степени МВА. Собственники-предприниматели имеют меньше возможностей для традиционного карьерного продвижения, и их успех больше связан с их собственным восприятием себя, своей карьеры и успеха своего бизнеса.
Рекомендации
На основе результатов данного исследования можно сформулировать возможные направления совершенствования программ MBA для провайдеров ДПО MBA или же менеджеров по обучению и развитию персонала, и возможные направления действий для менеджеров, желающих развивать собственную карьеру.
Провайдерам программ MBA может быть важным обратить внимание на большую важность субъективных критериев оценки знаний для карьерного успеха в сравнении с объективными, то есть учитывать, что выпускники могут быть более успешными, если содержание программы в большей мере соответствует их целям и ценностям. Помимо этого, может быть важно учитывать интересы разных групп слушателей при формировании программы обучения. К примеру, согласно данному исследованию, для собственников, в отличие от наемных менеджеров, может быть более важна субъективная полезность знаний, получаемых в ходе обучения. Также собственники, в отличие от наемных менеджеров, могут быть более ориентированы на достижение субъективной успешности, а также успешности своего бизнеса и менее ориентированы на карьерный рост и повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Таким образом, для провайдеров MBA, в том числе для менеджеров по обучению и развитию персонала, организующих для сотрудников программы MBA, может быть важным предоставить слушателям возможность выбора дисциплин, соотношения практического и теоретического аспекта в обучении, то есть создавать кастомизированные программы, содержание которых может быть подстроено под интересы аудитории. Программа может быть сформирована по принципу «меню», когда обучающийся сам может выбрать наиболее близкие своим целям и ценностям блоки дисциплин. Примером для бизнес-школ может служить устройство программы Факультета международных программ MBA Института общественных наук (ИОН) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) [РБК, 2019]. В интервью с РБК декан факультета поделилась, что программа MBA представляет собой пакет, в рамках которого студенты могут выбирать курсы из 10 модулей, при этом оплата зависит от количества выбранных курсов в пакете. Гибкие форматы оплаты позволяют вовлекать в обучение разных 53 участников, в том числе представителей малого и среднего бизнеса, доходы которых могут быть ниже топ-менеджеров крупных корпораций. Программа обновляется каждый год, таким образом, у слушателей есть возможность периодически выбирать интересные им новые дисциплины, что дает возможность обучения в течение всей карьеры менеджеров. Таким образом, программа учитывает разнообразные ожидания слушателей и повышает субъективную полезность теоретических и практических знаний, передаваемых в рамках программы. Данный вариант программы может быть также актуален и в рамках корпоративного MBA, который позволит его участникам выбирать наиболее полезные для работы курсы. Помимо этого, в РАНХиГС, если слушатель проходит все 10 модулей, ему выдается диплом о прохождении Д11О. Данная возможность также учитывает интересы разных групп и может быть актуальна для бизнес-школ. Так, если для собственников, возможно, будет не так важно получение формального диплома, то для наемных менеджеров формальный диплом может быть интересен в связи с желанием повысить конкурентоспособность на рынке труда.
Кастомизация программ ДНО MBA открывает для бизнес-школ большие возможности привлечения абитуриентов. К примеру, если каждый год слушатели могут выбирать интересующие их курсы или пакеты курсов, это позволит бизнес-школам создавать программы лояльности, в рамках которых студенты, участвующие в большем количестве курсов, будут получать большие скидки на оплату, что будет способствовать вовлечению взрослых в непрерывное обучение. Данные практики сейчас используют в основном школы, ориентированные на тренинги, такие как Международный институт менеджмента ЛИНК или Moscow Business School [РБК, 2019].
Помимо кастомизации содержания программ с точки зрения теоретических и практических знаний, может быть также важна кастомизация подхода с точки зрения организации активностей, сопровождающих обучение. К примеру, для наемных менеджеров, более ориентированных на карьерное продвижение, могут быть актуальны возможности общения с карьерными коучами или консультантами, а также менторами из интересных для них сфер. Для собственников будут более актуальны встречи с инвесторами, предпринимателями и бизнес-менторами.
В современных условиях с развитиям платформ для онлайн-курсов появляется все больше программ онлайн-обучения, что также коснулось и сферы MBA. Пандемия COVID- 19 только усиливает потенциал возникновения новых цифровых форматов обучения. В то же время, результаты данного исследования продемонстрировали, что деловые связи могут иметь положительную взаимосвязь с карьерным успехом менеджеров, окончивших MBA. Таким образом, как бизнес-школам, так и менеджерам по обучению и развитию персонала в крупных корпорациях, имеющих программы корпоративного MBA, следует выработать решения, позволяющие обучающимся на таких программах формировать и укреплять деловые связи, обмениваться знаниями и опытом. К примеру, использовать гибридный формат обучения с возможностями неформального общения студентов, чтобы студенты могли выстраивать деловые связи. Помимо этого, может быть актуальным вовлечение студентов MBA в сообщество студентов и выпускников бизнес-школы в рамках мероприятий и конференций. Также для бизнес-школ может представлять интерес создание отдельной платформы для действующих студентов и выпускников программ MBA, позволяющей им знакомиться, делиться опытом и находить полезные контакты. К примеру, руководитель программы EMBA в бизнес-школе Дальневосточного федерального университета поделился, что в рамках клуба выпускников программ EMBA была создана специальная платформа для обсуждений, обмена опытом, продвижения своих идей, проектов, товаров и услуг [РБК, 2019].
Менеджерам, заинтересованных в обучении, важно учитывать то, что более высокая успеваемость может не иметь взаимосвязи с развитием их дальнейшей карьеры, если знания, полученные в рамках обучения, не соответствовали их профессиональным ценностям, целям и интересам. Следовательно, стоит внимательно подходить к выбору программы ДПО с точки зрения ее содержания. Так, для менеджеров, рассматривающих варианты MBA, можно предложить обращать внимание на следующие аспекты при выборе провайдера: соответствуют ли содержание программы и характер дисциплин (более практические или теоретические) целям абитуриента; соответствуют ли преподаватели программы ожиданиям абитуриента (преподаватели-практики или преподаватели, более ориентированные на академическую науку); насколько формат программы способствует формированию и укреплению деловых связей; насколько формат программы может быть подстроен под интересы обучающегося.
Среди ограничений данного исследования можно назвать недостаточно большой размер выборки, несмотря на ее репрезентативность относительно генеральной совокупности опрошенных, а также то, что исследование проводилось в рамках одной бизнес-школы. В дальнейших исследованиях предлагается тестировать выработанные в рамках данного исследования гипотезы на большей выборке среди представителей MBA разных университетов России.
1. Бурак И. Д., Разумова Т. О. Дополнительное профессиональное образование как фактор, детерминирующий трудовую карьеру работника //Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2018. — №. 1. — С. 114-122.
2. Воронина Н. Д., Попов Д. С. Востребованность образовании взрослых и факторы, связанные с участием в нём: Россия на фоне стран ОЭСР //Экономическая социология. — 2019. — Т. 20. — №. 2.
3. Дьяченко Е. В., Моисеева М. А. Содержание Я предпринимателей и менеджеров в
контексте карьерной успешности: идеографическое исследование //Ученые записки кафедры теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета. Вып. 2. —
Екатеринбург, 2008. — 2008. — №. 2. — С. 225-254.
4. Епинина В. С. Особенности современного этапа развития бизнес-образования в России //Грани познания. — 2016. — №. 2. — С. 43-50.
5. Завьялова Е. К., Ардишвили А. Современные проблемы российского корпоративного образования: возможно ли обучение без развития? //Российский журнал менеджмента. — 2019. — Т. 17. — №. 4.
6. Зайончек А. Исследование MBA.SUкачества учебного процесса и
удовлетворенности обучением выпускников MBA российских бизнес-школ [Электронный ресурс] //MBA в Москве и России. 2018. — Режим доступа:
https://www.mba.su/articles/issledovanie kachestva uchebnogo processa i udovletvorennocti vypusknikov mba/(дата обращения: 05.11.2020).
7. Залесова Н. В. К вопросу о формировании академической успешности студентов //Вестник Шадринского государственного педагогического института. — 2014. — №. 2. — С. 22.
8. Исследовательский центр портала Superjob.ru. 2012. Диплом MBA: престижная
«корочка» или качественно новое понимание бизнеса? [Электронный ресурс] //Superjob.ru. — Режим доступа:
https://www.superjob.ru/research/articles/110965/diplom-mba/ (дата обращения
03.03.2021).
9. Клейменова Ю. Э. Влияние социально-психологических факторов на успешность карьеры в малом бизнесе //Автореф. дисс.... канд. психол. наук/ЮЭ Клейменова. М. — 2007.
10. Кузьминов Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы (содержательно-институциональные аспекты) //Вопросы экономики. — 2004. — №. 1. — С. 19-36.
11. Мясоедов С. Попытка взлома: почему заговорили о смерти программ МВА? [Электронный ресурс] //MBA в Москве и России. — Режим доступа: https://www.mba.su/articles/popytka vzloma pochemu zagovorili o smerti programm
mba/(дата обращения: 05.11.2020).
12. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных, — 2004.
13. Пахомова Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений //Психология.
Психофизиология. — 2013. — Т. 6. — №. 2.
14. Попов Д. С. Человеческий капитал в России: точность измерения и ограничения подхода //Социологические исследования. — 2020. — №. 11. — С. 27-38.
15. Рудаков В. Н. и др. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на заработную плату выпускников //НИУ ВШЭ. Серия WP15 «Научные труды Лаборатории исследований рынка труда. — 2016. — №. 1.
16. РБК. 2019. Рынок MBA и бизнес-образования в России. [Электронный ресурс] //РБК Магазин исследований. — Режим доступа:https://marketing.rbc.ru/research/35057/(дата обращения: 01.11.2020).
17. Сотникова С. И., Сотников Н. З. Профессиональная карьера работника: актуальность, сущность, виды, детерминанты, индикаторы исследования //Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2015. — №. 1.
18. Шабанова М. А. Бизнес-образование в России. Особенности нового поколения деловых людей //Социологические исследования. — 2009. — №. 4. — С. 49-62.
19. Arthur M. B. et al. (ed.). Handbook of career theory. — Cambridge University Press, 1989.
20. Arthur M. B., Claman P. H., DeFillippi R. J. Intelligent enterprise, intelligent careers //Academy of Management Perspectives. — 1995. — Т. 9. — №. 4. — С. 7-20.
21. Arthur M. B., Khapova S. N., Wilderom C. P. M. Career success in a boundaryless career world //Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior. — 2005. — Т. 26. — №. 2. — С. 177-202.
22. Arthur M. B., Rousseau D. M. A career lexicon for the 21st century //Academy of Management Perspectives. — 1996. — Т. 10. — №. 4. — С. 28-39.
23. Aryee S., Chay Y. W., Chew J. An investigation of the predictors and outcomes of career commitment in three career stages //Journal of Vocational Behavior. — 1994. — Т. 44. — №. 1. — С. 1-16.
24. Bagdadli S., Gianecchini M. Organizational career management practices and objective career success: A systematic review and framework //Human Resource Management Review. — 2019. — Т. 29. — №. 3. — С. 353-370.
25. Baruch Y., Lavi-Steiner O. The career impact of management education from an average- ranked university //Career Development International. — 2015.
26. Baruch Y., Leeming A. The added value of MBA studies-graduates’ perceptions //Personnel Review. — 2001.
27. Baruch Y., Peiperl M. The impact of an MBA on graduate careers //Human Resource Management Journal. — 2000. — Т. 10. — №. 2. — С. 69-90.
28. Baruch Y., Rosenstein E. Human resource management in Israeli firms: Planning and managing careers in high technology organizations //International Journal of Human Resource Management. — 1992. — Т. 3. — №. 3. — С. 477-495.
29. Baruch Y. Transforming careers: from linear to multidirectional career paths: organizational and individual perspectives //Career development international. — 2004.
30. Becker G. S., Murphy K. M., Tamura R. Human capital, fertility, and economic growth //Journal of political economy. — 1990. — Т. 98. — №. 5, Part 2. — С. S12-S37.
31. Becker G. S. Human Capital, University of Chicago press. — 1964.
32. Benjamin B., O'reilly C. Becoming a leader: Early career challenges faced by MBA graduates //Academy of Management Learning & Education. — 2011. — Т. 10. — №. 3. — С. 452-472.
33. Bills D. B. Credentials, signals, and screens: Explaining the relationship between schooling and job assignment //Review of educational research. — 2003. — Т. 73. — №. 4. — С. 441-469.
34. Burt R. S. et al. Brokerage and closure: An introduction to social capital. — Oxford university press, 2005.
35. Camuffo A. et al. The effects of management education on careers and compensation: A competency-based study of an Italian MBA programme //Journal of Management Development. — 2009.
36. Chudzikowski K. Career transitions and career success in the ‘new’career era //Journal of Vocational Behavior. — 2012. — Т. 81. — №. 2. — С. 298-306.
37. Collet F., Vives L. From preeminence to prominence: The fall of US business schools and the rise of European and Asian business schools in the Financial Times Global MBA
58
Rankings //Academy of Management Learning & Education. — 2013. — Т. 12. — №. 4. — С. 540-563.
38. Connolly M. The end of the MBA as we know it? //Academy of Management Learning & Education. — 2003. — Т. 2. — №. 4. — С. 365-367.
39. DeFillippi R. J., Arthur M. B. The boundaryless career: A competency-based perspective //Journal of organizational behavior. — 1994. — Т. 15. — №. 4. — С. 307-324.
40. Elliott C., Soo K. T. The impact of MBA programme attributes on post-MBA salaries //Education Economics. — 2016. — Т. 24. — №. 4. — С. 427-443.
41. Financial Times. Executive MBA Ranking 2020 [Электронный ресурс] // FT. com. — Режим доступа:http://rankings.ft.com/businessschoolrankings/executive-mba-ranking-2020(дата обращения 20.01.2021).
42. GMAC. 2019. Demand for MBA and Business Master’s Programs: Insights on Candidate Decision Making [Электронный ресурс] //GMAC. — Режим доступа: https://www.gmac.com/-/media/files/gmac/research/admissions-and-application-trends/demand-for-mba-and-business-masters-programsinsights-on-candidate-decision-making-summary-reportmbac.pdf(дата обращения: 07.01.2021).
43. Granrose C. S., Baccili P. A. Do psychological contracts include boundaryless or protean careers? //Career Development International. — 2006.
44. Greenhaus J. H., Callanan G. A., Godshalk V. M. Career management. — Sage, 2010.
45. Guan Y. et al. Career boundarylessness and career success: A review, integration and guide to future research //Journal of Vocational Behavior. — 2019. — Т. 110. — С. 390-402.
46. Hall D. T. Protean careers of the 21st century //Academy of Management Perspectives. — 1996. — Т. 10. — №. 4. — С. 8-16.
47. Hall D. T., Chandler D. E. Psychological success: When the career is a calling //Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior. — 2005. — Т. 26. — №. 2. — С. 155-176.
48. Hall D. T., Moss J. E. The new protean career contract: Helping organizations and employees adapt //Organizational dynamics. — 1998. — Т. 26. — №. 3. — С. 22-37.
49. Hall D. T. Careers in and out of organizations. — Sage, 2002.
50. Hay A., Hodgkinson M. Exploring MBA career success //Career development international. — 2006.
51. Hays. 2020. Образование и карьера. [Электронный ресурс] //Кадровое агентство Hays. — Режим доступа:https://Hays.ru/research/education/(дата обращения: 05.12.2020).
52. Hunt Scanlon. 2021. Global 40 Ranking. [Электронный ресурс] //Hunt Scanlon Media. - Режим доступа:https://huntscanlon.com/gl obal-40/(дата обращения: 05.02.2021).
53. Hussey A. Human capital augmentation versus the signaling value of MBA education //Economics of Education Review. — 2012. — Т. 31. — №. 4. — С. 442-451.
54. Hwang A., Bento R., Arbaugh J. B. B. Post-MBA industry shifts //Career Development International. — 2011.
55. Inderrieden E. J., Holtom B. C., Bies R. J. Do MBA programs deliver //New visions of graduate management education. — 2006. — С. 3-22.
56. Judge T. A. et al. An empirical investigation of the predictors of executive career success //Personnel psychology. — 1995. — Т. 48. — №. 3. — С. 485-519.
57. Khapova S. N., Arthur M. B. Interdisciplinary approaches to contemporary career studies //Human relations. — 2011. — Т. 64. — №. 1. — С. 3-17.
58. Khapova S. N., Korotov K. Dynamics of Western career attributes in the Russian context //Career Development International. — 2007.
59. Lin Y., Chen A. S. Experiencing career plateau on a committed career journey: a boundary condition of career stages //Personnel Review. — 2020.
60. Mainiero L. A., Sullivan S. E. Kaleidoscope careers: An alternate explanation for the “opt¬out “revolution //Academy of Management Perspectives. — 2005. — Т. 19. — №. 1. — С. 106-123.
61. Mirvis P. H., Hall D. T. Psychological success and the boundaryless career //Journal of organizational behavior. — 1994. — Т. 15. — №. 4. — С. 365-380.
62. Ng T. W. H., Feldman D. C. Subjective career success: A meta-analytic review //Journal of Vocational Behavior. — 2014. — Т. 85. — №. 2. — С. 169-179.
63. Parker P., Khapova S. N., Arthur M. B. The intelligent career framework as a basis for interdisciplinary inquiry //Journal of Vocational Behavior. — 2009. — Т. 75. — №. 3. — С. 291-302.
64. Peiperl M., Baruch Y. Back to square zero: The post-corporate career //Organizational dynamics. — 1997. — Т. 25. — №. 4. — С. 7-22.
65. Quinn J. B. Intelligent Enterprise: A Knowledge and Service Based Paradigm for Industry. — Simon and Schuster, 1992.
66. Sangwan S., Garg S. WIL and business graduate skill transfer to workplace //On the horizon. — 2017.
67. Silvanto S., Ryan J., Gupta V. A study of the impact of business education on global career mobility //Journal of International Education in Business. — 2017.
68. Simpson R., Ituma A. Transformation and feminisation: the masculinity of the MBA and the “un-development” of men //Journal of Management Development. — 2009.
69. Simpson R. et al. Career progress and career barriers: women MBA graduates in Canada and the UK //Career Development International. — 2004.
70. Simpson R. Winners and losers: who benefits most from the MBA? //Management Learning. — 2000. — Т. 31. — №. 3. — С. 331-351.
71. Spence M. Job market signaling //Uncertainty in economics. — Academic Press, 1978. — С. 281-306.
72. Sturges J., Simpson R., Altman Y. Capitalising on learning: an exploration of the MBA as a vehicle for developing career competencies //International Journal of Training and Development. — 2003. — Т. 7. — №. 1. — С. 53-66.
73. Sullivan S. E., Baruch Y. Advances in career theory and research: A critical review and agenda for future exploration //Journal of management. — 2009. — Т. 35. — №. 6. — С. 1542-1571.
74. Super D. E. The psychology of careers; an introduction to vocational development. — 1957.
75. Van Maanen J. Experiencing organization: Notes on the meaning of careers and socialization //Organizational careers: Some new perspectives. — 1977. — С. 15-45.
76. Van Weert T. Lifelong learning in the knowledge society //Education and the Knowledge Society. — Springer, Boston, MA, 2005. — С. 15-25.
77. Wise D. A. Academic achievement and job performance //The American Economic Review. — 1975. — Т. 65. — №. 3. — С. 350-366.
78. Yeaple R. N., Johnston M. W., Whittingham K. L. Measuring the economic value of pre-MBA work experience //Journal of Education for Business. — 2009. - Т. 85. - №. 1. - С. 13-20.
79. Zhao J. J. et al. " Less Success Than Meets the Eye?" The Impact of Master of Business Administration Education on Graduates' Careers //Journal of Education for Business. — 2006. — Т. 81. — №. 5. — С. 261-268.
80. Arrunada B., Vazquez X. H. The Impact of Behavioural Assumptions on Management Ability: A Test Based on the Earnings of MBA Graduates. ^тА^хгЯ7^®ЭяьЙ1Й1^Й:
ST MBA ^W^^AW^^ //Management and Organization Review. — 2013. — Т.
9. — №. 2. — С. 209-232.