Проведен анализ данных за 2011-2021 годы.
Есть приложение.
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования международной розничной торговли 5
1.1. Сущность и функции розничной торговли, развитие ритейла 5
1.2. Динамика мировых торговых сетей: доковидный и постковидный периоды 9
2. Торговые сети в российской экономике: основные тенденции 15
2.1 Этапы развития сетевого ритейла в России 15
2.2 Факторы, влияющие на развитие торговых сетей в современной экономике России 19
Заключение 25
Библиографический список 28
Приложение А 31
Международные торговые сети являются важным сегментом розничного сектора – розничного ритейла. Сетевые магазины появились в XIX веке, но только в XX веке их количество стало существенным. В последние десятилетия сетевая торговля приобретает новое значение и новые формы.
В России сетевые магазины появились в 90-е годы XX века и были ориентированы на состоятельных покупателей. В последствие из-за снижения доходов населения торговые сети переориентировались на население со средним уровнем дохода и ниже. В настоящее время в России существует большое количество сетевых магазинов, имеющих общий бренд и централизованное управление и обычно использующих стандартные методы ведения бизнеса.
Высокий уровень конкуренции между торговыми сетями вынуждает их постоянно развиваться, идти в ногу со временем, учитывать меняющиеся потребности покупателей. Для того, чтобы не только выжить на рынке, но и повышать свои доходы, сетевые компании расширяются, оптимизируют цепочки поставок, применяют скидки, расширяют ассортимент товаров и услуг, внедряют цифровые технологии, повышают уровень квалификации персонала. Распространение в 2019-2020 гг. короновирусной инфекции, обусловившее замедление экономического роста и изменение условий продаж, внесли усложнения в работу розничного сектора, что предопределяет актуальность темы исследования.
Цель курсовой работы состоит в выявлении на основе изучения мирового опыта крупнейших международных торговых сетей направления и факторов дальнейшего развития отечественных розничных сетей. Для решения данной цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
рассмотрены сущность и функции розничной торговли;
исследованы основные этапы развития международного ритейла;
рассмотрены особенности развития международных торговых сетей в 2020-2021 гг.;
изучены особенности распространения торговых сетей в России.
Объектом исследования в работе являются международные торговые сети на современном этапе в мировой и российской экономиках.
Предметом исследования выступают процессы развития международных торговых сетей, их позиции на мировом и российском рынках в условиях высокой неустойчивости экономического развития в условиях пандемийного распространения короновирусной инфекции.
Методологическую основу исследования составляют методы макроэкономического анализа, сравнения, классификации. Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам развития мирового ритейла и международных торговых сетей. Информационную базу исследования составили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, различные научные публикации и электронные ресурсы по исследуемой тематике.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности розничная торговля определяется как деятельность, которая включает продажу товара для личного потребления или домашнего пользования, выделяются такие ее виды, как: продажа товара без изменения населению для личного потребления и домашнего использования; установка проданных товаров личного потребления пользования или домашнего использования; продажа товара в розницу через агентов.
По собственности различают независимого розничного торговца, совместные владения несколькими розничными точками, контрактные соглашения между производителями и торговцами, арендуемые отделы, кооперативы. По формам торговли выделяются универмаги и универсамы, супермаркеты, специализированные и дежурные магазины, магазины сниженных цен, торговые базары, уличные разносчики, продажи с лотков.
В розничной торговле также разграничивают деятельность независимых операторов и операторов в формате торговых сетей, называемых ритейлорами. Ритейл предполагает большое разнообразие реализуемых товаров и услуг, сосредоточенных в одном месте, что позволяет продавать товары в объемах, сопоставимых с товарооборотом оптовой торговли. Именно это обеспечивает ритейлеру возможности снижать валовые издержки и цены на реализуемые товары, повышая свою конкурентоспособность.
Изучение истории развития розничной торговли показывает, что ее современные формы начали активно формироваться в конце 19 - начале 20 вв. В период с 1859–1900 гг. до 1950-х годов розничные торговые сети развивались в США. С 1950-х годов происходит активное развитие форматов сетевой торговли в Западной Европе. 1960-е годы стали периодом начала применения торговыми сетями новых информационных технологий и активным внедрением инноваций: новый уровень автоматизации и индивидуализация товаров. С 1970-х годов идет активизация процессов глобализации в розничной торговле. Мировые торговые сети оказывают направленное воздействие на рыночную среду через продвижение сетевых стандартов и собственных брендов, высокую централизацию функций логистики и дистрибуции, способность за счет масштабного вложения финансовых средств создавать на рыночном сегменте «критическую массу» со стороны предложения и, тем самым, определять рыночные условия для производителей, конкурентов и потребителей.
До появления COVID-19 в конце 2019 года, ситуация в розничном сегменте, исходя из данных рейтинга 50 крупнейших ритейлеров мира (приложение А), характеризовалась следующими показателями: больше всего ритейл-компаний находится в США – 17 компаний, в Франции – 7, в Германии – 6. В России всего одна крупная ритейл-компания, которая входит в рейтинг - X5 Retail Group. За 2020 финансовый год доля Топ-10 в розничной выручке Топ-250 торговых сетей составила 34,6% (в 2019 году – 32,7%), а их розничная выручка составила 1,769 млрд. долл. США, что на 0,186 млрд. долл. США больше в сравнении с 2019 годом. В мировом ритейле доминирующее положение продолжили занимать компании США.
Развитие сетевой розничной торговли в России отчасти повторяет путь, пройденный розничной торговлей в развитых странах. В то же время в становлении российского ритейла были свои особенности, связанные с политико-экономическими изменениями и культурой в целом. В 2021 г. доля розничных сетей в общем объеме розничной торговли выросла до 34,2%. То есть, розничные торговые сети в России постепенно вытесняют неорганизованные формы торговли, рынки, одиночные магазины.
С 2015 года развитие розничной торговли происходит в условиях ограничений, обусловленных, с одной стороны, экономическими санкциями 2015-2022 гг. со стороны западных стран, и, с другой стороны, ограничениями, связанными со сдерживанием распространения короновирусной инфекции в 2020-2021 гг. Внешними факторами, влияющими на развитие сетевого ритейла в РФ в современных условиях являются отставание объемов потребления от объемов промышленного производства и экспорта; высокий уровень закредитованности населения; изменение структуры населения по доходам в сторону сокращения доли среднего класса; расширение сберегательной модели потребления; переход потребителей на более дешевые товары как ответ на замедление экономического роста.
1. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 16.10.2018) "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" (ред. от 14.11.2019г.). // consultant.ru URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163268/ (дата обращения: 10.11.2022).
Учебная и научная литература
2. Попова Е.М. Становление и особенности развития российского продуктового ритейла: автореф. дис. д.э.н. профессор, Калашникова И.В. экон. наук: 08.00.05. - Хабаровск, 2015
3. Сёмина А.О. Развитие международных торговых сетей на мировом и российском рынках: дис. к.э.н. доцент кафедры мировой экономики Растопчина Ю.Л. экон. наук: 38.03.01. - "Белгородский государственный национальный исследовательский институт", 2017. - 72 с.
Периодическая литература
4. Великороссов В.В, Сыжуй Л., Якушев А.Ж. Сущность и направления регулирования бизнес-процессов в розничной торговле // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. - №6 (114). - С. 65-72.
5. Арская Е.В., Усатова Л.В., Подмокова В.Н. Понятия, сущность и функции розничной торговли в современных условиях // Белгородский экономический вестник. - 2021. - №1 (101). - С. 152-157.
6. Веремеенко О.С., Смоленцева Л.Т. Модели развития розничной торговли в России // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2020. - №9. - С. 253-256.
7. Ибадова Л.М., Разомасова Е.А. Розничная торговля как вид предпринимательской деятельности // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - №11. - С. 208-212.
8. Молдован А.А., Артемьева А.С., Бузина А.Е. Розничная торговля как вид предпринимательской деятельности // Аллея науки. - 2018. - №11 (27). - С. 377-383.
9. Пискунов С.С., Леонова М.А. Этапы становления крупного продуктового ритейла в России // Бенефициар. - 2017. - №10. - С. 182-187.
10. Минаков А.В. Проблемы и перспективы развития розничных торговых сетей в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - №5-2. - С. 218-225.
11. Старкова Н.О., Хлусова О.С. Современное состояние российского рынка сетевого ритейла // Экономика устойчивого развития. - 2019. - №2. - С. 87-92.
12. Бекирова С.З., Славинская А.Ю. Анализ позиционирования СМТ розничными сетями России // Научные меридианы - 2019 сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 249-254.
Интернет-ресурсы
13. Leading retailers worldwide in 2020, by retail revenue // statista.com URL: https://www.statista.com/statistics/266595/leading-retailers-worldwide-based-on-revenue/#professional (дата обращения: 15.11.2022).
14. Розничная торговля // Федеральная служба государственной статистики URL: https://gks.ru/region/docl1181/IssWWW.exe/Stg/dj00/ij01390r.htm (дата обращения: 18.11.2022).
15. Мониторинг экспансии ритейла за 3 года. Куда идет офлайн-розница? // Retail.ru URL: https://www.retail.ru/articles/monitoring-ekspansii-riteyla-za-3-goda-kuda-idet-oflayn-roznitsa/ (дата обращения: 27.11.2022).
16. Ведущие российские бренды демонстрируют рост, несмотря на пандемию COVID-19, что ухудшает глобальную тенденцию // Brand Finance URL: https://brandfinance.com/press-releases/top-russian-brands-post-growth-despite-covid-19-pandemic-bucking-global-trend (дата обращения: 28.11.2022).
17. Щуренков Н., Андрианова Д. Розница отстает в развитии. Ритейлеры откажутся от открытия новых магазинов // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/5315753 (дата обращения: 25.11.2022).
18. Розничная торговля (рынок России) // Tadviser URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F_%28%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%29#.D0.9E.D0.B1.D0.BE.D1.80.D0.BE.D1.82_.D1.80.D0.BE.D0.B7.D0.BD.D0.B8.D1.87.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B3.D0.BE.D0.B2.D0.BB.D0.B8_.D1.81.D0.BD.D0.B8.D0.B7.D0.B8.D0.BB.D1.81.D1.8F_.D0.BD.D0.B0_5.2C9.25_.D0.B7.D0.B0_10_.D0.BC.D0.B5.D1.81.D1.8F.D1.86.D0.B5.D0.B2_.D0.B4.D0.BE_34.2C7_.D1.82.D1.80.D0.BB.D0.BD_.D1.80.D1.83.D0.B1.D0.BB.D0.B5.D0.B9 (дата обращения: 01.12.2022).
19. Global Powers of Retailing 2022 // Deloitte URL: deloitte.com (дата обращения: 21.12.2022).
20. Россия. В топ-10 ритейлеров вошла сеть алкомаркетов // Пивное дело. Международный аналитический журнал. URL: https://pivnoe-delo.info/2018/06/06/rossiya-v-top-10-ritejlerov-voshla-set-alkomarketov/ (дата обращения: 03.01.2023).