Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КСЕНОФОБИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 7
1.1. Понятие, виды и предпосылки развития ксенофобии 7
1.2. Формы профилактики ксенофобии среди молодежи 15
ГЛАВА II. РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КСЕНОФОБИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ 24
2.1. Положение молодежи в цифровом пространстве 24
2.2. Практика профилактики ксенофобии в цифровом пространстве 33
2.3. Реакция сектора работы с молодежью на пандемию COVID-19 44
ГЛАВА III. ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 (по результатам эмпирического исследования) 53
3.1. Программа эмпирического исследования 53
3.2. Результаты исследования 57
3.3. Рекомендации для специалистов по организации программ профилактики
ксенофобии в цифровом формате 67
Заключение 71
Список литературы 74
Приложения
Рост уровня ксенофобии является широко обсуждаемой темой во всех масс-медиа мира и одной из наиболее тяжело воспринимаемых социальных проблем.
Несмотря на то, что современный этап общественного развития отождествляется с процессами глобализации, ксенофобия все так же прогрессирует и является причиной многих конфликтов. С обретением человечеством качественно нового глобального построения мира, которое ориентировано на образование единого мирового сообщества, интеграционные процессы влекут за собой противоположную настроенность - усиление распада и хаоса в мире. Одновременно с повседневными изменениями в мире появляется тенденция к их упорядочению. Эта потребность вызывает у людей желание отделять себя и другие “миры”, проводить границы, как видимые, так и не видимые, между “своими” и “чужими”, таким образом справляясь со страхами, которые привносят эти “чужие”. Неприязнь порождается страхом, что может перейти в неприязнь и ненависть в дальнейшем.
Немаловажной проблемой является развитие ксенофобии в подростковой среде. Многочисленные исследования, связанные с мониторингом проблемы ксенофобии, констатировали, что наименее толерантная и наиболее склонная к ксенофобическим установкам часть общества - старшие школьники и молодежь. Предубеждения появляются еще в детском возрасте. В подростковом возрасте приобретаются стереотипы о расовых, этнических и религиозных группах, по отношению к которым оправдывается и обосновывается ненависть. Что говорит об актуальности работы с этой возрастной группой, в первую очередь проведения профилактических мероприятий.
Кроме того, важно говорить об изменении проведения профилактики в условиях цифровизации мира, когда все сферы услуг переходят в онлайн пространство, в том числе и социальная сфера. В связи с тем, что современная молодежь сейчас полностью задействована в цифровой среде и социализируется посредством проживания в интернете , такая работа может быть очень успешной при вовлечении в нее молодежь посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Однако в то же время это может иметь свои риски, связанные с положением молодежи в цифровом пространстве , что может привести к усугублению развития проблемы, на что специалисты должны обращать отдельное внимание. Также имеются некоторые трудности с переводом программ молодежными организациями в цифровой формат. Некоторые из ключевых исследований по этой теме выделяют области, в которых Россия все еще отстает, в частности, в плане влияния информационных технологий на социальную работу и институционализацию электронной социальной работы, а также развития интернет-технологий в социальной работе с конкретными группами клиентов и в различных областях социальных услуг.
В связи с этим была поставлена цель выпускной квалификационной работы - изучить формы профилактики ксенофобии в молодежной среде в условиях цифровизации.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
• Охарактеризовать основные виды и предпосылки развития ксенофобии в молодежной среде;
• Описать основные формы профилактики ксенофобии среди молодежи;
• Проанализировать положение молодежи в цифровом пространстве;
• Изучить опыт организации работы с молодежью в период пандемии COVID-19 и цифровые практики профилактики ксенофобии;
• Провести эмпирическое исследование для изучения готовности молодежных организаций к проведению программ профилактики ксенофобии в условиях пандемии COVID-19;
• Разработать практические рекомендации для специалистов по организации программ профилактики ксенофобии в цифровом формате
Объект - проблема ксенофобии в молодежной среде.
Предмет - профилактика ксенофобии среди молодежи.
Методы исследования: теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых актов; методы эмпирического исследования: анализ документов, полуструктурированное экспертное интервью.
Эмпирическая база: СПб ГБУ Подростково-молодежный Центр “Охта”, отдел социальных программ, и СПб ГБУ городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи “Контакт”.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, которая состоит из трех глав, разделенные на параграф, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе охарактеризованы основные виды и предпосылки развития ксенофобии в молодежной среде, описаны основные формы профилактики ксенофобии среди молодежи.
Во второй главе проанализировано положение молодежи в цифровом пространстве, изучен и описан опыт организации работы с молодежью в период пандемии COVID-19 и цифровые практики профилактики ксенофобии.
В третьей главе описана программа, результаты и рекомендации эмпирического исследования на тему: “Готовность молодежных организаций к проведению программ профилактики ксенофобии в условиях пандемии COVID-19”.
Общий объем работы - 79 страниц.
Список литературы включает 62 наименования, включая 8 источников на английском языке.
Подводя итоги проделанной работы и учитывая поставленные задачи, в заключении можно сделать следующие выводы.
Ксенофобия - проявление ненависти, неприязни или нетерпимости в отношении кого-либо или чего-либо неизвестного, чужого, непривычного. Это страх или ненависть к незнакомцам или иностранцам, или к тому, что странно и чуждо. Исследованию ксенофобии посвящены многочисленные работы по изучению предубеждений, предрассудков, негативных установок и стереотипов по отношению к различным этническим, религиозным и социальным группам. В рамках социальной психологии ксенофобия рассматривается как этноцентризм, который одновременно включает в себя как положительные установки по отношению к своей группе, так и отрицательные по отношению к другим, «чужим», что ведет к ведет к формированию двойного морального стандарта в оценке поведения внутри группы и по отношению к «чужакам». Ксенофобию также рассматривают с точки зрения страхов, в качестве симптомов, характеризующих подсознательное стремление людей осуществить консервативную блокировку институциональных изменений в обществе. Современные этологи и социобиологи усматривают определенное сходство между ксенофобией и неприязнью, враждой, существующей в животном мире.
Основные виды ксенофобии - расизм, религиозную ксенофобию и ксенофобию по отношению к группам, отличающимся по физическим, социальным, культурным, материальным и тому подобным признакам - имеют свои подвиды, которые в определенной мере различаются в зависимости от предмета, на который направлена ксенофобия.
Ряд исследований показывает, что большинство людей усваивает предубеждения в детстве, до того, как получает возможность критически осмыслить получаемую информацию. Обычно дети не склонны критически осмысливать ситуацию, и их восприятие окружающего предопределяют существующие в обществе предубеждения. Под влиянием взрослых дети впитывают эти предубеждения, после чего они складываются в соответствующие стереотипы: по отношению к расовым, этническим и религиозным группам, а также к группам, отличающимся по определенным признакам. Этими стереотипами оправдывается нетерпимость и негативные действия и установки. С возрастом эти установки изменить становится уже трудно, поэтому профилактическую работу по изменению восприятия нужно проводить еще в подростковом возрасте.
Для решения проблемы ксенофобии в молодежной среде профилактика является наиболее перспективной формой работы, в связи с тем, что она направлена на формирование ценностных ориентаций молодежи и изначально позитивных, толерантных установок. Она формирует потребность в личностном развитии, развитие гибкости интеллекта и способность учиться и думать самостоятельно, на основе внутренней саморегуляции. Проводимые тренинги формируют способность к рефлексии, повышение креативности и оригинальности мышления молодежи.
В связи с тем, что молодые люди являются активными субъектами в процессе сетевой работы, специалистам следует разрабатывать методы работы посредством использования цифровых технологий.
Цифровая социализация становится частью традиционной социализации, и развивает психологические механизмы в рамках адаптации молодежи в виртуальном пространстве. Наличие негативных аспектов Интернет-влияния на молодежь ставит главной задачей специалистов преодоление рисков негативного влияния цифровой среды на становление личностей молодежи.
В современном мире информационные системы становятся частью процесса принятия решений в повседневной практике социальной работы. В связи с этим развивается цифровая работа с молодежью, которая направлена на включение цифровых методов в работу с молодыми людьми. Существует ряд проектов, проводящих программы профилактики ксенофобии в рамках цифровой работы с молодежью. Их методические материалы находятся в свободном доступе и могут быть использованы специалистами со всего мира для внедрения в работу своих организаций.
Несмотря на современный перевод программ работы с молодежью в цифровой формат, был выявлен ряд проблем, появившихся в период пандемии. Анализ опыта работы европейских организаций в этот период показал, что не все организации смогли оказывать помощи в дистанционном режиме онлайн, и не у всех молодых людей были технические возможности для получения помощи. Были выделены факторы, которые способствовали эффективному оказанию помощи молодежи: создание партнерства с другими организациями, наличие информационно-коммуникационных технологий в организациях, гибкость и налаженная коммуникация внутри организаций.
Опыт практик отечественных организаций по работе с молодежью в этот сложный период не был изучен, в связи с чем была поставлена задача провести собственное эмпирическое исследование с целью изучения готовности организаций по работе с молодежью к проведению работы в условиях пандемии и социального дистанцирования.
В исследовании был выявлен ряд проблем, так же касающихся ограничений предоставления помощи организациями и проблемы с техническими возможностями молодежи. Были разработаны рекомендации по переводу и проведению подобных программ в цифровом формате.
Касательно программ профилактики ксенофобии следует более масштабно изучить опыт организаций на уровне страны и обратить внимание на эту проблему на государственном уровне, для создания комплексной системы программ профилактики ксенофобии среди молодежи с использованием онлайн- и офлайн-форматов работы.
1. Международный Доклад ЮНИСЕФ. Положение детей в цифровом мире. 2017.
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 года № 452 “О государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы” (с изменениями на 27 января 2021 года).
3. Авдеев, А. Ю. Современный подросток в пространстве информационных технологий: психологический аспект. // Вестник Костромского государственного университета. 2012. № 3.
4. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2007.
5. Апанасюк Л. А. Причины и факторы проявления ксенофобии в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013.
6. Апанасюк, Л. А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012.
7. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб., 2005.
8. Барышева T. A. «Креативность. Опыт самопознания» — технология рефлексивной самоорганизации студентов в информационной образовательной среде // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2013. № 158.
9. Воропаев М. В. Воспитание в виртуальных средах: Монография / Науч. ред. А. В. Мудрик. М.: МПТУ, 2010.
10. Гасапов И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага» // Психология национальной нетерпимости. Минск: «Харвест», 1999.
11. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие. - СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006.
12. Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения для подростков. - СПб.,
2007.
13. Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев // Природа. 1993. № 1.
14.Загоруйко И. Н. Интернет-дискурс в современном коммуникационном пространстве // Вестник КГУ. 2012. № 3.
15. Иванова М.М. Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в социальной работе с молодежью // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 4.
16. Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка // Концепт. 2017.
17. Кельберг A.A. Ксенофобия как социально-психологический феномен (опыт теоретической экспликации) // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1996. Вып. 2 (№13).
18. Кобзева Н.А., Самсонова О.В. Профилактика ксенофобии и агрессивности в молодежной среде // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №53.
19. Кон И.С. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Психология национальной нетерпимости. Минск: «Харвест», 1998.
20. Королева Н. Н. Воздействие современной информационной и медиасреды на «Образ я» подростков / Н.Н. Королева, И.М. Богдановская, В.Ф. Луговая // Вестник Герценовского университета. 2014.
21. Кроз М.В., Ратинова Н.А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. М.: Academia, 2005.
22. Кцоева Г. У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология. Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985.
23. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: Монография. СПб.: Книжный дом, 2013.
24. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М. : Смысл, 1997.
25. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Культурная революция,
2008.
26. Матусевич М. С. Активные формы работы с подростками и молодежью по профилактике аддиктивного поведения. - СПб.: Агентство ВиТ- принт, 2006.
27. Мешкова Н.В. Психологические источники межгрупповой
предубежденности // Психология человека в современном мире. — Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений / Отв. ред. — Журавлев А.Л. 2009.
28. Носкова Т. Н. Вызовы века: педагогика сетевой среды: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. A. И. Герцена, 2013.
29. Носкова Т. Н. Психодидактика информационно-образовательной среды: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
30. Носкова Т.Н. Педагогика общества знаний: моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.
31. Носкова Т.Н. Проблемы воспитания средствами информационной образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015.
32. Носкова Т.Н. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде / Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова, О.В. Яковлева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2016.
33. Носкова Т.Н. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2017.
34. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.
35. Почебут Л. Г. Тренинг межкультурного взаимопонимания // 18 программ тренингов: руководство для профессионалов / Под ред. Чикер В. А. СПб., 2007.
36. Психолингвистическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой
информации. Методические рекомендации для работников
правоохранительных органов. - М. 2003.
37. Ромадина Т.И., Салахова Л.М. Опыт изучения прошлого: от теории к практике: Учебное пособие. - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009.
38. Ронжин Г.А. Подросток в цифровом мире // Концепт. 2018.
39. Солдатова Г. У. Психологические механизмы ксенофобии // Психологический журнал. Российская Академия Наук. 2006.
40. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
41. Солдатова Г.У. Дети в информационном обществе // “Они другие?”, №14. 2013.
42. Солдатова Г.У., Макарчук А. В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М.: Генезис, 2006.
43. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.
44. Томюк О. Н., Дьячкова М. А., Кириллова Н. Б., Дудчик А. Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42).
45. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации [Текст] / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019.
46.Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Влияние Интернета на социализацию молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169).
47. Шевченко О.М. Ксенофобия в России: формирование и основные виды. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2014.
48. Шевченко О.М. Сущность и виды ксенофобии: история и современность. Ростов н/Д: Изд-во "Антей", 2013.
49. Яковлева О.В. Влияние виртуальной среды на социализацию современной молодежи: анализ основных рисков // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2013.
50. Яковлева О.В. Социальная активность студентов в информационной среде // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. № 171.
51. Borodkina O., Sibirev V., The digital capital of social services consumers: factors of influence and the need for investment // The Journal of Social Policy Studies, 2021, 19 (1).
52. Berelson В., G.A. Steiner. Human Behavior. An inventory of Findings. N. Y., 1964; Krech R.S. Crutchfield and E.L. Ballachey. Individual in Society. N. Y., 1962; Dictionary of the social sciences. N. Y., 1964.
53. Kommers P., Isaias P., Issa T. Perspectives on social media: A Yearbook: Routledge, 2015.
54. Самнер У.Г. О происхождении и сущности этноцентризма
[Электронный ресурс]. URL: https://www.bim-
bad.ru/biblioteka/article full.php?aid=546(Дата обращения: 06.05.2021)
55. Статья “Социальные службы Санкт-Петербурга в период пандемии достойно справились с нагрузкой” от 27.07.2020 //, Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/trud/news/193127/(Дата обращения 12.05.2021)
56. Статья ”90% россиян являются активными пользователями социальных сетей” от 21.05.2015 //, Холдинг Ромир. [Электронный ресурс] URL: https://romir.ru/studies/socialno-setevaya-jizn(Дата обращения 10.05.2021)
57. Уилсон Э.О. Социобиология: новый синтез [Электронный ресурс]. URL: https://www.ethology.ru/library/id=126(дата обращения: 06.05.2021)
58. European Guidlines for Digital Youth Work. EU Expert Group on Digitalisation and Youth Report, Council of the European Union Conclusions on Smart Youth Work and Council of the European Union Conclusions on Digital Youth Work. 2019 [Электронный ресурс] URL: https://www.youth.ie/articles/european-guidelines-for-digital-youth-work- launched/(Дата обращения 05.05.2021)
59.Outside In. Transforming Hate In Youth Settings. An Educational Tool And Practice Manual For Those Working With Young People. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.youth.ie/documents/outside-in- transforming-hate-in-youth-work-settings/(Дата обращения 12.05.2021)
60. External Resources. Outside In [Электронный ресурс] URL:
http://transforminghate .eu/externalresources/(Дата обращения 12.05.2021)
61. Let's Act on Inclusion. A Video Series. National Youth Council of Ireland [Электронный ресурс] URL: http:// www.youth.ie/articles/lets-act-on- inclusion-a-video-series/(Дата обращения 06.05.2021)
62. A Review of the Youth Work Sector Response to the COVID-19 Pandemic. National Youth Council of Ireland. August 2020. [Электронный ресурс] URL:http://www.youth.ie/documents/review-of-the-youth-work-sector- response-to-the-covid-19-pandemic/(Дата обращения 05.05.2021)