Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практики досудебной медиации в российском исламе: исторические традиции и современность

Работа №128701

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

антропология

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Медиация и её применение на практике 9
1.1 Понятие медиации и общая характеристика 9
1.2 Функционирование института медиации в разных странах 13
1.3 Преимущества и недостатки процедуры медиации 18
1.4 Внедрение медиации в работу судов 21
1.5 Религиозная медиация 24
Глава 2 Историческое развитие института шариатского суда 33
2. 1. Формирование мусульманского права 33
2.2. Образование и функционирование Оренбургского магометанского духовного собрания 37
2.3 Мухлиса Буби - первая женщина-казый 45
2.4. Религиозные мусульманские суды на Кавказе 46
Глава 3 Исламская медиация - современная форма внесудебного урегулирования конфликтов 57
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 67


Успешное разрешение конфликтных ситуаций с давних пор является важным условием комфортного существования человека. Общество прошло длинный, а зачастую и кровавый путь, вырабатывая методы сохранения и поддержания мира. В течение двадцатого века, который был ознаменован за всю историю человечества одними из самых трагических войн, люди больше стали обращаться к урегулированию конфликтов посредством переговоров. Эволюция разных способов урегулирования конфликтов происходила от силовых методов к правовым, а также альтернативным.
В настоящее время большое внимание уделяется альтернативным формам разрешения спорных ситуаций. В широком смысле данное понятие означает любое внесудебное урегулирования разногласий. Третейский суд, медиация и переговоры относятся к методам альтернативного устранения конфликтных ситуаций.
Еще в XX веке во многих странах возникла проблема, связанная с невозможностью судов качественно рассмотреть возникающие споры. Это было связано с различными причинами: невозможностью части граждан оплатить услуги адвоката, перегруженностью судов многочисленными исками и др. Похожие проблемы возникли и в России, в связи с этим назрела необходимость рассмотрения споров с использованием альтернативных способов их разрешения. Медиация является способом урегулирования спора, где медиатор-посредник выступает объективной и нейтральной стороной, не принимая при этом участия в формировании решения.
Развитие медиации в современной трактовке начало своё развитие около пятидесяти лет назад в США, Австралии, Великобритании, а в последующем и в Европе. В Российской Федерации в последнее время институт медиации, проходит адаптацию к реальности. Так, в общеобразовательных учебных заведениях создаются комнаты примирения. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 1041н утвержден профессиональный стандарт специалистов в области медиации 1. Также
регистрируются коммерческие организации, занимающиеся просветительской деятельностью в данной области.
Способ урегулирования конфликтов с помощью обращения к третьим лицам возникает со времен объединения людей в общины и возникновения монотеистических религий, т.е. спорящие стороны шли за советом к старейшинам (главам родовых групп) или к жрецам, знахарям, шаманам, которые фактически выступали предшественниками ученых, врачей, философов и юристов.
Преемником жречества в мировых религиях (христианстве, исламе, иудаизме, буддизме) можно считать духовенство, которое выполняет функции регулятора общественных отношений и до настоящего времени. Фактически совпадает с ролью медиаторов роль психологов, проводящих семейную терапию, и священников, ведущих беседы с конфликтующими сторонами, подталкивая их к нахождению компромисса или к уступкам. Однако если священник или психолог предпишет стороне поступать тем или иным образом, то вести речь о медиации в этом случае будет невозможно, так как решение не будет принято сторонами самостоятельно, а окажется навязанным им извне.
Согласно статистике, которую приводит некоммерческое партнерство «Лига медиаторов», более 80 процентов всех споров, в которых стороны применяют медиацию, завершаются медиативным, или мировым соглашением.
С. В. Осутин в статье «Применение медиации в имущественных спорах» успех медиации связывает с тем, что медиатор работает не только с содержанием спора, которое активно исследуется и другими специалистами, такими как судьи, юристы, эксперты, но и с причинами и последствиями конфликта, отношениями сторон, зачастую выходящими за рамки исковых требований. Медиатор, анализируя картину в целом, создает условия для комфортного и плодотворного взаимодействия сторон, а также в процессе общения, получает информацию, позволяющую урегулировать конфликт взаимовыгодным образом.
Под религиозной медиацией мы понимаем разрешение конфликтов и споров вне гражданских судов на основе исламского права исламскими духовными лицами.
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определена необходимостью научного осмысления медиации как относительно новой для России практики, к которой постепенно возрастает интерес, как со стороны общественности, так и со стороны научного сообщества. Появление первых профессиональных практик медиации в Российской Федерации связано с распространением опыта зарубежных медиаторов более тридцати лет назад. На современном этапе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, а также других крупных городах существуют специальные центры, предоставляющие услуги по урегулированию конфликтов и обучению специалистов. Так, например при Казанском (Приволжском) Федеральном университете функционирует Центр медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма. Основными направлениями деятельности в данном центре является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области конфликтологии. Опыт, накопленный в мире, актуализирует поиски перспектив развития медиации в Российской Федерации.
Гипотеза исследования. Гипотеза данного исследования предполагает взаимосвязь религиозной медиации и гражданской юриспруденции в прошлом и настоящем.
Степень изученности темы. На данный момент достаточно популярным объектом внимания ученых являются вопросы практики использования альтернативного способа урегулирования конфликта с участием медиатора. Необходимо отметить, что в силу исторических причин, изучение медиации до недавнего времени осуществлялось в основном в рамках конфликтологии и психологии. За достаточно длительный период существования института примирения вопросу медиации посвящено большое количество исследовательских работ. Выделяя зарубежные исследования, которые посвящены прикладным и теоретическим аспектам медиации необходимо отметить следующих авторов: Л. Фуллер, Д. Кэнни, Х. Бесемер. Книга Х. Бесемера «Медиация: посредничество в конфликтах» в начале 90-х годов открыла институт медиации как социальное явление всей немецкоязычной Европе, детально описывая технологию медиативного процесса.
В России ряд ученых (С. В Абдуллина. А. А Арутюнян, Н. С Баребена) в последнее десятилетние защитили диссертации, и выпустили несколько монографий по медиации и различным ее аспектам.
Различные религии, ислам в том числе, накопили большой исторический опыт урегулирования конфликтов и споров. Данный исторический опыт с современными формами и тенденциями в религиозной сфере должны быть проанализированы в контексте интенсивного развития современной медиации и выявлена ее взаимосвязь с судебной практикой.
В данной области основной и наиболее полно представленный пласт литературы представляют собой статьи разных исследователей. Обозначим несколько из них, ставших наиболее полезными для представленного исследования. Так, например, вопросы, касающиеся особенности мусульманского права, практики функционирования шариатских судов достаточно подробно и качественно освещены в публикациях таких исследователей, как JI. P. Сюкияйнен, Г. М. Керимов, В. О. Бобровников, Р. Т. Хатуев, У. И. Гибадатов. По проблематике религиозной медиации стоит выделить работы таких авторов А. И. Ионова, С. К. Загайнова, И. А. Мухаметзарипов, Р. И. Ибрагимов, Р. Р. Шайдуллин. Также среди источников по данному вопросу был использова, свод законодательных актов Российской империи.
Основной целью исследования мы видим изучение особенностей практики досудебной медиации в российском исламе. Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить понятие медиации, выделить преимущества и недостатки; изучит
2) рассмотреть историческое развитие института шариатского суда.
3) выявить различные аспекты исламской медиации как современной религиозной формы внесудебного урегулирования конфликтов.
Объект исследования - досудебная медиация в российском исламе. Предмет - особенности функционирования альтернативного способа разрешения спора.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются такие общенаучные методы познания как метод синтеза и анализа и системный подход, анализ нормативно-правовых актов, а также частно-научные методы исследования (интервью).
Структура работы. Данная магистерская диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, которые имеют логическую закономерность и последовательность, связанную параграфами.
Первая глава рассматривает теоретико-методологические основы в изучении института медиации. Вторая глава раскрывает исторический опыт сочетания светского и религиозного исламского судов в Российской империи и в СССР. Третья глава посвящена различным аспектам исламской медиации как современной религиозной формы внесудебного урегулирования конфликтов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе рассматривается практика досудебной медиации в российском исламе. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в Российской Федерации, на сегодняшний день, медиация стала самостоятельным институтом. Определение понятия «Процедура медиации» в правовой системе Российской Федерации дается в Федеральном законе № 193-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В соответствии с пунктом 2 статьи 2 данного закона процедура медиации - это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Наряду с другими формами альтернативного разрешения споров, она представляет технологию, в которой сами стороны в переговорах с участием третьей стороны работают над своим конфликтом. Согласно статистике, которую приводит некоммерческое партнерство «Лига медиаторов», из Санкт-Петербурга более 80 процентов всех споров, в которых стороны применяют медиацию, завершаются медиативным, или мировым соглашением.
Невозможно добиться успеха в медиации без соблюдения ряда принципов: равноправия, нейтральности медиатора, конфиденциальности и добровольности. Успешное урегулирование споров возможно при гибкости медиатора, при этом имеет значение его интуиция и креативность. Посреднику необходимо соблюдать баланс между
нейтральностью и сопереживанием, а самое главное он не должен навязывать сторонам свои варианты урегулирования проблем, даже если это решение кажется наилучшим выходом из ситуации.
Преимуществами медиации является следующее: стороны конфликта являются активными и ключевыми участниками внесудебного процесса; медиатор не давит и не навязывает решение; медиация предоставляет 63
сторонам конфликта возможность найти решение, отражающее их потребности и интересы; дискуссия проходит в неформальной обстановке, позволяя сохранить личные и деловые отношения в будущем. В процедуре медиации затраты сторон конфликта меньше, чем в суде. В большинстве случаев разрешение споров происходит за несколько недель.
При этом существуют и недостатки медиации: отсутствие
публичности и открытости; возможная несправедливость.
Конфиденциальность информации не позволяет дать объективную оценку процессу медиации. Стороны медиации могут быть неравны; соглашение, принятое в процессе медиации может привести к ущемлению прав и свобод сторон.
Разновидностью медиации является религиозная медиация, под которой мы понимаем разрешение конфликтов и споров вне гражданских судов на основе исламского права исламскими духовными лицами.
К сожалению, конфликты с религиозной составляющей не поддаются полному разрешению, так как происходит сталкивание противоположных мировоззрений и ценностей. Однако подобными спорами можно управлять. Задача медиатора не допускать эскалации конфликта и грамотно направлять стороны на конструктив.
В странах мусульманской правовой семьи особенно ярко выражено, что постоянным и, вероятно, неизбежным фактором, как возникновения конфликтов, так и их разрешения, является религия. Члены религиозных групп при появлении конфликтных ситуаций руководствуются религиозными установками. Большое значение для членов религиозных объединений имеет урегулирование спора без представителей государственной власти.
Рассматривая историческое развитие религиозного мусульманского суда, мы можем сделать вывод, что отличительной чертой раннего судебного разбирательства в исламе являлся принцип непрерывности судебного процесса, что позднее было принято в светском праве, а также
отсутствие письменного делопроизводства. Кади чаще всего в течение одного заседания завершал судебное разбирательство и выносил окончательное решение, что считалось признаком его опытности и умелости.
В России мусульманские институты официальными властями были приняты не сразу. Оренбургское Магометанское Духовное собрание было создано 22 сентября 1788 г по указу Екатерины II, как центральный орган управления мусульманами Российской империи, с целью регулирования и контроля на всей территории России деятельности мусульманского духовенства. Официальное его открытие состоялось в Уфе 4 декабря 1789 года. Деятельность Духовного собрания была подчинена приоритетам государства, так как оно входило в общую систему государственных учреждений империи.
ОМДС выступало перед местными и центральными органами власти в качестве защитников интересов российской религиозной общины мусульман. Со второй половины XIX века, правительство, при урегулировании важных вопросов религиозного быта мусульман, учитывало мнение членов ОМДС и российских востоковедов которые совмещали работу центральных органах власти с исследовательской и преподавательской деятельностью.
На духовенство были возложен ряд государственных полномочий: первичный воинский учет и регистрация актов гражданского состояния.
К исключительной компетенции приходских мулл до 1917 в Российской империи относились дела, возникающие из брачно-семейных отношений. Однако по имущественным и наследственным спорам мусульманские священнослужители выступали в качестве посредников, примирителей, а принятые ими решения не подкреплялись принудительной силой государства и не были обязательными для исполнения. Выполняя судебные и административные функции, выборные служители религиозного культа превращались в должностных лиц, что в законодательстве Российской империи определяло их двойственное положение.
При этом шариатские суды рассматривали определенные категории дел и их решения имели юридическое значение.
В современных условиях в Российской Федерации, как светского государства мусульманские священнослужители не выполняют никаких государственных функций.
Однако, в субъектах Российской Федерации, на территориях, где проживает значительный процент населения, исповедующего ислам, возможно использование религиозных судов в качестве организаций по альтернативному рассмотрению споров, вытекающих из семейных, гражданских, а возможно и иных правоотношений. Это может способствовать более быстрому рассмотрению споров, а также, в отличие от судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, решения которых далеко не всегда исполняются, способствовать нахождению выхода из спорных ситуаций. То есть существует возможность их использования как альтернативы рассмотрения споров, где стороны находят наиболее приемлемое решение. Так как после вынесения решения судом, как органом государственной власти, одна из сторон, как правило, считает, что оно было несправедливым или незаконным. Кроме того, в отличие от медиатора (посредника) судья, выполняющий должностные обязанности, не может вести переговоры отдельно с каждой из сторон спора и вникать в обстоятельства, не имеющие непосредственного отношения к спору.
Таким образом, исходя из того что процедура медиации на законодательном уровне закреплена, менее 10 лет назад, то существует возможность ее более эффективного применения.



1. Абдуллина, С. В. Социальный феномен посредничества: дис. ... канд. соц. наук. Уфа, 2011. - 20 с.
2. Аболонин, В. О. Судебная медиация: теория, практика, перспективыь / В. О.Аболонин. - М.: Инфотропик Медиа, 2014. - 408с.
3. Агаев, Ф. А. Создание закавказских духовных правлений мусульманского духовенства в конце XIX века / Ф. А. Агаев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 12. - С. 70-72.
4. Аллахвердова, О. В. Медиация - переговоры с участием медиатора. / О. В. Аллахвердова, А. Д. Карпенко // СПб. : Роза мира. - 2007. - С. 7-11.
5. Амелин, В. В. Ислам в конфессиональном пространстве Оренбургского края/ В. В. Амелин, Д. Н. Денисов, К. А. Моргунов. - Оренбург: ООО ИПК « Университет». 2014. - 304 с.
6. Баребина, Н. С. Когнитивный механизм контраргументации в дискурсе медиации: дис. ... канд. фил. наук. Иркутск, 2012.
7. Бесемер, Христоф Медиация: посредничество в конфликтах / Христоф Бесемер; [пер. с нем. Н. В. Маловой]. // Калуга: Духовное познание. - 2004. - С. 172.
8. Бобровников, В. О. Реституция шариата на российском Кавказе: проблемы и перспективы / В. О. Бобровников, А. И. Ярлыкапов // Pax Islamica. - 2013. - № 2 (11). - С. 61- 92.
9. Бобровников, В. О. Шариатские суды и правовой плюрализм в Советском Дагестане / В. О. Бобровников // Этнографическое обозрение. - 2001. - №3. - С.77-91.
10. Бугаев, А. М. История национально -государственного строительства в Чечено-Ингушетии. 1917-1936 гг. (Некоторые вопросы исследования). Великий Октябрь и социалистические преобразования в Чечено-Ингушетии / Бугаев А. М. // Грозный -1987. - С. 35.
11. Валеев, Д. Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение: из истории борьбы башкирского народа за самоопределение / Д. Ж. Валеев // Уфа : УНЦ РАН. - 1994. - С. 43-46.
12. Гарипова, Р. Р. Оренбургское магометанское духовное собрание как шариатский суд / Р. Р. Гарипова // Гасырлар Авазы. - 2014. - № 3. - С. 26 - 31.
13. Гациолати, В. Э. Ликвидация адатских и шариатских судов на территории Северного Кавказа после Октября 1917 / В. Э. Гациолати // Влияние революционных событий 1917 года на становление и развитие государства и права : материалы Международного студенческого юридического форума / отв. ред. Т. А. Сошникова. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета. -2018. - С. 142-145.
14. Гибадатов, У. И. Шариатский суд в дореволюционной России (по материалам Южного Урала) / У. И. Гибадатов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 22 (123). - С. 139-142.
15. Гильмутдинова, К. Р. Мухлиса Буби - просветительница татарского народа / К. Р. Гильмутдинова // Молодой ученый. - 2016. - № 21. - С. 704-710.
16. Гилязова, Д. Р. Медиация - новая технология управления конфликтными ситуациями на предприятии / Д. Р. Гилязова // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 22. - С. 130-134.
... Всего источников – 80.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ