Взаимосвязь особенностей семейной коммуникации и эмоционального интеллекта дошкольников (Московский Институт Психоанализа)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и их родители.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Подходы к определению эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 16
1.3. Семейные коммуникации как средство развития эмоционального интеллекта 22
Вывод по теоретической главе 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и особенностей родительских отношений 32
2.3. Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностных качеств 46
ВЫВОДЫ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и их родители.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Подходы к определению эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 16
1.3. Семейные коммуникации как средство развития эмоционального интеллекта 22
Вывод по теоретической главе 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и особенностей родительских отношений 32
2.3. Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностных качеств 46
ВЫВОДЫ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность темы исследования. На протяжении всей жизни человек проходит множество стадий развития, которые позволяют формировать новые качества и способности, необходимые для прохождения конкретного возрастного этапа. Первой и наиболее важной социальной группой, которая формирует навыки и способности ребенка является семья. Внутри семьи ребенок получает определенно выстроенный процесс воспитания, под который ребенок подстраивается и на основе его анализируют и изучает окружающий мир. Примечателен тот факт, что семья является социальным институтом, в котором ребенок будет находится всю жизнь, именно поэтому современные педагоги и психологи отмечают, что от семейного воспитания зависит то как ребенок будет ощущать и вести себя в рамках общества.
Семейное воспитание – это сложная система, которая складывается в условиях конкретной семьи и несет в себе передачу жизненного опыта, знаний, умения и навыков от родителя к ребенку. Через семейное воспитание ребенок развивает разнообразные качества: любовь, доброту, взаимоуважение, эмпатию, честность. Современное семейное воспитание направлено на развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей, оно занимается приобщением ребенка к сложным социальным механизмам. Все описанные способности в дошкольном возрасте реализуются через эмоциональную сферу, поскольку она наиболее приспособлена к передаче информации от взрослого к ребенку. Эмоции играют очень важную роль в дошкольном возрасте, именно через них происходит процесс социализации и выстраивания первых межличностных связей.
Существует большое разнообразие определений эмоционального интеллекта. По мнению О.В. Хухлаевой, эмоциональный интеллект – это способность ребенка наиболее быстро и комфортно адаптироваться к окружающей среде и социальным группам, и коллективам.
И. Н. Андреева, Г. Г. Гарскова, Е. И. Изотова, Д. В. Люсин описывают значение эмоционального интеллекта для ребенка через то, что он сможет адекватно проявлять свои чувства, эмоции, при этом спокойно относиться и к оценке подобных проявлений и выражений у других людей по отношению к себе.
Дошкольный возраст предполагает развитие множества качеств и способностей ребенка через процесс социализации. Дети формируют новые социальные связи, а эмоциональный интеллект им позволяет наиболее быстрее укреплять данные отношения, дети выстраивают собственное поведение через оценку, регуляцию и использование эмоций.
Согласно исследованиям И.Н. Андреевой, Т.О. Бабаевой и Л.М. Новиковой, можно сказать, что именно дошкольный возраст является наиболее комфортным сенситивным периодом, в котором происходит процесс формирования эмоционального интеллекта, он выступает регулятором множества жизненных функций.
Как и любые другие компоненты, эмоциональный интеллект формируется и развивается через структуру семейных отношений. Какие межличностные отношения протекают внутри семьи, какие ценности и мотивы ставятся в приоритет, так и протекает процесс развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект невозможно развивать без коммуникативных действий, родители только через общение смогут показать конкретный пример проявления эмоционального интеллекта.
Многие авторы, например, П. Сэловей, в структуре эмоционального интеллекта выделяют оценку и выражение эмоций через вербальные и невербальные формы. Именно поэтому, необходимо отметить факт того, что именно коммуникация между родителями и детьми дошкольного возраста создает предпосылки к развитию эмоционального интеллекта.
Для исследования особенностей влияния семейных коммуникаций на развитие эмоционального интеллекта дошкольника, нами были проанализированы различные научно-исследовательские работы таких отечественных авторов как: И.Н. Андреевой, С.И. Афонькиной, Т.О. Бабаевой, Л.С. Выготского, Г.Г. Гарской, В.В. Давыдова, В.К. Загвоздкина, А.В. Карова, Д.В. Люсиной, Л.М. Новиковой, С.Л. Рубенштейна, Е.А. Тупичкиной, Д.В. Ушакова. Исследовались работы и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики: П. Сэловей, Дж. Майер, Д. Карузо, З. Фрейд.
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст представляет собой возрастной период, в котором ребенок через семью как центральную социальную группу формирует основные навыки и способности, в том числе эмоциональный интеллект. В рамках семейного воспитания и взаимодействия с родителями, ребенок сможет получить тот набор способностей, которые он сможет использовать при выстраивании новых социальных связей и только при использовании эмоционального интеллекта новые связи смогут стать значимыми для ребенка.
Именно поэтому цель исследования заключается в том, чтобы выявить взаимосвязь между особенностями семейных коммуникаций и развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – особенности семейной коммуникации.
Предмет исследования – особенности семейной коммуникации в семьях детей с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Гипотеза исследования – существует прямая взаимосвязь между особенностями коммуникаций в семье и уровнем развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника.
Задачи исследования:
1) Представить теоретический обзор исследований эмоционального интеллекта.
2) Представить теоретический обзор исследования развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
3) Представить теоретический обзор влияния семейных коммуникаций на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
4) Провести эмпирическое исследование и выявить взаимосвязи между особенностями коммуникации в семье и уровнен развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературных источников, обобщение, систематизация литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника (Нгуен Минь Ань), шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3 (Д.Х. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави, метод адаптирован Эйдемиллер Э. Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003), опросник родительских отношений ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика компинг поведения в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс М.И. Паркер адаптирован Т.А. Крюковой), шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг в адаптации Ю.Л. Ханина).
Выборка исследования: 20 детей с ЗПР, 20 здоровых детей старшего дошкольного возраста, их родители.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования, а именно показатели взаимосвязи семейных коммуникаций и эмоционального интеллекта дошкольника могут быть дополнительно изучены в рамках семейной и детской психологии.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты изучения особенностей развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста могут использоваться школьными психологами для коррекции поведения детей, семейными психологами в разработке программ по семейной реабилитации дисфункциональных семей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения и списка использованной литературы.
Семейное воспитание – это сложная система, которая складывается в условиях конкретной семьи и несет в себе передачу жизненного опыта, знаний, умения и навыков от родителя к ребенку. Через семейное воспитание ребенок развивает разнообразные качества: любовь, доброту, взаимоуважение, эмпатию, честность. Современное семейное воспитание направлено на развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей, оно занимается приобщением ребенка к сложным социальным механизмам. Все описанные способности в дошкольном возрасте реализуются через эмоциональную сферу, поскольку она наиболее приспособлена к передаче информации от взрослого к ребенку. Эмоции играют очень важную роль в дошкольном возрасте, именно через них происходит процесс социализации и выстраивания первых межличностных связей.
Существует большое разнообразие определений эмоционального интеллекта. По мнению О.В. Хухлаевой, эмоциональный интеллект – это способность ребенка наиболее быстро и комфортно адаптироваться к окружающей среде и социальным группам, и коллективам.
И. Н. Андреева, Г. Г. Гарскова, Е. И. Изотова, Д. В. Люсин описывают значение эмоционального интеллекта для ребенка через то, что он сможет адекватно проявлять свои чувства, эмоции, при этом спокойно относиться и к оценке подобных проявлений и выражений у других людей по отношению к себе.
Дошкольный возраст предполагает развитие множества качеств и способностей ребенка через процесс социализации. Дети формируют новые социальные связи, а эмоциональный интеллект им позволяет наиболее быстрее укреплять данные отношения, дети выстраивают собственное поведение через оценку, регуляцию и использование эмоций.
Согласно исследованиям И.Н. Андреевой, Т.О. Бабаевой и Л.М. Новиковой, можно сказать, что именно дошкольный возраст является наиболее комфортным сенситивным периодом, в котором происходит процесс формирования эмоционального интеллекта, он выступает регулятором множества жизненных функций.
Как и любые другие компоненты, эмоциональный интеллект формируется и развивается через структуру семейных отношений. Какие межличностные отношения протекают внутри семьи, какие ценности и мотивы ставятся в приоритет, так и протекает процесс развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект невозможно развивать без коммуникативных действий, родители только через общение смогут показать конкретный пример проявления эмоционального интеллекта.
Многие авторы, например, П. Сэловей, в структуре эмоционального интеллекта выделяют оценку и выражение эмоций через вербальные и невербальные формы. Именно поэтому, необходимо отметить факт того, что именно коммуникация между родителями и детьми дошкольного возраста создает предпосылки к развитию эмоционального интеллекта.
Для исследования особенностей влияния семейных коммуникаций на развитие эмоционального интеллекта дошкольника, нами были проанализированы различные научно-исследовательские работы таких отечественных авторов как: И.Н. Андреевой, С.И. Афонькиной, Т.О. Бабаевой, Л.С. Выготского, Г.Г. Гарской, В.В. Давыдова, В.К. Загвоздкина, А.В. Карова, Д.В. Люсиной, Л.М. Новиковой, С.Л. Рубенштейна, Е.А. Тупичкиной, Д.В. Ушакова. Исследовались работы и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики: П. Сэловей, Дж. Майер, Д. Карузо, З. Фрейд.
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст представляет собой возрастной период, в котором ребенок через семью как центральную социальную группу формирует основные навыки и способности, в том числе эмоциональный интеллект. В рамках семейного воспитания и взаимодействия с родителями, ребенок сможет получить тот набор способностей, которые он сможет использовать при выстраивании новых социальных связей и только при использовании эмоционального интеллекта новые связи смогут стать значимыми для ребенка.
Именно поэтому цель исследования заключается в том, чтобы выявить взаимосвязь между особенностями семейных коммуникаций и развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – особенности семейной коммуникации.
Предмет исследования – особенности семейной коммуникации в семьях детей с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Гипотеза исследования – существует прямая взаимосвязь между особенностями коммуникаций в семье и уровнем развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника.
Задачи исследования:
1) Представить теоретический обзор исследований эмоционального интеллекта.
2) Представить теоретический обзор исследования развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
3) Представить теоретический обзор влияния семейных коммуникаций на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
4) Провести эмпирическое исследование и выявить взаимосвязи между особенностями коммуникации в семье и уровнен развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературных источников, обобщение, систематизация литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника (Нгуен Минь Ань), шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3 (Д.Х. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави, метод адаптирован Эйдемиллер Э. Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003), опросник родительских отношений ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика компинг поведения в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс М.И. Паркер адаптирован Т.А. Крюковой), шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг в адаптации Ю.Л. Ханина).
Выборка исследования: 20 детей с ЗПР, 20 здоровых детей старшего дошкольного возраста, их родители.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования, а именно показатели взаимосвязи семейных коммуникаций и эмоционального интеллекта дошкольника могут быть дополнительно изучены в рамках семейной и детской психологии.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты изучения особенностей развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста могут использоваться школьными психологами для коррекции поведения детей, семейными психологами в разработке программ по семейной реабилитации дисфункциональных семей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения и списка использованной литературы.
Для решения поставленной цели эмпирического исследования были решены следующие задачи:
1. Представлен теоретический обзор исследований эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной литературе, сформировано основное определение эмоционального интеллекта, выявлены уникальные характеристики данного феномена в психологии и педагогике.
2. Представлен теоретический обзор исследования развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, определены основные личностные, психологические и возрастные особенности, которые оказывают влияние на развитие эмоционального интеллекта. Определено, что старший дошкольный возраста представляет собой наиболее важный период развития эмоционального интеллекта за счет проявления способности к самосознанию и изучению социального «Я».
3. Представление теоретической обзор влияния семейных коммуникаций на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Определено, что взаимодействие с родителями также является важнейшим критерием развития и формирования эмоционального интеллекта. Родители выполняют роль спутника в социальный мир дошкольника, именно через различные средства коммуникации и общения родители демонстрируют ребенку особенности процесса взаимоотношений между людьми. Каждый родитель преследует собственную цель, одни нацелены на интеллектуальное развитие ребенка, другие на эмоциональное и социальное развитие, третья часть родителей относится попустительски. Каждая семья обладает своими целями, мотивами, ценностями, на которых выстраивается процесс эмоционального воспитания. Также необходимо выделить и стили семейного воспитания, в рамках которых и используются коммуникационные связи. Каждый стиль обладает своей спецификой, анализ научно-исследовательской и специальной литературы по психологии и педагогики продемонстрировал, что родители, которые воспитывают ребенка в рамках демократического стиля способны сформировать эмоциональный интеллект наиболее эффективней и быстрей, чем родители, использующие авторитарный и попустительский стили воспитания.
4. В рамках эмпирического исследования были выявлены взаимосвязи, которые оказывают влияние на формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
У здоровых детей на развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние:
- Типы структур семьи, а именно: «структурированная семья»; «гибкая семья»; «Связанная семья».
- Показатели родительских отношений: «Принятие-отвержение»; «Кооперация»; «Симбиоз.
- Личностные свойства и копинг-поведение при стрессовых ситуациях: «Социальное отвлечение»; «Эмоционально-ориентированный копинг»; «Решение задач».
У детей с ЗПР на развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние:
- Типы структур семьи, а именно: «Связанная семья»; «Сцепленная семья».
- Показатели родительских отношений: «Принятие-отвержение».
Необходимо отметить, что существует прямая взаимосвязь между семейной коммуникацией и развитием эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
1. Представлен теоретический обзор исследований эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной литературе, сформировано основное определение эмоционального интеллекта, выявлены уникальные характеристики данного феномена в психологии и педагогике.
2. Представлен теоретический обзор исследования развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, определены основные личностные, психологические и возрастные особенности, которые оказывают влияние на развитие эмоционального интеллекта. Определено, что старший дошкольный возраста представляет собой наиболее важный период развития эмоционального интеллекта за счет проявления способности к самосознанию и изучению социального «Я».
3. Представление теоретической обзор влияния семейных коммуникаций на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Определено, что взаимодействие с родителями также является важнейшим критерием развития и формирования эмоционального интеллекта. Родители выполняют роль спутника в социальный мир дошкольника, именно через различные средства коммуникации и общения родители демонстрируют ребенку особенности процесса взаимоотношений между людьми. Каждый родитель преследует собственную цель, одни нацелены на интеллектуальное развитие ребенка, другие на эмоциональное и социальное развитие, третья часть родителей относится попустительски. Каждая семья обладает своими целями, мотивами, ценностями, на которых выстраивается процесс эмоционального воспитания. Также необходимо выделить и стили семейного воспитания, в рамках которых и используются коммуникационные связи. Каждый стиль обладает своей спецификой, анализ научно-исследовательской и специальной литературы по психологии и педагогики продемонстрировал, что родители, которые воспитывают ребенка в рамках демократического стиля способны сформировать эмоциональный интеллект наиболее эффективней и быстрей, чем родители, использующие авторитарный и попустительский стили воспитания.
4. В рамках эмпирического исследования были выявлены взаимосвязи, которые оказывают влияние на формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
У здоровых детей на развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние:
- Типы структур семьи, а именно: «структурированная семья»; «гибкая семья»; «Связанная семья».
- Показатели родительских отношений: «Принятие-отвержение»; «Кооперация»; «Симбиоз.
- Личностные свойства и копинг-поведение при стрессовых ситуациях: «Социальное отвлечение»; «Эмоционально-ориентированный копинг»; «Решение задач».
У детей с ЗПР на развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние:
- Типы структур семьи, а именно: «Связанная семья»; «Сцепленная семья».
- Показатели родительских отношений: «Принятие-отвержение».
Необходимо отметить, что существует прямая взаимосвязь между семейной коммуникацией и развитием эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.



