Акционерный активизм хедж-фондов и результативность портфельных компаний
|
Введение 5
Глава 1. Хедж-фонды 9
1.1. Институциональные инвесторы 9
1.1.1. Хедж-фонды и фонды прямых инвестиций 10
1.1.2. Хедж-фонды и фонды взаимных инвестиций 11
1.2. Эволюция хедж-фондов 14
1.3. Хедж-фонды в XXI веке 16
1.3.1. Понятие «хедж-фонд» 18
1.3.2. Структура хедж-фонда 20
1.3.3. Структура вознаграждения 21
1.3.4. Инвесторы хедж-фондов 23
1.4. Регулирование хедж-фондов 24
1.4.1. Регулирование хедж-фондов на международных рынках 25
1.4.2. Регулирование хедж-фондов в США 27
Глава 2. Акционерный активизм и результативность портфельных компаний 29
2.1. Акционерный активизм 29
2.1.1. Акционерный активизм хедж-фондов в США 30
2.1.2. Акционерный активизм хедж-фонда на примере Trian и P&G 36
2.2. Результативность компаний 38
2.2.1. Бухгалтерские показатели 39
2.2.2. Рыночные показатели 42
2.3. Акционерный активизм и результативность портфельных компаний 46
Глава 3. Эмпирическое исследование 49
3.1. Формулирование гипотез исследования 49
3.2. Методология исследования 53
3.3. Формирование выборки и описательная статистика переменных 57
3.4. Результаты эконометрического анализа 66
3.5. Анализ полученных результатов 71
Заключение 77
Список литературных источников 80
Приложения 89
Глава 1. Хедж-фонды 9
1.1. Институциональные инвесторы 9
1.1.1. Хедж-фонды и фонды прямых инвестиций 10
1.1.2. Хедж-фонды и фонды взаимных инвестиций 11
1.2. Эволюция хедж-фондов 14
1.3. Хедж-фонды в XXI веке 16
1.3.1. Понятие «хедж-фонд» 18
1.3.2. Структура хедж-фонда 20
1.3.3. Структура вознаграждения 21
1.3.4. Инвесторы хедж-фондов 23
1.4. Регулирование хедж-фондов 24
1.4.1. Регулирование хедж-фондов на международных рынках 25
1.4.2. Регулирование хедж-фондов в США 27
Глава 2. Акционерный активизм и результативность портфельных компаний 29
2.1. Акционерный активизм 29
2.1.1. Акционерный активизм хедж-фондов в США 30
2.1.2. Акционерный активизм хедж-фонда на примере Trian и P&G 36
2.2. Результативность компаний 38
2.2.1. Бухгалтерские показатели 39
2.2.2. Рыночные показатели 42
2.3. Акционерный активизм и результативность портфельных компаний 46
Глава 3. Эмпирическое исследование 49
3.1. Формулирование гипотез исследования 49
3.2. Методология исследования 53
3.3. Формирование выборки и описательная статистика переменных 57
3.4. Результаты эконометрического анализа 66
3.5. Анализ полученных результатов 71
Заключение 77
Список литературных источников 80
Приложения 89
Для максимизации своей доходности инвесторы реализуют разнообразные стратегии. Акционерный активизм является одной из популярных стратегий как среди индивидуальных, так и институциональных инвесторов. Суть стратегии заключается в том, что инвестор, приобретая относительно незначительную долю в компании, оказывает влияние на ее деятельность с целью увеличить акционерную ценность. Инвесторы- активисты могут как дружественно взаимодействовать с менеджментом, так критиковать текущую стратегию и управленческие практики компании, проводить изменения в компании и требовать от менеджмента осуществления действий, повышающих рыночную стоимость компании.
С начала 21 века число активистских кампаний непрерывно увеличивается, причем доминирующими игроками становятся хедж-фонды. Практически три четверти кампаний инициируются хедж-фондами. Наибольшей популярностью такая стратегия пользуется на американском рынке, где происходит более половины всех активистских событий. Страновые особенности определяют принципы функционирования хедж-фонда как института, а также влияют на их возможности реализации стратегии акционерного активизма. Ввиду развитости института хедж-фонда и существенного объема финансового рынка, а также наблюдаемой тенденции роста числа активистских кампаний, интерес исследователя представляет стратегия акционерного активизма хедж-фондов в США. Акционерный активизм хедж-фондов в рассматриваемой стране имеет ряд отличий от активизма других институциональных инвесторов, в первую очередь, благодаря особому регуляторному статусу института.
Инвесторы-активисты в лице хедж-фондов приобретают долю в публичной компании с намерением участвовать в управлении и контроле компании, своими активными действиями оказывают значительное влияние на принимаемые организацией стратегические решения, а также ее результаты. К основным тактикам реализации стратегии активизма хедж-фондов относят регулярное взаимодействие с советом директоров или менеджментом, представительство в совете директоров, внесение предложений на собрания, публичная критика деятельности компании, судебные тяжбы. Хедж-фонд может добиваться продажи портфельной компании с премией, продажи активов или выделения подразделений, выплаты дивидендов, изменения структуры капитала или долгосрочной стратегии компании. Акционерный активизм является важной темой в сфере корпоративного управления. Поскольку активистские кампании хедж- фондов становятся распространенным явлением, то определение их последствий для портфельных компаний имеет важное значение [Goodwin, 2015; Lazard, 2019].
Последствия акционерного активизма являются темой для дебатов. Сторонники утверждают, что данная стратегия смягчает агентскую проблему в компании, поскольку активисты играют важную роль в корпоративном контроле. Противники винят активистов в ухудшении положения компании, объясняя осуществляемые ими действия ориентацией на краткосрочный результат. По их мнению, хедж-фонды разрушают акционерную ценность за счет того, что мешают менеджерам осуществлять долгосрочные проекты. Американский финансовый регулятор SEC также выражает обеспокоенность акционерным активизмом хедж-фондов.
Одними из первых академических работ, посвященных акционерному активизму хедж-фондов и результативности портфельных компаний, являются исследования [Klein, Zur, 2006; Clifford, 2007; Brav et al, 2008]. Тема продолжает вызывать интерес в академических кругах, о чем свидетельствуют недавно опубликованные исследования [deHaan et al., 2018; DesJardine, Durand, 2020].
Актуальность данной темы, во-первых, подтверждается большим числом научных исследований, посвященных явлению акционерного активизма хедж-фондов, а также отсутствием консенсуса относительно долгосрочных последствий для результативности компаний. Особый интерес к данной теме наблюдается со стороны профессоров ведущих университетов США, таких как Columbia, Harvard, Duke, Vanderbilt и UPenn.
Во-вторых, актуальность подтверждается значительным количеством аналитических исследований акционерного активизма и хедж-фондов. Ежегодные и ежеквартальные отчеты консалтинговой фирмы Lazard об акционерном активизме, специализированные отчеты Activist Insight и Eurekahedge свидетельствуют о наличии спроса на информацию по данной теме.
Основные исследовательские вопросы данной работы формулируются следующим образом: «Существует ли взаимосвязь между акционерным активизмом хедж-фонда и результативностью портфельных компаний, в которые фонд осуществляет инвестиции? Есть ли различия в результативности для портфельных компаний, где хедж-фонд реализовал стратегию акционерного активизма, и где стратегия не была реализована».
Основываясь на исследовательских вопросах, цель данного исследования может быть сформулирована следующим образом: выявить взаимосвязь между стратегией акционерного активизма хедж-фондов и результативностью портфельных компаний.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1. Сформулировать понятие хедж-фонда, его место среди институциональных инвесторов и состояние современной отрасли.
2. Ввести понятие акционерного активизма и его особенности как одной из реализуемых стратегий хедж-фонда.
3. Представить обзор следований, посвященных деятельности хедж-фондов и их стратегии акционерного активизма.
4. Проанализировать подходы к оцениванию результативности компаний.
5. Провести эмпирическое исследование, направленное на установление взаимосвязи между стратегией акционерного активизма и результативности портфельных компаний .
6. Проанализировать результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, сделать соответствующие им выводы и дать практические рекомендации.
Объектом исследования являются американские хедж-фонды и публичные компании, долю которых фонды приобретали в период с 2009 по 2016 год. Предметом исследования выступает взаимосвязь между факторами стратегии акционерного активизма хедж-фондов, выделенными в ходе исследования, и показателями результативности компаний.
Работа выполнена в формате эмпирического исследования. В выборку вошли 334 наблюдения, в которых американские хедж-фонды приобретали долю американских публичных компаний. Для проведения исследования из базы данных SEC EDGAR была собрана информация о каждой сделке, в том числе название хедж-фонда и портфельной компании, размер приобретаемой доли, дата осуществления сделки, факт реализации стратегии, цель и тактика хедж-фонда. Кроме того, с помощью базы данных Refinitive Eikon была собрана информация о каждой портфельной компании, состоящая из финансовых показателей компании за рассматриваемый период (до трех лет включительно после инвестиции), таких как выручка, рентабельность активов, рыночный показатель результативности, структура собственности. Статистический и эконометрический анализ проводился при помощи пакета Stata.
Структура работы соответствует сформулированным задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава раскрывает понятие хедж-фонда, место хедж-фонда среди институциональных инвесторов, в том числе в сравнении с фондами взаимных и прямых инвестиций. В первой главе также рассматриваются история развития и современное устройство хедж-фондов, особенности регулирования данного института как в США, так и в странах Европы и Азии. Вторая глава посвящена стратегии акционерного активизма и результативности портфельных компаний. В частности, в ней дается понятие стратегии акционерного активизма, рассматриваются и систематизируются основные исследования, посвященные акционерному активизма хедж-фондов, а также его влиянию на портфельные компании. Во второй главе выделяются основные подходы к оценке результативности компании, а также конкретные показатели, которые будут использованы при моделировании для тестирования наличия взаимосвязи с со стратегией акционерного активизма. В третьей главе формулируются исследовательские гипотезы, проводится эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между показателем результативности портфельной компании и стратегией акционерного активизма. Глава также состоит из методологии исследования, описания процесса сбора данных и формирования выборки, описательной статистики, построения регрессионных моделей и анализа результатов проведенного анализа. В заключении представлены основные выводы по работе и даны практические рекомендации.
Практическая значимость исследования заключается в том, большинство работ изучают акционерный активизм на наблюдениях до 2007 года (первая волна), период исследования в данной работе уже приходится на вторую волную активизма с 2009 по 2016 гг. Результаты данной работы могли бы быть полезны менеджерам хедж-фондов и портфельных компаний, текущим и потенциальным инвесторам, а также государственным органам.
С начала 21 века число активистских кампаний непрерывно увеличивается, причем доминирующими игроками становятся хедж-фонды. Практически три четверти кампаний инициируются хедж-фондами. Наибольшей популярностью такая стратегия пользуется на американском рынке, где происходит более половины всех активистских событий. Страновые особенности определяют принципы функционирования хедж-фонда как института, а также влияют на их возможности реализации стратегии акционерного активизма. Ввиду развитости института хедж-фонда и существенного объема финансового рынка, а также наблюдаемой тенденции роста числа активистских кампаний, интерес исследователя представляет стратегия акционерного активизма хедж-фондов в США. Акционерный активизм хедж-фондов в рассматриваемой стране имеет ряд отличий от активизма других институциональных инвесторов, в первую очередь, благодаря особому регуляторному статусу института.
Инвесторы-активисты в лице хедж-фондов приобретают долю в публичной компании с намерением участвовать в управлении и контроле компании, своими активными действиями оказывают значительное влияние на принимаемые организацией стратегические решения, а также ее результаты. К основным тактикам реализации стратегии активизма хедж-фондов относят регулярное взаимодействие с советом директоров или менеджментом, представительство в совете директоров, внесение предложений на собрания, публичная критика деятельности компании, судебные тяжбы. Хедж-фонд может добиваться продажи портфельной компании с премией, продажи активов или выделения подразделений, выплаты дивидендов, изменения структуры капитала или долгосрочной стратегии компании. Акционерный активизм является важной темой в сфере корпоративного управления. Поскольку активистские кампании хедж- фондов становятся распространенным явлением, то определение их последствий для портфельных компаний имеет важное значение [Goodwin, 2015; Lazard, 2019].
Последствия акционерного активизма являются темой для дебатов. Сторонники утверждают, что данная стратегия смягчает агентскую проблему в компании, поскольку активисты играют важную роль в корпоративном контроле. Противники винят активистов в ухудшении положения компании, объясняя осуществляемые ими действия ориентацией на краткосрочный результат. По их мнению, хедж-фонды разрушают акционерную ценность за счет того, что мешают менеджерам осуществлять долгосрочные проекты. Американский финансовый регулятор SEC также выражает обеспокоенность акционерным активизмом хедж-фондов.
Одними из первых академических работ, посвященных акционерному активизму хедж-фондов и результативности портфельных компаний, являются исследования [Klein, Zur, 2006; Clifford, 2007; Brav et al, 2008]. Тема продолжает вызывать интерес в академических кругах, о чем свидетельствуют недавно опубликованные исследования [deHaan et al., 2018; DesJardine, Durand, 2020].
Актуальность данной темы, во-первых, подтверждается большим числом научных исследований, посвященных явлению акционерного активизма хедж-фондов, а также отсутствием консенсуса относительно долгосрочных последствий для результативности компаний. Особый интерес к данной теме наблюдается со стороны профессоров ведущих университетов США, таких как Columbia, Harvard, Duke, Vanderbilt и UPenn.
Во-вторых, актуальность подтверждается значительным количеством аналитических исследований акционерного активизма и хедж-фондов. Ежегодные и ежеквартальные отчеты консалтинговой фирмы Lazard об акционерном активизме, специализированные отчеты Activist Insight и Eurekahedge свидетельствуют о наличии спроса на информацию по данной теме.
Основные исследовательские вопросы данной работы формулируются следующим образом: «Существует ли взаимосвязь между акционерным активизмом хедж-фонда и результативностью портфельных компаний, в которые фонд осуществляет инвестиции? Есть ли различия в результативности для портфельных компаний, где хедж-фонд реализовал стратегию акционерного активизма, и где стратегия не была реализована».
Основываясь на исследовательских вопросах, цель данного исследования может быть сформулирована следующим образом: выявить взаимосвязь между стратегией акционерного активизма хедж-фондов и результативностью портфельных компаний.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1. Сформулировать понятие хедж-фонда, его место среди институциональных инвесторов и состояние современной отрасли.
2. Ввести понятие акционерного активизма и его особенности как одной из реализуемых стратегий хедж-фонда.
3. Представить обзор следований, посвященных деятельности хедж-фондов и их стратегии акционерного активизма.
4. Проанализировать подходы к оцениванию результативности компаний.
5. Провести эмпирическое исследование, направленное на установление взаимосвязи между стратегией акционерного активизма и результативности портфельных компаний .
6. Проанализировать результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, сделать соответствующие им выводы и дать практические рекомендации.
Объектом исследования являются американские хедж-фонды и публичные компании, долю которых фонды приобретали в период с 2009 по 2016 год. Предметом исследования выступает взаимосвязь между факторами стратегии акционерного активизма хедж-фондов, выделенными в ходе исследования, и показателями результативности компаний.
Работа выполнена в формате эмпирического исследования. В выборку вошли 334 наблюдения, в которых американские хедж-фонды приобретали долю американских публичных компаний. Для проведения исследования из базы данных SEC EDGAR была собрана информация о каждой сделке, в том числе название хедж-фонда и портфельной компании, размер приобретаемой доли, дата осуществления сделки, факт реализации стратегии, цель и тактика хедж-фонда. Кроме того, с помощью базы данных Refinitive Eikon была собрана информация о каждой портфельной компании, состоящая из финансовых показателей компании за рассматриваемый период (до трех лет включительно после инвестиции), таких как выручка, рентабельность активов, рыночный показатель результативности, структура собственности. Статистический и эконометрический анализ проводился при помощи пакета Stata.
Структура работы соответствует сформулированным задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава раскрывает понятие хедж-фонда, место хедж-фонда среди институциональных инвесторов, в том числе в сравнении с фондами взаимных и прямых инвестиций. В первой главе также рассматриваются история развития и современное устройство хедж-фондов, особенности регулирования данного института как в США, так и в странах Европы и Азии. Вторая глава посвящена стратегии акционерного активизма и результативности портфельных компаний. В частности, в ней дается понятие стратегии акционерного активизма, рассматриваются и систематизируются основные исследования, посвященные акционерному активизма хедж-фондов, а также его влиянию на портфельные компании. Во второй главе выделяются основные подходы к оценке результативности компании, а также конкретные показатели, которые будут использованы при моделировании для тестирования наличия взаимосвязи с со стратегией акционерного активизма. В третьей главе формулируются исследовательские гипотезы, проводится эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между показателем результативности портфельной компании и стратегией акционерного активизма. Глава также состоит из методологии исследования, описания процесса сбора данных и формирования выборки, описательной статистики, построения регрессионных моделей и анализа результатов проведенного анализа. В заключении представлены основные выводы по работе и даны практические рекомендации.
Практическая значимость исследования заключается в том, большинство работ изучают акционерный активизм на наблюдениях до 2007 года (первая волна), период исследования в данной работе уже приходится на вторую волную активизма с 2009 по 2016 гг. Результаты данной работы могли бы быть полезны менеджерам хедж-фондов и портфельных компаний, текущим и потенциальным инвесторам, а также государственным органам.
Последние два десятилетия наблюдается рост популярности стратегии акционерного активизма среди различных инвесторов. Стратегия акционерного активизма представляет собой приобретение инвестором доли в публичной компании с намерением проведения изменений в компании и ее корпоративном управлении. Одними из наиболее активных инвесторов, реализующих данную стратегию, являются хедж-фонды. В последние годы во всем мире число хедж-фондов, применяющих стратегию акционерного активизма, значительно увеличилось. Развитость института хедж-фонда, объем финансового рынка, а также тенденция роста числа активистских кампаний, ряд научных исследований, правовые особенности — характеристики американской стратегии акционерного активизма хедж- фондов, которая рассматривается в данной работе. Главной целью активиста является максимизация ценности инвестированных средств, поэтому для реализации желаемых изменений хедж-фонды применяют различные тактики. К основным действиям активистов относятся изменение состава совета директоров компании, противодействие слиянию или ликвидации компании, продажа активов или компании, замена генерального директора, изменение структуры капитала и дивидендной политики. Относительно увеличения числа активистских кампаний оппозиционно настроены менеджеры, акционеры публичных компаний и финансовые регуляторы, полагая, что хедж-фонды разрушают ценность для акционеров. В связи с этим у исследователей возникают следующие вопросы: существует ли взаимосвязь между стратегией акционерного активизма хедж-фондов и результативностью портфельных компаний? Является ли реализация стратегии акционерного активизма выигрышной для портфельной компании?
Для ответа на данные исследовательские вопросы в выпускной квалификационной работе было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявления наличия и характера взаимосвязи между стратегией акционерного активизма и результативностью портфельных компаний, в которые инвестировали хедж-фонды. По результатам проведения исследования поставленная цель выявления взаимосвязи стратегии акционерного активизма хедж-фондов и результативности портфельных компаний была достигнута, а также был выполнен ряд заявленных задач. В рамках исследования была дана характеристика хедж-фонда в качестве институционального инвестора, введено понятие акционерного активизма как стратегии хедж-фонда, проведен анализ литературы по акционерному активизму хедж-фондов, рассмотрены основные подходы к оцениванию результативности компании. Наконец, было проведено эмпирическое исследование, проанализированы полученные результаты, а также даны основные рекомендации стейкхолдерам.
В первой главе было введено понятие хедж-фонда как институционального инвестора и был проведен сравнительный анализ хедж-фондов, фондов прямых и взаимных инвестиций. Рассматривается история развития института хедж-фонда, положение современной отрасли, раскрывается специфика хедж-фонда, его структура управления и вознаграждения, описываются особенности законодательного регулирования хедж-фондов в контексте нескольких стран. Определение специфики хедж-фонда лежало в основе дальнейшего анализа стратегии акционерного активизма.
Вторая глава посвящена анализу стратегии акционерного активизма хедж-фондов. В первой части было рассмотрено явление акционерного активизма институциональных инвесторов, проведен обзор академических исследований и описаны различные подходы к определению акционерного активизма хедж-фондов в США, а также приведена наглядная иллюстрация кампании хедж-фонда - активиста. Во второй части был раскрыт вопрос оценки результативности компаний, в рамках которого описаны подходы к оцениванию результативности компаний: бухгалтерский и рыночный, а также проведен анализ показателей. Обзор исследовательских работ по акционерному активизму хедж-фондов и результативности компаний позволил сделать выбор показателей для эмпирического исследования.
В третьей описывается эмпирическое исследование, направленное на выявления наличия и характера взаимосвязи между стратегией акционерного активизма и результативностью портфельных компаний, в которые инвестировали хедж-фонды. Выборка, на которой проводилось эмпирическое исследование, представляла собой 334 наблюдения, в которых американские хедж-фонды приобретали долю американских публичных компаний в период с 2009 по 2016 год. В качестве показателей результативности портфельных компаний были выбраны показатель рентабельности активов (ROA) и отношение рыночной капитализации компании к балансовой стоимости (MBV). В регрессионная модели в качестве зависимой переменной выступал показатель ROA. Во- первых, для рыночного и бухгалтерского показателей было проведено сравнение значений на разных временных горизонтах. Так, в среднем, показатели результативности компаний в течение трех лет после приобретения доли хедж-фондом выше, чем соответствующие показатели за год, в котором осуществлена инвестиция хедж-фонда в компанию. Полученные результаты опровергли нацеленность хедж-фондов на краткосрочный результат. Во-вторых, результаты оценивания регрессионной модели позволили сделать вывод об отсутствии взаимосвязи показателей структуры собственности и результативности портфельных компаний, в которые инвестировали хедж-фонды. Однако, была выявлена обратная взаимосвязь между фактом присутствия среди собственников компании другого хедж-фонда - активиста и результативностью портфельной компании. Кроме того, между величиной доли хедж-фонда и результативностью компании - объекта инвестиций хедж-фонда взаимосвязи не установлено. Наконец, удалось установить прямую взаимосвязь между реализацией стратегии акционерного активизма хедж-фонда и результативностью портфельных компаний. Вдобавок, была выявлена прямая взаимосвязь результативности компании с отдельными изменения - индикаторами реализации стратегии.
Результаты данной работы могут быть полезны как представителям бизнес-, так и академической среды. Во-первых, работа восполняет пробел существующих исследований, затрагивая несколько аспектов корпоративного управления. Во-вторых, результаты практически значимы для управляющих хедж-фондами, менеджеров компаний, потенциальных инвесторов, акционеров, а также финансовых регуляторов. Хедж-фонды, потенциальные инвесторы и акционеры могут использовать полученные результаты для прогнозирования результативности компаний на горизонте трех лет, а затем принимать инвестиционные решения. Информирование акционеров и менеджмента портфельных компаний о выигрышности реализации стратегии акционерного активизма, подкрепленное эмпирическими исследованиями, предоставит больше возможности хедж-фондам провести необходимые изменения. В свою очередь, результаты исследования позволят акционерам и менеджменту скорректировать свое поведение.
Для ответа на данные исследовательские вопросы в выпускной квалификационной работе было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявления наличия и характера взаимосвязи между стратегией акционерного активизма и результативностью портфельных компаний, в которые инвестировали хедж-фонды. По результатам проведения исследования поставленная цель выявления взаимосвязи стратегии акционерного активизма хедж-фондов и результативности портфельных компаний была достигнута, а также был выполнен ряд заявленных задач. В рамках исследования была дана характеристика хедж-фонда в качестве институционального инвестора, введено понятие акционерного активизма как стратегии хедж-фонда, проведен анализ литературы по акционерному активизму хедж-фондов, рассмотрены основные подходы к оцениванию результативности компании. Наконец, было проведено эмпирическое исследование, проанализированы полученные результаты, а также даны основные рекомендации стейкхолдерам.
В первой главе было введено понятие хедж-фонда как институционального инвестора и был проведен сравнительный анализ хедж-фондов, фондов прямых и взаимных инвестиций. Рассматривается история развития института хедж-фонда, положение современной отрасли, раскрывается специфика хедж-фонда, его структура управления и вознаграждения, описываются особенности законодательного регулирования хедж-фондов в контексте нескольких стран. Определение специфики хедж-фонда лежало в основе дальнейшего анализа стратегии акционерного активизма.
Вторая глава посвящена анализу стратегии акционерного активизма хедж-фондов. В первой части было рассмотрено явление акционерного активизма институциональных инвесторов, проведен обзор академических исследований и описаны различные подходы к определению акционерного активизма хедж-фондов в США, а также приведена наглядная иллюстрация кампании хедж-фонда - активиста. Во второй части был раскрыт вопрос оценки результативности компаний, в рамках которого описаны подходы к оцениванию результативности компаний: бухгалтерский и рыночный, а также проведен анализ показателей. Обзор исследовательских работ по акционерному активизму хедж-фондов и результативности компаний позволил сделать выбор показателей для эмпирического исследования.
В третьей описывается эмпирическое исследование, направленное на выявления наличия и характера взаимосвязи между стратегией акционерного активизма и результативностью портфельных компаний, в которые инвестировали хедж-фонды. Выборка, на которой проводилось эмпирическое исследование, представляла собой 334 наблюдения, в которых американские хедж-фонды приобретали долю американских публичных компаний в период с 2009 по 2016 год. В качестве показателей результативности портфельных компаний были выбраны показатель рентабельности активов (ROA) и отношение рыночной капитализации компании к балансовой стоимости (MBV). В регрессионная модели в качестве зависимой переменной выступал показатель ROA. Во- первых, для рыночного и бухгалтерского показателей было проведено сравнение значений на разных временных горизонтах. Так, в среднем, показатели результативности компаний в течение трех лет после приобретения доли хедж-фондом выше, чем соответствующие показатели за год, в котором осуществлена инвестиция хедж-фонда в компанию. Полученные результаты опровергли нацеленность хедж-фондов на краткосрочный результат. Во-вторых, результаты оценивания регрессионной модели позволили сделать вывод об отсутствии взаимосвязи показателей структуры собственности и результативности портфельных компаний, в которые инвестировали хедж-фонды. Однако, была выявлена обратная взаимосвязь между фактом присутствия среди собственников компании другого хедж-фонда - активиста и результативностью портфельной компании. Кроме того, между величиной доли хедж-фонда и результативностью компании - объекта инвестиций хедж-фонда взаимосвязи не установлено. Наконец, удалось установить прямую взаимосвязь между реализацией стратегии акционерного активизма хедж-фонда и результативностью портфельных компаний. Вдобавок, была выявлена прямая взаимосвязь результативности компании с отдельными изменения - индикаторами реализации стратегии.
Результаты данной работы могут быть полезны как представителям бизнес-, так и академической среды. Во-первых, работа восполняет пробел существующих исследований, затрагивая несколько аспектов корпоративного управления. Во-вторых, результаты практически значимы для управляющих хедж-фондами, менеджеров компаний, потенциальных инвесторов, акционеров, а также финансовых регуляторов. Хедж-фонды, потенциальные инвесторы и акционеры могут использовать полученные результаты для прогнозирования результативности компаний на горизонте трех лет, а затем принимать инвестиционные решения. Информирование акционеров и менеджмента портфельных компаний о выигрышности реализации стратегии акционерного активизма, подкрепленное эмпирическими исследованиями, предоставит больше возможности хедж-фондам провести необходимые изменения. В свою очередь, результаты исследования позволят акционерам и менеджменту скорректировать свое поведение.
Подобные работы
- Акционерный активизм и структура капитала компании: анализ взаимосвязи
Бакалаврская работа, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020



