Введение 4
Глава I. Отношение человека к лошади 9
1.1. Особенное положение лошади по отношению к человеку
1.2. Сферы проявления любви к лошадям 10
1.3. Конные ристалища и персонализированное отношение к лошади 11
1.4. Рассказы Плиния о замечательных качествах лошадей 13
1.5. Отношение к лошадям у Симона и Ксенофонта 18
1.5.1. Лошади в «художественных» произведениях Ксенофонта 19
1.5.2. Отношение к лошади в специальных трактатах Симона и Ксенофонта 24
Глава II. Букефал - самый знаменитый конь античного мира 37
2.1. Источники о Букефале 37
2.1.1. Testimonia
2.1.2. Современные Александру источники 49
2.2. Исторический облик Букефала: реконструкция 51
2.2.1. Имя и внешний вид
2.2.2. Порода и происхождение 56
2.2.3. Возраст 58
2.2.4. Цена 60
2.2.5. Обстоятельства приручения 62
2.2.6. Избирательное послушание 63
2.2.7. Участие в восточных походах. Кража и возвращение 66
2.2.8. Обстоятельства смерти. Основание города в память о коне 67
Глава III. Памятники лошадям 72
3.1. Могила лошадей Кимона 73
3.2. Посвящение Симона 75
3.3. Конь Александра - конь Цезаря? 77
3.4. Могила коня Августа 84
3.5. Могила Борисфена, коня Адриана 85
Заключение 89
Список сокращений 90
Список литературы
Приложение. Список иллюстраций 95
В жизни греков и римлян, как и всех прочих народов, животные играли важную роль. Отношению к миру животных в классической древности неоднократно становилось предметом исследований. Так, самые общие вопросы о месте, которое животные, в частности лошади, занимали в жизни древних, осветили Шлибен и Келлер, в трудах которых представлен фундаментальный обзор роли животных в античной культуре, религии и мифологии. Более конкретно отношения человека к животным исследуют Лонсдейл и Бодсон. В их статьях разбираются конкретные примеры эмоциональной привязанности людей к животным. Бодсон, помимо прочего, исследует важный для данной работы вопрос о взгляде на права животных в античности и критику плохого обращения с животными. Очень важный вектор рассуждений о способности древних чувствовать к животным эмпатию задают Корхонен и Руонаковски, однако выводы, предложенные авторами, идут вразрез с представленными в этой работе. Тем не менее, в книге собраны ценные свидетельства, которые, несомненно, оказались полезными.
Для более детального анализа отношения человека к лошади оказались очень полезными работы А. Р. Андерсона, которые были использованы как основа при исследовании традиции о Букефале, и Бордмана, выводы которого были использованы, чтобы выделить необходимые для анализа сведения о лошадях в изобразительном искусстве. При этом труды, посвященные античным лошадям, не представляют для этой работы первостепенной важности. Дж. К. Андерсон, который дает в своей книге разностороннее и детальное описание древних пород, мастей и обсуждает другие темы, связанные с содержанием и использованием лошади, не ставит задачу описать отношение человека к этому животному.
5 Современные исследователи проследили определенные этапы эволюции от-ношения к животным в античной литературе, которые можно кратко представить следующим образом.
Раннее проникновение животных в литературу объясняется их постоянным присутствием в жизни древних. Конечно, в значительной степени эти отношения были обусловлены экономическими причинами. Тем не менее, уже по произведениям Гомера видно, что греки с ранних пор проявляли к ним интерес, замечали их поведение и повадки.
С самого начала в литературе есть свидетельства расположения к животным. Так, постаревший пес Аргус возбуждает жалость Эвмея (Od.XVII, 318-319), а когда, узнав хозяина, который «сам его выкормил» (290-293), из последних сил ползет к Одиссею, то вызывает у него слезы (301-305). Людоед Полифем трогательно привязан к своему барану, по отношению к нему демонстрирует эмоции, которые присущи человеку, ищет сочувствия и верит, что животное способно ответить ему взаимностью (Od. IX, 446-457).
Ранние источники ожидаемо несвободны от антропоцентрического подхода к вопросу об отношениях человека и животного. Мыслители подчеркивают, что человека отличает разумное начало, и, в частности, способность к справедливости (Hes. Op.274-280). Однако уже Эмпедокл говорит о наличии разума у всего живого, не выделяя людей (fr. 103 DK).
Толчок к изучению животных на научном и психологическом уровне, разницы и схожести человека и животного, дал Аристотель и перипатетики.
Идея о том, что убийство домашних животных несправедливо из-за схожести их душевных качеств с человеческими, появилась в IV веке у Феофраста
Большинство свидетельств приходится на первые три века нашей эры. В этот период идеи, превалировавшие в античной антропологии в прошлые века, стали пересматриваться. Авторы римского времени начинают задаваться во-просом о правах животных. Плутарх, правда, не выходит за пределы умозрительных рассуждений, и по примерам, которые он приводит, видно, что речь идет об отдельных казусах, представляющих интерес для его читателей. Однако он упоминает о судебных разбирательствах из-за плохого обращения с животными (De esu earn.996 A 11): афинского гражданина осудили за то, что он содрал кожу с живого барана. Помимо этого, Плутарх выражает неодобрение Катону, который бессердечно продал свою лошадь после долгих лет, которые она ему прослужила (Cato major5, 5). Плиний Старший (NH.VIII, 180) рассказывает, что некогда римского гражданина осудили и сослали за убийство быка, «словно за убийство своего колона». Хотя свидетельства, которые подчеркивают право животного на хорошее обращение, дошли до нас в очень небольшом количестве, из контекста видно, что не отдельные чудаки и оригиналы, а общество в целом демонстрирует отрицательное отношение к жестокому обращению с животными и требует наказания за него.
В античной литературе нелегко найти пассажи, центральной темой которых была бы любовь человека к животному, при этом описываемая не только подробно, но и сочувственно. Речь идет чаще всего об извращениях власть имущих: патологическая страсть Семирамиды к коню (Plin. NHVIII, 155; Hygin. Fab.243); не менее патологическое, хотя и по-иному, отношение безумца Калигулы к коню Инцитату (Suet. Calig.55, см. ниже с.13). Зато не раз встречаются пассажи, описывающие преданную любовь животного к человеку. Так, Плутарх рассказывает о собаке Ксантиппа, отца Перикла, которая плыла за хозяином, когда тот покидал на корабле Афины во время эвакуации в 480 г, и упала замертво, доплыв до Саламина (Themist.10, 9-10). Арриан в «Кинегетике» (V, 6; XVIII, 1) повествует о собаке Ксенофонта Горме ('Орцц) и о радости, которую проявляет собака при виде хозяина; при этом ответные эмоции и чувства человека не выставлены и лишь предполагаются. Корхонен высказывает идею, что причина может крыться в том, что не было принято любить животных слишком сильно. Эта идея кажется странной и необоснованной: литературные свидетельства демонстрируют скорее обратное. Описания преданности домашних питомцев следует рассматривать как проявление эмпатии. Для того чтобы подобным образом описывать эмоции животных, нужно, во-первых, уметь поставить себя на их место, а во-вторых
- допускать их способность разделять с человеком один спектр эмоций.
При том что очень многие ученые занимались анализом античных источников о животных, исследования по этой теме обычно не концентрируются на конкретном животном и, таким образом, содержат самые общие выводы (исключение составляют собаки). Кроме того, очень редко в задачу исследователя входит трактовка отношений между человеком и животным, а, если такая цель и ставится, то речь почти всегда идет о животном мире в целом. При этом нет работ, которые бы содержали исследование, сконцентрированное на эмоциональном отношении к одному из самых близких спутников человека - к лошади.
Эта работа посвящена оценке отношения античного человека к лошади. Для этого, в частности, необходимо выполнить следующие задачи:
- Собрать литературные свидетельства об отношении людей к лошадям в целом и детально их проанализировать.
- Рассмотреть литературные источники, в которых лошадям приписывали человеческие добродетели.
- Охарактеризовать роль лошади в художественных произведениях Ксенофонта и показать отношение автора к этому животному.
- Дать детальный технический комментарий к трактатам о верховой езде Симона и Ксенофонта и на основе анализа их методов показать чувства, испытываемые образцовым античным всадником к своей лошади.
- Собрать и проанализировать античные источники, которые описывают образ Букефала - коня Александра Македонского, и воссоздать, насколько это возможно, исторический облик коня.
- Собрать и проанализировать античные источники про любовь конкретных людей к своим лошадям.
Лошадь - одно из самых близких по отношению к человеку животных, и античность - не исключение. Очень быстро, благодаря своим природным качествам, лошадь начинает выделяться на фоне других домашних животных и занимать все более важную и ответственную позицию в мире людей. На основе литературных источников, которые были проанализированы в этой работе, можно с уверенностью заявить, что уже в Гомеровскую эпоху лошадь воспринимали как компаньона и считались с ее интересами, а к IV в. до н.э. она превратилась в верного и умного товарища, достойного почтительного обращения, благодарности и любви. Конечно, не стоит считать, что подобное отношение не знало исключений. Мы находим в источниках примеры пренебрежительности и даже жестокости к животным, в частности к лошадям, однако этих свидетельств несравнимо меньше, чем тех, в которых описано хорошее и справедливое отношение. При этом каждый раз античные авторы критикуют нерадивых хозяев. В античном обществе хорошее отношение к лошадям, как видится, было распространено, а проявление любви и привязанности к этому животному не считалось за чудачество. Лошадью восхищались, отводили ей важную роль в искусстве, тратили много времени и сил на ее тренировки в мирное время, доверяли свою жизнь на войне и, в конце концов, просто любили, как любят своих лошадей всадники и сегодня за их преданность, ум и красоту.
1. Андерсон. Дж. К. Древнегреческая конница. СПБ., Издательство СПбГУ, 2006.
2. Немировский А. И., Ильинская Л. С., Уколова В. И. Античность: ис-тория и культура: Пособие для учащихся ст. классов общеобразов. учреждений: В 2 т. Т. 2. Москва, АО "Аспект Пресс",
1994. Приложение. Денежные системы.
http://yanko.lib.ru/books/hist/antiq hist cult-2=a.htm# Toc69363559(Электронный ресурс. Дата обращения: 14.05.2021).
3. Петрова В. И. Руководство Симона Афинского по выбору лошадей. Курсовая работа. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2020.
4. Anderson A. R. Boucephalas and his legend. The American Journal of Phi-lology 1930. Vol. 51, fasc. 1. P. 1-21.
5. Anderson A. R. Heracles and his Successors: A Study of a Heroic Ideal and the Recurrence of a Heroic Type. Harvard Studies in Classical Philology 1928. Vol. 39. P. 7-58.
6. Boardman J. The Parthenon Frieze. Another View. Mainz/Rhein, P. von Zabern, 1977.
7. Boardman J. Greek Sculpture. The Archaic Period. London, New York: Thames and Hudson, 1991.
8. Bodson L. Attitudes Towards Animals in Greco-Roman Antiquity. Interna-tional Journal for the Study of Animal Problems 1983. Vol. 4. P. 312-320.
9. Cugusi P. Carmina Latina Epigraphica e novellismo: Cultura di centro e cul- tura di provincia contenuti e metodologia di ricerca. Materiali e discussioni per l’analisi dei testi classici 2004. Vol. 53. P. 125-172.
10. Cunningham A. The Ancient Geography of India. I: The Buddhist Period. London: Trubner and Co, 1871.
11. Gossen Н. Simo 16. RE 1927, 2.R. Bd. 3. Sp. 180.
12. Gilbert O. Geschichte und Topographie der Stadt Rom im Altertum. Dritte Abteilung. Leipzig: Teubner, 1890.
13. Helbig W. Simon der Hippolog. Archaeologische Zeitung 1861, 19, 180¬184.
14. Kaerst J. Bukephalas 2. RE 1897. Bd. 3, Hbd. 5. Sp. 995.
15. Keller O. Die antike Tierwelt Vol. 1. Leipzig, W. Engelmann, 1909.
16. Korhonen T., Ruonakoski E. Human and Animal in Ancient Greece: Empa-thy and Encounter in Classical Literature. London - New York: I. B. Tauris, 2017.
17. Kuhnen A. Die imitatio Alexandri alspolitisches Instrument romischer Feldherren und Kaiser in der Zeit von der ausgehenden Republik bis zum Ende des dritten Jahrhunderts n.Chr. Diss.: Universitat Duisburg-Essen, 2005.
18. L’Allier L. Des chevaux et des hommes. Sur les couples hommes-chevaux et femmes-juments chez Xenophon. PECUS. Man and animal in antiquity.
Proceedings of the conference at the Swedish Institute in Rome 2002. P. 129-134.
19. Lazenby F. D. Greek and Roman Household Pets. The Classical Journal 1949. Vol. 44, fasc. 5. P. 299-307.
20. Lenormant Ch. Memoire sur la maniere de lire Pausanias, a propos du veri-table emplacement de l’Agora d’Athenes. Paris: Imprimerie imperiale, 1856.
21. Lilja S. Theriophily in Homer. Arctos 1974. Vol. 8. P. 71-78.
22. Lonsdale S. H. Attitudes Towards Animals in Ancient Greece. Greece and Rome 1979. Vol. 26. P. 146-159.
23. McCabe A. A Byzantine Encyclopaedia of Horse Medicine: The Sources, Compilation, and Transmission of the Hippiatrica. Oxford, Oxford Univer¬sity Press, 2007.
24. McDonough C. M. Back in the saddle again (“CIL” 14.3911). Mnemosyne 2011. Vol. 64. P. 653-659.
25.Oder E. De Hippiatricorum codice Cantabrigiensi. Rhein. Mus. 1896a. Bd. 51. S. 52-69.
26.Oder E. Anecdota Cantabrigiensia. Pars I: De Hippiatricorum codice Can- tabrigiensi. Wissenschaftliche Beilage zum Jahresbericht des Friedrichswer- derschen Gymnasiums zu Berlin. Berlin: R. Gaertners 1896b.
27. Pearson L. The Lost Histories of Alexander the Great. Oxford, Blackwell, 1960.
28. Petrova V. The Bronze Horse and the Lifetime of Simon the Athenian. Hy- perboreus 2020. Vol. 26, fasc 2. P. 210-220.
29. Pfrommer M. Untersuchungen zur Chronologie undKomposition des Ale- xandermosaiks auf antiquarischer Grundlage. Mainz, P. von Zabern, 1998.
30. Roscher W. H. Uber die Reiterstatue lul. Caesars auf dem Forum lulium und den «innog Рротопоид» einer Munze des Gordianus Pius von Nikaia (Bithy- nien). Berichte uber Verhandlungen der Koniglich Sachsischen Gesellschaft der Wissenschaften. Philologisch-Historische Klasse 1891. Vol. 43. P. 99¬112.
31.Schlieben A. Die Pferde des Alterthums. Neuwied - Leipzig: J. H. Heuser, 1867.
32. Schwartz E. Chares 13. RE 1899, Bd. 3. Sp. 2129.
33.Soukup I. De libello Simonis Atheniensis ‘de re equestri’. Commentationes Aenipontanae 6. Ad Aeni Pontem, Wagner, 1911.
34.Smith R. R. R. Hellenistic Sculpture. London, New York: Thames and Hud¬son, 1991.
35.Sternbach L. Excerpta Vaticana. Wiener Studien 1895. P. 8-37
36. Vilatte S. La femme, 1’esclave, le cheval et le chien: les emblemes du kalos kagathos d’Ischomaque. Dialogues d’histoire ancienne 1986. Vol. 12. P. 271-294.
37. Wickert L. Simo 7. RE 2.R. Bd. 3, 1927, 173-175.
38. Winkes. R. Boukephalas. MiscellaneaMediterranea 2000. P. 101-107.