Введение 3
Обзор литературы 5
Постановка задачи 8
Глава 1. Построение конечно-элементной модели 9
1.1. Постановка задачи 9
1.2. Собственные колебания пластины 12
1.3. Собственные колебания купола 14
1.4. Собственные колебания купола с верхним отверстием . . 16
Глава 2. Генерация звука в реальном времени 19
2.1. Искусственная нейронная сеть 19
2.2. Разработка программы для синтеза звука 21
Заключение 24
Список литературы 25
С развитием компьютерных технологий люди научились синтезировать звуки, а также организовывать их в музыкальные композиции, используя различные программные комплексы и алгоритмы. Искусство синтеза звука так же важно для композитора, работающего в области компьютерной музыки, как искусство оркестровки для композиторов симфонической музыки. Две эти области весьма похожи: и там и там оригинальное звучание создается за счет сочетания музыкальных фраз и звуковых последовательностей, образующих, в конечном счете, музыкальную композицию. Однако, основное различие между ними заключается в том, что работа над компьютерной музыкой может включать в себя создание алгоритмов для синтеза и генерации звуков, в то время как во втором случае композитор имеет возможность сочинения лишь для ограниченного набора имеющихся музыкальных инструментов. Также компьютерный синтез звука помогает не только создавать музыкальные произведения, но и моделировать человеческую речь, создавать звуковое сопровождение для разных аудио-визуальных представлений, рекламных роликов и кинематографа. В настоящее время музыкальная сфера развивается очень стремительно, и зачастую, чтобы оставаться востребованным композитором или исполнителем, необходимо применять новые подходы к написанию музыки.
Одним из, наверное, самых активных подходов, развивающихся в области компьютерного синтеза звука, является физическое моделирование. Идея метода заключается в том, чтобы генерировать звук на основе физико-математических моделей, описывающих динамическое поведение твердых тел. Такого рода методы позволяют имитировать звук акустических музыкальных инструментов, являясь альтернативой традиционным методам синтеза звука таким, как, например, аддитивный, субтрактивный или FM-синтез, также он позволяет обеспечить дополнительный реализм в звучании создаваемых электронных инструментов [4]. Традиционные методы строятся на использовании генераторов простейших волновых форм с последующей обработкой получаемого звука различными фильтрами. Синтез звука на основе физического моделирования требует дополнительных знаний в области компьютерного моделирования, численных методов решения дифференциальных уравнений и обработки сигналов. Однако, его очевидным преимуществом является возможность генерировать тембраль- но богатые и выразительные звуки. Кроме того, метод позволяет изменять характеристики инструмента в реальном времени и за счет этого получать принципиально новое звучание.
В работе предложен метод синтеза звука на основе физического моделирования, в рамках которого параметры звука вычисляются с использованием нейронной сети, обученной на результатах конечно-элементного модального анализа. Основные этапы разработки и реализации метода включают:
1. разработка конечно-элементной модели в программном комплексе ANSYS;
2. получение данных модальных испытаний, проведенных на основе разработанной модели;
3. разработка и обучение нейронной сети типа многослойный персептрон на основе использования библиотек Keras и Tensorflow;
4. разработка интерфейса для синтеза звука в реальном времени на основе языка визуального программирования PD, позволяющего передавать передавать входные параметры нейросети, и на основе получаемых выходных параметров генерировать звук, используя принцип аддитивного синтеза.
Реализована программа-синтезатор для генерации звука в реальном времени с помощью модального анализа, нейросетевого моделирования и аддитивного синтеза. В дальнейшем планируется расширить предложенную модель путем учета реакции объекта на вынужденные колебания, что позволит генерировать затухающие звуки, возникающие, к примеру, при соударениях.
[1] Bilbao S. Numerical sound synthesis finite difference schemes and simulation in musical acoustics // John Wiley & Sons. 2009. 441 p.
[2] Julius O. Smith, III. Physical modeling synthesis update // Computer Music Journal, Vol. 20, No. 2. 1996. P. 44-56.
[3] O’Brien J.F., Shen C., Gatchalian C.M. Synthesizing sounds from rigid-body simulations // SCA ’02: Proceedings of the 2002 ACM SIGGRAPH/Eurographics symposium on Computer animation. 2002. P. 175-181.
[4] Cahill B. Physically based sound synthesis for interactive applications: Diss. / Benen Cahill; University of Dublin, Trinity College. 2009. 89 p.
[5] Bruyns C. Modal synthesis for arbitrarily shaped objects // Computer Music Journal, Vol. 30, No. 3. 2006. P. 22-37.
[6] Kang J.-H. Free vibration analysis of shallow spherical dome by threedimensional Ritz method // Journal of Vibration and Control. 2014.
[7] Ko S.-M., Kang J.-H. Free vibration analysis of shallow and deep ellipsoidal shells having variable thickness with and without a top opening // Acta Mechanica. 2017.
[8] Lyon R.F. Human and machine hearing: extracting meaning from sound // 559 p.
[9] Pearce-Davies S. Sonic analysis for machine learning: multi-layer perceptron training using spectrograms pearce-davies: Diss. Research Master / Pearce- Davies Samuel; University of Plymouth. 2019. 128 p.
[10] Hatiegan L. (B.), Hatiegan C., Gillich G.R., HamatC.O., Vasile O., Stroia M.D. Natural frequencies of thin rectangular plates clamped on contour using the finite element method // International Conference on Applied Sciences (ICAS2017). 2017.
[11] Kunieda H. Flexural axisymmetric free vibrations of a spherical dome: exact results and approximate solutions // Journal of Sound and Vibration. 1984. P. 1-10.
[12] Zienkiewicz O. C., Taylor R. L., Zhu J. Z. The finite element method: its basis and fundamentals. Elsevier // Elsevier Butterworth-Heinemann. 2005. 719 p.
[13] Ren Z., Yeh H., Lin M. Example-guided physically based modal sound synthesis // 2013.
[14] Wang J.-H., Qu A., Langlois T., James D.L. Toward wave-based sound synthesis for computer animation // ACM Transactions on Graphics. 2018. P. 1-16.
[15] Jin X., Qu. T., Manocha. D., Li.S., Wang G. Deep-modal: real-time impact sound synthesis for arbitrary shapes // MM ’20: The 28th ACM International Conference on Multimedia. 2020.
[16] Debut V., Antunes J. Physical synthesis of six-string guitar plucks using the Udwadia-Kalaba modal formulation // The Journal of the Acoustical Society of America. 2020. P. 575-587.
... Всего источников –38.
Содержание бакалаврской работы – Синтез звука в реальном времени на основе совместного использования метода конечных элементов и нейросетевого моделирования
Выдержки из бакалаврской работы – Синтез звука в реальном времени на основе совместного использования метода конечных элементов и нейросетевого моделирования