Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь особенностей семейной коммуникации и эмоционального интеллекта дошкольников (Московский Институт Психоанализа)

Работа №128681

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и их родители.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Подходы к определению эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 16
1.3. Семейные коммуникации как средство развития эмоционального интеллекта 22
Вывод по теоретической главе 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и особенностей родительских отношений 32
2.3. Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностных качеств 46
ВЫВОДЫ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Актуальность темы исследования. На протяжении всей жизни человек проходит множество стадий развития, которые позволяют формировать новые качества и способности, необходимые для прохождения конкретного возрастного этапа. Первой и наиболее важной социальной группой, которая формирует навыки и способности ребенка является семья. Внутри семьи ребенок получает определенно выстроенный процесс воспитания, под который ребенок подстраивается и на основе его анализируют и изучает окружающий мир. Примечателен тот факт, что семья является социальным институтом, в котором ребенок будет находится всю жизнь, именно поэтому современные педагоги и психологи отмечают, что от семейного воспитания зависит то как ребенок будет ощущать и вести себя в рамках общества.
Семейное воспитание – это сложная система, которая складывается в условиях конкретной семьи и несет в себе передачу жизненного опыта, знаний, умения и навыков от родителя к ребенку. Через семейное воспитание ребенок развивает разнообразные качества: любовь, доброту, взаимоуважение, эмпатию, честность. Современное семейное воспитание направлено на развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей, оно занимается приобщением ребенка к сложным социальным механизмам. Все описанные способности в дошкольном возрасте реализуются через эмоциональную сферу, поскольку она наиболее приспособлена к передаче информации от взрослого к ребенку. Эмоции играют очень важную роль в дошкольном возрасте, именно через них происходит процесс социализации и выстраивания первых межличностных связей.
Существует большое разнообразие определений эмоционального интеллекта. По мнению О.В. Хухлаевой, эмоциональный интеллект – это способность ребенка наиболее быстро и комфортно адаптироваться к окружающей среде и социальным группам, и коллективам.
И. Н. Андреева, Г. Г. Гарскова, Е. И. Изотова, Д. В. Люсин описывают значение эмоционального интеллекта для ребенка через то, что он сможет адекватно проявлять свои чувства, эмоции, при этом спокойно относиться и к оценке подобных проявлений и выражений у других людей по отношению к себе.
Дошкольный возраст предполагает развитие множества качеств и способностей ребенка через процесс социализации. Дети формируют новые социальные связи, а эмоциональный интеллект им позволяет наиболее быстрее укреплять данные отношения, дети выстраивают собственное поведение через оценку, регуляцию и использование эмоций.
Согласно исследованиям И.Н. Андреевой, Т.О. Бабаевой и Л.М. Новиковой, можно сказать, что именно дошкольный возраст является наиболее комфортным сенситивным периодом, в котором происходит процесс формирования эмоционального интеллекта, он выступает регулятором множества жизненных функций.
Как и любые другие компоненты, эмоциональный интеллект формируется и развивается через структуру семейных отношений. Какие межличностные отношения протекают внутри семьи, какие ценности и мотивы ставятся в приоритет, так и протекает процесс развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект невозможно развивать без коммуникативных действий, родители только через общение смогут показать конкретный пример проявления эмоционального интеллекта.
Многие авторы, например, П. Сэловей, в структуре эмоционального интеллекта выделяют оценку и выражение эмоций через вербальные и невербальные формы. Именно поэтому, необходимо отметить факт того, что именно коммуникация между родителями и детьми дошкольного возраста создает предпосылки к развитию эмоционального интеллекта.
Для исследования особенностей влияния семейных коммуникаций на развитие эмоционального интеллекта дошкольника, нами были проанализированы различные научно-исследовательские работы таких отечественных авторов как: И.Н. Андреевой, С.И. Афонькиной, Т.О. Бабаевой, Л.С. Выготского, Г.Г. Гарской, В.В. Давыдова, В.К. Загвоздкина, А.В. Карова, Д.В. Люсиной, Л.М. Новиковой, С.Л. Рубенштейна, Е.А. Тупичкиной, Д.В. Ушакова. Исследовались работы и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики: П. Сэловей, Дж. Майер, Д. Карузо, З. Фрейд.
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст представляет собой возрастной период, в котором ребенок через семью как центральную социальную группу формирует основные навыки и способности, в том числе эмоциональный интеллект. В рамках семейного воспитания и взаимодействия с родителями, ребенок сможет получить тот набор способностей, которые он сможет использовать при выстраивании новых социальных связей и только при использовании эмоционального интеллекта новые связи смогут стать значимыми для ребенка.
Именно поэтому цель исследования заключается в том, чтобы выявить взаимосвязь между особенностями семейных коммуникаций и развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – особенности семейной коммуникации.
Предмет исследования – особенности семейной коммуникации в семьях детей с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Гипотеза исследования – существует прямая взаимосвязь между особенностями коммуникаций в семье и уровнем развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника.
Задачи исследования:
1) Представить теоретический обзор исследований эмоционального интеллекта.
2) Представить теоретический обзор исследования развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
3) Представить теоретический обзор влияния семейных коммуникаций на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
4) Провести эмпирическое исследование и выявить взаимосвязи между особенностями коммуникации в семье и уровнен развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературных источников, обобщение, систематизация литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника (Нгуен Минь Ань), шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3 (Д.Х. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави, метод адаптирован Эйдемиллер Э. Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003), опросник родительских отношений ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика компинг поведения в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс М.И. Паркер адаптирован Т.А. Крюковой), шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг в адаптации Ю.Л. Ханина).
Выборка исследования: 20 детей с ЗПР, 20 здоровых детей старшего дошкольного возраста, их родители.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования, а именно показатели взаимосвязи семейных коммуникаций и эмоционального интеллекта дошкольника могут быть дополнительно изучены в рамках семейной и детской психологии.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты изучения особенностей развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста могут использоваться школьными психологами для коррекции поведения детей, семейными психологами в разработке программ по семейной реабилитации дисфункциональных семей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для решения поставленной цели эмпирического исследования были решены следующие задачи:
1. Представлен теоретический обзор исследований эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной литературе, сформировано основное определение эмоционального интеллекта, выявлены уникальные характеристики данного феномена в психологии и педагогике.
2. Представлен теоретический обзор исследования развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, определены основные личностные, психологические и возрастные особенности, которые оказывают влияние на развитие эмоционального интеллекта. Определено, что старший дошкольный возраста представляет собой наиболее важный период развития эмоционального интеллекта за счет проявления способности к самосознанию и изучению социального «Я».
3. Представление теоретической обзор влияния семейных коммуникаций на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Определено, что взаимодействие с родителями также является важнейшим критерием развития и формирования эмоционального интеллекта. Родители выполняют роль спутника в социальный мир дошкольника, именно через различные средства коммуникации и общения родители демонстрируют ребенку особенности процесса взаимоотношений между людьми. Каждый родитель преследует собственную цель, одни нацелены на интеллектуальное развитие ребенка, другие на эмоциональное и социальное развитие, третья часть родителей относится попустительски. Каждая семья обладает своими целями, мотивами, ценностями, на которых выстраивается процесс эмоционального воспитания. Также необходимо выделить и стили семейного воспитания, в рамках которых и используются коммуникационные связи. Каждый стиль обладает своей спецификой, анализ научно-исследовательской и специальной литературы по психологии и педагогики продемонстрировал, что родители, которые воспитывают ребенка в рамках демократического стиля способны сформировать эмоциональный интеллект наиболее эффективней и быстрей, чем родители, использующие авторитарный и попустительский стили воспитания.
4. В рамках эмпирического исследования были выявлены взаимосвязи, которые оказывают влияние на формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
У здоровых детей на развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние:
- Типы структур семьи, а именно: «структурированная семья»; «гибкая семья»; «Связанная семья».
- Показатели родительских отношений: «Принятие-отвержение»; «Кооперация»; «Симбиоз.
- Личностные свойства и копинг-поведение при стрессовых ситуациях: «Социальное отвлечение»; «Эмоционально-ориентированный копинг»; «Решение задач».
У детей с ЗПР на развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние:
- Типы структур семьи, а именно: «Связанная семья»; «Сцепленная семья».
- Показатели родительских отношений: «Принятие-отвержение».
Необходимо отметить, что существует прямая взаимосвязь между семейной коммуникацией и развитием эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.



1. Афонькина, Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников [Текст] / Ю.А. Афонькина // Детский сад: теория и практика – 2014 – №4. С. – 7-17.
2. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта И. Н. Андреева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012 – 212 с.
3. Андреева, И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-ая Международная научно-практическая конференция 26–27 ноября 2004 года, г. Смоленск: СГПУ, 2004. С. 22–26.
4. Бреслав, Г. В. Психология эмоций : учебное пособие / Г. В. Бреслав. – Москва : Академия, 2017.– 544 с.
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование [Текст]/ Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2009 – 464 с.
6. Веккер, Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. – Москва : Смысл, 2015 – 223 с.
7. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Сибирский педагогический журнал. – 2011 г.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл, 2004 – 509 с.
9. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. — М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. - 512 с.
10. Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.; редкол.: А. А. Крылов [и др.]. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб.ун-та, 2013 - С. 25 - 26
11. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М. : АСТ: АСТ Москва: Владимир: ВКТ, 2009 – 478 с.
12. Деревянко, С.П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта /С.П.Деревянко// Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. – С. 90-113.
13. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: учебное пособие / под редакцией О. В. Токарь, О. А. Усанова. – 3-е издание, стереотипное. - Москва: ФЛИНТА, 2019. – 48 с.
14. Загвоздкин, В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // Культурно-историческая психология. - 2008. - №2. - С. 97–103.
15. Запорожец, А.В. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, Л. А. Венгер и др. //- Москва : Педагогика, 1980. - 271 с
16. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., исп. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 – С. 71.
17. Изотова, Е. И., Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 46. С. 7.
18. Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка. – Московский институт коррекционной педагогики. – Статья из электронного ресурса, URL: [https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_razvit_emoczionalnyij_intellekt_u_rebenka/], дата обращения: 26.06.2023
19. Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 481.
20. Казаринова, Н.В. Межличностная коммуникация. Теория и жизнь/ О.И.Матьяш, В.М.Погольша, Н.В.Казаринова, С.А.Биби, Ж.В.Зарицкая // Под науч. ред. О.И.Матьяш. – СПб.: Речь, 2011– 560 с.
21. Кочетова, Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография / Ю.А. Кочетова. — Москва: МГППУ, 2021 – 104 с.
22. Комарова, А.И. Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. / А.И.Комарова - Саратов, 2011 – 25 с.
23. Левкин, В.Е. Тренинг эффективного общения: учебное пособие [Текст] / В.Е. Лёвкин. – М. : Берлин: Директ-Медиа, 2016 – 142 с.
24. Леоньтев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций [Текст] / А.Н. Леоньтев. – Москва: Московский университет, 1991 – 38 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
26. Литвиненко, В. А. Современные исследования эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Северо-Кавказский психологический вестник. 2020. – С. 28-39.
27. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004 С. 29–36.
28. Микляева, Г.Ф. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью в условиях введения ФГОС ДО [Текст] / Г.Ф. Микляева // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017 – № 53 – 156 с.
29. Мещерякова, И.Н. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / И.Н. Мещерякова // Психология – XXI век. Психологические пробемы молодежи на современном этапе развития российского общества: межвуз. сб. науч. трудов. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010. – С. 13-18.
30. Мухина, В.С. Детская психология : Учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина. - 2. изд. - Москва : Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352 с.
31. Нгуен, М. А. Эмоциональный интеллект или новый взгляд на проблему толерантности / М. А. Нгуен // Психология образования сегодня: теория и практика / под ред. С. И. Коптевой, А. П. Лобанова, Н. В. Дроздовой. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014 – 273 с.
32. Никулина, И.В. Эмоциональный интеллект: инструменты развития: учебное пособие / И.В. Никулина. – Самара: Издательство Самарского университета, 2022 – 82 с.
33. Ошкина, А.А. Формирование у старших дошкольников психоэмоциональной регуляции как элемента здорового образа жизни: учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Ошкина [ и др.] – М. : ТЦ Сфера, 2013 – 160 с.
34. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 460 с.
35. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом : История и современность : Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. - Москва : Academia, 2001. – 239 с.
36. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В.С. – Москва, 2005 - 398 с.
37. Психология детско-родительских отношений: учебно-методическое пособие / составитель Т. М. Харламова. – 3-е издание, стереотипное. – Москва: ФЛИНТА, 2019 – 29 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л.Рубинштейн – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
39. Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике. / Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. – Р.Д.Робертс, Дж.Мэттьюс, М.Зайднер, Д.В.Люсин – 2004. Т. 1. № 4. С. 3-24.
40. Семина, Р. Р. К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка / Р. Р. Сёмина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 15 (305). – С. 286-288
41. Савенкова Т. Д. Методика диагностики базовых параметров эмоционального интеллекта дошкольника // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2017. № 3. С. 47–53.
42. Семенака, С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольников [Текст] / С.И. Семенака // Детский сад: теория и практика. – 2014 – №4. – С. 86-95.
43. Токарева, О. А., Серый А. В., Федоров А. И. Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3. С. 129–139.
44. Фресс, П. Экспериментальная психология [Текст] / П. Фресс, Ж. Пиаже. – М. : 1995 – 142 с
45. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
46. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О. В. Хухлаева. – Москва: 2013 – 214 с.
47. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 — 384 с.
48. Экман, П.Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2010 — 334 с.
49. Mayer J. D., Caruso D., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999 V. 27 P. 267–298.
50. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications / Ed. by P. Salovey, D. Sluyter. New York: Perseus Books Group, 1997 P. 3–31.
51. Saarni C. Cognition, context and goals: significant components in socialemotional effectiveness. / C.Saarni // Social Development. V. 10. No 1. 2001. – P. 125- 129

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ