Введение 4
Глава 1. Миссия и результаты деятельности компании 7
1.1. Понятие миссии и ее применение в стратегическом управлении 7
1.2. Анализ эмпирических исследований, связанных с содержанием миссии 9
1.2.1. Содержание формулировок миссии 9
1.2.2. Взаимосвязь миссии с деятельностью компании 11
1.2.3. Взаимосвязь миссии с финансовыми результатами 13
Выводы по Главе 1 16
Глава 2. Эмпирическое исследование: миссия и рыночная ценность 17
2.1. Гипотезы исследования 17
2.2. Описание выборки 20
2.3. Проверка гипотез 21
2.3.1. Важность наличия и стабильности миссии 21
2.3.2. Важность читаемости миссии 26
2.3.3. Важность содержания миссии 30
2.3.4. Взаимоусиливающий эффект читаемости и содержания миссии 45
2.4. Интерпретация результатов 48
Выводы по Главе 2 52
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложения 58
Приложение 1. Информация об индексах читаемости 58
Приложение 2. Алгоритм определения семантической близости текстов 60
Приложение 3. Миссии компаний в выборке: читаемость и ориентация 61
Миссия является одним из основных элементов стратегического управления в организациях. Она представляет собой краткое утверждение, в котором отражается смысл существования компании. Считается, что миссия согласовывает деятельность сотрудников и повышает их мотивацию и тем самым способствует более эффективной деятельности. Вместе с этим миссия может способствовать созданию определенного имиджа компании для ее внешних заинтересованных сторон, что также может отражаться на ее результативности и рыночной ценности.
Питер Друкер считал, что четкое определение смысла существования организации является ключевым фактором ее успеха. Эту идею поддерживает и Саймон Синек: в книге «Начни с «Почему?»» он подчеркивает, что успех компаний во многом основан на глубинном понимании, зачем они существуют, и формулирует тезис о том, что покупатели предпочитают продукты тех компаний, которые опираются на близкие им ценности.
Однако существует и противоположное мнение - о том, что миссия компании не имеет существенного значения, и для ее создания достаточно сложить набор правильных слов. В книге «Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер» Филип Котлер пишет: «Большинство формулировок миссий содержат правильные слова вроде «люди — наш важнейший актив», «мы будем лучшими в своем деле», «наша цель — превзойти ожидания», «наша цель — обеспечить акционерам доходы выше средних». «Ленивый» способ сформулировать миссию — просто соединить все это в любом порядке».
В связи с таким расхождением во мнениях возникает вопрос: действительно ли формулировка миссии влияет на ценность компании, и если да, то какие аспекты миссии проявляются в результатах деятельности организации и могут служить сигналом для инвесторов? Наличие исследований, которые стремились выявить взаимосвязь формулировок миссии с финансовыми результатами компаний, подтверждает актуальность данного вопроса.
Цель работы:
Выяснить, существует ли взаимосвязь формулировки миссии с рыночной ценностью российских компаний.
Задачи:
1. Дать определения основным понятиям, используемым в работе; понять природу возможной взаимосвязи между миссией и рыночной ценностью компании;
2. Провести обзор аналогичных исследований: выяснить их гипотезы, инструментарий и полученные результаты;
3. На основе анализа литературы сформулировать гипотезы о взаимосвязи различных характеристик миссии с ценностью компаний и финансовыми результатами и определить методику их проверки;
4. Сформировать выборку компаний для анализа и собрать данные по миссиям и финансовым показателям (по отчетности компаний и финансовым базам данных);
5. Рассчитать по текстам миссий параметры, оценивающие их качество и определенные аспекты содержания;
6. Провести статистическую проверку выдвинутых гипотез;
7. Сформулировать выводы на основе полученных результатов.
Особенностью данной работы является то, что она находится на стыке финансового менеджмента, стратегического менеджмента и лингвистики. Новизна работы состоит в проведении такого исследования для российских компаний, а также в применении технологий семантического анализа к выявлению связи между миссией и финансовыми результатами.
В результате проверки гипотез была выявлена прямая взаимосвязь наличия, читаемости и ориентированности миссии на акционеров с доходностью акций компаний. Кроме того, было проведено соответствие между приоритетами, указанными в миссии, и показателями, которые могут быть использованы в качестве KPI для этих приоритетов.
Практическая применимость результатов состоит, в первую очередь, в рекомендациях для инвесторов по выбору компаний для инвестиций с точки зрения более высокой ожидаемой доходности. Результаты также могут быть полезны топ-менеджерам и комитетам по стратегии в качестве рекомендаций о том, как следует формулировать миссию исходя из того, какие ее аспекты способствуют росту ценности компании. И наконец, выводы исследования могут использоваться менеджерами для согласования приоритетов и ценностей компании и ключевых показателей эффективности.
В Главе 1 данной работы проводится обзор литературы, связанной с темой исследования: определяется сущность взаимосвязи между формулировкой миссии и финансовыми показателями; анализируются методология и результаты аналогичных работ. Глава 2 посвящена эмпирическому исследованию: в ней сформулированы гипотезы данной работы; приводится описание выборки компаний; по каждой из гипотез описана методология ее проверки и представлены соответствующие результаты; проводится интерпретация полученных результатов. В Заключении сформулированы основные выводы по проделанной работе.
При проведении исследования использовались следующие информационные источники: базы научных статей (Research Gate, EBSCO, Elsevier, Emerald, JSTOR, Taylor and Francis, Wiley, Google Scholar), финансовая база данных Refinitiv Eikon, годовые и ежеквартальные отчеты российских компаний.
Инструментарий исследования включает в себя подготовку данных в Excel и Python; применение методов искусственного интеллекта для семантического анализа текста миссий; регрессионный анализ в Stata.
В ходе проведения исследования была достигнута поставленная цель: установлено, что существует взаимосвязь формулировки миссии с рыночной ценностью российских компаний.
Для написания работы были собраны данные о формулировках миссий и финансовых показателях по 107 российским компаниям за период с 2015 по 2020 год. Для проверки гипотез была применена методология расчета BHAR - buy-and-hold abnormal return; рассчитаны значения индексов читаемости по каждой миссии; определена степень семантической близости каждой миссии к 6 ориентациям при помощи искусственного интеллекта; проведен регрессионный анализ полученных данных при помощи Stata.
К настоящему моменту, данная работа является единственным исследованием миссий российских компаний, которое задействует методы BHAR, регрессионного анализа и расчета индексов читаемости. Численная оценка ориентации миссии путем определения семантического сходства текстов для целей изучения взаимосвязи между содержанием миссии и финансовыми показателями применяется впервые.
В результате проверки гипотез исследования было выявлено, что существует значимая положительная взаимосвязь наличия и читаемости миссии с рыночной ценностью компании. Также был установлен ряд взаимосвязей между ориентацией миссии и соответствующими финансовыми показателями, что подтверждает идею о том, что приоритеты, указанные в миссии, находят отражение в деятельности компании и ее результатах. В частности, была выявлена прямая взаимосвязь между ориентацией на акционеров и темпом роста выручки; ориентацией на эффективность и рентабельностью валовой прибыли; ориентацией на общество и более высокими ESG-показателями. Наконец, было выяснено, что единственной ориентацией миссии, которая связана с более высокой доходностью акций, является ориентация на акционеров. В дополнение к этому, было показано, что читаемость миссии усиливает эффект от ориентации на акционеров.
На основании полученных результатов был сделан вывод о том, что для рыночной ценности компании имеет значение сам факт формулировки миссии, понятность ее формулировки и ориентированность миссии на акционеров.
Данный вывод означает, во-первых, что миссия может рассматриваться инвесторами как сигнал о перспективности компании ; а во-вторых - что топ-менеджменту и комитету по стратегии, как и рекомендует Питер Друкер, следует уделить внимание формулировке миссии и ее внедрению в деятельность организации. Причем миссия, которая принесет акционерам наибольшую ценность, должна содержать прямое указание на то, что компания действует в интересах акционеров, и при этом быть просто и понятно сформулированной. Вместе с этим, указание в миссии других приоритетов может оказывать эффект на операционную деятельность компании, но не будет напрямую связано с более высокой рыночной ценностью - акционерам важно соответствие целей компании их интересам, но не конкретные способы достижения этих целей.
В перспективе возможно проведение аналогичных исследований для непубличных компаний, компаний на других географических рынках, а также в рамках отдельных отраслей. С методологической точки зрения, могут быть рассмотрены другие ориентации миссий (например, ориентация на инновации или на государство) и другие финансовые и нефинансовые показатели, которые не включались в данную работу (например, показатели, связанные с клиентоориентированностью, качеством продукции и долей рынка, которую занимает компания). Также в дальнейшем взаимосвязь между миссией и рыночной ценностью компаний может быть изучена более детально: в частности, может быть проанализировано, насколько рыночные показатели реагируют не на сами приоритеты, заявленные в миссии, а на степень соответствия деятельности компании заявленным приоритетам. Помимо этого, интерес может представлять реакция рынка на изменение формулировки миссии.
Что касается методологии анализа текстовой информации, примененной в данном исследовании, то она может быть использована для изучения других элементов стратегического управления (таких, как видение и ценности) и анализа их взаимосвязи с финансовыми показателями. Также она может быть применена для исследования реакции рынка на новостные публикации, информацию из годовых отчетов или с сайтов компаний и на другую текстовую информацию.
Таким образом, в данном исследовании были выявлены аспекты миссии, взаимосвязанные с рыночной ценностью российских компаний, а примененные для этого методы анализа текстовой информации могут в дальнейшем использоваться для широкого спектра исследований на стыке финансового менеджмента и лингвистики.
1. Бегтин, И. Что такое «Понятный русский язык» с точки зрения технологий. Заглянем в метрики удобочитаемости текстов / И. Бегтин // Блог компании «Информационная культура». — Хабр, 2014. — URL:https://habr.com/ru/company/infoculture/blog/238875/(дата обращения: 31.05.2021).
2. ВТБ первым в России запустил фонды ответственного инвестирования : пресс-релиз. // Сайт ВТБ. - ВТБ, 2020. - URL:https://www.vtb.ru/o-banke/press-centr/novosti-i-press-relizy/2020/05/2020-05-22-vtb-pervym-v-rossii-zapustil-fondy-otvetstvennogo-investirovaniya/#(дата обращения: 31.05.2021).
3. Друкер, П.Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика / П.Ф. Друкер ; перевод с английского. - М. : Издательский дом Вильямс, 2008. — 992 с.
4. Мельчекова, О.Г. Миссия и цели современной организации: ничего невозможного нет / О.Г. Мельчекова // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - №. 50-3. - С. 78-89.
5. Первакова Е.Е. Влияние миссии российских компаний на стоимость бизнеса и наличие результатов инновационной деятельности / Е.Е. Первакова, В.Д. Главчанский // Креативная экономика. - 2013. - №. 12 (84).
6. Простым языком. Оценка читабельности текста : сайт. — Иван Бегтин. От лица АНО
«Информационная культура», 2014-2021. — URL:http://ru.readability.io/(дата
обращения: 31.05.2021).
7. Пять ключевых вопросов Друкера. Отвечают Джим Коллинз, Филип Котлер и другие гуру менеджмента / Ф. Котлер и др. ; перевод с английского. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 192 с.
8. Синек, С. Начни с «Почему?». Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать. / С. Синек ; перевод с английского Ю. Бежановой. - Издательство Эксмо, 2015. — 253 с.
9. ESG факторы в инвестировании // PWC. МИРБИС, 2019. — URL:
https://www.pwc.ru/ru/sustainability/assets/pwc-responsible-investment.pdf (дата
обращения: 31.05.2021).
10. A stakeholder perspective on mission statements: an international empirical study / G. van Nimwegen et al. //International Journal of Organizational Analysis. - 2008. - Vol. 16. - N. 1.
- P. 61-82.
11. Allison, J. Advancing strategic communication through mission statements: creation of a natural language taxonomy / J. Allison // Academy of Strategic Management Journal. - 2017.
- Vol. 16. - N. 3. - P. 1-15.
12. Atrill, P. Company mission statements and financial performance / P. Atrill, M. Omran, J. Pointon // Corporate Ownership and Control. - 2005. - Vol. 2. - N. 3. - P. 28-35.
13. Bartkus, B. Do firms practice what they preach? The relationship between mission statements and stakeholder management / B. Bartkus, M. Glassman // Journal of business ethics. - 2008. - Vol. 83. - N. 2. - P. 207-216.
14. Bartkus, B. Mission statement quality and financial performance / B. Bartkus, M. Glassman, R.B. McAfee // European Management Journal. - 2006. - Vol. 24. - N. 1. - P. 86-94.
15. Bartkus, B. Mission statements: are they smoke and mirrors? / B. Bartkus, M. Glassman, R.B. McAfee // Business Horizons. - 2000. - Vol. 43. - N. 6. - P. 23-23.
16. Begtin, I. Plain Russian Language // NGO Informational Culture. — GitHub, 2015. — URL: https://github.com/infoculture/plainrussian(дата обращения: 31.05.2021).
17. Begtin, I. Readability.io API // GitHub, 2016. — URL:
https://github.com/ivbeg/readability.io/wiki/API(дата обращения: 31.05.2021).
18. Cortds-Sanchez, J.D. Mission statements and financial performance in Latin-American firms / J.D. Cortds-Sanchez, L. Rivera // Business: Theory and Practice. - 2019. - Vol. 20. - P. 270¬283.
19. Desmidt, S. Looking for the value of mission statements: a meta-analysis of 20 years of research / S. Desmidt, A. Prinzie, A. Decramer // Management Decision. - 2011.
20. Effectiveness of mission statements in organizations - A review / S. Braun et al. // Journal of Management & Organization. - 2012. - Vol. 18. - N. 4. - P. 430-444.
21. Engel, M.L. Crafting the Ideal Mission Statement for your Organization / M.L. Engel // Leader to leader. - 2018. - Vol. 2018. - N. 87. - P. 7-12.
22. Environmental, social and governance (ESG) scores from Refinitiv // Refinitiv, 2021. — URL: https://www.refinitiv.com/content/dam/marketing/en us/documents/methodology/refinitiv-esg-scores-methodology.pdf(дата обращения: 31.05.2021).
23. Gartenberg, C. Corporate purpose and financial performance / C. Gartenberg, A. Prat, G. Serafeim // Organization Science. - 2019. - Vol. 30. - N. 1. - P. 1-18.
24. How Organizational Identity Affects Hospital Performance: Comparing Predictive Power of Mission Statements and Sector Affiliation / N. Min et al. // Public Performance & Management Review. - 2020. - Vol. 43. - N. 4. - P. 845-870.
25. Jung, T. Assessing instrumentality of mission statements and social-financial performance links: Corporate social responsibility as context / T. Jung, D. Pompper // International Journal of Strategic Communication. - 2014. - Vol. 8. - N. 2. - P. 79-99.
26. Klemm, M. Mission statements: Selling corporate values to employees / M. Klemm, S. Sanderson, G. Luffman // Long range planning. - 1991. - Vol. 24. - N. 3. - P. 73-78.
27. Knif, J. Powerful Testing Procedure of Abnormal Stock Returns in Long-Horizon Event Studies / J. Knif, S.A. Pynnonen. - 2013.
28. Law, K.M.Y. What do airline mission statements reveal about value and strategy? / K.M.Y. Law, K. Breznik // Journal of Air Transport Management. - 2018. - Vol. 70. - P. 36-44.
29. Pearce, J.A. Corporate mission statements: The bottom line / J.A. Pearce, F. David // Academy of Management Perspectives. - 1987. - Vol. 1. - N. 2. - P. 109-115.
30. Penco, L. Stakeholder Orientation in Cruise Lines’ Mission Statements / L. Penco, G. Profumo, R. Scarsi // Sustainability. - 2017. - Vol. 9. - N. 11. - P. 2151.
31. Pennington, J. Glove: Global vectors for word representation / J. Pennington, R. Socher, C.D. Manning // Proceedings of the 2014 conference on empirical methods in natural language processing (EMNLP). - 2014. - P. 1532-1543.
32. Refinitiv Workspace for Analysts and Portfolio Managers // Сайт Refinitiv. - Refinitiv, 2021. - URL:https://www.refinitiv.com/en(дата обращения: 31.05.2021). - Режим доступа: по подписке.
33. Rehurek, R. Finding similar documents with Word2Vec and Soft Cosine Measure // RARE
Technologies. — GitHub, 2021. — URL: https://github.com/RaRe-
Technologies/gensim/blob/develop/docs/notebooks/soft cosine tutorial.ipynb (дата
обращения: 31.05.2021).
34. Signaling theory: A review and assessment / B.L. Connelly et al. // Journal of management. - 2011. - Vol. 37. - N. 1. - P. 39-67.
35. The Global Industry Classification Standard (GICS®) // Сайт MSCI. — MSCI Inc., 2021. — URL: https://www.msci.com/gics#:~:text=GICS%20sector%20definitions&text=Covering%20Energy%2C%20Materials%2C%20Industrials%2C,Communication%20Services%20and%20Utilities%20Sector(дата обращения: 11.04.2021).
36. The mission statement: organisational culture perspective / K. Babnik, K. Breznik, V. Dermol, N.T. Sirca // Industrial Management & Data Systems. - 2014.
37. Thomas, R. How to Rank Text Content by Semantic Similarity / R. Thomas // Towards Data
Science. — Medium, 2020. — URL:https://towardsdatascience.com/how-to-rank-text-
content-by-semantic-similarity-4d2419a84c32(дата обращения: 31.05.2021).
38. Word vectors, reuse, and replicability: Towards a community repository of large-text resources / A. Kutuzov et al. // Proceedings of the 58th Conference on Simulation and Modelling. - Linkoping University Electronic Press, 2017. - P. 271-276.