Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности управления глаголов речи и мышления и их субстантивных дериватов

Работа №128714

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения синтаксических свойств глаголов 9
1.1. Управление как вид подчинительной связи 9
1.1.1. Глагольное управление 9
1.1.2. Именное управление 12
1.2 Валентность глаголов 14
1.2.1 Определение валентности глаголов 14
1.2.2 Класификация валентностей глаголов 15
1.3 Лексико-семантические группы 16
1.3.1 Определение ЛСГ 16
1.4. Основные словообразовательные модели в современном русском языке 19
1.4.1 Глагольное словообразование 19
1.4.2 Образование отглагольных существительных 20
Выводы 22
ГЛАВА 2. Специфика синтаксического управления глаголов речи и глаголов мышления и образованных от них существительных 23
2.1 Валентностные особенности глаголов речи 23
2.1.1 Классификация валентностных особенностей глаголов речи 23
2.1.2. Валентностные особенности существительных, образованных от глаголов речи 24
2.1.3. Сравнительный анализ валентностных особенностей глаголов речи и их субстантивных дериватов 25
2.2 Валентностные особенности глаголов мышления 36
2.2.1.Классификация валентностных особенностей глаголов мышления 36
2.2.2 Валентностные особенности существительных, образованных от глаголов мышления 37
2.2.3 Сравнительный анализ валентностных особенностей глаголов мышления и их субстантивных дериватов 37
Выводы 48
Заключение 50
Приложение 52
Литература 55
Словари и условные сокращения их наименований 59

Изучение видов синтаксической связи (сочинения и подчинения)
является важным направлением в исследованиях синтаксиса современного
русского языка. Одним из видов подчинительной связи является управление,
для которого характерна постановка зависимого слова (имени
существительного, местоимения, субстантивированного слова) в ту
падежную форму (с предлогом или без предлога), которая обусловлена
лексико-грамматическими свойствами господствующего слова. Лингвистами
проведены серьезные исследования в этой области. Признавая ценность
наблюдений за этими процессами и значимость представленных в научной
литературе фактов, следует отметить, что до сих пор соответствия между
валентностной структурой исходного глагола и образованных от них
существительных нельзя считать описанными с исчерпывающей полнотой.
Исходя из этого, актуальным направлением в исследованиях синтаксиса
современного русского языка является изучение особенностей глагольного
управления и существительных, образованных от них.
Гипотеза исследования заключается том, что изменение особенностей
управления глаголов при образовании их субстантивных дериватов зависит от
семантики глаголов. Гипотетически можно допустить два варианта
сохранения управления:
1 . Особенности управления исходного слова полностью сохраняются у
нового слова (например: договориться о чём? с кем? - договор о чём? с кем?);
2 . Особенности управления исходного слова не сохраняются у нового слова.
Возможно как сужение, так и расширение валентностного спектра
(например: лгать кому? чему ? о ком ? о чём ? на кого ? на что? - ложь кого?
о ком ? о чём ? ).
Объект исследования — русские глаголы и образованные от них
существительные, входящие в лексико-семантические группы единиц,
описывающих речевые действия и мыслительные процессы.
Предмет исследования — особенности управления глаголов речи,
мышления и существительных, образованных от них.
Цель работы заключается в сопоставительном описании валентностных
свойств (управления) глаголов и их субстантивных дериватов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать теоретическую базу исследования семантики и
управления глаголов, входящих в лексико-грамматические группы (ЛСГ)
единиц, описывающих мыслительные процессы и речевые действия;
2) составить репрезентативный список русских глаголов и
существительных, относящихся к ЛСГ мыслительных процессов и речевых
действий на основе изучения словарей, специальных публикаций по
проблеме и электронных лингвистических баз данных;
3) представить используемые в русском языке модели образования
отглагольных существительных, описывающих мыслительные процессы и
речевые действия;
4) сопоставить специфику управления исходных глаголов и
существительных, образованных от них;
5) проанализировать зависимость изменений в глагольном
управлении от семантических факторов.
Методы и приёмы исследования:
1) Описательный метод ;
2) Грамматический метод ;
3) Словообразовательный метод ;
4) Синтаксический метод;
5) Сопоставительный метод;
6) Приёмы сплошной и частичной выборки материала.
Материалом для исследования служат данные толковых и других
словарей русского языка, данные Национального корпуса русского языка,
электронные ресурсы лингвистических данных в интернете.
Научная новизна работы состоит в том, что в функционально-
семантическом плане закономерности в изменении синтаксического
управления при переходе от глагола к производному от него отглагольному
существительному до сих пор не получили достаточно полного описания.
Недостаточно изученным является и вопрос зависимости изменений в
глагольном управлении от семантических факторов. Предпринимаемая
работа призвана ответить на указанные вопросы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы и приложения. Во введении
обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание
поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования,
раскрываются научная новизна, описываются избранные методы
исследования, теоретическая значимость и практическая ценность
исследования.
В первой главе описаны теоретические основы изучения
синтаксических свойств глаголов, представлены различные подходы и
результаты описания особенностей глагольного управления в
отечественном языкознании. Дается краткое описание основных
словообразовательных моделей, с помощью которых образуются
отглагольные существительные.
Во второй главе описываются в сопоставительном плане специфика
синтаксического управления глаголов и образованных от них
существительных.
В заключении содержатся выводы по работе в целом.
Теоретическая значимость заключается в описании
сопоставительного плана общих и дифференциальных валентностных
свойств двух лексико-семантических групп – глаголов речи , мышления и их
субстантивных дериватов. Полученные результаты позволят эксплицировать
общеграмматические соответствия между глаголами и существительными.
Практическая значимость работы определяется тем, что эффективность
изучения синтаксических свойств отглагольных существительных в
значительной степени может быть повышена, если это изучение будет
проводиться на основе сопоставления с соответствующими свойствами
однокоренных глаголов. В большей степени это относится к ситуациям
изучения русского языка как иностранного.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Валентностные особенности ЛСГ глаголов речевых действий и глаголов мышления, с одной стороны, и их субстантивных дериватов, с другой стороны, в значительной степени совпадают. Иными словами, субстантивный дериват, как правило, «наследует» валентностные особенности глагола. Данная особенность характерна также для глаголов и отглагольных существительных других лексико-семантических групп.
2. Принципиальным системным различием между названными глаголами и их дериватами является замена актанта в винительном падеже на родительный у переходных глаголов.
3. Глаголы речи и мышления, как правило, имеют несколько значений; валентности глаголов в разных значениях могут различаться. Если существительное существенно изменяет значение, либо теряет значение процессуальности, валентности глагола и отглагольного существительного значительно различаются.
4. Не каждому значению многозначного глагола обязательно соответствует субстантивный дериват.
5. В некоторых случаях валентностный спектр отглагольного существительного сужается относительно спектра исходного глагола. При этом отмечается невысокая частотность существительного. В тех случаях, когда валентностный спектр существительного оказывается более богатым, расширенным, это существительное характеризуется высокой частотностью употребления. Причину отмеченных явлений следует искать в факторах семантического порядка, а именно: развитие семантической структуры слова, ее усложнение, появление новых значений неизбежно приводит изменениям валентностной структуры, ее обогащению. Данный процесс может иметь и противоположное направление. Изменения в частотности косвенно отражают эти процессы.
6. В методическом плане изучение ЛСГ глаголов речевых действий и глаголов мышления в процессе обучения иностранных учащихся РКИ (русскому языку как иностранному) продуктивно проводить совместно с изучением соответствующих субстантивных дериватов, обращая внимание на системные совпадения, соответствия и различия в валентности.


1. Апресян, Палл 1982 — Апресян Ю.Д., Палл Эрна. Русский глагол —
венгерский глагол. Управление и сочетаемость. - Будапешт, 1982, Т. 1–2.
2. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. — М.: Наука, 1974. — 367 с.
3. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические
проблемы. – 3-е изд., стер. – М.: Едиториал УРСС, 1973. – 383с.
4. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М.:
Высшая школа, 1977. – 248с.
5. Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А., Милославский И.Г.
И др. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. –
М.: Высшая школа, 1989. – 800с.
6. Бондарко А. В., Буланин Л. Л. Русский глагол: Пособие для студентов
и учителей. / Под ред. Ю. С. Маслова. — Л., 1967. — 190 с.
7. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.2.
Синтаксис. – М.: Просвещение, 1973. – 350с.
8. Головин Б.Н. Основы теории синтаксиса современного русского
языка. – Нижний Новгород: НГУ, 1994. – 170с.
9. Грамматика русского языка / под ред. В.В. Виноградов. – М.: АН
СССР, 1954. –867с.
10. Земская Е.А Современный русский язык. Словообразование. -
М.:2011. - 305 с.
11. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. - Л., 1972.
12. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном
русском языке. – М.: Высшая школа, 2004. – 247с.
13. Морковкин В.В. Лексическая многозначность и некоторые вопросы
лексикографической интерпретации // Русский язык. Проблемы
художественной речи. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1981. —
С.153-166
14. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – 6-е
изд. – М.: Учпедгиз, 1938. – 452с.
15. Прокопович Е.Н. Глагол в предложении: Семантика и стилистика
видовременных форм. – М.: Наука, 1982. – 286с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ